Педагогическая поддержка детей, проживающих в замещающих семьях, в процессе обучения в начальной школе
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 01.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический аспект педагогической поддержки детей, проживающих в замещающих семьях, в начальной школе. 7
1.1. Понятие и особенности замещающих семей 7
1.2. Роль педагогической поддержки в образовании детей из замещающих семей 11
1.3. Педагогические подходы и стратегии в работе с детьми из замещающих семей 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Практическая реализация педагогической поддержки детей, проживающих в замещающих семьях, в начальной школе. 17
2.1. Организационные аспекты педагогической поддержки детей, проживающих в замещающих семьях в начальной школе 17
2.2. Индивидуальная работа с детьми из замещающих семей 22
2.3. Работа с родителями в замещающих семьях………………………………29
2.4. Оценка эффективности педагогической поддержки………………………36
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список используемой литературы 54
Приложения 61
Можно применять разные методики.Могут использоваться всевозможные методики, активно применяются при занятиях с детьми в практике психотерапевтов и психологов: игровой методики, методов общения с искусством, сказкотерапии. [5, c.47]Нужно оказывать замещающей семье педагогическую и психологическую поддержку в проблемных ситуациях, чтобы установить в семье психологическое и социальное благополучие. Также важным аспектом будет работа и активное взаимодействие с замещающими родителями детей, активное сотрудничество со всеми членами семей, тесное взаимодействие семьи и учебного заведения, систематическая и структурированная планомерная работа. Нужно оказывать замещающим родителям педагогическую и психологическую поддержку в осознании принципов построения семьи, чтобы они имели возможность принимать взвешенные решения в важных вопросах.При оценке готовности работы педагога с детьми из замещающих семей важны также его личностные качества и психологические особенности, а кроме того его потенциал и имеющийся опыт, нужные для благоприятного воспитания, обучения, развития ребенка, его способность к профессиональному развитию, усвоению нового современного опыта, способность учитывать быстро меняющиеся реалии современного мира. Это даст возможность успешного разрешения проблемных ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса. Кроме того, необходимо принимать во внимания личные качества, которые будут во многом создавать психологический климат в учебном заведении определят характер взаимоотношений между педагогом и ребенком.Необходимо установить тесное сотрудничество педагогов и работников органов опеки, психологов не только с замещающими семьями, но и с другими людьми, которые составляют для ребенка социальную среду.Для оценки результативности мер, проведенных в ходе работы над исследованием, мы осуществили контрольный срез. Вот каковы его результаты. Осуществленный эксперимент дал возможность проверить эффективность итоговых результатов, и осуществлен был итоговый срез исследования, нацеленный на повышения эффективности педагогической поддержки детям, воспитывающимся в замещающих семьях, для достижения наибольшей успешности в их воспитании и обучении. Итоги проведенного психологического исследования, основанного на разнообразных методах диагностики, показали положительную динамику.Нужно обратить внимание, что на данном этапе младшие школьники показали более высокий результат при прохождении данного тестирования, что сказалось на итоговых результатах. Таблица 4. КачестваСредние результаты детей из замещающих семейАдаптация78Приятие себя 70Принятие других людей54Психологический комфорт 53Интернальность 63Доминирование 77Итоги по методике Р. Роджерса: Рис. 2Снова проводился опрос целью выявления и оценки эффективности выполненной работы и результативности проведенных мероприятий.Многие дети показали высокую адаптированность. В целом, можно заключить, что степень адаптированности детей-сирот и детей, разлученных по каким-либо причинам и биологическими родителями, отличается. Большая часть детей (около 55%) показала средний показатель адаптивности. Изучение и оценка состояния детей позволили выявить позитивные тенденции, говорящие о благоприятном состоянии и положительной динамике в развитии детей. При этом нужно отметить, что мальчики показали более положительные результаты в сравнении с девочками. Итак, применённый метод дал возможность узнать средний показатель адаптивности, однако нужно отметить, что отдельные дети отличаются своей повышенной адаптированностью. Также нужно подчеркнуть, что психологическое состояние и эмоциональное состояние детей оценены в пределах нормы.Опираясь на прежние исследования, было необходимо также проанализировать уровень самооценки у детей, воспитывающихся в замещающих семьях, принимая во внимание разницу в показателях у различных гендеров.Необходимо обратить внимание, что выявленные показатели обнаружили проблему низкую самооценку у девочек. Однако у мальчиков выявлено некоторое отставание в ходе адаптации по сравнению с девочками, проявляющими большую способность к успешной адаптации. Нужно сказать, что полученные результаты также говорят о ещё некоторых отличиях в ходе процессов адаптации между мальчиками и девочками. Выявлены различия в психологическом комфорте и умениях привыкать к новым обстоятельствам и жизненным ситуациям. Кроме того, необходимо отметить, что показатель, связанный с отношением к другим людям выявлен одинаковым у обоих гендеров - как мальчиков, так и девочек. Всё это показывает о важность и перспективность будущих исследований в данном направлении, изучения вопросов взаимосвязи педагогической поддержки и детской самооценки. Особенно важен этот вопрос применительно к детям, растущим в замещающих семьях. Отношения детей с педагогами и школьным коллективном являются важнейшим аспектом, влияющим на их психологическую адаптацию и успешность учебной деятельности, социализации.Для повышения уровня самооценки и укрепления положительных взаимоотношений ребенка со школьным коллективом, необходимо проводить беседы, личные консультации с ребенком, где нужно говорить об его проблемах и трудностях, а также обсуждать его поведение и отношения с замещающими родителями и сверстниками, трудности в учебе и общении. Необходимо не допускать неуместных замечаний, которые могут оказаться непонятными ребенку или обидеть его.Также по прошествии трех месяцев были снова проанализированы оценки, текущая и четвертная успеваемость детей исследуемой группы по различным дисциплинам. Была зафиксирована положительная динамика в учебных результатах учащихся начальных классов, проживающих в замещающих семьях. Таблица 5. Учащиеся, проживающие в замещающих семьяхУспеваемость по гуманитарным дисциплинамУспеваемость по математикеМальчики Средний балл 4.0 Средний балл4.3Девочки Средний бал4.2 Средний балл4.1Исходя из выявленных результатов исследования, можно дать следующие рекомендации педагогам:- формировать для ребенка в ходе педагогического процесса благоприятные и комфортные условия, помогающие достижению психологического комфорта;- строить отношения с ребенком на уважении к его личности и на принципах заботы, доброты, помощи, поддержке, понимании;- для созданий условий гармонического развития ребенка нужно включать его в разнообразные виды деятельности.- эта деятельность должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка.Не стоит сосредотачиваться на воспитании дисциплинированности, нужно придавать первостепенное значение реализации личных способностей ребенка.Одна из главных проблем, которую необходимо учитывать педагогу, это понимание наличия у учащихся из замещающих семей предыдущего негативного опыта и то, что такие дети испытывают недостаток внимания, любви, уважения к их личному достоинству.Нужно проявлять терпение, понимание, спокойствие в возникающих проблемных ситуациях. При этом нельзя демонстрировать таких детям сочувствие или давать им понять, что они чем-либо отличаются от сверстников, наоборот, необходимо максимально вовлекать их в коллективные дела, внеурочную деятельность, творческую деятельность. Это может быть участие в организации праздников, спектаклей, концертов и т.д. Это способствует более быстрой и успешной социализации, установлению благоприятных отношений с одноклассниками. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. Деятельность педагогов, работающих с детьми, проживающими в замещающей семье, основывается на ряде принципов, таких как: непрерывность, системность и цикличность. Работа идёт постепенно и структурированно, с учетом ситуации конкретной замещающей семьи. Роль педагога в процессе поддержки детей из замещающих семей, их адаптации к новым семейным и школьным условием крайне высока. Готовность работать с такими детьми является важным аспектом педагогической деятельности. Педагогу начальной школы необходимо иметь соответствующие компетенции и подготовленность, знание специфики работы с замещающими семьями. Правильный подход к данной проблеме способствует повышению эффективности адаптации ребенка как в школьном коллективе, так и дома, способствует улучшению его психо-эмоционального состояния, повышению его учебных результатов.Тема педагогической работы с замещающими семьями становится всё более актуальной на сегодняшний день, однако, её разработанность в психолого-педагогической и методической литературе на данный момент недостаточна. Опытно-экспериментальное исследование показало, что дети из замещающих семей, в особенности те, кто находится в новой семье недавно, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с адаптацией в новой социальной среде, в новой семье и коллективе. У многих выявлена заниженная самооценка и приятие себя. Возможно, это обусловлено негативным предыдущим опытом. Так же выявлены трудности в учебной деятельности. Дети из замещающих семей показывают более низкие результаты успеваемости. При этом, большинство педагогов не имеют достаточного опыта и знаний для поддержки детей из замещающих семей и помощи им в разрешении возникающих трудностей и проблемных ситуаций, однако, желают развиваться в данном направлении. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной исследовании мы сосредоточили внимание на теме педагогической поддержки замещающих семей. В первой главе мы изучили особенности замещающих семей и роль педагогической поддержки в воспитании младшего школьника, проживающего в условиях замещающей семьи, а также изучили основные подходы и стратегии работы педагога с замещающими семьями. Итак, замещающие семьи – это семьи, принимающие на себя функции по воспитанию детей, которые по каким-либо причинам не могут воспитываться их настоящими родителями. Такие семьи имеют крайне важное значение в обществе, способствуют обеспечению стабильности и поддержки для таких детей, формируя для них условия, нужные для их нормального воспитания, обучения, развития и адаптации кновым жизненным обстоятельствам.Существует несколько разновидностей замещающих семей: приёмные семьи, опекунские семьи и семьи с условиями семейного устройства по опекунству. Приёмные семьи дают детям возможность проживать в нормальной домашней обстановке, получать уход и эмоциональную поддержку от заботливых приёмных родителей. Педагогическая поддержка детей из замещающих семей в начальных классах – очень важная часть их успешной социализации и учебной деятельности. Педагогическая поддержка помогает детям, воспитывающимся в замещающих семьях справляться с возможными проблемами, какие неизбежнопоявляются из-за перемен в их жизни, и дает им нужную помощь и направляет в учебном процессе.Одной из главных задач педагогической поддержки выступает создание надежных и доверительных отношений, чтобы дети могли ощущать себя принятыми в семье и школе. Педагогам следует демонстрировать понимание и сочувствие к проблемам детей, а кроме того, они должны быть готовы адаптировать свои методики в соответствии с личностными особенностями каждого ученикаВ ходе реализации педагогической поддержки осуществляется и деятельность по воспитанию у ребенка способностей к саморегуляции и эмоциональному самоконтролю. Учителя помогают развитию у детей способностей к преодолению трудностей, психологической устойчивости, развитию мотивации и способностей к самодисциплине. Это побуждает детей из замещающих семей к развитию самостоятельности и успешности как в учебной деятельности, так и в социальной жизни.Педагогическая поддержка детей из замещающих семей – это сложный и многранный процесс, нацеленный на достижение их благоприятной социализации, воспитания, развития и образования. Во второй части нашей работы нами было осуществлено опытно-экспериментальное исследование, результаты констатирующего этапа которого показали низкое качество или недостаточность психолого-педагогической поддержки замещающих семей. Однако последующие этапы исследования доказали, что различные методы и приемы по повышению компетентности педагогов по вопросам работы с детьми из замещающих семей весьма благотворно сказываются напсихоэмоциональном состоянии детей и их социализации, адаптации в школьном коллективе. Роль педагога в процессе поддержки детей из замещающих семей, их адаптации к новым семейным и школьным условием крайне высока. Готовность работать с такими детьми является важным аспектом педагогической деятельности. Педагогу начальной школы необходимо иметь соответствующие компетенции и подготовленность, знание специфики работы с замещающими семьями. Правильный подход педагога к данной проблеме способствует повышению эффективности адаптации ребенка как в школьном коллективе, так и дома, способствует улучшению его психо-эмоционального состояния. Таким образом, гипотеза исследования доказана. Список используемой литературы1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 2019. -335 с.5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания //Избранные психологические труды- Москва Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2016.-384 с.3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. - 606 с.4. Андреева Г.М. Социальная педагогика. М.: Аспект Пресс, 2023.-373 с.5. Анисимова И.В., Макхамова З.Р. Некоторые особенности психосоциальной адаптации воспитанников школ-интернатов // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. М. - 2022. - Вып. 2. - С. 61-65.6. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2023. — 224 с.7. Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. д-ра.пед. наук. Казань, 2019. - 34 с.8. Байбородова Л.В. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль: ЯГ11У им. К.Д. Ушинского,2019.-65 с.9. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков: ПОИПКРО, 2020.-93 с.10. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 6-10 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореферат дис. . канд. психолог, наук. М., 2005. - 25 с.11. Басилова Т. А., Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. — М.: Академия, 2020. - 480 с.12. Басова В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. М., 2019. - 120 с.13. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2023. -104 с.14. Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов Ярославля // Детский дом. 2016. - № 2 (19). - С. 32-34.15. Белкина А.Д. Приемные дети: вопросы и ответы // Семья России. 2020. -№ 1. С. 69-73.16. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 2020 - 298 с.17. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2017. - 176 с.18. Бодрова М.Г., Бобылева И.А., Зотова Н.А. и др.. Из опыта работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под общей ред. Е.В. Селениной. Владимир: Изд-во «Посад», 2022. - 200 с.19. Бордовская Н.В., Реан А. Педагогика. — СПб.: Питер, 2020. — 299 с.20. Бородатая М.Н. Технология социально-психологической ресоциализации подростков с девиантным поведением. — Киров: НОК «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2023. — 92 с.21. Брюхова В.М. Партнерство семьи и школы. М.: Чистые пруды, 2017.-32 с.22. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. 2017. - № 6. - С. 126-139.24. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 2018. - 208 с.25. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Изд-во УРАО, 2021.-98 с.26. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 2018.-95 с.27. Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 2015. - 176 с.28. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых. — Свердловск: СИПИ, 2019. -75 с.29. Гуров В.Н. Социальная работа общеобразовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2016. - 320 с.30. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2022. — 192 с.31. Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: Дис. канд. пед. наук. -М., 2017. -216 с.32. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья. М.: Полиграф сервис, 2015. - 112 с.33. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «Слово», 2022. - 100 с.34. Кольтинова, В. В. Подготовка учителя к взаимодействию с участниками начального образования на основе социального партнерства / В. В. Кольтинова // Инновации и традиции в педагогике начального образования. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 106-121. 35. Кольтинова, В. В. Компетенции специалистов в работе с замещающей семьей / В. В. Кольтинова // Artium Magister. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 56-60. 36. Кольтинова, В. В. Ресурс замещающей семьи в формировании личности ребенка / В. В. Кольтинова // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : Материалы методологического семинара, Москва, 18 декабря 2020 года / Отв. редактор Е.Ю. Бекасова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 112-117. 37. Кольтинова, В. В. Психолого-педагогическая помощь ребенку в образовательной организации с учетом ресурса его замещающей семьи / В. В. Кольтинова // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 17 декабря 2020 года. Том 2. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – С. 226-231. 38. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 2015. - Т. 5. - 336 с.39. Образовательное учреждение и семья: сотрудничество и партнерство // Сборник материалов научно-практической конференции. -Казань, 2020.- 107 с.40. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2020. -№ 4. - С. 39-52.41. Подготовка социальных педагогов к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / Под ред. М.С. Ерохиной. -Кн. 2-я. Псков: «Гименей», 2018. - 184 с.42. Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи / Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского. — Ярославль: ЯРГПУ, 2016. С. 214-221.43. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета, 2020, 2003.-64 с.44. Психологическое развитие детей-сирот / Под ред. JI.M. Шипициной. СПб.: ИСП и П, 2019. - 185 с.45. Скибинский С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-СПб., 2017- 18 с.46. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск: Тессей, 2019. - С. 48-49.47. Шалагина Е.В. Система взаимодействия учителя и ученика в современной школе (социологический аспект): Автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2018. - 19 с.48. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. -СПб.: Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000.- с. 13-18.49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.Н. Зинченко. М.: Педагогика, 2019. - 554 с.50. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2016. - 96 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для преподавателей, работающих с учащимися начальной школы, проживающими в замещающих семьях.Укажите Вашу должностьУкажите Ваш стаж работы в годахИмеете ли Вы опыт работы с детьми, проживающими в замещающих семьях?Какие проблемы Вы наблюдаете у детей, проживающих в замещающих семьях, в процессе обучения в начальной школе?Считаете ли Вы, что детям, проживающим в замещающих семьях, требуется дополнительная психологическая или эмоциональная поддержка? В чем она может заключаться?Какие стратегии Вы применяете для поддержки этих детей в процессе обучения?Какие методы Вы используете для мотивации детей из замещающих семей к обучению?В каких формах может заключаться сотрудничество с замещающими семьями в педагогической поддержке детей?Какие формы Вы используете во взаимодействии с другими педагогами и специалистами (психологом, социальным работником и т.д.) для поддержки детей из замещающих семей?Какие методы Вы используете для развития социальных навыков у детей из замещающих семей?Какими способами Вы обеспечиваете индивидуальный подход к каждому ребенку из замещающей семьи в процессе обучения?Какие результаты Вы наблюдаете после применения педагогической поддержки для детей из замещающих семей в начальной школе?Какие результаты Вы наблюдаете после применения педагогической поддержки для детей из замещающих семей в начальной школе?Какие методы оценки успеха и прогресса Вы используете для детей из замещающих семей?Какие предложения или рекомендации Вы можете дать для усиления педагогической поддержки детей, проживающих в замещающих семьях, в начальной школе?Какая роль личного взаимодействия и эмоциональной поддержки со стороны учителя в обучении детей из замещающих семей в начальной школе? Считаете ли Вы, что учителю нужна специальная подготовка для работы с детьми из замещающих семей?ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Рекомендации для педагогов, работающих с замещающими семьями. Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Следует учитывать, что дети, поступившие в приёмную семью отличаются рядом особенностей:психоэмоциональное напряжение;повышенная импульсивность, невозможность управлять своими действиями;повышенная конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками;неадекватная самооценка;пассивность в деятельности, слабое внимание, обеднённая речь;отсутствие ролевого взаимодействия в игре;потребность во внимании и доброжелательности.;длительная психическая депривация;соматическая ослабленность;нестабильность психических процессов;агрессивность по отношению ко взрослым;отсутствие или недостаточнаясформированнасть навыков самообслуживания;потребительское отношение к окружающему миру.Процесс адаптации в приёмной семье – длительный процесс, который проходит при тесном взаимодействии и оказании помощи приёмным родителям и воспитаннику приёмной семьи специалистами органов опеки и попечительства, социально-педагогического центра, социальным педагогом и педагогом-психологом образовательного учреждения, медицинскими работниками.Определённые проблемы существуют и при адаптации детей из приёмной семьи в школьном коллективе.Свою работу учитель начальных классов должен строить с учётом особенностей детей-сирот, принятых на воспитание приёмной семьёй. Следует также учитывать, что у определённого количества этих детей стоит диагноз “гиперактивность”. Далеко не все и не всегда учителя могут понять и принять ребёнка с СДВГ. Не могут понять, что эта поведенческая проблема не проблема воспитания, а медицинская проблема и строить воспитательный и образовательный процесс нужно с учётом их особенностей развития.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется следующими нарушениями:дефицит внимания. Ребёнок не может сосредоточиться на чём-либо. Быстро переключается с одного предмета на другой. Во время урока часто разговаривает сам с собой или с одноклассниками. Не слышит объяснения учителя.моторные нарушения. Недостаточная координация движений, несформированность мелкой моторики.импульсивность. Часто, благодаря вспыльчивости характера, поддаётся провокации со стороны сверстников.дезорганизация. Не хватает настойчивости для выполнения малоинтересной работы. Характерна плохая самоорганизация: постоянно всё теряет, забывает, не успевает.нарушение социального поведения. Замечания взрослых, сделанные без учёта особенностей психики, также могут спровоцировать неадекватную реакцию в виде истерики и приступа агрессии.эмоциональные нарушения. Не умеет контролировать свои чувства: часты приступы истерики, злости, не смотря на то, кто при этом присутствует.нарушение толерантности к стрессуассоциированные синдромы. У детей с СДВГ встречается дискалькулия, дисграфия, легастения и синдром Туретта.Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он сам не может.Наиболее важным в школьной жизни являются первые годы обучения, т. к. именно на этом этапе ребёнок получает навыки чтения и письма. Кроме того, в первые месяцы учёбы детей в школе начинает формироваться коллектив класса. Дети, поступившие в школу, приобретают новый статус – статус ученика, первоклассника. У них появляются новые обязанности. От успешности адаптации на данном этапе зависит успешность детей в школе в дальнейшем. Огромная роль в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ, в том числе и детьми из замещающих семей отводится учителю начальных классов.Учитель начальных классов для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми должен следовать определённым правилам, которые чётко формулируются в специальной психолого-педагогической литературе.Основное внимание необходимо уделять повышенной отвлекаемости и слабой организации деятельности данной категории детей. В связи с этим работу с гиперактивным ребенком желательно строить индивидуально, по возможности максимально игнорируя вызывающие поступки ребенка. Учитель должен оформить классное помещение с минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов и т. п.). Рабочее место ребенка во время занятия, по возможности, должно быть рядом со взрослым. Ему в обязательном порядке должна предоставляться возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Оптимальный выбор места для ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью – на среднем ряду за первой партой напротив доски. Он практически всегда должен находиться перед глазами учителя.По сравнению с другими учениками, рабочую нагрузку данной категории детей целесообразно уменьшить, разделив её на более короткие, но более частые периоды, с обязательным использованием подвижных физкультминуток. На определенный отрезок времени ребёнку давать только одно задание. Большое по объёму задание, предлагаемое в виде последовательных частей, целесообразно периодически контролировать в ходе работы над каждой частью. При этом сразу вносить необходимые коррективы.Учителем должна быть разработана и чётко сформулирована в доступной для данных учеников форме гибкая система поощрений и наказания, которую он систематически использует в своей работе. Педагог обязательно оценивает хорошее поведение и успехи в учебе ребенка, хвалит, если тот успешно выполнил даже небольшое задание. Поощряет его сразу же, не откладывая на потом.Хотелось бы отметить, что целесообразно вначале несколько снизить требования к ребёнку в аккуратности при оформлении различных самостоятельных работ, чтобы сформировать у него уверенность в своих силах. Как можно чаще создавать ситуацию успеха, в которой бы ученик мог максимально проявить свои сильные стороны. Пусть он будет в классе лучшим экспертом в отдельной области знаний. Необходимо научить гиперактивных детей уверенно использовать свои сильные стороны в повседневной жизни, чтобы тем самым компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.В общении с ребёнком с дефицитом внимания и гиперактивностью учитель должен давать задания в соответствии с рабочим темпом и индивидуальными способностями данного ученика. Максимально избегать их завышения или занижения. Всегда давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов). Обязательно предоставлять ребенку право выбора, когда это необходимо. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. Заранее договариваться с данным учеником о новых для него действиях, напоминать ранее отработанные. Постараться научить и приучить гиперактивного ребёнка систематически пользоваться специальным дневником, календарём или ежедневником.Психологи советуют при разговоре с ребёнком всегда опускаться до уровня его глаз, смотреть ему в глаза, держать за руки. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Не нужно бояться дотронуться до плеча ребёнка, погладить его по голове. Учителю также имеет смысл использовать физический контакт с данным ребёнком (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.В учебном процессе при работе с гиперактивными детьми следует вводить элементы проблемного обучения, повышать мотивацию данной категории учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий, избегать монотонности в деятельности. Помнить, что практически все задания, предлагаемые на уроке, желательно записывать на доске. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.Учитывая, что дети с повышенной двигательной активностью непроизвольно вынуждены активно действовать учителю необходимо их двигательную активность направлять в нужное русло. Такие дети с удовольствием оказывают посильную действенную помощь учителю: моют доску, раздают тетради и т. п.Положительный результат в обучении и воспитании приёмных детей возможен только при активном взаимодействии учителя начальных классов, педагога-психолога и приёмного родителя.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания //Избранные психологические труды- Москва Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2016.-384 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. - 606 с.
4. Андреева Г.М. Социальная педагогика. М.: Аспект Пресс, 2023.-373 с.
5. Анисимова И.В., Макхамова З.Р. Некоторые особенности психосоциальной адаптации воспитанников школ-интернатов // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. М. - 2022. - Вып. 2. - С. 61-65.
6. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2023. — 224 с.
7. Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Казань, 2019. - 34 с.
8. Байбородова Л.В. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль: ЯГ11У им. К.Д. Ушинского,2019.-65 с.
9. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков: ПОИПКРО, 2020.-93 с.
10. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 6-10 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореферат дис. . канд. психолог, наук. М., 2005. - 25 с.
11. Басилова Т. А., Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. — М.: Академия, 2020. - 480 с.
12. Басова В.М. и др. Воспитательная система школы: проблемы, поиски. М., 2019. - 120 с.
13. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2023. -104 с.
14. Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов Ярославля // Детский дом. 2016. - № 2 (19). - С. 32-34.
15. Белкина А.Д. Приемные дети: вопросы и ответы // Семья России. 2020. -№ 1. С. 69-73.
16. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 2020 - 298 с.
17. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2017. - 176 с.
18. Бодрова М.Г., Бобылева И.А., Зотова Н.А. и др.. Из опыта работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под общей ред. Е.В. Селениной. Владимир: Изд-во «Посад», 2022. - 200 с.
19. Бордовская Н.В., Реан А. Педагогика. — СПб.: Питер, 2020. — 299 с.
20. Бородатая М.Н. Технология социально-психологической ресоциализации подростков с девиантным поведением. — Киров: НОК «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», 2023. — 92 с.
21. Брюхова В.М. Партнерство семьи и школы. М.: Чистые пруды, 2017.-32 с.
22. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. 2017. - № 6. - С. 126-139.
24. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 2018. - 208 с.
25. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Изд-во УРАО, 2021.-98 с.
26. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 2018.-95 с.
27. Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
28. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых. — Свердловск: СИПИ, 2019. -75 с.
29. Гуров В.Н. Социальная работа общеобразовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2016. - 320 с.
30. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2022. — 192 с.
31. Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей: Дис. канд. пед. наук. -М., 2017. -216 с.
32. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья. М.: Полиграф сервис, 2015. - 112 с.
33. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. М.: БФРГТЗ «Слово», 2022. - 100 с.
34. Кольтинова, В. В. Подготовка учителя к взаимодействию с участниками начального образования на основе социального партнерства / В. В. Кольтинова // Инновации и традиции в педагогике начального образования. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 106-121.
35. Кольтинова, В. В. Компетенции специалистов в работе с замещающей семьей / В. В. Кольтинова // Artium Magister. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 56-60.
36. Кольтинова, В. В. Ресурс замещающей семьи в формировании личности ребенка / В. В. Кольтинова // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : Материалы методологического семинара, Москва, 18 декабря 2020 года / Отв. редактор Е.Ю. Бекасова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 112-117.
37. Кольтинова, В. В. Психолого-педагогическая помощь ребенку в образовательной организации с учетом ресурса его замещающей семьи / В. В. Кольтинова // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 17 декабря 2020 года. Том 2. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. – С. 226-231.
38. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 2015. - Т. 5. - 336 с.
39. Образовательное учреждение и семья: сотрудничество и партнерство // Сборник материалов научно-практической конференции. -Казань, 2020.- 107 с.
40. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2020. -№ 4. - С. 39-52.
41. Подготовка социальных педагогов к работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / Под ред. М.С. Ерохиной. -Кн. 2-я. Псков: «Гименей», 2018. - 184 с.
42. Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи / Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского. — Ярославль: ЯРГПУ, 2016. С. 214-221.
43. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М.: Планета, 2020, 2003.-64 с.
44. Психологическое развитие детей-сирот / Под ред. JI.M. Шипициной. СПб.: ИСП и П, 2019. - 185 с.
45. Скибинский С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-СПб., 2017- 18 с.
46. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск: Тессей, 2019. - С. 48-49.
47. Шалагина Е.В. Система взаимодействия учителя и ученика в современной школе (социологический аспект): Автореф. дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2018. - 19 с.
48. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. -СПб.: Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000.- с. 13-18.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.Н. Зинченко. М.: Педагогика, 2019. - 554 с.
50. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2016. - 96 с.