Влияние репертуара на качество овладения вокально-хоровыми навыками
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 05.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Особенности выбора хорового репертуара 5
2.Репертуар и развитие вокально-хоровых навыков 8
Заключение 14
Список литературы 15
Также очень успешно в репертуар можно включать эстрадные песни, различные переложения джазовых композиций. Для исполнения таких произведений важен музыкальный опыт, вкус и руководителя, и всего коллектива. Еще следует включать аккапельные произведения. Начинать лучше с небольшого диапазона. Это помогает достичь хоровому коллективу чистого унисонного исполнения любых сложных произведений без аккомпанемента и сопровождения. Таким образом, при выборе репертуара для хорового коллектива в аспекте развития вокально-хоровых навыков следует учитывать определенные принципы, которые помогают в педагогической и исполнительской деятельности:Художественная ценностьДоступностьТрудность на уровне коллективаПоэтапность и постепенность развитияПерспективностьСбалансированность произведенийРазнообразность и разнохарактерностьУчет особенностей участников коллективаОбновление репертуара.Также при подборе репертуара следует понимать средний возраст хорового коллектива. Иногда в одном хоре собираются разновозрастные исполнители. Тут следует учитывать их возможный диапазон, тесситуру каждого голоса и его сопоставление всему хоровому коллективу. Таким образом, репертуар хорового коллектива действительно способен существенно влиять на развитие вокально-хоровых навыков, однако он должен соответствовать художественному уровню музыкантов, тематическому диапазону, разнообразию жанров и направлений, текущим и потенциальным возможностям исполнителей. Сложные композиции могут негативно влиять на общую продуктивность, так как сложное понимание слов и языка, смысла могут нести последствия, из-за которых потеряется интерес, возникнет утомляемость, отчуждение. Тем не менее, и трудные произведения постепенно должны быть включены в процесс обучения, просто делать это стоит максимально поэтапно. Не стоит предлагать неподготовленным учащимся трудные произведения на самом начальном этапе обучения. Вокальное развитие в хоре должно происходить через разучивание и исполнение максимально разных произведений по тематике, характеру, темпу, техническим навыкам и так далее.Усложняться репертуар должен постепенно, поэтапно. Важным критерием при оценке профессионализма хорового коллектива является умение петь аккапельно, в унисон, с чистой интонацией. Зачастую в практике встречаются педагоги, которые при подборе репертуара не учитывают его поэтапное усложнение. В таких вокальных коллективах студентам приходится перемещаться между очень простыми для них произведениями и сложными, трудными, а потом вновь возвращаться к простым, происходит скачкообразное усвоение материала. Нельзя не отметить, что исполнение сверхсложных произведений, погоня за популярным репертуаром при отсутствии необходимых умений приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки. Любой репертуар хорового коллектива должен иметь в себе определенные трудности для исполнения, которые преодолеваются в процессе изучения материала. ЗаключениеУ любого хорового коллектива с течением времени вырабатывается свой определенный стиль, определенное направление и свойственный ему репертуар. Накапливается багаж различных произведений, которые соответствуют и количеству участников, и манере исполнения, и различным творческим задачам. Правильно подобранный материал может являться мощной силой для движения всего коллектива вперед, для комплексного развития вокально-хоровых навыков. Результатом работы, при которой переплетаются художественное начало песни, и технические приемы, является красивый высокохудожественный концертный номер. В основе репертуара хорового коллектива должны быть лучшие произведения из мировых шедевров, яркие, глубокие, разнообразные. Важно помнить, что выбор репертуара – это процесс, который может видоизменяться, корректироваться, подстраиваться под новые освоенные технические приемы, новые художественные взгляды дирижера, новых участников всего коллектива и в целом рост хора, как целостного ансамбля, единого организма. Подбор репертуара требует от руководителя огромного багажа знаний, музыкального, опыта, умений:Знание законов восприятия музыкальных произведенийЗнание взаимосвязи и сочетания различных жанровУмение компоновать и моделировать различные синтезы из уже известных произведенийЗнание закономерностей развития певческого голосаУмение гибко подстраиваться под внутренние изменения в коллективе.Список литературыАлиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2003. – 336с.Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: сб. ст. – М., 1981. С. 39-45.Осеннева Н.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.: Учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 1999 г. – 221 с.Свешников, А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное [Текст] / А. В. Свешников. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 30 с.Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: Музыка, издание 2-е, перераб. и доп. – 1983. – 192с.Соловьева Л.В. Репертуар детского хора (из опыта работы с детским хором «Вдохновение»). Учебно-методическое пособие. – Надым, 2016. – 62с.Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.пособие. – М.: Владос, 2002. – 176с.Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М. : Музыка, 1990. - 173,[2] с.
2.Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: сб. ст. – М., 1981. С. 39-45.
3.Осеннева Н.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.: Учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999 г. – 221 с.
4.Свешников, А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное [Текст] / А. В. Свешников. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 30 с.
5.Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: Музыка, издание 2-е, перераб. и доп. – 1983. – 192с.
6.Соловьева Л.В. Репертуар детского хора (из опыта работы с детским хором «Вдохновение»). Учебно-методическое пособие. – Надым, 2016. – 62с.
7.Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.
8.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2002. – 176с.
9.Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. - М. : Музыка, 1990. - 173,[2] с.