Использование проектной технологии в развитии социокультурной компетенции на среднем этапе обучения английскому языку.
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 52 + 52 источника
- Добавлена 21.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Проблема развития социокультурной компетенции школьников среднего этапа в процессе обучения иностранному языку 6
1.2. Характеристика проектной технологии и классификация проектов 16
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЭТАПА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Организация внеурочной деятельности по английскому языку на среднем этапе с применением проектной технологии 27
2.2. Опытная проверка проектной технологии в организации внеурочной деятельности школьников 34
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Этот вариант отмечен 12 учащимися (80,0%). Большую сложность также показывает собственно деятельность по написанию страницы: такой ответ дали 8 учащихся (53,3%). Далее, по убывающей, учащиеся считают сложным самостоятельный поиск информации в глобальной сети (26,7%), отбор информации из найденных интернет-ресурсов (20,0%), создание гиперссылок и связь индивидуальных вики-страниц в единый вики-проект (13,3%) и составление содержания страницы (6,7%). Третий блок анкетирования представляет собой три вопроса, которые требуют либо положительных ответов («да», «скорее да»), либо отрицательных ответов («нет», «скорее нет»): 3. Понравилось ли вам работать над проектом?4. Понравилось ли вам работать в команде?5. Хотели бы вы изучить новые национальные блюда других стран, например, США, и выполнить по ним проект?По данным трем блокам результаты представлены в виде диаграммы, показывающие положительные и отрицательные ответы учащихся (см. Рисунок 5)Рисунок 5 – Результаты опроса учащихся насчет интереса и мотивации к проектной внеурочной деятельностиСогласно приведенной диаграмме, большинству учащихся нравиться работа над проектом, работа в команде, а также они высказывают желаниеизучить новую тему на основе проекта.Таким образом, можно заключить о большом дидактическом потенциалеиспользования проектной технологии в развитии социокультурной компетенции школьников во внеурочной деятельности по английскому языку на среднем этапе.Выводы по главе 2Согласно проведенному практическому исследованию, нами разработана методика применения проектной технологии в развитии социокультурной компетенции школьников среднего этапа во внеурочной деятельности и сделаны следующие выводы: 1. Цельюорганизации внеурочной деятельности по английскому языку на среднем этапе с применением проектной технологии стало развитие у учащихся 7 класса социокультурной компетенции. Выбранная тема проекта позволила раскрыть учащимся особенность национальной кухни стран изучаемого языка, изучить идиомы, освоить принципы официальной коммуникации и академического письма. Главным принципом является принцип практическойи познавательной значимости проекта. 2. Проект относится к вики-проектам, информационным и исследовательским, внутренним проектам, проектам с явной координацией, средней продолжительности и монопроектам. 3. На первом этапе внеурочной проектной деятельности вводиласьдискуссия в классном чате, инициированная личностно окрашенными вопросами учителя, чтение аутентичного текста, выполнение опроса для самостоятельногораспределения учащихся на группы, а также были сформулированы темы проекта для каждой группы. На втором этапе составлялся план по выполнению проекта, проводился контроль промежуточной стадии выполнения проекта за счет описания выбранных блюд в виде загадки, был включен новый пункт плана проекта и его описание. На третьем этапе учащиесяобъединялииндивидуальные проекты в единыйвики-проект, знакомились с проектами других групп в интернете, после чего слушали устные выступления других групп и сами выступали посредством записи выступлений и их публикации в интернете, а также оценивали выполненные проекты. 4. В опытно обучении приняло участие 15 учащихся 7 «А» класса. Целью опытного обучения стала проверка гипотезы исследования. Опытное обучение проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. 5. Наконстатирующем этапе был, во-первых, проведен анализ УМК «Spotlight» для 7 класса с целью выявления тематической направленности проекта. В-вторых, на данном этапе использовался метод наблюдения, который позволил выявить плохое знание учащимисясоциокультурных характеристик стран изучаемого языка и разницы в стилях общения. В-третьих, на данном этапе применялся метод тестирования, включающий в себя выбор одного ответа из трех предложенных вариантов по истории и географии стран изучаемого языка,сопоставление для выявления знаний реалий, сопоставлениедля выявления знания английских идиом.Результаты оценивания тестирования показалипреимущественно низкий уровень сформированности социокультурной компетенции (53,3%), отнесенность большого количества учащихся к среднему уровню сформированности социокультурной компетенции (40,0) и редкие высокие показатели, что обусловило введение проектной технологии вовнеурочной деятельности. 6. На формирующем этапе опытного обучения была проведена апробация проектной технологии во внеурочной деятельности учащихся7 «А» класса. Выполнениепредложенного проекта осуществлялось удаленно. Коммуникация происходила посредством группового чата и социальных сетей.7. На контрольном этапе было, во-первых, проведено повторное итоговое тестирование и сравнены результатыконтрольного и констатирующего этапов опытногообучения. В результате выявлена значительная динамика в уровнях сформированности социокультурной компетенции у учащихся 7 «А» класса: доминирование среднего уровня и увеличение его показателей на 6,7%, увеличение количества учащихся высокого уровня (на 33,3%) и снижение количестваучащихся низкого уровня (на 40%). Во-вторых, на контрольном этапе было проведено анкетирование учащихся для выявления уровня их заинтересованности и посильности проектной внеурочной деятельности при развитиисоциокультурной компетенции. В результате анкетирования выявлены положительное оценивание выполненных проектов учащимися, самые главные трудности при работе над проектом во внеурочной деятельности: обсуждение результатов в чате и написание вики-страниц, а также большой интерес учащихся к выполнению проекта, работе в команде и желание в дальнейшем использовать такой формат урока длядальнейшего развития социокультурной компетенции.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель данного исследования заключалась в изучениивозможностей использования проектной технологии в развитии социокультурной компетенции школьников во внеурочной деятельности по английскому языку на среднем этапе обучения. Для достижения данной цели в рамках данного исследования было решено пять задач, а именно изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, раскрыто понятие социокультурной компетенции, выявлены главные аспектысоциокультурной компетенции и ее роль при социализации учащихся на среднем этапе, определены характеристики проектной технологии и разработан проект для учащихся среднего этапа. В результат решения данных задач сделан вывод, что социокультурная компетенция входит в состав иноязычной коммуникативной компетенции, которая является главной целью изучения английского языка в современной школе. Под социокультурной компетенцией понималось овладение учащимися определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка, а также использование этих знаний в процессе коммуникации. Компонентами социокультурной компетенции являются лингвострановедческая, социальная, культурологическая, компенсаторная, эстетическая, этическая, мотивационно-отношенческая и деятельностная компетенции. При развитии социокультурной компетенции необходимо сочетать изучения языка, обучение речи и овладение социокультурными знаниями, используяосновные принципы развития социокультурной компетенции (социализация, социокультурная направленность, ситуативно-стимулирующая организация обучения). Проектная технология является одним из популярных и актуальных на сегодняшний день способов развития социокультурнойкомпетенции. Более того, именно проектная технология оптимально подходит для организации внеурочной деятельности учащихся средних классов. Главными особенностями проектной технологии являются постановка реальной проблемы или задачи, использование творческих видовдеятельности, применение практических навыков и умений учащихся, дифференциация обучения. Большое разнообразие видов проектов приводит к их активному использованию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, поскольку они могут быть введены в любой формат занятия. Болеетого, проектная технология как нельзя душе подходит для учащихся среднего этапа, исходя из их развитых когнитивных способностей, избирательных познавательных интересов, логического мышления, тенденции к творчеству. В данном исследовании разработана проектная технология для проведения во внеурочной деятельности с целью формирования социокультурной компетенции у учащихся7 «А» класса по теме «Food», соответствующей тематическомупланированию УМК «Spotlight». В содержание социокультурной компетенции, осваиваемой в ходе проектной деятельности учащихся, входят реалии стран изучаемого языка (национальная кухня Англии, Шотландии, СевернойИрландии и Уэльса), идиомы с компонентами – названиями пищи, особенности официальной коммуникации и академического письма. Учащимся был предложен вики-проект, который как нельзя лучше подходит для внеурочной деятельности с подключением мультимедийных ресурсов и технических средств обучения. Поэтапная структура проекта позволила оценить и проконтролировать каждый этап проектной деятельности: этап отбора темы и сбора информации (дискуссия в классном чате, чтение аутентичного текста, выполнение опроса в социальной сети, свободное распределение на группы по интересам учащихся), этап обсуждения первичных результатов, уточнений и советов (составление и обсуждение плана проектной деятельности, размещение информации на вики-странице, введение новых пунктов плана для активизации мыслительной деятельности учащихся, обсуждение промежуточныхрезультатов проектной деятельности), этап подведения итогов и презентации проектов (создание общего вики-проекта, его репрезентации в письменном и устном виде во внеурочнойдеятельности за счет технических средств обучения. Проведенное опытное обучение позволило выявить большуюэффективность использования проектной технологии во внеурочной деятельности учащихся 7 класса с целью развития социокультурной компетенции. Методами констатирующего этапа стали метод тестирования учащихся, метод наблюдения за деятельностью и навыками учащихся, метод анализа УМК для выделения темы проектной деятельности. Формирующий этап был направлен на апробацию разработанной проектной внеурочной деятельности.Методами контрольного этапа стали тестирование, а также анкетирование учащихся. Результаты оценивания и сравнения данных этапов опытного обучения позволило выявить значительную динамику в уровнях сформированности социокультурной компетенции у учащихся 7 класса.Таким образом, гипотеза, поставленная в данном исследовании, подтверждена: при использовании возможностей проектной технологии во внеурочной деятельности по английскомуязыку на среднем этапе есть возможность сделать процесс развития социокультурной компетенции школьников более эффективным.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАзимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Английский язык: 7-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. – 15-е изд., перераб. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2023. – 152 с.Балыкова Е.Ю. Использование метода проектов на уроках иностранного языка // Системные технологии. – 2015. – № 3 (16). – С. 34-36.Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.Блохин А.Н. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: автореф. дис…канд. педаг. наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2017. – 390 с.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Academia, 2013. – 336 с.Гореликов М.И. Психолого-педагогический портрет современного подростка // Московский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 29-38.Горшенина Л.И., Прынзина А.В. Формирование лингвокультурной и социокультурной компетенций при обучении иностранным языкам // Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2022. – № 10. – С. 1-12. – URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2022/10/pedagogics/Gorshenina_Prynzina.pdf (дата обращения: 28.01.2024). Деева Н.В., Смирнова А.Г. Формирование социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 114-120.Ермакова Е.Н., Зольникова Н.Н., и Юздова Л.П. Проектная технология в обучении студентов русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 3 (163). – С. 25-42.Загорулько Р.В., Ракова Н.А., Шевцова Л.И. Педагогические системы и технологии: Практический аспект: курс лекций. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 194 с.Зариф Г. Пути развития социокультурного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Endlesslightinscience. – 2023. – С. 108-112.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Логос, 2005. – 384 с.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.Иванова Л.А., Миронова Н.А. Проектная технология в лингвообразовательном процессе // На пересечении языков и культур: научно-методический журнал. – 2021. – № 1 (19). – С. 150-159.Карпова М.А. Методика формирования иноязычной социокультурной компетенции учащихся // Филология. – 2019. – №2. – С. 6–11.Кондратенко Е.В., Чернова Т.И. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – № 1 (41). – С. 29-36.Кононова М.А. Формирование социокультурной компетенции на основе мультипликационного телесериала «GravityFalls» // StudNet. – 2021. – Т. 4. – № 4. – С. 1-10. Королева С.Д. Метод проектов в обучении иностранному языку // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-3. – С. 12-125.Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика // Информационные технологии и обучении языку. – 2012. – URL: https://bilingual-online.net/wp-content/uploads/2012/01/Kocheturova-N.-Metod-projektov-v-obuchenii-jazyku.pdf (дата обращения: 29.01.2024).Красовская Я.И. Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку // Профессиональная языковая подготовка будущих специалистов в условиях современной образовательной среды: материалы Республиканского научно-практического семинара, посвященного 90-летию кафедры иностранных языков, Витебск, 21 октября 2022 г. / УОВГАВМ; редкол.: Н. И. Гавриченко (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: ВГАВМ, 2023. – С. 55-58.Лунина М.Ю. Анализ актуальных вопросов понятия «социокультурная компетенция» в становлении будущих специалистов // E-Scio. – 2021. – № 10 (61). – С. 328-334.Малькова К.В. Методика развития умений письменной речи на основе вики-технологии // Языки, культура, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием). Марийский государственный университет; под ред. Н.Г. Баженовой. – 2018. – С. 250-254.Махмудов А.Х. Формирование социокультурных компетенций учащихся в условиях цифровой трансформации // Scienceandinnovation. – 2023. – Т. 2. – № 4. – С. 34-36.Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г. Педагогические технологии в развитии детей // Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество»: опыт становления и тенденция развития / Сост. Т.А. Мацкевич, А.П. Шевченко. – Самара, 2001. – С. 61-69.Митрюхина И.Н. Методика формирования коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации: дис. … канд. пед. Наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2010. – 236 с.Насыров А.Р. Формирование социокультурной компетенции с использованием средств наглядности // Международный центр инновационных исследований. – 2021. – № 5. – С. 147-148.Николаева А.В. Формирование социокультурной компетенции младших школьников на материале англоязычных лимериков // Вопросы современной филологии и теории обучения иностранным языкам: сб. тезисов I Международной студенческой конференции Ч.2 / под общ.ред. Н. И. Хомутской, Е.В. Серебряковой; Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна: ГСГУ, 2022. – С. 63-67.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.Оганян Л.Г. Современные методы формирования социокультурной компетенции // Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – № 6 (63). – С. 289-291.Петров С.Б. Построение и реализация индивидуализированной траектории формирования компетенций на основе информационных технологий проектного подхода // Новые информационные технологии в образовании: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.1. – Екатеринбург: РГППУ, 2011. – С. 191-192.Полат Е.С. Метод проектов // Лаборатория дистанционного обучения. – URL: https://web.archive.org/web/20080330010914/http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 29.01.2024).Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – URL: https://zuevalarisa.ru/downloads.php?cat_id=10&file_id=164 (дата обращения: 28.01.2024).Романова А.А. Исследование социокультурной компетенции школьников: ход и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы // Вестник науки. – 2024. – Т. 2. – № 1 (70). – С. 572-577.Саутиева З.А., Верещагина Л.С., Карпикова М.А. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-9 классов // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Ч. 3. – 2017. – С. 194-196.Сафиянова А.Ф. Формирование социокультурной компетенции обучающихся в процессе иноязычного образования // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 97-100.Солдатов А.В. Особенности использования метода проектов в преподавании английского языка // Иностранец. – 2008. – № 6. – С. 48-52.Станкевич Н.А. Значимость социокультурного компонента в обучении иностранным языкам // Перспективы социально-гуманитарного образования в технических учебных заведениях: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, Минск, 9-10 декабря 2022 г. / редкол.: А. Н. Кукса, О. В. Лепеш, С. В. Боголейша. – Минск: БНТУ, 2023. – С. 141-145.Степанова А.В., Филькова А.В. Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка в старшей школе посредством аутентичного песенного дискурса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 1-4 (76). – С. 184-190.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.Теплова Н.А. Метод проектов как реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам // Преподавание английского языка: новые подходы. – 2006. - № 1. – С. 45-46.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. – URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 28.01.2024).Фетисова Т.А., Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Вестник культурологии. – 2010. – № 2. – С. 205-207.Шилина Н.В., Аксенова Г.И. Психолого-педагогические аспекты формирования иноязычной социокультурной компетенции // Прикладная юридическая психология. – 2023. – № 3 (64). – С. 26-33.Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: Издательство Икар, 2014. – 454 с.Ярмухаметова З.Ж. К вопросу о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы научных исследований в условиях формирования многополярного мира: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 марта 2023 г., г. Воронеж). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 73-77.Goodman D.J. Cultural Competence for Equity and Inclusion: A Framework for Individual and Organizational Change // Understanding & Dismantling Privilege: The Official Journal of The White Privilege Conference and The Matrix Center for the Advancement of Social Equity and Inclusion. – 2020. – Volume X, Issue 1. – P. 5-24.KaharuddinА. The Speech Act of Complaint: Socio-Cultural Competence Used by Native Speakers of English and Indonesian // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Vol. 24, Issue 06. – Р. 14016-14028.Kim D. Learning Language, Learning Culture: Teaching Language to the Whole Student // ECNU Review of Education. – 2020. – Vol. 3. – Iss. 3. – P. 519-541. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2096531120936693 (датаобращения: 28.01.2024).The Free Dictionary by Farlex. – URL: https://idioms.thefreedictionary.com/ (датаобращения: 15.02.2024).Wilson C. Traditional British cuisine: a food map of the UK // Food Matters Live. – URL: https://foodmatterslive.com/article/traditional-british-cuisine-a-food-map-of-the-uk/ (датаобращения: 15.02.2024).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Сравнение структуры социокультурной компетенции в научных трудах разных ученыхКлассификация М.А. КарповойКлассификация А.В. СтепановойКлассификация А.Н. ЩукинаКлассификация Л.И. Горшенинойлингвострановедческаялингвострановедческаялингвистическаякогнитивная страноведческая социально-психологическаясоциальнаяпрагматическая культурологическая–– –компенсаторная––––эстетическая–––этическая––––мотивационно-отношенческая–––деятельностная Приложение 2 Тест констатирующего этапа опытного обученияI. Choose the correct answer: 1. What is the traditional American food which they prefer to eat every Thanksgiving Day?a)turkey and pumpkin pie b) chicken and fried potatoes c) pizza and hamburgers2. Where did the Beatles come from?a) the USA b) England c) Wales3.What is the capital of Wales?a) Washington b) Edinburgh c)Cardiff4. The National Gallery, the Tate Gallery and the National Portrait Gallery are in…a) London b) Los Angeles c) Cardiff 5. Which city is situated in Great Britain?a) Saint Petersburg b) Manchester c) Chicago Answer Keys: 12345abcab II. Match English and Russian cultural words:1grizzlyaтрактир2cottagebбольшая ферма3pubcзагородный дом 4cabdбольшой серый медведь5rancheтаксиAnswer Keys: 12345dcaebIII. Match English and Russian phrases:1feelundertheweatheraходить вокруг да около2beataroundthebushbшутить над кем-либо3breakalegcчувствовать себя плохо4pullsomeone'slegdстоить баснословных денег5costs an arm and a legeни пуха, ни пераAnswer Keys: 12345caebdПриложение 3Тест контрольного этапа опытного обученияI. Choose the correct answer: 1. People of what country do not speak English? a) Scotland b) Northern Ireland c) France2.What typical British meal would you find people eating whilst sitting by/on a beach in England?a) Kebab and Chips b) Fish and Chips c)Sausage and Chips3. What is the Scottish dish ” Cullen Skink”a) Fish pie b)Smoked haddock soup c)Haggis with mash4. What does a traditional English Breakfast consist of?a) Sausage, bacon, egg, beans, mushrooms, toast with a pot of tea b) Sausage, bacon, egg, beans, hash browns, tomato, mushrooms, toast with a pot of tea c)Sausage, bacon, egg, beans, tomato, mushrooms, fried bread, black pudding with a pot of tea5.What is the typical British pie with mash potato, meat and vegetables called?a) Pasta bake b)Cottage Pie c)Chicken hot potAnswer Keys: 12345cbbcbII. Match English and Russian cultural words:1fishandchipsaирландское рагу2Haggisbпастуший пирог3IrishStewcтрадиционный уэльский суп4Cawldрыба с жареным картофелем5shepherd'spieeтелячий ливер с потрохами Answer Keys: 12345deacbIII. Match English and Russian phrases:1tospillthebeansaпроще простого2pieceofcakebслезами горю не поможешь3put all your eggs in one basketcбольшая шишка, важный человек4to cry over spilled milkdставить все на карту5abigcheeseeпроговоритьсяAnswer Keys: 12345e adbcПриложение 4Анкетирование учащихся на контрольном этапе опытного обучения1. Оцените проект вашей группы от 1 до 5 по следующим критериям: содержание, язык, композиция и логика, оформление. 1 - очень плохо, 5 - очень хорошо. СодержаниеЯзыкЛогика и композицияОформление1-51-51-51-52. Выберите действие, которое показалось вам сложным (можно дать несколько вариантов): поиск информации;отбор информации; написание страницы;оформление страницы;постановка гиперссылок.3. Понравилось ли вам работать над проектом?даскорее даскорее нетнет4. Понравилось ли вам работать в команде?даскорее даскорее нетнет5. Хотели бы вы изучить новые национальные блюда других стран, например, США, и выполнить по ним проект?даскорее даскорее нетнет
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык: 7-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. – 15-е изд., перераб. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2023. – 152 с.
3. Балыкова Е.Ю. Использование метода проектов на уроках иностранного языка // Системные технологии. – 2015. – № 3 (16). – С. 34-36.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.
5. Блохин А.Н. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: автореф. дис…канд. педаг. наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.
6. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2017. – 390 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Academia, 2013. – 336 с.
8. Гореликов М.И. Психолого-педагогический портрет современного подростка // Московский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 29-38.
9. Горшенина Л.И., Прынзина А.В. Формирование лингвокультурной и социокультурной компетенций при обучении иностранным языкам // Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2022. – № 10. – С. 1-12. – URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2022/10/pedagogics/Gorshenina_Prynzina.pdf (дата обращения: 28.01.2024).
10. Деева Н.В., Смирнова А.Г. Формирование социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 114-120.
11. Ермакова Е.Н., Зольникова Н.Н., и Юздова Л.П. Проектная технология в обучении студентов русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 3 (163). – С. 25-42.
12. Загорулько Р.В., Ракова Н.А., Шевцова Л.И. Педагогические системы и технологии: Практический аспект: курс лекций. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2009. – 194 с.
13. Зариф Г. Пути развития социокультурного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Endless light in science. – 2023. – С. 108-112.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
16. Иванова Л.А., Миронова Н.А. Проектная технология в лингвообразовательном процессе // На пересечении языков и культур: научно-методический журнал. – 2021. – № 1 (19). – С. 150-159.
17. Карпова М.А. Методика формирования иноязычной социокультурной компетенции учащихся // Филология. – 2019. – №2. – С. 6–11.
18. Кондратенко Е.В., Чернова Т.И. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – № 1 (41). – С. 29-36.
19. Кононова М.А. Формирование социокультурной компетенции на основе мультипликационного телесериала «Gravity Falls» // StudNet. – 2021. – Т. 4. – № 4. – С. 1-10.
20. Королева С.Д. Метод проектов в обучении иностранному языку // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 11-3. – С. 12-125.
21. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика // Информационные технологии и обучении языку. – 2012. – URL: https://bilingual-online.net/wp-content/uploads/2012/01/Kocheturova-N.-Metod-projektov-v-obuchenii-jazyku.pdf (дата обращения: 29.01.2024).
22. Красовская Я.И. Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку // Профессиональная языковая подготовка будущих специалистов в условиях современной образовательной среды: материалы Республиканского научно-практического семинара, посвященного 90-летию кафедры иностранных языков, Витебск, 21 октября 2022 г. / УО ВГАВМ; редкол.: Н. И. Гавриченко (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: ВГАВМ, 2023. – С. 55-58.
23. Лунина М.Ю. Анализ актуальных вопросов понятия «социокультурная компетенция» в становлении будущих специалистов // E-Scio. – 2021. – № 10 (61). – С. 328-334.
24. Малькова К.В. Методика развития умений письменной речи на основе вики-технологии // Языки, культура, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты: Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (с международным участием). Марийский государственный университет; под ред. Н.Г. Баженовой. – 2018. – С. 250-254.
25. Махмудов А.Х. Формирование социокультурных компетенций учащихся в условиях цифровой трансформации // Science and innovation. – 2023. – Т. 2. – № 4. – С. 34-36.
26. Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г. Педагогические технологии в развитии детей // Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество»: опыт становления и тенденция развития / Сост. Т.А. Мацкевич, А.П. Шевченко. – Самара, 2001. – С. 61-69.
27. Митрюхина И.Н. Методика формирования коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации: дис. … канд. пед. Наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2010. – 236 с.
28. Насыров А.Р. Формирование социокультурной компетенции с использованием средств наглядности // Международный центр инновационных исследований. – 2021. – № 5. – С. 147-148.
29. Николаева А.В. Формирование социокультурной компетенции младших школьников на материале англоязычных лимериков // Вопросы современной филологии и теории обучения иностранным языкам: сб. тезисов I Международной студенческой конференции Ч.2 / под общ. ред. Н. И. Хомутской, Е.В. Серебряковой; Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна: ГСГУ, 2022. – С. 63-67.
30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
31. Оганян Л.Г. Современные методы формирования социокультурной компетенции // Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – № 6 (63). – С. 289-291.
32. Петров С.Б. Построение и реализация индивидуализированной траектории формирования компетенций на основе информационных технологий проектного подхода // Новые информационные технологии в образовании: Материалы международной научно-практической конференции. – Ч.1. – Екатеринбург: РГППУ, 2011. – С. 191-192.
33. Полат Е.С. Метод проектов // Лаборатория дистанционного обучения. – URL: https://web.archive.org/web/20080330010914/http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 29.01.2024).
34. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – URL: https://zuevalarisa.ru/downloads.php?cat_id=10&file_id=164 (дата обращения: 28.01.2024).
35. Романова А.А. Исследование социокультурной компетенции школьников: ход и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы // Вестник науки. – 2024. – Т. 2. – № 1 (70). – С. 572-577.
36. Саутиева З.А., Верещагина Л.С., Карпикова М.А. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-9 классов // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Ч. 3. – 2017. – С. 194-196.
37. Сафиянова А.Ф. Формирование социокультурной компетенции обучающихся в процессе иноязычного образования // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 97-100.
38. Солдатов А.В. Особенности использования метода проектов в преподавании английского языка // Иностранец. – 2008. – № 6. – С. 48-52.
39. Станкевич Н.А. Значимость социокультурного компонента в обучении иностранным языкам // Перспективы социально-гуманитарного образования в технических учебных заведениях: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, Минск, 9-10 декабря 2022 г. / редкол.: А. Н. Кукса, О. В. Лепеш, С. В. Боголейша. – Минск: БНТУ, 2023. – С. 141-145.
40. Степанова А.В., Филькова А.В. Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка в старшей школе посредством аутентичного песенного дискурса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 1-4 (76). – С. 184-190.
41. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
42. Теплова Н.А. Метод проектов как реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам // Преподавание английского языка: новые подходы. – 2006. - № 1. – С. 45-46.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. – URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 28.01.2024).
44. Фетисова Т.А., Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Вестник культурологии. – 2010. – № 2. – С. 205-207.
45. Шилина Н.В., Аксенова Г.И. Психолого-педагогические аспекты формирования иноязычной социокультурной компетенции // Прикладная юридическая психология. – 2023. – № 3 (64). – С. 26-33.
46. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: Издательство Икар, 2014. – 454 с.
47. Ярмухаметова З.Ж. К вопросу о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы научных исследований в условиях формирования многополярного мира: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 марта 2023 г., г. Воронеж). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 73-77.
48. Goodman D.J. Cultural Competence for Equity and Inclusion: A Framework for Individual and Organizational Change // Understanding & Dismantling Privilege: The Official Journal of The White Privilege Conference and The Matrix Center for the Advancement of Social Equity and Inclusion. – 2020. – Volume X, Issue 1. – P. 5-24.
49. Kaharuddin А. The Speech Act of Complaint: Socio-Cultural Competence Used by Native Speakers of English and Indonesian // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Vol. 24, Issue 06. – Р. 14016-14028.
50. Kim D. Learning Language, Learning Culture: Teaching Language to the Whole Student // ECNU Review of Education. – 2020. – Vol. 3. – Iss. 3. – P. 519-541. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2096531120936693 (дата обращения: 28.01.2024).
51. The Free Dictionary by Farlex. – URL: https://idioms.thefreedictionary.com/ (дата обращения: 15.02.2024).
52. Wilson C. Traditional British cuisine: a food map of the UK // Food Matters Live. – URL: https://foodmatterslive.com/article/traditional-british-cuisine-a-food-map-of-the-uk/ (дата обращения: 15.02.2024).