Диагностика поступлений НДФЛ от налогоплательщиков муниципального образования (на примере Калманского района Алтайского края)
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 07.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц 5
1.1 Понятие и сущность налогообложения физических лиц 5
1.2 Методика анализа поступлений НДФЛ в бюджет 10
1.3 Оценка поступлений НДФЛ на территории России 13
Глава 2. Анализ поступлений НДФЛ от налогоплательщиков в Калманском районе Алтайского края 17
2.1 Финансово-экономическая характеристика Калманского района Алтайского края 17
2.2 Оценка поступлений налогообложения НДФЛ от налогоплательщиков в Калманском районе 22
2.3 Направления оптимизации налогообложения НДФЛ от налогоплательщиков в Калманском районе 25
Заключение 31
Список используемых источников и литературы 34
Можно сделать вывод, что наибольший прирост по исчисленному НДФЛ наблюдается в Шадринском сельсовете (+180,7%) и в Кубанском сельсовете (+142,3%). А наибольший удельный вес в структуре начисленного НДФЛ Калманского района занимает НДФЛ по Кубанскому сельсовету.2.3НаправленияоптимизацииналогообложенияНДФЛотналогоплательщиковвКалманскомрайонеВданныймоментвпроцессеисследованияразличныхпроблемныхмоментовможновыделитьследующие,требующиеразрешениявбудущем:1.Досихпорнедостаточносформированоналоговоеправосознаниесубъектоврыночнойэкономики.Такженалоговоймеханизмвзиманияналогасотдельныхвидовдоходовиногданесовсемэффективениз-занепродуманностиразличныхнормНКРФ[1;2]иподзаконныхактовналоговыхслужб.2.ЗначительноменьшийвсоотношениисразвитымивэкономическомотношениигосударствамиЕвропыуровеньдоходовзначительногочислагражданстранынепозволяетдосихпорзанятьважноеместоНДФЛвсистемедоходнойчастибюджетныхфондов[9].3.Наличиевсовременномроссийскомгосударствебольшогочислафактовпрактикиукрывательстваразличныхдостаточноблагосостоятельныхсубъектовотвыплатсуммналоговнадоходыфизическихлиц[12].4.СистеманалогообложенияРоссиивотношениифизическихлицнеследуетпринципусемейногоналогообложения.Внастоящеевремязаконодательствонашегогосударства,имеяисключительноотраслевойхарактер,закрепляетподдержкувсемейныхиналоговыхотношенияхпосредствомвыдачильготныхпубличныхобязательств,вычетов,освобожденийотвыплат,значительносниженныхставокдляотдельныхчленовсемейииныхсредствналоговогоадминистрирования.Льготыипреференциивводятсятакжеорганамивластиврегионахимуниципалитетахсучетомихвозможностейвотношенииподдержкиотдельныхслоевнаселенияинуждающихсячленовсемей,нодосихпорносятнепродуманный,точечныйибессистемныйхарактер[6;13].5.ТакжедавноставитсявопросовключениивНКРФспециальнойотдельнойнормы,касающейсясозданиянеоблагаемогоминимумапоНДФЛ[7;8].Кромевышеуказанныхпроблем,можнотакжеотметитьследующее.1.Впервуюочередьнеобходимоотметить,чтозначительнаячастьденежныхсредстваккумулируетсяиздоходов,обеспечиваемыхналоговымиагентами(составляютоколо95%отобъемавсехпоступлений).Приэтомвозникаютразличныесудебныеспорыисложныеситуациипринеисполненииилинеправильномисполненииналоговымиагентамисвоихобязанностей,атакжевиныхслучаях.Вчастности,вдвухспорныхделахсудебныеинстанциипринялиразличныерешения.Например,водномслучаеАрбитражныйсудСеверо-Западногоокругапризналоправдывающимобстоятельством,независящимотволиналоговогоагента,егобанкротствоиневыплатусвоевременноналоговнадоходыфизическихлиц,взысканныхснихвкачествеработодателя[4].Вдругомделесудзанялдиаметральнопротивоположнуюпозицию:«нахождениевкакой-либопроцедуребанкротстванеосвобождаеторганизациюотобязанностейналоговогоагентаудержатьиперечислитьНДФЛвсрок,аневозможностьэтосделатьиз-забанкротстванеможетисключатьштраф»[5].2.Частопроисходитнесвоевременноеобращениевсудналоговыхоргановилипринятиеиныхмерпринудительноговзысканияфинансовойзадолженности.Водномиздел,судвэтойсвязиуказал,чтопотребованиюналоговогоорганаовключениидолгапоземельнымплатежамиНДФЛвреестртребованийкредиторовгражданина-банкрота,возможновзысканиелишьвотношениичастиденежныхсредств,которыенесмогланалоговаяинспекциявзыскатьвпринудительномадминистративномпорядке.Вотношенииинойчастивыплат,судуказал,чтонесвоевременноеобращениеинепринятиемерналоговойслужбойповзысканиюналоговойзадолженностинепозволяетпроизвестиееудержаниеизконкурсноймассы[3].3.Налоговыеорганынередкопроводятнезаконное«давление»нафинансовонедееспособногодолжника,ссылаясьнанормуп.1ст.45НКРФ,принуждаяегоизыскиватьсредстваотматериальнойпомощиблизкихродственников,атакжеоказываявоздействиенаналоговыхагентов,–организаций,гдедолжникполучаетзаработнуюплату.Подводяобщиеитоги,можнозаметить,чтоположительныеаспектыразвитияналогообложениянадоходыгражданвсежесуществуют.Насовременномэтапевсевбольшеймерепроисходитосознаниенаселениемважностисвоевременногоисполненияпубличныхналоговыхобязанностейкакнепосредственногоусловияобщественногоигосударственногоразвития,атакжевлиянияфинансовойобеспеченностиоргановвластинабезопасностьстранывглобальномивнутригосударственноммасштабе.ВРоссийскойФедерациипрогрессивнаяшкаланалогообложениядоходовфизическихлицвближайшеевремявведенанебудет.Даннуюситуациюможнообъяснитьнесколькимипричинами.Во-первых,поэкономическимсоображениям–Россиявнастоящеевремянеготовакустановлениюпрогрессии,обязательнымэлементомкоторойвовсехразвитыхстранахявляетсянеоблагаемыйминимум.Во-вторых,существуетмножествосоциальныхрисков,такихкакувеличениетеневогорынказаработнойплаты,сокращениерабочихмест.Всеэтоможетнедатьположительныефискальныеэффектыотнововведений.В-третьих,введениепрогрессивнойшкалыподразумеваетобязательныйконтрольрасходовграждан(сучетомихсоциальногостатуса),чтовнашейстраневесьмасложно.Виномслучае,прогрессивнаяшкаланедастжелаемыхрезультатов,атолькоусугубитвопросысоциальнойсправедливостинациональногоподоходногоналогообложения.СуществуетмножестворазличныхвидовналоговыхвычетовпоНДФЛ,которыенаправленынавыполнениесоциальнойполитикигосударства.Однако,эффективнаяналоговаяставкадлячеловекасвысокимдоходомменьшевдвараза,чемучеловекасосреднегодовымдоходомпостране.Этопроисходитиз-затого,чточеловекснизкимдоходомпростонеможетпозволитьсебеоплатитьлечениеиобучение,аследовательнонеимеетвозможностивоспользоватьсяналоговымивычетами,которыекакразнаправленнынаподдержаниеслоевнаселенияснизкимдостатком.Такимобразом,богатоенаселениеимеетвозможностьуменьшатьналоговуюбазуназначительныесуммыиплатитьменьшеналогов,несмотрянаплоскуюшкалуналогообложения,вподоходномналогообложениивРоссиипрослеживаетсяскрытаярегрессия.Возникаетвопросусовершенствованиясуществующихусловийналогообложенияфизическихлиц.Однимизвариантоврешенияэтойпроблемыможетстатьдифференциацияналоговыхвычетов,которыебудутзависетьотсуммыдоходов,полученныхфизическимлицом.Крометого,необходимопроводитьреформыввопросахусловийпредоставленияналоговыхвычетов.Быливыявленыосновныепроблемы,связанныесналогообложениедоходовфизическихлицвРоссии:-недостаточнаяреализациисоциальнойролиНДФЛвсвязисотсутствиемсправедливогоналогообложения;-существованиемножествасхемуклоненияотуплатыналога;-неэффективноеналоговоеадминистрирование;-высокийуровеньдифференциацииобществапоразмерамдоходовввидуиспользованияпропорциональнойшкалыналогообложения.Длядостижениясоциальнойсправедливостивобщественеобходимо:-установитьнеоблагаемыйналоговыйминимум;-рассмотретьвариантпереходакпрогрессивнойшкаленалогообложения;-провестиреформывобластиналоговыхвычетовпоНДФЛ.Крометоговажновнедрятьновыеинформационныетехнологиидляупрощенияработыналоговойслужбы.Подводяитоги,можносказать,чтодостаточносложнооценитьпроцессусовершенствованияналоганадоходыфизическихлиц.Невзираянабольшоеколичествовнесенныхпоправоквзаконодательство,внедрениеновыхинформационныхтехнологий,остаетсямножествопроблеминесовершенств.Присутствуютзначительныенедочетывмеханизмеопределенияоблагаемыхдоходов.Всеэтонедаетвозможностиналогунадоходыфизическихлицполностьювыполнятьсвоепредназначение.МножествоособенностейНДФЛподразумеваютбольшуюэкономическуюответственностьзасозданиешкалы,установлениенеоблагаемогоминимума,предоставлениеналоговыхльгот(вычетов)длязаконодательныхиисполнительныхоргановвласти.Дляразработкиэффективногомеханизмавзиманияналоганадоходыфизическихлицважноучестьмножествофакторов,аименновсевозможныепроблемы,которыемогутвозникнутьвпроцессереформирования,тольковтакомслучаебудетвозможностьдостичьжелаемыхрезультатов.ЗаключениеСоциально-ориентированная налоговая политика в России – это система налоговых мер и механизмов, которая направлена на достижение социальных целей и обеспечение социальной справедливости через использование инструментов налогообложения.Одним из важных аспектов социально-ориентированной налоговой политики в России является использование налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в качестве инструмента для достижения социальных целей. НДФЛ представляет собой налог, взимаемый с доходов физических лиц, включая заработную плату, проценты, дивиденды и другие источники дохода [3].Самым главным из прямых налогов и важнейшая составляющая налоговой политики любого государства является налог на доходы физических лиц, который изымается денежном виде. С помощью налога на доходы физических лиц обеспечивается увеличение денежных средств региональный и местный бюджеты, контролируется уровень доходов население, структура собственного потребления, мотивируется стимулируется более подходящее применение получаемых доходов и снижается неравенство прибыли, так как налог на доходы физических лиц представляет собой один из важных источников формирования бюджета РФ. Обширное распространение данного вида налога в большинстве стран мира, вызвано тем, что он рассчитывается исходя из облагаемого дохода, который представляет собой совокупный годовой доход за минусом.Целью анализа поступления НДФЛ в бюджет является проверка соответствия налоговых отчетов граждан действующему законодательству. В рамках данного анализа происходит проверка правильности расчетов, отчетности и уплаты НДФЛ. Если обнаруживаются факты нарушения налогового законодательства, меры могут быть приняты для взыскания недостающих сумм налога с налогоплательщиков, а также изъятия соответствующих штрафов.Вторая задача анализа поступления НДФЛ в доходы бюджета состоит в выявлении и предупреждении случаев уклонения от уплаты налога со стороны граждан. Проводя анализ данных о доходах населения, возможно выявление неточностей и нереалистичных показателей, которые могут указывать на попытку уклонения от уплаты налогов. Такие ситуации требуют проведения дополнительной проверки и принятия соответствующих мер налогообложения.Третья цель анализа заключается в выявлении общих тенденций в поступлении НДФЛ в доходы бюджета. Анализируя данные налоговой статистики, можно определить, какие отрасли экономики и группы граждан являются наиболее активными налогоплательщиками и влияют на основные объемы поступления налога в бюджет.Изучение этих данных позволяет оценить эффективность текущей системы налогообложения и выработать стратегические рекомендации для улучшения сбора НДФЛ.Становление и развитие комплексной структуры различных форм фискальных сборов в отношении граждан государства и иностранных физических лиц в большинстве стран мира определялось движением и длительным процессом реформирования национальных систем налогообложения физических лиц, которые состояли из различных фискальных платежей на имущество, в отношении доходной базы различных субъектов налогообложения, за пользование земельной собственностью, транспортом и т.д. Это определялось такими факторами, как постепенное возникновение реального роста индивидуальных доходов граждан различных стран, особенно при осуществлении крупной предпринимательской деятельности в различных секторах экономики и социокультурной сфере, а также существование достаточного числа и объема «избыточных» финансовых и имущественных средств в собственности отдельно взятого налогоплательщика. В современных условиях финансовыми тенденциями развития фискальной системы отечественной публичной власти являются направления реформирования и повышения эффективности структуры налогообложения физических лиц в отношении их имущественных объектов и доходной части в рамках достижения бюджетного благополучия регионов и муниципалитетов.СписокиспользуемыхисточниковилитературыНалоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.Алферов, А.В. Актуальные проблемы реформирования налогового законодательства в сфере налогообложения доходов физических лиц / А.В. Алферов // Актуальные проблемы истории, политики и права. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. – С. 154-156.Базарова, А.М. Введение необлагаемого налога в РФ / А.М. Базарова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 22. – С. 1387-1391.Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Гончаренко [и др.] ; отв. ред. Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с. Гончаренко Л.И., ред. Влияние подоходного налогообложения на социальное неравенство в России. Монография. М.: Кнорус; 2020. - 224 с.Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №3. – С. 66-77.Куликова, А.А. Становление подоходного налогообложения в России / А.А. Куликова, А.Р. Чупринина // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов / Под редакцией В.В. Бондаренко, Е.В. Воейкова, М.А. Таниной, В.А. Юдиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. – С. 28-31.Мельникова Н.П., Тихонова А.В. Социальные налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент реализации справедливого налогообложения. Налоги. – 2019. - (2). – С. 11–16.Нарративы индивидуального подоходного налогообложения в 21 веке: монография / под. ред. И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 295 с.Никифорова, С.С. Анализ влияния налога на доходы физических лиц на формирование доходов бюджета РФ / С.С. Никифорова // Междисциплинарные научные исследования. Политология и право :материалы международных научно-практических конференций, Саратов, 23 апреля 2020 года. – Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 45-48.Реут, А.В. Влияние налоговой культуры на установление налогов (на примере налога на доходы физических лиц / А.В. Реут // Финансовое право. – 2020. – № 8. – С. 29-33.Семидоцкая, Н.В. Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе / Н.В. Семидоцкая // Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях. – Ростовна-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2021. – С. 223-226.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
3.Алферов, А.В. Актуальные проблемы реформирования налогового законодательства в сфере налогообложения доходов физических лиц / А.В. Алферов // Актуальные проблемы истории, политики и права. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. – С. 154-156.
4.Базарова, А.М. Введение необлагаемого налога в РФ / А.М. Базарова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 22. – С. 1387-1391.
5.Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Гончаренко [и др.] ; отв. ред. Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с.
6.Гончаренко Л.И., ред. Влияние подоходного налогообложения на социальное неравенство в России. Монография. М.: Кнорус; 2020. - 224 с.
7.Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №3. – С. 66-77.
8.Куликова, А.А. Становление подоходного налогообложения в России / А.А. Куликова, А.Р. Чупринина // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов / Под редакцией В.В. Бондаренко, Е.В. Воейкова, М.А. Таниной, В.А. Юдиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. – С. 28-31.
9.Мельникова Н.П., Тихонова А.В. Социальные налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент реализации справедливого налогообложения. Налоги. – 2019. - (2). – С. 11–16.
10.Нарративы индивидуального подоходного налогообложения в 21 веке: монография / под. ред. И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 295 с.
11.Никифорова, С.С. Анализ влияния налога на доходы физических лиц на формирование доходов бюджета РФ / С.С. Никифорова // Междисциплинарные научные исследования. Политология и право : материалы международных научно-практических конференций, Саратов, 23 апреля 2020 года. – Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 45-48.
12.Реут, А.В. Влияние налоговой культуры на установление налогов (на примере налога на доходы физических лиц / А.В. Реут // Финансовое право. – 2020. – № 8. – С. 29-33.
13.Семидоцкая, Н.В. Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе / Н.В. Семидоцкая // Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях. – Ростовна-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2021. – С. 223-226.