Влияние асоциального поведения родителей на эмоциональный интеллект у подростков.
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 62 + 62 источника
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эмоционального интеллекта у подростков, имеющих родителей с асоциальным поведением 7
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в психологии 7
1.2 Особенности эмоционального интеллекта подростков 14
1.3 Особенности формирования эмоционального интеллекта у подростков, чьи родители отличаются асоциальным поведением 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния асоциального поведения родителей на эмоциональный интеллект подростков 32
2.1 Цель, методы, организация исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Рекомендации по коррекции влияния асоциального поведения родителей на эмоциональный интеллект подростков 55
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников (литературы) 63
Приложение 70
Средним показатель был в группе А в 10,0% случаев, в группе Б – в 63,3% случаев. Высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 13,3% испытуемых. Очень высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 6,7% испытуемых (рисунок 9).Рис. 9Уровень эмоционального интеллекта у подростков по показателю ««Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)» (%)Способность понимать свои эмоции, управлять ими (показатель «Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)»)в группе Аоценивалась как очень низкая в 13,3% случаев, в группе Б – зафиксирован не был. Низким данный показатель в группе А был в 26,7% случаев, в группе Б – в 6,7% случаев. Средним показатель был в группе А в 50,0% случаев, в группе Б – в 70,0% случаев. Высокий показатель в группе Абыл зафиксирован у 10,0% подростков, в группе Б его продемонстрировало 20,0% испытуемых. Очень высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 3,3% испытуемых (рисунок 10).Рис. 10Уровень эмоционального интеллекта у подростков по показателю«Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)» (%)Способность понимать эмоции как свои, так и чужие (показатель «Понимание эмоций (ПЭ)») в группе Аоценивалась как очень низкая в 33,3% случаев, в группе Б – в 3,3% случаев. Низким данный показатель в группе А был в 60,0% случаев, в группе Б – в 20,0% случаев. Средним показатель был в группе А в 6,7% случаев, в группе Б – в 63,3% случаев. Высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 13,3% испытуемых. Очень высокий показатель не был выявлен ни в одной из групп (рисунок 11).Рис. 11Уровень эмоционального интеллекта у подростков по показателю ««Понимание эмоций (ПЭ)» (%)Способность управлять эмоциями как своими, так и чужими (показатель «Управление эмоциями (УЭ)») в группе А оценивалась как очень низкая в 6,7% случаев, в группе Б такой показатель не был выявлен ни у одного из подростков. Низким данный показатель в группе А был в 56,7% случаев, в группе Б – в 6,7% случаев. Средним показатель был в группе А в 36,7% случаев, в группе Б – в 63,3% случаев. Высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 23,3% испытуемых. Очень высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 6,7% испытуемых (рисунок 12).Рис. 12Уровень эмоционального интеллекта у подростков по показателю ««Управление эмоциями (УЭ)» (%)Общий показатель эмоционального интеллекта в группе Аоценивался как очень низкий в 40,0% случаев, в группе Б такой показатель не был выявлен ни у одного из подростков. Низким данный показатель в группе А был в 43,3% случаев, в группе Б также не фиксировался ни у одного из испытуемых. Средним показатель был в группе А в 16,7% случаев, в группе Б – в 76,7% случаев. Высокий показатель в группе Азафиксирован не был, в группе Б его продемонстрировало 23,3% испытуемых. Очень высокий показатель не был выявлено ни в одной из групп (рисунок 13).Рис. 13Общий уровень эмоционального интеллекта подростков (%)Также мы использовали опросник «Тест эмоций» А. Басс, Э. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной. Результаты теста представлены в таблице 3 и на рисунке 14.Таблица 3Оценка результатов теста «Тест эмоций» А. Басс, Э. Дарки (средний балл)ПоказательУровень у детей в группе А, средний баллУровень у детей в группе Б, средний баллtэксп*рФизическая агрессия1,90±1,062,97±0,854,5р<0,01Косвенная агрессия1,50±0,733,30±1,217,2р<0,01Раздражение2,20±1,212,63±1,071,5р>0,05Негативизм2,03±1,002,33±0,841,3р>0,05Обидчивость2,07±0,912,67±0,992,5p<0,05Подозрительность2,00±0,912,53±1,172,0р>0,05Вербальная агрессия1,70±1,153,07±1,114,7р<0,01Чувство вины1,90±1,302,63±0,932,5p<0,05*tкрит (p<0,05) = 2,00, tкрит (p<0,01) = 2,66.Рис. 14Оценка результатов теста «Тест эмоций» А. Басс, Э. ДаркиРаспределение подростков по уровню развития эмоций представлено в таблице 4. Таблица 4Распределение подростков по уровню развития эмоций (%)ПоказательНизкийСреднийВысокийГруппа АФизическая агрессия-80,020,0Косвенная агрессия10,036,753,3Раздражение13,370,016,7Негативизм10,083,36,7Обидчивость6,770,023,3Подозрительность16,766,716,7Вербальная агрессия10,050,040,0Чувство вины6,776,716,7Группа БФизическая агрессия33,360,06,7Косвенная агрессия53,343,33,3Раздражение26,756,716,7Негативизм20,073,36,7Обидчивость23,370,06,7Подозрительность30,066,73,3Вербальная агрессия53,343,33,3Чувство вины40,053,36,7Из приведенных данных можно заключить, что большая часть подростков группы А имеетсредние и высокие показатели изучаемых эмоций, а подростков группы Б – низкие и средние показатели изучаемых эмоций. Иными словами, в целом указанные эмоции характеры для всех подростков, но для подростков из асоциальных семей они свойственны больше.Уровень эмоциональной эмпатиипо опроснику EETS А. Мехрбиан, Н. Эпстайн в адаптации Ю.М. Орлова, Ю.Н. Емельянова составил в группе А 14,13±3,21 балла, в группе Б – 19,7±3,00 балла. Это достоверно различающиеся показатели (р<0,01).Распределение подростков по уровню эмпатии можно видеть в таблице 5.Таблица 5Распределение подростков по уровню эмпатии (%)ГруппаОчень низкийНизкийСреднийВысокийГруппа АДевушки3,346,710,0-Юноши33,36,7--Все подростки группы36,753,310,0-Группа БДевушки-6,733,36,7Юноши3,346,73,3-Все подростки группы3,353,336,76,7Как представлено в таблице, в группе А нет подростков с высоким уровнем эмпатии. Большая часть подростков группы имеет очень низкий и низкий показатель эмпатии.В группе Б подростки в большей степени имеют низкий и средний показатель эмпатии.Таким образом, подростки из асоциальных семей имеют более низкий показатель эмоционального интеллекта, чем подростки из благополучных семей, у них ниже уровень эмпатии, выше уровень проявления негативных эмоций.2.3 Рекомендации по коррекции влияния асоциального поведения родителей на эмоциональный интеллект подростковПодростковый возраст – это один из самых важных этапов в жизни человека. Подросток пытается осмыслить себя как личность, найти свое место в социуме, он приобщается к ценностям конкретной социальной группы. Этот период сложен даже у подростков, которые воспитываются в нормальных семьях, но в случае с асоциальной семьей подростку требуется особая помощь и внимание со стороны специалистов. Это, в т.ч. касается и развития эмоционального интеллекта подростков.Разработана программа коррекции для подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта, которые воспитываются в асоциальных семьях. Эта программа включает следующие этапы: Установочный этап, в ходе которого производится сбор диагностических данных;Этап коррекции и развития, предназначенный для активного преодоления проблемных аспектов;Заключительный этап, включающий анализ и подведение итогов работы.Основная цель программы заключается в развитии эмоционального интеллекта у подростков,которые воспитываются в асоциальных семьях.Задачи программы включают:Стимулирование позитивной мотивации у участников программы.Предоставление подросткам знаний о различных эмоциональных состояниях и их признаках, и расширение их эмоционального словаря.Развитие внутриличностного эмоционального интеллекта, включающее осознание и понимание собственных эмоций, а также умение управлять этими эмоциями.Развитие межличностного эмоционального интеллекта, включающего осознание и понимание эмоций других людей, а также умение влиять на эти эмоции.Методы, используемые для развития эмоционального интеллекта, включают ролевые игры, арттерапию и поведенческую терапию.Предлагается провести 10 занятий по 40 минут.Тематическое планирование представлено в таблице 6.Таблица 6Тематическое планирование№ занятияСодержание занятия1Вступление: приветствие и объявление содержания программы.Упражнение 1: Узнайте лучшее о себе.Цель: Самораскрытие и повышение самооценки.Упражнение 2: Шкала эмоций.Цель: Изучение основных эмоций и их влияние на нашу жизнь.Упражнение 3: Преодоление границ.Цель: Развитие доверия и умения управлять другим человеком.Упражнение 4: Владение эмоциями.Цель: Развитие эмоциональной компетентности и понимание своих чувств.2Упражнение 1: Открытие собственных талантов.Цель: Совершенствование способности восхищаться и принимать себя и свои поступки.Упражнение 2: Поиски радости.Цель: Расширение способности распознавать эмоции радости.Упражнение 3: Обучение эмоциям.Цель: Развитие навыков выражения эмоций радости.3Упражнение 1: Искусство смелости.Цель: Прокачка уверенности и решительности через обучение основам смелости.Упражнение 2: Удивление и страх.Цель: Развитие навыков распознавания эмоций удивления и страха.Упражнение 3: Игра на лицо.Цель: Обучение выражению эмоции удивления и тренировка спонтанной мимики.Упражнение 4: Моя сила вместо страха.Цель: Повышение самоуверенности и освоение методов преодоления страха.4Упражнение 1: Игра ролей.Цель: Развитие навыков адаптации и экспериментирования с различными стилями поведения.Упражнение 2: Эмоции агрессии.Цель: Развитие способности распознавать и контролировать эмоцию агрессии.Упражнение 3. Маска ярости.Цель: Тренировка выражения эмоции ярости и управления собственной мимикой.Упражнение 4. Мое настроение.Цель: Развитие навыка выражения собственных эмоций.5Упражнение 1: Маска недовольства.Цель: Тренировка выражения эмоции недовольства и управления собственной мимикой.Упражнение 2: Эмоции отвращения и презрения.Цель: Развитие способности распознавать эмоции отвращения и презрения. Упражнение 3: Тренировка эмоций.Цель: Тренировка выражения эмоций отвращения и презрения.66. Упражнение "Эмоции грусти и печали"Цель: Развитие способности распознавать эмоции грусти и печали.Упражнение "Маска грусти"Цель: Тренировка выражения эмоции грусти и управления собственной мимикой.Упражнение "Тренировка эмоций"Цель: Тренировка выражения эмоций грусти и печали.Упражнение "Переживание горя"Цель: Преобразование статичной эмоциональной реакции в гибкую эмоциональную реакцию.7Упражнение 1: Преодоление стыда.Цель: Преобразование статичной эмоциональной реакции в гибкую эмоциональную реакциюУпражнение 2: Событие, которое до сих пор вызывает у меня стыд.Цель: Развитие навыка осознания своих эмоций и причин, которые их вызывают.Упражнение 3: Тренировка выражения эмоций.Цель: Улучшение умения выражать чувства вины и стыда8Упражнение 1: Тренировка обиды.Цель: Улучшение умения выражать эмоцию обидыУпражнение 2: Неизреченная обида.Цель: Преобразование закрепленной эмоциональной реакции в гибкую эмоциональную реакцию.Упражнение 3: Смягчение обиды.Цель: Развитие способности понимать себя и собственные ожидания9Упражнение 1: Взаимодействие.Цель: Тренировка умения управлять другим человеком и быть подчиненным командам одновременноУпражнение 2: Угадай эмоцию.Цель: Тренировка распознавания эмоций, особенностей их выражения и распознавания выражений лица.Упражнение 3: Моделирование эмоций.Цель: Изучение способов активации эмоций и стратегий для перехода к ресурсным эмоциональным состояниям10Упражнение 1: Ролевая игра «Тайник движений»Цель: Развитие навыка эмоционального контроля; умение активно защищать свои интересы, используя различные тактики влияния, а также совершенствование коммуникативных навыков.Упражнение 2: Волшебный кокон.Цель: Отделение от источников эмоционального стресса, создание ощущения обезопасивания и уверенности в себе.Завершение программы. Обратная связь.Представленная программа позволит скорректировать выявленные нарушения эмоционального интеллекта у подростков. Выводы по главе 2Результаты исследования показывают, что средние показатели эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях достоверно ниже (группа А), чем у подростков, которые воспитываются в благополучных семьях (группа Б). Нами были получены достоверные различия практически по всем шкалам и субшкалам за исключением шкалы «Контроль экспрессии (ВЭ)», где уровень достоверности не достиг порога значимости. Это говорит о том, что в целом подростки из благополучных семей лучше воспринимают и контролируют свои и чужие эмоции, им проще выявлять эти эмоции как у себя, так и других людей.Приведенные данные позволили нам заключить, что доля подростков с различными показателями эмоционального интеллекта в группах А и Б была различной. В частности, в группе А было больше подростков с низкими и очень низкими показателями, а в группе Б было больше подростков с высокими и очень высокими показателями. Общий уровень эмоционального интеллекта в группе А был преимущественно очень низким (40,0% подростков) и низким (43,3% подростков), в группе Б – средним (76,7% подростков) и высоким (23,3% подростков). Большая часть подростков группы А имеетсредние и высокие показатели негативных эмоций, а подростков группы Б – низкие и средние показатели изучаемых эмоций. Иными словами, в целом негативные эмоции характеры для всех подростков, но для подростков из асоциальных семей они свойственны больше.В группе А нет подростков с высоким уровнем эмпатии. Большая часть подростков группы имеет очень низкий и низкий показатель эмпатии. В группе Б подростки в большей степени имеют низкий и средний показатель эмпатии.Была разработана программа коррекции выявленных нарушений эмоционального интеллекта у подростков.ЗаключениеПолученные сведения позволяют заключить следующее:Были изучены теоретические аспектыпроблемы эмоционального интеллекта. На данный момент все существующие подходы к структуре эмоционального интеллекта единодушно признают, что он позволяет человеку лучше осознавать и понимать свои эмоции, а также эмоции других людей. Это важно для самоорганизации жизни и построения отношений с другими. Когда речь идет о изучении подростков, проблема становится особенно актуальной, так как они находятся в группе риска. Каждая черта личности отражает отношение к окружающей действительности и условиям развития. Взаимодействие среды может быть ослаблено или, наоборот, сильно влиять на особенности поведения, приводя к разным стереотипам, в том числе и асоциальным. Эмоциональный интеллект представляет способность точно выражать, оценивать и воспринимать эмоции, генерировать чувства, понимать и знать эмоции, а также эмоционально и интеллектуально развиваться. Поэтому он играет важную роль в психологической культуре личностиПодростковый возраст отличается повышенной эмоциональностью, проявляющейся в изменчивом настроении, возбудимости и сочетании противоположных качеств. В это время подросток развивает способности к саморегуляции эмоций. Он учится тормозить разнообразные и интенсивные эмоции волевым усилием, но этот период жизни может сопровождаться агрессивностью, тревожностью и различными страхами. Известно, что подростки, проживающие в асоциальных семьях, имеют низкие показатели эмоционального интеллекта по сравнению со сверстниками. Вместе с тем особенности эмоционального интеллекта у таких подростков изучены не достаточно, что дало нам основание считать тему исследования актуальной.В ходе эмпирической части мы выявили, что средние показатели эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях достоверно ниже (группа А), чем у подростков, которые воспитываются в благополучных семьях (группа Б). Нами были получены достоверные различия практически по всем шкалам и субшкалам за исключением шкалы «Контроль экспрессии (ВЭ)», где уровень достоверности не достиг порога значимости. Это говорит о том, что в целом подростки из благополучных семей лучше воспринимают и контролируют свои и чужие эмоции, им проще выявлять эти эмоции как у себя, так и других людей. Приведенные данные позволили нам заключить, что доля подростков с различными показателями эмоционального интеллекта в группах А и Б была различной. В частности, в группе А было больше подростков с низкими и очень низкими показателями, а в группе Б было больше подростков с высокими и очень высокими показателями. Общий уровень эмоционального интеллекта в группе А был преимущественно очень низким (40,0% подростков) и низким (43,3% подростков), в группе Б – средним (76,7% подростков) и высоким (23,3% подростков). Большая часть подростков группы А имеетсредние и высокие показатели негативных эмоций, а подростков группы Б – низкие и средние показатели изучаемых эмоций. Иными словами, в целом негативные эмоции характеры для всех подростков, но для подростков из асоциальных семей они свойственны больше. В группе А нет подростков с высоким уровнем эмпатии. Большая часть подростков группы имеет очень низкий и низкий показатель эмпатии. В группе Б подростки в большей степени имеют низкий и средний показатель эмпатии.Результаты анализа полученных в ходе диагностики данных позволили нам разработать коррекционно-развивающую программу, которая представляет собой комплексную систему упражнений. Целью этих упражнений является развитие эмоционального интеллекта. В ходе занятий должны быть примененыразличные методы, способствующие эффективному развитию эмоционального интеллекта, включая ролевые игры, арт-терапию и поведенческую терапию. Для успешной реализации психокоррекционной программы необходимо провести 10 групповых занятий по 40 минут каждое.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.Список использованных источников (литературы)АбабковВ.А. Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности: коллективная монография / авт. проекта и науч. ред. Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. – СПб.: СПбГУ, Фак. психологии. – 2014. – 405 с.АкбаеваА.М.,КойчуеваФ.Х., Урусова А.М. Особенности ценностных ориентаций у подростков их неблагополучных семей и подростков из полных семей // Мир науки Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 3. – С. 57-58.Алехина А.Н., Локтева А.В. Образ родителей у подростков с донозологическими формами алкоголизации // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – Т.2. – №3. – С. 36-41.БезридаЕ.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Интернаука, 2022. – № 33-2 (256). – С. 5-6.Белов В.Г.,Туманова Н.Н. Взаимоотношения с родителями и алкоголизация подростков // Наркология. – 2011. – Т.10. – №12(120). – С. 69-72.БережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт. – 2022. – 356 с.БруннерЕ.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47-2. – С. 256-262.Высоков И.Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 413 с.ГаманА.Н. Особенности формирования эмоционального интеллекта у подростков из неблагополучных семей // Энигма. – 2020. – № 28-1. – С. 151-157.Гоулман Д. (1946). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2013. – 536 с.ГубскаяЮ.П. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков // Будущее науки – 2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Т. 2. – 2019. – С. 91-95.ДиановаН.Ф., Ващенко В.В. Влияние эмоций на деятельность человека. Степень активации эмоций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-1. – С. 40-44.ДубскаяА.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 13. – С. 137-141.ДьячукА.А.,ПетрулувичИ.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 154-162. Ермолаев-ТоминО.Ю. Математические методы в психологии. В 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 280 с.Ефремова Н.С. Основа общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.Жуков Д.А., Григоренко О.Н. Социальные нормы как регулятор общественных отношений // Colloquium-journal. – 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 3. – С. 73-82.Забавников М.А., Крылов А.А. Влияние военных конфликтов на эмоциональный интеллект подростков// Экономические и социальные проблемы России. – 2023. – № 21 (54). – С. 130-138.ЗабараЛ.И.,КремешковаС.Н. , Лебедева Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4. – С. 131-141.Иванова В.А.,КудакаМ.А. Психологические особенности взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и типа отношений к опасности у подростков // Череповецкие научные чтения – 2016. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. – 2017. – С. 71-72.Изотова Е.И., НикифороваЕ.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия. – 2004. – 283 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства (1933-). Эмоции и чувства: учебное пособие. – 2-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: Питер. – 2011. – 782 с.Каримов Н.М. Человеческий интеллект // Ученый XXI века. – 2022. – № 9 (90). – С. 27-32.Кирюшин Д.В.,КирюшинаЕ.Е., ПотаповМ.В., Корж Е.М. К вопросу формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагоприятной семье // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 1. – С. 52-54.Клыпа О.В.,СтежкоП.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 297-301. КричевецА.Н., КорнеевА.А., РассказоваЕ.И. Основы статистики для психологов. – М.: Акрополь. – 2019. – 286 с.Купченко В.Е. Агрессия и враждебность родителей как фактор агрессивности подростков// Психологическое благополучие современной семьи. – 2016. – С. 65-68.Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 175-278.ЛеонюкН.А. Особенности эмоционального интеллекта и музыкальных предпочтений старших подростков // Вестник ГГУ. – 2017. – № 2. – С. 128-136.ЛукашукА.В., Меринов А.В. Уровень аутоагрессии родителей подростков, совершивших суицидальную попытку// Психологическое благополучие современной семьи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 83-86.Люсина Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн// Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2016. – 583 с.МандельБ.Р. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2020. – 349 с.Мухин В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1 . – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. – 2022. – 674 с.НиворожкинаЛ. И. Статистические методы анализа данных: учебник / под ред. Л. И. Ниворожкиной. – М.: РИОР: ИНФРА-М. – 2017. – 331 с.Никаноров В.М. Интеллект: подходы к классификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 360-362.НиколоваТ.Э. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с девиантным и недевиантным поведением // Гуманитарный трактат. – 2021. – № 112. – С. 13-16.Ноздрина Н.А. Понятие социальных ценностей и социальных норм // SciencesofEurope. – 2021. – № 68-3. – С. 51-53.Ощепкова Е.С.,БухаленковаД.А., КартушинаН.А. Речь и эмоции: онтогенетический подход // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 10. – С. 365-366.Петренко С.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, занимающихся спортом // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – С. 131-135.ПономереваЕ.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3 (47). – С. 102-106.Пятницкая П.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков в зависимости от пола // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 1. – 2023. – С. 170-175.РезапкинаГ.В. Технология. Профессиональное самоопределение. 8-9 классы: личность, профессия, карьера: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. – 2021. – 199 с.Рогова Е.Е. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 6. – С. 111-113.РодьковаЮ.А., Кобозева И.С. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 79-81.СамыгинС.И., БембееваН.А., БурмистровВ.С., ПичкоН.С.Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего образования /; под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2023. – 317 с.Сафронова М.В., Гаврилова Е.В. Значение статуса семьи для психологического здоровья и индивидуальных особенностей ребенка // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 39. – С. 104-111.Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н Новгород: ФГБОУВПО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», 2016. – С. 281-294.СитаровВ.А., Пашкова А.О. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 7. – С. 315-318.Солдатова Г.У.,ШайгероваЛ.А. Психодиагностика толерантности личности– М.: Смысл. – 2008. – 319 с.Тихонова С.В. Значение эмоций в жизни человека // Вестник магистратуры. – 2019. – № 3-2 (90). – С. 91-92.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант. – 2013. – 800 с.ЧупинаВ.Б., Позднякова К.В. Особенности эмоционального интеллекта подростов // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-4 (28). – С. 577-582.ЧухроваМ.Г.,АбрикосоваА.О., КудиноваА.А., ИргитВ.В.Особенности эмоционального интеллекта у деликвентных подростков // Медицина Кыргыхстана. – 2019. – № 2. – С. 56-60.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 457 с.ШебановаВ.И., ШебановаС.Г.Отношение с родителями как источник расстройств пищевого поведения подростков// Психология трудного детства. Материалы международной научно-практической конференции, – 2014. – С. 215-221.Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 263-265.Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Соуциально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55-65.Яцко А.Г.,Гут Ю.Н. Влияние неблагополучной семьи на личностный потенциал подростка // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Ч. 1. – 2019. – № 327-333.Яцко А.Г.,Гут Ю.Н. Особенности эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций в структуре личностного потенциала подростков из неблагополучных семей // Электронный научный журнал. – 2019. – № 10 (30). – С. 57-64.LeunerB. EmotionaleIntelligenzundEmanzipation. EinepsychodynamischeStudieüberdieFrauEmotionalintelligenceandemancipation. A psychodynamic study on women. PraxKinderpsycholKinderpsychiatr. – 1966. № 15 (6). – Р. 196-203.ПриложениеОпросник «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д.В. Люсиной [32]Опросник «Тест эмоций» А. Басс, Э. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной [44]Опросник эмоциональной эмпатии (EETS) А. Мехрбиан, Н. Эпстайн в адаптации Ю.М. Орлова, Ю.Н. Емельянова [51]
2. Акбаева А.М., Койчуева Ф.Х., Урусова А.М. Особенности ценностных ориентаций у подростков их неблагополучных семей и подростков из полных семей // Мир науки Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 3. – С. 57-58.
3. Алехина А.Н., Локтева А.В. Образ родителей у подростков с донозологическими формами алкоголизации // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2016. – Т.2. – №3. – С. 36-41.
4. Безрида Е.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Интернаука, 2022. – № 33-2 (256). – С. 5-6.
5. Белов В.Г., Туманова Н.Н. Взаимоотношения с родителями и алкоголизация подростков // Наркология. – 2011. – Т.10. – №12(120). – С. 69-72.
6. Бережковская Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт. – 2022. – 356 с.
7. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47-2. – С. 256-262.
8. Высоков И.Е. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 413 с.
9. Гаман А.Н. Особенности формирования эмоционального интеллекта у подростков из неблагополучных семей // Энигма. – 2020. – № 28-1. – С. 151-157.
10. Гоулман Д. (1946). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2013. – 536 с.
11. Губская Ю.П. Особенности развития эмоционального интеллекта у подростков // Будущее науки – 2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Т. 2. – 2019. – С. 91-95.
12. Дианова Н.Ф., Ващенко В.В. Влияние эмоций на деятельность человека. Степень активации эмоций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-1. – С. 40-44.
13. Дубская А.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 13. – С. 137-141.
14. Дьячук А.А., Петрулувич И.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 154-162.
15. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. В 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 280 с.
16. Ефремова Н.С. Основа общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.
17. Жуков Д.А., Григоренко О.Н. Социальные нормы как регулятор общественных отношений // Colloquium-journal. – 2021. – № 33 (120). – С. 10-11.
18. Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 3. – С. 73-82.
19. Забавников М.А., Крылов А.А. Влияние военных конфликтов на эмоциональный интеллект подростков// Экономические и социальные проблемы России. – 2023. – № 21 (54). – С. 130-138.
20. Забара Л.И., Кремешкова С.Н. , Лебедева Ю.В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4. – С. 131-141.
21. Иванова В.А., Кудака М.А. Психологические особенности взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта и типа отношений к опасности у подростков // Череповецкие научные чтения – 2016. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. – 2017. – С. 71-72.
22. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия. – 2004. – 283 с.
23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства (1933-). Эмоции и чувства: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер. – 2011. – 782 с.
24. Каримов Н.М. Человеческий интеллект // Ученый XXI века. – 2022. – № 9 (90). – С. 27-32.
25. Кирюшин Д.В., Кирюшина Е.Е., Потапов М.В., Корж Е.М. К вопросу формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагоприятной семье // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 1. – С. 52-54.
26. Клыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 297-301.
27. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Основы статистики для психологов. – М.: Акрополь. – 2019. – 286 с.
28. Купченко В.Е. Агрессия и враждебность родителей как фактор агрессивности подростков // Психологическое благополучие современной семьи. – 2016. – С. 65-68.
29. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 175-278.
30. Леонюк Н.А. Особенности эмоционального интеллекта и музыкальных предпочтений старших подростков // Вестник ГГУ. – 2017. – № 2. – С. 128-136.
31. Лукашук А.В., Меринов А.В. Уровень аутоагрессии родителей подростков, совершивших суицидальную попытку // Психологическое благополучие современной семьи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 83-86.
32. Люсина Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22.
33. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2016. – 583 с.
34. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2020. – 349 с.
35. Мухин В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1 . – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. – 2022. – 674 с.
36. Ниворожкина Л. И. Статистические методы анализа данных: учебник / под ред. Л. И. Ниворожкиной. – М.: РИОР: ИНФРА-М. – 2017. – 331 с.
37. Никаноров В.М. Интеллект: подходы к классификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 360-362.
38. Николова Т.Э. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с девиантным и недевиантным поведением // Гуманитарный трактат. – 2021. – № 112. – С. 13-16.
39. Ноздрина Н.А. Понятие социальных ценностей и социальных норм // Sciences of Europe. – 2021. – № 68-3. – С. 51-53.
40. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Речь и эмоции: онтогенетический подход // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 10. – С. 365-366.
41. Петренко С.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, занимающихся спортом // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – С. 131-135.
42. Пономерева Е.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3 (47). – С. 102-106.
43. Пятницкая П.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков в зависимости от пола // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 1. – 2023. – С. 170-175.
44. Резапкина Г.В. Технология. Профессиональное самоопределение. 8-9 классы: личность, профессия, карьера: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. – 2021. – 199 с.
45. Рогова Е.Е. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 6. – С. 111-113.
46. Родькова Ю.А., Кобозева И.С. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 79-81.
47. Самыгин С.И., Бембеева Н.А., Бурмистров В.С., Пичко Н.С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего образования /; под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2023. – 317 с.
48. Сафронова М.В., Гаврилова Е.В. Значение статуса семьи для психологического здоровья и индивидуальных особенностей ребенка // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 39. – С. 104-111.
49. Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н Новгород: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», 2016. – С. 281-294.
50. Ситаров В.А., Пашкова А.О. Сущностные признаки эмоционального интеллекта // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 7. – С. 315-318.
51. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности – М.: Смысл. – 2008. – 319 с.
52. Тихонова С.В. Значение эмоций в жизни человека // Вестник магистратуры. – 2019. – № 3-2 (90). – С. 91-92.
53. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: Аделант. – 2013. – 800 с.
54. Чупина В.Б., Позднякова К.В. Особенности эмоционального интеллекта подростов // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-4 (28). – С. 577-582.
55. Чухрова М.Г., Абрикосова А.О., Кудинова А.А., Иргит В.В.Особенности эмоционального интеллекта у деликвентных подростков // Медицина Кыргыхстана. – 2019. – № 2. – С. 56-60.
56. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 457 с.
57. Шебанова В.И., Шебанова С.Г. Отношение с родителями как источник расстройств пищевого поведения подростков // Психология трудного детства. Материалы международной научно-практической конференции, – 2014. – С. 215-221.
58. Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 263-265.
59. Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Соуциально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55-65.
60. Яцко А.Г., Гут Ю.Н. Влияние неблагополучной семьи на личностный потенциал подростка // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Ч. 1. – 2019. – № 327-333.
61. Яцко А.Г., Гут Ю.Н. Особенности эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций в структуре личностного потенциала подростков из неблагополучных семей // Электронный научный журнал. – 2019. – № 10 (30). – С. 57-64.
62. Leuner B. Emotionale Intelligenz und Emanzipation. Eine psychodynamische Studie über die Frau Emotional intelligence and emancipation. A psychodynamic study on women. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. – 1966. № 15 (6). – Р. 196-203.