Банкротство малых и средних предприятий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 13.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты банкротство малых и средних предприятий 5
1.1 Причины банкротства малых и средних предприятий 5
1.2 Процесс банкротства малых и средних предприятий 8
1.3 Последствия банкротства для малых и средних предприятий 10
Глава 2. Анализ банкротства малых и средних предприятий в России 13
2.1 Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской федерации в условиях внешних рисков 13
2.2 Статистическое исследование банкротства малых и средних предприятий 18
Глава 3. Процедура банкротства малого и среднего бизнеса в 2024г. 22
3.1 Методика определения угрозы банкротства 22
3.2 Перспективы реформы банкротства 24
Заключение 26
Список литературы 27
Приложения 30

Фрагмент для ознакомления

), Москве (13,4 тыс.), Башкирии (11 тыс.), Свердловской области (около 11 тыс.) и Санкт-Петербурге (10,4 тыс.). С точки зрения корпоративных разбирательств банкротств на сегодня самым мирным регионом России является Чечня[17]. В республиканских судах мало дел о конфликтах бизнес-структур, а с июля по сентябрь 2023 года новых разбирательств почти не появлялось.Таким образом, каждый кризис открывает новые возможности. Среди возможностей, предлагаемых малому и среднему бизнесу, выделяются: выход на новые рынки дружественных стран, увеличение доли несырьевого экспорта МСП, что позволит существенно повысить их конкурентоспособность на региональных и международных рынках, интеграция отраслей.в цепочках создания стоимости. Например, в рамках растущей тенденции устойчивого развития растет спрос на экологически чистую продукцию местных производителей. Большой потенциал имеют и услуги, пропагандирующие здоровый образ жизни, в том числе устойчивый туризм, который сегодня активно развивается.Глава 3.Процедура банкротства малого и среднего бизнеса в 2024г.3.1 Методика определения угрозы банкротстваС 2024 года ФНС будет определять угрозу банкротства двумя способами – стандартным и углубленным. Новая методология облегчает предприятиям получение денежных переводов или просроченных налоговых платежей, если они не могут вовремя уплатить все налоги и сборы.Ранее возможность предоставления отсрочки или аванса при угрозе банкротства устанавливалась только на основании бухгалтерской отчетности за предыдущий год и первичных документов, предоставленных компанией. Теперь ФНС на основании приказа Минэкономразвития будет применять два метода определения угрозы банкротства – стандартный и углубленный[15,с.42].Стандартноеметодика. Проверка осуществляется только на основании информации, доступной налоговым органам. При использовании этого метода анализируется несколько показателей:- валовой доход за год;- сумма обязательств общества, рассчитанная по неоплаченным векселям и другим расчетным документам;- размер обязательных платежей общества за предыдущий год;- сальдо ЕНС.Кроме того, для малого и среднего бизнеса применяется упрощенная система: рассчитывается коэффициент задолженности и сумма уплаченных налогов.Углубленная техника. Если в ходе стандартной проверки налоговые органы не увидели угрозы банкротства и отказали в выплатах, компания может настоять на проведении тщательной проверки с целью выявления информации о ее деятельности. Этот метод анализирует следующую информацию:- движение денежных средств с учетом показателей сводной таблицы движения денежных средств за период 12 календарных месяцев до подачи заявления на авансовый платеж/отсрочку и календарные месяцы периода авансового платежа/периода прогнозирования аванса, а также информация только за каждый месяц данного накопительного периода;- общий размер всех просроченных долгосрочных и краткосрочных обязательств с отрицательным балансом ЕНС начало и конец рассматриваемого периода и на конец каждого календарного месяца рассматриваемого периода.Вывод о риске банкротства делается в случае, если сумма остатков денежных средств за первые три месяца планируемого периода отсрочки/платежа меньше суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств на дату подачи заявления об отсрочки/рассрочки. Ипо данным о движении денежных средств с учетом предоставления отсрочки/ рассрочки у компании на конец анализируемого периода сальдо ЕНС не отрицательное, и есть деньги для погашения долгосрочных и краткосрочных обязательств.Новую методику анонсировали в ФНС как меру поддержки малого и среднего бизнеса. Полный перечень этих оснований для отсрочки уплаты налогов или платежей содержится в статье 64 Налогового кодекса. В него входят[3]:- ущерб, причиненный техногенной катастрофой или стихийным бедствием;- задержка поступления, неполучения или поступления только части бюджетных средств, необходимых организации для уплаты налогов;- риск банкротства;- производство и реализация только сезонной продукции;- основания, связанные с перемещением товаров через границу ЕАЭС, установленные законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;- невозможность своевременной уплаты полной суммы налогов и сборов, начисленных по результатам налоговой проверки.Отсрочка по любому из оснований предоставляется максимум на 1 год, а выплаты – максимум на 3 года. Если сумма налогов не превышает 10 миллионов рублей, компании необходимо обратиться в региональное управление ФНС. Если сумма превышает 10 миллионов, то в Межрегиональную инспекцию по управлению долгом ГФФ.3.2 Перспективы реформы банкротстваВ 2024 году Минэкономики надеется вернуться к обсуждению законопроекта о реформе банкротства, направленной на усиление реабилитационных процедур, и ожидает принятия законопроекта о реабилитации до суда должников. Как следует из дискуссии на Всероссийском форуме по реструктуризации долга, кредиторы уже активнее, чем раньше, идут по пути реорганизации должников, в том числе государства, используя механизм погашения налоговой задолженности.В 2024 году Минэкономики ожидает возобновления обсуждения законопроекта о реформировании института банкротства, сообщил Всероссийский форум по реструктуризации долга. Кроме того, Минэкономики рассчитывает принять до конца года проект закона о досудебной реабилитации, который находится в разработке с 2022 года. Реабилитационные договоры могут заключаться между должником и кредиторами (в том числе в судебном порядке, если 75 % кредиторов высказались за) и предусматривают отсрочку исполнения обязательств и возможность совершения должником сделок, которые в случае банкротства не будут оспорены кредиторами. Пока нормативы разрабатываются, в Минэкономики выразили намерение «приучить» рынок к реструктуризации - в частности, этому должен был способствовать мораторий на банкротство, действующий с апреля по октябрь 2022 года[10,с.31].Это связано с тем, что при банкротстве кредиторы обычно получают небольшую часть долга. По данным федерального ресурса, в 2023 году число банкротств бизнеса сократилось на 18,2% по сравнению с 2022 годом (когда действовал мораторий), до 7,4 тысячи - это девятилетний минимум.Для дальнейшего стимулирования реструктуризации в сентябре 2022 года был создан Фонд содействия реструктуризации долга, который выступает посредником между кредиторами и должником, однако с его помощью пока решаются немногие ситуации (18 должников с долгом в 12,7 млрд долл. Проблемой в целом является сложность поиска инвесторов для реорганизации малого и среднего бизнеса.Государственные кредиторы активизировали деятельность по реструктуризации. В апреле 2022 года ФНС создала платформу реструктуризации долга - за время ее работы были реструктуризированы долги 3 тыс. должников на 198 млрд руб., заключив мировые соглашения и предоставив рассрочку на срок до трех лет (в 2020-2021 гг. - 1,2 тыс. налогоплательщики). с долгом 111,9 млрд руб.). Это, по оценкам ФНС, позволило избежать каждого третьего банкротства, сохранить 1 млн рабочих мест и 3,2 трлн руб. активов, для бюджета эффект заключается в росте на 47% налоговых платежей от текущей деятельности предприятий[17]. В целом ФНС отмечает снижение количества должников (с 45,1 млн в 2022 году до 33,3 млн в 2023 году). Это связано с введением единого налогового учета, что позволило сократить количество ошибочных платежей в 23 раза и платежей в целом в 1,7 раза, соответственно количество тех, кто из-за сложности расчетов с бюджетом «случайно» становился должником[17].Таким образом, малые и средние предприятия являются неотъемлемой частью экономики страны, основой ее политической и экономической стабильности, обеспечивая создание новых рабочих мест, внедрение инноваций, а также поддержание здоровый уровень.конкуренция на рынке. Поэтому в современной экономике возникает интерес к изучению социально-экономической роли малого и среднего бизнеса, поскольку именно их рост гарантирует увеличение количества рабочих мест, снижение безработицы и насыщение рынка. ЗаключениеВ ходе курсовой работы были рассмотрены различные аспекты банкротства малых и средних предприятий. Исследование позволило выявить основные причины и последствия банкротства для таких предприятий, а также возможности для их возобновления деятельности.Выводы исследования позволяют выделить несколько ключевых аспектов:1. Факторы риска: основные причины банкротства малых и средних предприятий включают недостаточное финансовое планирование, неэффективное управление кассовыми потоками, недостаточную конкурентоспособность продукции или услуг, а также непредвиденные экономические или рыночные изменения.2. Необходимость обучения и консультаций: увеличение финансовой грамотности среди предпринимателей и доступ к консультациям по финансовому управлению могут значительно снизить риск банкротства и повысить стабильность бизнеса.3. Роль государства: важную роль играет государственная поддержка сектора малого и среднего бизнеса, включая программы финансовой помощи, налоговые льготы и облегченные условия кредитования.4. Инновации и адаптация: предприятия, способные инновационно подходить к своей деятельности и быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, имеют больше шансов избежать финансовых трудностей.В целом, понимание и анализ причин банкротства малых и средних предприятий позволяет разработать эффективные стратегии по улучшению финансовой устойчивости и предотвращению кризисных ситуаций. Важно продолжать исследования в этой области и развивать механизмы поддержки бизнеса для создания благоприятной среды для развития малых и средних предприятий.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ // Консультант Плюс.2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ// Консультант Плюс.3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Консультант Плюс.Научная литература4. Васильченко Т. А. Анализ правового регулирования процедур банкротства, приводящих к ликвидации организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 25–31. 5. Гонорский А.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица // Форум молодых ученых. 2020. № 7. С. 64-68.6. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – С. 17-29. 7. Кацер, Е. И. Процедура банкротства юридических лиц / Е. И. Кацер. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 246-249. 8. Коломиец, Н. Ю. Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации / Н. Ю. Коломиец. // Молодой ученый. - 2022.- № 4 (399). - С. 195-197. 9. Конвисарева, Л. П. Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий / Л. П. Конвисарева.// Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 112-11610. Морозко Н.И. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2024 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 1. – С. 31-40. 11. Морозов, М. В. Особенности банкротства юридических лиц / М. В. Морозов. // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 124-128. 12. Скворцова Т. А. Право на подачу заявления о признании юридического лица банкротом // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы конференций. 2019. - С. 315–318. 13. Скворцова Т. А., Коноплев Л. В. Некоторые вопросы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. 2020. С. 301–304. 14. Теребова С.В. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 2(76). – С. 107-123. 15. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 6. – С. 42-48.Электронные ресурсы16. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)17. Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - URL: // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)18 Федресурс - URL: https://fedresurs.ru/news/c065932a-b1ce-40d4-8441-2e93f9c61eae (дата обращения: 03.03.2024)19. Финансовая культура. - URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 03.03.2024)ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 – Количество процедур конкурсного производства, возбужденных в 2020-1,2 кв. 2023г.Приложение 2Рисунок 2 - Количество и доля реабилитаций в 2019-1,2 кв.2023г.Приложение 3Количество процедур наблюдения, возбужденных в 2022-1,2кв. 2023г.Рисунок 4 – Инициаторы судебных дел о банкротстве компании

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ// Консультант Плюс.
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Консультант Плюс.
Научная литература
4. Васильченко Т. А. Анализ правового регулирования процедур банкротства, приводящих к ликвидации организации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 25–31.
5. Гонорский А.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица // Форум молодых ученых. 2020. № 7. С. 64-68.
6. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – С. 17-29.
7. Кацер, Е. И. Процедура банкротства юридических лиц / Е. И. Кацер. // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 246-249.
8. Коломиец, Н. Ю. Процедуры банкротства экономического субъекта согласно требованиям законодательства Российской Федерации / Н. Ю. Коломиец. // Молодой ученый. - 2022.- № 4 (399). - С. 195-197.
9. Конвисарева, Л. П. Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий / Л. П. Конвисарева.// Молодой ученый. - 2021. - № 40 (382). - С. 112-116
10. Морозко Н.И. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2024 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 1. – С. 31-40.
11. Морозов, М. В. Особенности банкротства юридических лиц / М. В. Морозов. // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 124-128.
12. Скворцова Т. А. Право на подачу заявления о признании юридического лица банкротом // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы конференций. 2019. - С. 315–318.
13. Скворцова Т. А., Коноплев Л. В. Некоторые вопросы вхождения в процедуру несостоятельности (банкротства) юридических лиц // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. 2020. С. 301–304.
14. Теребова С.В. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 2(76). – С. 107-123.
15. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 6. – С. 42-48.
Электронные ресурсы
16. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)
17. Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - URL: // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 03.03.2024)
18 Федресурс - URL: https://fedresurs.ru/news/c065932a-b1ce-40d4-8441-2e93f9c61eae (дата обращения: 03.03.2024)
19. Финансовая культура. - URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 03.03.2024)