Особенности общего недоразвития речи в дошкольном возрасте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 20.03.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие об ОНР 4
2. Этиология ОНР 7
3. Методика коррекционной работы при ОНР в дошкольном возрасте 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Фрагмент для ознакомления

Достаточный уровень сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР может быть достигнут при поэтапном руководстве организацией общения воспитанников в ходе игр.Таким образом, вопросами формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в теории и практике дошкольного образования занимались многие исследователи.В речевой игровой ситуации необходимо правильное сочетание наглядности, слова логопеда и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. При условии правильной методической инструментовки речевая игровая ситуация способствует формированию связной речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дошкольном возрасте происходит активное развитие ребенка по многим направлениям, и одно из важнейших – формирование правильного звукопроизношения, а при необходимости – и его коррекция.Различные составляющие звукового произношения формируются на начальных стадиях развития ребенка дошкольного возраста. Окружающие дошкольника люди оказывают решающее воздействие на этот процесс. Крайне важна роль специалиста-профессионала, который может организовать коррекцию произношения звуков ребенком поэтапно, с грамотной диагностикой проблем, с использованием индивидуального подхода к дошкольнику.Различные составляющие звукового произношения формируются на начальных стадиях развития ребенка дошкольного возраста. Окружающие дошкольника люди оказывают решающее воздействие на этот процесс. Крайне важна роль специалиста-профессионала, который может организовать коррекцию произношения звуков ребенком поэтапно, с грамотной диагностикой проблем, с использованием индивидуального подхода к дошкольнику.Для детей, имеющих ОНР, частым явлением становится нечеткое произнесение сонорных, шипящих и свистящих. Имеются и такие признаки, как пропуски звуков, замены, искажение, что говорит о недостаточном формировании звуковой стороны речи.Использование речевых игровых ситуаций с целью развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей будет успешным, если:дети совместно решают интересную и значимую для них игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгранович З.Е. Логопедическая работапо преодолению нарушенийслоговой структуры слову детей. – СПб.: Детство-Пресс. 2000.Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследованиеи формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2005.Бизикова О.А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий 2003, 2008.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. ПРИЛОЖЕНИЕМини-картотека дидактическихигрпо формированиюграмматического строя речиКарточка № 1Игра «Назови ласково».Логопедом предлагается детям позвать в гости куклу. Поскольку кукла маленькая, ее можно называть «куколка». Также маленькие все предметы для куколки, поэтому надо называть их ласково. Во время игры дети называют уменьшительно-ласкательные существительные (шкафчик,столик, вазочка, стульчик, тарелочка, салфеточка,вилочка, ложечка, помидорчик, огурчик, яблочко).Игра «Что для чего?»Логопедом предлагается детям называть предметы, расположенные настоле (сахар, хлеб, мыло, конфеты). Далее задает вопрос, где эти предметыхранятся (хлеб хранится в хлебнице, сахар хранится в сахарнице, конфеты хранятся в конфетнице, мыло хранится в мыльнице).После того, как предмет назван, дети кладут его туда, где он хранится.Затем логопед предлагает детям прослушать эти слова еще раз и определить в них общую часть. Логопед при этом интонирует, подчеркивая суффикс -ниц-.Делается вывод: место, где что-то хранится, называется часто словом, в котором имеется «частичка» (суффикс) -ниц-.В итоге закрепляется данная модельсловообразования в разных словах. Как назвать посуду, в которую накладывают салат? (Салатница). Как называют посуду, в которую выкладывают селедку? (Селедочница). Как намывают сосуд, куда раньше наливали чернила? (Чернильница). Как называют посуду, в которую наливают соус? (Соусница).Карточка №2Игра «Кто у кого?»В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый — краса!А зовут ее... Кто это? (Это лиса)А как называют детеныша лисы? (Лисенок)—        Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названиядетенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.—        Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)Карточка № 3«Назвать животных парами».Детям предлагается загадка:Хвост пушистою дугой.Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый,По деревьям может лазать,Строит он свой дом в дупле,Чтоб зимою жить в тепле.Кто это? (Белка)А как называют детеныша белки? (Бельчонок)На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.—        А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс. 2000.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006.
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2005.
4. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009.