Влияние изобразительного искусства на духовное развитие младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 29.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния изобразительного искусства на духовное развитие младших школьников 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 9
1.2. Понятие духовного развития 15
1.3. Современные подходы к использованию средств изобразительного искусства для духовного развития младших школьников 27
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния изобразительного искусства на духовное развитие младших школьников 38
2.1. Цель, методы, организация исследования 38
2.2. Оценка уровня духовного развитие младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 43
2.3. Использование средств изобразительного искусства для духовного развитие младших школьников 51
2.4. Оценка динамики духовного развитие младших школьников на контрольном этапе эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
«Что может быть семьи дороже?».На данном занятии детям предлагается пофантазировать о том, как выглядит семья нашего героя, его (ее) мама и папа, жена (муж), его (ее) дети. С детьми была проведена беседа о семье, ее составе, о ценности семьи в жизни человека, проведено обсуждение признаков людей разного возраста, разного социального статуса. Рисовать предлагалось в технике «Фроттаж» с использованием различных дополнительных материалов (ленты, пуговицы, бусины, природный материал). «Кто твой друг?»У каждого героя есть друг. Детям предлагается придумать друга своему герою. Это может быть как человек, так и животное. С детьми проведено обсуждение того, каким может быть друг их героя, как он может выглядеть. Также проведена беседа о ценности дружбы, ее важности, о том каким должен быть настоящий друг. Рисовать предлагается в технике рисования пеной.«Встречают по одежке, провожают по уму».Данное задание посвящено одежде, которую могут носить персонажи, выбранные детьми. Детям предлагается создать для персонажа одеяние для царского пира. Изучаются образцы одеяний разных эпох, анализируются возможные одеяния для каждого из персонажей, исходя из места его жительства, его личной истории. Предлагаются шаблоны для каждого персонажа, которые следует расписывать, используя те техники, которые были изучены на предыдущих занятиях. Также предлагаются различные вспомогательные элементы, в частности тесьма, ленты, пуговицы, ткань, нитки, блестки и т.д., которые надлежало применять для декора. С детьми обсуждается почему нужно одеваться различным образом согласно разным условиям, предлагается пофантазировать о том, как мог бы одеться герой, если бы он пришел на бал, посетил день рождения друга, отправился в школу.«Кто в домике живет».На этом занятии детям предлагается придумать домик, в котором живет их персонаж. Также предлагаются образцы архитектуры, например, русской избы, французского замка, дома викингов и т.д. На занятии детям даются шаблоны разных домов. Детям предлагается пофантазировать на тему того, какой должен быть хороший дом, что нужно, чтобы в нем было тепло, уютно, хотелось оставаться. Дети выводятся на мысль о том, что дома могут быть разными, но важно кто в нем живет и счастлив ли этот человек в своем доме. Детям необходимо создать фон методом мраморной бумаги, рисования по крахмалу, ниткографии. Для создания дома, кроме красок, дети могут применить различные природные материалы, например, ветки, шишки, листья, кору и т.д. «А что вокруг?»На данном занятии детям предлагается подумать, как выглядит местность вокруг домика нашего героя. Просматриваются изображения разных местностей, где мог обитать персонаж в зависимости от его происхождения, например, лес, горы, водная стихия и т.д. Дети придумывают чем бы мог заниматься герой на этой местности, какие улучшения он могу бы внести своим трудом (например, построить дорогу, мельницу, помочь соседу починить дом) и насколько важен труд в жизни общества. Для рисования предлагается техника рисования с помощью пупырчатой пленки, фольги, железной губки. «Все профессии нужны, все профессии важны».На данном занятии детям предлагалось придумать, чем бы мог заниматься их герой, если бы он жил в наше время, какую профессию он бы выбрал, как бы выглядел на своем рабочем месте. С детьми была проведена беседа о профессиях, предложены рисунки разных профессий, обговорены атрибуты отдельных профессий. Данный рисунок детям предлагалось выполнить с использованием пальчикового рисования и рисования с помощью отпечатков.«Домашние животные».Занятие посвящено изображению домашнего животного, которое могло бы жить у сказочного героя. Проводится беседа о том, какие бывают домашние животные, показываются изображения с домашними животными, прослушиваются короткие музыкальные отрывки о домашних животных. Детям предлагается придумать сказочное домашнее животное. Проводится беседа о важности доброго отношения к животным, о недопустимости выбрасывания домашних животных на улицу, жестоком с ними обращении. За основу берется техника кляксогарфии. На этом занятии у детей уже нет шаблонов, им дано задание создать необычное домашнее животное и описать его своими силами.«Любимое растение».На данном занятии детям предлагается нарисовать любимое растение своего героя. С детьми проводится беседа о том, какие могут быть растения, какие растения обитают дома (комнатные растения), выращиваются вокруг дома (садовые растения), какие интересные растения могут расти в лесу, на лугу, в водоемах. С детьми проводится беседа о том, как важны растения в жизни каждого живого существа, о важности сохранения растений, бережного отношения к ним. Рисовать предлагается в технике «Эбру».«А не пора ли нам подкрепиться?».Занятие посвящено эстетике в продуктах питания. Детям даются разнообразные изображения продуктов питания, подобранные по цвету, фактуре, в разрезе, их знакомят с примерами фракталов в природе. Детям предлагается поразмышлять о том, для чего нам нужна культура питания, почему важно ее соблюдать и какие правила этикета есть для процесса приема пищи. Далее детям предлагается нарисовать обед сказочного героя из экзотических продуктов, используя технику пластилинографии, ниткографии, применяя дополнительные материалы.«Я так хочу, чтобы лето не кончалось».Данное занятие посвящено отпуску героя. Детям предлагается придумать, куда наш герой мог бы поехать в отпуск, нарисовать место отдыха его и его семьи. С детьми проводится беседа о том, что такое отпуск, где люди проводят отпуск, какие интересные места на планете можно посетить. Детям предлагается вспомнить правила безопасности на отдыхе, в путешествии, изучить подходы Рисование предлагается выполнять в технике рисования зубной щеткой, трубочкой для напитков, ватными палочками, в технике набрызга. «Весь мир у наших ног». На данном занятии мы отправляет сказочного героя в путешествие на другую планету. Это итоговое занятие, коллективная работа. Сначала проводится игра «Словосказ». Детям предлагается ряд карточек (по 10 карточек для каждого). На карточках есть начало («Жили-были», «Как-то раз»), конец («И жили они долго и счастливо», «И стали они жить-поживать, да добра наживать»), представлены короткие фразы, например, «в дверь вошла вобла в фетровой шляпе» или «белиберда была забавная». Детям необходимо придумывать сказку, доставая карточки по одной. Далее детям предлагалось нарисовать получившуюся планету, на которую попали их герои.Представим несколько конспектов занятий для иллюстрации.1. Конспект занятия на тему «Сказка ложь, да в ней намек»Целью занятия стало формирование у обучающихся представлений о цикле занятий, их привлечение к занятиям в ИЗО-студии.В ходе занятия решались такие задачи как:Образовательные – знакомство обучающихся с работой по шаблону, техниками рисования акварелью с солью, воском, рисования по мокрому.Развивающие – развитие коммуникативно-творческих способностей, мышления, мелкой моторики обучающихся.Воспитательные – нравственно-эстетические воспитание обучающихся, воспитание патриотизма, любви к своей Родине через такие этнографические средства как сказки.Тип занятия: комбинированное.Ресурсы:доска;интерактивная доска;мультимедийная презентация;шаблоны героев сказок (Баба-яга, Кощей бессмертный, водяной, змей Горыныч, леший, Колобок, золотая рыбка, Русалочка, Дюймовочка, Снежная королева, Винни-пух, Жар-птица, Кот в сапогах, Чебурашка, Карлсон, Илья Муромец, Чипполино);карточки с изображениями возможных вариантов раскраски шаблона (по 1 на каждого персонажа);акварельные краски, кисточки, стакан для воды, палитра, соль крупного помола, восковые мелки прозрачные или белые (на каждого обучающегося).Ход занятия:Организационная часть.Приветствие. Организация рабочего места.Изучение нового материала.Педагог: Я предлагаю Вам окунуться в волшебный мир сказок. Мы проведем с вами несколько занятий, на которых будем выполнять разные интересные задания. Все они будут связаны со сказочными героями. Что такое сказка? Ответ обучающихся.Педагог: Конечно, сказка – это занимательный рассказ о чем-то необычном, часто фантастическом. Все вы читали сказки? Какие сказки Ваши любимые?Ответ обучающихся.Педагог: Замечательно. У меня есть целый набор сказочных персонажей. Есть Баба-яга, Кощей бессмертный, водяной, змей Горыныч, леший, Колобок, золотая рыбка, Русалочка, Дюймовочка, Снежная королева, Винни-пух, Жар-птица, Кот в сапогах, Чебурашка, Карлсон, Илья Муромец, Чипполино. Выберите себе того из них, кто вам нравится больше всего.Итак, выбор сделан. Давайте вспомним, какие наши герои сказок. Я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы – угадывать, к какому персонажу эти отрывки относятся.Педагог зачитывает коротких отрывков с характеристиками выбранных персонажей, дети угадывают о ком идет речь.Педагог: Давайте вспомним, кто где живет и посмотрим на экран. Что вы можете сказать об этом месте?Педагог называет персонажа, показывает слайд с местом, где он может жить, дети дают характеристику этому месту.Практическая работа.Педагог: Молодцы! Мы с вами изучили наших персонажей, теперь давайте попробуем их нарисовать. Для этого мы с вами будем применять разные техники работы с акварелью. Сначала я вам их покажу.Педагог демонстрирует разные техники, в частность рисование с солью, рисование по мокрому, рисование воском.Педагог: Все понятно? Приступаем к раскрашивают своего героя.Педагог контролирует процесс раскрашивания шаблонов, оказывает помощь при необходимости. Подведение итогов. Рефлексия.Педагог: Мы с вами познакомились с некоторыми сказочными героями, выбрали своего сказочного героя, нарисовали его. Давайте подведем итоги. Каким вам кажется ваш сказочный герой? Как вы его изобразили? Почему вы выбрали такие краски, приемы?Как вы оценили полученные результаты? Что у вас получилось? Что не получилось?Дома подумайте, какой характер у вашего героя, плохой он или хороший, какие его качества вам нравятся, а какие – нет.2. Конспект занятия «Кто ты, мой герой?»Целью занятия стало формирование у обучающихся навыков работы в технике рисования мыльными пузырями, технике монотипии, технике фроттаж.В ходе занятия решались такие задачи как:Образовательные – знакомство обучающихся с такими техниками как рисования мыльными пузырями, технике монотипии, технике фроттаж.Развивающие – развитие коммуникативно-творческих способностей, мышления, мелкой моторики обучающихся.Воспитательные – нравственно-эстетические воспитание обучающихся.Тип занятия: комбинированное.Ресурсы:доска;интерактивная доска;мультимедийная презентация;набор абстрактных изображений в технике рисования мыльными пузырями, монотипии, фроттаж разной цветности, ритма, размерности, призванных отражать разные характерны;длинный стол, на котором размещено оборудование, все подготовлено для выполнения рисунков в разной технике;альбом для рисования, на первом листе которого наклеен нарисованный ранее герой;акварельные краски, кисточки, стакан для воды, палитра (на каждого обучающегося).Ход занятия:Организационная часть.Приветствие. Организация рабочего места.Изучение нового материала.Педагог: На прошлом занятии мы с вами нарисовали своего героя. Сегодня мы нарисуем его характер, настроение. Каков характер вашего героя? Ответ обучающихся.Педагог: Хорошо. Давайте подумаем, как мы могли бы нарисовать характер. Перед вами разные изображение. Какое из них подошло бы злому персонажу? Доброму? Веселому? Грустному? Смелому? Трусливому? Практическая работа.Педагог: Молодцы! Изображения, которые вы видите, выполнены в разных техниках. Вот эти изображения выполнены в технике рисования мыльными пузырями. Это делается следующим образом.Педагог демонстрирует рисунки, технику их выполнения.Педагог: Вот эти рисунки выполнены в технике монотипии. Она применяется вот так.Педагог демонстрирует рисунки, технику их выполнения.Педагог: Вот эти рисунки выполнены в технике фроттаж. Она применяется вот так.Педагог демонстрирует рисунки, технику их выполнения.Педагог: Все поняли? А теперь рисуем характер своего героя. Вы можете использовать любую технику. Вы можете подойти к столу, выбрать ту технику, которая вам понравилась и использовать ее. Выполнять рисунки нужно поочередно. Пока одни работают за длинным столом, остальные могут дорисовывать свои рисунки за своими столами.Подведение итогов. Рефлексия.Педагог: Мы с вами изучили характер нашего героя, нарисовали его характер. Какие техники вы при этом использовали? Какие техники вам понравились больше всего? У каждого героя есть помощник. Дома подумайте, каким бы мог быть помощник нашего героя. Это человек? Животное? Кто-то еще? Как он мог бы выглядеть? Таким образом, предлагается цикл занятий, которые не только делают для детей привлекательным занятия изобразительным искусством, в т.ч. благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, но и затрагивают из возрастные особенности, в частности любовь к играм, сказкам. На этих занятиях затрагиваются самые разные аспекты духовно-нравственного воспитания детей. Цикл занятий задействует такие нетрадиционные техники рисования как рисование акварелью с солью, воском, по мокрому, рисованию мыльными пузырями, в технике монотипии, технике фроттаж, рисования пеной, по крахмалу, в технике ниткографии, с помощью пупырчатой пленки, фольги, железной губки, с использованием отпечатков от природного материала, пальчикового рисования, в техника кляксогарфии, пластилинографии, рисование зубной щеткой, в технике набрызга и т.д. 2.4. Оценка динамики духовного развитие младших школьников на контрольном этапе экспериментаРезультаты оценки уровня духовно-нравственной воспитанности обучающихся на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 3. Средние результаты по показателю «Социальная культура» представлены на рисунке 8.Рисунок – Средние показатели по показателю «Социальная культура» на контрольном этапе экспериментаТаблица Результаты оценки уровня духовно-нравственной воспитанности обучающихся на контрольном этапе экспериментаИспытуемыйСоциальная культураСемейная культураЛичностная культураСумма балловДолг, товарищество, ответственное отношениеТрудолюбиеДисциплина, отношение к обучениюОтношение к семейным ценностямУважение, забора о родителяхАвторитет семьиДоброта, отзывчивостьЧестностьМилосердие122222322219233333332326323323332223422211332218533232232323633323333326732333323325823233233223923333333326102333333332611333332232241223333331122133323333322514323233232231533323333326163133333222317122231333201822221231318193332233332520221222232182133323332325222323222211923333323332252421232222218253233323332526211212221142732323333325Средний показатель2,62,52,72,62,72,82,92,72,522,6Доля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям данного показателя представлена на рисунке 9.Рисунок 9 – Доля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям показателя «Социальная культура» на контрольном этапе экспериментаСогласно приведенным данным, на контрольном этапе эксперимента средний уровень по критерию «Долг, товарищество, ответственное отношение» составил 2,6 баллов из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 3,7% детей (1 человек), средний – 44,4% детей (12 человек), высокий – 51,9% детей (14 человек).Средний уровень по критерию «Трудолюбие» составил 2,5 балла из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 11,1% детей (3 человека), средний – 33,3% детей (9 человек), высокий – 55,6% детей (15 человек).Средний уровень по критерию «Дисциплина, отношение к обучению» составил 2,7 баллов из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 7,4% детей (2 человека), средний – 33,3% детей (9 человек), высокий – 59,3% детей (16 человек).Средние результаты по показателю «Семейная культура» представлены на рисунке 10. Рисунок 10 – Средние показатели по показателю «Семейная культура» на контрольном этапе экспериментаДоля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям данного показателя представлена на рисунке 11.Рисунок 11 – Доля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям показателя «Семейная культура» на контрольном этапе экспериментаСогласно приведенным данным, средний уровень по критерию «Отношение к семейным ценностям» составил 2,6 баллов из 3 возможных. Низкий уровень у испытуемых был выявлен у 3,7% детей (1 человек), средний уровень – 44,4% детей (12 человек), высокий – 51,9% детей (14 человек).Средний уровень по критерию «Уважение, забора о родителях» составил 2,7 баллов из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 11,1% детей (3 человека), средний – 25,9% детей (7 человек), высокий – 63,0% детей (17 человек).Средний уровень по критерию «Авторитет семьи» составил 2,8 балла из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 3,7% детей (1 человек), средний – 33,3% детей (9 человек), высокий – 63,0% детей (17 человек).Средние результаты по показателю «Личностная культура» представлены на рисунке 12. Рисунок 12 – Средние показатели по показателю «Личностная культура» на контрольном этапе экспериментаДоля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям данного показателя представлена на рисунке 6.Рисунок 13 – Доля детей с высокой, средней и низкой оценкой по отдельным критериям показателя «Личностная культура» на контрольном этапе экспериментаСогласно приведенным данным, средний уровень по критерию «Доброта, отзывчивость» составил 2,9 баллов из 3 возможных. Низкий уровень неикто из детей не продемонстрировал, средний уровень был у 29,6% детей (8 человек), высокий – 70,4% детей (19 человек).Средний уровень по критерию «Честность» составил 2,7 баллов из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 7,4% детей (2 человека), средний – 37,0% детей (10 человек), высокий – 55,6% детей (15 человек).Средний уровень по критерию «Милосердие» составил 2,5 балла из 3 возможных. Низкий уровень продемонстрировали 11,1% детей (3 человека), средний – 40,7% детей (11 человек), высокий – 48,1% детей (13 человек).Общий уровень духовно-нравственной воспитанности представлен на рисунке 7.Из представленных данных следует, что низкий уровень духовно-нравственной воспитанности имели 3,7% (1 человек), средний уровень – 25,9% (7 человек), высокий – 70,4% (19 человек).Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента можно видеть, что низкий показатель стал у менее чем 5% детей, средний уровень – у четверти детей. Остальные дети имели высокий уровень духовно-нравственной воспитанности.Рисунок 14 – Общий уровень духовно-нравственной воспитанности на контрольном этапе экспериментаСравнение средних показателей представлено в таблице 4.Как видно из таблицы, по критерию «Долг, товарищество, ответственное отношение» показатель вырос с 2,0 до 2,6 баллов, т.е. на 30,0%. По критерию «Трудолюбие» показатель вырос с 2,1 до 2,5 баллов, т.е. на 19,0%.По критерию «Дисциплина, отношение к обучению» показатель вырос с 2,1 до 2,7 баллов, т.е. на 28,6%.По критерию «Отношение к семейным ценностям» показатель выросс 2,1 до 2,6 баллов, т.е. на 23,8%.По критерию «Уважение, забора о родителях» показатель вырос с 2,1 до 2,7 баллов, т.е. на 28,6%. По критерию «Авторитет семьи» показатель вырос с 2,2 до 2,8 баллов, т.е. на 27,3%. По критерию «Доброта, отзывчивость» показатель вырос с 2,2 до 2,9 баллов, т.е. на 31,8%. По критерию «Честность» показатель вырос с 2,1 до 2,7 баллов, т.е. на 28,6%. По критерию «Милосердие» показатель вырос с 1,9 до 2,5 баллов, т.е. на 31,6%.Таким образом, понятно, что показатели выросли на 19-31,8%.Таблица Динамика уровнядуховно-нравственной воспитанности на констатирующем и контрольном этапе экспериментаПоказательКритерийСредний баллКонстатирующий этап экспериментаКонтрольный этап экспериментаДинамика, %Социальная культураДолг, товарищество, ответственное отношение2,02,6+30,0Трудолюбие2,12,5-19,0Дисциплина, отношение к обучению2,12,7-28,6Семейная культураОтношение к семейным ценностям2,12,6+23,8Уважение, забора о родителях2,12,7+28,6Авторитет семьи2,22,8+27,3Личностная культураДоброта, отзывчивость2,22,9+31,8Честность2,12,7+28,6Милосердие1,92,5+31,6Динамика уровня духовно-нравственной воспитанности указана в таблице 5.Как видно из таблицы 4, детей с низкими показателями стало меньше на 40,0-100,0%, детей со средними показателями стало меньше на 14,5-46,8%, детей с высокими показателями стало больше на 54,8-333,3%.В частности по критерию «Долг, товарищество, ответственное отношение» стало на 100,4% больше детей с высоким и на 83,3% меньше детей с низким показателем.По критерию «Трудолюбие» стало на 114,7% больше детей с высоким и на 40,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Дисциплина, отношение к обучению» стало на 60,3% больше детей с высоким и на 66,7% меньше детей с низким показателем.По критерию «Отношение к семейным ценностям» стало на 133,8% больше детей с высоким и на 75,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Уважение, забора о родителях» стало на 89,2% больше детей с высоким и на 40,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Авторитет семьи» стало на 54,8% больше детей с высоким и на 40,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Доброта, отзывчивость» стало на 111,4% больше детей с высоким и на 100,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Честность» стало на 67,0% больше детей с высоким и на 60,0% меньше детей с низким показателем.По критерию «Милосердие» стало на 333,3% больше детей с высоким и на 50,0% меньше детей с низким показателем.Причиной такого роста, безусловно, является тот воспитательный эффект, который имеет изобразительное искусство. В рамках своих занятий мы помогли детям почувствовать своих героев, понять как они живут, какие опасности есть в их жизни, как они относятся к семье, друзья, учебе, как ведут себя в той или иной ситуации. Это позволило детям примерить их поведение на себя, понять в чем состоят настоящие жизненные ценности.Таблица Динамика показателей духовно-нравственной воспитанности на констатирующем и контрольном этапе экспериментаПоказательКритерийУровеньДоля детей, %Констатирующий этап экспериментаКонтрольный этап экспериментаДинамика, %Социальная культураДолг, товарищество, ответственное отношениеНизкий22,23,7–83,3Средний51,944,4–14,5Высокий25,951,9100,4ТрудолюбиеНизкий18,511,1–40,0Средний55,633,3–40,1Высокий25,955,6+114,7Дисциплина, отношение к обучениюНизкий22,27,4–66,7Средний40,733,3–18,2Высокий37,059,3+60,3Семейная культураОтношение к семейным ценностямНизкий14,83,7–75,0Средний63,044,4–29,5Высокий22,251,9+133,8Уважение, забора о родителяхНизкий18,511,1–40,0Средний48,125,9–46,2Высокий33,363,0+89,2Авторитет семьиНизкий18,53,7–80,0Средний40,733,3–18,2Высокий40,763,0+54,8Личностная культураДоброта, отзывчивостьНизкий11,10,0–100,0Средний55,629,6–46,8Высокий33,370,4+111,4ЧестностьНизкий18,57,4–60,0Средний48,137,0–23,1Высокий33,355,6+67,0МилосердиеНизкий22,211,1–50,0Средний66,740,7–39,0Высокий11,148,1+333,3Представленные данные позволяют судить о благоприятном воздействии занятий по изобразительному искусству на уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, согласно многим педагогическим источникам, духовность представляет собой качественную характеристику сознания и самосознания личности. Она отражает целостную гармонию внутреннего мира и способность устанавливать гармоничные отношения с внешним миром. Важно отметить, что духовность обусловлена образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, но также требует непрерывного внутреннего труда, осмысления мира и себя в нем, стремления к самосовершенствованию и преобразованию внутреннего мира, а также расширению сознания. Эти качества выражаются в эмоциональной организации личности, проявляющейся в нежных движениях души, усиленном восприятии окружающей реальности, способности переживать высокие духовные состояния и устанавливать тонкие духовные связи с другими людьми. Это включает в себя чуткое отношение к людям, заботу о их духовном росте и благополучии. При рассмотрении понятия «нравственность» важно учитывать, что это сложное социально-психологическое образование, формирующееся на основе интеллектуально-эмоциональных убеждений личности. Эти убеждения контролируют потребности и мотивы личности, определяют ее интересы, направляют ее духовный облик и образ жизни. Нравственность помогает противостоять негативному воздействию окружающей среды, поскольку она является состоянием духа, которое управляет поведением изнутри - из души и совести. Человек становится духовным существом и приобретает уважение к себе благодаря внутренним нравственным убеждениям и высоким гуманным принципам, осуществляя их в обществе. Нравственность является проявлением совокупного материально-духовного социального существования человека.Формирование нравственных основ требует более глубокого осмысления научных познаний. Важно развивать духовно-нравственные качества у младших школьников, так как они служат опорой для соответствия общественным нормам, утвержденным в многонациональном российском обществе, и позволяют оценить нарушения или последствия определенных поступков в обществе. Важной задачей общеобразовательной школы является формирование настоящего гражданина и патриота, способного самостоятельно оценивать происходящее и принимать решения в соответствии с приоритетными направлениями многонационального государства. Для достижения этой цели необходимо формирование устойчивых духовно-нравственных качеств у школьников. Решение многих задач, поставленных перед современным образованием, должно основываться на развитии высокой культуры поведения у ребенка и владении им этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 сБашаева С.А. Влияние изобразительного искусства на духовное развитие младших школьников / С.А. Башаева // Искусство – диалог культур. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2020. – № 82-85.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.Гиндуллина И.В Развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках изобразительного искусства / И.В. Гиндуллина // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской заочной конференции ученых и практических работников, 2019. – С. 21-24.Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: на материале ИПК: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Томск, 2000. – 23 с.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондарков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России / Т.М. Дульнева // Национальные приоритеты России, 2018. – №1(28). – С. 74-83.Жуйкова А.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках музыки и занятиях хором / А.А. Жуйкова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально образовательном пространстве, 2019. – № 16. – С. 91-95.Иванникова Т.И. Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий / Т.И. Иванникова, Л.А. Синецкая, В.И. Толстых // Школа науки, 2019. – № 5 (16). – С. 57-59.Коджаспирова Г.И. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.Комогорцева Т.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы :автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Комогорцева Т.В. – Место защиты: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2019. – 24 с. Куртвапова В.М. Закономерности и педагогические принципы нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы / В.М. Куртвапова, Н.А. Рачковская // Мир науки, культуры, образования, 2019. – №5(78). – С. 23-26.Кушнерева О.В. Создание условий для духовного развития личности на уроках изобразительного искусства (из опыта работы) / О.В. Кушнерева // Культурное наследие г. Саратова и Саратовский области. Материалы VII Международной , 2018.– С. 498-503.Логинова Н.В. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности: автореферат дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / Логинова Н.В. – Место защиты: Гос. акад. славян.культуры. – Москва, 2012. – 26 с.Лубневская А.В. Изобразительное искусство как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников / А.В. Лубневская // Педагогика начального образования: традиции и инновации, 2017. – С. 139-143.Матушкин С.Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания / С.Е. Матушщкин // Вестник Челябинского государственного университета, 2001. – №5. – С. 4-12.Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 352 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 17-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 655 сНеробеев А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Кострома, 2006. – 18 с.Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обуховаю – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.Павлов И.В. Духовно-нравственное воспитание курсантов / И.В. Павлов, И.И. Павлова // Психопедагогика и правоохранительных органах, 2009. – №1. – С. 34-36.Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону, 2014. – 118 с.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л.А. Головей и др.; под общ.ред. Л.А. Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 415 с.Рудь К.Г. Духовно-нравственный аспект в формировании и развитии гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / К.Г. Рудь // Народное образование Якутии, 2022. – № 2 (123). – С. 43-45.Сластенин В.А. Психология и педагогика / учебник для вузов / В.А. Сластенин и др.; под ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 541 с..Солдатенко А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01. – М, 1998. – 47 с.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 227 с.Стерхов А.А. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития обучающихся общеобразовательной организации: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.01.01 / А.А. Стерпхова. – Место защиты: ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Шадринск, 2020. – 26 с.Суркова Н.М. К вопросу о духовно-нравственном развитии современных младших школьников / Н.М. Суркова // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании. Сборник статей. В 2 частях. Ч. 2, 2017. – С. 105-108.Тарасян Н.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально-педагогической феномен / Н.А. Тарасян // Сибирский педагогический журнал, 2009. – №12. – С. 142-149.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: учебное пособие / М.И. Шилова. – Красноярск: б,и., 1978. – 89 с.Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / В.Д. Ширшов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 182 с.Ямщикова Ю.И. Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников / Ю.И. Ямщикова // Молодой ученый, 2016. – № 8-7 (112). – С. 37-41.
1. Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 с
2. Башаева С.А. Влияние изобразительного искусства на духовное развитие младших школьников / С.А. Башаева // Искусство – диалог культур. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2020. – № 82-85.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.
4. Гиндуллина И.В Развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках изобразительного искусства / И.В. Гиндуллина // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской заочной конференции ученых и практических работников, 2019. – С. 21-24.
5. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся: на материале ИПК: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Томск, 2000. – 23 с.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондарков, В.А. Тишков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.
7. Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России / Т.М. Дульнева // Национальные приоритеты России, 2018. – №1(28). – С. 74-83.
8. Жуйкова А.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках музыки и занятиях хором / А.А. Жуйкова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально образовательном пространстве, 2019. – № 16. – С. 91-95.
9. Иванникова Т.И. Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий / Т.И. Иванникова, Л.А. Синецкая, В.И. Толстых // Школа науки, 2019. – № 5 (16). – С. 57-59.
10. Коджаспирова Г.И. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
11. Комогорцева Т.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в православно-ориентированной образовательной среде муниципальной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Комогорцева Т.В. – Место защиты: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2019. – 24 с.
12. Куртвапова В.М. Закономерности и педагогические принципы нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы / В.М. Куртвапова, Н.А. Рачковская // Мир науки, культуры, образования, 2019. – №5(78). – С. 23-26.
13. Кушнерева О.В. Создание условий для духовного развития личности на уроках изобразительного искусства (из опыта работы) / О.В. Кушнерева // Культурное наследие г. Саратова и Саратовский области. Материалы VII Международной , 2018. – С. 498-503.
14. Логинова Н.В. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности: автореферат дис. … кандидата культурологии: 24.00.01 / Логинова Н.В. – Место защиты: Гос. акад. славян. культуры. – Москва, 2012. – 26 с.
15. Лубневская А.В. Изобразительное искусство как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников / А.В. Лубневская // Педагогика начального образования: традиции и инновации, 2017. – С. 139-143.
16. Матушкин С.Е. Проблемы духовно-нравственного воспитания / С.Е. Матушщкин // Вестник Челябинского государственного университета, 2001. – №5. – С. 4-12.
17. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 352 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 17-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 655 с
19. Неробеев А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Кострома, 2006. – 18 с.
20. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – 744 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обуховаю – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с.
22. Павлов И.В. Духовно-нравственное воспитание курсантов / И.В. Павлов, И.И. Павлова // Психопедагогика и правоохранительных органах, 2009. – №1. – С. 34-36.
23. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
24. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону, 2014. – 118 с.
25. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л.А. Головей и др.; под общ. ред. Л.А. Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 415 с.
26. Рудь К.Г. Духовно-нравственный аспект в формировании и развитии гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / К.Г. Рудь // Народное образование Якутии, 2022. – № 2 (123). – С. 43-45.
27. Сластенин В.А. Психология и педагогика / учебник для вузов / В.А. Сластенин и др.; под ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 541 с..
28. Солдатенко А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01. – М, 1998. – 47 с.
29. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 227 с.
30. Стерхов А.А. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития обучающихся общеобразовательной организации: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.01.01 / А.А. Стерпхова. – Место защиты: ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Шадринск, 2020. – 26 с.
31. Суркова Н.М. К вопросу о духовно-нравственном развитии современных младших школьников / Н.М. Суркова // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании. Сборник статей. В 2 частях. Ч. 2, 2017. – С. 105-108.
32. Тарасян Н.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально-педагогической феномен / Н.А. Тарасян // Сибирский педагогический журнал, 2009. – №12. – С. 142-149.
33. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.
34. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: учебное пособие / М.И. Шилова. – Красноярск: б,и., 1978. – 89 с.
35. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / В.Д. Ширшов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 182 с.
36. Ямщикова Ю.И. Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников / Ю.И. Ямщикова // Молодой ученый, 2016. – № 8-7 (112). – С. 37-41.