«Эра» воздухоплавания и синематографа в Европе: влияние эпохи Модерна на политику, культуру, жизнь маленького простого человека
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 07.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ МОДЕРН 7
1.1 Модерн и его место в европейской культуре 7
1.2 Модерн и технический прогресс: влияние на культуру и социальную повседневность человека, политическую жизнь 9
ГЛАВА II. ДОСТИЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ И ФИЛОСОФИИ 16
2.1 Философия эпохи модерн: попытка осмысления позиций нового человека в новом мире 16
2.2 Отражение новой эпохи в искусстве, кинематографе и литературе: от триумфа творческих возможностей до страха перед современной цивилизацией 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Конечно же, огромное значение для развития культуры 19 века имела Великая Французская революция, которая провозгласила идеи свободы, равенства и братства. Кроме того, революция подвела европейское общество к необходимости понимания и принятия великой идеи единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.Для культуры рубежа веков характерен критицизм, который связан с противоречиями между провозглашёнными идеалами и их жизненным воплощением, в том числе и в сфере искусства. В этих условиях особое значение приобрела литература как вид искусства, способный реалистично, художественно отображать культурные, политические и социальные противоречия эпохи. В целом, именно литература определяла художественную жизнь всего 19 столетия, и данная тенденция также была характерна и для рубежа 19-20 вв. Важно отметить, что рубеж веков стал временем расцвета музыкального и сценического искусства. В частности, в музыке высот достигло оперное и балетное искусство, а также симфонические произведения. Расцвет наступил и в сфере пластических искусств, особенно это касалось живописи. Важнейшей особенностью развития культуры и искусства на рубеже 19-20 веков являлось наличие и функционирование различных по своим художественным и эстетическим задачам направлений и стилей, методов и форм, которые на протяжении всего 19 столетия сменяли друг друга довольно часто.На рубеже 19-20 вв. и в первой половине ХХ в. основной характер художественной культуры Запада определило направление модернизма. В русле модернизма происходит также и рождение модерна.Модернизм возник во Франции, а затем распространился в Западной Европе, Америке и России. В рамках модернизма, в основном, происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия позднего индустриального общества.Как уже отмечалось ранее, эпоха модерн – это период зарождения и развития искусства кино. В первую очередь, немое кино – это мастерство актера. Неслучайно именно в период развития немого кино появлялись выдающиеся актеры, непревзойденные мастера. Отсутствие звука вынуждало актера заниматься поисками иных инструментов, средств выражения эмоций и чувств, приемов влияния на зрителя, погружения его в иную реальность. Эти напряженные поиски привели к рождению базового принципа актерской игры немого кино – особый вид пантомимы. В раскрытии образа помогал и театральный грим актеров. Техническое несовершенство побуждало и режиссеров открывать новые художественные выразительные средства. Это привело к развитию целых направлений в истории немого кино, в частности, речь идет об экспрессионизме в Германии, родоначальниками которого стали Пауль Лени, Фриц Ланг, Фридрих Мурнау, «повествовательном» кино в Америке во главе с Томасом Инсом и Дэвидом УоркомГриффитом и т.д. Безусловно, технически совершенными фильмы немого кино не были, их снимали неподвижной камерой. Но это не отменяет факта уникальности этих кинолент, в них отсутствуют штампы и стереотипы, каждый фильм являлся смелым экспериментом. Например, Жорж Мельес уже в 1896 году нашёл способ создания первых спецэффектов, которые получались посредством использования покадровой съемки, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжки пленки, каширования. Чтобы снимать свои волшебные фантазийные фильмы Мельес применял разного рода световые эффекты, затемнения, съёмки на чёрном бархате и т.д. Но преимущественно в эпоху немого кино технические возможности оператора являлись весьма ограниченными: пленка не была сенсибилизирована, красные и желтые цвета не могли воспроизводиться, осветительные приборы являлись чрезвычайно громоздкими. Открытия в области использования монтажа как средства выразительности связаны с именем выдающегося режиссёра Дэвида УоркаГриффита. Он внедрил новые элементы монтажа, речь идёт о параллельном и перекрёстном монтаже, а также коротком монтаже. Благодаря Гриффиту зритель узнал о том, что представляет собой параллельное действие, происходящее одновременно в нескольких планах.Блистательный мастер триллера Альфред Хичкок назвал немое кино «самой чистой формой кинематографа», очевидно, это так, поскольку немое кино стало эпохой обретения уникальных изобразительных, художественных возможностей как актёрской, так и режиссёрской, операторской техники. Синематограф погружал человека в совершенно удивительный фантастический мир, искусство кино стало свидетельством как научных достижений цивилизации, так и величия творческого духа человека. Активное развитие кино ознаменовало собой резкую границу между миром старого и нового.И показательный пример – это киномир великого Ж. Мельеса. Киномир Жоржа Мельеса - это уникальная вселенная (1890-1978). Этот мир характеризуется своим особым стилем, сочетающим в себе элементы фантазии, театральности, стилизации и технических инноваций. Мельес был одним из первых режиссеров, который начал экспериментировать с возможностями кинематографа. Он использовал спецэффекты, декорации, костюмы и грим, чтобы создать невероятные и фантастические миры на экране. Его фильмы были полны волшебства и иллюзий, что делало их уникальными в своем роде.Одним из самых известных фильмов Мельеса является “Путешествие на Луну” (1902), который стал первым полнометражным фильмом в истории кинематографа. В этом фильме Мельес использовал множество спецэффектов, таких как изменение размеров актеров, исчезновение и появление предметов, а также полеты на ракете.Еще одной особенностью киномира Жоржа Мельеса является его любовь к театральности и гиперболам. Он часто использовал преувеличенные жесты, мимику и движение камеры, чтобы усилить эмоции и драматизм своих фильмов. Каждый фильм Мельеса – это гимн будущему, уникальности и безграничных возможностей нового мира. Тем не менее, была и другая грань, которая также отразилась в искусстве – страх человека перед надвигающимся новым миром, ведь этот мир отличался нестабильностью, человек задумывался о том, а что же принесет новая эпоха взамен старого мира, который был привычен и понятен. Это отражено в литературе модернизма начала 20 столетия, в авангардных поисках, которые во многом напоминали настойчивый поиск нового фундамента бытия.Литература модернизма - это направление в литературе, которое появилось в конце XIX - начале XX века и продолжалось до середины XX века. Оно характеризуется отходом от традиций реализма и поиском новых форм, методов и тем.Среди основных представителей модернизма можно назвать таких писателей, как Джеймс Джойс, Вирджиния Вульф, Франц Кафка, Марсель Пруст, Томас Элиот и т.д.Основные черты литературы модернизма включают в себя:Отказ от реалистических традиций и поиск новых форм выражения.Эксперименты с языком и стилем, использование потока сознания, внутреннего монолога и других приемов.Обращение к темам одиночества, отчуждения, страха, абсурда и бессмысленности жизни.Внимание к внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям.Использование символов и аллегорий для передачи своих идей.Отказ от детерминизма и веры в прогресс, обращение к интуиции и подсознанию.Интерес к мистическим и эзотерическим темам.К поискам красоты и гармонии обратились представители живописи, декоративно-прикладного искусства. Можно сделать вывод, что для «стиля Модерн» собственно стилизация имела принципиальное значение, здесь речь идёт не только о повторении форм художественных стилей предыдущих эпох, а о «тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу». В качестве этого «начала» могли выступать исторические и национальные стили, элементы народного искусства, природные или геометрические формы и мотивы. Важно отметить, что творцы эпохи Модерн стремились в своих произведениях отразить целостность, органичность, гармоничность, декоративность. Для них – подлинных новаторов, «следование «новому стилю» означало стремление к созданию «нового стиля жизни» - художественного синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живёт».Возникновение «нового стиля» не случайно, оно связано с переломной эпохой, в то время все были поглощены размышлениями о том, что же дальше ждёт человечество, и чувства, и разум отказывались принимать на веру радужные перспективы, все предчувствовали скорое наступление тяжёлого времени, гибель прежних идеалов и крушение иллюзий и надежд. Не случайно «новый стиль» во Франции называли «findesiecle» (букв. «конец века»), в этом есть объяснение «чувства, ощущения, созвучного времени, - чувства декаданса, упадка, усталости, некоторой надломленности», можно даже сказать, чувства страха перед неизвестным, которое заставляло искать утраченную гармонию и обращаться к природе.Неповторимый Модерн подарил миру множество ярких и незабываемых творцов – живописцев, ювелиров, декораторов. Художники стремились противопоставить своё творчество историзму и эклектизму искусства второй половины 19 века, их художественное мышление отличалось смелым новаторством и творческой дерзостью, они полагали, что искусство должно раздвигать рамки привычного мира и ломать традиционные стереотипы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Стиль модерн – это, безусловно, начало нового периода в мировом искусстве и культуре. Модерн базировался на историзме, но все же, стремился создать нечто новое, сформировать новую эстетическую парадигму. В социальном и политическом отношении модерн совпал с периодом глобальных технологических, политических, социальных преобразований. И во многом справедливо модерн называют не только переходной, но и кризисной эпохой.Отвечая на вопрос о том, возможно ли отождествлять разум, порождающий прогресс и сам прогресс, все же, нужно сказать о неправомерности такого отождествления, так как прогресс неумолим, а разум, рождающий прогресс, задающий ему импульс, подчас не может осознать масштабы тех трансформаций, к которым приведет данный прогресс. Отчасти именно в такой ситуации и оказался человек эпохи модерна.В эпоху модерна люди столкнулись с рядом противоречий, связанных с изменениями в мироощущении и восприятии мира. Вот некоторые из них:Технический прогресс и индустриализация: с одной стороны, это принесло новые возможности для развития и улучшения качества жизни, но с другой, привело к загрязнению окружающей среды, истощению ресурсов и социальным проблемам, связанным с ростом городов и промышленных предприятий.Рост индивидуализма и нарциссизма: в этот период время стало цениться больше, что привело к повышению индивидуалистических ценностей и стремлению к личному успеху. Однако это также способствовало разрыву традиционных связей между людьми.Рационализм и эмпиризм, культ прогресса: с одной стороны, модерн был периодом расцвета рационализма и научного подхода к познанию мира, с другой стороны, эти тенденции могли привести к игнорированию чувственного опыта и духовных аспектов жизни.Демократия и социальное неравенство: хотя именно в эпоху модерна зародилась идея равенства и демократии, она часто сталкивалась с проблемой неравенства и несправедливостью, обусловленными экономическими и классовыми различиями.Религиозность и секуляризация: этот период ознаменовался ростом атеизма и секулярности, однако многие люди продолжали верить в религиозные учения и традиции.Национализм и интернационализм: с одной стороны, национализм стал мощным фактором политической и культурной интеграции, с другой, он мог приводить к конфликтам и войнам между нациями.Гуманизм и антигуманизм: модерн был эпохой гуманизма, когда человек стал рассматриваться как высшая ценность и цель развития общества, однако это могло противоречить антигуманным тенденциям, таким как милитаризм, тоталитаризм и расизм.Эти противоречия формировали мироощущение человека эпохи модерна и определяли его восприятие мира и своего места в нем.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ1.ИсточникиМаринетти Т. Манифест футуризма. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200102823&ysclid=lsan8xk8on955151663(дата обращения 06.02.2024)Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.// https://fil.wikireading.ru/96191 (дата обращения 06.02.2024)Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010.2.Научная и учебная литератураАн, С.А. Хомоцвишенс или человек границы: Монография / С.А. Ан. − Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. − 118 с. Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. В 3 т. Т.1Касавин И.Т. Социальная философия науки: идея и проект // Эпистемология и философия науки. - М., 2014. - Т. 62, № 4. - С. 5-19.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов М.: Грифон, 2001. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1995.Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989.Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн / В.С. Турчин // Вестник московского университета, 1977; сер.: История; № 6. − С. 65 − 81.3.Научная литература на иностранном языкеArnason J.P. The imaginary constitution of modernity // Revue européenne des sciences sociales. - Genève, 1989. - Vol. 27, N 86. - С. 323-337.Jasanoff Sh. States of knowledge: The co-production of science and social order. -L.: Routledge, 2004. - 317 p. Jasanoff Sh., Kim S.-H. Containing the atom: Sociotechnical imaginaries and nuclear power in the United States and South Korea // Minerva. - L., 2009. -Vol. 47, N 2. - P. 119-146. Jasanoff Sh., Metzler I. Borderlands of life: IVF embryos and the law in the United Kingdom and Germany // Science, technology & human values. - 2018. - P. 1-37. Kim S.-H. Social movements and contested sociotechnical imaginaries in South Korea // Dreamscapes of modernity: Sociotechnical imaginaries and the fabrication of power / Sh. Jasanoff, S.-H. Kim (eds.). - Chicago; L., 2015. - P. 152-172.4.Интернет-ресурсыЖурнал «Collection». Модерн // URL: http://www.collection.ru/journal/modern.shtmlКиселев С.А. Генеалогия морали Фридриха Ницше. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-morali-fridriha-nitsshe?ysclid=l9v8egljus277245076Костерина М.Г. ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНА НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ / М.Г. Костерина // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013. - №7 (14). - URL: https://research-journal.org/archive/7-14-2013-july/globalization-trends-in-the-modern-style-art-at-the-turn-of-the-xix-xx-centuries (дата обращения: 06.02.2024).Кудачкин Д.А. Проблема добра и зла в философии Ф. Ницше.// https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-filosofii-fridriha-nitssheПотапова Н.А. «Переоценка всех прежних ценностей» в метафизике Ницше. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pereotsenka-vseh-prezhnih-tsennostey-v-metafizike-nitsshe?ysclid=l9v8q6innu508044220Яковлева А. Наука как феномен модерна. URL: https://www.researchgate.net/publication/332448402_Nauka_kak_fenomen_moderna_Stata_vtoraaЯнсон Х.В., Янсон Э. Основы истории искусств.// URL http://www.linteum.ru/category17.html
1. Маринетти Т. Манифест футуризма. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200102823&ysclid=lsan8xk8on955151663 (дата обращения 06.02.2024)
2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.// https://fil.wikireading.ru/96191 (дата обращения 06.02.2024)
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010.
2.Научная и учебная литература
4. Ан, С.А. Хомо цвишенс или человек границы: Монография / С.А. Ан. − Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. − 118 с.
5. Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
6. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.: Лита, 1998. В 3 т. Т.1
7. Касавин И.Т. Социальная философия науки: идея и проект // Эпистемология и философия науки. - М., 2014. - Т. 62, № 4. - С. 5-19.
8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
9. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
10. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов М.: Грифон, 2001.
11. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1995.
12. Стернин Г. О модерне.//Музей. № 10, 1989.
13. Турчин, В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн / В.С. Турчин // Вестник московского университета, 1977; сер.: История; № 6. − С. 65 − 81.
3.Научная литература на иностранном языке
14. Arnason J.P. The imaginary constitution of modernity // Revue européenne des sciences sociales. - Genève, 1989. - Vol. 27, N 86. - С. 323-337.
15. Jasanoff Sh. States of knowledge: The co-production of science and social order. -L.: Routledge, 2004. - 317 p.
16. Jasanoff Sh., Kim S.-H. Containing the atom: Sociotechnical imaginaries and nuclear power in the United States and South Korea // Minerva. - L., 2009. -Vol. 47, N 2. - P. 119-146.
17. Jasanoff Sh., Metzler I. Borderlands of life: IVF embryos and the law in the United Kingdom and Germany // Science, technology & human values. - 2018. - P. 1-37.
18. Kim S.-H. Social movements and contested sociotechnical imaginaries in South Korea // Dreamscapes of modernity: Sociotechnical imaginaries and the fabrication of power / Sh. Jasanoff, S.-H. Kim (eds.). - Chicago; L., 2015. - P. 152-172.
4.Интернет-ресурсы
19. Журнал «Collection». Модерн // URL: http://www.collection.ru/journal/modern.shtml
20. Киселев С.А. Генеалогия морали Фридриха Ницше. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-morali-fridriha-nitsshe?ysclid=l9v8egljus277245076
21. Костерина М.Г. ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНА НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ / М.Г. Костерина // Международный научно-исследовательский журнал.- 2013. - №7 (14). - URL: https://research-journal.org/archive/7-14-2013-july/globalization-trends-in-the-modern-style-art-at-the-turn-of-the-xix-xx-centuries (дата обращения: 06.02.2024).
22. Кудачкин Д.А. Проблема добра и зла в философии Ф. Ницше.// https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dobra-i-zla-v-filosofii-fridriha-nitsshe
23. Потапова Н.А. «Переоценка всех прежних ценностей» в метафизике Ницше. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pereotsenka-vseh-prezhnih-tsennostey-v-metafizike-nitsshe?ysclid=l9v8q6innu508044220
24. Яковлева А. Наука как феномен модерна. URL: https://www.researchgate.net/publication/332448402_Nauka_kak_fenomen_moderna_Stata_vtoraa
25. Янсон Х.В., Янсон Э. Основы истории искусств.// URL http://www.linteum.ru/category17.html