Банкротство малых и средних предприятий
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 13.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты банкротство малых и средних предприятий 5
1.1 Причины банкротства малых и средних предприятий 5
1.2 Процесс банкротства малых и средних предприятий 8
1.3 Последствия банкротства для малых и средних предприятий 10
Глава 2. Анализ банкротства малых и средних предприятий в России 13
2.1 Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской федерации в условиях внешних рисков 13
2.2 Статистическое исследование банкротства малых и средних предприятий 18
Глава 3. Процедура банкротства малого и среднего бизнеса в 2024г. 22
3.1 Методика определения угрозы банкротства 22
3.2 Перспективы реформы банкротства 24
Заключение 26
Список литературы 27
Приложения 30
), Москве (13,4 тыс.), Башкирии (11 тыс.), Свердловской области (около 11 тыс.) и Санкт-Петербурге (10,4 тыс.). С точки зрения корпоративных разбирательств банкротств на сегодня самым мирным регионом России является Чечня[17]. В республиканских судах мало дел о конфликтах бизнес-структур, а с июля по сентябрь 2023 года новых разбирательств почти не появлялось.Таким образом, каждый кризис открывает новые возможности. Среди возможностей, предлагаемых малому и среднему бизнесу, выделяются: выход на новые рынки дружественных стран, увеличение доли несырьевого экспорта МСП, что позволит существенно повысить их конкурентоспособность на региональных и международных рынках, интеграция отраслей.в цепочках создания стоимости. Например, в рамках растущей тенденции устойчивого развития растет спрос на экологически чистую продукцию местных производителей. Большой потенциал имеют и услуги, пропагандирующие здоровый образ жизни, в том числе устойчивый туризм, который сегодня активно развивается.Глава 3.Процедура банкротства малого и среднего бизнеса в 2024г.3.1 Методика определения угрозы банкротстваС 2024 года ФНС будет определять угрозу банкротства двумя способами – стандартным и углубленным. Новая методология облегчает предприятиям получение денежных переводов или просроченных налоговых платежей, если они не могут вовремя уплатить все налоги и сборы.Ранее возможность предоставления отсрочки или аванса при угрозе банкротства устанавливалась только на основании бухгалтерской отчетности за предыдущий год и первичных документов, предоставленных компанией. Теперь ФНС на основании приказа Минэкономразвития будет применять два метода определения угрозы банкротства – стандартный и углубленный[15,с.42].Стандартноеметодика. Проверка осуществляется только на основании информации, доступной налоговым органам. При использовании этого метода анализируется несколько показателей:- валовой доход за год;- сумма обязательств общества, рассчитанная по неоплаченным векселям и другим расчетным документам;- размер обязательных платежей общества за предыдущий год;- сальдо ЕНС.Кроме того, для малого и среднего бизнеса применяется упрощенная система: рассчитывается коэффициент задолженности и сумма уплаченных налогов.Углубленная техника. Если в ходе стандартной проверки налоговые органы не увидели угрозы банкротства и отказали в выплатах, компания может настоять на проведении тщательной проверки с целью выявления информации о ее деятельности. Этот метод анализирует следующую информацию:- движение денежных средств с учетом показателей сводной таблицы движения денежных средств за период 12 календарных месяцев до подачи заявления на авансовый платеж/отсрочку и календарные месяцы периода авансового платежа/периода прогнозирования аванса, а также информация только за каждый месяц данного накопительного периода;- общий размер всех просроченных долгосрочных и краткосрочных обязательств с отрицательным балансом ЕНС начало и конец рассматриваемого периода и на конец каждого календарного месяца рассматриваемого периода.Вывод о риске банкротства делается в случае, если сумма остатков денежных средств за первые три месяца планируемого периода отсрочки/платежа меньше суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств на дату подачи заявления об отсрочки/рассрочки. Ипо данным о движении денежных средств с учетом предоставления отсрочки/ рассрочки у компании на конец анализируемого периода сальдо ЕНС не отрицательное, и есть деньги для погашения долгосрочных и краткосрочных обязательств.Новую методику анонсировали в ФНС как меру поддержки малого и среднего бизнеса. Полный перечень этих оснований для отсрочки уплаты налогов или платежей содержится в статье 64 Налогового кодекса. В него входят[3]:- ущерб, причиненный техногенной катастрофой или стихийным бедствием;- задержка поступления, неполучения или поступления только части бюджетных средств, необходимых организации для уплаты налогов;- риск банкротства;- производство и реализация только сезонной продукции;- основания, связанные с перемещением товаров через границу ЕАЭС, установленные законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;- невозможность своевременной уплаты полной суммы налогов и сборов, начисленных по результатам налоговой проверки.Отсрочка по любому из оснований предоставляется максимум на 1 год, а выплаты – максимум на 3 года. Если сумма налогов не превышает 10 миллионов рублей, компании необходимо обратиться в региональное управление ФНС. Если сумма превышает 10 миллионов, то в Межрегиональную инспекцию по управлению долгом ГФФ.3.2 Перспективы реформы банкротстваВ 2024 году Минэкономики надеется вернуться к обсуждению законопроекта о реформе банкротства, направленной на усиление реабилитационных процедур, и ожидает принятия законопроекта о реабилитации до суда должников. Как следует из дискуссии на Всероссийском форуме по реструктуризации долга, кредиторы уже активнее, чем раньше, идут по пути реорганизации должников, в том числе государства, используя механизм погашения налоговой задолженности.В 2024 году Минэкономики ожидает возобновления обсуждения законопроекта о реформировании института банкротства, сообщил Всероссийский форум по реструктуризации долга. Кроме того, Минэкономики рассчитывает принять до конца года проект закона о досудебной реабилитации, который находится в разработке с 2022 года. Реабилитационные договоры могут заключаться между должником и кредиторами (в том числе в судебном порядке, если 75 % кредиторов высказались за) и предусматривают отсрочку исполнения обязательств и возможность совершения должником сделок, которые в случае банкротства не будут оспорены кредиторами. Пока нормативы разрабатываются, в Минэкономики выразили намерение «приучить» рынок к реструктуризации - в частности, этому должен был способствовать мораторий на банкротство, действующий с апреля по октябрь 2022 года[10,с.31].Это связано с тем, что при банкротстве кредиторы обычно получают небольшую часть долга. По данным федерального ресурса, в 2023 году число банкротств бизнеса сократилось на 18,2% по сравнению с 2022 годом (когда действовал мораторий), до 7,4 тысячи - это девятилетний минимум.Для дальнейшего стимулирования реструктуризации в сентябре 2022 года был создан Фонд содействия реструктуризации долга, который выступает посредником между кредиторами и должником, однако с его помощью пока решаются немногие ситуации (18 должников с долгом в 12,7 млрд долл. Проблемой в целом является сложность поиска инвесторов для реорганизации малого и среднего бизнеса.Государственные кредиторы активизировали деятельность по реструктуризации. В апреле 2022 года ФНС создала платформу реструктуризации долга - за время ее работы были реструктуризированы долги 3 тыс. должников на 198 млрд руб., заключив мировые соглашения и предоставив рассрочку на срок до трех лет (в 2020-2021 гг. - 1,2 тыс. налогоплательщики). с долгом 111,9 млрд руб.). Это, по оценкам ФНС, позволило избежать каждого третьего банкротства, сохранить 1 млн рабочих мест и 3,2 трлн руб. активов, для бюджета эффект заключается в росте на 47% налоговых платежей от текущей деятельности предприятий[17]. В целом ФНС отмечает снижение количества должников (с 45,1 млн в 2022 году до 33,3 млн в 2023 году). Это связано с введением единого налогового учета, что позволило сократить количество ошибочных платежей в 23 раза и платежей в целом в 1,7 раза, соответственно количество тех, кто из-за сложности расчетов с бюджетом «случайно» становился должником[17].Таким образом, малые и средние предприятия являются неотъемлемой частью экономики страны, основой ее политической и экономической стабильности, обеспечивая создание новых рабочих мест, внедрение инноваций, а также поддержание здоровый уровень.конкуренция на рынке. Поэтому в современной экономике возникает интерес к изучению социально-экономической роли малого и среднего бизнеса, поскольку именно их рост гарантирует увеличение количества рабочих мест, снижение безработицы и насыщение рынка. ЗаключениеВ ходе курсовой работы были рассмотрены различные аспекты банкротства малых и средних предприятий. Исследование позволило выявить основные причины и последствия банкротства для таких предприятий, а также возможности для их возобновления деятельности.Выводы исследования позволяют выделить несколько ключевых аспектов:1. Факторы риска: основные причины банкротства малых и средних предприятий включают недостаточное финансовое планирование, неэффективное управление кассовыми потоками, недостаточную конкурентоспособность продукции или услуг, а также непредвиденные экономические или рыночные изменения.2. Необходимость обучения и консультаций: увеличение финансовой грамотности среди предпринимателей и доступ к консультациям по финансовому управлению могут значительно снизить риск банкротства и повысить стабильность бизнеса.3. Роль государства: важную роль играет государственная поддержка сектора малого и среднего бизнеса, включая программы финансовой помощи, налоговые льготы и облегченные условия кредитования.4. Инновации и адаптация: предприятия, способные инновационно подходить к своей деятельности и быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, имеют больше шансов избежать финансовых трудностей.В целом, понимание и анализ причин банкротства малых и средних предприятий позволяет разработать эффективные стратегии по улучшению финансовой устойчивости и предотвращению кризисных ситуаций. Важно продолжать исследования в этой области и развивать механизмы поддержки бизнеса для создания благоприятной среды для развития малых и средних предприятий.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ // Консультант Плюс.2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ// Консультант Плюс.3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Консультант Плюс.Научная литература4. Васильченко Т. А. Анализ правового регулирования процедур банкротства, приводящих к ликвидации организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 25–31. 5. Гонорский А.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица // Форум молодых ученых. 2020. № 7. С. 64-68.6. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – С. 17-29. 7. Кацер, Е. И. Процедура банкротства юридических лиц / Е. И. Кацер. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 246-249. 8. Коломиец, Н. Ю. Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации / Н. Ю. Коломиец. // Молодой ученый. - 2022.- № 4 (399). - С. 195-197. 9. Конвисарева, Л. П. Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий / Л. П. Конвисарева.// Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 112-11610. Морозко Н.И. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2024 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 1. – С. 31-40. 11. Морозов, М. В. Особенности банкротства юридических лиц / М. В. Морозов. // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 124-128. 12. Скворцова Т. А. Право на подачу заявления о признании юридического лица банкротом // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы конференций. 2019. - С. 315–318. 13. Скворцова Т. А., Коноплев Л. В. Некоторые вопросы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. 2020. С. 301–304. 14. Теребова С.В. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 2(76). – С. 107-123. 15. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 6. – С. 42-48.Электронные ресурсы16. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)17. Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - URL: // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)18 Федресурс - URL: https://fedresurs.ru/news/c065932a-b1ce-40d4-8441-2e93f9c61eae (дата обращения: 03.03.2024)19. Финансовая культура. - URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 03.03.2024)ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 – Количество процедур конкурсного производства, возбужденных в 2020-1,2 кв. 2023г.Приложение 2Рисунок 2 - Количество и доля реабилитаций в 2019-1,2 кв.2023г.Приложение 3Количество процедур наблюдения, возбужденных в 2022-1,2кв. 2023г.Рисунок 4 – Инициаторы судебных дел о банкротстве компании
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ// Консультант Плюс.
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Консультант Плюс.
Научная литература
4. Васильченко Т. А. Анализ правового регулирования процедур банкротства, приводящих к ликвидации организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 25–31.
5. Гонорский А.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица // Форум молодых ученых. 2020. № 7. С. 64-68.
6. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – С. 17-29.
7. Кацер, Е. И. Процедура банкротства юридических лиц / Е. И. Кацер. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 246-249.
8. Коломиец, Н. Ю. Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации / Н. Ю. Коломиец. // Молодой ученый. - 2022.- № 4 (399). - С. 195-197.
9. Конвисарева, Л. П. Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий / Л. П. Конвисарева.// Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 112-116
10. Морозко Н.И. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2024 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 1. – С. 31-40.
11. Морозов, М. В. Особенности банкротства юридических лиц / М. В. Морозов. // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 124-128.
12. Скворцова Т. А. Право на подачу заявления о признании юридического лица банкротом // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы конференций. 2019. - С. 315–318.
13. Скворцова Т. А., Коноплев Л. В. Некоторые вопросы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. 2020. С. 301–304.
14. Теребова С.В. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 2(76). – С. 107-123.
15. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 6. – С. 42-48.
Электронные ресурсы
16. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)
17. Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - URL: // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)
18 Федресурс - URL: https://fedresurs.ru/news/c065932a-b1ce-40d4-8441-2e93f9c61eae (дата обращения: 03.03.2024)
19. Финансовая культура. - URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 03.03.2024)