Проектирование ватной ёлочной игрушки в стиле советского периода
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы проектирования ёлочной игрушки в стиле советского периода 6
1.1. История советской ёлочной игрушки 6
1.2. Опыт создания игрушек из ваты 13
1.3. Дидактические принципы, психолого-педагогические условия и методика проведения занятий по проектированию ёлочной игрушки в стиле советского периода 15
Глава 2. Проектирование работы по созданию ватной ёлочной игрушки в стиле советского периода 19
2.1. Разработка мастер-класса по созданию ватной ёлочной игрушки в рамках дополнительного образования для учащихся начальной школы 19
2.2. Работа по созданию декоративной игрушки из ваты в советском стиле 22
2.3. Методические рекомендации по организации работы по созданию ёлочной игрушки в стиле советского периода 25
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 32
Но если вы хотите создать оригинальную игрушку или фигурку с нуля, то вам не обойтись без тщательной проработки изображения. Следующий этап - эскизы. Как и при любой работе над проектом, лучше сделать несколько эскизов с разными цветами, разными позами, деталями и т.д. Если ваша идея включает в себя одежду или предметы домашнего обихода, стоит подумать о них. Если вы собираетесь создать не одну статичную фигуру, а целую композицию из нескольких объектов, вам нужно сделать несколько эскизов с разными позициями и расположениями. Так будет намного проще расставлять все по ходу работы и вам не придется тратить время на переделку объектов и поиск композиции уже после работы. После того, как выбран более подходящий эскиз, осуществляется подбор материалов. Есть и другой способ от противного – создать изображение и эскизы на основе уже выбранных материалов. Если у нас есть в наличии оригинальный аксессуар, то, основываясь на нём и вдохновляясь текстурой, мы разрабатываем идею. В основном, это то, что происходит в кружках, где материал обычно покупается для всей группы, и каждый ребенок развивает свою собственную идею, основываясь на общем материале. Или когда есть необработанный материал, который впоследствии повторно используется по той же схеме. Но в случае, когда разрабатывается определенная идея, материал подбирается на основе готового эскиза. Вата соответствующего вида, фактуры, а также необходимые аксессуары и фурнитура подбираются с учетом образа. Также необходимо учитывать особенности обработки материала. Например, если вы создаете статичную фигуру с проработанными чертами и множеством деталей, утонченную и пластичную в своем образе, то грубая вата с примесями ни в коем случае не подходит в качестве основного материала, только для некоторых отдельных деталей. Для такого случая необходимо выбрать качественную мягкую вату для основы и для поверхностного слоя.Если вы имеете в виду изготовление упрощенной и лаконичной игрушки, образ которой близок к примитиву, то для ее создания подойдут грубая вата и аксессуары для создания интересной и уместной фактуры. Особенности материалов необходимо учитывать заранее. При покупке ваты перед работой нужно ознакомиться с особенностями ее обработки, ее свойствами и тем, как она поддаётся склеиванию. Следующий этап – основной эскиз в натуральную величину. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы подогнать игрушку под нужный размер. Такой эскиз разрабатывается в масштабе 1:1 для того, чтобы применить работу, сравнив размеры и пропорции. Это избавит нас от необходимости исправлять уже выполненную работу. Если работа состоит из нескольких фигур или объектов, желательно сделать небольшой эскиз для каждой из них, чтобы придерживаться первоначальных пропорций и их соотношения друг к другу. Необязательно делать этот эскиз в цвете. Цвета можно сверить с оригинальным выбранным для поиска эскизом. Его задача - отобразить только размеры и пропорции. Желательно делать такие наброски с разных сторон предлагаемой работы – вид сбоку, спереди и сзади. Тогда у вас будет общее представление о том, как будет выглядеть игрушка на заключительном этапе.Важным этапом, на который следует обратить внимание, является подготовка рабочего места и инструментов. После того, как была проделана работа по созданию образа самой игрушки и подбору материалов, необходимо подготовить все для работы, а также рабочее место. Все инструменты, а именно ножницы, нагрудные пластины, швейные иглы (при необходимости) и т.д., должны быть исправны и готовы к работе. Рабочее место должно быть чистым, чтобы вы могли держать перед глазами эскиз в натуральную величину, проверяя его в процессе работы. Также необходимо убедиться в наличии достаточного количества материалов для создания игрушки. Это необходимо для того, чтобы не покупать больше ваты для продолжения игрушки в процессе работы, если ее окажется недостаточно, потому что вата, изготовленная разными партиями, может иметь совершенно разные оттенки в одном и том же цветовом положении. Это особенность производства, но она может иметь неприятные последствия в работе – новая купленная вата может просто не соответствовать оттенку игрушки, которая уже была начата. Заключительный этап - процесс изготовления игрушки из ваты. В процессе изготовления необходимо придерживаться пропорций и цветовой гаммы, которые изначально были заложены в основном эскизе. Но, поскольку это творческая работа, допускается вносить коррективы в изображение или цвет уже в процессе работы, ведь особенности обработки шерсти позволяют нам проявить фантазию, отступая от первоначального замысла.В Приложении представлен пример создания ватной ёлочной игрушки по основным этапам.На первом этапе создаётся основа: к кукольной голове приделывается каркас туловища, который оборачивается ватой. Важно чётко соблюсти все пропорции, выправить положение игрушки.На втором этапе с помощью клея и ваты добавляем к игрушке детали одежды и рукавиц. С помощью крышки от пластиковой бутылки формируем основу головного убора.На третьем этапе также с помощью клея и ваты добавляем к образу куклы тёплые белые сапоги. На четвёртом этапе изготавливаем из хлопчатобумажной ваты белый длинный сарафан.После этого формируем окончательный образ: добавляем ватную шубу, к основе головного убора добавляем белую вату, формируя шапочку и шарф. Также формируем рукавицы полностью. Изделие выполнено.2.3. Методические рекомендации по организации работы по созданию ёлочной игрушки в стиле советского периода1. При определении времени занятий важно ориентироваться на психолого-педагогические особенности школьников. Дети младшего школьного возраста способны концентрироваться в течение 30-35 минут, поэтому общее время одного занятия должно составлять около 40 минут.2. Каждое занятие должно быть четко структурировано. Первый этап - это организационный момент, во время которого дети настраиваются на предстоящую работу. Вводная часть предполагает формирование мотивации дошкольников к предстоящей деятельности; при этом могут использоваться различные приемы и инструменты: моменты неожиданности, обращения к любимым персонажам сказок и мультфильмов, загадки и т.д. На основном этапе работы учителю важно организовать самостоятельную или коллективную деятельность детей. На рефлексивном этапе подводятся итоги, определяется эффективность работы детей.3. Меры предосторожности при работе с ножницами и иглой - одна из важнейших составляющих урока по созданию ёлочной игрушки из ваты. Особенности обращения с предметами труда следует учитывать на каждом занятии, прежде чем приступать к работе с ватой и инструментами.4. При выборе ваты необходимо учитывать тип изделия. Учитель должен тщательно подбирать вату по толщине и размеру. Иглу подбирают с большим ушком, а не с коротким, чтобы ее было удобно держать.5. Для детского творчества, помимо ваты, для создания игрушки необходимо выбирать яркие, приятные на ощупь материалы. Это способствует развитию познавательного интереса детей. Также важно учитывать удобство обращения с материалами: у ребенка должна быть возможность вырезать детали.6. Работая с ватой, педагог должен быть готов помочь каждому ребенку. Не стоит критиковать работу детей: это может негативно сказаться на их желании заниматься творческой деятельностью.7. В рамках работы с ватой по созданию игрушки должно быть организовано активное взаимодействие между педагогом и школьниками. Педагог должен поддерживать активность детей, помогать тем, кто не справляется с выполнением, поощрять хорошую работу.8. После занятий желательно организовать выставки творческих работ младших школьников, познакомить родителей с результатами работы их детей, отметив при этом, какие навыки были сформированы и какое развивающее значение это имеет.9. Комплекс занятий по работе с ватой, разработанный для детей младшего школьного возраста, должен иметь развивающее значение. Так, хорошей возможностью будет побудить детей самостоятельно мыслить, общаться, выполнять интеллектуальные и творческие задания в процессе работы с ватой.10. Важно информировать родителей о развитии мелкой моторики детей и о возможностях, которые предоставляет для этого работа с ватой. Работа с ватой в домашних условиях не только эффективно развивает мелкую моторику, но и является хорошей возможностью сблизить родителей и детей, развить понимающие отношения в семье в процессе творческой деятельности.ЗаключениеВ рамках данного исследования были решены все поставленные перед нами задачи, а именно: - мы изучили происхождение ёлочной игрушки период СССР и её путь от ремесленного направления, применимого в повседневной жизни, до самостоятельного вида искусства в наше время; - было разработано пошаговое методическое руководство (мастер-класс) для школьного кружка по теме создания ёлочной игрушки периода СССР; - рассмотрены особенности создания ёлочной игрушки из ваты и актуальность применения в сфере дополнительного образования и программах творческого развития; - была разработана тематическая серия декоративных игрушек для демонстрации художественных возможностей работы с ватой в рамках дополнительного образования; - были рассмотрены и изучены материалы и инструменты, используемые в создании ватной ёлочной игрушки, изучены их особенности, различия и сфера применения; - были обобщены и проанализированы результаты, полученные в ходе работы в области теории и практики обучения детей работе с ватой.Основываясь на этих выводах, мы можем сказать, что цель данной работы была достигнута. Список использованных источниковАндреева, И.В. Советская ёлочная игрушка в зеркале каталожной практики // КУЛЬТУРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ. материалы 53-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей. Челябинск, 2021. С. 155-158.Артёмова, Н.А. Сохранение традиций изготовления ёлочных игрушек при проектировании игрушек // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 43-45.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). Багманова, Д.Ш. История советского государства на ёлке // Инновационные процессы в науке и технике XXI века. Материалы XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. 2019. С. 89-92.Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика). Бобряшова О.В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник Оренбургского государственного университета, 11 (130) / 2011 // Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-itvorcheskaya-masterskaya-kakpedagogicheskie-tehnologii-aktivnogoobucheniya-buduschih-dizaynerov.Буровкина Л.А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография / Л.А.Буровкина– М.: МГПУ,2016. – 204 с.Галкина Е. Н. Мастер-класс как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;Горелик В. М., Гаврилов О. М. Мастер-класс как активный метод обучения в вузе по курсу станковой графики // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2Гурьянов, К.В. Новый год и ёлка: становление современных традиций // Базис. 2019. № 2 (6). С. 49-63.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: из-во «Учитель», 2007. -288сИльин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс по направлению подготовки 54.03.02 (072600.62) «Декоративно-прикладное искусство и народные про- 53 мыслы» / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. – Кемерово: Кемеровский гос. инт культуры, 2014.Казачкова, О.А. Дизайн новогодних украшений // Инновационные технологии в электронике и приборостроении. сборник докладов Российской научно-технической конференции с международным участием Физико-технологического института РТУ МИРЭА. Москва, 2020. С. 428-434.Курган, М.И. Ёлочная игрушка из ваты под старину // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ. сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Пенза, 2020. С. 43-45.Народная игрушка [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. И. Ковычева. – М.: ВЛАДОС, 2012Николаенко, А.А. Использование метода проектов на уроке технологии на примере игрушек из ваты // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 43-45.Основы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Асланова. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагог. гос. ун-т, 2011Семикина, С.А. Отражение истории советского периода в ёлочной игрушке // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-4. С. 154-157.Сидорова Т.А. Развитие творческого потенциала детей посредством развития мелкой моторики рук и нестандартного мышления // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3). С. 112-113.ПриложениеПроектирование ватной ёлочной игрушкиЭтап 1Этап 2Этап 3Этап 4Этап 5
2.Артёмова, Н.А. Сохранение традиций изготовления ёлочных игрушек при проектировании игрушек // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 43-45.
3.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов /Д.: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
4.Багманова, Д.Ш. История советского государства на ёлке // Инновационные процессы в науке и технике XXI века. Материалы XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. 2019. С. 89-92.
5.Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
6.Бобряшова О.В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник Оренбургского государственного университета, 11 (130) / 2011 // Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/master-klass-itvorcheskaya-masterskaya-kakpedagogicheskie-tehnologii-aktivnogoobucheniya-buduschih-dizaynerov.
7.Буровкина Л.А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография / Л.А.Буровкина– М.: МГПУ,2016. – 204 с.
8.Галкина Е. Н. Мастер-класс как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
9.Горелик В. М., Гаврилов О. М. Мастер-класс как активный метод обучения в вузе по курсу станковой графики // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2
10.Гурьянов, К.В. Новый год и ёлка: становление современных традиций // Базис. 2019. № 2 (6). С. 49-63.
11.Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д.: из-во «Учитель», 2007. -288с
12.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
13.История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс по направлению подготовки 54.03.02 (072600.62) «Декоративно-прикладное искусство и народные про- 53 мыслы» / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. – Кемерово: Кемеровский гос. инт культуры, 2014.
14.Казачкова, О.А. Дизайн новогодних украшений // Инновационные технологии в электронике и приборостроении. сборник докладов Российской научно-технической конференции с международным участием Физико-технологического института РТУ МИРЭА. Москва, 2020. С. 428-434.
15.Курган, М.И. Ёлочная игрушка из ваты под старину // НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ. сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Пенза, 2020. С. 43-45.
16.Народная игрушка [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. И. Ковычева. – М.: ВЛАДОС, 2012
17.Николаенко, А.А. Использование метода проектов на уроке технологии на примере игрушек из ваты // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 43-45.
18.Основы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Асланова. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагог. гос. ун-т, 2011
19.Семикина, С.А. Отражение истории советского периода в ёлочной игрушке // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-4. С. 154-157.
20.Сидорова Т.А. Развитие творческого потенциала детей посредством развития мелкой моторики рук и нестандартного мышления // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3). С. 112-113.