«Исторические предпосылки развития психотерапии как научно -практического знания».
Заказать уникальное эссе- 18 18 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 22.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
В их работах центральными элементами являются рациональные и иррациональные когнитивные процессы. Также социально-бихевиористский подход в психологии определяется социальной когнитивной теорией А. Бандуры, подчеркивающей важность наблюдения при формировании социального поведения. В послевоенные годы два основных направления в сфере психотерапии — психоанализ и бихевиоризм — претерпевают изменения. Экзистенциализм становится активно развивающимся направлением в философии, психологии и психотерапии, понимая человеческое существование через призму "бытия-в-мире".В 1960-е годы в американской психологии появилось новое направление, которое было названо гуманистической психологией. Это направление возникло как ответ на противостояние бихевиоризма и психоанализа, и предложило новый взгляд на природу человеческой психики. Основные принципы гуманистической психологии заключаются в признании роли сознательного опыта и целостного характера человека, с акцентом на свободу воли, спонтанность и творческую силу индивида. Основателями гуманистического направления считаются А. Маслоу и К. Роджерс. А. Маслоу выделял концепцию самоактуализации как высшей человеческой потребности, достижение которой возможно через удовлетворение всех нижестоящих потребностей человека - от физиологических до потребности в уважении и самоуважении. К. Роджерс известен своей клиент-центрированной психотерапией, основанной на вере во врожденную тенденцию человека к развитию своих способностей. Гуманистическое направление объединяет различные методы, такие как гештальт-терапия, экзистенциальный анализ, логотерапия и другие. В России психотерапия также прошла путь развития, отражающий мировые научные достижения. Значительный вклад в ее формирование внесли ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и С. С. Корсаков. В России изучение гипноза занимались также многие выдающиеся ученые своего времени [1]. Важное значение имели работы по самовнушению, разработанные такими учеными, как И. Р. Тарханов, В. М. Бехтерев и А. Я. Боткин. Русский врач-терапевт А. И. Яроцкий предложил оригинальный метод психотерапии под названием «арететерапия» в 1908 году. Этот метод основывался на греческом слове "arete", которое включает в себя понятия доблести и добродетели, стремления к высоким идеалам. Автор считал, что истинная причина заболеваний кроется в духовной жизни человека. Таким образом, гуманистическая психология принесла новые взгляды на природу человеческой психики и способы ее лечения, как в американской, так и российской психологии. Она подчеркивает важность сознательного опыта, свободы воли и творческой силы в развитии личности и принятии себя.Позднее, в 1909 году, немецкий врач Дж. Марциновский предложил метод "лечение идеалами" или психотерапию миросозерцанием. Суть этого метода заключалась в том, что формировалось целительное духовное миросозерцание. Практически каждая публикация З. Фрейда отражалась в обзорах на страницах "Журнала невропатологии и психиатрии". Большинство его крупных работ были переведены на русский язык и изданы отдельными книгами. С 1910 по 1914 год регулярно выходил журнал "Психотерапия. Обзор вопросов психического лечения и прикладной психологии", в котором публиковались статьи русских последователей З. Фрейда, а также обзоры зарубежных публикаций. Особое внимание вопросам психоанализа уделяли такие русские ученые, как Н. М. Асатиани, Р. А. Лурия, С. Я. Лившиц и другие. После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны в Советской России интерес к изучению психоанализа продолжался. В январе 1930 года прошел Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, а затем реактологическая дискуссия (1930-1931 гг.), которые определили "единственно верный" методологический фундамент советской психологии на основе ленинской теории отражения. В те сложные для научной и практической психологии и психотерапии годы, которые продолжались до конца 60-х годов, Л. С. Выготский, Р. А. Лурия, В. Н. Мясищев, М. С. Лебединский, Б. В. Зейгарник и другие исследователи своими трудами поддерживали развитие психотерапии и психологии в медицине. Развитие отечественной психотерапии соответствовало теоретическим исследованиям таких ведущих ученых, как академики В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. Экспериментальное изучение высшей нервной деятельности в лабораториях И. П. Павлова, выделение типов нервной деятельности, взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами привели к теоретическому обоснованию экспериментальных неврозов, которое И. П. Павлов применил в клинике нервных болезней. Воздействуя на динамику корковых процессов, объяснение, убеждение и суггестивное влияние изменяют в желаемом направлении сознание пациента, его эмоциональную сферу, эндокринно-вегетативные и другие физиологические процессы.Значительный вклад в развитие павловской школы в психотерапии внесли также П. И. Буль, М. С. Лебединский, И. Е. Вольперт, А. П. Слободяник, А. М. Свядощ, В. Е. Рожнов и многие другие. С. И. Консторум разработал активирующую психотерапию, цель которой заключалась в перестройке неадекватно переживающей и реагирующей психики путем изменения и корректировки мироотношений, а не только через словесное обращение к интеллекту и эмоциям больного. В 30-40-е годы XX века была разработана патогенетическая психотерапия, основанная на психологии отношений В. Н. Мясищева. Развив теоретические построения своих учителей, В. М. Бехтерева и А. С. Лазурского, В. Н. Мясищев представил концепцию психологии личности как системы отношений индивида к окружающей действительности, в отличие от традиционного понимания личности как системы функций.В 1950-х годах в России были обнаружены идеологические ошибки, которые снизили значение психологии и психотерапии в пользу физиологической теории И. П. Павлова. После 1953 года научная психология и психотерапия начали переживать оживление в условиях "хрущевской оттепели". В 1962 году была создана проблемная комиссия по медицинской психологии при Академии медицинских наук СССР, что способствовало развитию этой области. Развивалась личностно-ориентированная школа психотерапии, растущее сообщество ученых, включая В. Н. Мясищева, B. Д. Карвасарский, В. К. Мягер, S. С. Либих, Ю. Я. Тупицын и др., разработали концепцию патогенетической психотерапии. В конце 60-х - начале 70-х годов разрыв между отечественной и зарубежной психотерапией начал сокращаться.Современная история психотерапии включает множество разнообразных школ, течений и направлений, выросших из классических психотерапевтических школ.ВыводыИсторические предпосылки развития психотерапии как научно-практического знания связаны с постепенным развитием понимания и изучения человеческой психики. С древних времён люди пытались объяснить различные психические расстройства и найти способы их лечения. Многие философы и учёные древности обращали внимание на важность психического здоровья для общего благополучия общества. Однако современная психотерапия как научная дисциплина начала формироваться лишь в XIX веке, благодаря работам таких учёных, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер и др. Развитие психотерапии было немыслимо без современных технологий и научных методов исследования человеческого разума и его психологических проблем. Становление психотерапии как научной и практической дисциплины способствовало разработке различных методов работы с психическими расстройствами, помогая людям обрести психическое равновесие и благополучие. Исторические предпосылки развития психотерапии показывают, что это важное направление науки помогает людям развивать своё психическое здоровье, понимать себя и свои проблемы, а также находить пути решения сложных жизненных ситуаций. Психотерапия продолжает активно развиваться, интегрируя в себя новейшие научные открытия и методы, и остаётся неотъемлемой частью современной медицины и психологии.Список литературыГайдамакина Е.В. Развитие учения о гипнозе в России в конце 19 века (по материалам первых Пироговских съездов / Е.В. Гайдамакина, A.B. Зотова, С.А. Подсадный // Материалы Юбилейной научной сессии «Психоневрология в современном мире». – СПб, 2007. – С. 244-245. Ромек Е. А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002. –376 с.Ромек Е. А. Психоанализ и философия XX в.. Программа элективного курса для философского и психологического факультетов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 1998 (О, 3 п.л.). Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского – Минск.: Поппури, 1999. – С. 602-605.Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997.Юнг К.Г. Аналитическая психология, прошлое и настоящее.–М.: Республика, 1998.– 360с.
2. Ромек Е. А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002. –376 с.
3. Ромек Е. А. Психоанализ и философия XX в.. Программа элективного курса для философского и психологического факультетов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРГИ, 1998 (О, 3 п.л.).
4. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского – Минск.: Поппури, 1999. – С. 602-605.
5. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997.
6. Юнг К.Г. Аналитическая психология, прошлое и настоящее. –М.: Республика, 1998. – 360 с.