Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 51 51 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 20.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие, сущность и принципы установления налогов 5
1.2 Нормативно-правовая основа налогообложения в РФ 11
1.3 Основные инструменты налогового регулирования 14
ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ 17
2.1 Анализ налоговой системы 17
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета РФ 26
2.3 Основные приоритеты и направления налоговой политики на 2024 год 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Фрагмент для ознакомления

Наблюдается падение на 60%, по отношению к предыдущему году, расходов, направленных на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности. Также снизились расходы, направленные на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества – на 57%, относительно 2021 года. Наибольшую долю расходов по разделу «Национальная оборона» составляют расходы на Вооруженные силы Российской Федерации – 87%. 9% занимают расходы по подразделу «Другие вопросы в области национальной обороны». Оставшиеся подразделы занимают незначительную долю в общей структуре открытых расходов «Национальной обороны» - от 0,27% до 2%. Бюджетные средства, направленные на расходы по разделу «Национальную экономику», расходуются по направлениям:Общеэкономические вопросы;Топливно-энергетический комплекс;Исследование и использование космического пространства;Воспроизводство минерально-сырьевой базы;Сельское хозяйство и рыболовство;Водное хозяйство;Лесное хозяйство;Транспорт;Дорожное хозяйство;Связь и информатика;Прикладные научные исследования в области экономики и другие вопросы национальной экономики. Наименьшую долю в структуре расходов государственного бюджета в 2023 году занимают расходы по разделам «Физическая культура и спорт», «СМИ», «Культура и кинематография». Таким образом, проанализировав структуру расходов государственного бюджета можно отметить, что большая доля в структуре расходов после обеспечения социальной политики отводится на национальную оборону. Подводя итог анализа доходной и расходной части бюджета РФ необходимо отметить следующее:В бюджете РФ на сегодняшний день наблюдается дефицит, Правительство стремиться уровнять доходы и расходы путем сдерживания ростов расходов и поиском дополнительных источников доходов;Налоговые доходы в 2023 году составляют 23 237 581,6 млн. руб., основную часть составляют ненефтегазовые налоги, из которых большую – НДС, а также налоги на прибыль;В структуре налоговых ненефтегазовых доходов наблюдается уменьшение в части акцизов, в связи с возвратов акцизов по нефтегазовому сырью отправленному на переработку;Ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета в результате планируемого совершенствования администрирования основных налоговых доходов, а также отдельных изменений в законодательстве;В структуре расходов бюджета наибольшую долю занимают расходы на национальную экономику, национальную оборону и социальное обеспечение;Наименьшую долю в структуре расходов занимают расходы на физическую культуру и спорт, СМИ, а также культуру и кинематографию;Наблюдаются риски недополучения налогов в связи со снижением собираемости доходов, которая в 2023 году составила в среднем 98,2% (по некоторым видам налогов). 2.3 Основные приоритеты и направления налоговой политики на 2024 годОсновные приоритеты и направления налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 года утверждены Министерством Финансов Российской Федерации в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» [7]. На рисунке 2.14 представлены основные направления и финансовые условия для реализации налоговой политики на 2024 год и плановый период 2025и 2026 годов согласно документу. Рис. 2.14. Основные направления и финансовые условия для реализации налоговой политики в 2024 годуПланируется усиление налогового контроля в 2024 году, поскольку одними из основных целей налоговой политики является поддержка стабильно высокого уровня поступления налоговых доходов в бюджет страны, и увеличение уровня собираемости доходов.Основные приоритеты и направления налоговой политики на 2024 год обозначил Минфин, к ним относятся: Улучшение качества администрирования и росту коэффициента собираемости налогов. Улучшение качества администрирования должно содействовать стимулированию налоговой политики;Планируется снижение «пороговых» требований к участникам налогового мониторинга, в связи с этим должен увеличится круг мониторинга;Планируется введение УПД (унифицированного подтверждающего документа) для совершенствования порядка постановки на учет, а также порядка снятия с учета в налоговых органах;Для налогоплательщиков, у которых отсутствует движение ДС на счетах в банках (а также в кассе организации) планируется установленное однократного представления упрощенной налоговой декларации;Электронный документооборот будет усовершенствован посредством введения и ограничения сроков получения документа (6 дней с момента отправления считается документ полученным налогоплательщиком);С 1 января 2024 года планируется ввести НДС при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС на организации-посредники;С 1 мая 2024 года поднять ставки акцизов на ряд товаров табачной продукции;Дополнительно ввести акцизы на сахаросодержащие напитки. Направлениями налоговой политики на 2024 год, согласно документу, является также совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такими направлениями в 2024 году станут:Особые условия налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые утратили условия для применения специальных налоговых режимов в связи с превышением нормативов отнесения и условий применения спец режимов (рост доходов, рост численности сотрудников);Возможность снижения размера налогов от продажи жилых помещений и транспортных средств в связи с возможностью уменьшения доходов, когда эти доходы получены отдельно от ведения предпринимательской деятельности;Увеличение круга налогоплательщиков для субъектов малого и среднего предпринимательства имеющих право применять специальный режим АУСН.Правительство также одним из направлений видит переход от зависимости нефтегазовых налоговых поступлений, которые в условиях геополитической нестабильности несут высокие риски недополучения доходов в бюджет страны. В этой связи Правительство планирует:Скорректировать условия НДД (налог на дополнительный доход), который используют НПЗ при исчислении дохода от добычи труднодобываемых запасов нефти. На сегодняшний день НДД является неэффективным, поскольку уровень доходов не увеличивается, в виду сокращения налоговой нагрузки на предприятия;Возможно применение снижение ставки демпфера (возврата части расходов нефтяным компаниям от разницы цен внутри российского рынка и цен на экспорт). Данный инструмент осенью 2023 года привел к росту цен на топливо на внутреннем рынке страны;Подводя итоги анализа перспектив и направлений налоговой политики на 2024 год, можно сделать следующие выводы. В связи со снижением собираемости налогов Правительство усиливает налоговый контроль, увеличивает круг мониторинга, совершенствует систему администрирования. В 2024 году продолжится направление по снижению зависимости от нефтегазовых налоговых доходов. Планируется совершенствование налоговой системы для субъектов малого и среднего бизнеса. Для увеличения ненефтегазовых поступлений планируется увеличение ставок акцизов на табачную продукцию, а также введение акциза на сахаросодержащие напитки. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе бала рассмотрена тема «Налоги как инструмент государственного регулирования экономики». Основная цель данной работы состояния в анализе перспектив и направлений налоговой политики на 2024 год. В связи с основной целью в первой главе работы были решены следующие задачи. Проанализированы теоретические источники информации, было выявлено, что налог – это обязательный безвозмездный платеж в бюджет государства, в форме отчуждения денежных средств у физ. лиц. и юр. лиц. для обеспечения государственных расходов. Рассмотренная классификация налогов позволяет говорить об их многогранности и многообразии. На сегодняшний день существуют определенные принципы и методы налогообложения, позволяющие эффективно использовать данный инструмент. Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей налоговую систему Российской Федерации. Выявлено, что основным нормативно-правовым документом, который является фундаментом налоговой системы РФ, является Налоговый Кодекс. На основании кодекса в процессе становления и развития налоговой системы были изданы и другие законодательные документы (законы, приказы и постановления), которые касаются порядка оформления документов, расчета отдельных налогов, и прочего. Нормативно правовая база налоговой системы РФ довольно большая, ежегодно вносятся поправки, что требует от налогоплательщиков особой внимательности при уплате налогов. Изучены основные инструменты налогового регулирования. Выявлено, что основными инструментами регулирования являются налоговые ставки и налоговые льготы. Посредством налоговых инструментов регулирования экономики, государство создает условия для развития определенных отраслей, способствует решению важных социальных задач, позволяет регулировать цены, увеличивать занятость. Основным органом, который регулирует и контролирует поступление налогов в бюджет страны и субъектов является Федеральная Налоговая Служба (ФНС). Деятельность системы регулирует Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 28.12.2022) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023). Деятельность ФНС координирует Министерство финансов РФ. Министерство также выполняет деятельность по регулированию налоговой политики, прогнозу поступлений налогов и сборов, определению направлений развития налоговой политики. В общем виде система налоговых органов представляет собой взаимодействие и взаимосвязь управляющих налогов органов, инспекций, обслуживающих подразделенийАнализируя структуру прогнозируемых доходов на период с 2023 по 2025 годы, можно говорить, что наблюдается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов государственного бюджета, и постепенное наращивание ненефтегазовых доходов. Налоговые доходы в 2023 году составляют 23 237 581,6 млн. руб., основную часть составляют ненефтегазовые налоги, из которых большую – НДС, а также налоги на прибыль.В структуре ненефтегазовых налоговых доходов на 2023 год преобладают НДС, и налог на прибыль организаций. Акцизы уменьшают налоговый доход в 2023 году на 1 637,7 млрд. руб. В связи с возмещением акцизов на нефтяное сырье, отправленное на переработку. Подводя итог анализа доходной и расходной части бюджета РФ необходимо отметить следующее.В бюджете РФ на сегодняшний день наблюдается дефицит, Правительство стремиться уровнять доходы и расходы путем сдерживания ростов расходов и поиском дополнительных источников доходов;В структуре расходов бюджета наибольшую долю занимают расходы на национальную экономику, национальную оборону и социальное обеспечение;Наименьшую долю в структуре расходов занимают расходы на физическую культуру и спорт, СМИ, а также культуру и кинематографию;Наблюдаются риски недополучения налогов в связи со снижением собираемости доходов, которая в 2023 году составила в среднем 98,2% (по некоторым видам налогов). Подводя итоги анализа перспектив и направлений налоговой политики на 2024 год, можно сделать следующие выводы. В связи со снижением собираемости налогов Правительство усиливает налоговый контроль, увеличивает круг мониторинга, совершенствует систему администрирования. В 2024 году продолжится направление по снижению зависимости от нефтегазовых налоговых доходов. Планируется совершенствование налоговой системы для субъектов малого и среднего бизнеса. Для увеличения ненефтегазовых поступлений планируется увеличение ставок акцизов на табачную продукцию, а также введение акциза на сахаросодержащие напитки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНалоговый Кодекс РФ. Консультант. Плюс[Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137(ред. от 02.04.2021) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Консультант.Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124837/Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» [Электронный ресурс] режим доступа:http://government.ru/docs/all/51158/Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов» [Электронный ресурс] режим доступа:http://government.ru/docs/all/44382/Министерство Финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. [Электронный ресурс] режим доступа:https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/09/main/ONBNiTTP__2024-2026.pdfАкьюлов Р.И. Теневой рынок труда и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы/ Р.И. Акьюлов// Муниципалитет: Экономика и Управление. – 2020. – №3 (32). – С. 97-103Абдураимова Э.Д. Экономические взгляды на налоги и влияние налогов на экономическое развитие/ Э.Д. Абдураимова//Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы,2023. – с.407-409Гриневич Ю.В., Бадеева Е.А. НДФЛ: Актуальные вопросы налогообложения и особенности внутреннего аудита/ Ю.В. Гриневич, Е.А. Балеева//Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – №12. – С. 24 – 28Зайнутдинова У.Д. Основные функции налогов/ У.Д. Зайнутдинова//Экономика и социум, 2019. – №4(59). – с.330 – 334 Коновалова М., Григоренко И.В. Система налогообложения нефтегазового сектора экономики России; проблемы и пути решения/ М.Коновалова, И.В. Григоренко//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №2. – CYBERLINIKA. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-neftegazovogo-sektora-ekonomiki-rossii-problemy-i-puti-razvitiya Кваша А.Г., Баранцева С.М. Прямые налоги: их сущность и преимущества над косвенными налогами / А.Г. Кваша, С.М. Баранцева//Актуальные вопросы экономики и управления: теоертические и прикладные аспекты,2020. – с.141-146Шадурская М.М. Налоговая система Российской Федерации: учебник/ М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, И.В. Топорова, М.И. Львова, А.Г. Лачихина; под общ. Ред. М.. Шадурской; Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2020. – 254 с.Папенко А.В., Лейзин И.Б. Налог на доходы физических лиц – один из видов прямых налогов в России/ А.В. Папенко, И.Б. Лейзин//EUROPEAN RESEARCH FORUM, 2021. – с. 22-28Подобай Н.В., Подобай В.А. Проблемы налогообложения в России – Текст: электронный//Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2019. - № 2. – С. 15-19. – CYBERLINIKA. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-rossii-1/viewerПокида А., Зыбуновская Н.В., Динамика теневой занятости российского населения/ А. Покила, Н.В. Зыбуновская// Экономическая политика. – 2021. – №2. – С. 60-87Пансков В. Г. Без дифференцированной ренты в стране сохранится хищническая добыча нефти. URL: http://birthday.viperson.ru/articles/vladimir-panskov-bez-differentsirovannoy-renty-v-strane-sohranitsyahischnicheskaya-dobycha-nefti Рудская И.Б. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Б. Рудская. –Электрон. дан. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2022. – 200 с. URL: https://ачии.рф/files/e3983797-c600-4aec-85da-35f78e6c0a5c.pdfТускаева М.Р., Бтемирова Р.И., Рамонов Ч.А. Экономическая сущность налогов/М.Р. Тускаева, Р.И. Бтемирова, Ч.А. Рамонов// Вестник Московского университета МВД России, 2020.- №4. – с. 267-269ФНС. Официальный сайт.[Электронный ресурс] режим доступа:https://www.nalog.gov.ru/rn77/МИНФИН РФ.Официальный сайт.[Электронный ресурс] режим доступа:https://minfin.gov.ru/

1. Налоговый Кодекс РФ. Консультант. Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (ред. от 02.04.2021) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Консультант.Плюс [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124837/
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» [Электронный ресурс] режим доступа: http://government.ru/docs/all/51158/
4. Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41 «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов» [Электронный ресурс] режим доступа: http://government.ru/docs/all/44382/
5. Министерство Финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. [Электронный ресурс] режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/09/main/ONBNiTTP__2024-2026.pdf
6. Акьюлов Р.И. Теневой рынок труда и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы/ Р.И. Акьюлов// Муниципалитет: Экономика и Управление. – 2020. – №3 (32). – С. 97-103
7. Абдураимова Э.Д. Экономические взгляды на налоги и влияние налогов на экономическое развитие/ Э.Д. Абдураимова// Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы,2023. – с.407-409
8. Гриневич Ю.В., Бадеева Е.А. НДФЛ: Актуальные вопросы налогообложения и особенности внутреннего аудита/ Ю.В. Гриневич, Е.А. Балеева// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – №12. – С. 24 – 28
9. Зайнутдинова У.Д. Основные функции налогов/ У.Д. Зайнутдинова//Экономика и социум, 2019. – №4(59). – с.330 – 334
10. Коновалова М., Григоренко И.В. Система налогообложения нефтегазового сектора экономики России; проблемы и пути решения/ М.Коновалова, И.В. Григоренко//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №2. – CYBERLINIKA. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nalogooblozheniya-neftegazovogo-sektora-ekonomiki-rossii-problemy-i-puti-razvitiya
11. Кваша А.Г., Баранцева С.М. Прямые налоги: их сущность и преимущества над косвенными налогами / А.Г. Кваша, С.М. Баранцева//Актуальные вопросы экономики и управления: теоертические и прикладные аспекты,2020. – с.141-146
12. Шадурская М.М. Налоговая система Российской Федерации: учебник/ М.М. Шадурская, Е.А. Смородина, И.В. Топорова, М.И. Львова, А.Г. Лачихина; под общ. Ред. М.. Шадурской; Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2020. – 254 с.
13. Папенко А.В., Лейзин И.Б. Налог на доходы физических лиц – один из видов прямых налогов в России/ А.В. Папенко, И.Б. Лейзин//EUROPEAN RESEARCH FORUM, 2021. – с. 22-28
14. Подобай Н.В., Подобай В.А. Проблемы налогообложения в России – Текст: электронный//Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2019. - № 2. – С. 15-19. – CYBERLINIKA. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-rossii-1/viewer
15. Покида А., Зыбуновская Н.В., Динамика теневой занятости российского населения/ А. Покила, Н.В. Зыбуновская// Экономическая политика. – 2021. – №2. – С. 60-87
16. Пансков В. Г. Без дифференцированной ренты в стране сохранится хищническая добыча нефти. URL: http://birthday.viperson.ru/articles/vladimir-panskov-bez-differentsirovannoy-renty-v-strane-sohranitsyahischnicheskaya-dobycha-nefti
17. Рудская И.Б. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Б. Рудская. –Электрон. дан. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2022. – 200 с. URL: https://ачии.рф/files/e3983797-c600-4aec-85da-35f78e6c0a5c.pdf
18. Тускаева М.Р., Бтемирова Р.И., Рамонов Ч.А. Экономическая сущность налогов/М.Р. Тускаева, Р.И. Бтемирова, Ч.А. Рамонов// Вестник Московского университета МВД России, 2020.- №4. – с. 267-269
19. ФНС. Официальный сайт. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/
20. МИНФИН РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] режим доступа: https://minfin.gov.ru/