Графические циклы Дюрера: Жизнь Марии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 43 43 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 23.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА 5
ГЛАВА 2 ГРАФИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ДЮРЕРА: ЖИЗНЬ МАРИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 33
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 43


Фрагмент для ознакомления

Художник подчеркивает образ Девы Марии и надевает одежду, соответствующую Канону. Девушка, сочувственно обнимающая Деву Марию за плечо, носит традиционное для жителей средневековой Германии платье и головной убор. Включение деталей немецкой жизни и архитектуры в евангельский план приблизило библейские события к пониманию современников. Сама сцена расставания передана художником с особым чувством. Мария опустилась на колени и в слезах посмотрела на сына. Апостол Иоанн, любимый ученик Христа, с грустью сложил руки и садится рядом с ним. Именноему доверил заботу о своей матери Иисус. Лик Христа олицетворяет их любовь и презрение к человеческим страданиям. Христос, кажется, понимает глубину горя своей любимой матери. Правой рукой Спаситель благословит тех, кто призван стать свидетелями его будущего распятия.“Успение Марии (Успение Богородицы)”. В центре гравюры Альбрехт Дюрер изображает большую кровать с роскошным балдахином. Здесь на смертном одре покоится Божья Матерь. Ее глаза закрыты, лицо спокойно и безмятежно, Пресвятая Дева, кажется, погрузилась в глубокий сон. Эта интерпретация не случайна, поскольку смерть каждого человека в христианстве считается рождением вечной жизни. Ложе Божией Матери со всех сторон окружено собравшимися апостолами, которые начинают ритуал, совершаемый после выхода души из тела. Иоанн, любимый ученик Христа, ставит свечу в руку Девы Марии, священник окропляет ее голову водой, а другой апостол читает Евангелие. Слева изображен апостол с кадилом на переднем плане. Лицо зрителя показывает глубокое погружение в молитву и переживание горя из-за больших потерь. Православная Церковь почитает Икону Божией Матери. Есть традиция, что в этот день она была воскрешена силой Божьей и вознеслась на небеса своей душой и телом.“Вознесение и коронование Марии (Вознесение Богородицы)”. Композиция условно делится на два уровня - земной и небесный. Внизу гравюры Альбрехт Дюрер нарисовал пустой гроб Девы Марии, вокруг которого собрались апостолы. Понятно, что они начали проводить ритуалы над телом умершей, чтобы почтить память Божией Матери. Справа можно увидеть кадило в руках апостолов, а в каменном гробу - сосуд с водой для окропления. Но все глаза молящихся полны удивления и устремлены в небеса. Там, в облаке Божьем, они видят видение Божией Матери и Святой Троицы. Мария увенчана Иисусом, БогомОтцом и Святым Духом, которые представлены в виде голубя. В знак того, что пречистая Дева является Царицей Небесной, на голову Марии торжественно надевается королевская корона. Матерь Божья скрещивает руки на груди и смиренно опускает взгляд. Церемония проходит в соответствии с иконографией, распространенной в Северной Европе, в окружении множества ангелов.“Прославление Марии (Поклонение Марии)”. В последней гравюре из серии "Жизнь Марии" Альбрехт Дюрер представляет торжественную сцену величия Богородицы. Действие происходит под сводом монументального храма, в центре которого сидит Дева Мария с младенцем. Перед ними небесные посланники раскрывают Евангелие. Другой ангел справа на гравюре играет на арфе, наполняя пространство картины музыкальными звуками. Образ девственницы молод и красив - распущенные вьющиеся волосы ниспадают ей на плечи, а изящные изгибы великолепных нарядов тонко изображены художником. Ясно, что это происходит где-то на небесах. Вокруг Марии собрались пророки и святые, ангелы и маленькие ангелы. Иоанн Креститель стоит прямо за Матерью Божией с агнцем на коленях. Рядом с ним торжественно развевается знамя с изображением креста, символа победы над смертью. Справа от Богородицы находится Иосиф, который традиционно держит в руке шляпу на гравюрах Дюрера. Женщина, переодетая королевой, преклоняет колени перед пречистой Девой Марией. Возможно, он нарисовал святую Катерину таким образом, в иконографии в ее руках часто присутствует меч. Все они пришли поклониться Божьей Матери, восхваляя ее чистоту и высоту ее духовных достижений. Композицию завершает строгий образ БогаОтца под сводом собора.Дюрер разработал сложную систему штриховки, которая позволяла ему вводить свет в гравюру и формировать все изображение с помощью градации тонов. Весь путь развития резцовой гравюры был направлен на приближение к трехмерной и пространственной живописи. Работа Дюрера была вершиной этого пути. Впервые он поднял гравюру на высокий уровень искусства, который раньше включал только живопись и скульптуру. Богатство воображения, глубина творческого мышления и мастерство художника лучше всего проявились в области гравюры, поэтому он по праву играл ведущую роль в творчестве 16 века. Он оказался настолько плодотворным во всех жанрах и жанрах гравюры, что в совершенстве раскрыл самые важные вопросы своего времени и достиг такого технического совершенства, что, используя свои темы, иконографию и технические достижения, другие резчики часто следовали образцам великого мастера. Библия и библейские темы были главными в творчестве немецких художников 16 века. Благодаря работам Дюрера античная тема широко вошла в немецкое скульптурное искусство и получила разнообразные и сложные интерпретации.Цикл Альбрехта Дюрера "Жизнь Марии" - яркий пример художественного творчества, в котором четко прослеживаются особенности изображения предмета, технические и стилистические особенности творчества художника.ЗАКЛЮЧЕНИЕТворческая карьера Дюрера совпала с кульминацией немецкого Возрождения, и его сложный и в значительной степени обескураживающий характер оставил свой след во всем его искусстве. Он накапливает богатство и самобытность немецких художественных традиций и всегда проявляется во внешнем виде персонажа Дюрера, далекого от классического идеала красоты, отдавая предпочтение острым чертам, обращая внимание на отдельные детали. В то же время его контакт с итальянским искусством, тайна гармонии и совершенства, которые он пытался постичь, имели большое значение для Дюрера. Единственный мастер Северного Возрождения, направленность и многообразие его интересов, стремление овладеть законами искусства, выработка идеальных пропорций человеческой фигуры, правил построения перспективы сопоставимы с величайшими мастерами итальянского Возрождения. В качестве вдохновения для своей работы Дюрер использовал библейские источники, в частности цикл "Жизнь Марии", который позволил ему создавать уникальные и самобытные произведения искусства.Одной из отличительных черт работ Дюрера было использование различных техник, таких как гравюра и акватинта, которые добавили глубину и объем работам художника. Дюрер считается самым искусным мастером гравюры и медной скульптуры. Он достиг единства пространства персонажа и объема тела, почти фотографической точности. В результате исследования темы графических циклов Дюрера, включая "Жизнь Марии"были даны ответы на поставленные задачи:1. Проведен анализ цикла "Жизнь Марии" Дюрера: цикл "Жизнь Марии" является серией гравюр, изображающих сцены из жизни Богоматери. Он выполнен в период между 1503 и 1510 годами. Гравюры следуют за рождением Христа и заканчиваются ее вознесением в небеса. Анализ цикла "Жизнь Марии" позволяет погрузиться в мир творчества Альбрехта Дюрера и проникнуть в его техническое и художественное мастерство. Особенности изображения сюжетов, а также технические и стилистические особенности работы Дюрера представляют собой значимый источник для изучения эволюции искусства.2. Выявлены особенности изображения сюжетов, технические и стилистические особенности работы Дюрера: Дюрер использовал высоко развитый технический навык, чтобы создать серию гравюр высокого качества, с особым обращением к деталям и пропорциям. Он использовал характерные перспективные изменения, чтобы создать иллюзорный пространственный эффект, а также широкую палитру тонов, чтобы выразить настроение и эмоции персонажей. Стилистически, Дюрер смешивал элементы готической и классической иконографии, создавая более реалистичную и сильно экспрессивную картины. Гравюры отличаются насыщенной детализацией и четким контуром, что выделяет их среди художественных произведений эпохи.3. Установлена связь цикла "Жизнь Марии" с библейскими и апокрифическими источниками, из которых черпал художник вдохновение: цикл "Жизнь Марии" непосредственно не связан с конкретными библейскими или апокрифическими источниками, вместо этого Дюрер истолковал и переосмыслил многочисленные элементы этих источников, создавая свой собственный образ Богородицы. Многие картины в цикле основаны на легендарных сюжетах, включая рождение и детство Марии, ее связь с Иисусом, а также ее последние дни, они позволяет проследить контекст и символическую значимость произведений Дюрера, а также их влияние на контемпорарное искусство, подчеркивая его значимость для последующих течений и направлений.4. Проанализировано влияние цикла "Жизнь Марии" на современное искусство: цикл "Жизнь Марии" Дюрера оказал значительное влияние на искусство в последующие века. Его стиль и технические приемы были переняты многими художниками, такими как Рубенс, Рембрандт, Боттичелли и другие. С течением времени цикл стал символом наивысшего уровня технического мастерства и был использован в качестве образца для развития новых стилей и направлений, таких как барокко и реализм. - сочетание художественного замысла и неповторимого исполнительского мастерства,достигнутое в графических работах,определяется разносторонностьюинтересов самого мастера и его стремлением донести свои идеи до нынешнего и будущих поколений в своих произведениях;- именно в гравюрах, по сути, с помощью двух цветов, наиболее убедительно реализует свой творческий потенциал гений Альбрехта Дюрера, непревзойдённого мастера гравюры;- искусству Северных Альп и Германии, все еще носившему средневековый характер, Дюрер сумел привить новаторские формы итальянского Возрождения, что позволяет говорить о дюреровском Ренессансе;- цикл "Жизнь Марии" стал важным источником вдохновения для многих художников и современных мастеров искусства, его влияние на современное искусство четко ощущается и демонстрирует важность творчества Дюрера в истории искусства.Роль Дюрера в истории мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI веков «эпохой Дюрера».Таким образом, цикл Альбрехта Дюрера "Жизнь Марии" является не только важным историческим произведением искусства, но и продолжает влиять на современные художественные тенденции, подчеркивая его актуальность и важность для искусства в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБеломестнова И. В. Женщина в искусстве XVI века: преобразование образа // Проблемы идеологии в искусстве и музыкальная культура. – 2018. – № 3. – С. 35-46. Бортнева А. А. Дюрер Альбрехт. Жизнь и творчество. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 400 с. Веселовский А. М. Жизнь Марии: какие мифы об нее сложили искусствоведы // Вопросы искусствоведения. – 2018. – № 2. – С. 78-95. Глазунов В. И. Мифологизация образа Мадонны в искусстве эпохи Возрождения: актуальные проблемы исследования // Имидж социокультурной реальности: историческая антропология и музыкальная экзистенция. – 2018. – № 1. – С. 121-136. Довжик Г. В. Иконы Богородицы в искусстве красномозерской школы XVII–XVIII вв. // Искусство народов России. – 2019. – № 2. – С. 96-108. Дюрер А. Рисуем и пишем. Зарисовки с капустников, червячками и жуками / пер. Д. С. Барашкова. – М.: Ладомир, 2018. – 192 с. Жизнь как процедура. Дискретность и искусство на Западе // Культурология. – 2018. – № 5. – С. 235-252. Комаров В. А. Визуальные коды религиозного повествования в искусстве эпохи Возрождения: мифологические, библейские и апокрифические сюжеты // Искусствоведение. – 2018. – № 4. – С. 134-148. Коровин О. Е. Феномен реконструкции художественного процесса в современной искусствоведческой практике // Философские исследования. – 2020. – № 6. – С. 114-128. Мартынова О. И. Роль графического портрета в формировании образа эпохи: анализ практики А. Дюрера // Вестник Московского университета. Серия 9. История и востоковедение. – 2018. – № 1. – С. 56-64. Мельник А. А. Теоретико-методологические проблемы исследования анималистической живописи Возрождения // Вестник ВГУ. Серия: История, политология. – 2020. – Т. 2. – С. 51-59.Михайлова Н. А. Женский образ в живописи Возрождения: от Мадонны до власти имущих // Вопросы искусствоведения. – 2019. – № 3. – С. 102-119. Новикова Л. С. Искусство эпохи Возрождения: термины и понятия // Проблемы современного искусствоведения. – 2018. – № 4. – С. 65-78. Пороховская И. А. Мифологемы Мадонны в итальянском искусстве эпохи Возрождения // Журнал истории и культуры. – 2019. – № 1. – С. 81-96. Русинова М. А. Интеллектуальные игры А. Дюрера в его рисунке и гравюрах // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 77-86. Семенова Е. В. Роль иконостаса в православных храмах эпохи Возрождения // Искусство и архитектура. – 2018. – № 1. – С. 45-58. Тимонина Ю. Н. Преемственность и дискурсивность в искусстве эпохи Возрождения // Проблемы современного искусствоведения. – 2019. – № 2. – С. 89-104. Ушакова Е. Ю. Мифологические мотивы на гравюрах А. Дюрера // Искусствоведческие записки. – 2018. – № 6. – С. 76-90. Федоров Ю. П. Иконографический образ Православного Божественного Слова в искусстве XV–XVII вв. // Иконографискаяиконология и визуальные исследования. – 2020. – № 3. – С. 115-128. Черноусова Е. В. Мадонна и дитя в искусстве протестантизма эпохи Возрождения // Вопросы христианского искусства. – 2018. – № 4. – С. 68-81. Шульц И. А. Художественные техники А. Дюрера: симболизм и мистицизм // Проблемы искусствоведения. – 2019. – № 1. – С. 47-60.АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙРисунок 1 - Дюрер Альбрехт“Четыре всадника Апокалипсиса”,1498 г., Государственный кунстхалле, КарлсруэРисунок 2 - Дюрер Альбрехт“Адам и Ева в раю”, 1504 г., Государственный кунстхалле, КарлсруэРисунок 3 - Дюрер Альбрехт “Рождество Марии”,1503 г.,Эрмитаж c 1862;в ГМИИ с 1924Рисунок 4 - Дюрер Альбрехт"Вход во храм Пресвятой Богородицы", 1503-1504 гг., Метрополитен-музей, Нью-ЙоркРисунок 5 - Дюрер Альбрехт“Рождество Христово”, 1510 г., Британский музей, ЛондонРисунок 6 - Дюрер Альбрехт “Поклонение волхвов”, 1504 г., Галерея Уффици, ФлоренцияРисунок 7 - Дюрер Альбрехт“Принесение во храм (Сретение)”, 1505г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваРисунок 8 - Дюрер Альбрехт"Отдых Святого семейства на пути в Египет”, 1502 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваРисунок 9 -Дюрер Альбрехт“Вознесение и коронование Марии (Вознесение Богородицы)”, 1510 г., ГМИИим. А.С.Пушкина, МоскваРисунок 10 - Дюрер Альбрехт“Прославление Марии (Поклонение Марии)”, 1502 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваСПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙРисунок 1 - Дюрер Альбрехт “Четыре всадника Апокалипсиса”, 1498 г., Государственный кунстхалле, КарлсруэРисунок 2 - Дюрер Альбрехт “Адам и Ева в раю”, 1504 г., Государственный кунстхалле, КарлсруэРисунок 3 - Дюрер Альбрехт “Рождество Марии”,1503 г.,Эрмитаж c 1862; в ГМИИ с 1924Рисунок 4 - Дюрер Альбрехт "Вход во храм Пресвятой Богородицы", 1503-1504 гг., Метрополитен-музей, Нью-ЙоркРисунок 5 - Дюрер Альбрехт “Рождество Христово”, 1510 г., Британский музей, ЛондонРисунок 6 - Дюрер Альбрехт “Поклонение волхвов”, 1504 г., Галерея Уффици, ФлоренцияРисунок 7 - Дюрер Альбрехт “Принесение во храм (Сретение)”, 1505г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваРисунок 8 - Дюрер Альбрехт "Отдых Святого семейства на пути в Египет”, 1502 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваРисунок 9 - Дюрер Альбрехт “Вознесение и коронование Марии (Вознесение Богородицы)”, 1510 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, МоскваРисунок 10 - Дюрер Альбрехт “Прославление Марии (Поклонение Марии)”, 1502 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Беломестнова И. В. Женщина в искусстве XVI века: преобразование образа // Проблемы идеологии в искусстве и музыкальная культура. – 2018. – № 3. – С. 35-46.
2. Бортнева А. А. Дюрер Альбрехт. Жизнь и творчество. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 400 с.
3. Веселовский А. М. Жизнь Марии: какие мифы об нее сложили искусствоведы // Вопросы искусствоведения. – 2018. – № 2. – С. 78-95.
4. Глазунов В. И. Мифологизация образа Мадонны в искусстве эпохи Возрождения: актуальные проблемы исследования // Имидж социокультурной реальности: историческая антропология и музыкальная экзистенция. – 2018. – № 1. – С. 121-136.
5. Довжик Г. В. Иконы Богородицы в искусстве красномозерской школы XVII–XVIII вв. // Искусство народов России. – 2019. – № 2. – С. 96-108.
6. Дюрер А. Рисуем и пишем. Зарисовки с капустников, червячками и жуками / пер. Д. С. Барашкова. – М.: Ладомир, 2018. – 192 с.
7. Жизнь как процедура. Дискретность и искусство на Западе // Культурология. – 2018. – № 5. – С. 235-252.
8. Комаров В. А. Визуальные коды религиозного повествования в искусстве эпохи Возрождения: мифологические, библейские и апокрифические сюжеты // Искусствоведение. – 2018. – № 4. – С. 134-148.
9. Коровин О. Е. Феномен реконструкции художественного процесса в современной искусствоведческой практике // Философские исследования. – 2020. – № 6. – С. 114-128.
10. Мартынова О. И. Роль графического портрета в формировании образа эпохи: анализ практики А. Дюрера // Вестник Московского университета. Серия 9. История и востоковедение. – 2018. – № 1. – С. 56-64.
11. Мельник А. А. Теоретико-методологические проблемы исследования анималистической живописи Возрождения // Вестник ВГУ. Серия: История, политология. – 2020. – Т. 2. – С. 51-59.
12. Михайлова Н. А. Женский образ в живописи Возрождения: от Мадонны до власти имущих // Вопросы искусствоведения. – 2019. – № 3. – С. 102-119.
13. Новикова Л. С. Искусство эпохи Возрождения: термины и понятия // Проблемы современного искусствоведения. – 2018. – № 4. – С. 65-78.
14. Пороховская И. А. Мифологемы Мадонны в итальянском искусстве эпохи Возрождения // Журнал истории и культуры. – 2019. – № 1. – С. 81-96.
15. Русинова М. А. Интеллектуальные игры А. Дюрера в его рисунке и гравюрах // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 77-86.
16. Семенова Е. В. Роль иконостаса в православных храмах эпохи Возрождения // Искусство и архитектура. – 2018. – № 1. – С. 45-58.
17. Тимонина Ю. Н. Преемственность и дискурсивность в искусстве эпохи Возрождения // Проблемы современного искусствоведения. – 2019. – № 2. – С. 89-104.
18. Ушакова Е. Ю. Мифологические мотивы на гравюрах А. Дюрера // Искусствоведческие записки. – 2018. – № 6. – С. 76-90.
19. Федоров Ю. П. Иконографический образ Православного Божественного Слова в искусстве XV–XVII вв. // Иконографиская иконология и визуальные исследования. – 2020. – № 3. – С. 115-128.
20. Черноусова Е. В. Мадонна и дитя в искусстве протестантизма эпохи Возрождения // Вопросы христианского искусства. – 2018. – № 4. – С. 68-81.
21. Шульц И. А. Художественные техники А. Дюрера: симболизм и мистицизм // Проблемы искусствоведения. – 2019. – № 1. – С. 47-60.