«Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности организации и мероприятия по ее улучшению»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 82 82 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 25.02.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические основы анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации 6
1.1. Финансово-хозяйственная деятельность организации, цели и задачи ее анализа и оценки 6
1.2 Методика анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации 13
1.3 Информационное обеспечение проведения анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации 19
2. Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности ФГБУН ИГ РАН 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГБУН ИГ РАН 26
2.2. Анализ имущественного положения и финансовых результатов деятельности организации 34
2.3 Оценка финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности организации 47
3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ФГБУН ИГ РАН 56
3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации 56
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации 63
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения
Фрагмент для ознакомления

3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ФГБУН ИГ РАН3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организацииАнализ финансово-хозяйственной деятельности ФГБУН ИГ РАН позволил выявить, что расходы учреждения превышают доходы учреждения. Так, в 2020 году расходы превысили доходы на 12,2%, в 2021 году – на 53,4%, а в 2022 году – на 10,5%. Для повышения эффективности управления расходами предлагается создать службу внутреннего контроля. Для обеспечения безопасности учреждения и достижения целей, задач и планов руководитель применяет комплекс мер внутреннего контроля. Эти меры направлены на соблюдение законности и эффективное использование бюджетных средств распорядителем средств. Таким образом, осуществление внутреннего контроля позволяет обеспечить экономическую безопасность учреждения и достижение результатов в соответствии с требованиями.Внутренний контроль является инструментом обеспечения прозрачного и ответственного управления, которое направлено на получение информации о соблюдении положений нормативно-правовых актов и распорядительных документов, подтверждение достоверности финансовой отчетности и эффективности, экономности при выполнении бюджетных программ.Для функционирования эффективной и надежной системы внутреннего контроля руководитель учреждения должен обеспечить подготовку, обработку и утверждение основных организационно-правовых основ внутреннего контроля – внутреннего документа (Инструкции) по организации внутреннего контроля, который базируется на системе определенных и задокументированных правил и процедур контроля. Отсутствие документально оформленных норм и правил, процедур контроля в соответствующей сфере свидетельствует о необеспечении контролем этого направления деятельности учреждения.Весомой составляющей управления организацией, обеспечения достижения цели, выполнения задач и функций учреждения является управление рисками, возникающими в процессе деятельности.Управление рисками – постоянный процесс, состоящий из следующих этапов: идентификации рисков, их оценки, определения способов реагирования на риски и меры контроля для предупреждения или уменьшения их негативного влияния на достижение бюджетным учреждением миссии (цели), стратегических и оперативных целей.Идентификацию рисков целесообразно проводить как путем создания руководством учреждения специальной рабочей группы по определению рисков и ее сотрудничества с рабочими для выяснения рисковых сфер на всех участках деятельности («сверху вниз»), так и путем выявления и анализа возможных рисковых событий каждым структурным подразделением, его непосредственным руководителем и сотрудниками («снизу вверх»).Важной составляющей этого компонента является оценка рисков в зависимости от вероятности их наступления и степени влияния на деятельность организации.Основные принципы осуществления внутреннего контроля бюджетным учреждением предусматривают определение во внутренних документах учреждения подходов к оценке рисков по вероятности их возникновения и степени влияния на выполнение задач и достижение целей. Сочетание результатов степени влияния риска на деятельность учреждения с определением вероятности этого обобщается в матрице оценки, где общий показатель риска (количество баллов) определяется путем умножения величины степени влияния риска на значение вероятности его наступления.Оцененные риски требуют определения способа реагирования на них, а именно: решения их принять, избежать, разделить или уменьшить. Решение принимается, учитывая все возможные последствия, анализируя соотношение расходов по реагированию на риск с эффектом от уменьшения и тому подобное.Риски с высоким приоритетом (те, что набрали наивысшее количество баллов) требуют внимания и действий на уровне высшего руководства.Реагирования на риски осуществляется исходя из допустимых рисков, которые учреждение может принять без принятия необходимых мер контроля. Однако установление предела риск-аппетита имеет субъективный характер.Механизмы контроля (меры контроля) вводятся в учреждении с целью влияния на риске и осуществляются на всех уровнях деятельности учреждения и во всех функциях, процессах и операциях.Мерами контроля деятельности учреждения являются:- процедура проверки и подтверждения через получение разрешения ответственных лиц на выполнение действий посредством процесса документирования, одобрения и утверждения;- разделение обязанностей и полномочий (разрешение, обработка, проверка, запись);- ограничение доступа к ресурсам и учетным записям;- физический контроль над активами, которые требуют особого хранения;- внедрение постоянных инструкций и регламентов;- проверка достоверности проведенных действий, анализ процессов и действий до и после их осуществления, сравнение учетных данных с фактическими.- оценка общих показателей работы организации, отдельных функциональных областей и целей;- регулярное анализирование продуктивности каждого сотрудника организации;- проверка эффективности работы верхнего уровня организации.В рамках компонента «информация и коммуникация» учреждение должно решить задачу построения адекватной сети информационных коммуникаций, при этом предотвратить их перегрузку. В первую очередь руководство намерено получить информацию о существенных нарушениях политики учреждения, процедур и правил и по вопросам, имеющим значительное финансовое влияние и последствия.Этот компонент включает в себя сбор, документирование, передачу информации и пользование ею как руководством, так и работниками учреждения для надлежащего выполнения и оценки функций и задач.Представляемая информация должна соответствовать следующим требованиям: быть доступной, актуальной, своевременной, достоверной оперативной, точной, целесообразной, адекватной, репрезентативной и полной.Компонент «мониторинг» предполагает выявление и оценку наличия отклонений в функционировании компонентов процесса управления рисками и вообще качества работы всей системы внутреннего контроля, а также принятие мер для устранения таких отклонений.Мониторинг может осуществляться как в форме постоянного процесса, так и периодических проверок, а также их сопряжения.Систематическое наблюдение за системой внутреннего контроля - неотъемлемая часть обычной повседневной деятельности учреждения. Это включает в себя управленческие, надзорные и другие мероприятия, выполняемые руководителями и сотрудниками на всех уровнях в процессе выполнения своих обязанностей, чтобы выявлять и исправлять отклонения. Постоянная деятельность по мониторингу охватывает все аспекты контроля и включает меры по борьбе с неэффективностью и несоответствием результатам в системе внутреннего контроля.Методы контроля, применяемые в периодических проверках, аналогичны подходам, используемым в непрерывном мониторинге. Однако оценка эффективности контрольных мер проводится периодически, а не является постоянной задачей организации. Непрерывный мониторинг более предпочтителен, поскольку позволяет более оперативно выявлять и корректировать возможные нарушения. При этом принимаемые противодействующие меры оказываются менее затратными и требуют меньше времени для реализации.Сочетание непрерывного мониторинга и отдельных оценок способствует дальнейшему повышению эффективности системы контроля.Результатом исследования проблем и недостатков ФГБУН ИГ РАНпри построении внутреннего контроля стала разработка пошагового механизма первоочередных мер для функционирования внутреннего контроля в учреждении (рис. 3.1).Рисунок3.1. Пошаговый механизм организации и функционирования действенной системы внутреннего контроля в учрежденииПо результатам исследования подтверждена необходимость введения внутреннего контроля в ФГБУН ИГ РАН. Проведенный анализ каждого компонента действующей модели внутреннего контроля дал возможность разработать механизм первоочередных мер для организации внутреннего контроля в учреждении. В условиях глобальной информатизации направлением дальнейших исследований может быть, например, построение внутреннего контроля с помощью принципов стратегических целей и повышение эффективности деятельности с помощью применения ИТ-инноваций и технологий.В финансовом обеспечении ФГБУН ИГ РАН все большее значение приобретают внебюджетные источники финансирования, развитие конкуренции между учреждениями различных типов и социально ориентированными некоммерческими организациями. Это направление считается перспективным с точки зрения реализации альтернативных целей деятельности как бюджетного учреждения. Доходы от внебюджетной деятельности, которые регулируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не являются главными источниками финансирования бюджетных учреждений, и полученные средства не используются для целей, которые финансируются из бюджета. Однако, если задерживается бюджетное финансирование или возникают вопросы, связанные с модернизацией оборудования, улучшением условий труда и отдыха персонала, сумма дохода может быть использована для покрытия расходов по бюджетным статьям, что обеспечивает финансовую стабильность учреждений и их хозяйственную активность. ФГБУН ИГ РАН нуждается в средствах для обеспечения своей деятельности. Именно поэтому на сегодняшний день главной проблемой, с которой сталкивается учреждение, является проблема финансирования их деятельности, которого зачастую бывает недостаточно. Помимо приобретения денежных средств от государства учреждениеможет пополнять личный бюджет за счет дополнительной деятельности, приносящей доход. Можно сказать, что бюджетные ассигнования на выполнение государственного задания не обеспечивают полного покрытия расходов. Привлечение внебюджетных средств может влиять на оценку эффективности его работы. В частности, напрямую от привлеченных средств зависят значения целевых показателей научного потенциала, кадрового потенциала, финансового обеспечения и развития имущественного комплекса. Доходы от внебюджетной деятельности позволяют учреждению расширять материально-техническую базу (приобретать оборудование), осуществлять материальное стимулирование работников, вести расходование, связанное с повышением квалификации работников. Все перечисленное оказывает влияние на качество оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг, увеличение финансовых результатов деятельности, и, следовательно, повышает экономическую безопасность учреждения.3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организацииПлатные образовательные услуги, которые можно вводить в ФГБУН ИГ РАН, являются достаточно регламентированными, но мы провели анализ этих услуг с учетом запроса потенциальных потребностей рынка сферы образования и исследований и сформировали перечень, используя который ФГБУН ИГ РАНимеет все шансыповысить уровень доходов от платных услуг, учитывая возможности учреждения, и как следствие, повысить уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности.В настоящее время ФГБУН ИГ РАН получает преимущественно доходы от платных образовательных услуг. Так, стоимость обучения для поступающих в 2023/24 учебном году в договорную (очную) аспирантуру Института географии РАН составляет 120 000 рублей, а в договорную (заочную) аспирантуру – 60 000 рублей.С целью повышения эффективности деятельности ФГБУН ИГ РАН предлагается на платной основе предоставлять информационные услуги. В перечень информационных услуг может входить:– выявление документов, подбор материалов по заявке;– составление тематических справок;– составление тематических обзоров;– предоставление материалов для использования в СМИ;– предоставление документов для копирования;– ксерокопирование (только для изданий имашинописи ХХ в.);– запись на CD или DVD (включая стоимость диска);– обработка изображений (сращивание и др.);– научная консультация без письменногозаключения;– научнаяэкспертиза с письменным заключением.Оценим общую сумму доходов от указанных платных информационных услуг в таблице 3.1.Таблица 3.1Расчет внебюджетных доходов от проведения предложенных мероприятий для ФГБУН ИГ РАННаименованиеЕд. изм.Стоимость услуги, тыс. руб.Плановое количество услуг в месяц, ед.Плановый доход в месяц, тыс. руб.Плановый доход за год, тыс. руб.выявление документов, подбор материалов по заявке1 час0,63201922304составление тематических справок1 справка1,21501802160составление тематических обзоров1 обзор1,02002002400предоставление материалов для использования в СМИ1 минута0,5180901080предоставление документов для копирования1 ед. хр.0,115001501800ксерокопирование (только для изданий и машинописи ХХ в.)1 лист0,120001001200запись на CD или DVD (включая стоимость диска)1 диск0,27001401680обработка изображений (сращивание и др.)1 изображение0,53501752100научная консультация без письменного заключения1 объект3,0501501800научная экспертиза с письменным заключением1 объект20,0153003600Итого   167720124Итак, в результате проведенных мероприятий запланированная сумма внебюджетных доходов составит 20124 тыс. рублей. Для оценки влияния предложенных мероприятий на финансовые результаты ФГБУН ИГ РАН составим таблицу 3.2.Таблица 3.3Расчет операционного результата и рентабельности от проведения предложенных мероприятий для ФГБУН ИГ РАНПоказатели До внедрения мероприятийПосле внедрения мероприятийАбсолютное изменение, тыс. руб.Темп прироста, %Доходы, тыс. руб.526 108546 23220 1243,83Расходы, тыс. руб.581 372581 37200,00Операционный результат до налогообложения, тыс. руб.-55 264-35 14020 124-36,41Налог на прибыль, тыс. руб. 6904 7154 025583,30Чистый операционный результат, тыс. руб.-55 954-39 85516 099-28,77Рентабельность продаж, %-10,50-6,434,07-В результате предложенных мероприятий, финансовоесостояние учреждения ФГБУН ИГ РАН значительно улучшится. Общая сумма доходов увеличится на 20124 тыс. рублей, что составляет прирост в 3,83%. Чистый операционный финансовый результат также увеличится на 16099 тыс. рублей, а рентабельность возрастет на 4,07 процентных пункта. Эти положительные изменения дадут учреждению дополнительные средства для развития и улучшения своей деятельности. Новые возможности откроются перед исследователями и специалистами, позволяя им более активно внедрять инновационные подходы и исследования в свою работу. Такая финансовая устойчивость учреждения обеспечит его успешное функционирование и даст возможность привлечь новые проекты и партнеров.Таким образом, проведенный анализ позволил сделать рекомендации, каким образом можем внедрять платные услуги, не выходя за рамки действующего законодательства. Исследуя конкурентов на рынке, пользуясь Swot-анализом исследуемого учреждения, мы с разных сторон подошли к значительной части платных услуг и модифицировали их под потребности современности, а также реализовали одну из главных целей - предоставили таким услугам уникальности, что позволяет достойно бороться с конкурентами за ресурсы пользователей.ЗаключениеТаким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы, рекомендации. Финансово-хозяйственная деятельность занимает значительное место в организационной и управленческой работе организаций. Она влияет на своевременность и полноту финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и развитие организации, выполнение финансовых обязательств перед контрагентами. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшим инструментом для определения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. В то же время, финансовое положение предприятия играет ключевую роль в этом анализе. Оно отражает все аспекты финансовой деятельности и позволяет заинтересованным сторонам судить о его прошлом, настоящем и будущем состоянии на рынке. Именно на основе такого анализа инвесторы, кредиторы, менеджеры и другие заинтересованные лица принимают важные решения, которые влияют на дальнейшую деятельность предприятия. Поэтому проведение глубокого и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности становится неотъемлемой частью управления предприятием и обеспечения его успешного развития.Исследование финансово-хозяйственной деятельности ФГБУН ИГ РАН за последние три года выявило некоторые тревожные тенденции. Горизонтальный анализ имущества учреждения показал, что общая сумма активов сократилась на 68482 тыс. рублей, что составляет 10,9% от исходного значения. Это означает, что организация столкнулась с серьезными проблемами, которые затронули ее финансовую стабильность.Нефинансовые активы увеличились на 154291 тыс. рублей, что является весьма важным достижением. Это может указывать на усиление научно-исследовательской базы и развитие инфраструктуры учреждения.Однако, рост активов не смог компенсировать рост обязательств ФГБУН ИГ РАН. За рассматриваемый период, обязательства увеличились на 232281 тыс. рублей, что составляет 34,06% от исходного значения. Это может свидетельствовать о проблемах в управлении долгосрочными и краткосрочными обязательствами организации.Но самым тревожным результатом является увеличение убытка от деятельности в разы. За исследуемый период, убыток ФГБУН ИГ РАН увеличился на 300763 тыс. рублей, что составляет более чем в 6,5 раза. Это может быть связано с факторами, такими как неправильное финансовое планирование, нерентабельность проектов или неэффективное управление ресурсами. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что ФГБУН ИГ РАН стоит обратить внимание на свою финансовую стратегию и найти пути улучшения своей финансово-хозяйственной деятельности. Управление активами, обязательствами и прибыльностью становится ключевой задачей для успешного развития организации.В структуре активов произошли некоторые изменения. Так, на протяжении 2020 года преобладали финансовые активы, а начиная с 2021 года в активах учреждения большую часть занимали нефинансовые активы.В общей структуре обязательств также произошли некоторые изменения. Если в 2020 году преобладали доходы будущих периодов, то в 2021-2022 гг. преобладали расчеты с учредителем, удельный вес которых увеличился с 28,79% в 2020 году до 52,94% в 2022 году. Общая сумма доходов ФГБУН ИГ РАН в 2020-2022 гг. увеличилась на 131233 тыс. рублей, или на 33,23%. Данное увеличение было вызвано, в первую очередь, за счет безвозмездных денежных поступлений текущего характера на сумму 84523 тыс. рублей, или в 2,5 раза, а также за счет увеличения доходов от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат на 70550 тыс. рублей, или на 18,9%.В свою очередь, расходы учреждения увеличились на 137972 тыс. рублей, или на 31,12%. Данное увеличение было вызвано, прежде всего, ростом затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на 109376 тыс. рублей, или на 27,86%.Чистый операционный результат в виде убытка за анализируемый период увеличился на 7222 тыс. рублей, или на 14,82%. При этом следует отметить, что наличие отрицательного чистого операционного результата на протяжении всего анализируемого периода характеризует убыточность деятельности бюджетного учреждения.Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности показал недостаточный уровень платежеспособности в учреждении и высокую степень зависимости от кредиторов.Динамика общих показателей оборачиваемости свидетельствует об увеличении эффективности использования как общей стоимости активов, так и увеличении эффективности использования оборотных активов. Тем не менее, эффективность использования основных средств снижается. Показатели рентабельности имеют отрицательное значение в 2020-2022 году из-за убыточного характера деятельности ФГБУН ИГ РАН, кроме того, показатели рентабельности имеют тенденцию к снижению, что в целом негативно характеризует эффективность деятельности ФГБУН ИГ РАНПо результатам исследования подтверждена необходимость введения внутреннего контроля в ФГБУН ИГ РАН. Проведенный анализ каждого компонента действующей модели внутреннего контроля дал возможность разработать механизм первоочередных мер для организации внутреннего контроля в учреждении. В условиях глобальной информатизации направлением дальнейших исследований может быть, например, построение внутреннего контроля с помощью принципов стратегических целей и повышение эффективности деятельности с помощью применения ИТ-инноваций и технологий.ФГБУН ИГ РАН нуждается в средствах для обеспечения своей деятельности. Именно поэтому на сегодняшний день главной проблемой, с которой сталкивается учреждение, является проблема финансирования их деятельности, которого зачастую бывает недостаточно. Помимо приобретения денежных средств от государства учреждение может пополнять личный бюджет за счет дополнительной деятельности, приносящей доход. Доходы от внебюджетной деятельности позволяют учреждению расширять материально-техническую базу (приобретать оборудование), осуществлять материальное стимулирование работников, вести расходование, связанное с повышением квалификации работников. Все перечисленное оказывает влияние на качество оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг, увеличение финансовых результатов деятельности, и, следовательно, повышает экономическую безопасность учреждения.Платные услуги, которые можно вводить в ФГБУН ИГ РАН, являются достаточно регламентированными, но мы провели анализ этих услуг с учетом запроса потенциальных потребностей рынка сферы образовательных и информационных услуг и сформировали перечень, используя который ФГБУН ИГ РАН имеет все шансы повысить уровень доходов от платных услуг, учитывая возможности учреждения, и как следствие, повысить уровень финансовой устойчивости.В результате предложенных мероприятий, финансовоесостояние учреждения ФГБУН ИГ РАН значительно улучшится. Общая сумма доходов увеличится на 20124 тыс. рублей, что составляет прирост в 3,83%. Чистый операционный финансовый результат также увеличится на 16099 тыс. рублей, а рентабельность возрастет на 4,07 процентных пункта. Эти положительные изменения дадут учреждению дополнительные средства для развития и улучшения своей деятельности. Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 186н Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/72078274/ (дата обращения: 10.01.2024).Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 21.12.2022) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/(дата обращения: 10.01.2024).Акулов, А.В. Оценка и пути улучшения финансового состояния предприятия / А.В. Акулов // Вестник ГГУ. — 2020. — № 1. — С. 1-8. Антонова, М.С. Сравнение методик проведения финансового анализа / М.С. Антонова // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 20- 24. -Артемова И.В. Внутренний контроль в учреждении // Советник бухгалтера. - 2018. - № 3. - С. 54-66.Артюшин, Н. С. Направления и основные приемы анализа финансовой составляющей экономической безопасности бюджетного учреждения на базе экономического анализа / Н. С. Артюшин // Студенческий вестник. – 2019. – № 19-4(69). – С. 18-21.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.И. Сигидова и проф. А.И. Трубилина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 366 с.Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: учебник / М. В. Воронина. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 399 с. Гаврилова, С. А. Понятие и проблемы анализа финансового состояния предприятия в современных условиях / С. А. Гаврилова, А. В. Заступов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2021. – № 1. – С. 10-14. Гадаев, К.М. О роли бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния экономического субъекта / К.М. Гадаев // Вестник научной мысли. — 2020. — № 3. — С. 26-31. Гаджиев, Н.Г. Развитие системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении / Н. Г. Гаджиев // Social sciences. – 2018. – Т. 33, № 4. – С. 6-15Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В. Д. Герасимова, Л. Р. Туктарова. – Москва: КноРус, 2020. – 505 с. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности: официальный сайт. - URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 10.01.2023). – Текст: электронныйГрачева Н.А. Оценка финансового состояния производственной организации по данным бухгалтерской отчетности / Н.А. Грачева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 2 (44). — С. 83-94. Гришина, В. А. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений / В. А. Гришина // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. – Нижний Новгород, 2021. – С. 13-16.Денисова, Д.В. Финансовое состояние организации: приемы и методы анализа / Д.В. Денисова // Наукосфера. — 2021. — № 6-1. — С. 346-352. -Игнатьева Е. В. Методология анализа финансового положения предприятий // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 272-275Илик, В. В. Доходы от внебюджетной деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности государственных учреждений / В. В. Илик // Проблемы обеспечения конкурентоспособности экономических систем различного уровня. – Хабаровск, 2019. – С. 64-67.Исраилова, З. Р. Финансовый анализ как главный инструмент деятельности финансового менеджмента / З. Р. Исраилова, М. А. Вахаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 12. – С. 1004-1008. Карташова, И.А. Сущность и значение финансового состояния предприятия и методики его оценки / И.А. Карташова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2020. — № 14. — С. 74-78. Колесник, Д.С. Оценка финансового состояния организации и пути его улучшения / Д.С. Колесник // Наука через призму времени. — 2020. — № 4 (37). — С. 62-63. Любушин Н. П. Экономический анализ: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2017. – 423с. -Макитрук Э.А., Марченкова И.Н. Деловая активность: традиционный подход и совершенствование аналитических процедур. – Махачкала: Алеф, 2021. – С. 270-281Наконечная, Т. В. Использование методов экономического анализа в оценке деловой активности производственного предприятия / Т. В. Наконечная // Финансовый бизнес. – 2021. – № 3(213). – С. 163-167Неяскина Е. В. Экономический анализ деятельности организации: учебник / Е. В. Неяскина, О. В. Хлыстова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Директ-Медиа, 2020. – 400 с. Окорокова О.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие / О. А. ОКОРОКОВА, Н. В. Липчиу; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. - Краснодар :КубГАУ, 2019. - 116 с.Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2018. - 384 с. -Понятие и сущность анализа финансового состояния / С. П. Будагова, Э. И. Давыдова, К. В. Додонова [и др.] // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10(50). – С. 97-101.Репина, А. И. Угрозы экономической безопасности бюджетных учреждений способы их образования и предотвращения / А. И. Репина, А. С. Салтыкова // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 163-170Румянцева, Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: учеб. пособие / Е.Е. Румянцова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 459с.Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 608 с. Свиридов, А. Я. Особенности финансирования деятельности муниципального учреждения в целях обеспечения экономической безопасности / А. Я. Свиридов // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности организации. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 50-54Силантьева, А. П. Финансовое планирование доходов и расходов бюджетного учреждения / А. П. Силантьева // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 46-48Тарасенко, Е. А. Понятие и структура анализа финансового состояния предприятия и методы управления финансовыми результатами / Е. А. Тарасенко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 9. – С. 69-77. Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 138 с.Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. - 3-e изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 352 с. -Шилец, Ю. А. Формирование бюджетов доходов и расходов бюджетного учреждения / Ю. А. Шилец // Аграрная наука, творчество, рост. – Ставрополь: Издательство "АГРУС", 2021. – С. 151-156Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. – М.: КноРус, 2018. – 306 с.Электронный сервис «Прозрачный бизнес»: официальный сайт. - URL: https://pb.nalog.ru/ (дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронныйЭлектронный сервис предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде: официальный сайт. - URL: https://egrul.nalog.ru/index.html/ (дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронныйПриложение 1Приложение 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
4. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
5. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
6. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
8. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2024).
9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 186н Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/72078274/ (дата обращения: 10.01.2024).
10. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 21.12.2022) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/ (дата обращения: 10.01.2024).
11. Акулов, А.В. Оценка и пути улучшения финансового состояния предприятия / А.В. Акулов // Вестник ГГУ. — 2020. — № 1. — С. 1-8.
12. Антонова, М.С. Сравнение методик проведения финансового анализа / М.С. Антонова // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 20- 24. -
13. Артемова И.В. Внутренний контроль в учреждении // Советник бухгалтера. - 2018. - № 3. - С. 54-66.
14. Артюшин, Н. С. Направления и основные приемы анализа финансовой составляющей экономической безопасности бюджетного учреждения на базе экономического анализа / Н. С. Артюшин // Студенческий вестник. – 2019. – № 19-4(69). – С. 18-21.
15. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.И. Сигидова и проф. А.И. Трубилина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 366 с.
16. Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: учебник / М. В. Воронина. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 399 с.
17. Гаврилова, С. А. Понятие и проблемы анализа финансового состояния предприятия в современных условиях / С. А. Гаврилова, А. В. Заступов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2021. – № 1. – С. 10-14.
18. Гадаев, К.М. О роли бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния экономического субъекта / К.М. Гадаев // Вестник научной мысли. — 2020. — № 3. — С. 26-31.
19. Гаджиев, Н.Г. Развитие системы внутреннего контроля в бюджетном учреждении / Н. Г. Гаджиев // Social sciences. – 2018. – Т. 33, № 4. – С. 6-15
20. Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В. Д. Герасимова, Л. Р. Туктарова. – Москва: КноРус, 2020. – 505 с.
21. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности: официальный сайт. - URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 10.01.2023). – Текст: электронный
22. Грачева Н.А. Оценка финансового состояния производственной организации по данным бухгалтерской отчетности / Н.А. Грачева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 2 (44). — С. 83-94.
23. Гришина, В. А. Нормативно-правовое регулирование доходов и расходов бюджетных учреждений / В. А. Гришина // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. – Нижний Новгород, 2021. – С. 13-16.
24. Денисова, Д.В. Финансовое состояние организации: приемы и методы анализа / Д.В. Денисова // Наукосфера. — 2021. — № 6-1. — С. 346-352. -
25. Игнатьева Е. В. Методология анализа финансового положения предприятий // Молодой ученый. - 2018. - № 5. - С. 272-275
26. Илик, В. В. Доходы от внебюджетной деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности государственных учреждений / В. В. Илик // Проблемы обеспечения конкурентоспособности экономических систем различного уровня. – Хабаровск, 2019. – С. 64-67.
27. Исраилова, З. Р. Финансовый анализ как главный инструмент деятельности финансового менеджмента / З. Р. Исраилова, М. А. Вахаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 12. – С. 1004-1008.
28. Карташова, И.А. Сущность и значение финансового состояния предприятия и методики его оценки / И.А. Карташова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2020. — № 14. — С. 74-78.
29. Колесник, Д.С. Оценка финансового состояния организации и пути его улучшения / Д.С. Колесник // Наука через призму времени. — 2020. — № 4 (37). — С. 62-63.
30. Любушин Н. П. Экономический анализ: Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2017. – 423с. -
31. Макитрук Э.А., Марченкова И.Н. Деловая активность: традиционный подход и совершенствование аналитических процедур. – Махачкала: Алеф, 2021. – С. 270-281
32. Наконечная, Т. В. Использование методов экономического анализа в оценке деловой активности производственного предприятия / Т. В. Наконечная // Финансовый бизнес. – 2021. – № 3(213). – С. 163-167
33. Неяскина Е. В. Экономический анализ деятельности организации: учебник / Е. В. Неяскина, О. В. Хлыстова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Директ-Медиа, 2020. – 400 с.
34. Окорокова О.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие / О. А. ОКОРОКОВА, Н. В. Липчиу; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 116 с.
35. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2018. - 384 с. -
36. Понятие и сущность анализа финансового состояния / С. П. Будагова, Э. И. Давыдова, К. В. Додонова [и др.] // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10(50). – С. 97-101.
37. Репина, А. И. Угрозы экономической безопасности бюджетных учреждений способы их образования и предотвращения / А. И. Репина, А. С. Салтыкова // От научных идей к стратегии бизнес-развития. – Москва: Научный консультант, 2019. – С. 163-170
38. Румянцева, Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: учеб. пособие / Е.Е. Румянцова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 459с.
39. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 608 с.
40. Свиридов, А. Я. Особенности финансирования деятельности муниципального учреждения в целях обеспечения экономической безопасности / А. Я. Свиридов // Учетно-аналитическое и правовое обеспечение экономической безопасности организации. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 50-54
41. Силантьева, А. П. Финансовое планирование доходов и расходов бюджетного учреждения / А. П. Силантьева // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 46-48
42. Тарасенко, Е. А. Понятие и структура анализа финансового состояния предприятия и методы управления финансовыми результатами / Е. А. Тарасенко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 9. – С. 69-77.
43. Федорова, О. А. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 138 с.
44. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. - 3-e изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 352 с. -
45. Шилец, Ю. А. Формирование бюджетов доходов и расходов бюджетного учреждения / Ю. А. Шилец // Аграрная наука, творчество, рост. – Ставрополь: Издательство "АГРУС", 2021. – С. 151-156
46. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. – М.: КноРус, 2018. – 306 с.
47. Электронный сервис «Прозрачный бизнес»: официальный сайт. - URL: https://pb.nalog.ru/ (дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронный
48. Электронный сервис предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде: официальный сайт. - URL: https://egrul.nalog.ru/index.html/ (дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронный