Изучение грамматических признаков имени существительного в средней школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русский язык
  • 61 61 страница
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 17.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Грамматические признаки имени существительного 5
1.2. Особенности изучения грамматических признаков имени существительного в средней школе 14
1.3. Анализ учебников на предмет изучения грамматических признаков имени существительного в средней школе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 26
2.1. Подходы к развитию компетенций при изучении грамматических признаков имени существительного в средней школе 26
2.2. Разработка заданий для закрепления грамматических признаков имени существительного в средней школе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Фрагмент для ознакомления

Для создания проблемной ситуации есть целый ряд приемов. Так, например, СмурыгинА.В. и др. примерами проблемных ситуаций считают:проблемная ситуация между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые разрушают прежнюю теорию;понимание научной важности проблемы, отсутствие теоретической базы для ее решения;многообразие концепции, отсутствие теории для объяснения какого-либо факта;практически доступный результат, отсутствие его теоретического обоснования;противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;большое количество фактов и отсутствие метода их обработки, анализа. К способам создания проблемной ситуации в учебном процессе автор относит:применение учебных, жизненных ситуаций;побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, их анализу, обобщению, классификации;решение противоречий между возможными способами решения задачи, практической неосуществимостью выбранного способа деятельности;противоречия между научными фактами, сопоставление спорных фактов, явлений;новые условия применения уже имеющихся у обучающихся знаний, побуждение к выбору правильного варианта ответа и его обоснования.Осипова Н.Н. выделяет такие типы проблемных задач как:задания, включающие препятствия на пути к цели;задания, которые указывают на деструктурированность объекта и необходимость восстановления правильной структуры;задания, которые указывают на «препятствие», выраженное в альтернативе;задания, указывающие на недостаток информации;задания, которые включают характеристики заданий четырех предыдущих типов.Так, например, при изучении рода имени существительного детям предлагается изображение солнца и предлагается назвать, что они видят. Далее детям предлагается указать слова, с которым у них ассоциируется солнце (тепло, лето, каникулы, отдых, фрукты, добро и др.). Далее дети называют часть речи, к которой относятся все эти слова (имя существительное). Затем детям предлагается карточка с именами существительными разного рода. Им предлагается разделить их на группы. Поскольку дети не знакомы с родами имени существительного, то они не могут выполнить задание корректно, либо применяют другие классифицирующие признаки и не могут в полной мере разделить весь список. Детям предлагается сформулировать причину неудачи при выполнении упражнения (мы не знаем, как разделить имена существительные на группы?). Затем изучается понятие рода имени существительного, детям предлагается вновь выполнить задание.Технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала предполагает создание ориентировочной основы действий в форме наглядных опорных сигналов. Здесь можно предложить опорные листы, интеллект-карты.Лист опорных сигналов был придуман В.Ф. Шаталовым в 60-е гг. XX века.Это качественно новый этап схематизации учебного материала, который развивает схему. Этот метод в большей степени, чем другие варианты символьно-схематического представления информации, соответствует психологическим особенностям восприятия. Обычные схемы не предполагают кодирования информации. В листе опорных сигналов не применяются длинные тексты, они предельно сжаты, каждый символ, слово, знак отражают главную мысль. Часто лист опорных сигналов представляет собой только намек на то, что необходимо рассказать. Далее обучающийся должен развернуть лист опорных сигналов, выстраивая логичный рассказ.Применение ЛОС в учебном процессе позволяет:выделять минимум информации, которая подлежит усвоению в рамках учебного процесса;сжато излагать учебный материал, сокращая время его презентации;достигать более прочного усвоения обучающимися учебного материала;работать с обучающимися со всеми уровнями успеваемости;развивать у обучающихся познавательные (когнитивные) процессы, такие как восприятие, память, внимание, мышление, воображение.Пример листа опорных сигналов представлен на рисунке 12. На нем представлены падеж, род, склонение, число имени существительного, его одушевленность и неодушевленность, синтаксическая роль имени существительного. Есть памятка по разносклоняемым именам существительным, неизменяемым именам существительным.Еще один интересный прием, который можно отнести к схемным и знаковым моделям – это интеллект-карты.Интеллект-карта, она же диаграмма связей, ассоциативная карта, ментальная карта, карта мыслей, Mindmap – один из широко применяющихся методов обучения, который был основан в 1960-х – 1970-х гг. британским психологом Тони Бьюзеном. Автор отмечает, что интеллект-карты в отличие от традиционного конспектирования многоаспектны, многоцветны, представляют собой комбинацию слов и изображений, опирается на ассоциации, отличается многоплановостью, дает волю вооружению. Карта имеет радиальную структуру. Рисунок – Пример листа опорных сигналовОсновная идея, отображающая всю суть информации, которую требуется запомнить, нужно располагать в центре. Главные ветви соединяются с основным понятием, а ветви второго, третьего, четвертого и так далее уровнях, соединяются с главными ветвями. На каждой из линий, которые исходят из центра, а также на ответвлениях, рекомендуется размещать только одно слово. Тони Бьюзен считает, что именно такой способ помогает сосредоточиться на запоминании информации. Одно слово, отображенное на карте, дает возможность для дополнительных образов и ассоциаций. Для разных ветвей нужно использовать разные цвета. С помощью фломастеров, ручек, карандашей выделяются важные опорные точки, изменяя цвет при записи слова, используя другой размер шрифта или делая некоторые слова более заметными. На интеллектуальную карту пишется только одно ключевое слово, а также рисуются картинки-ассоциации и чем больше их будет, тем, безусловно, лучше. При составлении интеллект-карт лучше использовать печатные буквы, так она будет выглядеть аккуратней, что, безусловно, повлияет на восприятие нанесенной информации.Пример интеллект-карты на тему «Имя существительное»Рисунок – Пример интеллект-картына тему «Имя существительное»Не менее значимым вариантом схемных и знаковых моделей при изучении имени существительного являются рабочие листы. Рабочий лист представляет собой одноразовое дидактические пособие на печатной основе, которое составляется педагогом по определенной теме и применяется на небольшом отрезке урока. Обязательным элементом рабочего листа является учебное задание с требованием ответа в специально заданной форме. Рабочий лист как средство организации самостоятельной работы учащихся и средство дистанционной поддержки обучения должен включать в себя следующие элементы: наименование темы урока, к которому он составлен; цель изучения темы, понятная учащимся; задания для учащихся, выстроенные таким образом, чтобы при их последовательном выполнении складывалось целостное и полное представление о тех биологических объектах, явлениях, процессах, которые изучаются на уроке; информационные материалы (или ссылки на них), которые помогут учащимся при выполнении заданий и освоении темы урока; задания для самоконтроля – их включение в структуру рабочего листа, возможно, и не является обязательным, но целесообразно, так как позволяет осуществить рефлексию, ученик получает возможность оценить, насколько он ориентируется в материале, который только что проработал.Для проведения урока на тему «Число имени существительного» мы предлагаем рабочий лист из трех частей. В первой части лист предлагается два задания. В задании №1 предлагается найти имена существительные во множественном числе. В задании №2 предлагается найти ошибочное использование имен существительных в единственном и множественном числе (рисунок 14).Рисунок – Рабочий листВторая часть листа содержит задания на подбор множественной формы имени существительного (задание 3), единственной и множественной формы имени существительного (задание 4) (рисунок 15).Рисунок – Рабочий листТретья часть предполагает задание на сопоставление имен существительных в единственной и множественной форме (задание №5), выбор имен существительных в единственной и множественной форме (задание №6) (рисунок 16). В конце листа детям предлагается подвести итоги. В частности, предлагается написать, что дети узнали на уроке, что им понравилось, что показалось сложным.Рисунок – Рабочий листДля урока на тему «Число имен существительных» мы предлагаем два рабочих листа. В первом листе три части. В первой части дается задание на запись определений – «Запиши понятия, которые ты узнал на уроке: Имя существительное – это часть речь, которая обозначает ….. и отвечает на вопросы …..? и …..? Имена существительные можно изменять по числам. Имя существительное в единственном числе обозначает ….. предмет. Имя существительное во множественном числе обозначает ….. предметов» (задание №1).Во втором задании предлагается подобрать имена существительные в единственной и множественной форме (задание №2) (рисунок 17).Рисунок – Рабочий листВторая часть рабочего листа предлагает задание на выявление способа образования множественной формы имени существительного через окончание (задание №3), распределение имен существительных на единственную и множественную формы (задание №4) (рисунок 18). Рисунок – Рабочий листЗаключительная часть рабочего листа предполагает задание на выявление имен существительных, не имеющих множественного числа (задание №5), и имен существительных, не имеющих множественного числа (задание №6) (рисунок 19).Рисунок – Рабочий листТакже мы разработали тренировочный рабочий лист. В нем предлагается задание на поиск 5 существительныхв единственном, 5 существительных во множественном числе, 5 существительных, которые не имеют множественной формы, 5 существительных, которые не имеют единственной формы (рисунок 20). Рисунок – Рабочий листВторая часть листа предлагает выбрать из текста имена существительные в единственном числе (задание №2) и составить схему «Имя существительное изменяется по числам» (рисунок 21).Рисунок – Рабочий листТаким образом, есть масса технологий обучения, при которых интерес обучающихся к изучению имен существительных будет повышаться. Применение современных педагогических технологий позволяет вовлечь обучающихся в процесс изучения категорий имени существительного на правах полноценных участников учебного процесса. Дети сами ставят цели и задачи, сами определяют проблему, выделяют возможные методы их разрешения. Это позволяет не только повысить качество знаний, но и сделать процесс обучения более интересным, увлекательным, сформировать у обучающихся желание изучать категории имен существительных дополнительно. ЗАКЛЮЧЕНИЕИмя существительное как часть речи является одной из наиболее важных и универсальных, оно играет важную роль в выражении предмета.Имя существительное является главным звеном в предложении. Имя существительное выполняют целый спектр функций в языке, называя предмет, на него ориентируются такие подчиненные части речи, как имя прилагательное или глагол. Одним из главных свойств имени существительного является способность к изменению формы в зависимости от числа и падежа, одушевленности или неодушевленности. Это позволяет точно назвать объект. Оценка уровня сформированности знаний обучающихся по категориям имени существительного показала, что этот уровень требует коррекции. Это может быть связано с тем, что обучение ведется шаблонно, обучающиеся лишены функций целеполагания, планирования, оценивания, на занятиях дается лишь первоначальная ориентировка на материал, а его усвоение на более высоком уровне, а также работа с обучающимися с низким уровнем знаний, мотивации отводится на второй план, перекладывается на самостоятельную работу обучающихся. Несмотря на тот факт, что данная технология обучения в целом эффективна, в современных условиях интенсификации обучения, увеличения объема знаний она не позволяет обучающимся получать полноценные знания.Мы разработали комплекс заданий для изучения категорий имени существительного. Применение современных педагогических технологий позволяет вовлечь обучающихся в процесс изучения категорий имени существительного на правах полноценных участников учебного процесса. Дети сами ставят цели и задачи, сами определяют проблему, выделяют возможные методы их решения. Это позволяет не только повысить качество знаний, но и сделать процесс обучения более интересным, увлекательным, сформировать у обучающихся желание изучать категории имен существительных дополнительно. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтонов П.В. Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии / П.В. Антонов // Научный форум: педагогика и психология, 2018. – С.17-22Бондаренко М.А. Русский язык: 5-й класс: методическое пособие к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» / М.А. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2023. – 75 с.Брандер А. Способы выражения категории числа имен существительных в русском языке / А. Брандерн // LINGUISTICABRUNENSIA, 2009. – № 57 (1-2). – С. 93-106.БунемесН.В. Андрогенность языка и проблемы семантики категории рода / Н.В. Бунемес // Вестник Томского государственного университета, 2014. – № 382. – С. 11-18.Гаврилова А.С. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности / А.С. Гаврилова, В.Н. Таран // Наука и перспективы, 2019. – № 4. – С. 3-8.Ермакова А.С. Рабочие листы по биологии как средство организации дистанционной поддержки обучения / А.С. Ермакова // Перспективы направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 66-70.Калюжная Е.Г. Исследовательский метод обучения на уроках русского языка (при изучении темы «Имена существительные одушевленные и неодушевленные») / Е.Г. Калюжная // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции, 2017. – С. 144-145.Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для вузов / С.М. Колесникова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 297 с.ЛадыженскаяТ.А. Методика изучения имени существительного в V классе: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.00. – Ленинград, 1951. – 553 с.ЛадыженскаяТ.А. Практическая методика русского языка. 5 класс: книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. – 3-е изд., с изм. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 320 с.ЛадыженскаяТ.А. Русский язык 5 класс: книга для учителя: учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Лыдежская; под ред. Н.В. Ладыженской. – М.: Экзамен, 2009. – 253 с.Лобачева Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.МанасянА.В. К вопросу о категории одушевленности – неодушевленности у некоторых понятий / А.В. Минасян, А.В. Арданова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2010. – № 6. – С. 124-128.Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2000. – 361 с.Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2015. – 217 с.МиняевС.А. Использование методики В.Ф. Шаталова при изучении радиотехнических дисциплин / С.А. Миняев, А.Н. Мурсаев, С.В. Зинкин // Вестник Пензенского государственного университета, 2021. – №2(34). – С. 14-19.Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании / А.Д. Митькина // Вестник науки и образования, 2019. – №5(59). – С. 56-59.МусатовВ.Н. Русский язык. Морфология: учебник / В.Н. Мусатов. – М.: Флинт, 2019. – 460 с.Никитина Н.Л. Проблемное обучение как одна из эффективных педагогических технологий / Н.Л. Никитина // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее, 2016. – №5. – С. 36-41.Осипова Н.Н. Проблемные методы обучения и методы проблемного обучения иностранным языкам / Н.Н. Осипова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. – Т.13. – №2-5. – С. 1120-1123.Осипова Н.Н. Типология и моделирование проблемных заданий при обучении иностранному языку (на материале аудирования) / Н.Н. Осипова // Известие Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. – Т.16. – №2-3. – С.578-582.ПлахинаЕ.А. Проблемный метод обучения на уроках русского языка (на примере изучения рода имени существительного) / Е.А. Плахина, Н.А. Киселева // Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы XIV международной научно-практической конференции. Т. 2, 2017. – С. 87-89Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта осинового общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (21.01.2024).Русский язык. Морфология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Инфантова и др.; под ред. Г.Г. Инфантовой. – М.: Академический проект, 2010. 349 с. Русский язык. Морфология: учебное пособие / автор-составитель А.В. Боброва. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 154 с.Русский язык: 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 271 с.СарбашеваЗ.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации облучения / З.М. Сарбашева, Х.М. Курданова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №7. – С. 44-47. СмурыгинА.В. Проблемное обучение курсантов в вузе / А.В. Смурыгин, В.Г. Дрига // Воздушно-космические силы. Теория и практика, 2017. – №4(4). – С. 145-151.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чечнокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.Современный русский язык: учебник для студентов вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. А.П. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf (дата обращения: 18.01.2023).Федеральный перечень учебников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 21.01.2024).Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.

1.Антонов П.В. Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии / П.В. Антонов // Научный форум: педагогика и психология, 2018. – С.17-22
2.Бондаренко М.А. Русский язык: 5-й класс: методическое пособие к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» / М.А. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2023. – 75 с.
3.Брандер А. Способы выражения категории числа имен существительных в русском языке / А. Брандерн // LINGUISTICA BRUNENSIA, 2009. – № 57 (1-2). – С. 93-106.
4.Бунемес Н.В. Андрогенность языка и проблемы семантики категории рода / Н.В. Бунемес // Вестник Томского государственного университета, 2014. – № 382. – С. 11-18.
5.Гаврилова А.С. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности / А.С. Гаврилова, В.Н. Таран // Наука и перспективы, 2019. – № 4. – С. 3-8.
6.Ермакова А.С. Рабочие листы по биологии как средство организации дистанционной поддержки обучения / А.С. Ермакова // Перспективы направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 66-70.
7.Калюжная Е.Г. Исследовательский метод обучения на уроках русского языка (при изучении темы «Имена существительные одушевленные и неодушевленные») / Е.Г. Калюжная // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы. Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции, 2017. – С. 144-145.
8.Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для вузов / С.М. Колесникова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 297 с.
9.Ладыженская Т.А. Методика изучения имени существительного в V классе: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.00. – Ленинград, 1951. – 553 с.
10.Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс: книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. – 3-е изд., с изм. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 320 с.
11.Ладыженская Т.А. Русский язык 5 класс: книга для учителя: учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Лыдежская; под ред. Н.В. Ладыженской. – М.: Экзамен, 2009. – 253 с.
12.Лобачева Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.
13.Манасян А.В. К вопросу о категории одушевленности – неодушевленности у некоторых понятий / А.В. Минасян, А.В. Арданова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2010. – № 6. – С. 124-128.
14.Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2000. – 361 с.
15.Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» / М.М. Разумовская и др.; под ред. М.М. Разумовской. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2015. – 217 с.
16.Миняев С.А. Использование методики В.Ф. Шаталова при изучении радиотехнических дисциплин / С.А. Миняев, А.Н. Мурсаев, С.В. Зинкин // Вестник Пензенского государственного университета, 2021. – №2(34). – С. 14-19.
17.Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании / А.Д. Митькина // Вестник науки и образования, 2019. – №5(59). – С. 56-59.
18.Мусатов В.Н. Русский язык. Морфология: учебник / В.Н. Мусатов. – М.: Флинт, 2019. – 460 с.
19.Никитина Н.Л. Проблемное обучение как одна из эффективных педагогических технологий / Н.Л. Никитина // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее, 2016. – №5. – С. 36-41.
20.Осипова Н.Н. Проблемные методы обучения и методы проблемного обучения иностранным языкам / Н.Н. Осипова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. – Т.13. – №2-5. – С. 1120-1123.
21.Осипова Н.Н. Типология и моделирование проблемных заданий при обучении иностранному языку (на материале аудирования) / Н.Н. Осипова // Известие Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. – Т.16. – №2-3. – С.578-582.
22.Плахина Е.А. Проблемный метод обучения на уроках русского языка (на примере изучения рода имени существительного) / Е.А. Плахина, Н.А. Киселева // Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы XIV международной научно-практической конференции. Т. 2, 2017. – С. 87-89
23.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта осинового общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (21.01.2024).
24.Русский язык. Морфология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Инфантова и др.; под ред. Г.Г. Инфантовой. – М.: Академический проект, 2010. 349 с.
25. Русский язык. Морфология: учебное пособие / автор-составитель А.В. Боброва. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 154 с.
26.Русский язык: 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 271 с.
27.Сарбашева З.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации облучения / З.М. Сарбашева, Х.М. Курданова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. – №7. – С. 44-47.
28.Смурыгин А.В. Проблемное обучение курсантов в вузе / А.В. Смурыгин, В.Г. Дрига // Воздушно-космические силы. Теория и практика, 2017. – №4(4). – С. 145-151.
29.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чечнокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с.
30.Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
31.Современный русский язык: учебник для студентов вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. А.П. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 557 с.
32.Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
33.Федеральный перечень учебников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 21.01.2024).
34.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.