Формирование представителей о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 61 61 страница
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 26.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 6
1.1 Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста, представление о семейных традициях 6
1.2 Специфика педагогического процесса в старшей группе ДОО 25
1.3 Занятия в старшей группе ДОО направленные на формирование у детей представления семейных традициях 31
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Организация и содержание исследования у детей старшего дошкольного возраста по формированию в ДОО 38
2.1 Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста, представление о семейных традициях на констатирующем этапе эксперимента 38
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных традициях 46
2.3 Результативность реализации комплекса занятий направленного на формирование представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список источников и литературы 61

Фрагмент для ознакомления

Единственными семейными традициями, которые им удалось назвать, были «празднование Нового года» и «празднование дня рождения».Низкий уровень по данной методике не выявили, поскольку дети ответили на некоторые вопросы.Лишь у 15% исследуемых старших дошкольников выявили высокий уровень, они правильно ответили на все вопросы, хорошо знают историю и традиции своей семьи. Методика 2. Анкета «Я и моя семья» (автор Р.В. Овчарова). Результаты опроса представлены на рисунке 2.Рисунок 2˗ Результаты диагностики по методике «Я и моя семья» (автор Р.В. Овчарова).По результатам проведенного опроса было выявлено, что 55% респондентов обладают средним уровнем знаний о семейных ценностях и значимости семьи в жизни старшего дошкольника. В семейном кругу дети обычно чувствуют себя уютно, находя общий язык и поддержку друг у друга. Тем не менее, не все аспекты семейных ценностей находят одобрение у младших, особенно когда эти аспекты сталкиваются с их личными желаниями, вызывая разочарование. Радость и развлечения, связанные с совместным времяпровождением, часто оказываются в центре внимания детей, ведь они естественно стремятся к тому, что приносит им удовольствие. Иногда, когда возникает необходимость защитить свои интересы, в семье могут возникать конфликты и недопонимание.Из 30% детей, участвовавших в исследовании, выявлено, что они проявляют уважение к своим родителям, охотно помогают младшим членам семьи и проявляют заботу без напоминаний. Они являются примером сформированных семейных ценностей.Среди 15% старших дошкольников, также участвовавших в исследовании, выявлено, что они не чувствуют себя комфортно в семейной обстановке, неохотно участвуют в семейных делах и ориентированы на собственное удовольствие. У них серьезные трудности в установлении контактов с членами семьи, однако они не желают менять традиции семьи. Часто такие дети воспринимают семейную среду как враждебную и невыносимую, что может привести к последующим нарушениям нервно-психического здоровья.Методика 3. «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала) Результаты опроса представлены на рисунке 3.Рисунок 3˗ Результаты диагностики по методике «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала)По результатам проведенного опроса выявили, что у 85% старших дошкольников сформирован средний уровень эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи. У детей нейтральное отношение к родителям, братьям, сестрам, к своим собственным способностям. Среди исследуемых детей не было выявлено негативного отношения к членам своей семьи.У 15% исследуемых детей выявили высокий уровень эмоционального отношения к семье, они относятся с глубоким уважением и с любовью говорят о своей семье. Методика 4. Педагогическая ситуация «Что важнее». Результаты опроса представлены на рисунке 4.Рисунок 4˗ Результаты диагностики по методике «Что важнее» (Авторская методика).По результатам проведенного исследования выявили, что у 70% исследуемых детей средний уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи. Дети понимают неправильность поступка Антона, однако и сами также поступили бы в данной ситуации, проявляя неуважение по отношению к бабушке У 30% исследуемых детей выявили низкий уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи. дошкольники считают, что Антон был прав, и надо делать, то что тебе хочется, а бабушка может и подождать. Методика 5. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) Результаты опроса представлены на рисунке 5.Рисунок 5 ˗ Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой)По результатам проведенного исследования было выявлено, что у 70% исследуемых старших дошкольников отмечается средний уровень понимания норм и правил поведения, которые регулируют взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Дети успешно справлялись с заданиями по распределению картинок, однако испытывали затруднения в объяснении своего выбора. При оценке поступков они не проявляли эмоциональных реакций, также имели сложности в соотнесении настроения персонажей на изображениях с конкретной ситуацией и их объяснении. У 30% исследуемых детей был выявлен низкий уровень понимания норм и правил поведения, регулирующих отношения с взрослыми и сверстниками.Дети неправильно расположили картинки, смешав изображения положительных и отрицательных поступков в одной стопке. В результате либо отсутствуют эмоциональные реакции, либо они недостаточно адекватны. По проведенному констатирующему исследованию было выявлено, что у большинства детей наблюдается средний и низкий уровень сформированности представлений о семейных традициях. Результаты данного исследования представлены на рисунке 6.Рисунок 6 ˗ Результаты констатирующего исследования представления о семейных традицияхПо результатам проведенного констатирующего исследования выявили недостаточный уровень сформированности представления о нормах и правилах поведения, которые регулируют отношения ребенка со взрослыми и детьми инеобходимости проявления заботы в отношении к членам семьи. На основании данных результатов было решено разработать и реализовать комплекс мероприятий и занятий направленных на формирование представлений о семейных традициях.2.2 Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных традицияхВ теоретической части исследования мы рассмотрели педагогический опыт проведения занятий с дошкольникам, направленными на формирование представлений о семейных традициях.Исходя из этого опыта мы составили небольшую программу, состоящую из трех мероприятий, тематическое планирование которой представлено в таблице 3.Таблица 3 - Тематическое планирование программы «Семейные традиции»Наименование мероприятияЦель мероприятияЭтапы мероприятияДаты проведенияСоздание семейного древаФормировать у детей социальнуюкомпетентность через глубокое познание своей семьи, ее корней. Расширять знания дошкольников о своей родословной, учить их уважать род, беречь память о нем. Привлекать родителей к сложению вместе со своими детьми «семейного дерева». Воспитывать уважение ко всем членам семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, брату и т.п.), желание беспокоиться о близких. Вызвать чувство гордости за свою семью.Этап 1. Мотивационно-информационный (формировать у дошкольников представление о семье. Помочь детям осознать свою роль в семье.)Этап 2. Репродуктивный (помочь родителям решить предложенную проблему)Этап 3. Обобщение (обобщить и систематизировать материал, собранный и проработанный на протяжении предыдущих этапов).Этап 4. Творческий (реализовать совместный творческий замысел)Этап 5. Итоговый (представить «семейное дерево» своей семьи и оценить работу других семей)Сентябрь 2023Реализация ролевых, сюжетных игрФормировать представление о семейных обязанностях, о значимости каждого члена семьи.Игры: дочки-матери, ремонт в доме, игра в кухню и т.п.Этап 1. Подготовка к проведению игр, подбор атрибутов, реквизита и т.д.Этап 2. Подготовка дошкольников к реализации проекта - уяснение правил, постановка целей и задач, определение игровых ролей.Этап 3. Реализация игр.Этап 4. Рефлексия. Октябрь 2023Досуговые совместные с родителями мероприятияФормировать представление у детей о семейных ритуалах, обычаях, праздниках и т.п.Этап 1. Определить перечень совместной деятельностиЭтап 2. Обозначить необходимые для проведения мероприятий атрибутыЭтап 3. Реализовать совместные мероприятия.Ноябрь 2023Описание каждого мероприятия представлено ниже.1) Создание семейного дерева. Этап 1. Мотивационно-информационный (формировать у дошкольников представление о семье. Помочь детям осознать свою роль в семье). Основные составляющие этапа: беседа с детьми «Расскажи о своей семье», тестирование родителей «Что мы знаем о своей семье».Этап 2. Репродуктивный (помочь родителям решить предложенную проблему). Основные составляющие: составление словаря, который поможет ребенку осознать состав семьи (родословная, прадед, прабабушка, бабушка, дедушка, внук, внучка). Дидактическая игра с детьми и родителями «Чья семья самая большая». Ситуация речевого общения для родителей «Любимый праздник вашей семьи».Этап 3. Обобщение (обобщить и систематизировать материал, собранный и проработанный на протяжении предыдущих этапов). Подбор художественной литературы по семейной тематике.Основные составляющие: Деловая игра «Я умею…». Рассмотрение фотографий семьи и отбор их для составления «семейного дерева».Этап 4. Творческий (реализовать совместный творческий замысел). Составляющее этапа: составление «семейного дерева».Этап 5. Итоговый (представить «семейное дерево» своей семьи и оценить работу других семей). Презентация каждой семьей своего «семейного дерева».Занятия и беседы, проведенные в ДОУ, предоставили детям возможность увидеть, прикоснуться к экспонатам прошлого, ознакомиться с русской культурой, традициями, обычаями, обрядами, бытом, искусством родного края.Воспитанники дошкольного учреждения познакомились с новым популярным направлением учебно-воспитательной деятельности – музейная педагогика, которая позволила пробудить у детей чувство принадлежности к своему народу, к родной земле, стремление приобщиться к культуре русского народа, его истории, традициям.2) Реализация ролевых, сюжетных игр.Сюжетно-ролевые игры про семью - это не только развлечение, но и эффективный инструмент для создания гармонии и понимания между родственниками. Путешествие в вымышленный мир, где каждый член семьи исполняет определенную роль, помогает раскрыть потенциал коммуникации и развить навыки работы в команде. В ходе игры дети могут лучше понять роль родителей и оценить значение их заботы, а родители – осознать потребности и интересы своих детей. Это способствует более качественной коммуникации, укреплению доверия и созданию более теплой атмосферы в семье.Играя в сюжетно-ролевые игры про семью, дети получают возможность пережить различные жизненные ситуации: от повседневных проблем до серьезных конфликтов или выбора правильного пути развития. Такие игры стимулируют развитие эмпатии, терпения и способности анализировать сложные обстоятельства. Каждый член семьи получает возможность примерить на себя необычную роль или исполнить задачу, которая поможет ему лучше понять других членов семьи.Одной из основных задач разработчиков сюжетно-ролевых игр про семью является создание разнообразных сюжетных линий. Каждая игра может предложить игроку определенный сюжет, который будет направлять развитие игрового процесса и определять основные цели и задачи персонажей. Некоторые игры предлагают линейные сюжетные линии, где игроку приходится следовать за уже разработанным сюжетом, решая задачи и преодолевая препятствия. Другие игры же могут предложить нелинейный сюжет, где игроку дается свобода выбора и он может влиять на развитие событий.В таких играх часто можно встретить задания, связанные с уходом за семьей, воспитанием детей, поиском работы, управлением домашним хозяйством и т.д. Таким образом, игрок может полностью окунуться в роль семейного человека и испытать на себе все аспекты семейной жизни.В играх о семейной жизни могут происходить различные события, такие как появление новых членов семьи, рождение детей, дни рождения, свадьбы, конфликты и примирения между членами семьи, путешествия и многое другое. Все эти события не только делают игру более интересной, но и позволяют игроку проникнуться атмосферой семейной жизни и почувствовать ее истинную суть.Временной фактор также играет большую роль в таких играх. Возможность наблюдать развитие персонажей и семьи на протяжении длительного времени позволяет игроку в полной мере ощутить изменения, происходящие в семейной жизни. Персонажи растут, меняются, их отношения совершенствуются или портятся, и все это создает неповторимую динамику и ощущение реального семейного рутины.Данные игры позволяют лучше понять устройство семьи, обратить внимание на ее особенности, правила поведения в семье и т.д. 3) Досуговые совместные с родителями мероприятия.В рамках данного мероприятия было организовано три детско-родительских мероприятия: - «Наши любимые праздники»;- «Уникальные традиции»;- «Спортивный праздник».День мероприятия «Наши любимые праздники» был особенным, когда дети с радостью рассказывали о том, как они отмечают различные праздники вместе со своими близкими. Весь детский сад был украшен яркими флажками и праздничными гирляндами, создавая атмосферу праздника и веселья. Дети были нарядно одеты и полны энтузиазма подошли к выступлениям. Все семьи принесли свои самые любимые фотографии, на которых они празднуют разные события. В ходе мероприятия каждая группа представляла свой любимый семейный праздник. Малыши с увлечением рассказывали о том, как они встречают Новый год, День рождения, Международный женский день и многие другие праздники. Они рассказывали о том, как они вместе с родителями готовят праздничные блюда, украшают елку, делают подарки для близких. Каждая группа подготовила небольшое представление, в котором дети играли роли своих родителей, дедушек, бабушек. Были показаны различные традиции и обычаи, связанные с празднованием каждого конкретного события. Дети с гордостью рассказывали о своей семье, о том, как они любят проводить время вместе и радоваться друг другу. Это мероприятие стало не только возможностью показать свои творческие навыки и таланты, но и позволило детям погрузиться в атмосферу семейного тепла и понять, как важно для каждого из них иметь любящую и заботливую семью. Все родители, присутствующие на мероприятии, были восхищены умением детей выразить свои чувства и эмоции через творчество и актерскую игру. Это был замечательный день, наполненный радостью, улыбками и взаимной любовью. Мероприятие закончилось праздничным чаепитием, где все дети и их родители смогли насладиться вкусными угощениями и пообщаться друг с другом. Каждый ребенок получил подарок от детского сада, чтобы помнить этот замечательный день и ощущение счастья, которое он принес в их сердца.Мероприятие «Уникальные традиции» проводилось с целью узнать, какие ценности и традиции семей есть у детей, а также содействовать обмену опытом и идеями между родителями. В рамках мероприятия была проведена выставка, на которой каждая семья представила свою уникальную традицию. Родители и дети смогли рассказать о том, что делают вместе в своей семье, о том, какие действия и обряды являются для них важными и святыми.Выставка сопровождалась мастер-классами и конкурсами, где каждая семья приняла активное участие. Например, был проведен конкурс «Самая вкусный семейный рецепт», где участники смогли поделиться своими самыми любимыми блюдами, а также рассказали историю их появления в семье. Были организованы игры, в которых дети и родители работали вместе, развивая командный дух и способность к сотрудничеству.Важным аспектом мероприятия являлось обсуждение значимости семейных традиций и их влияние на детей, были проведены дискуссии и доклады, где родители смоли поделиться своими мыслями и опытом, а также обсудить вопросы, возникающие в процессе сохранения и передачи традиций.Целью мероприятия являлось не только познакомиться с разнообразием семейных традиций, но и вдохновить родителей и детей на создание и развитие своих собственных. Благодаря этому мероприятию, дети смогли более осознанно воспринимать традиции своей семьи, а родители получили возможность укрепить связь с детьми и передать им свои ценности и убеждения.Мероприятие «Спортивный праздник» было направлено на сплочение семьи, совместную деятельность, развитие способности договориться и действовать сообща.По итогам реализации программы и дети, и родители, получили приятные эмоции, укрепили моральную связь, смогли лучше понять свою семью, ее ценность и особенности. 2.3 Результативность реализации комплекса занятий направленного на формирование представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возрастаПосле завершения формирующего этапа экспериментальной работы провели повторное исследование уровня сформированности представлений о семейных традициях на основе тех же методик, что и на констатирующем этапе и сравнили результаты до и после экспериментального обучения. Рассмотрим результаты констатирующего исследования (сводная таблица по всем методикам представлена в приложении 4).Методика 1. «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной). Результаты опроса представлены на рисунке 7.Рисунок 7 ˗ Результаты диагностики по методике «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной). По результатам проведенного опроса выявили, что 5 % испытуемых выявлен средний уровень знаний истории семьи и семейных традиций, дети не смогли ответить на все вопросы, они не знают историю появления своей семьи, дети понимают, что такое генеалогическое дерево, но не знают, как зовут их бабушек и дедушек, смогли назвать одну семейную традицию «празднование нового года» или «праздновать день рождение».Низкий уровень по данной методике не выявили, поскольку дети ответили на некоторые вопросы.У 95% исследуемых старших дошкольников выявили высокий уровень, они правильно ответили на все вопросы, хорошо знают историю и традиции своей семьи. Методика 2. Анкета «Я и моя семья» (автор Р.В. Овчарова). Результаты опроса представлены на рисунке 8.Рисунок 8 Результаты диагностики по методике «Я и моя семья» (автор Р.В. Овчарова)По результатам проведенного опроса выявили, что у всех испытуемых выявлен высокий уровень знаний семейных ценностей и значимости семьи в жизни старшего дошкольника. У этих детей существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, семейные ценности ребёнком полностью принимаются, так как есть моменты, они уважают своих родителей, с удовольствием заботятся о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи. Методика 3. «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала) Результаты опроса представлены на рисунке 9.Рисунок 9 ˗ Результаты диагностики по методике «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала)По результатам проведенного опроса выявили, что у 40 % старших дошкольников сформирован средний уровень эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи. У детей нейтральное отношение к родителям, братьям, сестрам, к своим собственным способностям. Среди исследуемых детей не было выявлено негативного отношения к членам своей семьи.У 60 % исследуемых детей выявили высокий уровень эмоционального отношения к семье, они относятся с глубоким уважением и с любовью говорят о своей семье. Методика 4. Педагогическая ситуация «Что важнее». Результаты опроса представлены на рисунке 10.Рисунок 10 ˗ Результаты диагностики по методике «Что важнее» (Авторская методика).По результатам проведенного исследования выявили, что у 95% исследуемых детей средний уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи. Дети понимают неправильность поступка Антона, однако и сами также поступили бы в данной ситуации, проявляя неуважение по отношению к бабушке У 5% исследуемых детей выявили высокий уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи, дошкольники понимают, как нужно себя повести в данной ситуации и описывает свои предполагаемые действия и осуждает поведение Антона. Методика 5. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) Результаты опроса представлены на рисунке 11.Рисунок 11 ˗ Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой)По результатам проведенного исследования выявили, что у всех исследуемых старших дошкольников выявлен средний уровень представления о нормах и правилах поведения, которые регулируют отношения ребенка со взрослыми и детьми. Дети правильно разложили картинки, но не смогли обосновать свой выбор, при оценке поступков эмоциональные проявления не выражены, старший дошкольник не соотносит настроение людей на картинках с конкретной ситуацией и не может это настроение объяснить. По проведенному контрольному исследованию выявили, что у большинства детей выявлен средний и высокий уровень сформированности представлений о семейных традициях. Сравнительные результаты контрольного и констатирующего исследования представлены на рисунке 12.Рисунок 12˗ Сравнительные результаты контрольного и констатирующего исследованияПо результатам проведенного контрольного исследования выявили положительную динамику уровня сформированности представления о семейных традициях, дети знают историю семьи, семейные традиции, большинство детей усвоили нормы и правила поведения, которые регулируют отношения ребенка со взрослыми и детьми и необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи.На контрольном этапе выявили, что целенаправленная работа по привитию семейных традиций, привлечение родителей к совместной деятельности, направленной на формирование представлений о семейных традициях, способствовала повышению уровня сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников.Выводы по главе 2Во второй главе исследования описаны результаты экспериментальной работы, которая была проведена на базе МКДОУ Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй «Ленский район» Республика Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 20 детей старшей дошкольной группы 5-6 лет. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего этапа исследования было обнаружено, что у большинства старших дошкольников имеются недостаточные знания о семейных традициях. 85% детей показали низкий или средний уровень понимания семейных ценностей. Для коррекции ситуации был разработан специальный комплекс занятий и мероприятий, направленных на формирование у детей более полного представления о семейных традициях.После проведения экспериментальных мероприятий провели контрольную диагностику уровня сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников. Обобщив полученные результаты выявили, что дети намного лучше знают историю своей семьи, положительно отзываются о каждом из своих родственников, знают семейные традиции, с высоким уровнем сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников выявлено у 60% исследуемых детей, количество детей со средним уровнем 40%. Таким образом, целенаправленная работа по привитию семейных традиций, привлечение родителей к совместной деятельности, направленной на формирование представлений о семейных традициях, способствовала повышению уровня сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников.ЗаключениеВ современном мире формирование представлений о семейных традициях у старших дошкольников играет важную роль в их социализации и развитии. Тема семейных ценностей и традиций воспитания детей является актуальной и требует глубокого изучения. Она влияет на формирование личности ребенка и его социальную адаптацию.С учетом значимости проблемы формирования семейных традиций у детей, в рамках выпускной квалификационной работы были изучены результаты научно-методической, психолого-педагогической литературы. Анализировались работы таких ученых, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина и многих других, их выводы и методы исследования.В результате обзора литературы стало понятно, что формирование представлений о семейных традициях у детей является сложным и многогранным процессом. Оно зависит от множества факторов, включая влияние семьи, образовательной среды и социокультурных особенностей. Важно учитывать эти факторы при разработке педагогических методик и программ работы с детьми.Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена на базе МКДОУ Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй «Ленский район» Республика Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 20 детей старшей дошкольной группы 5-6 лет. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. По результатам констатирующего этапа исследования выявили недостаточность представлений о семейных традициях у старших дошкольников. Низкий и средний уровни сформированности представлений о семейных ценностях выявлен у 85% обследуемых детей. С целью формирования представлений о семейных традициях у старших дошкольников у старших дошкольников был разработан комплекс занятий, совместныемероприятия для детей и родителей.Для коррекции ситуации был разработан специальный комплекс занятий и мероприятий, направленных на формирование у детей более полного представления о семейных традициях.После проведения экспериментальных мероприятий и комплекса занятийпровели контрольную диагностику уровня сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников. Обобщив полученные результаты выявили, что дети намного лучше знают историю своей семьи, положительно отзываются о каждом из своих родственников, знают семейные традиции, с высоким уровнем сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников увеличилось на 9 человек и составило 60%. Количество детей со средним уровнем составило 40%. На контрольном этапе не выявили низкий уровень сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников. Таким образом, целенаправленная работа по привитию семейных традиций, привлечение родителей к совместной деятельности, направленной на формирование представлений о семейных традициях, способствовала повышению уровня сформированности представлений о семейных традициях у старших дошкольников. Данные экспериментальной доказывают правомерность выдвинутой нами гипотезы. Цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме.Библиографический список источников и литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – N 3038417-10-2013 N 1155 – Режим доступа: http: //минобрнауки рф/документы/6261/файл/ 5230/Приказ (дата обращения: 10.02.2024).
2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях [Текст] // Составитель Мазулина Е.Б. и др. – М., 2013. – 43 с.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве [Текст]/ Ю.П. Азаров. – М.: Эксмо, 2017. – 496с.
4. Актуальные проблемы педагогики и психологии [Текст] // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Выпуск 18. / Под ред. Р.А. Валеевой. – Казань: Изд-во «Отечество», 2018. – 296 с.
5. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс [Текст] // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2017. – №2. – С.16-21.
6. Бим-Бад, Б.М. Модернизация института семьи: социологический, экономический, антрополого-педагогический анализ [Текст]/ Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров: Монография. – М.: Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2017. – 352 с.
7. Божович, Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]/ Л.И. Божович: учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
8. Большая российская энциклопедия // [Электронный ресурс]. – URL https://bigenс.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения 02.02.2024).
9. Бородина, О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций [Текст]/ О.В. Бородина// Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 95-98.
10. Василенко, В.А. Ценности и ценностные отношения [Текст] /В.А. Василнко – Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. – Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.
11. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]/ С.М. Вишнякова: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
12. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи [Текст] / О.И. Волжина// Мир образования – образование в мире. 2011. – №4. – С. 29-46.
13. Володина, Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции [Текст] / Л.О. Володина – М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2017. – 196 с.
14. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов [Текст] / под ред. П.В. Степанова. – М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. – 108 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]/ Аданилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков – Я: проект Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2017. – 23 с.
17. Даусон, А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования [Текст] / А.Д. Даусон, В.В. Утемов: методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 40 с.
18. Загарницкая И.И. Духовная миссия образования [Текст] / И.И. Загарницкая // Вестник Московский городского педагогического университета, 2008. - С. 31-38
19. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений [Текст] / О.Н. Истратова. – М.: изд-во «Феникс», 2017. – 316 с.

20. Каган, М. С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды в 2 ч. Часть 2 / М. С. Каган. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 191 с.
21. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Екатеринбург, 1999
22. Кильдюшова, П.Е. Воспитательный потенциал социального проектирования в формировании у старших дошкольников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова// Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии. – Казань: изд-во «Отечество», 2016. – С. 23-28.
23. Козицина, С.В. Методическое пособие по организации учебно-исследовательского Веб-квеста «Семейные традиции» [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/koziсina-sv-metodiсheskoe-posobie-poorganizaсii-uсhebnoissledovatelskogo-vebkvesta-semeynie-tradiсii-2080086.html (дата обращения: 14.01.2024).
24. Комплект диагностичческих методик по оценке духовно-нравственного развития старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие / под ред. Н.В. Наконешнюк. – Прокопьевский район, 2015. – 101с.
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 232 с.
26. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст] / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
27. Обухова, Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи [Текст] / Л.Ф. Обухова, И.Н. Дворникова // Психологическая наука и образование. 2018. – № 4. – С. 24-33.
28. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы [Текст] / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. – 320 с.
29. Орлова, Е.О. Составление семейного архива в воспитании старших дошкольников [Текст] / Е.О. Орлова, М.Е. Чижова // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. – №5 (96). – С.86-89.
30. Пермовская, О.С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к семье [Текст]/ О.С. Пермовская: диссертация. Нижний Новгород. 2016. – 256 с. 55
31. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии [Текст] // Сборник методических разработок; под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. – 208 с.
32. Потаповская, О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции [Текст] / О.М. Потаповская: диссертация. – Москва. 2015. – 211 с.
33. Савинова, Л.Ю. Изучение особенностей проявления ценностного отношения к семье у современных старших дошкольников [Текст] /Л.Ю. Савинова // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 230-238.
34. Сайко, В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1986. – № 2. – С.67-74. – URL: http://www.voppsy.ru /issues/1986/862/862067.htm (дата обращения: 29.01.2024).
35. Семеняка, Т.В. Педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у дошкольников [Текст] / Т.В. Семеняка// Вестник МГУКИ. 2019. – № 6 (32). – С.198-202.
36. Семкина, И.А. Характеристика диагностического инструментария ценностного отношения к семье [Электронный ресурс] / И.А. Семкина// Весник Вщебскага дзяржаунага университэта. 2016. – № 2. – С. 103-108. – URL: http://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/8545 (дата обращения: 05.02.2024).
37. Скринник, Е.А. Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / Е.А. Скринник // Концепт. – 2015. - № 6. - С. 10-16
38. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http:news.kremlin.ru (дата обращения: 01.02.2024).
39. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики [Текст]: автреф…. доктора пед. наук. Киев, 1989.
40. Стяжкина, А.С. Создание традиций семейного воспитания [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. – Т.14. – С. 51-55. – Режим доступа: URL:http://ekonсept.ru/2014/64075/htm. (дата обращения: 12.02.2024).
41. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст]/ В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2023. – 272 с.
42. Трунина, О.К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании старших дошкольников [Текст] / О.К. Трунина // Вестник ПСГТУ IV: Педагогика. Психология. 2016. – Вып. 1 (40). – С.27- 37.
43. Ушинский, К.Д. Моя система воспитания. О нравственности [Текст] / Под ред. О.В. Климовой, З.И. Бичаниной. – М.: АСТ, 2018. – 576 с.
44. Фельдштейн, Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Воронеж: МПСУ: Модек, 2016. – 335 с.
45. Шевченко, М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых [Текст] /М.А. Шевченко. – М.: изд-во АСТ, 2017. – 176 с.
46. Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник: практическое пособие [Текст] / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 576 с.
47. Штин, Н.И. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников [Текст] / Н.И. Штин, И.В. Груздова // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. Сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2018. – №1 (1) – С. 57-62.
48. Штин, Н.И. Развитие творческой активности у старших дошкольников [Электронный ресурс]. http://hdl.handle.net/123456789/904 (дата обращения: 18.02.2023).
49. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство [Текст] / Н.Е. Щуркова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 177 с.
50. Щуркова, Н.Е. Восхождение к нравственности [Текст] / Н.Е. Щуркова: Научно-методическое пособие. – М.: изд-во ИТРК, 2016. – 264 с.
51. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов – М.: Омега-Л, 2018. – 567 с.
52. Baxter L.A. Family Rituals / L.A. Baxter [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/292654820_Family_rituals (дата обращения: 01.02.2024).
53. Newell L.D. Traditions: A Foundation For Strong Families / L.D. Newell [Электронный ресурс]. - URL: https://scholarsarchive.byu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1001&context=marriageandfamilies (дата обращения: 01.02.2024).