Рассмотрение дел об административных правонарушениях органами военной полиции вс рф

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 18.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Виды и составы административных правонарушений, рассматриваемых органами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации 6
1.1 Виды административных правонарушений, рассматриваемых военной полицией 6
1.2 Составы административных правонарушений, рассматриваемых военной полицией 9
Глава 2. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях органами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации 14
2.1 Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов военной полиции 14
2.2 Рассмотрение военной полицией дел административных правонарушениях как этап производства по делу об административном правонарушении 17
Заключение 25
Список литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Частью 1 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол. Стоит отметить, что единая форма протокола об административном правонарушении на законодательном уровне не утверждена.В развитие ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 629 утвержден Перечень должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о военнослужащем, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). При составлении протокола в отношении военнослужащего необходимо обязательно указатьсведения об особом статусе лица, в отношении которого возбуждено дело, в т.ч. ио месте его службы (учебы), т.к. это может являться основанием для направления материалов дела по месту службы либо предполагает особый порядок применения в отношении военнослужащего мер административно-процессуального обеспечения, например, доставления и административного задержания. Следует отметить, что особый статус лица должен подтверждаться соответствующим документом, а законодательство не обязывает должностное лицо с помощью каких-то дополнительных средств выявлять наличие особого статуса у лица, привлекаемого к ответственности. Кроме того, обязанность военнослужащего-нарушителя сообщать органу административной юрисдикции о том, что он состоит на военной службе, не закреплена, что может в последующем составить ему процессуальные преимущества, однако несообщение непосредственному начальнику о совершенном проступке может повлечь дисциплинарную ответственность военнослужащего.Следует отметить, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.8, ч. 1 ст. 6.9, ч. 1 ст.6.16.1, ст.ст. 17.7 и 17.9 КоАП РФ, в отношении военнослужащих, наряду с должностными лицами органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).В связи с этим сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении должностными лицами органов внутренних дел в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях совершения ими административных правонарушений на территориях воинских частей или в связи с исполнением служебных обязанностей не будет являться нарушением КоАП РФ, влекущим прекращение производства по делу об административном правонарушении.Завершается оформление протокола тем, что в течение 3 суток с момента составления протокола об административном правонарушении направить протокол судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ).В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.16.1, 17.7 и 17.9 КоАП РФ, то есть по всем административным правонарушениям, по которым военная полиция составляет протоколы об административных правонарушениях (п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).В ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1-2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Однако, поскольку диспозиция п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по ст.ст. 6.8, 6.9, 6.16.1., 17.7 и 17.9 КоАП РФ, то в отношении данных граждан судьи гарнизонных военных судов не рассматривают такие дела.Проведенный анализ позволил выделить в качестве одной из проблем правового регулирования порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях военной полицией, влияющей на эффективность деятельности военной полиции в укреплении воинской дисциплины и борьбе с правонарушениями, можно отметить узкий круг составов административных правонарушений, рассматриваемых данным органом, который на сегодняшний день не отвечает современной криминогенной ситуации и потребностям общества.Так, компетенцию военной полиции целесообразно дополнить полномочиями по рассмотрению и производству статьи 6.1.1 КоАП РФ «Побои», а также ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», поскольку органы военной полиции имеют возможность наиболее оперативно осуществлять пресечение указанных составов правонарушений, более полно выяснять обстоятельства данных происшествий и правонарушений, а также наиболее эффективно осуществлять привлечение к административной ответственности.В определенной части обязанности военной полиции дублируют функции «гражданской полиции», в том числе по рассмотрению административных правонарушений, но в специальной сфере – военной. Данное обстоятельство предопределяет необходимость осуществления взаимодействия между ними, которое за счет концентрации совместного воздействия на ключевых направлениях, разграничения компетенции, устранения необоснованной разобщенности и дублирования в их работе обеспечит эффективное достижение основной цели – повышение эффективности правоохранительной деятельности. Отдельными авторами неоднократно отмечалась необходимость исключения подчинения военной полиции Министерству обороны Российской Федерации. На наш взгляд, данная точка зрения заслуживает внимания ввиду того, что вхождение военной полиции в структуру Министерства обороны РФ может обуславливать возникновение коррупционных проявлений, например правонарушения, совершенные военнослужащими, могут быть сокрыты в целях карьерного их роста. Полагаем целесообразным передать военную полицию в подчинение иному федеральному органу исполнительной власти либо непосредственно Президенту Российской Федерации, поскольку это позволит повысить объективность и «прозрачность» реализации военной полицией своих полномочий.Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что КоАП РФ, а также практика судов предъявляют достаточно строгие правила к порядку привлечения граждан к административной ответственности и оформления соответствующих процессуальных документов, нарушение которых может повлечь отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности или для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.В целях недопущения органами военной полиции процессуальных нарушений норм КоАП РФ предлагается нормативным правовым актом Минобороны России утвердить формы основных процессуальных документов, которые могут быть использованы в административноюрисдикционной деятельности военной полиции по делам об административных правонарушениях. Таковыми документами могут быть: журнал учета сообщений об административных правонарушениях; журнал учета протоколов об административных правонарушения; извещение лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и пр.Разработка и утверждение указанных форм процессуальных документов обеспечит надлежащее оформление военной полицией производства по делам об административных правонарушениях и минимизирует риски допущения ошибок, влекущих отказ в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности или для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. Также, рекомендуется принятие Главным управлением военной полиции Министерства обороны Российской Федерации методических рекомендаций, касающихся организации и осуществления административно-юрисдикционной деятельности военной полиции по делам об административных правонарушениях, в которых учесть, в т.ч. особенности порядка взаимодействия военной полиции с органами внутренних дел и судами общей юрисдикции (гарнизонными военными судами) и др. Принятие указанных мер позволит обеспечить законность и правопорядок в Вооружённых Силах Российской Федерации на более высоком уровне.ЗаключениеВоенная полиция является одной из разновидностей полицейских органов и входит в систему правоохранительных органов, осуществляя функции обеспечения правопорядка в вооруженных силах. Согласно ст. 23.88 КоАП РФ органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных: ст. 6; ч. 1 и 2 ст. 20.20; ст. 20.21 КоАП РФ. Указанные виды правонарушений рассматриваются военной полицией в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также в отношении лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях совершения ими административных правонарушений на территориях воинских частей или в связи с исполнением служебных обязанностей. Таким образом, особенностью дел, рассматриваемых военной полицией, является специальный субъект правонарушения.Проведенный анализ позволил выделить особенности осуществления военной полицией производства по делам об административных правонарушениях: во-первых, военная полиция имеет ограниченный круг составов правонарушений, которые она уполномочена рассматривать; во-вторых, дела имеют специальные субъекты правонарушений; в-третьих, имеется ограниченный круг должностных лиц военной полиции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов военной полиции.В качестве одной из проблем правового регулирования порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях военной полицией, влияющей на эффективность деятельности военной полиции в укреплении воинской дисциплины и борьбе с правонарушениями, можно отметить узкий круг составов административных правонарушений, рассматриваемых данным органом, который на сегодняшний день не отвечает современной криминогенной ситуации и потребностям общества.Так, компетенцию военной полиции целесообразно дополнить полномочиями по рассмотрению и производству статьи 6.1.1 КоАП РФ «Побои», а также части 1 статьи 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», поскольку органы военной полиции имеют возможность наиболее оперативно осуществлять пресечение указанных составов правонарушений, более полно выяснять обстоятельства данных происшествий и правонарушений, а также наиболее эффективно осуществлять привлечение к административной ответственности.Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что КоАП РФ, а также практика судов предъявляют достаточно строгие правила к порядку привлечения граждан к административной ответственности и оформления соответствующих процессуальных документов, нарушение которых может повлечь отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности или для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.В целях недопущения органами военной полиции процессуальных нарушений норм КоАП РФ предлагается нормативным правовым актом Минобороны России утвердить формы основных процессуальных документов, которые могут быть использованы в административноюрисдикционной деятельности военной полиции по делам об административных правонарушениях. Таковыми документами могут быть: журнал учета сообщений об административных правонарушениях; журнал учета протоколов об административных правонарушения; извещение лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и пр.Разработка и утверждение указанных форм процессуальных документов обеспечит надлежащее оформление военной полицией производства по делам об административных правонарушениях и минимизирует риски допущения ошибок, влекущих отказ в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности или для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. Также, рекомендуется принятие Главным управлением военной полиции Министерства обороны Российской Федерации методических рекомендаций, касающихся организации и осуществления административно-юрисдикционной деятельности военной полиции по делам об административных правонарушениях, в которых учесть, в т.ч. особенности порядка взаимодействия военной полиции с органами внутренних дел и судами общей юрисдикции (гарнизонными военными судами) и др. Принятие указанных мер позволит обеспечить законность и правопорядок в Вооружённых Силах Российской Федерации на более высоком уровне.Список литературыФедеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 558.Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 721; СЗ РФ. 2023. № 31. Ст. 5806.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп. от 25.12.2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; СЗ РФ. 2024. № 1. Ст. 20.Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп. от 25.12.2023 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; СЗ РФ. 2024. № 1. Ст. 5.Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21.12.2020 г.) // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909; СЗ РФ. 2020. № 52. Ст. 8795.Приказ Министра обороны РФ от 8 ноября 2018 г. № 629 «Об утверждении Перечня должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72025948/Антонова, Т.А. Задачи и функции военной полиции / Т.А. Антонова // Молодой ученый. – 2024. – № 3(502). – С. 298-300. Верхоглядов, Я.Е. Особенности квалификации административного правонарушения по статье 6.24 КоАП РФ / Я.Е. Верхоглядов, Е.А. Федяев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Сборник статей. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. – С. 297-304. Корякин В.М. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. – М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. – 336 с.Минтягов, С.А. Административная деятельность военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации / С.А. Минтягов. – Москва: ООО «Издательство «КноРус», 2024. – 312 с. Минтягов, С.А. Правоохранительная деятельность военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: монография / С.А. Минтягов. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 318 с.Пасечник, А.Н. Особенности рассмотрения военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации дел об административных правонарушениях / А.Н. Пасечник, С.Е. Туркулец // Природа. Человек. Культура: Материалы форума. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 311-314. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов; 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2019. – 544 с.Чувашова, А.А. Правовые основы деятельности военной полиции вооруженных сил / А.А. Чувашова // Молодой ученый. – 2020. – № 26. – С. 196-198.Шанхаев, С.В. Административно-юрисдикционная деятельность военной полиции (на примере производства по делам об административных правонарушениях) / С.В. Шанхаев // Военное право. – 2021. – № 2(66). – С. 163-174.

1. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 558.
2. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 721; СЗ РФ. 2023. № 31. Ст. 5806.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.
4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп. от 25.12.2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; СЗ РФ. 2024. № 1. Ст. 20.
5. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп. от 25.12.2023 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; СЗ РФ. 2024. № 1. Ст. 5.
6. Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21.12.2020 г.) // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909; СЗ РФ. 2020. № 52. Ст. 8795.
7. Приказ Министра обороны РФ от 8 ноября 2018 г. № 629 «Об утверждении Перечня должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72025948/
8. Антонова, Т.А. Задачи и функции военной полиции / Т.А. Антонова // Молодой ученый. – 2024. – № 3(502). – С. 298-300.
9. Верхоглядов, Я.Е. Особенности квалификации административного правонарушения по статье 6.24 КоАП РФ / Я.Е. Верхоглядов, Е.А. Федяев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Сборник статей. – СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. – С. 297-304.
10. Корякин В.М. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности: научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. – М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. – 336 с.
11. Минтягов, С.А. Административная деятельность военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации / С.А. Минтягов. – Москва: ООО «Издательство «КноРус», 2024. – 312 с.
12. Минтягов, С.А. Правоохранительная деятельность военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: монография / С.А. Минтягов. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 318 с.
13. Пасечник, А.Н. Особенности рассмотрения военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации дел об административных правонарушениях / А.Н. Пасечник, С.Е. Туркулец // Природа. Человек. Культура: Материалы форума. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 311-314.
14. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов; 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2019. – 544 с.
15. Чувашова, А.А. Правовые основы деятельности военной полиции вооруженных сил / А.А. Чувашова // Молодой ученый. – 2020. – № 26. – С. 196-198.
16. Шанхаев, С.В. Административно-юрисдикционная деятельность военной полиции (на примере производства по делам об административных правонарушениях) / С.В. Шанхаев // Военное право. – 2021. – № 2(66). – С. 163-174.