Совершенствование силовых способностей занимающихся пауэрлифтингом с использованием соревновательного упражнения «Становая тяга»
Заказать уникальную дипломную работу- 46 46 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 04.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВНИЮ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ «СТАНОВАЯ ТЯГА» В ПАУЭРЛИФТИНГЕ 6
1.1. История пауэрлифтинга. Современные проблемы и тенденции развития пауэрлифтинга 6
1.2. Становая тяга как упражнение для развития силовых способностей 11
1.3. Структура и содержание педагогических условий развития силовых способностей на занятиях пауэрлифтингом 18
Раздел 2. ДИАГНОСТИКА СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПАУЭРЛИФТЕРОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования 27
Раздел 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «СТАНОВАЯ ТЯГА» НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЁННОЙ ДИАГНОСТИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Самой типичной ошибкой в обеих группах стал слабый съём штанги: 75% и 67% соответственно. В целом исследование констатирующего эксперимента показало, что к настоящему времени как в экспериментальной, так и в контрольной группах существует необходимость совершенствования физической и технической подготовленности.Раздел 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА,НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «СТАНОВАЯ ТЯГА» НА ОСНОВЕРЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЁННОЙ ДИАГНОСТИКИТеоретическими основами разработанной методики, направленной на развитиесиловых способностей пауэрлифтеров, послужил Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Пауэрлифтинг» Министерства спорта РФ.Актуальность методики. Упражнение «Становая тяга» во многом определяет результат соревнований по пауэрлифтингу. Помимо этого, данное упражнение задействует все основные группы мышц, в связи с чем оно служит эффективным средством общесилового развития. К настоящему времени в связи с активным развитием пауэрлифтинга существует высокая потребность в новых практических методиках, направленных на совершенствование выполнения становой тяги, что определило актуальность разработанной методики.Корректность разработанной методики определена тем, что её содержание соответствует основным принципам силовой подготовки, а также возрастным особенностям спортсменов и показателям их физического развития.Целью методики стало развитие силовых качеств пауэрлифтеров в соответствии с выбранной спортивной специализацией.В задачи методики входило:Определить уровень развития общефизической и специальной подготовки пауэрлифтеров;2. Разработать и внедрить методику, направленную на совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения «Становая тяга». 3. Определить эффективность разработанной методики по развитию общефизических и специальных компонентов подготовки экспериментальным путем. С целью решения поставленных задач была разработана методика совершенствования выполнения становой тяги с использованием техники «Сумо». Модель педагогических условий реализации разработанной методики представлена на рис.3.1:Рисунок 3.1 – Модель педагогических условий реализации разработанной экспериментальной программыНа рис.3.2 показана планируемая динамика интенсивности выполняемых упражнений:Рисунок3.2. – Динамика интенсивности выполняемых упражнений в соответствии с разработанной экспериментальной программой, %В табл. 3.1представлено содержание разработанной методики.Таблица 3.1Содержание экспериментальной методикиНеделя ДеньУпражненияИнтенсивность1ПонедельникСтановая тягаТяга до уровня коленных суставовНаклоны со штангой на плечахГиперэкстензии туловища65%СредаТяга из ямытяга штанги к поясу в наклонеВертикальная тяга за голову в блочном тренажереОбратные гиперэкстензии.65%ПятницаСтановая тягаТяга с плинтов из исходного положения гриф ниже уровня коленных суставовПодъем плеч – «шраги»Гиперэкстензии туловища60%2Понедельник Становая тяга Тяга до уровня коленных суставовВертикальная тяга к груди в тренажере параллельным хватомтяга штанги к поясу в наклоне70%Средатяга с плинтов из исходного положения гриф выше уровня коленных суставовобратные гиперэкстензиивертикальная тяга за голову в блочном тренажеретяга штанги к поясу в наклоне70%ПятницаСтановая тягаТяга с плинтов из исходного положения гриф ниже уровня коленных суставовПодъем плеч – «шраги»Гиперэкстензии туловища.65%3ПонедельникСтановая тягаТяга с цепями на грифеТяга штанги к поясу в наклонеОбратные гиперэкстензии75%СредаТяга из ямыподъем плеч – «шраги»тяга штанги к поясу в наклоненаклоны со штангой на плечах75%ПятницаСтановая тягатяга с плинтов из исходного положения гриф ниже уровня коленных суставоввертикальная тяга за голову в блочном тренажерегиперэкстензии туловища70%4ПонедельникСтановая тягатяга с цепями на грифевертикальная тяга к груди в тренажере параллельным хватомОбратные гиперэкстензии80%СредаТяга с плинтов из исходного положения гриф выше уровня коленных суставовтяга штанги к поясу в наклоневертикальная тяга к груди в тренажере параллельным хватомвертикальная тяга за голову в блочном тренажере80%ПятницаСтановая тягаТяга до уровня коленных суставовтяга штанги к поясу в наклонегиперэкстензии туловища.75%5Понедельник Становая тягатяга с цепями на грифенаклоны со штангой на плечахОбратные гиперэкстензии85%СредаТяга из ямытяга штанги к поясу в наклонеподъем плеч – «шраги»наклоны со штангой на плечах85%ПятницаСтановая тягатяга с плинтов из исходного положения гриф выше уровня коленных суставоввертикальная тяга за голову в блочном тренажерегиперэкстензии туловища80%6Понедельник Становая тягатяга с цепями на грифеподъем плеч – «шраги»обратные гиперэкстензии90%Средатяга с плинтов из исходного положения гриф ниже уровня коленных суставовтяга штанги к поясу в наклоневертикальная тяга к груди в тренажере параллельным хватомвертикальная тяга за голову в блочном тренажере90%ПятницаСтановая тягаТяга до уровня коленных суставовнаклоны со штангой на плечахГиперэкстензии туловища85%После реализации экспериментальной методики проведена оценка её эффективности.В табл.3.2 показаны результаты сформированности общефизических показателей после формирующего эксперимента.Таблица 3.2Развитие общефизических качеств пауэрлифтеров экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе№ п/пНазвание теста Экспериментальная группа, Х±m Контрольная группа, Х±mp1Прыжок в длину с места, см253±2,7247,21±3,6>0,052Бег 20 м, сек5,85±1,76,01±1,1<0,053Бег 30 м, сек6,6 ±3,97,1 ±2,3<0,054Прыжки через скакалку, 1 мин, кол-во раз100,09±1,397,31±2,6>0,055Поднимания туловища из положения лёжа с согнутыми ногами, 30 сек (раз)20,73±1918,12±2,1>0,056Сгибание-разгибание рук в висе, раз13,8±2,29,22±3,1<0,05После реализации формирующего эксперимента было проведено контрольное тестирование спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Анализ контрольного тестирования общефизической подготовки показал, что результаты улучшились как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Однако, в экспериментальной группе мы выявили больший прирост результатов чем в контрольной группе: статистически значимые различия отмечены по таким тестам физической подготовленности, как бег 20 м, бег 30 м, сгибание-разгибание рук в висе. Соответственно, внедрение экспериментальной методики положительно отразилось на показателях общефизической подготовленности пауэрлифтеров. Далее проведена оценка совершенствования технической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп (табл. 3.3 – 3.4)Таблица 3.3Уровень технической подготовленности спортсменов экспериментальной группы на контрольном этапе№ п/пОшибкиКол-во ошибокСлабый съём штангиЗависание у коленДолгое завершение движения1+1203++240506+17++2809+119++211+112+1Таблица 3.4Уровень технической подготовленности спортсменов контрольной группы на контрольном этапе№ п/пОшибкиКол-во ошибокСлабый съём штангиЗависание у коленДолгое завершение движения1++22++23+14++2506+17++28+19+110++211+112+1Данные таблиц наглядно отражены на рисунках 3.3 и 3.4.Рисунок 3.3 – анализ ошибок в технике выполнения становой тяги спортсменов экспериментальной группы на контрольном этапеРисунок 3.4 – анализ ошибок в технике выполнения становой тяги спортсменов контрольной группы на контрольном этапеКак показывают данные результаты, количество ошибок, показанных спортсменами экспериментальной группы, было значительно ниже по сравнению с техническими ошибками в выполнении становой тяги, которые продемонстрировали спортсмены контрольной группы. Следовательно, разработанная методика является эффективной и результативной, поэтому может быть использована в работе тренеров.Также отмечено, что у спортсменов экспериментальной группы значительно повысились результаты выполнения упражнения «Становая тяга» (табл.3.5).Таблица 3.5Динамика результатов выполнения упражнения «Становая тяга» спортсменов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапахЭтап экспериментаСредние результаты в становой тяге спортсменов ЭГ, кгСредние результаты в становой тяге спортсменов ЭГ, кгконстатирующий181,4183,2контрольный211,7185,5Так, если до проведения данного исследования средний результат спортсменов экспериментальной группы составлял 181,4 кг, то после реализации разработанной методики спортсмены экспериментальной группы тянули в среднем 211,7 кг. При этом результаты выполнения упражнения «Становая тяга» спортсменов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах изменились незначительно: 183,2 и 185,5 кг соответственно. Сопоставление этих данных также подтверждает эффективность разработанной методики.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данного исследования была разработана экспериментальная методика, направленная на совершенствование педагогических условий развития силы в ходе выполнения соревновательного упражнения «становая тяга» и его вариаций. При этом была проведена диагностика общесиловой и технической подготовленности. На констатирующем этапе установлено, что как в общесиловой, так и в технической подготовке спортсменов контрольной и экспериментальной групп существуют определённые проблемы.На формирующем этапе была реализована экспериментальная методика совершенствования педагогических условий тренировки атлетов. В соответствии с данной методикой в течение 6 недель происходит поступательное повышение интенсивности на 5% в первый и второй тренировочные дни, после чего интенсивность снижается на 5% в третий тренировочный день, чтобы атлеты успевали восстановиться. При этом каждое занятие в первый и третий дни включало в себя:- 1 базовое упражнение (становая тяга), - 1 специально-подготовительное, - 2общеподготовительных упражнения.Во второй тренировочный день базовое упражнение не выполнялось, а количество общеподготовительных упражнений увеличивалось до трёх.Результаты формирующего эксперимента показали эффективность разработанной нами методики, а именно: показатели выполнения становой тяги сумо у спортсменов экспериментальной группы в среднем увеличились с 181,4 до 211,7 кг.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАвсиевич, В.Н. Динамика морфофункциональных показателей и результативности юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом темпов биологического развития / В.Н. Авсиевич// Теория и практика физической культуры. – 2012. - №12. – С. 71-74. Авсиевич, В.Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учёта биологического возраста / В.Н. Авсиевич// Молодой ученый. –2016. –№ 4 (108). –С. 318-321.Авсиевич, В.Н. Особенности организации силовых тренировок юношей с отягощениями в рекомендациях национальных ассоциаций США и Великобритании / Авсиевич// Наука и жизнь Казахстана. – 2014. – № 3-4 (24-25). – С. 203-210. Бакирова, А.У. Эффективность использования упражнений на гибкость при занятиях пауэрлифтингом / А.У. Бакирова // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2016». – 2016. – С. 12. Бальзанников, А.М. Методика обучения становой тяге на учебных занятиях в университете по пауэрлифтингу / А.М. Бальзанников// Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России с 1909 до 1917 г. Материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников, посвященной 150-летию со дня рождения В.Н. Воейкова. –2018. –С. 171-175Бартош, О.В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации / О.В. Бартош. Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2009– 47с Березин, А.В. Обоснование методики развития мышечной силы у учащихся 14-16 лет с использованием тренажерных устройств: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1990. – 171 с. Бикмуллин, Д.М. Развитие силовых способностей у школьников старших классов при занятиях атлетической гимнастикой. Элетронный ресурс / Д.М. Бикмуллин. – М, 2017. – 188 с.Бондаренко, А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов / А.А. Бондаренко // Пауэрлифтинг. – 2009. – №6. – С. 5-7. Вельский, И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров /И.В. Вельский // Теория и практика физической культуры. 2001. – №1. – С. 76-78Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. /Ю. Верхошанский.– М.: ФиС, 1987. – 324 с.Верхошанский, Ю.В. Общие и специальные принципы тренировки в атлетической гимнастике: Лекция для ст-тов и слушателей ФПК / Ю.В. Верхошанский, П.С. Новиков. – М., 1991. – 25 с. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /Л. В. Волков. – К.: Олимп, лит., 2012. – 294 с. Воробьёв, А.Н.Анатомия силы // А.Н. Воробьёв, Ю.К. Сорокин. М.: ФиС. –1987. –80 сГольберг, Н.Д. Метаболические реакции организма при адаптации к мышечной деятельности Текст. / Н.Д. Гольтберг, В.И. Морозов, В.А.Рогозкин // Теория и практика физической культуры. –2003. – № 3. – С. 17-22Горбенко, Н.П. Особенности подготовки велосипедистов индивидуальной гонки /Н.П. Горбенко //Современные здоровьесберегающие технологии,2016.–№5.–С.40-45.Горбов, А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера: Победа на турнире /А.М. Горбов. – М.: ACT, 2004. – 174 с. Гузь, С.М. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12-17 лет /С.М. Грузь//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №10 (56). – С. 32-37. Гузь, С.М. Факторы, определяющие спортивную результативность в силовом троеборье / С.М. Гузь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2009.– № 5(51).– С. 23-27.Дальский, Д.Д. Физиологический пауэрлифтинг / Д.Д. Дальский, В.Д. Зверев, Э.В. Науменко, А.А. Несмеянов, В.А. Орлов, В.А. Таймазов, Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – С. 119. Дворкин, Л. С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Степанов, С.В. Новаковский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 3. –С. 29-30 Дворкин, Л.С. Силовые единоборства /Л.С. Дворкин.– «Феникс», 2015. - 384 с.Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов /Л. С. Дворкин. –М: Сов. спорт, 2015. – 597 с. Дворкин, Л.С.: Подготовка юного тяжелоатлета /Л.С. Дворкин. – М.: Советский спорт, 2013–396с. Захаров, Е. Н.Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский//Москва, Советский спорт, 2009. – 198с.Карачакова, А.К. Влияние занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей школьников старших классов / А.К. Карачакова. – М, 2017. – 80 с.Кошлаков, Н.Н. Исследование методики развития силы в становой тяге / Н.Н. Кошлаков // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции.– 2019. –С. 110 - 119.Лукъянов, Б.Г. Ведущие кинематические характеристики соревновательного упражнения «тяга становая» / Б.Г. Лукъянов// Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма. сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции. –2021. –С. 181-185.Лэмберт, М. Как правильно тренировать становую тягу. / М. Лэмберт // Олимп. – 2003. –№2Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Фи-ра и спорт. – 1991. – 543 с. Матвеев, Л.П. «Теория и методика физической культуры»/Л.П. Матвеев.– 2016г. – 542 с.Методики тренировки в пауэрлифтинге [электронный ресурс]: Режим доступа http://plbaza.narod.ru/ (Дата обращения: 19.09.2022)Минов, М. Ю. Влияние занятий пауэрлифтингом на состояние здоровья студентов / М.Ю. Минов// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2011. – №3. – С. 215-218. Мир пауэрлифтинга [электронный ресурс]: режим доступа http://plworld.ru/ (Дата обращения: 07.07.2022)Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2009. – 112с.Покусаев, А.М. Обучение технике выполнения становой тяги / А.М. Покусаев // Физическая культура и спорт, психология и педагогика: вопросы теории, методики, единства целей. Материалы Воронежской областной межвузовской научной, учебно-методической конференции: (к 85-летию кафедры физического воспитания Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I). –2018.– С. 24-28.Пустильник, Р.Б. Технология индивидуального оздоровления юношей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики: дис. ... канд. пед. наук.– М.: РГБ, 2003. – 147 с. Рубин, В.А. Разделы теории и методики физической культуры./ В.А. Рубин - М.: Физическая культура, 2006. – 112 с. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге: Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» /П.И. Рыбальский. – М., 2015. – 22 с.
2. Авсиевич, В.Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учёта биологического возраста / В.Н. Авсиевич // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 318-321.
3. Авсиевич, В.Н. Особенности организации силовых тренировок юношей с отягощениями в рекомендациях национальных ассоциаций США и Великобритании / Авсиевич // Наука и жизнь Казахстана. – 2014. – № 3-4 (24-25). – С. 203-210.
4. Бакирова, А.У. Эффективность использования упражнений на гибкость при занятиях пауэрлифтингом / А.У. Бакирова // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки «Агрокомплекс-2016». – 2016. – С. 12.
5. Бальзанников, А.М. Методика обучения становой тяге на учебных занятиях в университете по пауэрлифтингу / А.М. Бальзанников // Становление физического развития и спортивного движения народонаселения царской России с 1909 до 1917 г. Материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников, посвященной 150-летию со дня рождения В.Н. Воейкова. – 2018. – С. 171-175
6. Бартош, О.В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации / О.В. Бартош. Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2009 – 47с
7. Березин, А.В. Обоснование методики развития мышечной силы у учащихся 14-16 лет с использованием тренажерных устройств: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1990. – 171 с.
8. Бикмуллин, Д.М. Развитие силовых способностей у школьников старших классов при занятиях атлетической гимнастикой. Элетронный ресурс / Д.М. Бикмуллин. – М, 2017. – 188 с.
9. Бондаренко, А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов / А.А. Бондаренко // Пауэрлифтинг. – 2009. – №6. – С. 5-7.
10. Вельский, И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров /И.В. Вельский // Теория и практика физической культуры. 2001. – №1. – С. 76-78
11. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. / Ю. Верхошанский. – М.: ФиС, 1987. – 324 с.
12. Верхошанский, Ю.В. Общие и специальные принципы тренировки в атлетической гимнастике: Лекция для ст-тов и слушателей ФПК / Ю.В. Верхошанский, П.С. Новиков. – М., 1991. – 25 с.
13. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /Л. В. Волков. – К.: Олимп, лит., 2012. – 294 с.
14. Воробьёв, А.Н. Анатомия силы // А.Н. Воробьёв, Ю.К. Сорокин. М.: ФиС. –1987. – 80 с
15. Гольберг, Н.Д. Метаболические реакции организма при адаптации к мышечной деятельности Текст. / Н.Д. Гольтберг, В.И. Морозов, В.А.Рогозкин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 3. – С. 17-22
16. Горбенко, Н.П. Особенности подготовки велосипедистов индивидуальной гонки / Н.П. Горбенко //Современные здоровьесберегающие технологии,2016. – №5. – С.40-45.
17. Горбов, А.М. Комплексная тренировка пауэрлифтера: Победа на турнире /А.М. Горбов. – М.: ACT, 2004. – 174 с.
18. Гузь, С.М. Влияние занятий атлетической гимнастикой на скоростно-силовые, силовые способности и функциональные показатели школьников 12-17 лет / С.М. Грузь // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №10 (56). – С. 32-37.
19. Гузь, С.М. Факторы, определяющие спортивную результативность в силовом троеборье / С.М. Гузь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2009. – № 5(51). – С. 23-27.
20. Дальский, Д.Д. Физиологический пауэрлифтинг / Д.Д. Дальский, В.Д. Зверев, Э.В. Науменко, А.А. Несмеянов, В.А. Орлов, В.А. Таймазов, Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – С. 119.
21. Дворкин, Л. С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Степанов, С.В. Новаковский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003, № 3. – С. 29-30
22. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства /Л.С. Дворкин.– «Феникс», 2015. - 384 с.
23. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для вузов / Л. С. Дворкин. – М: Сов. спорт, 2015. – 597 с.
24. Дворкин, Л.С.: Подготовка юного тяжелоатлета /Л.С. Дворкин. – М.: Советский спорт, 2013 – 396с.
25. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 2017. – 368 с.
26. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский // Москва, Советский спорт, 2009. – 198с.
27. Карачакова, А.К. Влияние занятий пауэрлифтингом на развитие силовых способностей школьников старших классов / А.К. Карачакова. – М, 2017. – 80 с.
28. Кошлаков, Н.Н. Исследование методики развития силы в становой тяге / Н.Н. Кошлаков // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК. Материалы Международной студенческой научной конференции. – 2019. – С. 110 - 119.
29. Лукъянов, Б.Г. Ведущие кинематические характеристики соревновательного упражнения «тяга становая» / Б.Г. Лукъянов // Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма. сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 181-185.
30. Лэмберт, М. Как правильно тренировать становую тягу. / М. Лэмберт // Олимп. – 2003. – №2
31. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Фи-ра и спорт. – 1991. – 543 с.
32. Матвеев, Л.П. «Теория и методика физической культуры» /Л.П. Матвеев. – 2016г. – 542 с.
33. Методики тренировки в пауэрлифтинге [электронный ресурс]: Режим доступа http://plbaza.narod.ru/ (Дата обращения: 19.09.2022)
34. Минов, М. Ю. Влияние занятий пауэрлифтингом на состояние здоровья студентов / М.Ю. Минов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2011. – №3. – С. 215-218.
35. Мир пауэрлифтинга [электронный ресурс]: режим доступа http://plworld.ru/ (Дата обращения: 07.07.2022)
36. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Методическое пособие. – М.: Москомспорт, 2009. – 112с.
37. Покусаев, А.М. Обучение технике выполнения становой тяги / А.М. Покусаев // Физическая культура и спорт, психология и педагогика: вопросы теории, методики, единства целей. Материалы Воронежской областной межвузовской научной, учебно-методической конференции: (к 85-летию кафедры физического воспитания Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I). – 2018. – С. 24-28.
38. Пустильник, Р.Б. Технология индивидуального оздоровления юношей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики: дис. ... канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 147 с.
39. Рубин, В.А. Разделы теории и методики физической культуры./ В.А. Рубин - М.: Физическая культура, 2006. – 112 с.
40. Рыбальский, П.И. Структура и содержание тренировочных микроциклов различной направленности в зависимости от характеристик соревновательных упражнений в пауэрлифтинге: Автореф. дис. на соискание учен, степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» / П.И. Рыбальский. – М., 2015. – 22 с.