Формирование эстетической воспитанности обучающихся в процессе изучения химии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 58 58 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 09.04.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы эстетического воспитания 6
1.1. Теоретические аспекты эстетического воспитания в общеобразовательных школах 6
1.2. Эстетическая воспитанность как показатель эффективности эстетического воспитания 15
Выводы по 1 главе: 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической воспитанности у обучающихся в процессе изучения химии 23
2.1 Методика формирования эстетической воспитанности у обучающихся при изучении химии 23
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы эстетической воспитанности у обучающихся при изучении химии 32
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 56

Фрагмент для ознакомления

А также творческие работы таких ребят, в свою очередь, обладают конструктивным изображением, при этом качество исполнения творческой работы на достаточно высоком уровне.Низкий уровень проявился у 12% или у 3 человек 1 группы, что означает, что такие ребята не могут самостоятельно решать творческие задания в процессе занятий с эстетической направленностью, не владеют средствами художественной выразительности, их творческая деятельность не обладает качеством исполнения, нет интереса к творчеству.Такой же показатель – 12% или 3 человека проявился высокого уровня, это означает, что ребят не возникает трудностей в процессе выполнения творческих заданий на эстетическую тематику/Jни обладают высоким умением использовать технические средства выразительности в своих творческих работах, их работы выполнены креативно, самостоятельно, само творческое задание вызывает живой интерес у обучающихся, с большим удовольствием выполняют творческие задания на занятии, При этом выполняют свою творческую работу очень эффективно и с высоким художественным вкусом.Обратимся к изучению этого же деятельностного компонента у учащихся 2 группы.Таблица 2.7Уровни деятельностного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группыУровни Количество учащихся (человек)Количество учащихся (%)Низкий 936Средний 1040Высокий 624Всего 25100Рисунок 2.6 Уровни деятельностного компонента эстетической воспитанностиучащихся 8Б класса 2 группыВ результате исследования было обнаружено, что во 2 группе исследуемых подростков средний уровень деятельностного компонента выражен на 40% или проявился у 10 опрошенных. Что означает, что у ребят есть сложности при выполнении творческих заданий, но в целом выполняют его нормально, обладают частичным умением использовать технические средства выразительности в творческой деятельности, творческие работы, в свою очередь, обладают конструктивным изображением, при этом качество исполнения творческой работы на достаточно высоком уровне.36% или 9 человек обладают низким уровнем деятельностного компонента эстетической воспитанности личности. Что говорит о том, что подростки не обладают возможностями на данном этапе придумывать творческие решения в процессе занятий с эстетической направленностью, не владеют средствами художественной выразительности, их творческая деятельность не обладает качеством исполнения, у них не проявляется интереса к творчеству.24% или 6 человек имеют высокий уровень деятельностного компонента, что говорит о том, что у подростков данной группы нет сложностей в процессе выполнения творческих заданий на эстетическую тематику. При этом ребята обладают высоким умением использовать технические средства выразительности в своих творческих работах. Их творческие работы выполнены креативно, самостоятельно, при этом творческое задание вызывает живой интерес у обучающихся. Ребята с высоким уровнем с большим удовольствием выполняют творческие задания на занятии, при этом выполняют свою творческую работу очень эффективно. С целью изучения результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической воспитанности у обучающихся при изучении химии, с помощью предложенной нами методики, во 2 группе респондентов была реализована предложенная методика работы по формированию эстетической воспитанности обучающихся в процессе изучения химии.И представлены повторные результаты до и после.Следует отметить, что 1 группе 8А класса, где в течение трех месяцев не была реализована представленная методика на уроках химии по созданию специальных условий для формирования эстетической воспитанности обучающихся, результаты остались практически без изменений.Кроме того, в процессе беседы с учителем химии было определено, что у ребят 1 группы практически не возникало нового интереса к изучению предмета химии, тогда как во 2 группе мы наблюдаем существенную динамику в изменении уровней трех показателей эстетической воспитанности личности. Представим повторные результаты во 2 группе, в которой была реализована методика по формированию и развитию эстетического воспитания учащихся.Таблица 2.8Уровни когнитивного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы (после)Уровни Количество учащихся (человек)Количество учащихся (%)Низкий 520Средний 1040Высокий 1040Всего 25100Представим полученные результаты в виде диаграммы.Рисунок 2.7 Уровни когнитивного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса (после)В результате повторного исследования мы наблюдаем, что показатели среднего, низкого и высокого уровня существенно изменились, в группе стали доминировать два показателя – высокий уровень когнитивного компонента и средний уровень когнитивного компонента, который составил на обоих уровня 40% от общего числа респондентов.Низкий уровень сократился и составил 20% или 5 человек от общего числа респондентов во 2 группе.Таким образом, мы наблюдаем существенную динамику между показателями первоначального исследования, которое носило констатирующий характер и на данный момент – повторного исследования, которое представляет собой существенные изменения.Чтобы наглядно продемонстрировать динамику изменений по уровням когнитивного компонента эстетической воспитанности среди респондентов 2 группы обратимся к диаграмме.Рисунок 2.8 - Сравнительный анализ уровней когнитивного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса (до и после)Далее обратимся к результатам формирующего исследования динамики уровней эмоционально-побудительного компонента во 2 группе обучающийся.Таблица 2.9Уровни эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы(повторное исследование)Уровни Количество учащихся (человек)Количество учащихся (%)Низкий 312Средний 1560Высокий 728Всего 25100Рисунок 2.9 Уровни эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы(после)В результате повторного исследования было определено, что также наблюдается положительная динамика в изменении показателей эмоционально-побудительного компонента обучающихся во 2 группе. Что свидетельствует об эффективности представленной методики работы на уроках химии по формированию эстетического воспитания обучающихся. Для наглядности представим полученные сравнительные результаты в виде диаграммы.Рисунок 2.10 Сравнительный анализ уровней эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы (до и после)В результате сравнительного анализа наблюдается серьезная положительная динамика показателей низкого и высокого уровней эмоционально-побудительного компонента, прежде всего, такая динамика случилась за счет изменения у респондентов уровней с низкого на высокий и у тех, у кого первоначально был средний уровень, у них улучшился показатель эмоционально-побудительного компонента до высокого уровня.Поэтому есть существенная динамика между низкий и высоким уровнем, но мы наблюдаем незначительные изменения в показателя среднего уровня при сравнительном анализе. Следующим этапом мы повторно изучили проявление такого компонента эстетического воспитания, как деятельностный компонент во 2 группе.В результате мы получили следующие процентные соотношения, которые отражены в таблице.Таблица 2.10Уровни деятельностного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы (повторное исследование)Уровни Количество учащихся (человек)Количество учащихся (%)Низкий 312Средний 1456Высокий 832Всего 25100Рисунок 2.11 Уровни деятельностного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса 2 группы (повторное исследование)В результате мы наблюдаем, что в группе 8Б класса средний уровень изменился с 40 до 56%, высокий уровень также имеет позитивную динамику и стал 32% вместо первоначального показателя 24%, низкий уровень снизился с 36% до 12% в данной группе подростков.Для наглядности представим сравнительную диаграмму результатов исследования динамики уровней деятельностного компонента эстетической воспитанности личности учащихся во 2 группе. Рисунок 2.12 Сравнительный анализ уровней деятельностного компонента эстетической воспитанности учащихся 8Б класса (констатирующий и формирующий эксперимент)Таким образом, в результате сравнительного анализа мы наблюдаем существенную позитивную динамику в изменении уровней по всем трем критериям эстетической воспитанности личности во 2 группе подростков, где была реализована методика преподавания химии с учетом и опорой на эстетическое воспитание личности.Выводы по 2 главе1.В результате организации опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической воспитанности у обучающихся в процессе изучения химии была разработана методика, которая включает когнитивный, эмоционально-побудительный, деятельностный компоненты. А также методика формирования эстетической воспитанности на уроках химии в 8 классе включает следующие элементы:- Изучение и обсуждение истории развития химии и ее влияния на культуру и искусство. Рассмотрение значимых открытий и достижений в области химии, которые повлияли на развитие науки, технологий и искусства. - Организация химического эксперимента с использованием различных химических реактивов и веществ для создания эстетически привлекательных явлений. - Изучение свойств и применений различных химических элементов и соединений, которые используются в производстве красок, пигментов, косметики и других продуктов. Обсуждение влияния химических веществ на цвет, текстуру и светоотражение материалов. - Исследование влияния химических процессов на окружающую среду и природу. Обсуждение проблем загрязнения воздуха, воды и почвы, связанных с промышленными химическими процессами, и поиск путей их решения. - Работа с химическими символами, формулами и уравнениями. Создание графических моделей молекул и соединений для визуализации химических процессов и структуры веществ. - Организация экскурсий в химические лаборатории, фабрики или предприятия, где производятся «эстетические» продукты (например, косметика, парфюмерия).2. Были получены следующие результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической воспитанности у обучающихся при изучении химии:- по показателю когнитивного компонента изменились все уровни эстетической воспитанности: низкий уровень сократился с 52% до 20%, средний показатель изменился с 36% до 40%, высокий уровень повысился с 12% до 40% от общего числа респондентов 2 группы;- по эмоционально-побудительному компоненту во 2 группе мы также определили положительную динамику развития эстетической воспитанности учащихся: низкий уровень уменьшился с 40% до 12%, высокий с 4% возрос до 28%, при этом средний показатель имеет незначительные изменения с 56% до 60%.- по деятельностному компоненту эстетической воспитанности личности мы также обнаружили положительные изменения, которые проявились на всех уровнях: низкий уровень изменился с 36% до 12%, средний показатель с 40% увеличился до 56%, высокий уровень увеличилсяс 24% до 32%.В результате, обращаясь к сравнительным результатам анализа динамических изменений по разным компонентам эстетической воспитанности личности мы определили эффективность представленной методики. ЗаключениеВ результате исследованияпсихолого-педагогических основ эстетического воспитания в нашей работе были описаны теоретические аспекты эстетического воспитания в общеобразовательных школах.В теоретической части работы обобщен опыт изучения особенностей исследования эстетического воспитания обучающихся в России. В результате было определено, что проблемами эстетического воспитания обучающихся представлены в работах таких ученых как Ш.А. Амонашвили [2], В.В. Зеньковского [18], В.А. Сухомлинского [32], К.Д. Ушинского [35], П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и других выдающихся исследователей.При ретроспективном анализе исследований эстетического воспитания обучающихся в России, было определено, что эстетическое воспитание личности в дореволюционной России рассматривалось в трудах В.Г. Белинского [3] и других. В данной работе под эстетической воспитанностью, согласно исследованиям И.Ф. Гончарова, О.П. Котиковой, Б.Т. Лихачева понимается качественный показатель эстетического воспитания личности.Также в теоретической части были обобщены и выделены в структуре эстетического воспитания личности выделяются следующие необходимые компоненты:1.Когнитивный компонент – то есть компонент, в который включены эстетические представления личности, их знания, а также информированность в сфере искусства.2.Эмоционально-побудительный компонент, который подразумевает эстетическую направленность личности обучающихся, куда относятся интересы обучающихся, их склонности, их предпочтения.3.Деятельностный компонент, в который входят умения, навыки в области эстетической деятельности.В теоретической части работы с целью создания интереса учащихся к эстетической направленности на уроках химии предложено педагогам учитывать методы и приемы работы с обучающимися, к основным из которым мы отнесли:- методы дискуссии;- метод проектной деятельности;- организация выставок и составление творческих заданий для обучающихся; - организация театрализаций на занятиях химии.В процессе опытно-экспериментальной части работы мы провели исследование, направленное на изучение уровней проявления компонентом эстетического воспитания личности. В результате мы получили следующие существенные изменения после реализации предложенной программы:- По показателю когнитивного компонента изменились все уровни эстетической воспитанности: низкий уровень сократился с 52% до 20%, средний показатель изменился с 36% до 40%, высокий уровень повысился с 12% до 40% от общего числа респондентов 2 группы.- По эмоционально-побудительному компоненту во 2 группе мы также определили положительную динамику развития эстетической воспитанности учащихся: низкий уровень уменьшился с 40% до 12%, высокий с 4% возрос до 28%, при этом средний показатель имеет незначительные изменения с 56% до 60%.- По деятельностному компоненту эстетической воспитанности личности мы также обнаружили положительные изменения, которые проявились на всех уровнях: низкий уровень изменился с 36% до 12%, средний показатель с 40% увеличился до 56%, высокий уровень увеличился с 24% до 32%.В результате, обращаясь к сравнительным результатам анализа динамических изменений по разным компонентам эстетической воспитанности личности, мы определили, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: о том, что формирование эстетической воспитанности обучающихся в процессе изучения химии возможно при соблюдении следующих условий:- при создании специальных психолого-педагогических условий для эстетического воспитания обучающихся на уроках химии;- при разработке методики по формированию эстетической воспитанности обучающихся в процессе изучения химии. В результате предложенное теоретическое исследование можно использовать для изучения теоретических аспектов эстетического воспитания в условиях современной общеобразовательной школы. При этом практические результаты исследования предлагается использовать в практике современных учителей химии. Программа по развитию эстетического воспитания для обучающихся на уроках химии может помочь сформировать необходимый интерес к занятиям у ребят и их эстетическую направленность. Список литературыАлдошина М. Воспитание на русском народном творчестве // Сел.шк. – 1999. – № 1. – С. 15–24.Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем?:методический материал / Ш. А. Амонашвили. –М.: Издательский домШалвы Амонашвили, 2004. – 64 с.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2020. - 205 c.Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / О.П. Власенко. – М.: ИЛ, 2016. - 355 c. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2020. - 638 c.Воронина Ю.В. Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 августа 2022 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. - С. 14-18. Галанжина Е. Нравственно-эстетическое воспитание / Е.Галанжина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. - 348 c.Галузинский В.М., Евтух М.Б. Педагогика: Теория и история: Учеб.пособие. - М.: Высшая школа, 1995. - 237 с.Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 156-159. Герасимов С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи / С. Герасимов. - М.: Просвещение, 2008. - 384 c.Головкина С.Х. Доброе слово. Воспитание речевой культуры юношества / С.Х. Головкина, Т.Г. Овсянникова. - М.: Педагогическая литература, 2020. - 192 c. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: Сов.художник; Издание 2-е, доп., 2012. - 335 c.Гудзовская, А. А. Я есть! Или самоопределение / А.А. Гудзовская, Г.З. Сураева. - М.: Учебник, 2017. - 192 c.Жафяров А. Ж. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие / А. Ж. Жафяров, Г. С. Качалова; под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 154 с.Зеньковский В.В. Педагогические сочинения // Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. - Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2002. - 806 с.Калистру Р.В. Эстетическое воспитание детей шестого года жизни молдавского народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.В. Калистру; АПН СССР. НИИ дошк. воспитания. – М., 1989 – 18 с. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В., Опарин Р.В. Технология смешанного обучения химии: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. - 106 с.Качалова Г. С. Формирование базисной компетентности учащихся по неорганической химии: монография / Г. С. Качалова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 153 с.Кирюшкин Д. М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2016. - 352 c.Коник О.Г., Бас Д.И. Критерии показатели и уровни развития эстетических представлений младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59 – С. 2. Корниенко С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Корниенко; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово, 2002. – 24 с.Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; науч.метод.центр учеб. кн. и средств обучения. – Минск, 2001. – 192 с.Кузёма Т. Б. В вопросе формирования эстетического воспитания школьников // E-Scio. - 2021. - №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-voprose-formirovaniya-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 12.12.2023).Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н., Москаленко П., Троцко Г.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – К., 1997 - 272 с.Лында А.С. Педагогика / Лында, А.С. – М.: Высшая школа, 2023. – 368 c.Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. – 2007. – № 9. – С. 60–64.Любимова Ю.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; учреждение образования Белорус.гос. пед. ун-т им. Максима Танка. – Минск, 2006 – 23 с.Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова. // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792.Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах (комплект) / В.А. Сухомлинский. - Москва: Высшая школа, 2016. - 102 c.Сюзева Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования / Н. Ф. Сюзева // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 89-94.Толстова Е.А. Некоторые основы эстетического воспитания школьников / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, А. М. Рыбин // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 637-639.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. – СПб.: Лань, 2013 - 53 с.Шацкая В.Н. Жизнь и творчество в документах, исследованиях, воспоминаниях / Министерство просвещения Российской Федерации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет ; сост., подгот. текста, предис. и примеч.: В. И. Адищев. - М. - 2022. – 667 с.Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1991. – 184 с.Эстетическое воспитание школьников: сб. ст.; редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред.) и др.; Свердл. пед. ин-т – Свердловск, 1974. – 134 с.

Список литературы

1. Алдошина М. Воспитание на русском народном творчестве // Сел. шк. – 1999. – № 1. – С. 15–24.
2. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем?: методический материал / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004. – 64 с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. - 642 с.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
6. Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2020. - 205 c.
7. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / О.П. Власенко. – М.: ИЛ, 2016. - 355 c.
8. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2020. - 638 c.
9. Воронина Ю.В. Воспитательный потенциал уроков химии в формировании личности обучающегося // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 августа 2022 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. - С. 14-18.
10. Галанжина Е. Нравственно-эстетическое воспитание / Е. Галанжина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 348 c.
11. Галузинский В.М., Евтух М.Б. Педагогика: Теория и история: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1995. - 237 с.
12. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 156-159.
13. Герасимов С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи / С. Герасимов. - М.: Просвещение, 2008. - 384 c.
14. Головкина С.Х. Доброе слово. Воспитание речевой культуры юношества / С.Х. Головкина, Т.Г. Овсянникова. - М.: Педагогическая литература, 2020. - 192 c.
15. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: Сов. художник; Издание 2-е, доп., 2012. - 335 c.
16. Гудзовская, А. А. Я есть! Или самоопределение / А.А. Гудзовская, Г.З. Сураева. - М.: Учебник, 2017. - 192 c.
17. Жафяров А. Ж. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие / А. Ж. Жафяров, Г. С. Качалова; под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 154 с.
18. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения // Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. - Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2002. - 806 с.
19. Калистру Р.В. Эстетическое воспитание детей шестого года жизни молдавского народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.В. Калистру; АПН СССР. НИИ дошк. воспитания. – М., 1989 – 18 с.
20. Качалова Г.С., Багавиева Т.К., Бутаков В.В., Опарин Р.В. Технология смешанного обучения химии: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. - 106 с.
21. Качалова Г. С. Формирование базисной компетентности учащихся по неорганической химии: монография / Г. С. Качалова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 153 с.
22. Кирюшкин Д. М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2016. - 352 c.
23. Коник О.Г., Бас Д.И. Критерии показатели и уровни развития эстетических представлений младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59 – С. 2.
24. Корниенко С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Корниенко; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово, 2002. – 24 с.
25. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; науч. метод. центр учеб. кн. и средств обучения. – Минск, 2001. – 192 с.
26. Кузёма Т. Б. В вопросе формирования эстетического воспитания школьников // E-Scio. - 2021. - №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-voprose-formirovaniya-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 12.12.2023).
27. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н., Москаленко П., Троцко Г.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – К., 1997 - 272 с.
28. Лында А.С. Педагогика / Лында, А.С. – М.: Высшая школа, 2023. – 368 c.
29. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. – 2007. – № 9. – С. 60–64.
30. Любимова Ю.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; учреждение образования Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка. – Минск, 2006 – 23 с.
31. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова. // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792.
32. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 томах (комплект) / В.А. Сухомлинский. - Москва: Высшая школа, 2016. - 102 c.
33. Сюзева Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования / Н. Ф. Сюзева // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 89-94.
34. Толстова Е.А. Некоторые основы эстетического воспитания школьников / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, А. М. Рыбин // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 637-639.
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. – СПб.: Лань, 2013 - 53 с.
36. Шацкая В.Н. Жизнь и творчество в документах, исследованиях, воспоминаниях / Министерство просвещения Российской Федерации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет ; сост., подгот. текста, предис. и примеч.: В. И. Адищев. - М. - 2022. – 667 с.
37. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. – 184 с.
38. Эстетическое воспитание школьников: сб. ст.; редкол.: С.А. Аничкин (отв. ред.) и др.; Свердл. пед. ин-т – Свердловск, 1974. – 134 с.