Психологические аспекты творчества: танцевальная импровизация как средство развития индивидуальности детей старшего возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 35 35 страниц
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 14.06.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 5
1.1. Что такое творчество с точки зрения психологии 5
1.2. Что изучает психология художественного танца 12
1.3. Основные особенности психологии у подростков 16
1.4. Изменение психологии в подростковом возрасте 16
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ ИМПРОВИЗАЦИИ В ХОРЕОГРАФИИ 22
2.1. Понятия и характеристика импровизации 22
2.2. Виды импровизации 24
2.3. Влияние импровизации на развитие творческого потенциала 26
у детей подросткового возраста 26
ГЛАВА 3. КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИМПРОВИЗАЦИЮ 30
3.1. Этапы проведения исследования 30
3.2. Результаты исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Фрагмент для ознакомления

Различные виды движений, способность к двигательному раскрытию, соответствие танцевальной стилистике и использование пространства являются важными показателями качественного анализа движений и оценки состояния психического здоровья.Наиболее показательный пример качественного анализа:1. Испытуемый №1 первой группы: девушка, 14 лет. Живет с обоими родителями, имеет с ними теплые доверительные отношения. Короткие порывистые движения рук указывают на неуверенность в себе, а хватки связаны с поисками решений. Хорошо развита координация, но есть стереотипные движения тела. Она охватывает все пространство пространства, что говорит оеёкоммуникативности. Движение в разных плоскостях: низ, пол и верх. 2. Испытуемый №9 второй группы. Молодой человек, 13 лет. Тело гибкое, хорошо поддается ритму. Высокие темп и настроение музыки, которые выражаются движениями рук в тактильном стиле. Это может быть признаком человека, склонного доминировать и подавлять. Танец проходит на среднем уровне. Движение в целом очень ограничено, руки совершают акценты вверх. Чувство тревоги, сдерживаемой агрессии. Ноги почти не двигались, голова была опущенной, что говорит о том, что человек испытывает неуверенность в себе и своей личности.3.2. Результаты исследованияВ исследовании удалось совместить количественный и качественный анализ движений, отобразив результаты на графической основе. На графиках представлены общие тенденции в двигательной сфере, занимаемой пространством испытуемыми первой и второй группы. В вертикальной части шкалы указаны результаты количественного телесного анализа, а в горизонтальной - порядковый номер человека. Цветные линии отображают параметры сравнения цветов. В качестве параметра выбраны элементы тела, которые участвуют в танце и отношение пространства испытуемого к окружающему пространству. Графики составлены по данным таблиц 2 и 3 качественного анализа движения, указанных в предыдущей подглаве.Рисунок 1. Общие тенденции двигательной сферы группы 1.Рисунок 2. Общие тенденции занимаемого пространства группы 1.По результатам телесных исследований, которые были проведены в группе 1, можно сделать следующие выводы: испытуемые второй группы хорошо проявляют себя в движении, активно используют все части тела и осваивают пространство. По этим же параметрам строятся графики общей динамики двигательных сфер, занимаемых пространствами второй и третьей групп.Рисунок 3. Общие тенденции двигательной сферы группы 2.Рисунок 4. Общие тенденции занимаемого пространства группы 2.В группе 2 наблюдается сдержанная манера поведения, больше погруженности в себя, страх перед самовыражением. Результаты анализа и интерпретации полученных результатов позволяют сделать вывод о том, что телесные проявления в танце отличаются от танцевальных импровизаций испытуемых. Представители второй группы – люди, имеющие двигательную и танцевальную подготовку, активно проявляют своё эмоциональное состояние в танцах, используя различные виды движений. Вторая группа – люди, более замкнутые в себе, закрытые, мало танцевали, движения у них были сдержанные, с небольшим овладением пространства и ритма. Следует отметить, что практически все испытуемые второй группы были из неполных семей. Исследование подтвердило гипотезу о том, что на танцевальные движения влияют психологические и индивидуальные особенности испытуемых.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение, психологические аспекты творчества являются сложной и многогранной темой, которая включает в себя мотивацию, эмоциональное состояние, когнитивные процессы, социальные аспекты и самооценку. Они оказывают значительное влияние на процесс создания искусства и помогают автору выразить свои мысли и чувства через искусственные формы выражения.Одной из главных характеристик творчества является мотивация. Мотивация может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация заставляет художника стремиться к самосовершенствованию, к достижению новых высот в своем искусстве. Она может быть вызвана желанием самовыражения, воплощением своих идей или просто радостью от творческого процесса. С другой стороны, внешняя мотивация может иметь влияние на художника через похвалы, признание со стороны других людей или ожидания публики. Внешний стимул может быть полезным вдохновением, но часто он также может вызвать давление и ограничить творческую свободу. Эмоциональное состояние также имеет огромное значение для творческого процесса. Искусство часто служит как способ самовыражения, и чувства и эмоции, которые испытывает художник, могут оказывать сильное влияние на его работу. Первая глава рассматривает под собой психологию творчества. Творчество - это способность мышления, проявляющаяся в самостоятельности и оригинальности. Художественное творческое мышление характеризуется гибкостью, подвижностью и новаторством.Творчество может стать способом выражения гнева, счастья, горя или любых других эмоций, а также способом исследования и понимания собственных чувств.Вторая глава рассматривает развитие творческого потенциала у подростков методом импровизации в хореографии. Использование импровизации в хореографии способствует появлению новых движений и проведению экспериментов в процессе танцев. Кроме того, она открывает возможности для глубокого понимания внутреннего мира личности и творческого самовыражения. Эволюция танцевальной импровизации сфокусировалась на объединении естественного и спонтанного, свободного и случайного взаимодействия.Третья глава посвящена проведению диагностики и анализу развития индивидуальности через импровизацию. Полученные данные говорят о том, что на танцевальные движения влияют психологические и индивидуальные особенности испытуемых. Их использование поможет развить творческий потенциал подростков и способствовать их полноценному развитию.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАвдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-4468-0697-3.Александрова Л. А. Генезис понятия творчества в истории философии.- 2007.Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. 224 с.Блинова Л.В. С.О.Грузенберг о психологии творчества. Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – С. 244-250.Борцова, А. С. Танец. Влияние танца на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры / А. С. Борцова, О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 113-119. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3159/ (дата обращения: 14.05.2024).Валукин Е. П. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст] / Е. П. Валукин. — М.: Издательство «ГИТИС», 2003. — 123 с.Галянт И. Г. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников :дис. – Екатеринбург, 2006, 2006. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Galyant_I_G_2006.pdf (дата обращения: 11.05.2024).Гончар М. Б., Вишневский В. А. Особенности и задачи педагогического процесса в группе хореографии продвинутого уровня с большой степенью возрастной градации // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 69-1. – С. 156-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-zadachi-pedagogicheskogo-protsessa-v-gruppe-horeografii-prodvinutogo-urovnya-s-bolshoy-stepenyu-vozrastnoy-gradatsii (дата обращения: 11.05.2024).Григорьева М.В. Личностные факторы развития способности импровизации в младшем школьном возрасте. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – С. 1-7.Губин В.Д. Философия / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001. 704 с.Долоза А.В. Импровизация как метод развития профессиональных навыков. Ученые записки. – 2017. – С. 38-43.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 21.Елтышева В. Е. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией в ДОУ :дис. – 2020. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15166 (дата обращения: 11.05.2024).Зеленков М. И. Социально-психологические проблемы конфликтов. Учебное пособие.- М.: Юридический институт МИИТа, 2003.Зураева, А. М. Психология искусства / А. М. Зураева, Б. К. Лалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51303/ (дата обращения: 14.05.2024).Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 700 с.Кемеров В. Е. Развитие // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.Козодаев П.И. Методика развития импровизационных способностей студентов театральных специализаций в условиях сценического этюда. – 2017. – С. 50-56.Королева Э. А. Ранние формы танца / Э.А. Королева Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.Краткий словарь танцев / под ред. А.В. Филиппова. М.: Флинта: Наука, 2006. 272 с.Курышева И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе // Н. Новгород. – 2011. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005090229.pdf?ver=8 (дата обращения: 11.05.2024).Ленин, В. И. Полное собрание сочинений В. И. Ульянова-Ленина, 5 изд., т. 29. [Текст]/ В. И. Ленин. - М: Издательство политической литературы, 1967.Макаров Т.Г. Понятие творчества в психологии и юриспруденции. Ученые записки.– 2018. – С. 302-308.Мельникова П. А. К проблеме влияния современного танца на основе танцевальных субкультур на формирование личности подростка // Современная образовательная среда: теория и практика. – 2019. – С. 92-97. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/661/Action661-519273.pdf (дата обращения: 11.05.2024).Никитина Е. Ю. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5094/Юнусова Диссертация.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.05.2024).Никольская О.Л. Творчество как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – С. 32-45.Окунева П.Э. Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности. Педагогика. // П.Э. Окунева, О.А. Сизова. – 2018. – С. 249-252.Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста. Евразийский научный журнал. 2015. – С. 1-4.Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие для вузов / к. Н. Поливанова. – М. : академия, 2000. – 184 с. – isbn 5-7695-0643-1.Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.Рахматуллин Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57). С. 145–147.Романова Е.В. Импровизация – как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях эстрадной вокально хореографической студии. Обучение и воспитание: методики и практика.– 2012. – С7 32-39.Рунин Б.М. О психологии импровизации. Психология художественного творчества: Хрестоматия. –1980. – С. 45-57.Рябченко И. В. Психолого-педагогические аспекты художественно-творческой самореализации детей 4-7 лет в полихудожественной деятельности // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2012. – №. 1с. – С. 76-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-hudozhestvenno-tvorcheskoy-samorealizatsii-detey-4-7-let-v-polihudozhestvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2024).Саламатина, И. И. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков / И. И. Саламатина, Е. М. Кочеткова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С. 74-78.Смирнова М. М. Педагогическая система дополнительного музыкального образования как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2011. – №. 2. – С. 100-103. URL: http://iovrao.ru/uf/announcements/45.pdf (дата обращения: 11.05.2024).Соловьев В. Жизнь и учение. [Электр.док.] URL: https://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/index.html (Дата обращения: 10.01.2024).Стариковская И. В. и др. Динамика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста с помощью хореографии: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03. 01-Психология. – 2016. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:1952/SOURCE01 (дата обращения: 11.05.2024).Стив Пакстон и контактная импровизация. URL: http://denz1203.narod.ru/index/0-5.Столетов А. И. Онтология творчества. Уфа: вагант, 2008. 208 с. Ступин С.С. Творчество как импровизирование: экзистенциальные и художественные аспекты. – 2020. – С. 176-186.Торопова А. Музыкальная психология и психология музыкального образования 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2016. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=_iAkEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=5Zea00llvK&sig=nKvzB20hCK-tgjxHzLKtHq_rJOI (дата обращения: 11.05.2024).Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность, как проявление личностного в человеке и интегративно-инновационного в специалисте. Вестник государственного университета управления. – 2009. – С. 83-87.Черникова С.М. Психология творчества. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С. 1-4.Чурашов А. Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: дис.: канд. пед. наук. – 2014. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/445/ .pdf?sequence=1 (дата обращения: 11.05.2024).Шевченко Е.П. Методы развития творческой индивидуальности подростков в хореографии. Гуманитарный научный вестник. – 2020. – 169-175.Шульц Д.П. История современной психологии. СПб.: Изд-во «Евразия». 2002. – 532 с.The New Encyclopedia Britannica: 32 volumes. Volume 22: Knowledge in Depth 15th edition USA: Encyclopedia Britannica Inc., 1995. 981 c.: ill.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-4468-0697-3.
2. Александрова Л. А. Генезис понятия творчества в истории философии.- 2007.
3. Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
4. Блинова Л.В. С.О.Грузенберг о психологии творчества. Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – С. 244-250.
5. Борцова, А. С. Танец. Влияние танца на психоэмоциональное состояние человека. История развития танцевальной культуры / А. С. Борцова, О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 113-119. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3159/ (дата обращения: 14.05.2024).
6. Валукин Е. П. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст] / Е. П. Валукин. — М.: Издательство «ГИТИС», 2003. — 123 с.
7. Галянт И. Г. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников :дис. – Екатеринбург, 2006, 2006. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Galyant_I_G_2006.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
8. Гончар М. Б., Вишневский В. А. Особенности и задачи педагогического процесса в группе хореографии продвинутого уровня с большой степенью возрастной градации // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 69-1. – С. 156-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-zadachi-pedagogicheskogo-protsessa-v-gruppe-horeografii-prodvinutogo-urovnya-s-bolshoy-stepenyu-vozrastnoy-gradatsii (дата обращения: 11.05.2024).
9. Григорьева М.В. Личностные факторы развития способности импровизации в младшем школьном возрасте. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – С. 1-7.
10. Губин В.Д. Философия / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001. 704 с.
11. Долоза А.В. Импровизация как метод развития профессиональных навыков. Ученые записки. – 2017. – С. 38-43.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 21.
13. Елтышева В. Е. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией в ДОУ :дис. – 2020. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15166 (дата обращения: 11.05.2024).
14. Зеленков М. И. Социально-психологические проблемы конфликтов. Учебное пособие.- М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
15. Зураева, А. М. Психология искусства / А. М. Зураева, Б. К. Лалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51303/ (дата обращения: 14.05.2024).
16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 700 с.
17. Кемеров В. Е. Развитие // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с.
18. Козодаев П.И. Методика развития импровизационных способностей студентов театральных специализаций в условиях сценического этюда. – 2017. – С. 50-56.
19. Королева Э. А. Ранние формы танца / Э.А. Королева Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.
20. Краткий словарь танцев / под ред. А.В. Филиппова. М.: Флинта: Наука, 2006. 272 с.
21. Курышева И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе // Н. Новгород. – 2011. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005090229.pdf?ver=8 (дата обращения: 11.05.2024).
22. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений В. И. Ульянова-Ленина, 5 изд., т. 29. [Текст]/ В. И. Ленин. - М: Издательство политической литературы, 1967.
23. Макаров Т.Г. Понятие творчества в психологии и юриспруденции. Ученые записки.– 2018. – С. 302-308.
24. Мельникова П. А. К проблеме влияния современного танца на основе танцевальных субкультур на формирование личности подростка // Современная образовательная среда: теория и практика. – 2019. – С. 92-97. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/661/Action661-519273.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
25. Никитина Е. Ю. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5094/Юнусова Диссертация.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.05.2024).
26. Никольская О.Л. Творчество как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – С. 32-45.
27. Окунева П.Э. Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности. Педагогика. // П.Э. Окунева, О.А. Сизова. – 2018. – С. 249-252.
28. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста. Евразийский научный журнал. 2015. – С. 1-4.
29. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие для вузов / к. Н. Поливанова. – М. : академия, 2000. – 184 с. – isbn 5-7695-0643-1.
30. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
31. Рахматуллин Р. Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7–1 (57). С. 145–147.
32. Романова Е.В. Импровизация – как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях эстрадной вокально хореографической студии. Обучение и воспитание: методики и практика.– 2012. – С7 32-39.
33. Рунин Б.М. О психологии импровизации. Психология художественного творчества: Хрестоматия. –1980. – С. 45-57.
34. Рябченко И. В. Психолого-педагогические аспекты художественно-творческой самореализации детей 4-7 лет в полихудожественной деятельности // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2012. – №. 1с. – С. 76-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-hudozhestvenno-tvorcheskoy-samorealizatsii-detey-4-7-let-v-polihudozhestvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2024).
35. Саламатина, И. И. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков / И. И. Саламатина, Е. М. Кочеткова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 8. – С. 74-78.
36. Смирнова М. М. Педагогическая система дополнительного музыкального образования как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2011. – №. 2. – С. 100-103. URL: http://iovrao.ru/uf/announcements/45.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
37. Соловьев В. Жизнь и учение. [Электр.док.] URL: https://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/index.html (Дата обращения: 10.01.2024).
38. Стариковская И. В. и др. Динамика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста с помощью хореографии: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03. 01-Психология. – 2016. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:1952/SOURCE01 (дата обращения: 11.05.2024).
39. Стив Пакстон и контактная импровизация. URL: http://denz1203.narod.ru/index/0-5.
40. Столетов А. И. Онтология творчества. Уфа: вагант, 2008. 208 с.
41. Ступин С.С. Творчество как импровизирование: экзистенциальные и художественные аспекты. – 2020. – С. 176-186.
42. Торопова А. Музыкальная психология и психология музыкального образования 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2016. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=_iAkEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=5Zea00llvK&sig=nKvzB20hCK-tgjxHzLKtHq_rJOI (дата обращения: 11.05.2024).
43. Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность, как проявление личностного в человеке и интегративно-инновационного в специалисте. Вестник государственного университета управления. – 2009. – С. 83-87.
44. Черникова С.М. Психология творчества. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – С. 1-4.
45. Чурашов А. Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: дис.: канд. пед. наук. – 2014. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/445/ .pdf?sequence=1 (дата обращения: 11.05.2024).
46. Шевченко Е.П. Методы развития творческой индивидуальности подростков в хореографии. Гуманитарный научный вестник. – 2020. – 169-175.
47. Шульц Д.П. История современной психологии. СПб.: Изд-во «Евразия». 2002. – 532 с.
48. The New Encyclopedia Britannica: 32 volumes. Volume 22: Knowledge in Depth 15th edition USA: Encyclopedia Britannica Inc., 1995. 981 c.: ill.