Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-педагогики»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 61 61 страница
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 09.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 5
I. Теоретические аспекты развития творческого мышления младших школьников средствами арт-педагогики 9
1.1. Сущность и характеристика понятия «творческое мышление» 9
1.2. Педагогические технологии развития творческой деятельности младших школьников 16
1.3. Арт-педагогика в образовательном процессе начальной школы 28
Выводы по I главе 33
II. Экспериментальное исследование развития творческого мышления младших школьников средствами арт-педагогики 34
2.1. Обоснование выборки и описание методик диагностики творческого мышления младших школьников. Результаты констатирующего этапа эксперимента. 34
2.2. Реализация программы развития творческого мышления младших школьников средствами арт-педагогики 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 47
Выводы по II главе. 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 64

Фрагмент для ознакомления

В процессе реализации внеурочной деятельности за учебный год по разработанной программе у детей будут сформированы следующие ключевые знания и умения: – освоят приемы рисования пластилином; – освоят приемы и способы лепки; – узнают многообразие материалов и изучат их свойства; – получат умения и навыки работы с различными инструментами. Занятия оснащены методическим материалом и специальным оборудованием, что способствует плодотворной деятельности педагога и детей. Общие задачи: – формировать навыки самостоятельной и коллективной работы, учить распределять объемы работы между собой; – учить проводить анализ, формулировать выводы, обозначать последовательность выполнения работ; – улучшать технику работы с ножницами, шаблоном, стекой, простым карандашом, красками; – формировать умение выполнять работы по замыслу из любого материала, проявляя инициативу при выборе материала; – формировать умение эстетично оформлять работу, добавлять детали; – воспитывать целеустремленность, стремление доводить начатое до конца; – развивать память, внимание, воображение.Далее представим в таблице 6 основные моменты содержания планирования. Ожидаемые результаты обучения: – ученики освоят формы работы сразнообразными материалами, особенно пластилином; – овладеют приемами рисования с помощью пластилина; – освоят приемы лепки, рисования в различных техниках и с помощью разных материалов; – получат знания о разнообразных материалах и их свойствах; – получат умения и навыки работы с инструментами, применяемыми в работе с разными материалами. Таблица 6 Содержание планирования комплекса занятийИтоги реализации программы оцениваются при проведении выставок детских работ, творческих конкурсов различного уровня (школьного, районного, областного, всероссийского). Рассмотрим некоторые внеурочные занятия. Занятие 1 Цель: формировать у детей представление о том, что такое арт-педагогика. Шаг 1. Знакомство. Учитель: «Давайте узнаем друг друга получше. Я кидаю мяч каждому из вас и задаю вопрос. Вы ловите мяч и отвечаете на вопрос: – что любишь делать в свободное время? – какая любимая книга? – любимая песня? – какое любимое время года?» Шаг 2. История арт-педагогики, детям показывается видео, где проводятся уроки с использованием средств арт-педагогики.Учитель: «Арт-педагогика – это такое направление педагогики, где также включено и искусство. Арт-педагогика позволяет развить в людях чувство прекрасного». Шаг 3. Подвижная игра «Обмен». Цель: формирование навыка переключения внимания, умения концентрироваться на собственных действиях. Оборудование: стулья. Инструкция для учителя: Стулья расставляются по кругу, дети садятся на них. Учитель задает вопросы: «Кто любит есть мороженое? Кто любит бегать? У кого из вас любимый цвет красный? Кто умеет читать? Кто умеет считать до тридцати»? Если дети отвечают на вопрос положительно и одинаково, то они меняются метами. Если отрицательно, то остаются на местах. Нужно поставить 1 лишний стул, если только один ребенок ответить на вопрос положительно.Шаг 4. Итог занятия: Учитель: «Что нового вы сегодня узнали? Чтоже такое арт-педагогика? Что такое творческие способности? Как можно развивать творческие способности?».Занятие №2 Цель занятия: нарисовать акварелью рыбку. Шаг 1. Введение. Учитель: «Здравствуйте, дети! Для того, чтобы понять чем мы будем заниматься, для начала нужно отгадать загадку: Не хожу и не летаю, А попробуй, догони! Я бываю золотая. Ну-ка в сказку загляни! (Золотая рыбка) Отлично! Вспомните, пожалуйста, в каком произведении мы встречались с этим героем? А кто написал это произведение? Как вы представляете себе золотую рыбку? Сегодня учимся рисовать золотую рыбку». Шаг 2. Практика. Учитель: «Давайте начнем. Теперь после того как мы нарисовали рыбку, давайте ее вырежем». Шаг 3. Итог урока. На доске нарисован большой аквариум с разными предметами для него. Ученики вырезав своих рыбок, прикрепляют их на доску с помощью магнитов, так чтобы все рыбки оказались в аквариуме. Учитель: «Ребята, мы научились рисовать золотую рыбку. У вас у всех получились красивые рыбки. Мы с вами создали красивый аквариум. Все молодцы! Что нового вы сегодня узнали на уроке?» Занятие №3 Цель занятия: обучение различным приемам работы восковыми мелками и акварельными красками. Шаг 1. Введение. Учитель: «Здравствуйте, дети! Кто подскажет, какое сейчас время года? Давайте посмотрим за окно. Какая сейчас осень? (Дети отвечают). Вспомните, пожалуйста, художников, которые писали картины о разных временах года. Кто писал об осени? Как художники изображают осень на картинах? Какие краски художники используют в своих картинах?» Шаг 2. Самостоятельная работа. Учитель: «Давайте определим главный цвет осени. Выберем его и нанесем на палитру. Покрываем рисунок прозрачным цветом краски. Не давая краске просохнуть, уточняем цвет основным тоном и вносим оттенки. Стволы наносим после того, как просохнет основной тон краски. Теперь в технике короткого мазка или тычка наносим листья и прорисовываем детали». Шаг 3. Итог урока Учитель: «Как называется картина, на которой изображена природа? Как называют художников, изображающих природу? Чему научились? Как его рисовали? Что понравилось делать? Что показалось трудным?».2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследованияНа контрольном этапе эксперимента нами проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников. На данном этапе использовались те же диагностики, которые были применены на первом этапе эксперимента. Далее нами был проведен анализ полученных данных. Данный анализ позволяет провести сравнение данных до и после проведения эксперимента. В результате проделанной работы мы можем определить эффективность предложенной программы и выявить возможные изменения в развитии творческого потенциала детей.На контрольном этапе диагностики нами было установлено, что наблюдаются положительные изменения у школьников, вошедших в экспериментальную группу, в контрольной группе результаты остались прежними. Далее в таблице 7 представим сравнительные результаты показателя уровня «оригинальность» до и после проведения опытно=экспериментальной работы.В экспериментальной группе у 8 учеников (40%) был выявлен высокий уровень показателя «оригинальность». Это говорит об увеличении данного показателя на человек или на 25п.п. Работы этих учеников соответствуют необходимым требованиям. Средний уровень также увеличился на 3 человека или на 15 п.п., низкий уровень снизился на 8 человек. Это значительный показатель снижения, что говорит об эффективности проделанной работы. На среднем уровне ученики смогли использовать все фигуры, но разнообразить сюжеты не смогли, были повторения. Таблица 7Сравнительные результаты показателя уровня «оригинальность» среди младших школьниковна констатирующем и контрольном этапах, чел.УровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий2338Средний8869Низкий109113Наглядно представим полученные данные на рисунке 5.Рис.5 - Сравнительные результаты показателя уровня «оригинальность» среди младших школьников на констатирующем и контрольном этапах Таблица 6 Сравнительные результаты показателя уровня «гибкость» среди младших школьников на констатирующем и контрольном этапах, чел.УровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий13210Средний108128Низкий9982Высокий уровень в экспериментальной группе был выявлен у 10 учеников, что составляет 50%. Это достаточно высокий уровень, что говорит об эффективности предложенных занятий. Средний уровень в экспериментальной группе был выявлен у 8 учеников, что на 4 человека меньше. Это связано с тем, что данные ученики смогли показать высокий уровень после проведения эксперимента. Низкий уровень показали всего два ученика. Это хороший показатель, однако с данными учениками необходимо проводить дополнительные занятия. Полученные результаты представим на рисунке 6.Рис.6 - Сравнительные результаты показателя уровня «беглость» среди младших школьников на констатирующем и контрольном этапахТаблица 7 Сравнительные результаты показателя уровня «беглость» среди младших школьников на констатирующем и контрольном этапах, чел.УровеньКонтрольная группаЭкспериментальная группаКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий22110Средний8969Низкий129131Значительное увеличение показателя произошло на высоком уровне. Его смогли показать 10 учеников (50%), против 1 ученика (5%) на начальном этапе. Это показатель увеличился в 10 раз. Средний уровень показали 9 учеников. Низкий уровень снизился на 60% и составил 1 человек.Далее на рисунке 7 представим полученные результаты.Рис.7 - Сравнительные результаты показателя уровня «гибкость» среди младших школьников на констатирующем и контрольном этапахПроанализировав полученные данные контрольной группы, можно сделать вывод, что результаты остались практически без изменений, имеются незначительные отклонения, не более 3-5%.В результате проведенных исследований мы сделали вывод, что в контрольной группе изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе результаты значительно улучшились. У 60% школьников (12 детей) наблюдается высокий уровень. В процессе всей работы дети предлагали интересные идеи решения задач, использовали воображение и фантазию. Средний уровень в экспериментальной группе показали 6 младших школьников, что составило 30%. В данной группе ученики реже использовали свое, но с заданиями справились.Низкий уровень у младших школьников экспериментальной группы выявлен у 2 учеников (10%). Эти дети испытывают страх перед новым и не уверены в собственных силах. Проведя общий анализ количественных показателей диагностики по всем трем методикам, можно сделать вывод, что предложенная программа по развитию творческого мышления младших школьников имеет положительное влияние на проявление творческих способностей детей. В целом, в экспериментальной группе наблюдается суммарный рост показателей, соответствующих высокому уровню – до 60% с 10%, то есть процент учеников с высоким уровнем внимания в контрольной группе к концу эксперимента вырос на 40%. Процентное соотношение учеников, входящих в контрольную группу, со средним уровнем внимания уменьшился на 20%, что логично, так как процентный показатель по высокому уровню увеличился, а процентный показатель по низком уровню стал ниже на 15%. Изменения показателей в экспериментальной группе показывает положительную динамику. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, в экспериментальной группе использовались новые для учеников методики. Они были адаптированы под особенности учеников. Во-вторых, данная динамика может быть связана с общим развитием, которое характерно для данного возраста. Таким образом, положительная динамика в экспериментальной группе может быть объяснена как специфическими образовательными методами, так и естественным процессом развития учеников.Проведя опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики, пришли к следующим основным выводам: 1. Арт-педагогика является эффективным способом развития творческого мышления младших школьников. Она способствует развитию воображения и самовыражения у детей. 2. С помощью арт-педагогики у учащихся формируется правильная самооценка и уверенность в себе. 3. Арт-педагогика способствует формированию у учащихся коммуникативных умений, навыков социализации. 4. Обучение с помощью арт-педагогики позволяет развить у учащихся активную познавательную деятельность. В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что использование арт-педагогики в образовательном и воспитательном процессе с младшими школьниками позволяет эффективно развить уровень творческого мышления и их творческий подход к решению различных задач. Этот подход рекомендуется применять в практике образовательных учреждений.Выводы поII главе.Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая заключалась в подборе методик определения уровня творческого мышления младших школьников, а также разработке программы для развития данного типа мышления. В результате проведенной работы нами было определено, что на контрольном этапе уровень творческого мышления у младших школьников показывал достаточно низкие значения, что говорило о недостаточно сформированном уровне творческого мышления. Далее мы предложили программа, состоящую из двух направлений: комплекс занятий с использованием пластилинографии и комплекс занятий с использованием направления изотерапии. Предлагаемая программа использует специальные методы, которые помогают развивать творческие способности детей. Особенность таких занятий заключается в их способности оказывать комплексное воздействие на развитие творческих способностей учеников.На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников. После проведения повторной диагностики был осуществлен анализ и обобщение полученных результатов исследования. Это позволяет сравнить изменения в уровне развития творческих способностей учащихся до и после проведения эксперимента. Такой подход позволил оценить эффективность применяемых методик и выявить возможные изменения в развитии творческого потенциала детей.Проанализировав результаты диагностики, мы сделали вывод, что в контрольной группе изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе результаты значительно улучшились. Высокий уровень в экспериментальной группе был определен у 60% школьников (12 детей). В ходе проведения эксперимента дети предлагали интересные идеи, использовали воображение и фантазию. Средний уровень в экспериментальной группе показали 6 младших школьников, что составило 30%. В данной группе ученики реже использовали свое, но с заданиями справились.Низкий уровень у младших школьников экспериментальной группы выявлен у 2 учеников (10%). Эти дети испытывают страх перед новым и не уверены в собственных силах. Общий анализ количественных показателей диагностики по всем трем методикам позволяет подтвердить предварительные выводы, сделанные в ходе анализа отдельных заданий на контрольном этапе по двум группам, которые были приведены выше.ЗаключениеПроблема развития творческого мышления младших школьников является достаточно серьезной проблемой в настоящее время. От него зависит успеваемость в школе и самореализация ученика. Развитие творческого мышления – это достаточно сложный процесс. Его развитием должны заниматься педагоги и взрослые, которые окружают ребенка. Творческое мышление зависит от степени развития мыслительных операций, а также от того насколько активно и творчески подходит ребенок к решению учебной задачи. Арт-педагогика как и различные направления педагогики способствует развитию и воспитанию подрастающего поколения посредством искусства, художественных приемов и других творческих составляющих. Кроме того, в задачи арт-педагогики не входит повышение уровня художественно-технических умений детей, так как для нее основными являются задачи социально-нравственного направления, разработка гуманно-ориентированных моделей поведения, благодаря которым преодолеваются тенденции ограниченного воспитательного влияния на личность учащегося в рамках школьного художественного обученияИз проведенных констатирующего, формирующего и контрольного этапа диагностики сформированности творческого мышления можно сделать вывод, что формирование мыслительных операций у младших школьников имеет важное значение для успешного обучения. В результате написания работы нами было достигнута поставленная цель: нами было теоретически обоснована и составлена программа по развитию творческого мышления с использованием арт-педагогики для младших школьников.Также для достижения целы нами были решены задачи:1.Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развитию творческого мышления с использованием арт-педагогики для младших школьников.2.Выявлен текущий уровень сформированности творческого мышления у младших школьников. 3.Разработанаи апробирована программа формирования творческого мышления с использованием арт-педагогики для младших школьников.Подводя итоги диагностики по пяти диагностическим методикам, можем сделать следующие выводы: – дети как экспериментальной, так и контрольной групп проявляли интерес при выполнении заданий, но количество ошибок, которые допускали дети из контрольной группы, было выше, чем число ошибок детей, входящих в экспериментальную группу; – при выполнении заданий, ученики, составившие экспериментальную группу, не делали длительных пауз, выполняли задание, соблюдая последовательность, начинали выполнять задание без дополнительных вопрос (концентрация и устойчивость их внимания была высокой даже в момент подготовки к выполнению задания); – выполнив 5 заданий, ученики из экспериментальной группы не выглядели уставшими, после небольшого перерыва были готовы работать дальше, а ученикам из контрольной группы после выполнения всех заданий, которые они делали с перерывами, необходимо было значительное время для отдыха, только после этого они могли вернуться к занятиям. Таким образом, развитие творческого мышления является важным компонентом успешного обучения младших школьников. Специально разработанные методы и приемы помогают детям лучше усваивать учебный материал, развивать самостоятельность и уверенность в себе, что приводит к более высокой успеваемости и успешной адаптации в школьной среде.Список использованной литературыФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"Аметова-Давыдовская Л. А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. М.: Ремдер, 2005. - 240 с. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2014. - 324 с. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с. Андреев В. Н. От концепции развития к проектированию моделей воспитательных систем в образовательном учреждении на диагностической основе. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. - 100 с. Анисимов В. П. Артпедагогика нравственности в системе детских школ искусств // Детское художественное образование – стратегический ресурс духовно-нравственного развития России (сб. научных трудов). Казань: Изд-во КГУ, 2006. С. 8-19. Арапова, П.И. Мечта современного младшего школьника // Народное образование. — 2021. — № 1. — с. 118-125. Арапова, П.И. Младший школьник как субъект жизнедеятельности // Начальная школа. — 2018. — № 4. — с. 7-11. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2016 .-158 с.,Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - 34-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 231 с. Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2015. – 352 с.Божович, Л.И. О мотивации учения /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан // Возрастная и педагогическая психология. – Академия, 2017. – 310 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с.Булатова О. С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. - 240 с. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения // Методист. 2009. № 3. С. 67-70. Вилюс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2018. - 170 с.Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2018. – 511 с. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36520.html. – ЭБС «IPRbooks»Волков, К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников / К. Н. Волков // Педагогическая психология: Хрестоматия / ЮУрГУ. – Челябинск, 1999. – 413 с.Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъективный подход. М. : Академия, 2002. - 120 с. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 34-48. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Вьюнова и др. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 c. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – С. 271.Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики // Образование в современной школе. 2003. № 1. С. 33-47. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Гуревич П.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИДАНА, 2010. – 320 c. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 106 с.Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2018. - 422 с. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе: метод. пособие для родителей / В.К. Загвоздкин. – СПб.: Деметра, 2017. - 94 с.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М,: Логос, 2019 - 382 с. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 20. - 502 с.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2019. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 2018. - 154 с. Клемяшова Е. М. Арттехнологии в воспитании младших школьников // Начальная школа. 2011. № 1. С. 58-60. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь).  Корнилов, К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 2008. - 456 с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд./ И.Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 2019. - 176с. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2015. - 304 с.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 2013.-329 с.Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2012. - 340 с. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. СПб.: Лань, 2018. - 176 с. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М. : Просвещение, 2019.-158 с.Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. - 248 с. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Академия, 2010. - 196 с. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. // Психология и педагогика. - 2014. - №2. - С. 51-60.  Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 512 с.Петровский, А.В., ЯрошевскийМ.Г.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 528 с.Психология творчества: школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В. Ушакова. М., Институт психологии РАН, 2006. — 624 с. 6. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. — 2002. –№ 3. — с. 113-146.Сергеева Н. Ю. Артпедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя // Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях. Чебоксары: ЧГПУ, 2009. С. 25-33. Сергеева Н. Ю. Цветные фантазии. Артпедагогика в летнем лагере // Классное руководство и воспитание школьников. 2009. № 11. С. 9-10. Сметанина А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестник НовГУ. 2008. № 3. С. 18-22. Соколова Т. А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Методист. 2008 № 8. С. 62-65. 15. Таранова Е. В. Артпедагогика: решение педагогических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства: Мат-лы Международной научно-педагогической конференции. Чебоксары : ЧГПУ, 2009. С. 50-57. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 672 с.Хрисанова Е. В., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 3. С. 137-145. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2019. - 144 с.Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2014.- 131 с.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 2001. 143 с. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2000. - 204 с. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000. 123 с. Янгичер Е. А. Флористический коллаж как средство арттерапии // Искусство в школе. 2009. № 5. С. 51-53. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. : Просвещение, 2005. 155 с.Heejin Chang, Margaret Power, Scott Windeatt. The impact of arts-based pedagogical approaches in English as second or foreign language learning - Australian Art Education, 2022 – р.35J.Richards, Jack C.; Theodore S . Rodgers. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge UK, 2001.Nigora Nizomova Nodirovna Jizzkh. THE INTERACTIVE METHODS AND PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING State pedagogical Institute, UZBEKISTANEuropean Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 8 No. 8, 2020 Part III.Приложения

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
3. Аметова-Давыдовская Л. А. Эмоциональный ренессанс. Арттерапия. М.: Ремдер, 2005. - 240 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2014. - 324 с. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с.
5. Андреев В. Н. От концепции развития к проектированию моделей воспитательных систем в образовательном учреждении на диагностической основе. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. - 100 с.
6. Анисимов В. П. Артпедагогика нравственности в системе детских школ искусств // Детское художественное образование – стратегический ресурс духовно-нравственного развития России (сб. научных трудов). Казань: Изд-во КГУ, 2006. С. 8-19.
7. Арапова, П.И. Мечта современного младшего школьника // Народное образование. — 2021. — № 1. — с. 118-125.
8. Арапова, П.И. Младший школьник как субъект жизнедеятельности // Начальная школа. — 2018. — № 4. — с. 7-11.
9. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2016 .-158 с.,
10. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. - 34-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 231 с.
11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2015. – 352 с.
12. Божович, Л.И. О мотивации учения /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан // Возрастная и педагогическая психология. – Академия, 2017. – 310 с.
13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с.
14. Булатова О. С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. - 240 с.
15. Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения // Методист. 2009. № 3. С. 67-70.
16. Вилюс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2018. - 170 с.
17. Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2018. – 511 с.
18. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36520.html. – ЭБС «IPRbooks»
19. Волков, К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников / К. Н. Волков // Педагогическая психология: Хрестоматия / ЮУрГУ. – Челябинск, 1999. – 413 с.
20. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъективный подход. М. : Академия, 2002. - 120 с.
21. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 34-48.
22. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Вьюнова и др. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 c.
23. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – С. 271.
24. Гузева М. В. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики // Образование в современной школе. 2003. № 1. С. 33-47.
25. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Гуревич П.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИДАНА, 2010. – 320 c.
26. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 106 с.
27. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2018. - 422 с.
28. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе: метод. пособие для родителей / В.К. Загвоздкин. – СПб.: Деметра, 2017. - 94 с.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М,: Логос, 2019 - 382 с.
30. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 20. - 502 с.
31. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2019.
32. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 2018. - 154 с.
33. Клемяшова Е. М. Арттехнологии в воспитании младших школьников // Начальная школа. 2011. № 1. С. 58-60.
34. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь).
35. Корнилов, К.Н., Смирнов А.А., Теплов Б.М. Психология. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 2008. - 456 с.
36. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд./ И.Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 2019. - 176с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2015. - 304 с.
38. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 2013.-329 с.
39. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2012. - 340 с.
40. Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. СПб.: Лань, 2018. - 176 с.
41. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М. : Просвещение, 2019.-158 с.
42. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. - 248 с.
43. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Академия, 2010. - 196 с.
44. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. // Психология и педагогика. - 2014. - №2. - С. 51-60.
45. Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 512 с.
46. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 528 с.
47. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В. Ушакова. М., Институт психологии РАН, 2006. — 624 с. 6.
48. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. — 2002. –№ 3. — с. 113-146.
49. Сергеева Н. Ю. Артпедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя // Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях. Чебоксары: ЧГПУ, 2009. С. 25-33.
50. Сергеева Н. Ю. Цветные фантазии. Артпедагогика в летнем лагере // Классное руководство и воспитание школьников. 2009. № 11. С. 9-10.
51. Сметанина А. Ю. Художественная деятельность как способ духовно-нравственного развития учащихся // Вестник НовГУ. 2008. № 3. С. 18-22.
52. Соколова Т. А. Теоретико-методологические основы артпедагогики // Методист. 2008 № 8. С. 62-65. 15. Таранова Е. В. Артпедагогика: решение педагогических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства: Мат-лы Международной научно-педагогической конференции. Чебоксары : ЧГПУ, 2009. С. 50-57.
53. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 672 с.
54. Хрисанова Е. В., Сергеева Н. Ю. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 3. С. 137-145.
55. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2019. - 144 с.
56. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2014.- 131 с.
57. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. : Педагогика, 2001. 143 с.
58. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2000. - 204 с.
59. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000. 123 с.
60. Янгичер Е. А. Флористический коллаж как средство арттерапии // Искусство в школе. 2009. № 5. С. 51-53.
61. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. : Просвещение, 2005. 155 с.
62. Heejin Chang, Margaret Power, Scott Windeatt. The impact of arts-based pedagogical approaches in English as second or foreign language learning - Australian Art Education, 2022 – р.35
63. J.Richards, Jack C.; Theodore S . Rodgers. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge UK, 2001.
64. Nigora Nizomova Nodirovna Jizzkh. THE INTERACTIVE METHODS AND PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING State pedagogical Institute, UZBEKISTAN European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. 8 No. 8, 2020 Part III.