Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством использования аудиокниг
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 06.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «читательский интерес» 7
1.2 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Методы и приемы, направленные на формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста 17
1.4 Использование аудиокниг с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Цели, задачи и методика констатирующего этапа исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 38
2.3. Разработка программы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством использования аудиокниг 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
Почти все дети находят книгу по своим интересам. Однако, бывают редкие моменты, когда детей не привлекают книги, находящиеся в уголке. Елена Владимировна Б. отметила, что с такими детьми воспитатели проводят отдельную беседу, что бы они хотели увидеть, какую книгу посмотреть и почитать, и подбирают интересующую книгу изимеющихся в запасе. Замена книг в книжном уголке происходит один раз в 1-2 недели. Однако,Вероника Александровна К. заметила, что не все книги могут меняться одновременно. Бывают периоды, когда дети интересуются одной книгой долгое время, постоянно открывая в ней новые интересные для себя вещи. Такой последней книгой стала «Доктор Айболит» К. Чуковского. Дети заинтересовались ею во время чтения педагогом, а затем неоднократно в течении нескольких дней обращались к ней, чтобы рассмотреть иллюстрации, обсудить между собой главных героев, высказать свои эмоции по поводу.В результате анализа критериев поддержки педагогами интереса детей к чтению в старшей группе, можно сделать вывод, что воспитателями и руководством ДОО созданы полные условия для формирования читательского интереса старших дошкольников.Результаты проведения третьей серии исследования.Анкетирование родителей проводилось в течение 2х недель. В анкетировании приняли участие 15 родителей.На вопрос «Есть ли у Вас дома детская библиотека?» 13 родителей (87%) ответили, что есть, двое родителей сказали, что как таковой детской библиотеки нет, но иногда дети ходят в городскую библиотеку и берут там книги для чтения. На вопрос «В Вашей детской библиотеке преобладают познавательные книги, сказки, стихи?» 8 родителей ответили, что преобладают сказки, 6 родителей – познавательные книги, 1 родитель – стихи.На вопрос «Часто ли Вы покупаете ребёнку книги?» положительно ответили 11родителей, отрицательный ответ дали 4 родителя. При ответе на вопрос«Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?» преобладали ответы «интерес ребенка» - 8 родителей, «мой выбор» - 6 родителей, один родитель ответил, что книги покупаются по необходимости (дали задание в детском саду прочитать произведение). Вопрос «Как часто Вы читаете ребёнку книги?» у некоторых родителей вызвал затруднение, так как они не задумывались ранее как часто они читают детям. «Каждый день» ответили только 4 родителя, «2-3 раза в неделю» - 5 родителей, «3-4 раза в месяц» - 3 родителя, двое родителей сказали, что читают редко, когда просит сам ребенок, ввиду отсутствия свободного времени.На вопрос«Включаете ли вы ребенку аудиокниги?» 6 родителей ответили «да», 9 родителей ответили «нет».На вопрос «По чьей инициативе Вы читаете или прослушиваете книги?» 9 родителей ответили «по инициативе ребенка», «по своей инициативе» ответили 6 родителей.На вопросы «Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?» только 5 родителей ответили, что читают большие произведения, остальные 10 родителей ответили, что читают детям только короткие произведения (сказки, рассказы, стихи).Среди последних прочитанных книг родители называли книги Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», В. Драгунский «Денискины рассказы», Э. Успенский «Пластилиновая ворона», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке» и другие.На вопрос «Обсуждаете ли вы прочитанную или прослушанную книгу с ребенком?» 6 родителей ответили, что всегда обсуждают книгу с ребенком, анализируют героев, их поступки, разговаривают о том, что хорошо, а что плохо. Остальные 9 родителей отметили, что изредка или никогда не обсуждают прочитанные книги с детьми. Ответы на вопрос «Есть ли у ребёнка любимое художественные произведения?» все родители ответили положительно. 2 родителя назвали книгу Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», 3 родителя ответили, что дети любят русские народные сказки, такие как «Морозко», «Хаврошечка» и другие, остальные родители называли такие книги, как «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Как муравьишка домой спешил», В. Бианки, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого и другие произведения.На вопрос «Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях с которыми он познакомился в детском саду?» 10 родителей ответили, что ребенок всегда делится о прочитанных книгах, рассказывает о занятиях, которые были посвящены писателям и их произведениям. 5 родителей ответили, что дети неохотно делятся о прочитанных книгах в саду или не делятся вовсе.В результате проведенного анкетирования и в соответствии с определенными ранее критериями, можно сделать следующие выводы:1. Частота чтения/прослушивания книг(аудиокниг) дома: менее половины родителей (6 человек) редко читают своим детям книги, в исключительных случаях они могут включать им аудиокниги. Многие родители поясняли это тем, что не всегда хватает свободного времени, не все дети интересуются чтением, и родители не прививают им любовь к книгам. Родители, которые часто читают детям книги (8 человек) предпочитают вечерние семейные чтения.2. Знакомство детей с многообразием детской литературы: родители часто выбирают книги для чтения в зависимости от интересов ребенка (9 родителей), они не уделяют внимание тому, что литература должна быть разнообразной, детям стоит предлагать разные жанры, познавательную литературу. В основном это делают только 6 родителей.3. Умение родителей разнообразить мир ребенка с помощью чтения: 5 родителей отметили, что семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью, формированию нравственных ценностей, моделей поведения, соответственно, они стараются чаще читать детям разнообразные книги, обсуждать их и соотносить сюжеты и вопросы, возникающие при чтении с реальной жизнью, с реальными ситуациями. Остальные 10 родителей не считают нужным учить детей жизненным ситуациям с помощью книг, по их мнению дети смогут сами научиться в течение взросления решению возникающим проблем.4. Качественный и количественный состав домашних библиотек для детей: 7 родителей ответили, что в домашней библиотеке присутствуют книги разных жанров, таких как художественная литература, научно-популярные книги, сказки и т.д. Также они отметили, что всегда самостоятельно подходят к отбору книг для библиотеки в соответствии с возрастом ребенка, а также задачами воспитания.По результатам проведенного анкетирования воспитателей группы, а также в соответствии с определенными ранее критериями получены следующие результаты. Вероника Александровна К. ответила, что интерес к слушанию книг в основном проявляют 12 детей. Когда воспитатель предлагает почитать книгу, дети с энтузиазмом бегут, берут стульчики, садятся в круг и готовятся слушать. Дети часто задают вопросы о книге, о его авторе, о ком и о чем будет эта книга. Для начала Вероника Александровна К. предлагает детям рассмотреть книгу, иллюстрации, которые в ней есть, предлагает детям подумать о чем будет книга. Иногда воспитатель дает детям дополнительный материал, который соответствует содержанию книги. Остальные дети (6 дошкольников) в основном, без интереса садятся слушать книги, они не проявляют интерес к чтению, выбирают игры вместо чтения книг. Елена Владимировна Б.отмечает, что в ситуациях прослушивания аудиокниг, 14 дошкольников с удовольствием слушают произведения, однако не все дети в силу своих психических особенностей могут дослушать их до конца, они часто отвлекаются (4 дошкольника). Вероника Александровна К.и Елена Владимировна Б. также по окончании чтения всегда проводят беседы на тему понимания содержания литературного произведения. Одними из первых вопросов являются «Понравилось ли произведение (сказка, рассказ)?», «Кто из персонажей больше понравился? С кем бы вы хотели дружить?». Многие дети (11 дошкольников) отвечают на поставленные вопросы с удовольствием, перенимают разные ситуации в реальную жизнь. Также воспитатели отмечают, что только 10 дошкольников могут без подсказки взрослого пересказать прочитанное произведение. Другие дети делают это с большой сложностью и только при помощи воспитателя. 2.3. Разработка программы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством использования аудиокнигНа основании проанализированной литературы по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством использования аудиокниг, а также результатов констатирующего этапа исследования были определены цели и задачи проекта.Цель: способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста посредством использования аудиокниг.Задачи: Выявить критерии отбора книг для прослушивания с детьми старшего дошкольного возраста.Подобрать произведение и иллюстрации для прослушивания его с детьми старшего дошкольного возраста, подобрать мультфильм.Разработать рекомендации к организации прослушивания аудиокниг.Разработать рекомендации к организации различных видов детской деятельности по поддержке интереса к аудиокнигам.На основе поставленных задач предлагается выполнять работу в несколько этапов:I этап. Выявление критерий по отбору аудиокниг для прослушивания с детьми. Отбор произведений.Критерии по отбору аудиокниг:Доступность произведений, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе аудиокниг должны учитываться особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.Многоголосое озвучивание книги профессиональными актерами, а также звуковое и музыкальное сопровождение. В прослушивании произведений важно голос и подача, благодаря разнообразию голосов и звуковому сопровождению дается возможность погрузится в аудиокнигу, чувствовать характер, настроение героев.Разнообразие жанров. Авторские сказки, стихотворения, рассказы, повести, русские народные сказки и зарубежные.Сюжетная привлекательность. Детям интересны произведения с развивающимся сюжетом и действиями, которые дают возможность осмыслить поступки, чувства персонажей, а также иметь логическую и понятную композицию.Примеры аудиокниг для детей старшего дошкольного возраста:Белоснежка и семь гномов. Сказки ДиснеяЗолушка. Сказки ДиснеяКот в сапогах. Шарль ПерроУмная собачка Соня. Андрей Усачев.Царевна-лягушка. Александр АфанасьевБременские музыканты. Юрий ЭнтинПриключения Чиполлино. ДжанниРодариМаленький Мук. Вильгельм ГауфСтойкий оловянный солдатик. Ганс Христиан Андерсон Король-Лев. Сказки ДиснеяДля прослушивания книги на следующем этапе, была выбрана аудиосказка «Король-Лев» сказка Диснея, потому что она доступна детям, у нее динамичный сюжет, многоголосое озвучивание с музыкальным сопровождением. Сказка искренняя, трогательная, в которой присутствует красочность, красота и юмор, она вызывает как радость, так и грусть, при прослушивании аудиосказки «Король-Лев» дети смогут окунуться в африканский мир и познакомится с замечательной историей любви и предательства.II этап. Рекомендации к организации прослушивания аудиокниг. Подбор иллюстраций к сказке «Король-Лев», прослушивание аудиокниги, просмотр мультфильма «Король-Лев» сказки Диснея. Рекомендации к организации прослушивания аудиокниг:Организовать детям сюрпризный момент - приходит в гости персонаж, приходит посылка, вносится волшебный сундучок, приходит письмо и т.д.Обеспечить приятную, спокойную атмосферу для проведения занятия по прослушиванию аудиокниги, чтобы произведение произвело на детей впечатление.Определить смысловые остановки и вопросы для обсуждения.На начальном этапе прослушивания аудиокниг подобрать иллюстрации к произведениям.Продумать организацию различных видов деятельности по поддержке интереса к аудиокнигам после прослушивания.Прослушивание аудиосказки «Король-Лев» сказки Диснея.Длительность произведения составила 14 минут. В процессе прослушивания детям предлагались иллюстрации к аудиокниге (Приложении 8). После прослушивания сказки с музыкальным сопровождением дети поделились своими эмоциями, настроением и впечатлением от прослушанного. Ксюша В., Тимур Р., Мирослав О., Тася В. сказали, что им понравились герои сказки, они переживали за Муфасу и Симбу, хотели бы им помочь в трудных ситуациях. Дети назвали сказку интересной и попросили послушать ее еще раз. Сережа Т., Настя Р. проявили эмоционально-положительное отношение к персонажам Тимон и Пумба, дети сказали, что они добрые и веселые, когда они поют песню, то поднимают настроение. Также хочется отметить, что при прослушивании песни Тимона и Пумбы все дети улыбались, пытались подпевать персонажам, и после прослушивания аудиосказки напевали «ХакунаМатата». После прослушивания аудиосказки детям предлагалось придумать танец под понравившуюся им песню Тимона и Пумбы. 12 детей смогли рассказать, что им понравилось в книге, какие герои заинтересовали, смогли объяснить почему. Они смогли описать свое отношение к сказочным героям.Вечером детям было предложено посмотреть мультфильм «Король-Лев» сказки Диснея, т.к. синтез позволяет ребенку увидеть, познакомиться с интерпретацией мультипликации, иллюстрации и чтения (актёрской озвучки) произведения. III этап. Рекомендации организации различных видов детской деятельности по поддержке интереса к аудиокнигам. Знакомство с печатной версией сказки «Король-Лев».Рекомендации организации различных видов детской деятельности по поддержке интереса к аудиокнигам:Театрализация. Постановка театральных этюдов. Подготовка и создание костюмов и атрибутов для постановки этюдов. Привлечение помощи родителей.Художественно-эстетическая деятельность. Рисование обложки, буклетов к аудиокниге. Аппликация, лепка персонажей.Предложить детям сделать собственную книгу по прослушанной сказке. Рисование иллюстраций к собственной книге.Постановка театрализации - рекламный ролик к аудиокниге.Речевое творчество. Предложить и познакомить детей с техникой буктрейлера, снять сюжет к аудиокниге.Знакомство с печатной версией сказки «Король-Лев» позволяет ребенку обогатить визуальные образы по прочитанной книге. После прочтения книги дети поделились своим мнением, рассказали, что аудиокнига им понравилась больше, и большинство детей проявляет желание послушать еще и другие сказки. На третьем этапе детям было предложено создать собственную книгу «Сказка про Короля-Льва». Дети были распределены на мини-подгруппы, где у каждой была своя задача: придумать и нарисовать обложку книги; персонажей; иллюстрации африканского мира и важных сюжетных моментах. Также детям были предложены раскраски, которые они с большим удовольствием раскрасили. Перед началом создания книги мы с детьми еще раз описали и разобрали героев, описали их положительные и отрицательные черты характера. Мы старались опираться на желание детей, что или кого они хотят нарисовать или раскрасить. В результате в группе появилась книга, созданная детьми, которая была помещена в книжный уголок, где они могут взять ее в любой и прочитать самостоятельно. При создании книги в группе была благоприятная атмосфера, все дети проявляли эмоционально-положительное отношение к созданию иллюстраций. Витя А., Вика И., Ярослав И. рассказали о том, что хотят поскорее сделать нашу книгу, чтобы потом прослушать новые сказки.В результате проведенной программы формирования интереса к чтению старших дошкольников все дети отметили познавательность занятий, они высказали, что такой формат работы интересный, веселый, занимательный. Они хотели бы прослушивать аудиокниги ежедневно. Они хорошо запоминаются, можно легко представить всех героев и пережить их эмоции вместе с ними. Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать вывод, что представленная программа формирования интереса к чтению старших дошкольников имеет свой положительный результат и может быть использована в работе педагогов ДОО.Выводы по главе 2.В рамках констатирующего этапа исследования на первом этапе был выявлен уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности читательского интереса показали 7 детей, они всегда положительно относились к чтению, хотели читать дальше, охотно рассказывали о том, какие книги они прочитали самостоятельно или с родителями, что читают сейчас, что хотят прочитать. Средний уровень показали 5 детей, дошкольники не всегда могли выразить свое отношение к книге, но в целом у них наблюдался интерес к чтению, который проявлялся спонтанно. Низкий результат показали 6 дошкольников, дети очень редко проявляли личные предпочтения к книгам, во время чтения литературного произведения наблюдалась низкая концентрация внимания. На втором этапе констатирующего этапа были изучены условия поддержки педагогами интереса детей к чтению в образовательной деятельности ДОО.Отбор книг воспитателями проводится в соответствии с задачами воспитания и планом работы учреждения, отобранные произведения отличаются высоким качеством текста, созданного в единстве содержания и формы, эстетической ценностью, наличием в произведениях авторского, оригинального подхода. Книжный уголок был оформлен воспитателями самостоятельно, каждый воспитатель проявлял индивидуальный вкус и творчество. В уголке дети всегда имеют возможность самостоятельновыбрать книгу и рассмотреть ее. Обновление книг в уголке происходит 1 раз в неделю. В результате было определено, что воспитателями и руководством ДОО созданы полные условия для формирования читательского интереса старших дошкольников.На третьем этапе было проанализировано использование детских книг / аудиокниг в условиях ДОО и семьи. Для этого проведен опрос среди родителей «Чтение/прослушивание книг (аудиокниг) с ребёнком дома», который проводился в виде анкетирования, а также опрос воспитателей для выявления отношения дошкольников к прослушиванию книг / аудиокниг. В результате данного этапа выявлено, что менее половины родителей (6 человек) редко читают своим детям книги, в исключительных случаях они могут включать им аудиокниги. Многие родители не считают нужным учить детей жизненным ситуациям с помощью книг, по их мнению дети смогут сами научиться в течение взросления решению возникающим проблем. В результате опроса воспитателей, они пояснили, что интерес к слушанию книг в основном проявляют 12 дошкольников. Во время прослушивания книг воспитатели также давали детям дополнительный иллюстративный материал, чтобы заинтересовать их книгой, проводилибеседы на тему понимания содержания литературного произведения. Однако, в случае прослушивания аудиокниг, большинство дошкольников с удовольствием слушают произведения, однако не все дети в силу своих психических особенностей могут дослушать их до конца, они часто отвлекаются. Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования была выявлена необходимость разработки программы по развитию интереса к чтению посредством использования аудиокниг у детей 6-7 лет. Цель проекта способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы устарших дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав работы Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, С.П. Нечай, Н.И. Шишигоной и других исследователей, сделан вывод, что ребенок 6–7 лет накапливает определенный объем знаний и умений, у него развивается произвольная форма памяти и мышления, которая мотивирует слушать, анализировать, запоминать информацию и перерабатывать её. Читательский интерес у старших дошкольников представляет собой сознательный выбор того вида и жанра литературного произведения, который интересует и отвечает их интересам наибольшим образом. Такие авторы, как Б.П. Умнов, И.И. Тихомирова, А.В. Запорожец утверждают, что сам процесс воспитания в дошкольниках читательского интереса достаточно сложный, который в свою очередь должен быть обеспечен, понимаем воспитателем самой природы читательской деятельности ребенка. Восприятие художественных текстов на слух возможно не только при чтении вслух взрослого, но и при прослушивании ребенком аудиокниг. В результате проведенного анализа использования аудиокниг в современной жизни, можно говорить о том, что такой вид чтения является неотъемлемым элементом коммуникативной деятельности современного человека.Основная ценность аудиокниги при работе с дошкольниками – задействование аудиального канала восприятия. С помощью аудиокниг активно развивается воображение, благодаря чему дети сами с течением времени начинают интересоваться чтением книг.В ходе констатирующего этапа исследования удалось выявить уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста. Около трети детей имели высокий уровень, им нравится читать книги, рассматривать иллюстрации, участвовать в беседах, обсуждениях книг. Также треть детей показали низкий уровень читательского интереса, эти дети не имели любимой книги, не всегда хотели читать и обсуждать прочитанное, в основном выбирали игру вместо чтения. На втором этапе была проанализирована деятельность воспитателей по вопросу поддержки интереса детей к чтению. В результате анализа оформления и содержимого книжного уголка, а также проводимой работы, мы сделали вывод, что воспитателями и руководством учреждения были созданы полные условия для формирования читательского интереса старших дошкольников. На третьем этапе в результате проведения опроса родителей и воспитателей сделаны следующие выводы: часть родителей недостаточно уделяют внимания организации и поддержке читательского интереса у детей Было выявлено, что основная часть родителей (55%) читают детям книги в кругу семьи или включают им аудиокниги. Другие родители сочли неважным уделять больше внимания чтению, они покупают детям книги только по просьбе детей. Только у трети родителей была дома детская библиотека, которая пополнялась по мере роста ребенка. По мнению воспитателей, детям нравится прослушивание аудиокниг, для них это новое занятие и дети охотнее откликаются на предложения воспитателей послушать книгу и обсудить ее.Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования была выявлена необходимость разработки программы по развитию интереса к чтению посредством использования аудиокниг у детей 6-7 лет. Цель проекта способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы у старших дошкольников.В результате проведенной работы нами была выбрана аудиосказка «Король-Лев». В результате прослушивания к детям приходил персонаж, который заинтересовывал их в дальнейшем прослушивании. Дети слушали сказку приятной, спокойной атмосфере, им также предлагался дополнительный иллюстративный материал. После прослушивания происходило обсуждение, для проведения занятия по прослушиванию аудиокниги, чтобы произведение произвело на детей впечатление. После прослушивания были организованы различные виды деятельности по поддержке интереса к аудиокнигам после прослушивания. Затем детям было предложено создать собственную книгу «Сказка про Короля-Льва».В результате проведенной программы формирования интереса к чтению старших дошкольников все дети отметили познавательность занятий, они высказали, что такой формат работы интересный, веселый, занимательный.Таким образом, можно сделать вывод, что аудиокниги являются эффективным способом формирования читательского интереса у старших дошкольников. В результате проведенной работы была достигнута основная цель и решены задачи исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. Бабаева Т. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики / Проблемы педагогики. URL: http://www.kdpspb.ru/pedagogika/ problemypedagogiki-1.html (дата обращения: 03.11.2023).Баль В.Ю. "звучащие книги" в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvuchaschie-knigi-v-sovremennoy-izdatelskoy-industrii (дата обращения: 28.04.2024).Баль В.Ю.Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2019. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiochtenie-kak-sovremennaya-modifikatsiya-sluhovogo-chteniya (дата обращения: 28.04.2024).Баль В.Ю., Гуткевич Е.Е. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АУДИОКНИГИ // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-stilisticheskie-osobennosti-sovremennoy-audioknigi (дата обращения: 28.04.2024).Баранова Л.Т. Что такое «Аудиокнига» и история ее развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-audiokniga-i-istoriya-ee-razvitiya (дата обращения: 28.04.2024).Бенеш Н.И., Папина М.В., Поздеева С.И. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ // Ped.Rev.. 2021. №6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-interesa-detey-k-chteniyu-poisk-effektivnyh-priemov-raboty(дата обращения: 28.04.2024).Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Избранные психологические труды. СПб. : Питер, 2018 –398 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с. Борщевская А.Ю., Карпова С.И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Гаудеамус. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-starshih-doshkolnikov-k-hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 28.04.2024).Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 34-48. Голубь М.С. Современная сказка как средство развития речи дошкольников и воспитания читательских интересов // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov-i-vospitaniya-chitatelskih-interesov (дата обращения: 28.04.2024).Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М,: Логос, 2019 - 382 с. Иванова М. К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-k-chteniyu-u-doshkolnikov-v-usloviyah-vzaimodeystviya-dou-i-biblioteki (дата обращения: 13.04.2024).Калинова А.Ю. Консультация для родителей. Использование аудиокниг в развитии детей дошкольного возраста / А.Ю. Калинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/10/22/konsultatsiya-dlyaroditeley-ispolzovanie-audioknig-v-razvitii (дата обращения: 13.11.2023)Краснолобова Е.А., Филипенко Е.В. КНИЖНЫЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ // Экономика и социум. 2016. №4-1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnyy-ugolok-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-doshkolnikov (дата обращения: 03.04.2024).Кривенок, В. А. Особенности современных аудиокниг для детей дошкольного возраста / В. А. Кривенок. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8274/ (дата обращения: 28.04.2024).Кузора И.В. Аудиокниги и их использование на занятиях с дошкольниками // СДО. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audioknigi-i-ih-ispolzovanie-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami (дата обращения: 23.04.2024).Курышова В.В., Козловская Е.В., Макаревич Н.Ю., Борискина Д. Н.РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ БУКТРЕЙЛЕРОВ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov-s-pomoschyu-buktreylerov (дата обращения: 28.04.2024).Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 2013.-329 с.Мамаева Светлана Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2024).Мардашова Р.С., Хазратова Ф.В. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-k-chteniyu-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.04.2024).Нечай С.П. Результаты исследования особенностей восприятия звуков окружающей действительности детьми старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-osobennostey-vospriyatiya-zvukov-okruzhayuschey-deystvitelnosti-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.05.2024).Поштарева Т.В. Педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 8. С. 21-38.Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interes-k-chteniyu-kak-osnovnoy-faktor-vospitaniya-chitatelya-v-starshem-doshkolnike (дата обращения: 23.04.2024).Суленёва Наталья Васильевна Чтение как основа создания аудиокниг // Вестник ЧГАКИ. 2013. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-osnova-sozdaniya-audioknig (дата обращения: 28.04.2024).Твердохлебова Мария Дмитриевна Особенности электронных и аудиокниг как цифрового продукта // Практический маркетинг. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-elektronnyh-i-audioknig-kak-tsifrovogo-produkta (дата обращения: 28.04.2024).Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. Умнов, Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории Пресса – читатель. – 2015. – № 6. – с. 82-87.Чукреева Мария Александровна Аудиокнига в современном мире // Человек в мире культуры. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiokniga-v-sovremennom-mire (дата обращения: 28.04.2024) Шишигина Н. И., Кунцевич М.М. Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе // Проблемы педагогики. 2016. №10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zritelnogo-i-sluhovogo-vospriyatiya-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole-1 (дата обращения: 10.05.2024).Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб.пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3ПРИЛОЖЕНИЕ 4ПРИЛОЖЕНИЕ 5ПРИЛОЖЕНИЕ 6Таблица 1 – Способы и приемы формирования читательского интереса у старших дошкольниковСпособыПриемы1. Чтение или рассказывание одного произведения2. Чтение нескольких произведений, объединенных общей темой (например, рассказы о животных). 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:•чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;•чтение (поэтического произведения) в сочетании с музыкой. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, такого как игрушки, кукольный театр, диафильмы и другие.5. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы.1. Объяснение непонятных слов детям, которые встречаются в тексте;2. Введение специальных слов (например, слова, обозначающие оценку поступков героев);3. Сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного.ПРИЛОЖЕНИЕ 7Таблица 2 – Сайты, посвященные детским аудиокнигам
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
2. Бабаева Т. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики / Проблемы педагогики. URL: http://www.kdpspb.ru/pedagogika/ problemypedagogiki-1.html (дата обращения: 03.11.2023).
3. Баль В.Ю. "звучащие книги" в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvuchaschie-knigi-v-sovremennoy-izdatelskoy-industrii (дата обращения: 28.04.2024).
4. Баль В.Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2019. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiochtenie-kak-sovremennaya-modifikatsiya-sluhovogo-chteniya (дата обращения: 28.04.2024).
5. Баль В.Ю., Гуткевич Е.Е. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АУДИОКНИГИ // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-stilisticheskie-osobennosti-sovremennoy-audioknigi (дата обращения: 28.04.2024).
6. Баранова Л.Т. Что такое «Аудиокнига» и история ее развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-audiokniga-i-istoriya-ee-razvitiya (дата обращения: 28.04.2024).
7. Бенеш Н.И., Папина М.В., Поздеева С.И. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ // Ped.Rev.. 2021. №6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-interesa-detey-k-chteniyu-poisk-effektivnyh-priemov-raboty (дата обращения: 28.04.2024).
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Избранные психологические труды. СПб. : Питер, 2018 –398 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2017. - 278 с.
10. Борщевская А.Ю., Карпова С.И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Гаудеамус. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-starshih-doshkolnikov-k-hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 28.04.2024).
11. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 34-48.
12. Голубь М.С. Современная сказка как средство развития речи дошкольников и воспитания читательских интересов // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov-i-vospitaniya-chitatelskih-interesov (дата обращения: 28.04.2024).
13. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
14. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М,: Логос, 2019 - 382 с.
16. Иванова М. К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-k-chteniyu-u-doshkolnikov-v-usloviyah-vzaimodeystviya-dou-i-biblioteki (дата обращения: 13.04.2024).
17. Калинова А.Ю. Консультация для родителей. Использование аудиокниг в развитии детей дошкольного возраста / А.Ю. Калинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/10/22/konsultatsiya-dlyaroditeley-ispolzovanie-audioknig-v-razvitii (дата обращения: 13.11.2023)
18. Краснолобова Е.А., Филипенко Е.В. КНИЖНЫЙ УГОЛОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ // Экономика и социум. 2016. №4-1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnyy-ugolok-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-doshkolnikov (дата обращения: 03.04.2024).
19. Кривенок, В. А. Особенности современных аудиокниг для детей дошкольного возраста / В. А. Кривенок. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8274/ (дата обращения: 28.04.2024).
20. Кузора И.В. Аудиокниги и их использование на занятиях с дошкольниками // СДО. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audioknigi-i-ih-ispolzovanie-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami (дата обращения: 23.04.2024).
21. Курышова В.В., Козловская Е.В., Макаревич Н.Ю., Борискина Д. Н. РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ БУКТРЕЙЛЕРОВ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov-s-pomoschyu-buktreylerov (дата обращения: 28.04.2024).
22. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 2013.-329 с.
23. Мамаева Светлана Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2024).
24. Мардашова Р.С., Хазратова Ф.В. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-k-chteniyu-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.04.2024).
25. Нечай С.П. Результаты исследования особенностей восприятия звуков окружающей действительности детьми старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-osobennostey-vospriyatiya-zvukov-okruzhayuschey-deystvitelnosti-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.05.2024).
26. Поштарева Т.В. Педагогические условия формирования познавательной активности старших дошкольников / Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 8. С. 21-38.
27. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interes-k-chteniyu-kak-osnovnoy-faktor-vospitaniya-chitatelya-v-starshem-doshkolnike (дата обращения: 23.04.2024).
28. Суленёва Наталья Васильевна Чтение как основа создания аудиокниг // Вестник ЧГАКИ. 2013. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-kak-osnova-sozdaniya-audioknig (дата обращения: 28.04.2024).
29. Твердохлебова Мария Дмитриевна Особенности электронных и аудиокниг как цифрового продукта // Практический маркетинг. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-elektronnyh-i-audioknig-kak-tsifrovogo-produkta (дата обращения: 28.04.2024).
30. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
31. Умнов, Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории Пресса – читатель. – 2015. – № 6. – с. 82-87.
32. Чукреева Мария Александровна Аудиокнига в современном мире // Человек в мире культуры. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audiokniga-v-sovremennom-mire (дата обращения: 28.04.2024)
33. Шишигина Н. И., Кунцевич М.М. Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе // Проблемы педагогики. 2016. №10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zritelnogo-i-sluhovogo-vospriyatiya-pri-podgotovke-rebenka-k-shkole-1 (дата обращения: 10.05.2024).
34. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.