Особенности сестринского ухода за пациентами при менингококковой инфекции в стационарных условиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 38 38 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 02.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание 1
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕЧЕНИЯ менингококковой инфекции в стационарных условиях 5
1.1. Этиология, патогенез и факторы риска развития менингококковой инфекции в стационарных условиях 5
1.2. Клиническая картина, осложнения и диагностика менингококковой инфекции в стационарных условиях 12
1.3. Лечение менингококковой инфекции в стационарных условиях 16
1.4. Профилактика прогрессирования и развития осложнений. Сестринский уход за пациентами менингококковой инфекции в стационарных условиях 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ 28
2.1. Обязанности медицинской сестры по уходу за пациентами с менингококковой инфекцией 28
2.2. Анализ клинического случая 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список используемой литературы 35

Фрагмент для ознакомления

При вирусном менингите содержание белка обычно ниже 100 мг/дл, а при бактериальном – чаще всего превышает 150 мг/дл, хотя наблюдается значительное перекрытие значений. Повышенное содержание белка может быть также при менингите, вызванном токсико-химическими агентами. У младенцев до 6 месяцев нормальные значения иногда выше (в среднем 90 мг/дл) из-за незрелости гематоэнцефалического барьера. При наличии крови в спинномозговой жидкости (последствия травматической пункции или субарахноидального кровоизлияния) содержание белка увеличивается на 1 мг/дл на каждые 1000 эритроцитов. Некоторые препараты, такие как этанол и фенитоин, могут повысить уровень белка в жидкости. Белок и глюкоза обычно определяются во второй пробирке полученной спинномозговой жидкости.Определение уровня глюкозы. Нормальное соотношение уровня глюкозы в спинномозговой жидкости (СМЖ) и в крови в стабильном состоянии обычно составляет около 0,6. Проникновение и выход глюкозы из СМЖ зависят от способности различных переносчиков глюкозы к диффузии. У младенцев до 6 месяцев это соотношение в среднем равно 0,81 из-за незрелости переносчиков. При резком изменении уровня глюкозы в крови потребуется около 2-4 часов для выравнивания содержания глюкозы в СМЖ. Поскольку насыщенность переносчиков глюкозы может изменяться, нормальное соотношение уменьшается при повышенном уровне глюкозы в крови; при уровне в крови 700 мг/дл соотношение составляет около 0,4.У пациентов с асептическим менингитом, вирусным энцефалитом, абсцессами мозга и субдуральными эмпиемами обычно наблюдается нормальный уровень глюкозы в СМЖ. В случае бактериального, грибкового или туберкулезного менингита значения глюкозы часто оказываются ниже 40 (соотношение СМЖ/кровь составляет 0,4). На поздних стадиях этих заболеваний содержание глюкозы в СМЖ может резко снижаться (менее 20 мг/дл). Гипогликорахия также может наблюдаться у 15-20% больных с субарахноидальным кровоизлиянием; самый низкий уровень глюкозы часто отмечается между 1-м и 8-м днем после кровоизлияния. Биохимический механизм этого явления пока неясен.Клеточность СМЖ. Нормальное количество клеток в спинномозговой жидкости у взрослых составляет от 0 до 5 мононуклеаров в 1 мм³. У новорожденных это число достигает 30 клеток в 1 мм³ (60% полиморфно-ядерных лейкоцитов и 40% мононуклеаров). При травматических повреждениях или после субарахноидального кровоизлияния из общего числа лейкоцитов в СМЖ вычитают 1 лейкоцит на каждую 1000 эритроцитов. У пациентов с бактериальным менингитом обычно определяется более 500 лейкоцитов в 1 мм³ с преобладанием полиморфно-ядерных клеток, а у пациентов с вирусным менингитом – менее 100 лейкоцитов в 1 мм³ с преобладанием мононуклеаров. Однако у пациентов, поступающих в отделение неотложной помощи, эта характеристика часто нарушается.ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ2.1. Обязанности медицинской сестры по уходу за пациентами с менингококковой инфекциейИсследовательская часть практической работы проходила на базе СПб ГБУЗ «Александровская больница». Она является современным многопрофильным стационаром, одним из крупнейших в Северо-Западном регионе. На базе данной больницы ежегодно получают лечение 95 тысяч петербуржцев и гостей города. В стационаре функционируют 21 клинических отделения: онкеогематологии и химиотерапии, неврологии, соматопсихиатрии, кардиологии, терапии, урологии, гинекологии, хирургии, травматологии, нейрохирургии, челюстно-лицевой хирургии, медицинской реабилитации, эндокринологии и др. А также вспомогательные отделения: клинико-диагностическая лаборатория, отделение рентген-хирургических методов диагностики и лечения, отделение дистанционной литотрипсии, отделение функциональной диагностики, ультразвуковой диагностики, радиоизотопная лаборатория, отделение переливания крови, физиотерапевтическое отделение, эндоскопическое отделение, рентгенологическое отделение. Таким образом, пациенты получают все виды необходимых обследований и лечебных процедур.Кроме того, Александровская больница сотрудничает с крупнейшими страховыми компаниями Санкт-Петербурга и Северо-Запада, работающими как по принципу обязательного (ОМС), так и добровольного медицинского страхования (ДМС). 2.2. Анализ клинического случая 1. Мониторинг состояния пациента: Медсестра должна регулярно проверять витальные показатели пациента, такие как температура тела, частота пульса, дыхания и артериальное давление. Она также следит за изменениями информации и симптоматикой, связанной с менингококковой инфекцией.2. Проведение процедур по уходу: Это включает оказание помощи пациенту в осуществлении гигиенических процедур, уход за кожей, дополнительное увлажнение, помощь в смене постельного белья и обеспечение комфорта пациента.3. Администрирование лечения: Медсестра отвечает за правильное введение лекарств и следит за пациентами во время приема лекарств. Она также может помочь с консультации по рецептам и дозировкам.4. Изоляция и инфекционный контроль: Медицинская сестра должна строго соблюдать инфекционный контроль, применять персональные профилактические меры и обеспечение безопасное обращение с инфекционным материалом.5. Документация и отчетность: Важно, чтобы медсестра вела подробную документацию обо всех медицинских процедурах, лечении, симптомах и изменениях состояния пациента, чтобы обеспечить непрерывность ухода.6. Поддержка пациента и семьи: Медсестра играет роль не только в медицинском уходе, но и в эмоциональной поддержке пациента и его близких. Она объясняет процедуры, обеспечивает информированное согласие и помогает справиться с возможными стрессовыми ситуациями.7. Соблюдение стандартов безопасности: Медицинская сестра должна строго соблюдать стандарты безопасности в работе, использовать средства защиты, поддерживать чистоту и асептику рабочего места для предотвращения распространения инфекции.Для соблюдения чистоты тела.Регулярная смена положения тела пациента (через каждые 2 часа).Для профилактики пролежней, застойной пневмонии.Обеспечение витаминизированного питья (компот, сладкий чай с лимоном, фруктовый, овощной сок), высококалорийное питание.Дляснижения интоксикации. С целью активации обменных процессов.Выполнение назначений врача.Для специфического лечения заболевания.После выполнения всех этапов, медицинская сестра осуществляет оценку результатов. При правильном выполнении всех манипуляций состояние пациента улучшается, он не предъявляет жалоб. При необходимости медицинская сестра вносит изменения в план сестринского ухода..Пациент выписан 30.09.2022 года с улучшением. Состояние удовлетворительное. Самочувствие улучшилось. Температура тела 36,6°С. Лабораторные анализы в норме.Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сестринский уход – исключительно важная составляющая любого лечебного процесса. Нет никаких сомнений в том, что и для пациентов с МИ этот вид медицинской помощи актуален.Медицинская сестра при уходе за пациентами осуществляет следующие мероприятия:Организация условий пребывания и режима двигательной активности.Организация питания и водного режима.Организация гигиенического ухода за пациентами.Выполнение назначений врача.Мониторинг показателей жизнедеятельности у пациентов.При организации условий пребывания в отделении пациента медицинская сестра обращает внимание на:соблюдение пациентом лечебно-охранительного режима, в частности распорядка дня (время приема пищи, сна и отдыха, утреннего и вечернего туалета, врачебных обходов, раздачи лекарственных препаратов, выполнения врачебных назначений, приема передач, посещения родственников);обеспечение тишины в отделении;психологический комфорт пациента;соблюдение норм пожарной безопасности (запрет на использование бытовых электроприборов в палатах, курение, использование любых источников открытого огня, отслеживание исправности оборудования, проводки, электрощитовых);соблюдение норм электрической безопасности (отслеживание исправности электроприборов, проводки, электрощитовых);соблюдение норм противоэпидемической безопасности (ограничение посещений отделения, ношение специальной одежды, обработка рук, инструмента, использование одноразовых инструментов и материалов, соблюдение норм обращения с отходами, уборки помещений и т.д.).Пациент с МИ должен строго соблюдать постельный режим. Затем двигательный режим расширяется до палатного, общего.Организация питания и водного режима проводится в рамках Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №330 от 05.08.2003 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации». Пациентам с МИ показана диета с физиологическим содержанием белков, жиров и углеводов, обогащенная витаминами, минеральными веществами, растительной клетчаткой (овощи, фрукты).Организация гигиенического ухода за пациентами включает в себя помощь пациенту во время гигиенических ванн, душа, мытья головы, расчесывание пациента, уход за полостью рта, зубами, зубными протезами пациента, за ушами пациента, бритье, уход за руками, ногами пациента, оказание пациенты помощи при физиологических отправлениях, туалет наружных половых органов.Медицинская сестра выполняет назначений врача, в частности:контролирует прием пациентом лекарственных препаратов, назначенных врачом;по назначению врача выполняет подготовку пациента к лабораторным и инструментальным исследования;по назначению врача проводит забора биологического материала для проведения лабораторных исследований. Среди лабораторных исследований, которые могут назначить пациенту с МИ выделяются ОАК, ОАМ, БАК, анализ ликвора.ОАК, БАК сдается утром (7-9 утра) натощак. За 1-2 дня следует прекратить употреблять жирную пищу, алкоголь. Можно воду. Следует ограничить физические нагрузки, переохлаждение, перегревание. За 1 час следует ограничить физические, эмоциональные нагрузки.Моча собирается утром при предыдущем мочеиспускании не позднее 2 часов ночи. Моча собирается в сухую, чистую посуду при свободном мочеиспускании после тщательного туалета наружных половых органов. Накануне нельзя употреблять алкоголь, острую, соленую пищу, пищевые продукты, окрашивающие мочу (морковь, свекла), соблюдать нормальный питьевой режим.Среди инструментальных исследований пациенту могут назначать УЗИ, рентгенографическое исследование, КТ, МРТ. УЗИ, рентген, КТ, МРТ проводятся натощак, за 6 часов до процедуры нельзя принимать пищу, пить. За три дня до процедуры следует принимать легкую пищу.Мониторинг показателей жизнедеятельности у пациентов включает в себя мониторинг АД, ЧСС, пульса, ритма пульса, ЧДД, глубины дыхания, ритма дыхания, наличия одышки, признаков дыхательной недостаточности, температуры тела, признаком психомоторных нарушений.Таким образом, сестринский уход за пациентом с МИ имеет много компонентов.Подводя итоги, можно сделать вывод, что сестринский уход имеет очень большое значение для состояния пациента, прогноза заболевания. При качественно выполненных мероприятиях, полном выполнении назначений врача риск развития осложнений снижается.ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня сестринское дело – это ориентированные на человека или группу лиц деяние, направленные на решение проблем и нужд человека или группы лиц, которые возникают у них в связи с проблемами со здоровьем. В целом можно сказать, что сестринское дело – это самостоятельная отрасль медицины, которая к тому же обладает серьезным потенциалом, становясь на одну линию с лечебным делом и в равной степени обуславливая успех в лечении пациента. Исходя из этого, можно заключить, что миссия сестринского дела заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды, т.е. в решении проблем пациентов и удовлетворении их потребностей в специализированной медицинской помощи. В полной мере это касается и пациентов с инфекционными заболеваниями, в частности с МИ.Обобщение сведений об особенностях работы медицинской сестры в инфекционном отделении позволило сделать следующие выводы:МИ – это инфекционное заболевание бактериальной природы, вызываемое Neisseriameningitidis. Заболевание передается воздушно-капельным путем. Возбудитель проникает в слизистую оболочку, вызывая носительство, либо назофарингит. В ряде случаев возбудитель проникает в кровоток и может вызывать генерализованные формы МИ. Клиническая картина МИ широко варьирует от бессимптомного течения, назофарингита до тяжелой формы заболевания с сыпью, интоксикацией, инфекционно-токсическим шоком, менингитом. В ряде случаев формируются стойкие нарушения. Диагностика включает в себя опрос, осмотр пациента. В ряде случаев удается выделить возбудителя из ликвора, крови, при взятии соскоба с носоглотки. Лечения проводится в стационаре с помощью антимикробной терапии, средств патогенетической терапии. Профилактики может быть неспецифической, специфической.Деятельность медицинской сестры по оказанию помощи пациентам с МИ осуществляется в рамках сестринского процесса, предполагает выявление проблем пациента, их решение.Список используемой литературы1. Абрамцева М.В. Менингококковая инфекция. Современные представления о возбудителе, патогенезе и диагностике. Сообщение 1 / М.В. Абрамцева, А.П. Тарасов, Т.И. Немировская // БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение, 2014. – № 3 (51). – С. 4-10.2. Белобородов В.Б. Нерешенные проблемы менингококковой инфекции / В.Б. Белобородов // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение, 2018. – Т. 7. – № 1 (24). – С. 46-53.3. Белозеров Е.С. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Е.С. Белозеров, Т.В. Беляев, Е.П. Шувалова. – 9-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 574 с.4. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 21.10.2022).5. Грицай М.И. Эпидемиологическая характеристика менингококковой инфекции в Москве / М.И. Грицай, М.А. Королева, Н.Н. Фомкина и др. // Эпиедмиология и вакцинопрофилактика, 2020. – Т. 19. – № 2. – С. 56-62.6. Инфекционная заболеваемость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/health/perechen-zabolevanij?territory=34000000 (дата обращения: 21.10.2022).7. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник для студентов медицинских вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1007 с.8. Инфекционные болезни: национальное руководство / Н.А. Малышев, И.В. Шесткова, Н.Д. Ющук и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1101 с.9. Инфекционные болезни: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.К. Аликеева, Ю.Я. Венгеров, И.В. Гагарина и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 700 с.10. Королева И.С. Мировой опыт применения менингококковых вакцин серогруппы В (обзор литературы) / И.С. Королева // Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2021. – Т. 20. – № 6. – С. 100-107.11. Костюкова Н.Н. Менингококковые вакцины новых поколений – первые 20 лет применения / Н.Н. Костюкова, В.А. Бехало // Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2021. – Т. 20. – № 4. – С. 103-112.12. Кузьмичев Д.Е. К проблеме менингококковой инфекции / Д.Е. Кузьмичев, Р.В. Скребов, И.М. Вильцев и др. // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2021. – № 1. – С. 53-56.13. Лобзин Ю.В. Современные клинико-эпидемиологические особенности течения генерализованной менингококковой инфекции и новые возможности терапии / Ю.В. Лобзин, М.В. Иванова, Н.В. Скрипченко и др. // Инфекционные болезни: Новости. Мнение. Обучение, 2018. – Т. 7. – № 1 (24). – С. 69-77.14. Маркова К.В. Клинико-микробиологические особенности менингококковой инфекции у детей / К.В. Маркова, Е.Ю. Скрипченко, Н.В. Скрипченко и др. // Практическая медицина, 2021. – Т. 19. – № 2. – С. 61-69.15. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: атлас-руководство: учебное пособие / А.С. Быков, В.В. Зверев, Е.П. Пашков и др.; под ред. А.С. Быкова, В.В. Зверева. – М.: Мед. информ. агентство (МИА), 2018. – 411 с,16. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник для использования в учебном процессе. В 2 т. Т. 2 / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, А.С. Быков и др.; под ред. акад. РАН В.В. Зверева, проф. М.Н. Бойченко. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 607 с.17. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 21.10.2022).18. Менингококковая инфекция у детей. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/58_1 (дата обращения: 21.10.2022)19. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекций и эпидемиологии: учебник для медицинских училищ и колледжей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 411 с.20. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник: для студентов медицинских вузов / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 790 с.21. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.Д. Ющук, Г.Н. Кареткина, Л.И. Мельникова. – 5-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 497 с.

Абрамцева М.В. Менингококковая инфекция. Современные представления о возбудителе, патогенезе и диагностике. Сообщение 1 / М.В. Абрамцева, А.П. Тарасов, Т.И. Немировская // БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение, 2014. – № 3 (51). – С. 4-10.
2. Белобородов В.Б. Нерешенные проблемы менингококковой инфекции / В.Б. Белобородов // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение, 2018. – Т. 7. – № 1 (24). – С. 46-53.
3. Белозеров Е.С. Инфекционные болезни: учебник для студентов медицинских вузов / Е.С. Белозеров, Т.В. Беляев, Е.П. Шувалова. – 9-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 574 с.
4. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx (дата обращения: 21.10.2022).
5. Грицай М.И. Эпидемиологическая характеристика менингококковой инфекции в Москве / М.И. Грицай, М.А. Королева, Н.Н. Фомкина и др. // Эпиедмиология и вакцинопрофилактика, 2020. – Т. 19. – № 2. – С. 56-62.
6. Инфекционная заболеваемость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/health/perechen-zabolevanij?territory=34000000 (дата обращения: 21.10.2022).
7. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник для студентов медицинских вузов / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1007 с.
8. Инфекционные болезни: национальное руководство / Н.А. Малышев, И.В. Шесткова, Н.Д. Ющук и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1101 с.
9. Инфекционные болезни: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.К. Аликеева, Ю.Я. Венгеров, И.В. Гагарина и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 700 с.
10. Королева И.С. Мировой опыт применения менингококковых вакцин серогруппы В (обзор литературы) / И.С. Королева // Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2021. – Т. 20. – № 6. – С. 100-107.
11. Костюкова Н.Н. Менингококковые вакцины новых поколений – первые 20 лет применения / Н.Н. Костюкова, В.А. Бехало // Эпидемиология и вакцинопрофилактика, 2021. – Т. 20. – № 4. – С. 103-112.
12. Кузьмичев Д.Е. К проблеме менингококковой инфекции / Д.Е. Кузьмичев, Р.В. Скребов, И.М. Вильцев и др. // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2021. – № 1. – С. 53-56.
13. Лобзин Ю.В. Современные клинико-эпидемиологические особенности течения генерализованной менингококковой инфекции и новые возможности терапии / Ю.В. Лобзин, М.В. Иванова, Н.В. Скрипченко и др. // Инфекционные болезни: Новости. Мнение. Обучение, 2018. – Т. 7. – № 1 (24). – С. 69-77.
14. Маркова К.В. Клинико-микробиологические особенности менингококковой инфекции у детей / К.В. Маркова, Е.Ю. Скрипченко, Н.В. Скрипченко и др. // Практическая медицина, 2021. – Т. 19. – № 2. – С. 61-69.
15. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: атлас-руководство: учебное пособие / А.С. Быков, В.В. Зверев, Е.П. Пашков и др.; под ред. А.С. Быкова, В.В. Зверева. – М.: Мед. информ. агентство (МИА), 2018. – 411 с,
16. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник для использования в учебном процессе. В 2 т. Т. 2 / В.В. Зверев, М.Н. Бойченко, А.С. Быков и др.; под ред. акад. РАН В.В. Зверева, проф. М.Н. Бойченко. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 607 с.
17. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 21.10.2022).
18. Менингококковая инфекция у детей. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/58_1 (дата обращения: 21.10.2022)
19. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекций и эпидемиологии: учебник для медицинских училищ и колледжей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 411 с.
20. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей: учебник: для студентов медицинских вузов / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 790 с.
21. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.Д. Ющук, Г.Н. Кареткина, Л.И. Мельникова. – 5-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 497 с.