Русское народное декоративно-прикладное творчество
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 13.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1.История росписи по дереву 4
1.1.Хохломская и Городецкая роспись 4
1.2.Семеновская роспись. Матрешки, богородская игрушка 10
Глава 2.Народная художественная керамика и искусство художественной обработки металла и камня, резьба по кости 13
2.1.История народной художественной керамики (Скопинская керамика, Гжель, Дымковская игрушка) 13
2.2.Художественная обработка металла и камня 17
2.3.Резьба по кости 19
Глава 3.Развитие лаковой миниатюры 25
3.1.Федоскино 25
3.2.Холуйская лаковая миниатюра. Палех, жостовская миниатюра 29
Заключение 31
Список литературы 32
В 1890 году одним из учеников С.И. Мамонтова Василием Петровичем Ворносковым была основана собственная мастерская, которая позже объединила резчиков в артель под названием «Возрождение». В 1936 году артель «Возрождение» слилась с артелями сёл Ахтырка и Мутовка. К данной артели в 1940 году стали присоединяться и мастера из Хотьково. Итак, начало существования Хотьковской резьбы по кости - это 1947 год, когда в селе и была создана артель «Народное искусство».Первоначально мастера стали производить популярные мелочи, в частности, бусы, броши, ножи для бумаги и миниатюрные скульптуры из костей животных. Рост артели привел к образованию производственной фабрики «Народное искусство».В 1970 году она объединяется с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий. Далее, в 90 — е годы XX столетия состоялось образование товарищества «Народное искусство», сотрудники которого изготавливали высокохудожественные произведения, предметы быта, декора и украшения в технике резной кости.Хотьковским мастерам было подвластно искусство прорезной — ажурной резьбы. Тем не менее, мастера использовали самобытные орнаментальные и узорные композиции, которые имели многочисленные отличия от изделий мастеров из села Холмогоры.Ажурный узор, которым украшены хотьковские резные изделия, базируется на мотивах и стилизованных формах живой природы. Рассматривая узор, можно не только узнать, цветы или стебли каких растений изображены, но даже увидеть, как построен листок. Этот узор был характерен для брошей, пуговиц, подвесок. Также хотьковскими мастерами был выработан характерный только для них прием оформления простой животной кости посредством рельефной резьбы. Базируясь на умелом использовании особенностей трубчатой формы материала, они могли создавать уникальные декоративные изделия.Глава 3.Развитие лаковой миниатюры3.1.ФедоскиноВозникновение значительной группы художественных промысловотносится ко второй половине XVIII - началу XIX века. Это было связано с государственной политикой благоприятствования крестьянской торговле и промыслам в интересах развития внутреннего рынка России. Невозможность законодательного закрепления этой политики вследствие социального бесправия крестьянского населения привела к паллиативной мере - крестьянам было разрешено записываться в купечество и мещанство при условии «объявления» капитала. Это означало изменение социального статуса для значительной массы государственных и экономических крестьян, слабо связанных с землей и принадлежавших в конце XVII века к торгово-ремесленным слоям населения. Они и стали социальной базой формирующихся промыслов.Промыслы относятся к специфическим проявлениям культурного развития русской провинции, ее малых городов. Эта среда представляет большой интерес в изучении социальной проблематики народной культуры.Локализация местных художественных традиций и возникновение художественных промыслов было одной из сторон формирования художественного рынка. Художественная специализация - это совершенно новая черта в этнической традиции, она сближала промыслы с «ученым» искусством, но при этом в неизменном качестве сохранялся ремесленный профессионализм, нацеленный на многократное воспроизведение, повторение изделий.Федоскинская миниатюра — русский народный промысел, который возник в конце XVIII века. Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.Промысел получил своё название от подмосковного села Федоскино, где располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы.В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин.В середине XIX века фабрика стала поставщиком Императорского двора. На её изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада.Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково.В 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».Необходимо отметить, что подъём лакирного дела начался при Петре Васильевиче Лукутине, который становится хозяином фабрики с 1824 года. В дальнейшем лаки были известны как «лукутинские», поскольку фабрикой владело несколько поколений семьи купцов Лукутиных, первый из которых являлся зятем основателя «лакирного производства» Коробова.С.Н. Тройницкий сообщает, что один из Лукутиных был художником и то, что руководитель предприятия являлся человеком, сведущим в искусстве, представляло собой важный фактор в развитии всего производства в целом: от него зависело умение правильно организовать обучение, подбор иллюстративного материала, работа с начинающими художниками и т.д.При фабрике была организована рисовальная школа на 20 человек. В качестве учебного материала использовались разнообразные эстампы, преобладала копийная живопись.14 сентября 1824 года П. В. Лукутин получил право клеймения государственным клеймом всех своих изделий. С 1828 года на лукутинских изделиях появляются выполненные золотом, красной или чёрной краской инициалы владельца фабрики «ФПЛ» («Фабрика Петра Лукутина») под государственным гербом. Второй герб был получен Лукутиными в 1870 году, третий - в 1882-м году, четвёртый - в 1896 году.Заслуги П. В. Лукутина в области организации и развития художественных лаков были отмечены в 1831 году золотой медалью для ношения на Анненской ленте «в воздаяние заслуг по развитию промышленности», а позднее, в 1839 году, он получил золотую медаль на Владимирской ленте.В публикации 1833 года приводятся следующие сведения, говорящие о достоинствах, как лакированных изделий, так и экономическом состоянии лакового дела на тот период: «Бумажныятабакирки низкого разбора заставляют удивляться своею дешевизною, штука продаётся по 30 коп. Высшаго разбора табакирки представляют уже хорошие образцы, как в рисунке, так и в отделке. Лаковые фабрики значительно увеличились с хорошим успехом по причине распространившегося употребления лакированных изделий». С переходом фабрики к новому владельцу П.В. Лукутину лаковое дело получает настоящий размах. П.В. Лукутин почти вдвое расширяет производство и усовершенствует его технически. В этот период число мастеров на фабрике увеличивается до 60 человек (для сравнения: на коробовской фабрике в 1804 г. работало 28, а в 1812 г. - 30 человек).При П.В. Лукутине начинается изготовление несколько новых видов табакерок: прямоугольных и продолговатых. Также П.В. Лукутин налаживает выпуск целой серии художественных предметов, различных по своему бытовому назначению, форме и украшению: «Выпускаются дорожные стаканы (от трёх до семи - один в другом), чайницы с росписью на пяти сторонах, шкатулки для рукоделия и хранения мелких вещей, проводятся первые опыты по изготовлению декоративных тарелок, лоточков, пепельниц, письменных приборов и некоторых других предметов».В 1841 году в дело включился сын П. В. Лукутина Александр Петрович, и это отразилось на начертании клейма: «Фабрика П. И. А. Лукутиных».Г.В. Яловенко в своей работе указывает период совместного ведения дела П.В. Лукутиным и его сыном Александром примерно с 1843 по 1863 год. 40-е-нач.60-х годов XIX века в развитии лакового промысла исследователь отмечает как период особенного развития: «Ассортимент изделий становится шире по бытовому назначению и изящней по форме. Появляются табакерки овальные и фигурные типа рокайль ..., бочата разных размеров, настольные и карманные спичечницы, магазины для большого количества папирос или сигар, чайницы для двух сортов чая, карточницы, кошелёчки, пасхальные яйца, разные шкатулки и коробочки».После октябрьских событий 1917 года начинается новый этап развития лакового искусства Федоскино. В пореволюционной творческой деятельности федоскинских мастеров есть несколько периодов, которые отражают непрекращающийся рост артельного производства. Так, например, исследователи лакового промысла период 1918-1930-х годов рассматривают как период накопления сил и средств, вступление артели на путь неуклонного расцвета, его хозяйственно-экономического упрочения.В 20-30-е годы XX столетия опыт и творческая практика федоскинского промысла послужили примером для старейших иконописных центров - на традиционной основе было создано новое искусство в Палехе Ивановской области (1924 г.), Мстёре Владимирской области (1932 г.), Холуе Ивановской области (1934 г). Мастера этих промыслов заимствовали у Федоскино технологический процесс изготовления полуфабриката из папье-маше, сохранив при этом самобытную и традиционную технику темперной живописи.3.2.Холуйская лаковая миниатюра. Палех, жостовская миниатюраХолуйская лаковая миниатюра - это вид традиционной русской миниатюрной живописи, который возник в селе Холуй, расположенном в Ивановской области. История этого искусства восходит к XVII веку, когда в Холуе начали развиваться различные виды народного промысла, включая иконопись и лаковую роспись.Особенности холуйской лаковой миниатюры включают в себя использование темперного грунта и многослойную технику нанесения краски. Кроме того, мастера этого жанра используют яркие, насыщенные цвета, которые придают изображениям особую выразительность и красоту.Холуйская миниатюра обычно изображает сцены из повседневной жизни, а также мотивы русских сказок и былин. Одним из главных отличий этого вида миниатюры является особое внимание к деталям и тщательная проработка фона и окружения героев.Мастера холуйской миниатюры используют разнообразные техники, такие как лессировка, плавь, прокладка и другие, чтобы достичь максимальной выразительности и глубины изображения.Палехская миниатюра — еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи, которая возникла в поселке городского типа Палех в Ивановской области России. Этот вид искусства возник в XVIII веке и стал особенно популярным в XIX-XX веках.Палехская миниатюра характеризуется использованием темперных красок на золотом фоне и тонкой проработкой деталей. Мастера этого жанра используют различные техники, такие как плавь, лессировка и прокладка, чтобы создать яркие и выразительные изображения. Темы палехских миниатюр разнообразны, но чаще всего они изображают сцены из русской истории, литературы, сказок и былин. Особое внимание уделяется деталям и фону, которые тщательно прорабатываются мастерами. Сегодня палехская миниатюра продолжает развиваться и сохраняться как один из видов народного творчества России. Многие художники продолжают работать в этом жанре, создавая новые произведения и сохраняя традиции своих предшественников.Жостовская миниатюра - вид народной живописи, возникший в деревне Жостово Московской области. Этот вид искусства зародился в середине XIX века и быстро стал популярным благодаря своей яркости, оригинальности и доступности.Особенностью жостовской миниатюры является использование темперной краски на черном фоне. Изображения обычно имеют форму букетов цветов, которые располагаются на металлических подносах или шкатулках.Жостовские мастера используют различные техники нанесения краски, включая плавь, прокладку и лессировку. Они также уделяют большое внимание деталям, таким как листья, стебли и лепестки цветов.Тематика жостовских миниатюр разнообразна. Они могут изображать букеты цветов, пейзажи, натюрморты и даже портреты. Однако наиболее популярными являются букеты цветов, особенно розы, пионы и маки.ЗаключениеВышесказанное позволяет сделать следующие выводы.История русских народных декоративно-прикладных промыслов начинается с древних времен и тесно связана с бытом, обычаями и традициями русского народа. Декоративно-прикладное искусство - это вид искусства, который включает в себя создание предметов быта, украшений, одежды и других изделий с использованием различных техник и материалов. Одним из самых известных русских художественных промыслов является хохломская роспись. Она зародилась в XVII веке в селе Хохлома, откуда и получила свое название. Хохломская роспись выполняется на деревянных изделиях, преимущественно на посуде, и отличается яркостью и многообразием цветов.Еще одним значимым русским промыслом является гжельская керамика. Она возникла в деревне Гжель и характеризуется синими узорами на белом фоне. Гжельская керамика включает в себя не только посуду, но и статуэтки, вазы и другие предметы декора.Жостовская роспись - искусство, получившее свое название от деревни Жостово. Этот вид росписи выполняется на металлических подносах и отличается яркими цветами и сложными узорами.Также стоит упомянуть о дымковской игрушке - глиняных фигурках, которые изготавливаются в городе Дымково. Они характеризуются яркими красками и оригинальными формами, а также являются символом народной культуры. В XIX веке в России появились новые виды декоративно-прикладного искусства, такие как лаковая миниатюра, которая стала известна благодаря городу Федоскино, где создавались шкатулки с миниатюрными изображениями на них.Все эти и многие другие виды декоративно-прикладного искусства продолжают развиваться и сегодня, сохраняя традиции и культуру русского народа и привлекая внимание ценителей искусства со всего мира.Список литературыАверина В.И. Городецкая резьба и роспись. Горький, 1957. Балдина О. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st020.shtmlБутов А.Ю., Салтанов М.А. Федоскинская лаковая миниатюра - старейший лаковый традиционный промысел России. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-traditsionnyy-promysel-rossii?ysclid=lsf5coi0lt148057463Быстрова, Е.В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. — М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005Жостовские подносы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 866—870. — 567 с.Зайцева, А. М. Удивительная хохлома / А. М. Зайцева, Е. Г. Баландина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2929/ (дата обращения: 10.02.2024).Карпухин С.В. К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-razvitiya-holmogorskoy-rezby-po-kosti-literaturnyy-obzorКвач Н., Квач С. Феномен семеновской матрешки.// http://www.rukukla.ru/article/9g9/The_phenomenon_of_Semenovskaya_matryoshk Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. – М., 1990. Миловский А. Народные промыслы.- М.: Мысль, 1994. Нижегородский край: факты, события, люди. Н. Новгород, 1997. - 184 с.Помелов В.Д. Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dymkovskaya-raspisnaya-igrushka-kak-gordost-vyatskogo-kraya-i-otrazhenie-narodnyh-traditsiy?ysclid=lsf58h74ts491069327Попова О. С. Русская народная керамика. М.: Сов.художник, 1957. - 166 с. Русские художественные промыслы. – М.: Аванта, 2009. Салтанов М.А., Деткова О.А. Профессиональная подготовка художника федоскинской лаковой миниатюры: исторический аспект // Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 24 ноября 2016 г. / Общ.научн. ред. М.Ю. Спириной. Часть I. - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016. - С. 266 с.Салтыков А. Б. Русская керамика. - М.: Сов.художник, 1952. - 166 с. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки мастерства. - М.: Культура и традиции. 2006. Тихомиров М.И. Описание тихомировского собрания рукописей. - М., 1968.Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец // Экспресс. М., 2008.
1. Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. Горький, 1957.
2. Балдина О. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st020.shtml
3. Бутов А.Ю., Салтанов М.А. Федоскинская лаковая миниатюра - старейший лаковый традиционный промысел России. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fedoskinskaya-lakovaya-miniatyura-stareyshiy-lakovyy-traditsionnyy-promysel-rossii?ysclid=lsf5coi0lt148057463
4. Быстрова, Е.В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. — М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005
5. Жостовские подносы // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 866—870. — 567 с.
6. Зайцева, А. М. Удивительная хохлома / А. М. Зайцева, Е. Г. Баландина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2929/ (дата обращения: 10.02.2024).
7. Карпухин С.В. К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-razvitiya-holmogorskoy-rezby-po-kosti-literaturnyy-obzor
8. Квач Н., Квач С. Феномен семеновской матрешки.// http://www.rukukla.ru/article/9g9/The_phenomenon_of_Semenovskaya_matryoshk
9. Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. – М., 1990.
10. Миловский А. Народные промыслы.- М.: Мысль, 1994.
11. Нижегородский край: факты, события, люди. Н. Новгород, 1997. - 184 с.
12. Помелов В.Д. Дымковская расписная игрушка как гордость вятского края и отражение народных традиций. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dymkovskaya-raspisnaya-igrushka-kak-gordost-vyatskogo-kraya-i-otrazhenie-narodnyh-traditsiy?ysclid=lsf58h74ts491069327
13. Попова О. С. Русская народная керамика. М.: Сов.художник, 1957. - 166 с.
14. Русские художественные промыслы. – М.: Аванта, 2009.
15. Салтанов М.А., Деткова О.А. Профессиональная подготовка художника федоскинской лаковой миниатюры: исторический аспект // Проблемы и перспективы евразийской экономической интеграции: сб. ст. из материалов Евразийского научного форума 24 ноября 2016 г. / Общ.научн. ред. М.Ю. Спириной. Часть I. - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016. - С. 266 с.
16. Салтыков А. Б. Русская керамика. - М.: Сов.художник, 1952. - 166 с.
17. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки мастерства. - М.: Культура и традиции. 2006.
18. Тихомиров М.И. Описание тихомировского собрания рукописей. - М., 1968.
19. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец // Экспресс. М., 2008.