Сказка как средство коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Заказать уникальную дипломную работу- 108 108 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 28.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР……
6
1. 1. Понятие связной речи………………………………………………….. 6
1. 2. Развитие связной речи в онтогенезе…………………………………... 9
1. 3. Развитие связной речи у детей с ОНР…………………………………. 12
ГЛАВА 2. ОБЗОР МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР……………………...
18
2. 1. Обзор диагностических методик, направленных на исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
18
2. 2. Обзор методик, направленных на коррекцию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………….
21
2. 3. Коррекция нарушений связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сказки………………………………………...
26
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР………………………………………………………………………
30
3. 1. Констатирующий эксперимент по исследованию состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………...
30
3. 2. Формирующий эксперимент по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………….
37
3. 3. Контрольный этап экспериментальной работы……………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 49
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 54
Повторяется не более двух раз. Задание оценивается по следующим критериям:Смысловая ценность: 3 балла – смысл рассказа передан без искажения; 2 балла – имеются незначительные смысловые пропуски; 1 балл – смысл рассказа искажен, имеются элементы словотворчества; 0 баллов – с заданием не справился.Лексико-грамматическое оформление: 3 балла – нарушение лексико-грамматических норм не наблюдается; 2 балла - аграмматизмов речи не наблюдается, но прослеживается стереотипность грамматического оформления; 1 балл – грубые аграмматизмы речи; 0 баллов – с заданием не справился.Самостоятельность: 3 балла – пересказал самостоятельно без помощи взрослого; 2 балла – пересказал с небольшой помощью (наводящие вопросы); 1 балл – пересказал по наводящим вопросам; 0 баллов – с заданием не справился. После обследования полученные данные можно занести в таблицу для наглядности. Методика удобна тем, что, используя, табличные данные мы можем оценивать эффективность коррекционной работы. Для этого необходимо будет в таблице сравнить первоначальные и вновь полученные данные.ПРИЛОЖЕНИЕ № 3Конспект коррекционного занятия по развитию связной речи:пересказ русской народной сказки «Курочка ряба» с использованием пальчикового театраЗадачи занятия: Коррекционно-образовательные: вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы; обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям. Коррекционно-развивающие: развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения; активизировать словарь по теме; развивать у детей творческие способности и артистизм. Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу. Оборудование: текст русской народной сказки «Курочка ряба», пальчиковый театр по сказке. Предварительная работа: Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением, чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения: музыка Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима – «Приходите в гости к нам», изготовление пальчикового театра.Ход занятия:Организационный моментПостановка целиЗвучит песня «Приходите в гости к нам». Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».Если сказка в дверь стучится,Ты скорей её впусти,Потому что сказка – птица,Чуть спугнёшь – и не найти.Ты за нею на порог,А её и нету …Только тысячи дорогРазбрелись по свету …По какой она пойдёт?Где она покажется?Плыть ли ей, или ходить,Или мчать откуда,Только там, где сказке быть,Там случится чудо …У неё чудес запасИ всегда готовоКаждый раз для всех для насЗолотое слово!Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?Какие жанры сказок вы знаете? (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки).Кто придумывает сказки?Мы знаем сказки народные и авторские. А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки. Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:Сказку ты, дружок, послушай.Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,Сладких зёрен поискать.Видит: дом – домокВ чистом поле одинок. («Теремок»).Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,В лес зелёный стали звать: грибы - ягоды сбирать. («Маша имедведь»).Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –Дело было на Руси… Стариков про то спроси.Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядомБаба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказокпришли к нам в гости?(Рассматриваем героев пальчикового театра). (лиса, дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц,лягушка, золотое яичко).ФизкультминуткаЗаяц по лесу скакал, заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки (поскоки на двух ногах). Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся (поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть). Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги (через стороны поднимают руки вверх). На носочках он пошёл, и на пяточках потом (ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).ПересказРебята, вспомните, какими словами начинается сказка «Курочка Ряба»? Я предлагаю вам пересказать сказку «Курочка Ряба» используя пальчиковый театр. Для этого нам нужно выбрать действующие лица: Рассказчик, Курочка Ряба, Дед Баба, Мышка.Рассказчик. Жили-были Дед да Баба. Была у них Курочка Ряба.Однажды снесла Курочка яичко.Курочка Ряба. Кудах-тах-тах! Дедушка! Бабушка! Я яичко снесла! Кудах-тах-тах!Рассказчик. Увидел Дед яичко, обрадовался.Дед. Ух, ты! Вот это новость! Баба! Иди скорее сюда! Смотри! Яичковедь не простое, а золотое!Баба. Точно, золотое! Так и сияет!Рассказчик. Захотел Дед разбить яичко. Положил его на стол. Дед бил,бил…Дед. Не разбил.Рассказчик. Баба били, била…Баба. Не разбила.Рассказчик. Выглянула из норки любопытная серая Мышка.Мышка. Пи-пи-пи! Такие большие, а маленькое яичко разбить немогут!Рассказчик. Мышка подбежала к яичку, хвостиком махнула – яичкоупало и разбилось. Дед плачет…Дед. А-а-а!Рассказчик. Баба плачет…Баба. А-а-а!Рассказчик. А курочка кудахчет…Курочка Ряба. Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу вам новое яичко– не золотое, а простое!ПРИЛОЖЕНИЕ № 4Конспекты коррекционных занятий по развитию связной речи:обучение пересказу на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка»ЗАНЯТИЕ 1Задачи занятия:Коррекционно-образовательная:- формировать умение составлять пересказ текста.Коррекционно-развивающие:- обогащение словарного запаса;- развитие умения распространять предложения;- закрепить употребление в речи антонимов, однокоренных слов,притяжательныхприлагательных, существительных во множественном числе.Коррекционно-воспитательные:- воспитывать интерес детей к занятиям по развитию связной речи;- воспитывать у детей самоконтроль за речью;- воспитывать критическое отношение к дефектам связной речи.Оборудование: текст сказки,сюжетные и предметные картинки, пазл«Петушок», настольный театр.Ход занятия:Организационный этапЗдравствуйте, ребята.Дети здороваются.Артикуляционная гимнастикаВижу настроение у вас замечательное. Посмотрите в окошко, вам солнышко (облачко) улыбается. Давайте и мы улыбнемся.Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка «Качели».Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.Объявление темы занятияОтгадайте, с какой сказкой мы сегодня познакомимся.Снежный терем у лисицыУбежал весной водице.К зайке поросилась в дом.Прогнала его потом.Что это за сказка?Дети отвечают.Правильно. Сегодня вы не только вспомните эту сказку, но инаучитесь ее пересказывать. (Если дети затрудняются ответить, то логопед объясняет, что сегодня они послушают и будут учиться пересказывать русскую народную сказку «Заюшкина избушка»).Знакомство со сказкойЛогопед выразительно читает сказку детям. И по мере развития сюжета показывает сюжетные картинки:Объяснение значения незнакомых словРебята, а какие незнакомые слова вы услышали в сказке?Лубяная избушка – построена из луба. Луб делают это самая прочная частьлипы.Закоулочек – небольшой, темный переулок.Какая у зайки избушка была?Дети: У зайки была лубяная избушка.Из чего была построена зайкина избушка?Дети: Избушка была построена из луба.Из какого дерева делают луб?Дети: Луб делают из липы.Чем лиса пугала собак и медведя?Дети: Полетят клочки по закоулочкам.Закоулок – это улица или переулок?Дети: Переулок.Этот переулок большой или маленький, темный или светлый?Дети: Маленький, темный.Изменение существительных и прилагательных во множественном числеЛогопед показывает детям картинки, на которых изображены герои сказки, а дети должны их назвать.Лиса – лисы.Заяц – зайцы.Собака – собаки.Медведь – медведи.Петух – петухи.Избушка – избушки.А теперь сосчитаем:2 ледяные избушки – 5 ледяных избушек.2 лубяных избушки – 5 лубяных избушек.2 красных сапога – 5 красных сапог.2 острые косы – 5 острых кос.2 петушка – 5 петушков.Подбор однокоренных слов(расширение словарного запаса)Давайте еще поиграем со словами из сказки. Я назову слово, а вы должны назвать только те слова, которые ему родственниками приходятся.Лед, ледок, ледяной, ледоход.Изба, избушка.Сапог, сапожок, сапожник.Петух, петушок, петушиный.Развитие мелкой моторикиМолодцы! Давайте вспомним главных героев сказки и поиграем с ними.Дети выполняют упражнения по показу логопедаВ лубяной избушке - «Домик»Жил заяц на опушке - «Ушки»А в ледяной избушке - «Домик»Лисица на горушке - «Колечки».Растаяла весноюИзбушка на горушке - «Домик тает»Лисица побежала - «Колечки»К зайцу на опушку - «Ушки».Выгнала зайчишку - «Ушки»Из лубяной избушки - «Домик»Да сама жить стала - «Колечки»В избушке на опушке - «Домик».И ни собака, ни медведь - «Собака», «Медведь»Не смогли помочь - руки развести и пожать плечамиПетушок отважныйПрогнал лисицу прочь - «Гребешок».Так остался петушокУ заюшки в избушке - Протянуть руки вперед ладонями вверх»В лубяной избушке,Избушке на опушке - «Домик».Повторное прочтение сказкиЛогопед читает сказку второй раз по частям. Обсуждение прослушанного(развитие диалогической речи и памяти)Вы запомнили, как называется сказка?Какую избушку построила лиса?Почему она называется ледяная?Какую избушку построил зайка?Какая беда случилась с зайчиком?Как можно назвать поступок лисы?Кто хотел помочь зайчику?Почему собака и медведь не помогли ему?Кто же зайчику помог выгнать лису?Почему петуху это удалось?Сколько раз он спел свою песенку лисе?Какая это песенка, ласковая или грозная?Кто из персонажей вам понравился? Почему?Отгадывание загадок (развитие образного мышления)Мех пушистый,Хвост золотистый,В лесу живет,В деревне кур крадет. (Лиса)Бежит с горушки,Прижав ушки. (Заяц)Он в берлоге спит зимой,Под большущею сосной,А когда придет весна,Просыпается от сна. (Медведь)Живет под крылечком,А хвост колечком. (Собака)Красненький гребешок,Рябенький бок.Рано встает, голосисто поет,Деткам спать не дает. (Петух)Физминутка (развитие общей моторики)Молодцы! Справились с заданием! А теперь немного отдохнем. Поиграем в игру «Зайцы в огороде».Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед – сердитую хозяйку.Зайки, где вы пропадали?Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).А капусту вы не ели?Только носиком задели.Вас бы надо наказать.Так попробуй нас догнать.Составление последовательности событий в сказкеРебята, посмотрите, пока мы играли, все картинки перепутались. Давайте расставим картинки правильно. С чего началась сказка, что произошло, и чем сказка закончилась? Дети один за другим составляют сюжетные картинки в правильной последовательности, проговаривая, какие события происходили в сказке.Итог занятияРебята, вы сегодня так хорошо поработали! Познакомились со сказкой, выучили новое слово и помогли мне составить картинки по порядку.ЗАНЯТИЕ 2Задачи занятия:Коррекционно-образовательная:- формировать умение составлять пересказ текста.Коррекционно-развивающие:- обогащение словарного запаса;- развитие у детей умения распространять предложения;- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно;- закрепить употребление в речи антонимов, однокоренных слов, притяжательных прилагательных, существительных во множественном числе.Коррекционно-воспитательные:- воспитывать интерес детей к занятиям по развитию связной речи;- воспитывать у детей самоконтроль за речью;- воспитывать критическое отношение к дефектам связной речи.Ход занятия:Организационный этапНа магнитной доске размещены сюжетные картинки по сказке.Здравствуйте, ребята! Установка мотивации к занятию.Артикуляционная гимнастикаВыполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка «Качели».Объявление темы занятияС какой сказкой вы познакомились на прошлом занятии?Сегодня мы будем сказку пересказывать.4. Развитие умения узнавать предмет по частям.Ребята, давайте вспомним героев сказки «Заюшкина избушка».У кого гребешок красный?У кого длинные уши?У кого рыжая шубка и пушистый хвост?У кого избушка лубяная, а у кого ледяная?Кто по лесу бегал, но живет у хозяина?Кто ходит в коричневой шубе и косолапый?Совместное прочтение сказкиРебята, давайте вспомним, о чем говорилось в сказке. Я будусказку читать, но не до конца. Когда я остановлюсь, вы по очереди будете продолжать сказку.Развитие мелкой моторикиДавайте вспомним зарядку для ручек.Дети выполняют упражнения по показу логопедаСкладывание целого из частейРучки зарядку ваши сделали, теперь они смогут выполнить очень интересное задание. Напомните мне героя сказки, который спас Зайку.Правильно, Петушок. Сейчас вы соберете Петушка из деталей.Пересказ сказки с элементами драматизацииЛогопед распределяет роли (ведущий, заяц, лиса, собаки, медведь, петух) между детьми. С помощью деталей настольного настольно театра дети пересказывают сказку. Сказку можно инсценировать 2-3 раза, поменяв детей ролями. При недостаточном количестве детей, один ребенок может играть 2 роли.Подведение итоговПРИЛОЖЕНИЕ № 5Конспект коррекционного занятия по развитию связной речи: пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с использованием пальчикового театраЗадачи занятия:Коррекционно-образовательная: обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям.Коррекционно-развивающие:развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения; активизировать словарь по теме; развивать у детей творческие способности и артистизм.Коррекционно-воспитательная:воспитывать у детей правила хорошего тона.Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль», пальчиковый театр по сказке, посуда.Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (классификация посуды – кухонная, столовая, чайная).Ход занятия:Организационный моментИгра «Назови предмет»Логопед называет обобщающее понятие, а ребенок – предметы, входящие в это понятие.Столовая посуда – супница, ложки, тарелки ...Кухонная посуда – чайник, сковорода ...Кофейная посуда – кофейник, кофейные чашечки, блюдца...Чайная посуда – чашки, блюдца, заварочный чайник ...Объявление темыЕсли вы ждете гостей, как готовитесь к их приходу? Игра «Накрой стол к чаю»Детям предлагается различная посуда, стол, скатерть. Но дети должнывыбрать лишь чайную посуду. Логопед накрывает стол скатертью, а детиставят на него посуду и говорят: «Я поставлю на стол сахарницу, потому чтоэто чайная посуда» и т.д.Чтение сказки с последующим обсуждениемСегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль врусской народной сказке. Логопед читает текст сказки, а затем задает детямвопросы по содержанию.Как встретила Лиса Журавля?Почему Журавль не смог съесть угощение?А как поступила Лиса?Как Журавль встречал гостью?Смогла ли она поесть вдоволь?Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?Почему перестали дружить Лиса и Журавль?Физкультминутка «Суп» Выполнение движений по тексту. Правой рукою чищу картошку. Мелко нарежу лук и морковку. В горсть соберу, накрошу очень ловко. Теплой водой горстку риса помою. Сыплю в кастрюлю рис левой рукою. Правой рукой возьму поварешку. Перемешаю крупу и картошку. Крышку возьму я левой рукою. Плотно кастрюлю я крышкой закрою. Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит (И. Лопухина).Повторное чтение сказки с установкой на пересказПосле прочтения дети выбирают Лису, Журавля и рассказчикаПересказ сказкиДля пересказа используется пальчиковый театрИтог занятияО ком эта сказка? Правильно встретила Лиса Журавля?Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?ПРИЛОЖЕНИЕ № 7Конспекты коррекционных занятий по развитию связной речи:пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок и инсценировка сказкиЗАНЯТИЕ 1. Пересказ с опорой на сюжетные картинкиЗадачи: - Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).- Закрепление образования названий детенышей диких животных.- Развитие связной диалогической и монологической речи: полные ответы на вопросы взрослого; составление предложений по сюжетным картинкам; пересказ отрывка сказки; инсценировка отрывка сказки по ролям.- Развитие словесно-логического мышления, зрительной и слуховой памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке, картинки с изображением диких животных, мяч, шапочки с изображением трех медведей, платочек для Маши, картинки с изображением диких животных в разных эмоциональных состояниях, наборное полотно, фланелеграф, корзинка.Ход занятия:Вводная беседа.Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Да, сказки любят все дети. Очень часто в сказках главными героями являются животные. Какие бывают животные? Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка.)(Картинки выставляются на панно.)Образование названий детенышей диких животныхДиких животных вы знаете. Давайте поиграем в игру «Кто у кого?» (Логопед бросает детям мяч и называет взрослого животного, ребенок возвращает мяч и называет детеныша. Картинки выступают в качестве зрительной опоры.)Сообщение темы занятияРебята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, а волшебное, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Попасть туда можно на волшебном ковре-самолете. Посмотрите, ковер-самолет уже готов отправить нас в сказочную страну. Давайте сядем на него.(Логопед вместе с детьми проходит к «ковру-самолету», садятся кругом.)Развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторикиРебята, чтобы ковер-самолет взлетел, давайте скажем волшебные слова:(Хором) «Раз, два, три,В гости к сказкеНас неси!»Вот и взлетел наш ковер-самолет. Посмотрите вниз. Под кустиком спрятался зайчик, только ушки видны. Давайте покажем, какие длинные у зайчика ушки. (Речь с движениями.)Ушки длинные у зайца,Из кустов они торчат.Он и прыгает, и скачет.Веселит своих зайчат.По-моему, мы приближаемся к сказочному лесу. Вот мы и прилетели. (Логопед вместе с детьми идет к сказочному лесу.)В сказочной стране живет много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Отгадайте, какая это сказка.Загадка.«Маша в чаще заблудилась,К трем медведям в дом явилась.Суп у Мишки похлебала,Стульчик маленький сломала»Правильно, это сказка «Три медведя». Присаживаетесь на пенечки и слушайте сказку внимательно.Рассказывание сказки логопедом. Соотнесение содержания сказки с сюжетными картинками.Я буду рассказывать сказку, а вы – расставлять картинки, соблюдая последовательность событий.(Картинки предъявляются на фланелеграфе вперемешку. Последовательно выставляются детьми на панно.)Логопед рассказывает сказку и периодически останавливается в том месте, где заканчиваются события, изображенные на картинке.Где эта картинка? Хорошо, правильно. Слушайте сказку дальше.Беседа по содержанию сказки.Ребята, понравилась вам сказка? Кто герои этой сказки? (Герои сказки три медведя и девочка Маша.)Что случилось с Машей в лесу? (Маша заблудилась в лесу.)Какой стала Машенька, когда поняла, что заблудилась? (Маша стала грустной. Она испугалась.)Ребята, возьмите картинки, которые лежат около пенечков. Покажите, у кого грустное животное. (Дети соотносят эмоциональное состояние героев сказки с изображениями животных на картинках.)В чей домик попала Маша в лесу? (Девочка попала в домик трех медведей.)Что почувствовала Машенька: она обрадовалась или огорчилась? (Маша обрадовалась)Покажите, у кого радостное животное.Почему Маша зашла в домик? (Потому что она думала, что там живут люди. Потому что она устала.)Как звали медведей? (Медведей звали Михайлов Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.)Каким был Михайло Иванович? (Михайло Иванович был большим, грозным, сердитым, злым.)Покажите, у кого сердитое животное.Как звали медведицу? (Медведицу звали Настасья Петровна.)Какая была Настасья Петровна? (Настасья Петровна была добрая, ласковая, заботливая.)Покажите, у кого доброе животное.Какой был медвежонок Мишутка? (Он был веселый, маленький, забавный, смешной.)Покажите, у кого веселое животное.Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем в игру «Маша и медведи».Музыкальная физминуткаПересказ сказки с опорой на сюжетные картинки.Ребята, мы весело поиграли. А теперь давайте сами попробуем рассказать сказку.Дети пересказывают сказку, опираясь на расставленные сюжетные картинки.Рефлексия, разбор ролей к следующему занятиюКакие герои сказки вам понравились? Почему?ЗАНЯТИЕ 2. Инсценировка сказкиМатериалы и оборудования:музыкальное оборудование: музыкальный центр (магнитофон) с записью звуков природы (шум ветра, пение птиц, журчание ручья);декорации к сказке: деревья, плетень, стол, кровати и стулья медведей разных размеров.атрибуты: корзинка, муляжи убранства на стол, миски, ложки, банка меда.4) костюмы героев сказкиХод занятияРебята, какую сказку при помощи картинок мы пересказывали на прошлом занятии? Готовы побывать в сказке?Ведущая:Действие первое-Давным-давно, в одной деревеньке жили-были дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька.Маша (напевая негромко):- Встану рано поутру и в лесочек пойду я.Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!В лес зеленый побегу – ягод наберу я,Их в корзинку положу, с ними потанцую!Ведущая:- Один раз зашли за Машенькой подружки и стали звать ее в лес по грибы, да по ягоды.Машенька:- Дедушка, бабушка! Отпустите меня в лес по грибы, да по ягоды! Все поспело, супчик из грибов сварим, да и варенья душистого!Дедушка (грозит пальцем):- Ох, проказница, что с тобой делать? Ступай, да только смотрите осторожно. Вот тебе лукошко.Бабушка:- Ты по сторонам гляди, от подруг не отходи!Маша с подружками уходит, дедушка с бабушкой уходят.Действие второеВедущая:- Вот ушли подружки с Машей в лес. Маша с подружками исполняют песню «Во поле, березка стояла», водят хоровод. (Постепенно подружки скрываются за деревьями).-Малину Маша собирала,От подруг своих отстала.Глядь она по сторонам,Только елки тут и там.Маша:-Ау! Ау! Подруженьки!(Маша садится на пенек и горько плачет).- Я одна в лесной глуши.Тихо, тихо, ни души!(Идет по лесу, набредает на избушку трех медведей, удивленно ее разглядывает)- Там, где тишина лесная, стоит избушка расписная.Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?Ведущая:- Дверь открыта, горит свет,Только вот хозяев нет.- Маша заходит в избушку, и видит стол и три стула: один большой, другой поменьше, а третий совсем маленький. А на столе стояли три чашки с кашей: большую, поменьше и совсем маленькую.Посидела Маша на первом стуле - неудобно ей стало, потом посидела на стуле поменьше, и тут неудобно, а вот на маленьком стуле хорошо.Маша весь день в лесу провела, проголодалась. Поела она из большой чашки – неудобно ложку держать, поела из чашки поменьше – тоже неудобно, стала Маша кушать из маленькой чашечки, так всю кашу и съела.Устала Маша, захотелось ей спать, видит Маша стоят в избушке три кровати. Легла в самую большую кровать – неудобно ей, просторно как-то, легла в кровать поменьше – да и тут неловко, а в самой маленькой кроватке ей уютно и тепло, и не заметила Маша, как заснула.А медведи тем временем гуляли в лесу. Пришли они домой и увидели, что в их домике кто-то был.Михаил Иванович (грозно):- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?Настасья Петровна (сердито):- А кто сидел на моем стуле и сдвинул его?Мишутка (жалобно):-А кто сидел на моем стуле и опрокинул его?Захотели они есть и вдруг видят, что из чашек кто-то ел.Михаил Иванович (грозно):-Кто хлебал из моей чашки?Настасья Петровна (сердито):-А кто ел из моей чашки?Мишутка (жалобно):-А кто ел из моей чашечки и все съел?Ведущая:Видят медведи, что и кровати их смяты.Михаил Иванович (грозно):- Кто спал на моей кровати и смял ее?Настасья Петровна (сердито):- А кто спал на моей кровати и смял ее?Мишутка (подошел к своей кровати и увидел Машу):-А в моей кровати кто-то спит.Маша (проснулась, испуганно смотрит на медведей):- Ой-ой, как страшно!Михаил Иванович:-Ты не бойся нас, девочка, мы совсем не злые.Настасья Петровна (угощает медом):- Вот, попробуй мед лесной, он очень вкусный, угощайся.Мишутка:- Хочешь, дружить будем? Будешь к нам в гости приходить.Маша:- Спасибо, медведи, вы уж меня простите, не нарочно я к вам гости забрела. Заблудилась я.Ведущая:-Простили медведи Машу и отвели ее к бабушке и дедушке.В конце сказки все герои выходят на поклон.ПРИЛОЖЕНИЕ № 7Конспекты коррекционных занятий по развитию связной речи:знакомство со сказкой «Под грибом» и ее инсценировкаЗАНЯТИЕ 1. Знакомство со сказкойЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогатить представление детей об авторских сказках, продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки;- Обогащать активный словарь детей;- Формированиесвязной речи речи;- Формирование практическое усвоение простых способов словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в подборе слов – антонимов.Коррекционно-развивающие:Развивать творческое воображение, умение эмоционально воспринимать произведение, умение анализировать и обобщать, делать выводы.Развивать зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;Развивать общую моторику.Коррекционно-воспитательные:- Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к окружающим, готовности прийти на помощь любому, кто попал в беду, умению дружить.Материалы и оборудование: текст сказки, картинки (грибы и ягоды), круги желтого красного цвета на каждого ребенка, мяч.Ход занятия:Организационный моментАртикуляционная гимнастикаВводная часть- Ребята! Наверное, многие из вас бывали в осеннем лесу? Какой он?- Приходишь в лес, и, кажется, что лес становится живым. Шелестят на ветру листья, покачиваются деревья. У всех лесных жителей свои дела и заботы: от большого медведя до маленького муравья. Ведь лес – это их дом и каждый в этом доме живёт по-своему… Люди часто ходят в лес…зачем?Игра «Я знаю…» дети передают мяч и называют названия грибов. Основная часть- Сегодня мы заглянем в сказку «Под грибом».Рассказ про автора сказкиВладимир Сутеев написал очень много детских сказок. Эти занимательные сказки отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Остроумные, веселые добрые книжки В.Г. Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии и др. странах. Почти каждое предложение в этих сказках сопровождается яркой иллюстрацией, его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов.Чтение сказки, просмотр иллюстрацийВопросы по содержаниюВспомните, с чего начинается сказка? Что произошло с зайцем?Кто первый попросился к муравью под грибок? Продолжите предложение: бабочка не могла лететь потому, что….Продолжите предложение: мышка попросилась под гриб потому, что…Продолжите предложение: у воробья устали крышки потому, что…Продолжите предложение: заяц выскочил на полянку потому, что…Продолжите предложение: лиса подошла поближе к грибу потому…Кого увидели наши герои на шляпке грибаО чем задумался муравей, когда закончился дождь, и они все выбрались из-под гриба?Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?А как называется дождь, после которого растут грибы?Продолжите предложение: герои сказки радуются потому, что…Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому, кто попал в беду)Физкультминутка «Дождик».К нам на тонкой длинной ножкеСкачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)В лужице – смотри, смотри! –Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями.)Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)Мокрый серый воробейСушит пёрышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями.)Дидактическая игра с мячом «Назови ласково героев сказки»Муравей (муравьишко)Воробей (воробьишко)Мышь (мышка)Заяц (зайчик, зайчишка)Лиса (лисичка, лисонька)Гриб (грибок, грибочек)Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»Сильный (слабый)Маленький (большой)Мокрый (сухой)Спрятаться (выглянуть)Потесниться (расступиться)Намокли (высохли)Отдохнуть (устать)Прибежать (убежать)Ускакать (прискакать)Тесно (свободно)Поближе (подальше)Рефлексия - Чему учит нас сказка? (дружбе, заботе, уважению).- Что чувства вызвала у вас эта сказка? (тревогу, печаль, грусть, радость)Логопед предлагает детям поднять кружки желтого и красного цвета, желтый – радостные чувства, красный – грустные, объяснив почему.ЗАНЯТИЕ № 2. Инсценировка сказки, пересказОборудование: музыка «Дождь с грозой».Действующие лица: ведущий (логопед), муравей, мышка, воробей, бабочка, заяц, лиса, лягушка.- Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии? Сегодня мы разыграем сказку.Звучит музыка. На поляне появляется Муравей.Ведущая: Как-то раз застал Муравья сильный дождь.(Муравей оглядывается по сторонам)Куда спрятаться?Увидел Муравей на поляне маленький грибок.Муравей: Ой! Грибок! Спрячусь я под него, чтобы дождик меня не намочил.Ведущая: Добежал до него и спрятался под его шляпкой.Сидит под грибком, дождь пережидает.(Звук дождя)А дождь идет все сильнее и сильнее…(На поляне появляется Бабочка)Ползет по поляне мокрая Бабочка.Бабочка: Муравей, Муравей! Пусти меня под грибок!Промокла я, летать не могу.Муравей: Куда же я тебя пущу? Я тут один кое-как уместился.Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.Муравей: Ну ладно, заходи.Ведущая: Пустил Муравей Бабочку под грибок, а дождь еще сильнее идет.(На поляне появляется Мышка)Бежит мимо Мышка.Мышка: Пусти меня под грибок, вода с меня ручьем течет.Муравей и Бабочка: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.Мышка: Потеснитесь немножко.Ведущая: Потеснились – пустили Мышку под грибок.(Шум дождя)А дождь все льет, не перестает…(На поляне появился Воробей, скачет и плачет)Воробей: Намокли перышки, устали крылышки!Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!Муравей, Бабочка, Мышка: Тут места нет.Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!Все дети: Ладно!Ведущая: Подвинулись, нашлось Воробью место.(На поляне появляется Заяц)А тут Заяц на поляну выскочил, увидел грибок.Заяц: Спрячьте! Спасите! За мной Лиса гонится!Муравей: Жалко Зайца. Давайте еще потеснимся.Заяц: Ох, спасибо!(Быстро прячется под грибок за детьми)(На поляне появляется Лиса, машет хвостом)Ведущая: Только спрятали Зайца, Лиса прибежала.Лиса: Зайца не видели?Все дети: Не видели.(Машут головами)Ведущая: Подошла Лиса поближе.(Тихонечко подходит к грибу, нюхает)Лиса: Не тут ли он спрятался?(Заяц прячется за спины детей)Лиса: Ну ладно, пойду в другом месте поищу.Ведущая: Махнула Лиса хвостом и ушла.К тому времени дождик прошел, солнышко выглянуло.Вылезли все из-под гриба, радуются.Муравей задумался и говорит.Муравей: (чешет голову) Как же так? Раньше мне одному под грибком тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!(На поляне появляется Лягушка)Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха!Эх вы! Гриб-то…Все вместе: ВЫРОС!Гриб: Догадались вы, друзья,Ведь не зря спасал вас я.Дружбой надо дорожить,Без друзей нам не прожить!Лиса: (выходит из-за кулис)Я, ребята, поняла,Зря я вредною была,Подружитесь вы со мной,Буду доброю Лисой.Ведущая: Тут и сказке конец, кто смотрел, тот молодец! Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей) Давайте поаплодируем нашим артистам (аплодисменты).ПРИЛОЖЕНИЕ № 8Конспекты коррекционных занятий по развитию связной речи:знакомство со сказкой «Кошкин дом» и ее инсценировкаЗанятие № 1. Знакомство со сказкойЧтение сказки с просмотров иллюстраций.Подготовка, изготовление костюмов и атрибутов.Беседа по содержанию.Вопросы:Какой был у кошки дом?Кто приходил в гости к кошке?Что они делали?Кто еще просился к кошке?Пустила ли она их переночевать?Что случилось потом?Почему котята простили кошку и пустили к себе в дом?Как думаете, что такое милосердие? Почему автор сказки призывает к милосердию?Далее разбор ролей, подготовка и планирование костюмов, оборудованияЗАНЯТИЕ № 2. Инсценировка сказки, пересказДействующие лица:Сказочница, Кошка, Кот Василий, 1-й котенок, 2-й котенок. Петух, Курица, Козел, Коза, Свинья, пожарный 1, пожарный 2.Сказочница: Тили-тили-тили-бом! Был у кошки новый дом. Ставенки резные, Окна расписные. А кругом – широкий двор. С четырех сторон забор.Сказочница: Против дома у ворот, жил в сторожке старый Кот.Век он в дворниках служил, дом хозяйский сторожил,Подметал дорожки, перед домом кошки.(кот подметает дорожку, уходит за дом).Сказочница: Вот пришли к богатой теткедва племянника- сиротки.Постучались под окном, чтобы их пустили в дом.1-й и 2-й котенок: Тетя, тетя Кошка!Выгляни в окошко,Есть хотят котята.Ты живешь богато.Обогрей нас Кошка.Покорми немножко!(Появляется Кот Василий)Кот: Пошли вы, попрошайки!Небось, хотите сливок?Вот я вас за загривок!(прогоняет котят метлой) котята убегают.Сказочница:К богатой тетке гость пришел – известный в городе Козел,С женой седой и строгой, с козою длиннорогой.(идут важно Козел с Козой).Петух явился боевой, за петухом наседка.И в легкой шали пуховой пришла свинья соседка с сынком.(Все проходят и садятся возле дома на скамейку).(Кошка встает со скамеечки, хочет уйти. Свинья подходит к кошке)Свинья: Сейчас пришли мы впятеромвзглянуть на ваш чудесный домО нем весь город говорит.Кошка. Мой дом всегда для вас открыт!Козел. Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!Кошка. Давайте будем танцевать!(все дети исполняют танец польку)Сказочница: Хозяйка и Василий, усатый старый котНе скоро проводили соседей до ворот!Петух: Какой чудесный Кошкин дом!Как хорошо нам было в нем!О нем весь город говорит!Кошка: Мой дом всегда для вас открыт!Курица: Да соседка в эту среду, ты, пожалуй, к нам к обеду!Коза: Ты не забудь и к нам прийти, в субботу вечером к шести!Свинья: Ко мне на день рожденье, я жду вас в воскресенье!Сказочница: Словечко за словечком - и снова разговор,А дома перед печкой, огонь прожег ковер.(Танец огня).Сказочница: Вернулись Кот Василий и Кошка вслед за нимИ вдруг заголосили.Кот и Кошка: Пожар! Горим! Горим! (Марш пожарных)1-й пожарный: Едим, едим на пожар!Тили бом! Тили бом!Загорелся Кошкин дом!Эй, пожарная бригада, поторапливаться надо!2-й пожарный: Поскорей без проволочки…разбирайте топорыВсе заборы мы обрушим (валят забор.)На земле огонь потушим! (тушат).Кошка: Дом от пламени спасите.Наши вещи выносите!1-й пожарный: Не спасете вы добра- вас себя спасать пора.2-й пожарный: Берегитесь, рухнет крыша! Разбегайтесь кто куда!(дом рушится).Сказочница: Вот и рухнул Кошкин дом,погорел со всем добром!(кошка идет вытянув лапы).Кошка: Где теперь я буду жить.(Кошка и Кот идут к домику Курицы)Кошка: Ты пусти меня кума,я осталась без жилья.Курица: Я бы рада и сама приютить тебя, кума.Но мой муж дрожит от злости, если к нам приходят гости (появляется петух)Петух: Ко-ко-ко! Ку-ка-реку! Нет покоя старику!Кошка: А зачем же в эту среду ты звала меня к обеду?Курица: Я звала не навсегда, и сегодня не среда,А живем мы тесновато, у меня растут цыплята,Молодые петушки, драчуны, озорники.(Петух и курица уходя в дом)(Кошка и Кот охая подошли к домику Козы)Кот: Эй, хозяюшка впусти! Мы измучились в пути!На дворе и дождь и снег,Ты пусти нас на ночлег!Не жалей для нас угла!(Коза выходит из-за домика)Коза: Вы спросите у Козла.Кот: Что ты скажешь на сосед?Коза: Говори, что места нет!Козел: Мне Коза сейчас сказала, что у нас тут места мало.Коза: Шутит, видно бородатый! Да, у нас здесь тесновато…Постучитесь вы к свинье - место есть в ее жилье.Кошка: Что же, Васенька пойдем, постучимся в третий дом.(Кошка и Кот идут к домику свиньи из домика слышна песенка.)Кот: Вот как весело поют!Кошка: Мы нашли себе приют!(стучат)Свинья: Кто стучится?Кот: Кот и Кошка!Кошка: Ты впусти меня свинья! Я осталась без жилья.Свинья: Нам самим простора мало – повернуться негде стало.Есть просторные дома, постучись туда, кума!(свинья уходит за свой домик)Кошка: Ах, Василий, мой Василий и сюда нас не пустилиОбошли мы целый свет – Нам нигде приюта нет!(Кошка и Кот подходят к домику котят стучат) (в окошко домика или из- за домика выглядывает Котята)1-й котенок: Кто там стучится у ворот?Кот: Да это я, Василий кот. Прошу у вас ночлега!2-й котенок: Ах, Кот Василий это ты? С тобою тетя Кошка?2-й котенок: А мы весь день до темноты стучались к вам в окошко.2-й котенок: Ты не открыл для нас вчера калитки старый дворник!Кот: Какой я дворник без двора! Я нынче беспризорник…Кошка: Простите, если я была пред вами виновата.Кот: Теперь наш дом сгорел дотла, впустите нас котята!1-й котенок: Да ведь у нас убогий дом,Ни печки нет, ни крыши.2-й котенок: Почти под небом мы живем,а пол прогрызли мыши.Котята: Хоть у нас и тесно,Хоть у нас и скудно,Но найти нам места для гостей не трудно!Кошка: Тили-тили-тили –бом!Наконец нашли мы дом!Кот: А мы, ребята, вчетвером,Давайте строить новый дом!(из модулей строят дом)Кошка: Вот готов наш новый дом.Завтра будет новоселье –На всю улицу веселье!Все: Тили-тили- тили –бом! Приходите в новый дом!ПРИЛОЖЕНИЕ № 9Конспект коррекционного занятия по развитию связной речи: придумывание конца к сказке «Колобок»Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать умение самостоятельно придумывать развязку известной сказки; закреплять знания о структуре рассказа, отличительных особенностях сказки. Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии; Воспитывать интерес к словесному творчеству. Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение.Оборудование: игрушка «Колобок».Предварительная работа: чтение сказки, вопросы по содержанию.Ход занятия:Организационный моментЗдравствуйте ребята, я так рада вас видеть. У меня для вас хорошая новость сегодня, к нам пришел гость. Он хочет поиграть с нами, чтобы отгадать, как зовут нашего гостя, вам нужно отгадать загадку: Его съесть хотели все, но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок… В сказке звался .... Ребята вы правы, к нам в гости пришел Колобок. Что-то он не весел, голову повесил. Что случилось, Колобок? –Грустно мне, сказка обо мне так грустно закончилась.Основная частьРебята, а давайте развеселим колобка и придумаем веселое завершение сказки. Сначала давайте вспомним, что отличает сказку от рассказа? Какими словами обычно начинаются сказки? А какими заканчиваются? Какие герои бывают в сказках? Какие герои сказки Колобок положительные, а какие отрицательные? Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, развитие действия, кульминация, развязка). Давайте вспомним, какой зачин у сказки «Колобок»? Какое развитие действия? Кого встречает колобок на своем пути? Как колобку удается уйти от них? Какое самое волнительное действие в сказке? А какими словами заканчивается сказка? Музыкальная физминуткаПродолжение занятияА теперь ребята давайте придумаем новое завершение данной сказки, чтобы Колобок не грустил. Как вы бы закончили данную сказку? Какие волшебные предметы или герои могли помочь Колобку спастись от Лисы? Как с помощью этих предметов или героев Колобок спасся? Какими словами вы бы закончили свои сказки? Давайте каждый придумает свое завершение сказки для Колобка и поделится с нами. Итог занятияКакое завершение сказки вам понравились больше?Вы сегодня большие молодцы, Колобок, счастлив, что познакомился с вами.ПРИЛОЖЕНИЕ № 10Игра «Что было сначала? Что было потом?»: сказка «Теремок»
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. 157 с.
4. Багинская Н. Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. 294 с.
5. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. испр. – СПб.: 2005.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 12.02.2024).
8. Буслаева М. Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза. Калуга, 2020. С. 284-286.
9. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987.
10. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. 104 с.
11. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., 2002, 256 с.
12. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М., 2016. 158 с.
13. Воробьева В. К. Связная речь у детей с общим недоразвитием речи. М., 89 с.
14. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. М.: Астрель, 2006.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
16. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
17. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012.
18. Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.02.2024).
19. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. 112 с.
20. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.- метод. пособие. М., 1994, 96 с.
21. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. 239 с.
22. Жулина Е. В., Кузнецова Т. Н. Коррекция нарушений связной речи дошкольников с ОНР посредством сказки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniy-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-onr-posredstvom-skazki (дата обращения: 14.02.2024).
23. Жулина Е. В., Лебедева И. В. Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки // Вестник Мининского университета. 2019. № 63 (1). С. 111-115
24. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии. СПб., 2006. 95 с.
25. Зюзина А. И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире. СПб., 2014.
26. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
27. Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Концепт. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-na-sovremennom-etape-razvitiya-logopedii (дата обращения: 13.02.2024).
28. Корицкая Е. Г. Развитие речи: дети 5-7 лет. Ярославль, 2009. 160 с.
29. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. 218 с.
30. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников: (обучение рассказыванию по картинке): учеб.-метод. пособие. СПб., 2009. 128 с.
31. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.
32. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. 368 с.
33. Мутыгуллина А. Т. Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка в сказкотерапевтических занятиях. Казань: Веда, 2012. 46 с.
34. Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 73–75
35. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2010. 143 c.
36. Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. пособие. СПб.: ДетствоПресс, 2014. 72 с.
37. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказка о веселом Язычке. М.: Феникс, 2003. 80 с.
38. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. Спб.: Речь, 2008. 208 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
40. Румянцева Ю. Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 12.02.2024).
41. Связная речь и ее характеристика // URL: https://mydocx.ru/6-123341.html (дата обращения: 11.02.2024).
42. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981.
43. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет). М., 2004 г.
44. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: 2001. 256 с.
45. Фесюкова Л. Б. Воспитываем сказкой: комплект нагляд. Пособий. М.: Сфера, 2014. 48 с.
46. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2010. 128 с.
47. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М.: Эксмо, 2017. 608 с.
48. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Соболева А. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М.: В. Секачев, 2016. 196 с.
49. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Айрис-пресс, 2006. 96 с.
50. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк. 1958. 116 с.