Цифровая трансформация экономики как фактор укрепления экономической безопасности страны.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 40 40 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 15.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
2. ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 12
3. ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Фрагмент для ознакомления

Отсюда следует, что в организационном плане должна произойти консолидация/синхронизация стратегии и процессов цифровой трансформации. Такая платформа позволит топ-менеджменту компаний получить не только инструмент управления развитием, определить направления трансформации предприятия, увидеть потенциал развития и риски изменения структуры рынков, но и разработать сценарии развития как самостоятельно, так и в рамках партнерства путем подготовки общих моделей систем производства, логистики и потребления.Цифровая трансформация российской экономики происходит неравномерно. Крупные частные компании-монополисты воспринимают это как неизбежный, но необходимый процесс, который позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке. Трансформация монополий фокусируется на эксклюзивном использовании новых экономических субъектов – цифровых активов, вокруг которых концентрируется капитал. Новые цифровые экосистемы формируются как партнерства организаций, обеспечивающие постоянное взаимодействие технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем и информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.Мы видим, как внутри банков развиваются новые цифровые экосистемы, охватывающие все более широкий спектр (нефинансовых) промышленных секторов. На цифровые платформы бесплатно или за минимальное вознаграждение приходят не только частные лица, но и малый и средний бизнес. Экосистемы становятся важными экономическими субъектами, часто многоотраслевыми, а их владельцы, следовательно, становятся важными политическими субъектами, требующими особого отношения со стороны государства.Процессы цифровой трансформации сегодня касаются не только крупных частных компаний, но и государственного управления. Тенденции, которые определяют все органы власти через программу «Цифровая экономика», призваны помочь Российской Федерации определить свой суверенный путь к новому этапу развития.Цель цифровой трансформации – обеспечить технологическую независимость государства, возможность коммерциализации российских исследований и разработок, а также ускорить технологическое развитие российских компаний и обеспечить конкурентоспособность разрабатываемых ими продуктов и решений на мировом рынке путем достижение «цифровой зрелости» за счет модернизации управления производственными процессами, что, как ожидается, приведет к значительному повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта в обрабатывающей промышленности и, как следствие, к к росту уровня благосостояния граждан страны[23].Правительство РФ не только директивно стимулирует процессы, но и предоставляет меры поддержки, в том числе льготные кредиты и лизинг, субсидии, а также соглашения с крупными компаниями по развитию отдельного высокотехнологичного направления: искусственного интеллекта. (ИИ), квантовые вычисления, Интернет вещей (IoT), 5G и другие. Проблемные области, которые призвана решить цифровая трансформация[24]:- низкая производительность;- нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость продукции;- низкая эффективность производственных мощностей;- высокая доля брака;- длительный маркетинговый процесс;- высокая стоимость владения продуктом;- высокие транзакционные издержки и сложность формирования ответственных цепочек сотрудничества.Цель цифровой трансформации - повышение операционной эффективности за счет внедрения новых технологий, как в управлении, так и в технологических процессах. Цифровая трансформация должна начаться с трансформации бизнес-модели компании и привести к существенным изменениям в компании. Внедрения цифровых технологий уже недостаточно: необходимы организационные преобразования и изменения в корпоративной культуре.Сегодня цифровизация в России включает семь основных направлений. Среди них:1. Трансформация экономической модели;2. Цифровизация рынка поставок, продуктового портфеля и жизненного цикла компании;3. Цифровизация ключевых процессов: от проектирования, производства, закупок;4. Трансформация процессов управления человеческими ресурсами;5. Автоматизированный сбор, хранение и обработка данных.информация, финансовая отчетность;6. Создание центров навыков;7. Автоматизация ручного труда за счет использования роботов и электронного документооборота.8. Ожидания руководителей компаний от внедрения цифровых технологий, безусловно, связаны с ростом доходов и снижением затрат. Но эти два явления не происходят одновременно.Трансформация должна быть основана на повышении ИТ-грамотности сотрудников и потребителей и сопровождаться стремлением к переменам на всех уровнях: от высшего руководства до каждого сотрудника. Быстрее вы сможете ощутить рост качества решений на базе интеллектуальных систем бизнес-аналитики, улучшить качество обслуживания клиентов (UX) за счет внедрения цифровых сервисов, повысить удовлетворенность сотрудников рабочей средой.Помимо повышения качества производства, цифровизация- это возможность для компаний компенсировать нехватку кадров. Уровень цифровой готовности бизнеса существенно различается внутри отраслей. Если говорить о ключевых направлениях бизнеса, то наибольший прогресс компании добились в цифровизации взаимодействия с потребителями, на втором месте - в цифровизации операционной деятельности, на третьем месте - в цифровизации функций управления и поддержки (HR, Закупки и Финансы)[23].При создании основ цифровизации компании продвинулись в организационных мероприятиях (назначение CDO, создание офисов цифровизации, обучение персонала, внедрение гибких практик работы и т. д.), цифровая инфраструктура и система управления цифровой трансформацией относительно отстает. Цифровая трансформация тормозится такими препятствиями, как нехватка кадров, непонимание экономических последствий, нехватка финансовых ресурсов и недостаток знаний о цифровых технологиях.отсутствие стратегии и дорожной карты, отсутствие спроса на цифровые продукты/услуги.Наибольший прирост производительности от введения «цифр» ожидается в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и здравоохранении - около 15-20% в реальном выражении к 2030 году - и 10-15% в технологическом и финансовом секторах. Частично это связано с тем, что эти отрасли уже вложили относительно большие суммы денег в «цифры» и, следовательно, близки к пределу своей эффективности. При этом уровень цифровой зрелости российских компаний в среднем достаточно низкий, поэтому цифровая трансформация компаний в России является фундаментальной задачей[21].Таким образом, переход к цифровизации открывает ряд преимуществ для самих компаний и государства. Для предпринимателей выгоды от внедрения новых технологий выражаются в снижении затрат бизнеса, повышении производительности и оптимизации процессов взаимодействия с клиентами.Государство заинтересовано в упрощении административных процедур, оптимизации процесса регулирования бизнеса и, как следствие, в росте бизнеса. Однако сами предприниматели плохо информированы о возможностях, которые открывает цифровизация, и не всегда готовы инвестировать время и финансовые ресурсы для внедрения новых технологий и обучения своих сотрудников цифровым навыкам. Поэтому важно сформировать бизнес и объяснять предпринимателям преимущества цифровой бизнес-модели.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, цифровая трансформация экономики играет важную роль в укреплении экономической безопасности страны. В наше время цифровые технологии проникают во все сферы жизни, и экономика не является исключением. Благодаря цифровой трансформации, страны могут достичь более эффективного использования своих ресурсов и повысить конкурентоспособность на мировой арене.Одним из основных факторов, способствующих укреплению экономической безопасности, является повышение производительности благодаря автоматизации и внедрению цифровых технологий в процессы производства. Это позволяет сократить издержки, улучшить качество продукции и увеличить скорость доставки товаров и услуг. В результате, страны становятся более конкурентоспособными на мировом рынке и укрепляют свою экономическую безопасность.Цифровая трансформация также способствует улучшению доступа к информации и коммуникациям. Современные технологии позволяют людям получать доступ к образованию, здравоохранению, финансовым услугам и другим важным ресурсам. Это способствует развитию человеческого капитала и повышению уровня жизни, что в свою очередь укрепляет экономическую безопасность страны. Однако, необходимо учитывать риски, связанные с цифровой трансформацией экономики. Киберугрозы и уязвимости в сфере информационной безопасности становятся все более серьезными. Поэтому, при проведении цифровой трансформации необходимо уделять должное внимание защите информации и обеспечению кибербезопасности.Так, цифровая трансформация экономики является ключевым фактором, способствующим укреплению экономической безопасности страны. Она позволяет повысить производительность, улучшить доступ к информации и коммуникациям, а также снизить риски и уязвимости. Внедрение цифровых технологий становится неотъемлемой частью стратегии развития страны и способствует ее устойчивому экономическому росту. Цифровая трансформация экономики имеет значительное влияние на укрепление экономической безопасности страны. Она создает новые возможности для развития и роста, а также помогает преодолеть вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются современные экономики.Цифровая трансформация позволяет странам стать более гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям мировой экономики. Она способствует развитию инноваций, улучшению бизнес-процессов и повышению эффективности использования ресурсов. Благодаря этому, страны могут сократить зависимость от внешних рынков и обеспечить устойчивый экономический рост.Цифровая трансформация позволяет обеспечить доступ к образованию, здравоохранению, финансовым услугам и другим необходимым ресурсам. Повышение уровня жизни населения является важным фактором для укрепления экономической безопасности страны, так как это способствует снижению социальной напряженности и повышению стабильности.Однако, необходимо учитывать, что цифровая трансформация также сопряжена с рисками и вызовами. Киберугрозы, уязвимости в информационной безопасности и социальные неравенства могут стать препятствиями на пути к укреплению экономической безопасности через цифровую трансформацию. Поэтому, страны должны принимать соответствующие меры по защите информации, обеспечению кибербезопасности и сокращению цифрового разрыва.В целом, цифровая трансформация экономики является неотъемлемым фактором для укрепления экономической безопасности страны. Она создает новые возможности для развития, повышения производительности и улучшения качества жизни. Однако, необходимо учитывать риски и принимать меры по их снижению. Цифровая трансформация должна быть осуществлена с учетом национальных интересов и стратегических приоритетов, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и укрепление экономической безопасности страны.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ// Консультант Плюс2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». // Консультант Плюс 3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"// Консультант Плюс4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"//Консультант Плюс5. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")//Консультант Плюс6. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» //Консультант Плюс7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrn (дата обращения: 13.02.2024).8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919. (дата обращения: 13.02.2024). 9. Федеральный проект «Искусственный интеллект» - URL: https://ai.gov.ru/strategy/federalnyy-proekt-ii/ (дата обращения: 13.02.2024).10 Федеральный проект «Цифровой регион». https://smarteka.com/uploads/files/2020/05/08/9fb7281e-b722-48bb-a420 (дата обращения: 13.02.2024).Научная литература11. Абдрахманова Г.И. Цифровая экономика/ Абдрахманова Г.И. - 2022. М.: НИУ ВШЭ. 2022. 124 с. 12. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Оценка готовности малых и средних предприятий к цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1573-1596. 13. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения: практическое руководство. – М: Альпина Паблишер, 2022. – 257 с. 14. Вишневский К.О. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение./ Вишневский К.О. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 82 с. 15. Ершова С.А., Орловская Т.Н. Концепция цифровизации экономики как основа обеспечения экономической безопасности России // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 3. С. 197–204. 16. Каплан Р., Нортон Д. Использование сбалансированной системы показателей как системы стратегического управления. Гарвардская школа бизнеса Пресс, Бостон, 1996, 210 с. 217. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Основные тренды развития индустрии финансовых технологий. Монография. М.: Русайнс, 2020. 176 с. 18. Рогожина, Н. В. Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности / Н. В. Рогожина. // Молодой ученый. - 2022. - № 41 (331). - С. 258-260. 19. Рыжкова М.В., Спицын В.В., Скрыльникова Н.А. Развитие сектора ИТ в России: драйверы и методы стимулирования // Вестник университета. 2021. № 10. С. 83–93. Электронные ресурсы20. ИСИЭЗ. - URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 13.02.2024).21. Морозко Н.И. Цифровые трансформации в финансовых отношениях в 2022-2023 годах. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii (дата обращения: 13.02.2024). 22. На 2019–2024 годы объем финансирования национальной программы по цифровой экономике. - URL: https://strategy24.ru/rf/news/na-2019-2024-gody-ob-yem-finansirovaniya (дата обращения: 13.02.2024). 23. Хачатурян С.А. Риски и угрозы развития цифровой экономики. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-ugrozy-razvitiya-tsifrovoy (дата обращения: 13.02.2024). 24. Эсетова А.М. Обеспечение экономической безопасности страны в условиях цифровой трансформации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy (дата обращения: 13.02.2024). ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рис. 1.1 «Плоскости» рассмотрения вопроса развития цифровой экономикиТаблица 1.1Основные показатели деятельности IT-сектора в РоссииПоказатель20162017201820192020Численность занятых, тыс. чел.12451220119111741240Валовая добавленная стоимость к ВВП, %2,82,92,72,93,1Инвестиции в основной капитал, %3,13,03,43,84,1Рис. 1.2 Оценка вклада цифровизации в рост ВВП к 2030 годуПриложение 2Рис. 1.3 Основные результаты научной деятельности в сфере ITТаблица 1.2Крупнейшие IT-корпорации, покинувшие российский рынок и их стратегииНазваниеСотрудники, тыс. чел.ДействияAmazon1608,0Приостановили продажиAccenture624,0Полностью покинули РоссиюIBM345,9Приостановили продажиHP195,0Приостановили продажиMicrosoft181,0Приостановили продажиFujitsu172,4Приостановили продажиOracle132,0Приостановили продажиOracle132,0Приостановили продажиIntel121,1Приостановили продажиDell100,0Приостановили продажиCisco79,5Приостановили продажиAdobe25,9Приостановили продажиNvidia13,8Приостановили продажиAMD11,4Приостановили продажиESET1,7Приостановили продажиПриложение 3Таблица 2.1 Различия интеллектуальных и традиционных ресурсовРесурсы, относимые к традиционнымРесурсы, относимые к интеллектуальным средствамМатериальные потокиНематериальные потокиУменьшаются в процессе использованияУвеличиваются в процессе использованияОграниченныеНеограниченныеВоспроизводимые со значительными затратамиВоспроизводимые с небольшими затратамиНисходящая предельная полезностьРастущая предельная полезностьРис. 2.1 Сбалансированная система показателей Р. Каплана и Д. НортонаРис. 2.2 Проблемы финансовых отношений при цифровых трансформацияхПриложение 4Таблица 2.2 Доля высокотехнологичных наукоемких отраслей в ВВП, %Виды экономической деятельности200920102011201520182020Производство летательных аппаратов0,30,30,30,30,30,3Производство фармацевтической продукции0,10,20,20,20,20,3Производство офисного оборудования и вычислительной техники0,030,040,040,040,040,04Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи0,10,10,10,10,10,2Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов0,30,30,30,40,50,6Научные исследования и разработки1,21,31,21,82,02,1Образование2,92,62,52,83,23,5Здравоохранение и предоставление социальных услуг3,53,23,13,84,65,2Рис. 2.3 Тренды изменений финансовых отношений в цифровой экономикеРис. 3.1 Матрица цифровых бизнес-моделей

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-ФЗ// Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». // Консультант Плюс
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"// Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"//Консультант Плюс
5. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")//Консультант Плюс
6. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» //Консультант Плюс
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrn (дата обращения: 13.02.2024).
8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919. (дата обращения: 13.02.2024).
9. Федеральный проект «Искусственный интеллект» - URL: https://ai.gov.ru/strategy/federalnyy-proekt-ii/ (дата обращения: 13.02.2024).
10 Федеральный проект «Цифровой регион». https://smarteka.com/uploads/files/2020/05/08/9fb7281e-b722-48bb-a420 (дата обращения: 13.02.2024).
Научная литература
11. Абдрахманова Г.И. Цифровая экономика/ Абдрахманова Г.И. - 2022. М.: НИУ ВШЭ. 2022. 124 с.
12. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Оценка готовности малых и средних предприятий к цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1573-1596.
13. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения: практическое руководство. – М: Альпина Паблишер, 2022. – 257 с.
14. Вишневский К.О. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение./ Вишневский К.О. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 82 с.
15. Ершова С.А., Орловская Т.Н. Концепция цифровизации экономики как основа обеспечения экономической безопасности России // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 3. С. 197–204.
16. Каплан Р., Нортон Д. Использование сбалансированной системы показателей как системы стратегического управления. Гарвардская школа бизнеса Пресс, Бостон, 1996, 210 с. 2
17. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Основные тренды развития индустрии финансовых технологий. Монография. М.: Русайнс, 2020. 176 с.
18. Рогожина, Н. В. Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности / Н. В. Рогожина. // Молодой ученый. - 2022. - № 41 (331). - С. 258-260.
19. Рыжкова М.В., Спицын В.В., Скрыльникова Н.А. Развитие сектора ИТ в России: драйверы и методы стимулирования // Вестник университета. 2021. № 10. С. 83–93.
Электронные ресурсы
20. ИСИЭЗ. - URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 13.02.2024).
21. Морозко Н.И. Цифровые трансформации в финансовых отношениях в 2022-2023 годах. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii (дата обращения: 13.02.2024).
22. На 2019–2024 годы объем финансирования национальной программы по цифровой экономике. - URL: https://strategy24.ru/rf/news/na-2019-2024-gody-ob-yem-finansirovaniya (дата обращения: 13.02.2024).
23. Хачатурян С.А. Риски и угрозы развития цифровой экономики. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-ugrozy-razvitiya-tsifrovoy (дата обращения: 13.02.2024).
24. Эсетова А.М. Обеспечение экономической безопасности страны в условиях цифровой трансформации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ekonomicheskoy (дата обращения: 13.02.2024).