Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений.
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 13.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Этапы развития речи детей в дошкольном возрасте 7
1.2. Теоретические подходы к пониманию процесса формирования речевых навыков и умений дошкольников 15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования речевых умений и навыков детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ 27
2.1. Организация диагностики уровня сформированности речевых умений и навыков дошкольников на констатирующем этапе экспериментальной работы 27
2.2. Реализация психолого-педагогических условий формирования у дошкольников речевых умений и навыков на формирующем этапе экспериментальной работы 39
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы на контрольном этапе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Программа была реализована по пятиосновным условиям в течение трех месяцев с экспериментальной группой дошкольников.Основная цель программы:Формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в сочетании триады ДОУ – семья (родители) – ребенок.Задачи программы:создание условий для развития коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста;создание условий для гармоничного развития личности дошкольника в условиях ДОУ;развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе коммуникации;развитие у детей коммуникативных умений при конфликтах со сверстниками;развитие познавательной сферы дошкольников;развитие и активизация познавательной активности дошкольников;создание психологически здоровых условий для гармоничного развития личности дошкольников; создание креативного пространства для развития коммуникативных навыков дошкольников;развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ и в семье.Таблица 2.1.4Программа по формированию условий для развития коммуникативных навыков и умений дошкольников Этапы и условияВиды деятельностиСроки реализации1.Правильная речевая средаЗакупка оборудования для игровой комнаты дошкольников «В гостях у Гены и Чебурашки» В течение 1 месяца2.Формирование мотивации у дошкольников к занятиям по развитию коммуникативных навыков – создаем музыкальную гостинцу «В гостях у Гены и Чебурашки»Работа с воспитателями по реализации шагов по созданию музыкальной гостинойПривлечение методиста, психолога и логопеда к данной работеЗа месяц до реализации проекта3.Научно-методическое обеспечениеПроведение методического объединения по теме формирования коммуникативных навыков и умений дошкольниковЗа месяц до реализации проекта4.Инновационные методы в работе с дошкольникамиПрохождение онлайн-курсов повышения квалификации для двух воспитателей, кто будет реализовывать данную программу по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством цифровых инновационных технологий и разработка совместно с методистом, психологом и логопедом программы по созданию условий для формирования коммуникативных навыков и умений у дошкольниковЗа месяц до реализации проекта5.Создание материально-технической базы В разработкеК формам работы с родителями мы отнесли:родительские собрания на тему развития и активизации коммуникативных навыков у дошкольников в домашних условиях;знакомство родителей с программой по коммуникативным навыкам и умениям для дошкольников; комплекс заданий для родителей, которые можно выполнять дома вместе с ребенком для развития коммуникативных навыков и умений дошкольников; обратная связь, которую можно получить посредством взаимодействия с родителями по реализации программы;демонстрация для родителей результатов исследования коммуникативных навыков дошкольников (без названия конкретных детей) только по общим показателям 2 группы дошкольников. Таблица 2.1.5Программа занятий по формированию коммуникативных навыков и умений дошкольников Название занятияВиды деятельностиСроки реализации1.Музыкальная гостиная совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В гостях у Гены и Чебурашки»:Как подружиться с другими людьми Беседа с музыкальным сопровождением и психологические игры с дошкольниками по развитию коммуникации февраль2.Музыкальная гостиная совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В гостях у Гены и Чебурашки»:Как справиться с Шапокляк? Беседа с музыкальным сопровождением о том, как выходить из конфликтных ситуаций и как вести себя со взрослыми в конфликтахпсихологические игры с дошкольниками по развитию коммуникациифевраль3.Музыкальная гостиная совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В гостях у Гены и Чебурашки»:Ты и я мы все друзьяБеседа с музыкальным сопровождением о том, как подружиться с другими ребятамипсихологические игры с дошкольниками по развитию коммуникациифевраль4.Музыкальная гостиная совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В гостях у Гены и Чебурашки»:Как помогать другим?Беседа с музыкальным сопровождением о том, как оказывать помощь другим, как взаимодействовать и какие слова можно подобрать, чтобы помочь другомуЛогопедические игры с дошкольниками по развитию коммуникациимарт5.Музыкальное путешествие совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В страну дружбы с Геной и Чебурашкой»Музыкальная игра по станциям вместе с героями мультика(сценарий разрабатываем музыкальный руководитель)март6.Посещение городской библиотеки вместе с Геной и ЧебурашкойИгровое пространство городской библиотеки, где проводится психологическая игра «Будем дружить домами»март7.Музыкальная гостиная совместно с музыкальным руководителем ДОУ «В гостях у Гены и Чебурашки»:Музыкальная игра с дошкольниками,Логопедические игры от логопедамарт8.Итоговое занятие – совместное чаепитие родителей, детей и педагогов, кто принял участие в программеИтоговое мероприятие апрель9.Отчет для методиста на методическом объединении Доклад на методическом объединении о результатах программы апрель10. Выступление на родительском собрании о результатах программы по формированию коммуникативных навыков и умений Доклад на методическом объединении о результатах программы апрельТаким образом, мы предлагаем реализовать предложенную программу и комплекс мероприятий, направленных на формирование коммуникативных навыков и умений детей в ДОУ.2.3. Анализ результатов экспериментальной работы на контрольном этапеДалее после реализации программы во 2 группе дошкольников мы обратимся к анализу результатов экспериментальной группы на контрольном этапе. При этом в контрольной группе результаты остались без изменений. Представим полученные показатели в таком же виде.Таблица 2.3.1Результаты методики коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группахна формирующем этапеУровни Контрольная группаЭкспериментальная группаКоличество чел.%Количество чел.%Высокий10401040Средний10401456Низкий52014Всего 2510025100При анализе показателей в экспериментальной группе, где была организована работа по формированию коммуникативных умений и навыков среди дошкольников мы наблюдаем существенную динамику показателей развития коммуникации у детей.В результате исследования коммуникативных умений в экспериментальной группе было обнаружено, что во 2 группе доминирует средний показатель коммуникативных умений, он составил 56% от общего числа дошкольников.Рисунок 2.3.1. Результаты методики коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группах на формирующем этапеДалее обратимся к результатам методики «Необитаемый остров», которая была проведена в рамках формирующего этапа нашего исследования.Результаты представлены в таблице 2.3.2. и на рисунке 2.3.2.Таблица 2.3.2Результаты методики «Необитаемый остров» у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группахна формирующем этапеУровни Контрольная группаЭкспериментальная группаКоличество чел.%Количество чел.%Высокий4161040Средний15601456Низкий62414Всего 2510025100В контрольной группе мы не наблюдаем существенных изменений в показателях развития коммуникативных навыков у дошкольников за три месяца. По методике «Необитаемый остров» показатели также остались без изменений. В результате анализа на формирующем этапе в экспериментальной группе наблюдается динамика показателей среднего и высокого уровней, а также снижение показателей низкого уровня коммуникативных навыков в группе респондентов, что демонстрирует результативность предложенной программы по формированию коммуникативных навыков дошкольников.Рисунок 2.3.2Результаты методики «Необитаемый остров» у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группахна формирующем этапеТаким образом, мы наблюдаем тенденцию динамики в показателях коммуникативной активности дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет в экспериментальной группе.При этом следует отметить, что в экспериментальной группе снизился показатель среднего уровня коммуникативной активности дошкольников с 60% до 56%. Поскольку после реализации программы у дошкольников, имеющих средний уровень коммуникации по данной методике, уровень изменился до высоких показателей. Далее обратимся к результатам формирующего этапа по методике «Интервью». Результаты представлены в таблице 2.3.3. и на рисунке 2.3.3.Таблица 2.3.3Результаты методики «Интервью» у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группахна формирующем этапеУровни Контрольная группаЭкспериментальная группаКоличество чел.%Количество чел.%Высокий312832Средний15601560Низкий72828Всего 2510025100Таким образом, можно констатировать, что согласно результатам двух указанных методик уже наблюдается существенная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников во 2 группе.При методике «Интервью» также есть методика, но процентные соотношения распределились несколько иначе: высокий уровень у 32%, низкий у 8% и средний также остался доминировать и выражен у 60% дошкольников 2 группы.Рисунок 2.3.3. Результаты методики «Интервью» у детей дошкольного возраста 4-7 лет в контрольной группе и экспериментальных группахна формирующем этапеМожно резюмировать: мы определили, что в результате предложенной программы в экспериментальной группе дошкольников существенно изменились индикаторы коммуникативных навыков и умений, что в целом свидетельствует об эффективности предложенной программы. В результате, следует констатировать, что при целенаправленном воздействии и при соблюдении условий, которые выставлены были в первоначальной гипотезе о том, что: успешное формирование у дошкольников речевых навыков и умений в условиях дошкольного образовательного пространства будет эффективным при создании следующих условий, подтвердилось. А именно, при реализации продуктивного взаимодействия в системе «ДОУ – ребенок – семья» с целью оказания поддержки родителям для формирования у дошкольников необходимых речевых навыков и умений у дошкольников улучшились показатели развития речи. А также при предложенном цикле занятий, направленных на формирование речевых навыков и умений у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы наблюдаем отличную динамику развития речи у детей.Следовательно, предложенную программу можно рекомендовать к работе с детьми дошкольного возраста для формирования коммуникативных навыков и умений.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате теоретического исследования были раскрыты теоретические подходы к формированию речевых навыков и умений у дошкольников. При решении данной задачи было выявлено, что существенным достижением к концу старшего дошкольного возраста в речевом развитии у дошкольника является проявление речевых форм деятельности, в результате ребенок в данном возрастном периоде уже воспринимает слушание, рассказ, чтение, рассуждения.При реализации задачи по изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста было определено, что дошкольный возраст характеризуется ведущим видом деятельности – игрой и охватывает возрастные рамки о 3 до 6 (7) лет. При этом выявлено, что дошкольный период является важным для развития речи ребенка.В качестве основных психолого-педагогических условий для развития речевых навыков и умений мы выделяем:1)правильно организованная речевая среда с учетом возрастных особенностей детей, психолого-педагогических особенностей и возможностей педагогов, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, включение в среду взаимодействия родителей;2) наличие мотивации к развитию речи у самого дошкольника;3) третьим психолого-педагогическим условием для речевого развития дошкольников является научно-методическое обеспечение воспитателей и родителей;4) четвертым психолого-педагогическим условиям для развития речевой активности дошкольников является использование инновационных методов и технологий при формировании речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста;5) пятым психолого-педагогическим условиям по развитию и формированию речевых навыков у дошкольников является развитие и в целом создание материально-технической базы в условиях ДОУ. Опираясь на пять психолого-педагогических условий, была разработана программа, направленная на формирование коммуникативных навыков и умений дошкольников в экспериментальной группе испытуемых. В результате, определено, что при целенаправленном воздействии и при соблюдении условий, которые выставлены были в первоначальной гипотезе о том, что: успешное формирование у дошкольников речевых навыков и умений в условиях дошкольного образовательного пространства будет эффективным при создании следующих условий, подтвердилось. В качестве практических рекомендаций мы предлагаем следующее:при реализации продуктивного взаимодействия в системе «ДОУ – ребенок – семья» с целью оказания поддержки родителям для формирования у дошкольников необходимых речевых навыков и умений у дошкольников улучшились показатели развития речи и при предложенном цикле занятий, направленных на формирование речевых навыков и умений у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы наблюдаем отличную динамику развития речи у детей.Таким образом, предложенную программу можно рекомендовать к работе с детьми дошкольного возраста для формирования у них коммуникативных навыков и умений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1) Учебники, монографии, диссертацииАбрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг) / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2015. – 818 c.Акименко В.М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2021. – 256 c.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / [Алексеева М.М., Яшина В.И.]. М.: Академия, 2000. – 400 с.Алябьева Е. А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2020. – 128 c.Батюта М. Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2013. – 306 c.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие / В.Н. Белкина. – М.: Феникс, 2014. – 272 c.Белякова Г.П. Развитие речи в старшей группе детского сада : (Конспекты занятий) / НИИ дошк. воспитания АПН СССР, Под ред. Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой. – Алма-Ата : Б. и., 1987. – 94 с.Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учеб.для вузов / Е. Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2023. – 357 с.Бородич А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: СПб. : Питер, 2021. – 256 c.Васильева Е.В. Грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет. Демонстрационный материал / Е.В. Васильева. – М.: Сфера, 2021. – 626 c.Волков Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. – 709 c.Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 432 с.Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2012. – 735 c.Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / [Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова]. – М.: Академический проект, 2005. – 256 c.Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши : Москва : ТЦ Сфера, НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.Гризик, Т. И. Наш детский сад. Картины по развитию речи детей 3-7 лет (комплект из 4 демонстрационных таблиц) / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2023. – 518 c.Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.Детская и подростковая психотерапия. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. – 430 c.Дошкольная педагогика : Пер. со 2-го испр. и доп. изд. / / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – Ташкент :Укитувчи, 1991. Ч. 1:Содержание воспитания в детском саду. Ч. 1. – Ташкент :Укитувчи, 1991. – 254 с.Захарова Т.Н. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография / Т. В. Захарова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Череповецкий гос. ун-т". - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. – 145 с.Козырева О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева, А. О. Быкова. – 2-е изд. – М. : Издевательство Юрайт, 2021. – 80 с.Коноваленко С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.Коротяева Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. –Рн/Д: Феникс, 2016. – 176 c.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, 2012. – 112 c.Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе.– М.: Корона-Век, 2020. – 310 c.Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект: Трикста, 2011. – 432 c.Кулганов В.А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов / [В.А. Кулганов, Н.В. Сорокина]. – М.: Детство-Пресс, 2012.– 160 c.Лаут Г. В. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлоттке. – М.: Академия, 2008. – 368 c.Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, Трикста, 2013. – 304 c.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 553 с.Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Хрестоматия потеории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Ю.С. Ляховская.М.: Академия, 2010. – 143 с.Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / В. И. Максакова. – М. : Академия, 2001. – 205 с.Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: Эксмо, 2018. – 192 c.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 c.Нестерова А.Д. Аппликация в развитии речи детей / А.Д. Нестерова. – М.: Сфера, 2022. – 466 c.Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. – М.: Дмитриева Т., 2021. – 192 c.Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. –Рн/Д: Феникс, 2013. –155 c.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2012. – 705 с.Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 c.Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова. – СПб.: Речь, 2011. – 160 c.Савельева Н.П.Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общего и политехн. образования. – М., 1967. – 24 с.Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / [Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова]. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 c.Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. – М.: Владос, 2015. – 79 c.Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. –М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 c.Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья / Н.А. Сорокина. – М.: Владос, 2021. – 983 c.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб. - метод. пособие / Ф. А. Сохин, Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005 –23 с.Сущевская С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 c.Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. – Рн/Д: Феникс, 2015. – 592 c.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 161 с.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 240 c.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гриф МО РФ / О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2022. –128 c.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. – 288 с.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1Теоретическиепроблемы педагогики /К.Д.Ушинский, А. И. Пискунова.Москва:Педагогика,1974. – 584с.Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2023. – 239 c.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина. – М. : Академия, 2011. – 383 с.3) Статьи из периодических изданий, тезисы докладов, материалы конференцийБагдасарян И.В., Оганджанян И.В. Развитие речи у дошкольников [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2020. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-u-doshkolnikov, (Дата обращения: 19.01.2024).Безруких М.М., Верба А. С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-i-formirovanie-sotsialno-kommunikativnyh-navykov-v-starshem-doshkolnom-vozraste, свободный, Яз. Рус. (дата обращения: 13.01.2024).Ильина Т.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – С. 175-177.Лапшина В.С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №6. С. 119-121.Цыпоренко Д. В., Прилепских О. С. Современные проблемы развития речи дошкольников [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/4272-sovremennie-problemi-razvitiya-rechi-doshkoln,. (дата обращения: 18.01.2024)ПриложенияРезультаты контрольной группы констатирующего этапа по методикекоммуникативных умений№1 методика2 методика3 методика333333333322321322321312322312222212212212211222221222222221121121122122122Результаты экспериментальной группы констатирующего этапа по методикекоммуникативных умений№1 методика2 методика3 методика333333333233222222222122222122221221222222221222222222222222221111112212111Результаты контрольной группы формирующего этапа по методикекоммуникативных умений№1 методика2 методика3 методика333333333332321322321312322312222212212212211222221222222221121121122122122Результаты экспериментальной группы формирующего этапа по методикекоммуникативных умений№1 методика2 методика3 методика333333333333333333333333332332222222222222222222222222222222222222222211121
2.Акименко В.М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2021. – 256 c.
3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / [Алексеева М.М., Яшина В.И.]. М.: Академия, 2000. – 400 с.
4.Алябьева Е. А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2020. – 128 c.
5.Батюта М. Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2013. – 306 c.
6.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие / В.Н. Белкина. – М.: Феникс, 2014. – 272 c.
7.Белякова Г.П. Развитие речи в старшей группе детского сада : (Конспекты занятий) / НИИ дошк. воспитания АПН СССР, Под ред. Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой. – Алма-Ата : Б. и., 1987. – 94 с.
8.Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учеб. для вузов / Е. Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2023. – 357 с.
9.Бородич А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: СПб. : Питер, 2021. – 256 c.
10.Васильева Е.В. Грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет. Демонстрационный материал / Е.В. Васильева. – М.: Сфера, 2021. – 626 c.
11.Волков Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. – 709 c.
12.Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 432 с.
13.Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2012. – 735 c.
14.Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / [Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова]. – М.: Академический проект, 2005. – 256 c.
15.Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши : Москва : ТЦ Сфера, НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
16.Гризик, Т. И. Наш детский сад. Картины по развитию речи детей 3-7 лет (комплект из 4 демонстрационных таблиц) / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2023. – 518 c.
17.Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
18.Детская и подростковая психотерапия. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. – 430 c.
19.Дошкольная педагогика : Пер. со 2-го испр. и доп. изд. / / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – Ташкент : Укитувчи, 1991. Ч. 1: Содержание воспитания в детском саду. Ч. 1. – Ташкент : Укитувчи, 1991. – 254 с.
20.Захарова Т.Н. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография / Т. В. Захарова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Череповецкий гос. ун-т". - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. – 145 с.
21.Козырева О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева, А. О. Быкова. – 2-е изд. – М. : Издевательство Юрайт, 2021. – 80 с.
22.Коноваленко С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 112 c.
23.Коротяева Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. – Рн/Д: Феникс, 2016. – 176 c.
24.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, 2012. – 112 c.
25.Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе. – М.: Корона-Век, 2020. – 310 c.
26.Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект: Трикста, 2011. – 432 c.
27.Кулганов В.А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов / [В.А. Кулганов, Н.В. Сорокина]. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 160 c.
28.Лаут Г. В. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлоттке. – М.: Академия, 2008. – 368 c.
29.Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. – М.: Академический Проект, Трикста, 2013. – 304 c.
30.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
31.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 553 с.
32.Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Ю.С. Ляховская. М.: Академия, 2010. – 143 с.
33.Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / В. И. Максакова. – М. : Академия, 2001. – 205 с.
34.Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: Эксмо, 2018. – 192 c.
35.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 c.
36.Нестерова А.Д. Аппликация в развитии речи детей / А.Д. Нестерова. – М.: Сфера, 2022. – 466 c.
37.Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
38.Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. – М.: Дмитриева Т., 2021. – 192 c.
39.Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. –Рн/Д: Феникс, 2013. –155 c.
40.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2012. – 705 с.
41.Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 c.
42.Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова. – СПб.: Речь, 2011. – 160 c.
43.Савельева Н.П. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общего и политехн. образования. – М., 1967. – 24 с.
44.Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / [Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова]. – Мн.: Совр. школа, 2010. – 80 c.
45.Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. – М.: Владос, 2015. – 79 c.
46.Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 c.
47.Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
48.Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья / Н.А. Сорокина. – М.: Владос, 2021. – 983 c.
49.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учеб. - метод. пособие / Ф. А. Сохин, Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005 –23 с.
50.Сущевская С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 c.
51.Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. – Рн/Д: Феникс, 2015. – 592 c.
52.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 161 с.
53.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 240 c.
54.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гриф МО РФ / О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2022. –128 c.
55.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. – 288 с.
56.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский, А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1974. – 584 с.
57.Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2023. – 239 c.
58.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина. – М. : Академия, 2011. – 383 с.
3) Статьи из периодических изданий, тезисы докладов, материалы конференций
59.Багдасарян И.В., Оганджанян И.В. Развитие речи у дошкольников [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2020. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-u-doshkolnikov, (Дата обращения: 19.01.2024).
60.Безруких М.М., Верба А. С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-i-formirovanie-sotsialno-kommunikativnyh-navykov-v-starshem-doshkolnom-vozraste, свободный, Яз. Рус. (дата обращения: 13.01.2024).
61.Ильина Т.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – С. 175-177.
62.Лапшина В.С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №6. С. 119-121.
63.Цыпоренко Д. В., Прилепских О. С. Современные проблемы развития речи дошкольников [Электронный ресурс] // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/4272-sovremennie-problemi-razvitiya-rechi-doshkoln,. (дата обращения: 18.01.2024)