Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы развития новых форм дошкольного образования 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая база новых форм дошкольного образования 5
1.2. Виды новых форм дошкольного образования 8
2. Практика развития новых форм дошкольного образования 13
2.1. Опыт развития новых форм дошкольного образования 13
2.2. Проблемы и перспективы развития новых форм дошкольного образования 17
3. Практическая работа по развитию новых форм дошкольного образования на примере групп кратковременного пребывания 21
3.1. Изучение организационно-педагогических условий работы групп кратковременного пребывания 21
3.2. Управление процессом организации и функционирования группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ д/с 27 «Сказка» г. Выкса 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение. Формы работы с родителями и детьми в консультативном пункте 31
С целью исследования готовности педагогов к организации группы кратковременного пребывания и других вариативных форм дошкольного образования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 28 педагогов. Результаты отражены в таблице 1.Таблица 1Готовность воспитателей к организации вариативных форм дошкольного образованияВариативныеформыдошкольного образования% (количество человек)Готовготов, но после дополнительной подготовкине готовГруппакратковременногопребывания92,6% (25)7,4% (2)-Центригровойподдержкиребенка85,2% (23)7,4% (2)7,4% (2)Консультативный пункт85,2% (23)14,8% (4)-Служба ранней помощи63% (17)29,6% (8)7,4% (2)Лекотека44,4% (12)48,1% (13)7,4% (2)Семейный детский сад77,8% (21)14,8% (4)7,4% (2)Итог74,1% (20)18,5% (5)7,4% (2)Как видно из таблицы 1, процент воспитателей, готовых к организации различных вариативных форм образования дошкольников достаточно высокий (74,1%). Наиболее высокую готовность работать педагоги отметили относительно групп кратковременного пребывания (92,6%), неготовых работать в этой форме образования не выявлено. Также выявлен высокий процент готовности работать в Центре игровой поддержки детей (85,2%), а также в консультативном пункте (85,2%), в семейном детском саду (77,8%). Наибольший процент неготовности работать педагоги показали в лекотеке (44,4%), что связано со спецификой данной формы (она подразумевает занятия с детьми, имеющими ОВЗ).Педагоги знакомы с организацией предметной развивающей среды: в полном объеме проанализирован данный аспект у 22,2%, не требуется дополнительных знаний для 44,4% опрошенных.Для определения наиболее действенных форм для оказания методической поддержки воспитателям было предложено через метод ранжирования определить наиболее действенную форму для оказания им методической поддержки (таблица 2).Таблица 2Наиболее действенные формы оказания методической поддержкиРанжированиеФорма методической помощи% (кол-во чел.)1-е местоЗнакомство с опытом коллег40,7% (11)2-е местоИндивидуальное методическое сопровождение29,6% (8)3-е местоКурсы повышения квалификации22,2% (6)4-е местоИндивидуальные консультации7,5% (2)Исходя из полученной информации мы видим, что довольно острым вопросом стоит решение педагогической проблемы, которая связанная с потребностью поиска оптимальных условий развития городской вариативной системы дошкольного образования.3.2. Управление процессом организации и функционирования группы кратковременного пребывания на базеМБДОУ д/с № 27 «Сказка» г. ВыксаВслед за изучением теоретических основ проблемы по теме «Управление работой групп кратковременного пребывания» мы приступили к экспериментальной работе. Анализопыта работы дошкольного учреждения позволил разработать алгоритм процесса организации и функционирования групп кратковременного пребывания. Рассмотрим более подробно основные направления и главные мероприятия для созданияновых форм на примере группы временного пребывания в ДОО: 1 этап – подготовительный: Определение вероятных потребителей услуг, исследование спроса родителей на этот вид услуг через анкетирование и через выборочный соцопрос. Проведение маркетинговой промоакции. Разработка необходимой нормативно-правовой документации, образовательной программы. Подготовка материально-технической базы, а именно: подбор помещения, педагогов, оборудования, предметно-развивающей среды. 2 этап – основной: Проведение дня открытых дверей для родителей и детей, демонстрация услуг для семей, в которых есть ребенок, не посещающийДОО. Издание приказа об открытии группы временного пребывания в детском саду, утверждение режима работы, Положения. Заключение с родителями договоров на оказание услуг и затем – комплектование группы. Подбор оборудования предметно-развивающей среды. Затем – организация деятельности группы кратковременного пребывания, предоставляющей образовательные услуги. Апробация различных форм деятельности с родителями и детьми. Анкетирование родителей для выявления качества предлагаемых услуг. 3 этап – обобщающий: Подведение итогов деятельности. Анализ анкет, выявляющих степень удовлетворенности потребителей. Публикации на сайте ДОО.С целью разработки алгоритма процессов организации и функционирования группы кратковременного пребывания были определены следующие структурные компоненты: 1. Готовность воспитателей к организации новых форм дошкольного образования. С целью обеспечения готовности педагогов администрация ДОО может организовывать краткосрочные курсы. 2. Оборудование образовательной среды. Оборудование и функционирование групп кратковременного пребывания вносит коррективы по организации специальной учебно-материальной базы и предметно-развивающей среды. 3. Выбор оптимальной модели функционирования группы кратковременного пребывания, исходя из образовательных потребностей детей, материально- технических возможностей образовательного учреждения.4. Работа с родителями. В условиях групп кратковременного пребывания сотрудничество с семьей является решающим моментом, к примеру, полноценное образование ребенок имеет возможность получить только в том случае, если его родители играют и разговаривают с ним дома, применяя при этом советы воспитателей. По результатам анализа работы новых форм дошкольного образования в ДОО мы пришли к выводу, что наиболее эффективной является работа адаптационной группы кратковременного пребывания, так как она решает ряд проблем: 1. Обеспечение освоения ребенком общественного навыка общения со сверстниками и взрослыми в общей игровой деятельности. 2. Подготовка детей к поступлению в дошкольную образовательную организацию 3. Воспитание у детей адекватных возрасту методов и средств общения со взрослыми и сверстниками, чувства защищенности и доверии к окружающему;4. Обеспечение единства и преемственности домашнего и дошкольного воспитания, оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям). Среди воспитанников, посещавших группу в 2022-2023 учебном году и зачисленных в группы с 12‐часовым пребыванием, 100% детей адаптировались успешно. Анализ итогов работы ГКП по результатам прошлых лет показал необходимость и эффективность работы группы в ДОО. Результаты работы адаптационной группы кратковременного пребывания благоприятно отразились на педагогическом коллективе. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос. Таким образом, в процессе опытно-практической работы мы получили подтверждение гипотезы, что процесс управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования будет эффективным, если при организации групп кратковременного пребывания будут соблюдаться следующие педагогические условия: - ориентация на разработанные показатели качества дошкольного образования (удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДОО, сохранение здоровья ребенка, обеспечение профессионального мастерства педагогических кадров, оснащение развивающей предметно- пространственной среды); - соответствие критериям готовности дошкольного учреждения к организации вариативных форм дошкольного образования; - внедрение эффективных форм методического сопровождения педагогов; - выбор оптимальной модели функционирования группы кратковременного пребывания, исходя из образовательных потребностей детей, материально-технических возможностей образовательного учреждения.ЗаключениеВ связи с государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее внедряются новые формы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом, задающие широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду.Новые формы дошкольного образования отличаются от традиционных большей мобильностью, дополняют систему традиционных детских садов, решая ряд существующих проблем и тем самым повышая эффективность системы дошкольного образования в целом. Их цель – реализация права на образование, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающихДОО.Основные виды новых форм дошкольного образования на современном этапе следующие: центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи, лекотека, семейный детский сад, консультативный пункт, группы кратковременного пребывания, выходного и праздничного дня, гувернерская служба.В ДОО различных регионов активно реализуются проекты по созданию различных видов новых форм дошкольного образования. В целом эта деятельность является успешной. Сложившаяся система новых форм дошкольного образования еще не в полной мере удовлетворяет такие общественные потребности, как сохранение психического и физического здоровья ребенка; получение качественного образования детьми из неблагополучных семей, малообеспеченных слоев населения; снижения возрастной границы приема ребенка в ДОО; обеспечение гибкого графика работы.Основным аспектом модернизации дошкольного образования является повышение качества его деятельности, приведение в соответствие со стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается необходимость усиления внимания государства и социума к дошкольному образованию, как первой ступени в структуре образования в целом.Несмотря на существующие недостатки, альтернативные формы дошкольного воспитания и образования выступают одним из достаточно эффективных средств решения проблемы очередей в детские сады. Безусловно, такие формы присмотра и ухода за детьми не решают проблемы полностью, однако на данный момент могут рассматриваться как приемлемый вариант решения насущной проблемы.Получила подтверждение гипотеза, что процесс управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования будет эффективным, если при организации групп кратковременного пребывания будут соблюдаться следующие педагогические условия: - ориентация на разработанные показатели качества дошкольного образования (удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах ДОО, сохранение здоровья ребенка, обеспечение профессионального мастерства педагогических кадров, оснащение развивающей предметно- пространственной среды); - соответствие критериям готовности дошкольного учреждения к организации вариативных форм дошкольного образования; - внедрение эффективных форм методического сопровождения педагогов; - выбор оптимальной модели функционирования группы кратковременного пребывания, исходя из образовательных потребностей детей, материально-технических возможностей образовательного учреждения.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07.2020) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144(8198).Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2024, № 1 (часть I), ст. 66.Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.Азарова, С.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности группы кратковременного пребывания как вариативной формы дошкольного образования / С.В. Азарова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 162-166.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Юрайт, 2024. – 218 с.Босык, О.И. Пути решения проблемы очередей в детские сады в субъектах Российской Федерации / О.И. Босык, АА. Куликова // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. – С. 302-305.Вотинова, Е.Г. Вариативные формы как фактор доступности дошкольного образования для детей раннего возраста Е.Г. Вотинова // Электронный научный журнал. 2020. № 1 (30). – С. 36-40.Гарипова, И.Н. Консультационный центр как одна из вариативных форм повышения качества дошкольного образования / И.Н. Гарипова // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. 2018. – С. 279-282.Гордеев, К.С. / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина, Л.А. Федосеева // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 (124). – С. 18-24.Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика / Н.С. Ежкова. – М.: Юрайт, 2024. – 183 с. Меринова, Н.А. Влияние дошкольных форм обучения и воспитания «на дому» на адаптацию детей раннего возраста / Н.А. Меринова // Наукосфера. 2022. № 6-1. – С. 133-137.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2024. – 411 с.Пшеничных, Л.А. Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи / Л.А. Пшеничных // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). – С. 397-399.Рылина, М.С. Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста / М.С. Рылина, О.Ю. Захарова, Н.С. Михайлова // Молодой ученый. 2022. № 11 (406). – С. 274-276.Сергеева, С.И. Опыт организации вариативных форм дошкольного образования / С.И. Сергеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 5. С. 87-91.Управление дошкольным образованием / под редакцией Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2024. – 530 с.ПриложениеФормы работы с родителями и детьми в консультативном пункте
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2024, № 1 (часть I), ст. 66.
3. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.
4. Азарова, С.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности группы кратковременного пребывания как вариативной формы дошкольного образования / С.В. Азарова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 162-166.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Юрайт, 2024. – 218 с.
6. Босык, О.И. Пути решения проблемы очередей в детские сады в субъектах Российской Федерации / О.И. Босык, АА. Куликова // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. – С. 302-305.
7. Вотинова, Е.Г. Вариативные формы как фактор доступности дошкольного образования для детей раннего возраста Е.Г. Вотинова // Электронный научный журнал. 2020. № 1 (30). – С. 36-40.
8. Гарипова, И.Н. Консультационный центр как одна из вариативных форм повышения качества дошкольного образования / И.Н. Гарипова // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. 2018. – С. 279-282.
9. Гордеев, К.С. / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина, Л.А. Федосеева // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 (124). – С. 18-24.
10. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика / Н.С. Ежкова. – М.: Юрайт, 2024. – 183 с.
11. Меринова, Н.А. Влияние дошкольных форм обучения и воспитания «на дому» на адаптацию детей раннего возраста / Н.А. Меринова // Наукосфера. 2022. № 6-1. – С. 133-137.
12. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2024. – 411 с.
13. Пшеничных, Л.А. Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи / Л.А. Пшеничных // Молодой ученый. 2021. № 51 (393). – С. 397-399.
14. Рылина, М.С. Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста / М.С. Рылина, О.Ю. Захарова, Н.С. Михайлова // Молодой ученый. 2022. № 11 (406). – С. 274-276.
15. Сергеева, С.И. Опыт организации вариативных форм дошкольного образования / С.И. Сергеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 5. С. 87-91.
16. Управление дошкольным образованием / под редакцией Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2024. – 530 с.