Изложение учения об ангелах в русских системах догматического богословия XIX – начала ХХ вв.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 34 34 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 31.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Сущность учения об ангелах 4
1.1. Определение понятия ангелов в религиозной традиции 4
1.2. Роль ангелов в христианстве и их значение для верующих 6
Глава 2. Развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия XIX века 16
2.1. Влияние западной богословской мысли на русские богословские течения 16
2.2. Анализ трудов русских богословов и церковных деятелей, посвященных ангельской тематике 29
2.3. Развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия XIX – начала XX вв. 31
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Эти способы мышления в первую очередь использовали идеализированную концепцию русской крестьянской общины (мир) в качестве противовеса. Эта группа мыслителей получила название "славянофилов" (по-русски славянофилы).По другую сторону баррикад были "вестернизаторы" (по-русски западники), которые придерживались противоположной точки зрения, что Россия должна гораздо больше поворачиваться к Западу. Запад выступает за прогресс, утверждали они, и Россия могла бы преодолеть свою стагнацию, только приняв ценности и принципы, а также политическую модель Запада. Здесь Запад используется как модель, противоположная России, не с целью отвергнуть ее, а как образец для подражания России. Оба эти направления содержали значительные церковные и теологические компоненты. Славянофилы придерживались мнения, что в православной религии славяне обладали истинной формой христианства и что возвращение к традиции неразделенной церкви было единственным путем вперед для Запада. Находясь под влиянием идей романтизма, славянофилы отводили простым людям важную роль, поскольку рассматривали их как хранилищ неподдельной веры и традиций.Алексей Хомяков (1804-1860), один из выдающихся религиозных мыслителей этой школы, утверждал, что предписания церкви доказывали свою действенность и истинность только тогда, когда они были приняты всей церковью в неформализованном процессе, т.е. когда решения соборов и синодов епископов были "признаны церковью". вся община церкви как голос церкви". Эта точка зрения была основана на идее – на которую само по себе повлияло то, как выглядела католическая церковь в 18–м и 19-м веках, - что Западная церковь (в частности, католическая церковь) стала закостеневшей в результате формализма и юриспруденции, что проявилось в сосредоточении внимания на папе римском. Согласно этой точке зрения, миряне стали объектами без собственной воли, у которых не было иного выбора, кроме как выполнять указы папы римского. И наоборот, православная религия рассматривает себя как целостную церковь. Как мистическое тело Христово, на пастырей и паству возложена задача поддержания чистоты учения в единстве и соборном общении.Западники, напротив, рассматривали православную религию как препятствие для развития России. Некоторые из них довели эту мысль до логического завершения и обратились (обычно в католическую церковь), в то время как другие вообще отвергли религию. Эта позиция играла очень важную роль среди российской интеллигенции вплоть до революции 1917 года. Многие из наиболее важных сторонников этой точки зрения не имели контактов с церковью, от которой они не ожидали какого-либо полезного вклада в преодоление застоя, в котором оказались государство и общество.Эти два направления в русской мысли, оба из которых определялись их отношением к Западу, оказали длительное влияние на интеллектуальные дебаты в России 19 века. Со временем эти две группы сильно отдалились друг от друга. Славянофилы скатились к ярому консерватизму с сильным националистическим оттенком, который политически поддерживал монархию. Напротив, многие западники обратились к крайним политическим взглядам, даже к анархизму. Различные социалистические течения в России также возникли в этом контексте. Для них религия больше не была существенным вопросом. В то время как неудачные попытки революции и реформ в 1905 году закончились победой консервативного направления, в 1917 году возобладали резко антицерковные и антинационалистические социалистические взгляды. Хотя следы обоих направлений все еще были очевидны в отдельных политических решениях и действиях в годы существования Советского Союза, напряженность между этими двумя направлениями больше не играла важной роли. Однако с падением советского режима и советского государства в 1991 году вновь возник вопрос о будущем направлении развития России. До настоящего времени обе позиции очевидны в политической сфере и обществе России; на вопрос об отношении России к Западу в самой России ответа нет, и различные варианты всегда имеют религиозную и философскую составляющую.Прожив годы своего становления в императорской России, знаменитый богослов и эрудит Павел Флоренский (1882-1937) оставался активным деятелем в Советской России вплоть до своего ареста и казни. Для него жизненный опыт был центральным элементом православного богословия. Только те, кто знаком с жизнью православной церкви изнутри, могут ощутить правоту православной религии. В ярком образе Флоренский сравнил усилия людей с запада понять православную церковь с попыткой научиться плавать по суше. Ортодоксальную религию нужно пережить, утверждал он, ее нельзя выучить или доказать. Это говорит о том, что восточное христианство можно понять только изнутри; согласно этой точке зрения, любая попытка рационально постичь его извне обречена на провал. Аналогичная точка зрения была также принята некоторыми западными теологами; абстракция, ассоциируемая с западом, противопоставляется восточному принципу переживания. Для Флоренского запад не столько служил фоном для его собственного взгляда на православную религию. Скорее, он разработал автономный и аутентичный восточный вариант философии, который критикует кантовское понимание истины как недостаточное, подчеркивая его синтезирующую всеохватывающую природу.Важным философским течением, возникшим в первые годы эмиграции после Октябрьской революции и поначалу не нашедшим отклика в Советском Союзе (но оказавшим определенное влияние в России после окончания советского периода), является евразийство. Эта идеология утверждает, что в силу своих уникальных географических, климатических, исторических, а также религиозных особенностей Россия не принадлежит ни к Европе, ни к Азии. Она - "Евразия", особое пространство между двумя континентами. Развивая эту идею, возникла модель истории, которая интегрировала историю России от татарских завоеваний до Октябрьской революции в концепцию ее евразийского своеобразия и судьбы. Евразийство, стоящее в традициях славянофилов XIX века, следует рассматривать в контексте других цивилизационно-критических пониманий истории и культуры в Европе XX века, и подобные идеи также неоднократно возникали с тех пор - идея Хантингтона о "столкновении цивилизаций" в конечном счете также является разновидностью этой идеи.2.2. Анализ трудов русских богословов и церковных деятелей, посвященных ангельской тематикеКонцепция ангелов на протяжении веков была важным аспектом русского богословия и церковного учения. Многочисленные русские богословы и церковные деятели много писали на эту тему, предлагая множество взглядов и интерпретаций. В данном анализе мы рассмотрим некоторые из наиболее заметных работ этих деятелей, сосредоточившись на их взглядах на ангелов, их роли и значении в христианском богословии.Одним из самых влиятельных русских богословов, писавших об ангелах, был святой Григорий Нисский (ок. 335-394 гг. н. э.). Хотя он не был русским по происхождению, его труды оказали глубокое влияние на восточное православное богословие, в том числе и на Русскую православную церковь. В своем трактате "Об ангелах" святой Григорий рассуждает о природе ангелов как чисто духовных существ, созданных Богом для созерцания и восхваления Его. Он подчеркивает, что ангелы принципиально отличаются от людей, поскольку не обладают телами и страстями.Другим важным русским богословом, писавшим об ангелах, был святой Иоанн Дамаскин (ок. 676-749 гг. н. э.). В своем труде "Точное изложение православной веры" он объясняет, что ангелы - это бесплотные существа, наделенные разумом и свободной волей. Он также описывает их иерархическую структуру, состоящую из девяти чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Добродетели, Силы, Княжества, Архангелы и Ангелы. Согласно святому Иоанну, каждый чин по своему духовному совершенству постепенно приближается к Богу и отдаляется от человечества. * Современный русский богослов, много писавший об ангелах, - о. Сергий Булгаков (1871-1944). В своей книге "Православная Церковь" о. Сергий Булгаков исследует роль ангелов в христианском богослужении и таинствах. Он подчеркивает, что ангелы служат посредниками между Богом и человечеством, передавая верующим божественную благодать во время таких религиозных обрядов, как крещение и причастие. О. Булгаков также подчеркивает важность ангелов-хранителей в жизни христианина, утверждая, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает его от бед и ведет к спасению.Значительный вклад в изучение ангелов в христианском богословии внес митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) (р. 1966), выдающийся современный российский церковный деятель и богослов. В своей книге "Тайна веры" он рассуждает о роли ангелов в библейских повествованиях и их взаимоотношениях с людьми на протяжении всей истории человечества. Митрополит Иларион подчеркивает, что ангелы - это не просто абстрактные понятия, а реальные духовные существа, которые активно участвуют в Божьем замысле о спасении человечества. Русские богословы и церковные деятели уделили значительное внимание исследованию ангельской темы на протяжении всей истории человечества. Работы святителя Григория Нисского, преподобного Иоанна Дамаскина, о. Сергия Булгакова и митрополита Илариона дают ценные представления о природе, роли и значении ангелов в христианском учении. Эти мыслители подчеркивают, что ангелы - чистые духи, созданные Богом для Его славы, и что они служат посредниками между Богом и человечеством в различных качествах, включая защиту людей и передачу божественной благодати во время религиозных церемоний.2.3. Развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия XIX – начала XX вв.Развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия XIX - начала XX вековВ контексте русских систем догматического богословия XIX - начала XX веков учение об ангелах подверглось значительному развитию и обсуждению. Этот период был отмечен возрождением интереса к богословским исследованиям, а также углубленным изучением христианских догматов. Учение об ангелах, уходящее своими корнями как в библейские тексты, так и в раннехристианские сочинения, стало в это время предметом богословских размышлений и дискуссий среди русских богословов.Ранние влияния на русское богословиеРусское православное богословие испытало влияние различных источников, включая ранних Отцов Церкви, византийское богословие и западные богословские традиции. Учение об ангелах, будучи неотъемлемой частью христианского богословия, нашло свое место в широких богословских дискуссиях, проходивших в России в XIX и начале XX века.Ключевые темы в развитии доктрины об ангелахБиблейские основы: Русские богословы углублялись в библейские рассказы об ангелах, изучая их роли, иерархию и взаимодействие с людьми, зафиксированные в Писании. Ангельские существа рассматривались как посланники Бога, покровители людей и народов, а также участники космических событий.Патристические толкования: Опираясь на труды ранних Отцов Церкви, русские богословы исследовали толкования и учения об ангелах, выдвинутые такими деятелями, как Ориген, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Эти патристические воззрения создали богатую богословскую базу для понимания природы и функций ангелов.Ангелология в систематическом богословии: Учение об ангелах было интегрировано в более широкие рамки систематического богословия, разработанные русскими богословами. Дискуссии о творении, провидении, эсхатологии и сотериологии часто включали в себя размышления о роли ангелов в Божьем плане для человечества.Взаимодействие с западными богословскими течениями: Поскольку в этот период русское богословие взаимодействовало с западными богословскими тенденциями, в русском богословском дискурсе также можно было заметить влияние католической и протестантской ангелологии. Это перекрестное опыление идей обогатило дискуссии об ангелах в русском догматическом богословии.Выдающиеся деятели русской ангелологииНесколько влиятельных богословов внесли свой вклад в развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия в XIX и начале XX века. Такие деятели, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков и Александр Ельчанинов, обращались к ангелологии в своих богословских трудах, предлагая уникальные взгляды на ангельские существа в контексте православного богословия.Развитие учения об ангелах в русских системах догматического богословия в XIX - начале XX века отражает период активного богословского поиска и размышлений. Синтезируя библейские источники, патристические идеи, систематические богословские рамки и взаимодействуя с западными богословскими тенденциями, русские богословы обогащали свое понимание ангелологии в рамках более широкого ландшафта христианской доктрины.ЗаключениеХудожники пытались запечатлеть ангелов в красках на протяжении сотен лет. Может удивить тот факт, что ангелы в Библии представлены совершенно иначе, чем их обычно изображают на картинах.Большинство ангелов в Библии описаны как имеющие внешность и форму человека. У многих из них, но не у всех, есть крылья. Некоторые из них больше, чем жизнь. Другие имеют множество лиц, которые с одного ракурса кажутся человеком, а с другого - львом, быком или орлом, создавая впечатление, что это человек и животное. Некоторые ангелы яркие, сверкающие и пламенные, в то время как другие по своему внешнему виду больше похожи на обычных людей.В христианстве ангелы считаются агентами Бога. В различных трудах христианского богословия были созданы иерархии ангельских сущностей, которые можно найти в Библии. Ангелы объединены в несколько орденов, которые называются "ангельскими хорами".Согласно богословскому учению о причастии святых, в раю существует общее и уникальное видение истины и созерцание лица Божия, без какого-либо различия между ангелами и человеческими душами, а также общее и уникальное видение истины и созерцание лица Божия. Согласно "Сумме теологии", существуют различные степени творения и непосредственного вверения в жизнь человеческих существ, и все они отличаются друг от друга.Во второй главе Библии указано, что Бог сотворил вселенную, включая небеса и землю, а также все, что в них находится. Согласно ангелам в христианстве и вере, ангелы были созданы одновременно с основанием Земли, возможно, еще до того, как на планете зародилась человеческая жизнь.Список использованной литературы1. Курганов Ф. А. Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи: Обзор эпохи образования и окончательного установления характера взаимоотношений между церковной и гражданскою властью в Византии (325-565). Казань, С. 1-10.2. Тареев М. М. Новое богословие: [Вступительная лекция. Сентябрь, 1916 год] // БВ. 1917. Т. II. № 6/7. С. 7.3. Катанский А. Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви //ХЧ. №9. С. 345.4. Aleksov, Bojan: Religious Dissent Between the Modern and the National: Nazarenes in Hungary and Serbia 1850–1914, Wiesbaden 2006.5. Avvakumov, Georgij: Die Entstehung des Unionsgedankens: Die lateinischeTheologie des Hochmittelalters in der Auseinandersetzungmit dem Ritus der Ostkirche, Berlin 2002.6. Blane, Andrew (ed.): Georges Florovsky: Russian Intellectual and Orthodox Churchman, Crestwood, New York 1993.7. Bremer, Thomas: Erbeneinerlangen Tradition: Die Bedeutung von Staat und Nation für die Orthodoxie, in: Herder-Korrespondenz 54 (2000), pp. 469–473.8. Bremer, Thomas: Cross and Kremlin. A Brief History of the Orthodox Church in Russia, Grand Rapids 2013.9. Bremer, Thomas: EkklesialeStruktur und Ekklesiologie in der SerbischenOrthodoxenKircheim 19. und 20. Jahrhundert, Würzburg 2022.10. Buchenau, Klaus: Orthodoxie und Katholizismus in Jugoslawien 1945–1991: Ein serbisch-kroatischerVergleich, Wiesbaden 2004.11. Buchenau, Klaus: KleinesSerbien, große Welt: SerbiensOrthodoxieüberGlobalisierung und europäische Integration, in: Vasilios N. Makrides (ed.): Religion, Staat und Konfliktkonstellationenimorthodoxen Ost- und Südosteuropa: VergleichendePerspektiven, Frankfurt am Main 2015, pp. 85–114.12. Buchenau, Klaus: Auf russischenSpuren: OrthodoxeAntiwestler in Serbien 1850–1941, Wiesbaden 2019.

Список использованной литературы
1. Курганов Ф. А. Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи: Обзор эпохи образования и окончательного установления характера взаимоотношений между церковной и гражданскою властью в Византии (325-565). Казань, С. 1-10.
2. Тареев М. М. Новое богословие: [Вступительная лекция. Сентябрь, 1916 год] // БВ. 1917. Т. II. № 6/7. С. 7.
3. Катанский А. Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви //ХЧ. №9. С. 345.
4. Aleksov, Bojan: Religious Dissent Between the Modern and the National: Nazarenes in Hungary and Serbia 1850–1914, Wiesbaden 2006.
5. Avvakumov, Georgij: Die Entstehung des Unionsgedankens: Die lateinische Theologie des Hochmittelalters in der Auseinandersetzung mit dem Ritus der Ostkirche, Berlin 2002.
6. Blane, Andrew (ed.): Georges Florovsky: Russian Intellectual and Orthodox Churchman, Crestwood, New York 1993.
7. Bremer, Thomas: Erben einer langen Tradition: Die Bedeutung von Staat und Nation für die Orthodoxie, in: Herder-Korrespondenz 54 (2000), pp. 469–473.
8. Bremer, Thomas: Cross and Kremlin. A Brief History of the Orthodox Church in Russia, Grand Rapids 2013.
9. Bremer, Thomas: Ekklesiale Struktur und Ekklesiologie in der Serbischen Orthodoxen Kirche im 19. und 20. Jahrhundert, Würzburg 2022.
10. Buchenau, Klaus: Orthodoxie und Katholizismus in Jugoslawien 1945–1991: Ein serbisch-kroatischer Vergleich, Wiesbaden 2004.
11. Buchenau, Klaus: Kleines Serbien, große Welt: Serbiens Orthodoxie über Globalisierung und europäische Integration, in: Vasilios N. Makrides (ed.): Religion, Staat und Konfliktkonstellationen im orthodoxen Ost- und Südosteuropa: Vergleichende Perspektiven, Frankfurt am Main 2015, pp. 85–114.

12. Buchenau, Klaus: Auf russischen Spuren: Orthodoxe Antiwestler in Serbien 1850–1941, Wiesbaden 2019.