Мягкая сила» как фактор идеологии и политики Европейского Союза во второй половине ХХ века (1950-2000)
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 25.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Развитие "мягкой силы" в идеологии Европейского Союза 8
1.1 Экономическая интеграция и привлекательность модели европейского союза 15
1.2 Культурный и социальный аспекты "мягкой силы" ЕС 23
2. Политика мягкой силы Европейского Союза на мировой арене 26
2.1 Роль ЕС в международных организациях и конфликтных регионах 34
2.2 Продвижение демократии и прав человека через мягкую силу 40
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Это способствовало укреплению демократических институтов и стабильности в регионах, где были проведены реформы.Дипломатическое и политическое воздействие. ЕС использовал свою дипломатическую и политическую силу для оказания давления на авторитарные режимы и нарушителей прав человека. Это могло включать в себя выступления против нарушений прав человека, проведение дипломатических переговоров и принятие мер санкций в случае необходимости.Сотрудничество с международными организациями. ЕС сотрудничал с другими международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другими, для усиления своего влияния и координации усилий по защите прав человека и продвижению демократии.В целом, Европейский Союз использовал широкий спектр инструментов и стратегий "мягкой силы" для поощрения демократических преобразований и защиты прав человека в различных регионах мира. Эти усилия были направлены на создание более справедливого, стабильного и демократического мирового порядка, отражая принципиальную позицию ЕС в поддержке универсальных ценностей и принципов.Кроме того, ЕС активно поддерживал демократические процессы путем оказания политического и дипломатического давления на режимы, не соблюдающие принципы демократии и прав человека. Это могло включать в себя выступления против авторитарных режимов, введение санкций, а также поддержку оппозиционных и демократических движений.Европейский Союз (ЕС) второй половины ХХ века активно применял политическое и дипломатическое давление на режимы, которые не соблюдали принципы демократии и прав человека. Этот подход был направлен на стимулирование демократических преобразований и защиту прав человека в различных регионах мира. Вот несколько способов, которыми ЕС осуществлял это политическое и дипломатическое давление:Выступления против нарушений прав человекаЕС активно выступал против нарушений прав человека в различных странах мира, включая случаи политических репрессий, преследования оппозиции, цензуры и других форм нарушения основных прав и свобод. Путем официальных заявлений, резолюций и выступлений на международных форумах, таких как Генеральная Ассамблея ООН и Совет по правам человека ООН, ЕС привлекал внимание к нарушениям и призывал к их прекращению.Проведение дипломатических переговоровЕС использовал дипломатические каналы для воздействия на режимы, нарушающие демократические принципы и права человека. Это включало в себя проведение диалогов, переговоров и дипломатических встреч на высоком уровне с представителями таких режимов с целью донесения до них требований по уважению основных прав и свобод.Введение санкцийВ случае серьезных нарушений демократических принципов и прав человека, ЕС мог принимать меры санкций против правительств и должностных лиц, ответственных за нарушения. Это могло включать в себя замораживание активов, запрет на въезд и выезд, экономические ограничения и другие формы давления для достижения изменений в политике и практике режима.Поддержка оппозиции и демократических движений. ЕС активно поддерживал оппозицию и демократические движения в странах, страдающих от авторитарных режимов. Это могло включать в себя финансирование оппозиционных партий, независимых СМИ и организаций гражданского общества, а также оказание политической и дипломатической поддержки.Путем сочетания этих методов и стратегий ЕС стремился оказывать эффективное давление на режимы, не соблюдающие демократические принципы и права человека, и способствовать продвижению демократии и защите прав человека в различных регионах мира.Одним из примеров использования "мягкой силы" ЕС в продвижении демократии и прав человека является его активная роль в процессе расширения. Принятие новых членов ЕС предполагает строгие критерии демократического правления, прав человека и соблюдения правового государства. Это способствует демократическим реформам в странах-кандидатах, таких как страны Центральной и Восточной Европы, а также в странах Западного Балкана.Процесс расширения Европейского Союза (ЕС) представляет собой важную аспект его внешней политики и один из способов использования "мягкой силы" для продвижения демократии и прав человека. Вот несколько примеров, демонстрирующих активную роль ЕС в процессе расширения и связанные с этим мягкие силовые методы:Демократические критерии для присоединение. ЕС устанавливает строгие демократические критерии для стран, желающих вступить в его состав. Эти критерии включают в себя принципы правового государства, демократические институты, защиту прав человека и меньшинств, а также способность принимать и выполнять законодательство ЕС. При этом страны-кандидаты должны пройти процесс демократических реформ и адаптации своих законов и институтов под стандарты ЕС, что стимулирует демократические преобразования в этих странах.Финансовая и экономическая поддержка. ЕС предоставляет финансовую и экономическую поддержку странам-кандидатам в процессе их присоединения. Это включает финансирование проектов по модернизации экономики, поддержку социальных и политических реформ, а также программы развития инфраструктуры и гражданского общества. Такая поддержка способствует укреплению демократических институтов и правового государства в странах-кандидатах.Техническая помощь и советы. ЕС предоставляет техническую помощь и консультации по вопросам демократии и прав человека странам-кандидатам и потенциальным кандидатам. Это может включать в себя обучение местных чиновников, разработку законодательства, поддержку проведения свободных и справедливых выборов, а также содействие развитию гражданского общества и защите прав человека.Кондициональность помощи. ЕС часто связывает предоставление финансовой помощи и других преференций с выполнением странами-кандидатами определенных условий в области демократии и прав человека. Это может включать в себя соблюдение принципов правового государства, свободы слова, независимости судебной системы и защиты основных прав человека. Такой подход стимулирует страны к реформам и улучшению своих демократических институтов.Примером успешного использования мягкой силы ЕС в процессе расширения является его влияние на демократические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы, которые вступили в состав ЕС в конце XX века и начале XXI века. Под воздействием процесса интеграции эти страны прошли значительные демократические реформы, что способствовало укреплению демократии, правового государства и защите прав человека.ЕС также разработал широкий спектр программ поддержки, направленных на конкретные аспекты демократии и прав человека, такие как программы содействия выборам, защита прав меньшинств, борьба с коррупцией, содействие правовой реформе и обеспечение доступа к правосудию.Важно отметить, что в своей деятельности ЕС часто сотрудничает с другими международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы и другими, для усиления своего влияния и эффективности мероприятий по продвижению демократии и прав человека.Таким образом, в течение второй половины ХХ века Европейский Союз активно использовал "мягкую силу" для поддержки и продвижения демократии и защиты прав человека в различных регионах мира, что отражает его принципиальное стремление к созданию более справедливого, стабильного и демократического мирового порядка.ЗаключениеВ заключении данной курсовой работы следует подчеркнуть, что концепция "мягкой силы" заняла центральное место в идеологии и внешней политике Европейского Союза во второй половине XX века. Изучение этого периода позволяет глубже понять, как ЕС использовал свои культурные, политические и экономические ресурсы для формирования стабильного и мирного регионального и глобального порядка, основанного на сотрудничестве, мультилатерализме и продвижении общих ценностей.Процесс интеграции европейских стран, начатый в послевоенный период, олицетворяет собой стремление к миру и процветанию через сотрудничество и объединение усилий. Создание Европейского угольного и стального сообщества, а затем Европейского экономического сообщества, заложило основу для экономической интеграции, которая впоследствии превратилась в более глубокую политическую интеграцию с формированием Европейского Союза.Внедрение "мягкой силы" в качестве основного инструмента внешней политики ЕС позволило ему успешно расширять свое влияние за пределами своих границ, не прибегая к силовым методам. Через продвижение демократии, прав человека, верховенства закона и устойчивого развития ЕС стремился создать сеть стран, разделяющих общие ценности и интересы. Это не только укрепило позиции ЕС на международной арене, но и способствовало формированию более широкого глобального порядка, основанного на правилах и взаимном уважении.Тем не менее, Европейский Союз столкнулся с рядом вызовов, связанных с применением "мягкой силы". Различия во внутренней политике членов ЕС, внешняя конкуренция и международные кризисы показали ограничения и трудности, с которыми ЕС должен был справляться, стремясь сохранить свою роль в мировой политике.В этой связи, анализ развития и применения "мягкой силы" Европейским Союзом в указанный период показывает его значительный вклад в продвижение мира, стабильности и процветания на европейском континенте и за его пределами. Опыт ЕС демонстрирует, как через культурное влияние, политическое сотрудничество и экономическую интеграцию можно достигать долгосрочных положительных изменений в международных отношениях. Однако будущее "мягкой силы" ЕС будет зависеть от его способности адаптироваться к меняющимся глобальным условиям, сохраняя при этом приверженность своим основополагающим ценностям и идеалам.В ходе анализа роли "мягкой силы" в идеологии и политике Европейского Союза во второй половине XX века были сделаны следующие ключевые выводы:Центральная роль ценностей и идеалов: Европейский Союз успешно использовал "мягкую силу" как средство продвижения мира, демократии, прав человека и экономического процветания как внутри, так и за пределами своих границ. Эти ценности и идеалы легли в основу идеологии ЕС и стали ключом к его влиянию на международной арене.Экономическая интеграция как основа политического влияния: Процесс экономической интеграции, начавшийся с создания Европейского угольного и стального сообщества, сыграл важную роль в укреплении "мягкой силы" ЕС. Это не только способствовало миру и стабильности в регионе, но и укрепило позиции ЕС как значимого международного актора.Расширение влияния через политику соседства и расширения: ЕС активно использовал свою "мягкую силу" для расширения своего влияния и продвижения своих ценностей через политику соседства и процесс расширения. Это позволило не только углубить отношения с соседними странами, но и способствовало распространению стабильности и демократических принципов.Важность мультилатерализма и международного сотрудничества: Практика ЕС показала, что мультилатерализм и международное сотрудничество являются эффективными средствами для достижения глобальных целей. Участие ЕС в международных организациях и миротворческих операциях подчеркивает его приверженность сотрудничеству как средству решения международных проблем.Вызовы и адаптация: Несмотря на успехи, ЕС столкнулся с рядом вызовов, включая внутренние разногласия между членами и внешние угрозы, которые тестировали его способность эффективно использовать "мягкую силу". Важность адаптации к меняющимся глобальным условиям и поддержание единства среди членов стала ключевым условием для сохранения и укрепления роли ЕС на международной арене.Перспективы "мягкой силы" ЕС: В будущем "мягкая сила" останется ключевым элементом внешней политики и глобальной стратегии ЕС. Однако для сохранения и укрепления своего влияния ЕС должен будет продолжать адаптироваться к новым вызовам, углублять свои внутренние процессы интеграции и укреплять свои внешние связи, основываясь на принципах мультилатерализма и сотрудничества.Таким образом, "мягкая сила" Европейского Союза выступает как фундаментальный аспект его внешней политики и глобальной стратегии, позволяя ЕС оставаться важным и влиятельным участником международных отношений в условиях постоянно меняющегося мира.Список использованной литературыНарек Минасян Концепция «Мягкой силы» в контексте теорий международных отношений // 21-й век. 2017. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-myagkoy-sily-v-kontekste-teoriy-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 26.02.2024).Цатурян, С. А. «Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной сверхдержавы / С. А. Цатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1223/ (дата обращения: 26.02.2024).Байков Андрей Анатольевич «Мягкая мощь» Европейского союза в глобальном силовом равновесии: евро-российский трек // Вестник МГИМО. 2014. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-mosch-evropeyskogo-soyuza-v-globalnom-silovom-ravnovesii-evro-rossiyskiy-trek (дата обращения: 26.02.2024).Петр Игоревич Касаткин, Наталья Викторовна Ивкина Культурная и образовательная составляющие «Мягкой силы» ЕС // Сравнительная политика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-i-obrazovatelnaya-sostavlyayuschie-myagkoy-sily-es (дата обращения: 26.02.2024).Данилина Марина Викторовна Конфликт интересов Совета Европы, ЕС и РФ в сфере защиты прав человека и продвижения демократии // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-soveta-evropy-es-i-rf-v-sfere-zaschity-prav-cheloveka-i-prodvizheniya-demokratii (дата обращения: 26.02.2024).Бахлов Игорь Владимирович, Бахлова Ольга Владимировна Факторы и этапы европейской интеграции // Контентус. 2016. №12 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-etapy-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 26.02.2024).Борко Юрий Антонович, Биссон Любовь Сергеевна Европейская интеграция: перезапуск идеи “социальной Европы” // Современная Европа. 2019. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-integratsiya-perezapusk-idei-sotsialnoy-evropy (дата обращения: 26.02.2024).Солиев Р.А. История формирование Европейского союза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovanie-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 26.02.2024).Treaty establishing the European Coal and Steel Community, ECSC Treaty // [Text]. [Digital access]. URL: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/treaty-establishing-the-european-coal-and-steel-community-ecsc-treaty.html (Date of the application 21.02.2024) Наумов Александр Олегович, Белоусова Марина Владимировна ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "МЯГКОЙ СИЛЫ" ДЖ. НАЯ: ОТ РОЖДЕНИЯ ИДЕИ ДО НАШИХ ДНЕЙ // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-myagkoy-sily-dzh-naya-ot-rozhdeniya-idei-do-nashih-dney (дата обращения: 26.02.2024);Шинковский М., Фролова Я. Фактор силы в современной системе международных отношений (Геополитический дискурс). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-sily-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy;Бобыло А.М. Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-politike-osobennosti-natsionalnyh-strategiy;Касаткин П.И. Культурная и образовательная составляющие «мягкой силы» ЕС (Сравнительная политика и геополитика). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-i-obrazovatelnaya-sostavlyayuschie-myagkoy-sily-es;Казаримова Д.Б. Проблема репутационного капитала и мягкой силы ЕС в условиях миграционного кризиса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-reputatsionnogo-kapitala-i-myagkoy-sily-es-v-usloviyah-evropeyskogo-migratsionnogo-krizisa;Касаткин П.И., Хрусталев И.М., Аватков В.А. Евробезопасность, интеграция и «мягкая сила» миграции в XXI в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evrobezopasnost-integratsiya-i-myagkaya-sila-migratsii-v-xxi-veke;Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы» // [текст]. [Электронный достуап]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-evropeyskogo-soyuza-ka/?sphrase_id=28321965 (дата обращения: 25.02.2024);Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г. Ашина, Е. Морозовой, Т. Алексеевой. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. – 832 с.;Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / Пер. с англ. В. Супруна. – Новосибирск: Фонд социопрогност. исслед. «Тренды», 2006. – 221 с.Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-XXI. – М., 2004. – № 10. – С. 33–41.Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. – М.: Ad Marginem, 1996. – 287 с. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: Весь мир, 2000. – 559 с.Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – 576 с.Шлыков П. Гражданское общество в Турции и влияние европейских институтов на его развитие // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. – М., 2012. – № 3. – С. 210–251.Шлыков П. Гражданское общество в Турции: Иллюзии и реальность // Восток (Oriens). – М., 2009. – № 1. – С. 109–122. Шлыков П. Куда идет Турция? (Метаморфозы прозападного курса развития) // Современная Европа. – М.: Институт Европы РАН, 2013. – № 1 (53). – С. 58–75. Шлыков П. Курдский вопрос в Турции: На пути к разрешению конфликта? // Перспективы / Фонд исторической перспективы. – 26.06.2013. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/ oykumena/vostok/kurdskij_vopros_v_turcii_na_puti_k_razresheniju_konfl ikta_2013-06-26.htm (Дата обращения – 10.02.2014). Шлыков П. Турецкая модель гражданского общества: В поисках компромисса между секуляризмом, исламизмом и демократией // Исламский фактор в истории и современности / Отв. ред. В. Белокреницкий. – М.: Восточная литература, 2011. – С. 221–242.Шлыков П. Турция после выборов 2011 г.: Парадоксы политического развития // Вестник Московского университета. Серия 13, Востоковедение. – М.: МГУ, 2012. – № 3. – С. 3–28.AB ve Türkiye sivil toplum diyaloğu III: Program hakkinda / Türkiye Cumhuriyeti Avrupa Birliği Bakanlığı // Sivil toplum diyaloğu III. – Mode of access: http://www.csdproject.net/tr-tr/siviltoplumdiyalogu/program hakkinda.aspx (Дата обращения – 12.02.2014).Almond G., Verba S. The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. – Princeton, NJ: Princeton univ. press, 1963. – 562 p.Avrupa Birliği uyum yasa paketleri / Avrupa Birliği Genel Sekreterliği. – Ankara, 2007. – 280 p. – Mode of access: http://www.abgs.gov.tr/files/ pub/abuyp.pdf (Дата обращения – 12.02.2014).Barber B. Clansmen, consumers, and citizens: Three takes on civil society // Civil society, democracy, and civic renewal / R. Fullinwider (Ed.). – Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1999. – P. 9–30. 20. Chandoke N. State and civil society: Explorations in political theory. – New Delhi: Sage, 1995. – 266 p. Civil society: Local and regional responses to global challenges / M.Herkenrath (Ed.). – Berlin: LIT Verlag, 2007. – 251 p.Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Commettee and the Committee of the Regions: Civil society dialogue between the EU and candidate countries / The Commission of the European Communities. – Brussels, 2005. – 29 June. – COM (2005) 290 final. – 15 p. – Mode of access: http://eur-lex. euro pa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0290:FIN:EN:PDF (Дата обращения – 10.02.2014).Communication from the Commission to European Parliament and the Council: Enlargement Strategy and Main Challenges 2007–2008 / The Commission of the European Communities. – Brussels, 2007. – 6 November. – COM (2007) 663 final. – 61 p. – Mode of access: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2007/nov/strategy_paper_en.pdf (Дата обращения – 10.02.2014).Cumhuriyet. – Istanbul, 1998. – 4 June. – Mode of access: http://www.cumhuriyetarsivi.com/monitor/index.xhtml (Дата обращенике – 10.02.2014).Cumhuriyet. – Istanbul, 1998. – 10 November. – Mode of access: http://www.cumhuriyetarsivi.com/monitor/index.xhtml (Дата обращения – 10.02.2014).Diamond L. Rethinking civil society: Toward democratic consolidation //J. of Democracy. – Wash., DC: The Johns Hopkins univ. press, 1994. – Vol. 5, N 3. – P. 4–17.Diamond L. The spirit of democracy: The struggle to build free societies throughout the world. – N.Y.: Henry Holt and Company, 2008. – 448 p.Dimitrova A., Pridham G. International actors and democracy promotion in Central and Eastern Europe: The integration model and its limits // Democratization. – L.: Routledge, 2004. – Vol. 11, N 5. – P. 91–112.Duchêne F. Europe’s role in world peace // Europe tomorrow: Sixteen Europeans look ahead / R. Mayne (Ed.). – L.: Collins, 1972. – P. 32–47.Edwards M. Civil society. – Malden, MA: Polity Press, 2004. – 138 p.Eşcinsel derneği kapatıldı // Hürriyet. – Istanbul, 2008. – 30 May. – Mode of access: http://www.hurriyet.com.tr/gundem/9051425.asp?m=1 (Дата обращения – 12.02.2014).EU Enlargement: Instrument for pre-accession assistance (IPA): Turkey / European Commission. – Mode of access: http://ec.europa.eu/enlargement/instruments/funding-by-country/turkey/index_en.htm (Дата обращения – 10.02.2014).Freyburg T. Democracy promotion through functional cooperation: The case of the European neighborhood policy // Democratization. – L.: Routledge, 2011. – Vol. 18, Issue 4. – P. 1001–1025.Genta C., Müftüler-Baç M. Gender equality in Turkey: Note / Policy Department C of the European Parliament. – Brussels, 2012. – 15 p. – Mode of access: http://www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/201204/ 20120424ATT43808/20120424ATT43808EN.pdf (Дата обращения – 10.02.2014).Grabbe H. European Union conditionality and the Acquis Communautaire // International political science review / International Political Science Association. – Wash., DC: Sage, 2002. – Vol. 23, N 3. – P. 249–268.Grabbe H. How does Europeanization affect CEE governance? Conditionality, diffusion and diversity // J. of European public policy. – L.: Routledge, 2001. – Vol. 8, N 6. – P. 1013–1031.Най Джозеф С. Умная сила: эссе // Полит. наука. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnaya-sila-esse (дата обращения: 23.04.2024);Косов Ю. В. Роль римского договора в европейской интеграции // Управленческое консультирование. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rimskogo-dogovora-v-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 23.04.2024);Лёвина Н. П. Лиссабонский договор - новый основополагающий документ Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lissabonskiy-dogovor-novyy-osnovopolagayuschiy-dokument-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 24.04.2024);Бабынина Л. О. 20 лет Маастрихтскому договору: куда движется Европейский союз? // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/20-let-maastrihtskomu-dogovoru-kuda-dvizhetsya-evropeyskiy-soyuz (дата обращения: 24.04.2024);Авдеенко Е. Г. От маастрихта к Амстердаму: стратегия ФРГ в области общей внешней политики, безопасности и обороны в Европе // Вестник ЧелГУ. 2011. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-maastrihta-k-amsterdamu-strategiya-frg-v-oblasti-obschey-vneshney-politiki-bezopasnosti-i-oborony-v-evrope (дата обращения: 24.04.2024);Гришаева Л. Е. Устав оон и новое мироустройство // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustav-oon-i-novoe-miroustroystvo (дата обращения: 24.04.2024).
2. Цатурян, С. А. «Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной сверхдержавы / С. А. Цатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1223/ (дата обращения: 26.02.2024).
3. Байков Андрей Анатольевич «Мягкая мощь» Европейского союза в глобальном силовом равновесии: евро-российский трек // Вестник МГИМО. 2014. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-mosch-evropeyskogo-soyuza-v-globalnom-silovom-ravnovesii-evro-rossiyskiy-trek (дата обращения: 26.02.2024).
4. Петр Игоревич Касаткин, Наталья Викторовна Ивкина Культурная и образовательная составляющие «Мягкой силы» ЕС // Сравнительная политика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-i-obrazovatelnaya-sostavlyayuschie-myagkoy-sily-es (дата обращения: 26.02.2024).
5. Данилина Марина Викторовна Конфликт интересов Совета Европы, ЕС и РФ в сфере защиты прав человека и продвижения демократии // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-soveta-evropy-es-i-rf-v-sfere-zaschity-prav-cheloveka-i-prodvizheniya-demokratii (дата обращения: 26.02.2024).
6. Бахлов Игорь Владимирович, Бахлова Ольга Владимировна Факторы и этапы европейской интеграции // Контентус. 2016. №12 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-etapy-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 26.02.2024).
7. Борко Юрий Антонович, Биссон Любовь Сергеевна Европейская интеграция: перезапуск идеи “социальной Европы” // Современная Европа. 2019. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-integratsiya-perezapusk-idei-sotsialnoy-evropy (дата обращения: 26.02.2024).
8. Солиев Р.А. История формирование Европейского союза // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovanie-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 26.02.2024).
9. Treaty establishing the European Coal and Steel Community, ECSC Treaty // [Text]. [Digital access]. URL: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/treaty-establishing-the-european-coal-and-steel-community-ecsc-treaty.html (Date of the application 21.02.2024)
10. Наумов Александр Олегович, Белоусова Марина Владимировна ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ "МЯГКОЙ СИЛЫ" ДЖ. НАЯ: ОТ РОЖДЕНИЯ ИДЕИ ДО НАШИХ ДНЕЙ // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-myagkoy-sily-dzh-naya-ot-rozhdeniya-idei-do-nashih-dney (дата обращения: 26.02.2024);
11. Шинковский М., Фролова Я. Фактор силы в современной системе международных отношений (Геополитический дискурс). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-sily-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy;
12. Бобыло А.М. Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-politike-osobennosti-natsionalnyh-strategiy;
13. Касаткин П.И. Культурная и образовательная составляющие «мягкой силы» ЕС (Сравнительная политика и геополитика). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-i-obrazovatelnaya-sostavlyayuschie-myagkoy-sily-es;
14. Казаримова Д.Б. Проблема репутационного капитала и мягкой силы ЕС в условиях миграционного кризиса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-reputatsionnogo-kapitala-i-myagkoy-sily-es-v-usloviyah-evropeyskogo-migratsionnogo-krizisa;
15. Касаткин П.И., Хрусталев И.М., Аватков В.А. Евробезопасность, интеграция и «мягкая сила» миграции в XXI в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evrobezopasnost-integratsiya-i-myagkaya-sila-migratsii-v-xxi-veke;
16. Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы» // [текст]. [Электронный достуап]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-evropeyskogo-soyuza-ka/?sphrase_id=28321965 (дата обращения: 25.02.2024);
17. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г. Ашина, Е. Морозовой, Т. Алексеевой. – М.: Мысль, 1997. – Т. 2. – 832 с.;
18. Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / Пер. с англ. В. Супруна. – Новосибирск: Фонд социопрогност. исслед. «Тренды», 2006. – 221 с.
19. Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения // Свободная мысль-XXI. – М., 2004. – № 10. – С. 33–41.
20. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. – М.: Ad Marginem, 1996. – 287 с.
21. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: Весь мир, 2000. – 559 с.
22. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – 576 с.
23. Шлыков П. Гражданское общество в Турции и влияние европейских институтов на его развитие // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. – М., 2012. – № 3. – С. 210–251.
24. Шлыков П. Гражданское общество в Турции: Иллюзии и реальность // Восток (Oriens). – М., 2009. – № 1. – С. 109–122.
25. Шлыков П. Куда идет Турция? (Метаморфозы прозападного курса развития) // Современная Европа. – М.: Институт Европы РАН, 2013. – № 1 (53). – С. 58–75.
26. Шлыков П. Курдский вопрос в Турции: На пути к разрешению конфликта? // Перспективы / Фонд исторической перспективы. – 26.06.2013. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/ oykumena/vostok/kurdskij_vopros_v_turcii_na_puti_k_razresheniju_konfl ikta_2013-06-26.htm (Дата обращения – 10.02.2014).
27. Шлыков П. Турецкая модель гражданского общества: В поисках компромисса между секуляризмом, исламизмом и демократией // Исламский фактор в истории и современности / Отв. ред. В. Белокреницкий. – М.: Восточная литература, 2011. – С. 221–242.
28. Шлыков П. Турция после выборов 2011 г.: Парадоксы политического развития // Вестник Московского университета. Серия 13, Востоковедение. – М.: МГУ, 2012. – № 3. – С. 3–28.
29. AB ve Türkiye sivil toplum diyaloğu III: Program hakkinda / Türkiye Cumhuriyeti Avrupa Birliği Bakanlığı // Sivil toplum diyaloğu III. – Mode of access: http://www.csdproject.net/tr-tr/siviltoplumdiyalogu/program hakkinda.aspx (Дата обращения – 12.02.2014).
30. Almond G., Verba S. The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. – Princeton, NJ: Princeton univ. press, 1963. – 562 p.
31. Avrupa Birliği uyum yasa paketleri / Avrupa Birliği Genel Sekreterliği. – Ankara, 2007. – 280 p. – Mode of access: http://www.abgs.gov.tr/files/ pub/abuyp.pdf (Дата обращения – 12.02.2014).
32. Barber B. Clansmen, consumers, and citizens: Three takes on civil society // Civil society, democracy, and civic renewal / R. Fullinwider (Ed.). – Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1999. – P. 9–30. 20. Chandoke N. State and civil society: Explorations in political theory. – New Delhi: Sage, 1995. – 266 p.
33. Civil society: Local and regional responses to global challenges / M.
34. Herkenrath (Ed.). – Berlin: LIT Verlag, 2007. – 251 p.
35. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Commettee and the Committee of the Regions: Civil society dialogue between the EU and candidate countries / The Commission of the European Communities. – Brussels, 2005. – 29 June. – COM (2005) 290 final. – 15 p. – Mode of access: http://eur-lex. euro pa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0290:FIN:EN:PDF (Дата обращения – 10.02.2014).
36. Communication from the Commission to European Parliament and the Council: Enlargement Strategy and Main Challenges 2007–2008 / The Commission of the European Communities. – Brussels, 2007. – 6 November. – COM (2007) 663 final. – 61 p. – Mode of access: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2007/nov/strategy_paper_en.pdf (Дата обращения – 10.02.2014).
37. Cumhuriyet. – Istanbul, 1998. – 4 June. – Mode of access: http://www.cumhuriyetarsivi.com/monitor/index.xhtml (Дата обращенике – 10.02.2014).
38. Cumhuriyet. – Istanbul, 1998. – 10 November. – Mode of access: http://www.cumhuriyetarsivi.com/monitor/index.xhtml (Дата обращения – 10.02.2014).
39. Diamond L. Rethinking civil society: Toward democratic consolidation //
40. J. of Democracy. – Wash., DC: The Johns Hopkins univ. press, 1994. – Vol. 5, N 3. – P. 4–17.
41. Diamond L. The spirit of democracy: The struggle to build free societies throughout the world. – N.Y.: Henry Holt and Company, 2008. – 448 p.
42. Dimitrova A., Pridham G. International actors and democracy promotion in Central and Eastern Europe: The integration model and its limits // Democratization. – L.: Routledge, 2004. – Vol. 11, N 5. – P. 91–112.
43. Duchêne F. Europe’s role in world peace // Europe tomorrow: Sixteen Europeans look ahead / R. Mayne (Ed.). – L.: Collins, 1972. – P. 32–47.
44. Edwards M. Civil society. – Malden, MA: Polity Press, 2004. – 138 p.
45. Eşcinsel derneği kapatıldı // Hürriyet. – Istanbul, 2008. – 30 May. – Mode of access: http://www.hurriyet.com.tr/gundem/9051425.asp?m=1 (Дата обращения – 12.02.2014).
46. EU Enlargement: Instrument for pre-accession assistance (IPA): Turkey / European Commission. – Mode of access: http://ec.europa.eu/enlargement/instruments/funding-by-country/turkey/index_en.htm (Дата обращения – 10.02.2014).
47. Freyburg T. Democracy promotion through functional cooperation: The case of the European neighborhood policy // Democratization. – L.: Routledge, 2011. – Vol. 18, Issue 4. – P. 1001–1025.
48. Genta C., Müftüler-Baç M. Gender equality in Turkey: Note / Policy Department C of the European Parliament. – Brussels, 2012. – 15 p. – Mode of access: http://www.europarl.europa.eu/document/activities/cont/201204/ 20120424ATT43808/20120424ATT43808EN.pdf (Дата обращения – 10.02.2014).
49. Grabbe H. European Union conditionality and the Acquis Communautaire // International political science review / International Political Science Association. – Wash., DC: Sage, 2002. – Vol. 23, N 3. – P. 249–268.
50. Grabbe H. How does Europeanization affect CEE governance? Conditionality, diffusion and diversity // J. of European public policy. – L.: Routledge, 2001. – Vol. 8, N 6. – P. 1013–1031.
51. Най Джозеф С. Умная сила: эссе // Полит. наука. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnaya-sila-esse (дата обращения: 23.04.2024);
52. Косов Ю. В. Роль римского договора в европейской интеграции // Управленческое консультирование. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rimskogo-dogovora-v-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 23.04.2024);
53. Лёвина Н. П. Лиссабонский договор - новый основополагающий документ Европейского Союза // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lissabonskiy-dogovor-novyy-osnovopolagayuschiy-dokument-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 24.04.2024);
54. Бабынина Л. О. 20 лет Маастрихтскому договору: куда движется Европейский союз? // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/20-let-maastrihtskomu-dogovoru-kuda-dvizhetsya-evropeyskiy-soyuz (дата обращения: 24.04.2024);
55. Авдеенко Е. Г. От маастрихта к Амстердаму: стратегия ФРГ в области общей внешней политики, безопасности и обороны в Европе // Вестник ЧелГУ. 2011. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-maastrihta-k-amsterdamu-strategiya-frg-v-oblasti-obschey-vneshney-politiki-bezopasnosti-i-oborony-v-evrope (дата обращения: 24.04.2024);
56. Гришаева Л. Е. Устав оон и новое мироустройство // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustav-oon-i-novoe-miroustroystvo (дата обращения: 24.04.2024).