Маска как вариация образа героя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 36 36 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика феномена авторской литературной маски 5
1.1. Сущность маски и многообразие подходов к ее определению 5
1.2. Развитие феномена литературной маски 11
Глава 2. Особенности маски как способа вариации образа героя в произведении А.С. Пушкина “Евгений Онегин" 17
2.1. Маска и роль повествователя в "Евгении Онегине" 17
2.2. Анализ основных аспектов репрезентации маски как вариации образа героя в тексте «Евгений Онегин» 25
Заключение 32
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Маска может быть интерпретирована как символ того, как люди скрывают свои истинные чувства и личность от окружающих.Эволюция маски: В ходе произведения маска персонажей может меняться или раскрываться, что отражает их внутреннее развитие и изменение. Например, Евгений Онегин в начале романа предстает как хладнокровный циник, но по мере развития сюжета его маска начинает трескаться, позволяя читателю увидеть его настоящие чувства и мысли.Репрезентация маски в "Евгении Онегине" является одним из важных аспектов текста, который помогает Пушкину исследовать темы личности, общества и человеческих взаимоотношений. Она добавляет сложность и глубину произведению, делая его более интересным и многогранным для читателя.В романе "Евгений Онегин" сам Онегин представляет собой важный аспект репрезентации маскировки и вариации образа героя. Его персонаж является центральным в произведении, и через него Пушкин передает ряд важных мыслей о человеческой природе, обществе и чувствах.На первый взгляд, Онегин кажется холодным и циничным человеком, который отстранен от окружающего мира и не способен испытывать истинные чувства. Он скрывает свою внутреннюю пустоту за маской равнодушия и безразличия. Эта маска придает ему вид человека, который пренебрежительно относится к жизни и чужим чувствам.Однако, при ближайшем рассмотрении, становится ясно, что маска Онегина – это всего лишь защитный механизм, который он использует, чтобы скрыть свои истинные чувства и страхи. Внутри него тлеет глубокая боль и одиночество, которые он старается замаскировать за фасадом равнодушия и холодности.Онегин использует свою маску холодности и цинизма в качестве защитного механизма, чтобы скрыть свои истинные чувства и страхи. Внутри него горит тлеющая боль и одиночество, которые он старается скрыть за фасадом равнодушия. Его поведение, полное безразличия и сарказма, служит ему способом защиты от боли и страданий, которые он переживает внутри. Онегин, вероятно, боится быть уязвимым, боится открыть свои истинные чувства и подвергнуться возможной большей боли. Таким образом, он создает маску, чтобы сохранить свою эмоциональную защиту и предотвратить потенциальные раны, которые могут быть нанесены ему в результате открытости и уязвимости.В романе "Евгений Онегин" маска как вариация образа героя представлена не только через самого Онегина, но и через других персонажей, что делает этот литературный прием более глубоким и многогранным. Один из ярких примеров - это образ Татьяны Лариной. Сначала она предстает перед читателем как наивная и романтичная девушка, полная искренних чувств и эмоций. Однако за этой внешней маской скрывается ее внутренняя борьба с собственными чувствами, страхами и надеждами.Другой интересный аспект представления маски как вариации образа героя в "Евгении Онегине" - это образ Ленского. Первоначально он кажется человеком, полным искренности и эмоций, но за его внешней открытостью скрывается внутренняя борьба с самим собой и с окружающим миром. Его маска романтика и мечтателя, который стремится найти свое место в жизни и воплотить свои идеалы, также показывает сложность человеческой натуры.Даже Няня Татьяны Лариной, кажущаяся простой и доброй женщиной, может считаться еще одним примером вариации образа маски. Ее маска – это маска заботливой и верной служанки, но за ней скрывается более сложный образ, в котором присутствуют чувства и собственные мотивации.Нередко маска в "Евгении Онегине" ассоциируется не только с отдельными персонажами, но и с определенными социальными ролями. Например, в образе маскировки графини Григория Александровича, который при обществе представляет себя как преуспевающий и веселый человек, но в одиночестве скрывает глубокую тоску и разочарование.Евгений Онегин также представляет собой типичный образ романтического героя, который стремится найти смысл в жизни и осуществить свои мечты. Он ищет приключения и новые ощущения, стремясь заполнить свою внутреннюю пустоту. Эта сторона его личности также можно рассматривать как одну из вариаций маски, которую он использует, чтобы скрыть свою уязвимость и неуверенность.В конечном счете, маска Онегина является комплексным и многогранным образом, который позволяет Пушкину исследовать различные аспекты человеческой природы и общества. Через этого персонажа автор передает сложные мысли о любви, дружбе, одиночестве и судьбе, делая его одним из самых запоминающихся образов в русской литературе.В произведениях "Евгений Онегин" и "Повести Белкина" Александра Пушкина можно наблюдать интересные аспекты репрезентации маски как вариации образа героя. Сравнение маски "Евгения Онегина" с маской "Повестей Белкина" позволяет выявить сходства и различия в использовании этого литературного приема.Маска "Евгения Онегина" отличается от маски, представленной в "Повестях Белкина", главным образом тем, что Онегин скрывает за ней свою внутреннюю пустоту, одиночество и безысходность. Его маска холодности и цинизма служит ему защитой от мира, который он воспринимает как бессмысленный и безразличный. Онегин стремится создать впечатление равнодушного и невозмутимого человека, но под этой маской скрывается глубокая эмоциональная рана.Маска в "Повестях Белкина" более светлая и позитивная. Персонажи этих произведений, такие как Белкин или Татьяна Швабринская, скрывают за своими масками свои истинные чувства и эмоции, но в их случае это скорее связано с социальными ожиданиями и конвенциями, чем с внутренней пустотой. Их маски чаще всего служат им средством сохранения лицемерного образа перед обществом.Дополнительно можно отметить, что маска "Евгения Онегина" внутренне противоречива и сложна. Она не только скрывает его истинные чувства, но и служит способом самозащиты от потенциальных эмоциональных ранений. Внешне Онегин предстает перед окружающими как хладнокровный и безразличный индивидуум, но внутри него бурлят множество неразрешенных эмоций и конфликтующих чувств. Это создает интересный контраст между его внешним поведением и внутренним миром, что делает его образ еще более убедительным и привлекательным для читателя.[Черняев 1990, с. 98].В «Повестях Белкина»очень ярко подчеркивается, в какой мере на людей влияет внешность: дочериВырина барыни дарили платочки и сережки, а господа постоянно останавливались, чтобы пообедать, пообщаться с Дуняшей. Но все же, Дуня не наделена теми высокими качествами, которые присущи Вырину, тому самому маленькому человеку: ее натура не глубока, а сердце лишено теплоты. Уехав без предупреждения с гусаром Минским, она становится его содержанкой, а затем и супругой. Но за все это время она не нашла возможности рассказать отцу о том, каково ее положение, она не думала о том, что он живет в постоянной тревоге. Вырин отправляется в Петербург, чтобы навестить ее у Минского. Но сталкивается с откровенной холодностью и равнодушием. Минский позволяет себе унижать Вырина, хотя он – отец его возлюбленной, а потом и жены. Пережитое унижение и невозможность общения с дочерью Вырин не смог вынести – он постепенно начинает спиваться, теряя собственное здоровье. Через три года после визита в Петербург он скончался. Вместе с тем, у его дочери все сложилось удачно: она все же вышла замуж и родила троих детей. Затем Дуня все же приезжает на его могилу и долго плачет на ней, лежа прямо на земле. По сути, здесь Пушкин показывает нам, что трагизм положения маленького человека заключается в полной бесправности, в невозможности отстоять себя, свою позицию, они – жертвы той системы, они вынуждены почитать тех, кто стоит выше по чину и рангу. Поведение Вырина отличается неуверенностью, нерешительностью, безволием, но в такие обстоятельства его поставила государственная система того времени. Все базируется на том же страхе чинов, которое, по сути, высмеивается Пушкиным в начале повести. В "Евгении Онегине" также прослеживается влияние общественных норм и внешних обстоятельств на жизнь героев, но в более широком контексте. Онегин, будучи представителем знатного общества, сталкивается с нормами и ожиданиями своего класса, что ограничивает его свободу действий и влияет на его отношения с другими персонажами. Однако, в отличие от "Повестей Белкина", в "Евгении Онегине" основной акцент сделан не на бесправность маленького человека, а на внутренние конфликты и стремления героев, которые в конечном итоге приводят к их трагическим судьбам.Таким образом, оба произведения Александра Пушкина рассматривают тему влияния общественных норм и внешних обстоятельств на жизнь героев, но делают это через разные призмы и с разными акцентами, отражая трагические последствия для индивидуальных судеб в разных социокультурных контекстах.А.С. Пушкиным была затронута совершенно новая тема – он поставил на первый план тех людей, о судьбе которых мало кто задумывался. Это люди маленькие и беззащитные. Их судьба уязвима, даже если вышестоящие чиновники захотят их погубить, то наказание за это не последует.В контексте рассматриваемой темы необходимо заметить, что и персонажи надевают те или иные маски. А именно, Лиза то «крестьянка», то неприступная «кокетка-жеманница», смуглая «барышня», Алексей – то «камердинер» барина, то «мрачный и таинственный байронический сердцеед-скиталец», «путешествующий» по окрестным лесам, и добрый, пылкий малый с чистым сердцем, бешеный баловник. Значение литературной маски в «Повестях Белкина» огромно. При этом, нельзя не подчеркнуть принципиальный момент - использование ее как особого стилистического приема связанное с очевидным усложнением повествовательной техники в русской прозе XIX столетия: хотя нельзя однозначно говорить о полифоничности пушкинской прозы, характерной для более позднего реалистического повествования, однако ей уже более свойственны отнюдь не неподвижность и монолитность эпического всезнания автора-повествователя, но нарративная игра с участием нескольких рассказчиков, варьирование их речевых позиций, смещение и перемещение авторского и патронажного горизонтов, повлекшее за собой распространение в русской литературе подобных авторских масок. [Горшков 1993] В то время как маска "Евгения Онегина" отражает внутренний конфликт и эмоциональную пустоту, маска в "Повестях Белкина" чаще всего ассоциируется с социальными ожиданиями и ролевыми играми, которые герои играют перед обществом. В "Повестях Белкина" маски чаще всего носят временный характер и используются героями для достижения определенных целей в обществе или в отношениях с другими персонажами. Они скрывают свои истинные намерения или переживания за фасадом социальной прилежности или кокетства.Таким образом, в "Евгении Онегине" маска представляет собой средство защиты и самозащиты героя, который старается скрыть свои настоящие чувства от мира. В "Повестях Белкина" маска также используется для скрытия истинных чувств, но в более легком и ироничном ключе, отражая социальные нормы и ожидания той эпохи.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:Анализ научной литературы показал, что сам феномен маски носит междисциплинарный характер, различные дефиниции этого понятия представлены в философии, социологии, психологии, антропологии, и, конечно же, в литературоведении. Литературоведческое рассмотрение этого понятия требует именно междисциплинарного подхода, так как феномен маски имеет различные измерения, он связан с явлением авторского сознания и авторского мировосприятия. Становление приема литературной маски имеет солидную историю как в отечественной, так и зарубежной литературной традиции. Тем не менее, только со второй половины 18 столетия можно говорить о том, что этот прием в литературных произведениях приобрел небывалую значимость и вариативность.В творчестве А.С. Пушкина использование приема литературной маски достигло подлинного расцвета, Пушкин заложил основу для развития этого приема в отечественной реалистической литературной традиции. В рамках курсовой работы мы рассмотрели прием маски как способа вариаций образа героя в «Евгении Онегине». В проведенном анализе маски Онегина в романе можно выделить несколько ключевых аспектов:Внешняя маска равнодушия и холодности: Онегин часто предстает перед окружающими как хладнокровный и безразличный человек, который не испытывает подлинных чувств к другим или к происходящим событиям. Эта маска помогает ему скрывать свою внутреннюю эмоциональную слабость и защищает его от возможных ранений.Внутренняя пустота и одиночество: За маской равнодушия скрывается глубокая эмоциональная пустота и одиночество. Онегин страдает от отсутствия истинного смысла жизни и чувства принадлежности, что делает его образ еще более сложным и привлекательным для читателя.Маска романтика и мечтателя: Онегин представляет собой типичного романтического героя, который ищет приключений и новых ощущений, стремясь заполнить свою внутреннюю пустоту. Эту сторону его личности также можно рассматривать как одну из вариаций маски, которую он использует, чтобы скрыть свою уязвимость и неуверенность.Конфликт внутреннего и внешнего: Весь роман представляет собой борьбу между внутренним миром Онегина и его внешней маской. Он сталкивается с различными ситуациями и персонажами, которые заставляют его переосмыслить свои убеждения и чувства, исследовать свою настоящую сущность за маской безразличия.В заключении следует отметить, что и "Повести Белкина", и "Евгений Онегин" представляют собой великолепные образцы литературы, в которых автор мастерски использовал феномен авторской литературной маски для раскрытия сложных характеров своих героев и выявления глубоких социокультурных тем. В обоих произведениях подчеркивается влияние общественных норм и внешних обстоятельств на судьбы персонажей, но каждое из них делает это через свою уникальную призму.В "Повестях Белкина" мы видим, как внешность и социальное положение могут определять судьбу человека, и как бесправность маленького человека перед общественными нормами может привести к трагическим последствиям. В то время как в "Евгении Онегине" акцент сделан на внутренних конфликтах и стремлениях героев, которые, хотя и ограничены общественными ожиданиями, все же оказываются решающими для их судеб.В целом, прием литературной маски позволяет Пушкину выстроить множественную и неоднозначную систему повествования. На фундаменте приема маски писатель не только создает разные образы рассказчиков, героев, но и ярко репрезентует стиль самого фиктивного автора Белкина, а также и не забывает о значении собственного авторского голоса. Причем, именно этот авторский голос обретает статус гаранта целостности как отдельных повестей, так и всего цикла. Прием литературной маски позволяет Пушкину максимально уйти от монологической субъективности образной системы сентиментализма и романтизма, создать реалистическую вариативность в трактовке и репрезентации образов героев повестей.Список литературыАфанасьев Э.С. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: ироническая проза // Русская литература. – 2000. – № 2. - С. 177 - 184.Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Наука, 1999. – 703 с.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. – 654 с.Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.: Высшая школа, 1991. – 300 с.Влащенко В.И. Загадка "Метели" // Русская словесность. – 2001. – № 1. – Горшков А.И. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М.: Дрофа, 1993. – 300 с. Есипов В.В. Что мы знаем об Иване Петровиче Белкине? // Вопросы литературы. – 2001. – № 6.Зуев Н.Н. Одна из вершин русской прозы "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. // Литература в школе. – 1998. – № 8. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе 19-20 вв. – М.: ИРЯ, 1994. – 260 с. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя // Контекст. – М., 1978.Лежнев А.З. Проза Пушкина. – М.: Художественная литература, 1966. 263 с.Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). – Режим доступа: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/makogonenko-tvorchestvo-pushkina-v-1830/2-punkt-5.htmОсьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760 - 1830-х гг. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Осьмухина Ольга Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Мордовский государственный педагогический институт"].- Саранск, 2009. - 495 с.Осьмухина О.Ю. Маска / О. Ю. Осьмухина // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 2. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). – Л.: Наука, 1987. – 333 с.Сазонова С.С. ОбОнегине и его роли в "Евгений Онегин". – Рига, 1976. – 35 с.Степанов Н.С. Проза Пушкина. – М.: Изд-во Академии наук, 1962. – 298 с.Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине. – Харьков: Южные края, 1990. – 639 с.

1. Афанасьев Э.С. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: ироническая проза // Русская литература. – 2000. – № 2. - С. 177 - 184.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Наука, 1999. – 703 с.
3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. – 654 с.
4. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.: Высшая школа, 1991. – 300 с.
5. Влащенко В.И. Загадка "Метели" // Русская словесность. – 2001. – № 1. –
6. Горшков А.И. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М.: Дрофа, 1993. – 300 с.
7. Есипов В.В. Что мы знаем об Иване Петровиче Белкине? // Вопросы литературы. – 2001. – № 6.
8. Зуев Н.Н. Одна из вершин русской прозы " Евгений Онегин" А.С. Пушкина. // Литература в школе. – 1998. – № 8.
9. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе 19-20 вв. – М.: ИРЯ, 1994. – 260 с.
10. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя // Контекст. – М., 1978.
11. Лежнев А.З. Проза Пушкина. – М.: Художественная литература, 1966. 263 с.
12. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). – Режим доступа: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/makogonenko-tvorchestvo-pushkina-v-1830/2-punkt-5.htm
13. Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760 - 1830-х гг. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Осьмухина Ольга Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Мордовский государственный педагогический институт"].- Саранск, 2009. - 495 с.
14. Осьмухина О.Ю. Маска / О. Ю. Осьмухина // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 2.
15. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). – Л.: Наука, 1987. – 333 с.
16. Сазонова С.С. Об Онегине и его роли в " Евгений Онегин". – Рига, 1976. – 35 с.
17. Степанов Н.С. Проза Пушкина. – М.: Изд-во Академии наук, 1962. – 298 с.
18. Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине. – Харьков: Южные края, 1990. – 639 с.