Повседневность Ленинградский детей во второй половине 30-х годов (1935-1939) XX века (

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 02.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Повседневная жизнь детей в Ленинграде в 1935-1939 годы 12
1.1. Общая характеристика жизни детей в городе в указанный период 12
1.2. Образование и школьная жизнь 13
1.3. Детские развлечения и игры 16
1.4. Питание и условия жизни 18
1.5. Здоровье и медицинское обслуживание 21
Глава 2. Социальное и политическое окружение детей в Ленинграде 23
2.1. Влияние политических событий на повседневную жизнь детей 23
2.2. Роль детей в общественной жизни 25
2.3. Семейные и общественные ценности воспитания детей 27
2.4. Влияние сталинского режима на детские институты и организации 29
Заключение 32
Библиографический список 33

Фрагмент для ознакомления

Детям в Ленинграде внушались идеи о славе Советского государства и его лидера, они учились строить своё будущее в соответствии с принципами коммунизма. Это приводило к тому, что дети становились активными участниками политической жизни и пропаганды, что отражалось на их повседневной жизни.В заключение, период с 1935 по 1939 годы был отмечен значительным влиянием политических событий на повседневную жизнь детей в Ленинграде. Преобразования в индустриализации, реформы в образовательной сфере, политические репрессии и контроль над информацией стали неотъемлемой частью жизни молодого поколения. Эти события оставили глубокий след вместе с непредсказуемыми последствиями, их следы ощущаются и в настоящее время.2.2. Роль детей в общественной жизниРоль детей в общественной жизни в Ленинграде в период с 1935 по 1939 годы играла важную и значимую роль во многих аспектах. В этом временном промежутке Советский Союз, включая Ленинград, стремился развивать и совершенствовать систему образования и воспитания детей, чтобы формировать новое поколение активных граждан, преданных идеям коммунизма. Это был период интенсивного социально-политического строительства, активного воспитания и образования молодежи, которая была призвана стать будущим строителем коммунистического общества и пролетарской революции.В то время, дети в Ленинграде играли важную роль в различных аспектах общественной жизни. Они были активно вовлечены в общественно-полезные дела и молодежные организации, такие как пионерская организация «Всесоюзный пионерский союз имени В.И. Ленина» и комсомольская организация «Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи». Участие в этих организациях способствовало формированию у детей и молодежи коммунистического мировоззрения, патриотизма и социальной ответственности.В Ленинграде сформировались многие пионерские организации, которые активно занимались организацией досуга, спортивных мероприятий, экскурсий и культурных мероприятий для детей. Пионеры принимали активное участие в создании и поддержке общественных работ, в том числе в постройке детских садов, школ и прочей инфраструктуры для детей.Одним из основных аспектов деятельности детей в общественной жизни Ленинграда в указанный период была помощь в реализации государственных программ в области промышленности, сельского хозяйства и строительства. В рамках младшей трудовой армии, ребята выполняли различные работы по благоустройству города, сажали деревья, ухаживали за парками и садами, а также оказывали помощь в строительстве новых социальных объектов, таких как детские сады, школы и больницы. Деятельность младшей трудовой армии способствовала развитию сознательной трудовой дисциплины и воспитанию гражданской ответственности у детей.Кроме того, дети Ленинграда активно участвовали в культурной жизни города. Вместе со взрослыми они посещали спектакли в театрах, выставки, музеи и концерты. Детские художественные коллективы, такие, как детские хоры, танцевальные коллективы и оркестры, были особенно популярны и получали широкое признание.Дети также активно участвовали в коллективном труде. Программа «Молодая Гвардия» стала одной из успешных инициатив вовлечения детей в общественные работы. Волонтерские отряды детей работали на заводах, в больницах, садах и на строительных объектах в Ленинграде. Участием в коллективном труде, дети овладевали навыками и ценностями солидарности, трудолюбия и ответственности.Важной частью общественной жизни детей Ленинграда в указанный период были летние детские оздоровительные лагеря, где они отдыхали, учились, занимались физкультурой и общим развитием. Данный формат оздоровления позволял детям укреплять свое здоровье и развиваться во всех сферах: физической, интеллектуальной и социальной.Образование и подготовка детей также занимали важное место в общественной жизни Ленинграда в 1935-1939 годах. В школах и детских садах были созданы оптимальные условия для получения качественного образования. Детям предоставлялась возможность учиться и развиваться, а также получать необходимые знания и навыки для успешного будущего. В школах проводились дополнительные занятия по физической культуре, музыке и изобразительному искусству, чтобы развивать творческий потенциал детей.Таким образом, дети в Ленинграде играли важную роль в общественной жизни города. Активное участие в общественно-полезной деятельности, помощь в реализации государственных программ и участие в культурной жизни позволяло формировать у детей ценности, знания и навыки, необходимые для успешного будущего страны. Роль детей в обществе в то время была признана и ценилась, считая их не только будущим, но и активными участниками настоящего общественного строительства.2.3. Семейные и общественные ценности воспитания детейВ период с 1935 по 1939 годы в Ленинграде, как и во всей Советской России, происходил значительный переход в сфере семейного воспитания детей и формировании общественных ценностей. Это был период радикальных изменений и экспериментов, которые оказали огромное влияние на современную систему воспитания.Семейные ценности воспитания детей в Ленинграде в указанный период были ориентированы на создание нового типа граждан советского государства. Материалы и публикации того времени акцентировали внимание на важности развития коллективизма и коллективной ответственности. Родители призывались воспитывать своих детей в духе коммунизма и готовить их к активной жизни в коллективе, будь то школа, детский сад или молодежная организация.Одним из принципов воспитания было участие детей в общественной жизни. Неважно, были они членами дворового товарищества, пионеров, комсомольцев или советской молодежи – их активное участие формировало личность, воспитывало чувство коллективизма и энтузиазма к советской идее. Семьи поддерживали эту инициативу, поощряя детей к участию в коллективных делах и правильному восприятию общественных ценностей.Наравне с этим, значение придавалось и формированию семейных ценностей – заботе о близких, широте взаимопонимания и развитию эмоционально-личностной сферы. Отец и мать были символами семьи и основными образователями воспитательной работы. Ленинградские родители прикладывали все усилия для создания благоприятной семейной атмосферы, где ребенок мог бы развиваться, осваивать социальные нормы и ценности.Среди общественных ценностей воспитания детей особое внимание было уделено гражданской и патриотической направленности. В связи с угрозой войны, дети в этот период активно участвовали в патриотическом воспитании. Они осваивали знания о истории Родины, участвовали в митингах и празднествах, слушали рассказы ветеранов о революции. Все это помогало им развить гордость за свою страну и почувствовать себя частью коллективного достижения.Однако, следует отметить, что в те времена воспитание детей было односторонним и часто основывалось на идеологических принципах, не учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Тем не менее, семейные и общественные ценности воспитания детей в Ленинграде в указанный период сыграли важную роль в формировании коллективного сознания и патриотизма.Таким образом, семейные и общественные ценности воспитания детей в Ленинграде в 1935-1939 годах имели своей целью формирование нового поколения советских граждан, способных служить интересам страны и быть активными участниками современного общества. Этот период стал одним из ключевых шагов в создании системы образования и воспитания, которая получила определенное развитие и сформировала основные принципы современной педагогики.2.4. Влияние сталинского режима на детские институты и организацииВ предвоенные годы сталинский режим оказал значительное влияние на детские институты и организации в Ленинграде. Этот период был отмечен жестким контролем и идеологической индоктринацией, которые проникали во все сферы образования и воспитания молодежи.Под руководством государства детские сады и школы стали плацдармом для распространения коммунистической пропаганды и формирования лояльности к сталинскому режиму. Официальная идеология, основанная на культе личности Сталина и принципе «человека нового времени», была тесно связана с педагогической практикой. Вместе с тем, репрессивные методы контроля использовались для поддержания жесткой дисциплины и подавления детских институтов и организаций, которые могли представлять угрозу для режима.Детские институты и организации в Ленинграде вели широкую работу по формированию нового образа ребенка, отдавая предпочтение коллективизму и коллективным ценностям, таким как коллективное воспитание, коллективные решения и коллективные действия. Дети, выросшие под влиянием сталинского режима, были нацелены на идеалы патриотизма и служения государству. Одновременно с этим, подаваясь под государственную пропаганду, политические подоплеки оказались важной составляющей в педагогическом процессе.Организация времени и мероприятий в детских институтах и организациях также была тесно контролируемой и структурированной. Большое внимание уделялось физическому воспитанию и милитаристской подготовке, с целью формирования молодых граждан, способных отстаивать интересы Советского государства. Образовательные программы становились все более узкоспециализированными, ориентированными на потребности промышленных отраслей, а также на технические и военные инновации.Сталинский режим также творчески подошел к организации детских институтов и организаций, создавая пионерские лагеря и художественные школы, где дети могли обнаружить свои таланты и развиваться в соответствии с идеалами светлого коммунистического будущего. Однако эти возможности сопровождались строгим контролем и ограниченными рамками, чтобы убедиться, что проявления таланта останутся в рамках установленных идеологических принципов.Влияние сталинского режима на детские институты и организации в Ленинграде в предвоенные годы было значительным и привело к радикальным изменениям в системе образования и воспитания детей.Во-первых, сталинский режим провел масштабную реорганизацию детских институтов и организаций, сделав их более контролируемыми государством. Вместо независимых инициативных групп и общественных организаций, детские учреждения были подчинены партийным и государственным структурам. Это привело к усилению идеологического воздействия на детей и молодежь, а также к усилению контроля за их воспитанием и обучением.Во-вторых, сталинский режим провел политику интенсивного идеологического воздействия на детей через школьную программу, детские организации и пионерские отряды. Дети стали восприниматься как будущие члены социалистического общества, их воспитание и образование стали ориентироваться на лояльность к партии и государству.Таким образом, сталинский режим оказал глубокое влияние на детские институты и организации в Ленинграде в предвоенные годы. Это влияние проявлялось как через жесткий контроль и пропаганду, так и через создание новых возможностей и школ талантливых детей. В результате формировалось не только свидетельство о подчинении, но и идеалы и ценности, характерные для того периода и поколения.ЗаключениеТаким образом, проведенное исследование посвящено повседневной жизни детей в Ленинграде в предвоенные годы 1935-1939. Полученные данные позволяют сделать несколько выводов.Во-первых, в этот период дети в Ленинграде вели свою повседневную жизнь, присущую их возрасту и социальному статусу. В их распоряжении были образовательные учреждения, где они получали знания и навыки, необходимые для успешного будущего. Однако, помимо образования, дети были активно вовлечены в политическую жизнь, например, через участие в пионерском движении.Во-вторых, хотя Ленинград в это время стал одним из крупнейших промышленных центров СССР, дети сталкивались с недостатком средств и дефицитом товаров. Это ограничивало их возможности в плане развлечений и покупки необходимых вещей. Однако, благодаря семейному солидарности и умению выживать в трудных условиях, дети учились ценить то, что имеют, и прививались основные жизненные ценности.В-третьих, предвоенное время характеризовалось нестабильностью и напряженностью на политическом и социальном уровнях. Это негативно сказывалось на детях, которые испытывали страх, беспокойство и риск в своей повседневной жизни. Однако, они также проявляли силу и выдержку, поддерживая друг друга и преодолевая трудности.Таким образом, предвоенные годы 1935-1939 оставили непростой след в повседневной жизни детей в Ленинграде. Однако, независимо от трудностей, они продолжали стремиться к развитию, получали образование и прививались ценности, которые помогли им справиться с будущими трудностями и достичь успеха.Библиографический списокАмосов Н.К. Об очередных задачах антирелигиозного воспитания: материалы к 3-й Всерос. конф. по охране детства. 25–30 мая 1930 г. – М.; Л., 1930. – С. 32–35.Брук М. Женщина-общественница в работе с детьми // Семья и школа. 1946. № 10–11. С. 31–32.Гальперин В.М. Новые школы Ленинграда // Архитектура Ленинграда. 1940. №2. С. 16-25.Гальперин В.М. Типовое проектирование школьных зданий //Архитектура Ленинграда. 1938. №1. С. 64-71.Гранин Д.А. Ленинградский каталог // Гранин Д.А. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Худож. лит, 1989–1990. Т. 5. С. 456–496.Дети ГУЛАГа. 1918—1956 / составители: Виленский С. С., Кокурин А. И., Атмашкина Г. В., Новиченко Ю. И — М.: МФД, 2002. — 631.Дискуссия о типовых проектах школ // Архитектура Ленинграда. 1938. №1. С. 72-75.Донская Е. О самых маленьких жильцах // Опыт работы общественных комиссий содействия восстановления и эксплоатации домохозяйств города Ленинграда. Л.: Лен. газ.-журн. и книжное изд-во, 1948. С. 53–61.Егорова А.П., Попов П.А. 20 лет Ленинградской Областной клинической больницы // В кн.: XX лет Ленинградской Областной клинической больницы. Л.: Медгиз, 1959. С. 181 -202.Журин Б.И. Родительские комитеты в жилых домах // Семья и школа. 1948. № 4. С. 35–36.Журнал «Пионер» Изд.: ЦК ВКП (б) «Правда». 1930-1939 гг.Здравоохранение в Ленинграде. Сеть и деятельность учреждений поздравоохранению (1930- 1935). Л., 1937. 178 с.Коллиандер Т. Петербургское детство. Главы из воспоминаний // Невский архив II. М.; СПб.:Atheneum; Феникс, 1995. С. 5–54.Кравченко Н.Н. Дома у Московского парка культуры и отдыха// Архитектура Ленинграда. 1940. №4. С. 25-28.Крыщук Н. Город детства // Тебе, Петербург: Альманах Всемирного клуба петербуржцев. СПб.: Петро-РИФ, 1997. Вып. 2. Ч. 2. С. 168–171.Левинсон Е.А. Школа и практика (Архитектор О.И.Гурьев) //Архитектура Ленинграда. 1941. №3. С. 21-23.ЛеонтьеваС. Г. Пионер— всем пример // Отечественные записки. 2004 №3. С. 249–259.Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании // Изб. пед. произведения. – Баку, 1953.Макашов В.П. Кинотеатр «Москва» // Архитектура Ленинграда. 1939. №6. С. 19-22.Морозов М.В. Социалистический Ленинград // Архитектура Ленинграда. 1939. №3. С. 3-6.О правилах поведения детей в общественных местах (в театрах, кино, парках, трамваях, на стадионах и т.д.) и на улицах гор. Ленинграда // Бюллетень Ленсовета. 1946. № 15–16. С. 13.О правилах поведения детей и подростков в общественных местах и на улицах // Бюллетень Ленсовета. 1952. № 7. С. 7–8.Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления [Текст] / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010 — 317.Очерки истории Ленинграда. Т. IV / Ред. С.И. Авакумов и др. М.;Л.: Наука, 1964. 942 с.Попова Н.П. «Теперь это наша улица» // Семья и школа. 1949. № 11. С. 36–37.Чукаев С.В. Интернациональное воспитание детей: материалы к 3-й Всерос. конф. по охране детства. 25–30 мая 1930 г. – М.; Л., 1930. – С. 36–43.

Библиографический список

1. Амосов Н.К. Об очередных задачах антирелигиозного воспитания: материалы к 3-й Всерос. конф. по охране детства. 25–30 мая 1930 г. – М.; Л., 1930. – С. 32–35.
2. Брук М. Женщина-общественница в работе с детьми // Семья и школа. 1946. № 10–11. С. 31–32.
3. Гальперин В.М. Новые школы Ленинграда // Архитектура Ленинграда. 1940. №2. С. 16-25.
4. Гальперин В.М. Типовое проектирование школьных зданий //Архитектура Ленинграда. 1938. №1. С. 64-71.
5. Гранин Д.А. Ленинградский каталог // Гранин Д.А. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Худож. лит, 1989–1990. Т. 5. С. 456–496.
6. Дети ГУЛАГа. 1918—1956 / составители: Виленский С. С., Кокурин А. И., Атмашкина Г. В., Новиченко Ю. И — М.: МФД, 2002. — 631.
7. Дискуссия о типовых проектах школ // Архитектура Ленинграда. 1938. №1. С. 72-75.
8. Донская Е. О самых маленьких жильцах // Опыт работы общественных комиссий содействия восстановления и эксплоатации домохозяйств города Ленинграда. Л.: Лен. газ.-журн. и книжное изд-во, 1948. С. 53–61.
9. Егорова А.П., Попов П.А. 20 лет Ленинградской Областной клинической больницы // В кн.: XX лет Ленинградской Областной клинической больницы. Л.: Медгиз, 1959. С. 181 -202.
10. Журин Б.И. Родительские комитеты в жилых домах // Семья и школа. 1948. № 4. С. 35–36.
11. Журнал «Пионер» Изд.: ЦК ВКП (б) «Правда». 1930-1939 гг.
12. Здравоохранение в Ленинграде. Сеть и деятельность учреждений поздравоохранению (1930- 1935). Л., 1937. 178 с.
13. Коллиандер Т. Петербургское детство. Главы из воспоминаний // Невский архив II. М.; СПб.:Atheneum; Феникс, 1995. С. 5–54.
14. Кравченко Н.Н. Дома у Московского парка культуры и отдыха// Архитектура Ленинграда. 1940. №4. С. 25-28.
15. Крыщук Н. Город детства // Тебе, Петербург: Альманах Всемирного клуба петербуржцев. СПб.: Петро-РИФ, 1997. Вып. 2. Ч. 2. С. 168–171.
16. Левинсон Е.А. Школа и практика (Архитектор О.И.Гурьев) //Архитектура Ленинграда. 1941. №3. С. 21-23.
17. ЛеонтьеваС. Г. Пионер— всем пример // Отечественные записки. 2004 №3. С. 249–259.
18. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании // Изб. пед. произведения. – Баку, 1953.
19. Макашов В.П. Кинотеатр «Москва» // Архитектура Ленинграда. 1939. №6. С. 19-22.
20. Морозов М.В. Социалистический Ленинград // Архитектура Ленинграда. 1939. №3. С. 3-6.
21. О правилах поведения детей в общественных местах (в театрах, кино, парках, трамваях, на стадионах и т.д.) и на улицах гор. Ленинграда // Бюллетень Ленсовета. 1946. № 15–16. С. 13.
22. О правилах поведения детей и подростков в общественных местах и на улицах // Бюллетень Ленсовета. 1952. № 7. С. 7–8.
23. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления [Текст] / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010 — 317.
24. Очерки истории Ленинграда. Т. IV / Ред. С.И. Авакумов и др. М.;Л.: Наука, 1964. 942 с.
25. Попова Н.П. «Теперь это наша улица» // Семья и школа. 1949. № 11. С. 36–37.
26. Чукаев С.В. Интернациональное воспитание детей: материалы к 3-й Всерос. конф. по охране детства. 25–30 мая 1930 г. – М.; Л., 1930. – С. 36–43.