нарушение письма и письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 46 46 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения письма и письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста 5
1.1 Особенности нарушений письма и письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста 5
1.2 Формирование графомоторного навыка у детей с нарушением письма и письменной речи младшего школьного возраста 13
1.3 Причины возникновения нарушений письма и письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста 22
Глава 2. Особенности праксиса и графомоторных навыков у младших школьников с нарушением письма и письменной речи 26
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению особенностей праксиса и графомоторных навыков у младших школьников с нарушением письма и письменной речи 26
2.2 Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением письма и письменной речи 37
Заключение 41
Список литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Качество серийного исполнения оценивается по следующим параметрам:• нормальная работоспособность;• рисование элементов разного размера (компенсаторное выполнение);• неправильное выполнение (наклонные вертикальные линии, загнутые углы и т.д.);• отдельное рисование каждого элемента с поднятием руки (паузы и несплошное выполнение программы);• изменение двигательной программы (расширение за счет добавления избыточных элементов);• инертное повторение (персеверация) расширенной или упрощенной программы.Типичными примерами недостатков в кинетической организации графических движений являются рисование элементов разного размера (высоты или ширины), замена вертикальных линий наклонными или изогнутыми и рисование каждого элемента по отдельности после паузы. Наиболее серьезные ошибки, которые говорят о неспособности выучить программу и отсутствии исполнительного контроля, связаны с изменением исходной программы — несоблюдением порядка расположения элементов и рисованием только одного элемента (обычно того, что с острым кончиком). В некоторых случаях дети просто проводят прямую линию до конца ряда.Особенно типичная картина работоспособности наблюдается у детей 7 лет, когда графические навыки находятся на ранней стадии формирования и освоение двигательной программы очень сложно или невозможно. Причиной этого является морфофункциональная незрелость премоторных и лобно-теменных отделов коры головного мозга и слабые связи между ними.В этой возрастной группе наблюдаются “наихудшие” варианты выполнения графических заданий, при этом в 57% случаев наблюдается инертное повторение упрощенной программы: рисование только одного элемента (обычно острого элемента модели) или проведение прямой линии до конца (таблица).Следовательно, типично развивающиеся 7-летние дети могут обрабатывать упрощенные версии одноэлементных программ построения моторных графиков, которые следует считать нормой в этом возрасте. Связное (слитное) рисование также оказывается затруднительным и заменяется поэлементным рисованием. Последняя особенность указывает на недостаточно развитую кинетическую организацию графической деятельности. Возрастная группанормальная успеваемостькомпенсаторное рисованиенеправильная успеваемостьрисование элемент за элементомлишние элементыинертные повторения / персеверации7лет1%4%9%9%20%57%8 лет8%14%14%11%24%29%9 лет18%25%22%13%15%7%Рисунок 2.2 - Пример хорошей работы графической программы у ребенка 7-летнего возраста.Рисунок 2.3 - Пример рисования по элементам у 7-летнего ребенка.Рисунок 2.4 - Пример невозможного графического задания, выполненного 7-летним ребенком.Результаты, полученные у 8-летних детей, подтверждают вывод о положительной возрастной динамике графомоторных функций. Группа характеризовалась большим разнообразием вариантов рисования графической модели, при этом только 8% детей набрали максимальное количество баллов. Преобладают случаи инертного повторения одного элемента (29%) и добавления избыточных элементов (24%). Поскольку процентная разница между двумя вариантами успеваемости относительно невелика, их можно считать нормальными для возраста 8 лет.Мы представляем примеры использования графической модели 85-летними детьми.Процентная разница между двумя методами выполнения относительно невелика, их можно считать нормальными для возраста 8 лет. Важно подчеркнуть, что у 8-летних детей случаи инертной работоспособности снижаются почти вдвое по сравнению с 74-летними — с 57% до 29% и говорят о значительном прогрессе графомоторных функций. Это повод рассматривать возраст 8лет как ключевой для созревания функциональных систем мозга, ответственных за кинетическую организацию движений, исполнительные и пространственные функции. Мы также считаем, что эта доля детей, демонстрирующих лучшую зрительно-моторную координацию и способности к усвоению программ, будет свидетельствовать о высокой готовности к школе в будущем.Наличие достоверных различий между оценками детей в возрасте 9 и 8 лет и детей в возрасте 8 и 7 лет указывает на значительно возросшую способность правильно выполнять графическую программу в конце дошкольного периода. Данные о достоверных различиях по показателю рисования предметов разного размера между 5-6-летним ребенком свидетельствуют о том, что 7-летние дети часто используют компенсаторные приемы при воспроизведении графического рисунка.Рисунок 2.5 - Пример правильного выполнения графической программы 8-летним ребенком.Рисунок 2.6 - Пример изменения (добавления избыточных элементов с признаками макрографии) графической программы у 8-летнего ребенка.Рисунок 2.7 - Пример инертного повторения одного элемента у 8-летнего ребенкаУ значительной части 7-летних детей наблюдается очень низкий уровень графических навыков и неспособность освоить двигательную программу, о чем свидетельствуют достоверные различия с оценками 5-летних детей, особенно по показателю инертной успеваемости. Следовательно, графическое задание имеет объективную диагностическую ценность в рамках нейропсихологического исследования детей, достигших возраста 8 лет.В возрастной группе до 8 лет только 18% детей правильно усваивают и выполняют двигательную программу. Преобладают случаи компенсаторного выполнения программы (25%). Они объясняются ограниченными возможностями автоматизации движений, что приводит к рисованию элементов разного размера и пространственного расположения. Следующими по частоте являются случаи искажения программы (неточного выполнения) -22%, когда ребенок искажает линии и углы при рисовании. Сохраняющийся дефицит последовательной организации движений и исполнительных функций у 8-летних детей подтверждается также случаями расширения двигательной программы (15%) путем добавления избыточных элементов (нижняя горизонтальная линия между двумя частями серии), а также случаями инертного повторения (персевераций) упрощенной программы (7%). Следует предположить, что дети, допускающие последние два типа ошибок при выполнении графического задания, попадут в “группу риска” учащихся с трудностями в обучении.На рисунках ниже представлены различные способы выполнения графического образца детьми 6-летнего возраста.Полонская использовала графический тест для изучения большой группы типично развивающихся учащихся 1-го класса. Результаты, о которых она сообщает, показывают 30% правильного выполнения задания, 30% случаев компенсаторного рисования (рисование элементов разного размера) и 30% случаев расширения программы (добавление элементов). Автор подчеркивает связь между уровнем графических навыков и школьной успеваемостью детей. Рисунок 2.8 - Пример правильного выполнения графической программы у 9-летнего ребенка.Рисунок 2.9 - Пример искажения программы у 9-летнего ребенкаРисунок 2.10 - Пример инертного повторения элемента программы с признаками макрографии и выхода за рамки у 9-летнего ребенка.2.2 Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением письма и письменной речиВладение движениями является важным компонентом общего психического развития ребенка, в частности письменной и устной форм речи.Это подтверждается и приведенными выше данными  о дефиците последовательной организации движений и исполнительных функций у учащихся с дисграфией в процессе выполнения комментируемого графического задания.Данные о возрастном распределении параметров при выполнении графического задания в нашем исследовании были дополнительно подвергнуты анализу с помощью T-критерия Стьюдента на достоверность различий между любыми двумя возрастными группами.Данные в таблице показывают, по какому из критериев имеются существенные различия между любыми двумя возрастными группами. Наиболее значимые различия между каждой из групп наблюдались по показателю инертного рисования (персеверации) одного элемента программы. Аналогичным образом, достоверные различия между двумя группами были зарегистрированы и по показателям нормального и компенсаторного выполнения графического задания. Только между самыми младшими и старшими детьми обнаружены достоверные различия также по показателю неточного прорисовывания элементов по размеру.С другой стороны, данные не показали различий между любыми двумя возрастными группами по показателям рисования элементами и добавления избыточных элементов (расширение программы). Это означает, что графомоторные функции не достигают достаточного уровня в конце дошкольного периода, но продолжают активно развиваться в течение первых лет школьного обучения, что также было подтверждено цитированными выше авторами .Возрастная группанормальная успеваемостькомпенсаторное рисованиенеправильная успеваемостьрисование элемент за элементомлишние элементыинертные повторения8 и 7летр ≤ 0.05р ≤ 0.05р ≥ 0.05р ≥ 0.05р ≥ 0.05р ≤ 0.0019 и 7 годар ≤ 0.001р ≤ 0.001р ≤ 0.01р ≥ 0.05р ≥ 0.05р ≤ 0.0009 и 8 летр ≤ 0.05р ≤ 0.05р ≥ 0.05р ≥ 0.05р ≥ 0.05р ≤ 0.001В таблице представлен качественный анализ влияния демографического фактора (типа населенного пункта) на выполнение графических заданий только для 9-летних детей, учитывая прогностическую ценность графических навыков как предиктора будущих трудностей в обучении. Наблюдаемые индивидуальные, социокультурные и возрастные различия при выполнении нейропсихологического графического теста “Забор” убедительно доказывают действие гетерохронного принципа развития, который имеет ведущее значение для детской нейропсихологии при анализе механизмов и динамики высших психических функций. Период от 7 до 9 лет чувствителен с точки зрения морфологической и функциональной зрелости лобных (премоторных и префронтальных) полей и их связей с теменной долей коры головного мозга, ответственной за последовательную организацию графических движений и связанных с ними пространственных и исполнительных функций.Несмотря на положительную динамику графомоторных навыков в течение рассматриваемого периода, их улучшение и достижение оптимального уровня происходит в раннем школьном возрасте. В связи с этим дефицит различных аспектов графомоторного развития и исполнительных функций у 9-летних детей может быть интерпретирован как ранние прогностические маркеры и предрасполагающие факторы к появлению симптомов дисграфии в процессе обучения. Диагностические усилия детской нейропсихологии должны быть максимально ориентированы на конец дошкольного периода, как время активного формирования нейрофизиологических предпосылок готовности детей к школе.Результаты исследования дают основу для формулирования некоторых рекомендаций для психолого-педагогической практики в дошкольном возрасте:• обязательная диагностика графомоторного состояния детей после 7-летнего возраста;• целенаправленное формирование графических навыков с помощью заданий на перерисовку фигур и заданий на освоение программы двигательной графики;• стимуляция зрительно-моторной координации и пространственной ориентации посредством заданий на рисование объектов по образцу и памяти, соединение по-разному расположенных фигур, написание и соединение элементов букв в ограниченном пространстве и т.д.Направления будущих исследований:- лонгитюдный мониторинг динамики графомоторных функций у детей в конце дошкольного и начале школьного периода;- сравнительный анализ состояния графомоторных навыков у учащихся с нарушениями письма и без них.ЗаключениеДисграфия - это достаточно специфическая неспособность к обучению у детей и взрослых, которая имеет неврологическое происхождение.Тестирование навыков чтения, языка и письма - единственный способ подтвердить диагноз предполагаемой дисграфии.Учащиеся, у которых выявлена дисграфия, чаще всего испытывают первичные трудности с фонологическим пониманием, включая манипулирование фонемами, чтение из одного слова, беглость чтения и правописание. Последствия могут включать трудности в понимании прочитанного и/или письменном выражении. Эти трудности в фонологической осведомленности не являются нормой для возраста и уровня образования ребенка и не являются результатом языковых различий. Кроме того, часто существует семейная история подобных сложностей.Следующие являются преобладающими характеристики чтения/правописания при дисграфии:Сложности с правописанием.Сложности с точной расшифровкой незнакомых слов.Сложности с чтением слов изолированно.Сложности с устным чтением (медленное, неточное или затрудненное без просодии).Для целей исследования использовалась нейропсихологическая проба “Забор”, которая является частью нейропсихологической диагностической батареи для детей, раздел “Последовательная организация движений” (Ахутина, Полонская, Пылаева и Максименко, 2012). По мнению авторов, он оценивает способность к освоению графомоторной программы и автоматизированному переходу между ее элементами, а также состояние зрительно-моторной координации.Процедура исследования включает в себя рисование графической модели из двух соединенных чередующихся элементов. Модель предварительно рисуется на белом листе, и после того, как ее дают ребенку, его просят продолжить рисовать тот же ”забор" до конца листа. Условие состоит в том, чтобы соблюдать порядок расположения элементов и не поднимать руку во время рисования. Количественная оценка индивидуальной успеваемости основана на 5 показателях: организации серий, программирования и контроля, зрительно-пространственных функций, пауз во время рисования и мышечного тонуса.Тест проводится индивидуально с каждым ребенком. Статистическая обработка результатов была основана на трехфакторном дисперсионном анализе (F-критерий) с учетом влияния факторов “возраст”, “демографические данные” и “пол”. Уровень значимости различий определялся с помощью t-критерия Стьюдента.Целевая группа: в исследовании приняли участие 36 детей с нейротипичным развитием. Дети разделены на группы в соответствии с возрастными факторами, демографическими условиями и полом.Результаты исследования дают основу для формулирования некоторых рекомендаций для психолого-педагогической практики в дошкольном возрасте:• обязательная диагностика графомоторного состояния детей после 7-летнего возраста;• целенаправленное формирование графических навыков с помощью заданий на перерисовку фигур и заданий на освоение программы двигательной графики;• стимуляция зрительно-моторной координации и пространственной ориентации посредством заданий на рисование объектов по образцу и памяти, соединение по-разному расположенных фигур, написание и соединение элементов букв в ограниченном пространстве и т.д.Список литературыАманатова, М.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов-н/Д: Феникс, 2019. –318 с.3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Известия АПН РСФСР, вып. 70, 106 с.4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. –М.: Сфера, 2015. –48 с.Врублевская, Н.А. Коррекция нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2018. – 208 с. - (ЭБС «IPRbooks»). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе. –М.: Владос, 2022. –201 с.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методич. пособие. 3-е изд. –М.: АИРИС ПРЕСС, 2018. –91 с.Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения\ Т.Г. Егоров. — М., 2022г. – 238 с.Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей /Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова// Логопедия сегодня. –2013. -№4. – 83-86 с.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. –М.: Просвещение, 2013. – 336 с.Ефименкова, Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 2012. — 239 с.Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. –СПб.: Образование, 2017. –319 с.Обухова Нина Владимировна Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках // Специальное образование. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-vrozhdennoy-rasschelinoy-guby-i-neba-pri-rannih-uranoplastikah Обухова Нина Владимировна, Рогожина Юлия Сергеевна Этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими врожденную расщелину губы и неба // Специальное образование. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-rannego-vozrasta-imeyuschimi-vrozhdennuyu-rasschelinu-guby-i-neba Садовникова, И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. –М.: ВЛАДОС, 2022. –256 с.Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 51 КАРО, 2021.–160с.–(ЭБС«IPRbooks»).–Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456 Степура, Е. Н. Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы / Е. Н. Степура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/441/91778/Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи [электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1 Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.html.— ЭБС «IPRbooks»Токарев Павел Владимирович, Шулаев Алексей Владимирович, Салеев Ринат Ахмедуллович, Токарева Людмила Викторовна, Гайсина Людмила Александровна Применение речевого паспорта в реабилитации детей с врожденными челюстно-лицевыми пороками развития // Проблемы стоматологии. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-rechevogo-pasporta-v-reabilitatsii-detey-s-vrozhdennymi-chelyustno-litsevymi-porokami-razvitiya Томилов Алексей Борисович НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ РЕЧЕВОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ // КПО. 2019. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-dvigatelnyh-funktsiy-pri-razlichnyh-formah-rechevoy-i-psihicheskoy-patologii Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/

Список литературы
1. Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда. –Ростов-н/Д: Феникс, 2019. –318 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Известия АПН РСФСР, вып. 70, 106 с.
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. –М.: Сфера, 2015. –48 с.
2. Врублевская, Н.А. Коррекция нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Т.А. Аристова. - СПб.: КАРО, 2018. – 208 с. - (ЭБС «IPRbooks»). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758
3. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе. –М.: Владос, 2022. –201 с.
4. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методич. пособие. 3-е изд. –М.: АИРИС ПРЕСС, 2018. –91 с.
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения\ Т.Г. Егоров. — М., 2022г. – 238 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей /Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова// Логопедия сегодня. –2013. -№4. – 83-86 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. –М.: Просвещение, 2013. – 336 с.
8. Ефименкова, Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 2012. — 239 с.
9. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. –СПб.: Образование, 2017. –319 с.
10. Обухова Нина Владимировна Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках // Специальное образование. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-s-vrozhdennoy-rasschelinoy-guby-i-neba-pri-rannih-uranoplastikah
11. Обухова Нина Владимировна, Рогожина Юлия Сергеевна Этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими врожденную расщелину губы и неба // Специальное образование. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-rannego-vozrasta-imeyuschimi-vrozhdennuyu-rasschelinu-guby-i-neba
12. Садовникова, И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. –М.: ВЛАДОС, 2022. –256 с.
13. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 51 КАРО, 2021.–160с.–(ЭБС«IPRbooks»).–Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456
14. Степура, Е. Н. Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы / Е. Н. Степура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/441/91778/
15. Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи [электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210584&sr=1
16. Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник/ Смирнова И.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.html.— ЭБС «IPRbooks»
17. Токарев Павел Владимирович, Шулаев Алексей Владимирович, Салеев Ринат Ахмедуллович, Токарева Людмила Викторовна, Гайсина Людмила Александровна Применение речевого паспорта в реабилитации детей с врожденными челюстно-лицевыми пороками развития // Проблемы стоматологии. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-rechevogo-pasporta-v-reabilitatsii-detey-s-vrozhdennymi-chelyustno-litsevymi-porokami-razvitiya
18. Томилов Алексей Борисович НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ РЕЧЕВОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ // КПО. 2019. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-dvigatelnyh-funktsiy-pri-razlichnyh-formah-rechevoy-i-psihicheskoy-patologii
19. Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/