преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой в формировании познавательной активности детей в аспекте использования дидактических игр
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 47 + 47 источников
- Добавлена 27.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение...............................................................................................................
3
1 Теоретические основы соблюдения преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой в формировании познавательной активности детей в аспекте использования дидактических игр………………..………………………
7
1.1 Требования ФГОС ДОО и ФГОС НОО в формировании познавательной активности детей …………………………………..
1.2 Требования примерных образовательных программ ДОО и НОО к формированию познавательной активности детей ……………….
16
1.3 Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
24
1.4 Диагностика сформированности познавательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста……………..
30
2 Описание опытно-экспериментальной работы по соблюдению преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой в формировании познавательной активности детей в аспекте использования дидактических игр ……………………………
34
2.1 Первичная диагностика сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста (подготовительная группа)……………………………………………………………….
34
2.2 Формирование познавательной активности с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста (подготовительная группа)…………………………………….........
42
2.3 Сравнительная диагностика сформированности познавательной активности у учащихся начальных классов (1 класс)……………
51
Заключение…………………………………………………………………....... 55
Список использованных источников…………………………………………. 57
Полученные данные показывают недостаточную сформированность познавательной активности у детей подготовительный группы. Дети быстро теряют интерес к заданию, не выражают готовности к решению проблемы, приложения усилий для достижения поставленной цели. Для развития познавательной активности у детей подготовительной группы были проведены занятия с детьми с использованием дидактических игр. Направления работы:
1. Создание условий для формирования познавательной активности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды для дидактических игр).
2. Планирование и организация дидактических игр по развитию познавательной активности детей подготовительной группы.
3. Организация сотрудничества с семьей с использованием различных форм взаимодействия с родителями для повышения педагогической компетентности по вопросам развития познавательной активности детей подготовительной группы.
Дидактические игры были подобраны с целью развития познавательной активности детей подготовительной группы. Для этого были проведены игровые занятия с дидактическими играми по следующим направлениям: развитие интеллектуального компонента, мотивационного и волевого компонента познавательной активности детей подготовительной группы. Работа проводилась в рамках игрового занятия, дидактические игры изучались постепенно с учетом особенностей познавательной активности детей. Игры, не требующие наглядности, были рекомендованы воспитателям и использовались в режимных моментах, например, на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности детей в центрах активности, в ходе утренней гимнастики.
По итогам проведенной работы была осуществлена сравнительная диагностика сформированности познавательной активности у детей. Выявлено, что у большинства детей повысился уровень познавательной активности. Разработанный комплекс игр способствовал повышению уровня познавательной активности детей.
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность проведенной работы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
2
7
1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
2. Бехтерев, В. Ф. Активность личности : психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях : учебное пособие / В. Ф. Бехтерев. – Красноярск : Красноярский государственный университет, 1996. – 139 с.
3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада) / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – Москва : Просвещение, 2005. – 218 с.
4. Бороздина, О. С. Педагогика : курс лекций : в 3 ч. Ч. 3 : Педагогические технологии / О. С. Бороздина. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 158 с.
5. Быков, С. А. Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики / С. А. Быков, Ю. А. Быбина // Научный журнал. – 2018. – № 6 (29). – С. 101–103.
6. Виноградова, Т. В. Дидактическая игра как важный элемент на уроках математики в начальной школе / Т. В. Виноградова, Н. Г. Шмелёва // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.1 (21). – С. 125–126.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 431 с.
8. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов : Вузовское образование, 2014. – 74 c.
9. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 251 с.
10. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2019. – 317 с.
11. Диагностика познавательной активности детей / Т.И. Бабаева, О.В. Киреева. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/21/diagnostika-poznavatelnoy-aktivnosti-detey (дата обращения: 10.01.2024).
12. Запорожец, А. В. Психология / А.В. Запорожец. – Москва : Сфера, 2001. – 228 с.
13. Золотарева, А. А. Игровые технологии в образовательном процессе / А. А. Золотарева, Т. В. Емельянова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9 (25). – С. 466–468.
14. Истоки : комплексная образовательная программа дошкольного образования / научный руководитель Л. А. Парамонова. – 6-е изд. перераб. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
15. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – URL: https://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/4.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
16. Каташев, В. Г. Развитие познавательной активности учащихся / В. Г. Каташев. – Чебоксары : Новое время, 2020. – 183 с.
17. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 352 с.
18. Красильникова, Л. В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников / Л. В. Красильникова. – Нижний Новгород : Гладкова О. В., 2021. – 117 с.
19. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 251 с.
20. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 401 с.
21. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
22. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – URL: https://vk.com/wall-104002661_18976 (дата обращения: 10.01.2024).
23. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – URL: https://clck.ru/38W6v5 (дата обращения: 10.01.2024).
24. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
25. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. – 4-е изд. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 398 с.
26. Оганнисян, Д. А. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности младшего школьника в процессе учебной деятельности: учебное пособие / Д. А. Оганнисян, Д. В. Фурсова. – Москва : Перо, 2020. – 79 с.
27. Останов, К. Дидактические игры на уроках математики в начальных классах / К. Останов, Д.Х. Курбанова // Academy. – 2020. – № 1 (52). – С. 37–38.
28. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
29. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет / Л. Ю. Павлова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020. – 78 с.
30. Пирлик, Г. П. Возрастная психология : развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : МПГУ, 2020. – 370 с.
31. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2010. – 515 с.
32. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова ; научный руководитель Е. В. Соловьёва. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2016. – 232 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : курс лекций / С. Л. Рубинштейн ; под редакцией К. А. Альбухановой. – Москва : АСТ, 2020. – 959 с.
34. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников / И. С. Сергеева. – Москва : КНОРУС, 2016. – 230 с.
35. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для педагогов-дефектологов / Е. А. Стребелева. – Москва : ВЛАДОС, 2021. – 264 с.
36. Урунтаева, Г. А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя : монография / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 213 с.
37. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – URL: https://clck.ru/38W6yg (дата обращения: 10.01.2024).
38. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 79 с.
39. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – URL: https://clck.ru/36Uz9K (дата обращения: 10.01.2024).
40. Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044 (дата обращения: 10.01.2024).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ФГОС НОО и ООО. – Москва : Вако, 2023. – 160 с.
43. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва : Эксмо-Пресс, 2023. – 224 с.
44. Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии : учебное пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко. – Москва : Диона, 2020. – 93 с.
45. Шерешик, И. Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / И. Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5-2. – С. 111–114.
46. Эльконин, Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций / Б. Д. Эльконин. – Москва : Аuthors Club, 2022. – 332 с.
47. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2007. – 360 с.