Развитие математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати
Заказать уникальную дипломную работу- 46 46 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7
1.1. Теоретические основы проблемы развития математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати 7
1.2. Организационно-методическое обеспечение проекта создания сборника заданий на развитие математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати 14
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Сборник заданий на развитие математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати 21
2.2. Методические рекомендации по использованию сборника заданий на развитие математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати в начальной школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ГЛОССАРИЙ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Детям необходимо верно составить выражение из карточек, размещая их на доске.Объединение карточек. Детям предлагается несколько наборов карточек, например, на темы сложения и вычитания. Далее им предлагается объединить карточки по темам и озвучить их.Упражнения, направленные на раскрытие смысла математических терминов, развитие связной математической речи.Это комплексные упражнения, которые подразумевают активное использование терминов в речевой деятельности. Мы предлагает в данном разделе работу с текстами. Пример такого задания:Предлагается применять упражнение на составление текста с использованием слов и выражений, например:Составь правило из предложенных терминов и напиши его буквенное обозначение:место, перестановка, сумма, слагаемое, меняется, не (от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, а + b = b + a);один, слагаемое, равно, 0, сумма, равно, второй, слагаемое (если одно из слагаемых равно 0, сумма равна второму слагаемому, а + 0 = а);оба, слагаемое, равно, 0, сумма равно (если оба слагаемых равны 0, то сумма равна 0, 0 + 0 = 0).Вставь пропущенные термины:………. – это математическое действие, при котором числа складываются. Числа, которые складываются, называются ………. Результат сложения называется ………..Вычитание – это математическое действие, обратное ………. Число, из которого происходит вычитание, называется ………., число, которое вычитается называется ……….. Результат вычитания называется ……….Если к ………. прибавить ………., то получится уменьшаемое.Если из уменьшаемого вычесть ………., то получится ……….Какое из предложений будет соответствовать выражению 12 + 3?:сумма двенадцати и трех равна пятнадцати;к двенадцати прибавили три;из двенадцати вычли три.Запиши цифрами и знаками следующие выражения, вычислите их:сумма двадцати пяти и пяти;разность пятнадцати и трех;сумма пяти, восьми и девяти;разность сумм десяти и двух и пяти и трех.Таким образом, мы составили комплекс заданий для формирования у обучающихся математической речи.После применения заданий мы провели повторное тестирование. Его результаты представлены в таблице 2.Таблица – Результаты тестирования уровня развития математической речиИспытуемыйПисьменная математическая речьУстная математическая речь12345СуммаОценка1234СуммаОценка13352215Средний443314Высокий25552219Высокий333413Высокий35332215Средний343313Высокий44453319Высокий334414Высокий55352318Высокий344415Высокий65552320Высокий344415Высокий75542319Высокий344415Высокий83553218Высокий344415Высокий94333215Средний433313Высокий103542216Высокий433414Высокий115333216Высокий333312Средний124353217Высокий333312Средний134552218Высокий334313Высокий144442216Высокий444416Высокий154542217Высокий444416Высокий165333317Высокий334414Высокий175343318Высокий333413Высокий185552320Высокий443314Высокий193352316Высокий344415Высокий205333216Высокий443314Высокий214433216Высокий334414Высокий225542319Высокий443415Высокий235433318Высокий434415Высокий244443217Высокий344415Высокий255542218Высокий433414Высокий265333317Высокий434415Высокий273533216Высокий444416ВысокийИтак, низкий уровень письменной математической речи не был зарегистрирован. Средний уровень письменной речи был у 11,11% детей (3 человека), высокий – у 88,89% детей (24 человека) (рисунок 10).Рис. . Уровень развития письменной математической речи у детейНизкий уровень устной математической речи не был зарегистрирован. Средний уровень был у 7,41% детей (2 человека), высокий уровень устной математической речи был у 92,59% детей (25 человек) (рисунок 11).Динамика показателей представлена в таблице 3.Из таблицы следует, что уровень развития математической речи вырос. В частности, не стало детей с низким уровнем письменной и устной математической речи. Доля детей со средними показателями по письменной речи снизилась с 44,44% до 11,11%, по устной речи – с 62,96% до 7,41%. Доля детей с высоким показателями по письменной речи выросла с 14,81% до 88,89%, устной речи – с 0,00% до 92,59%. Рис. . Уровень развития устной математической речи у детейТаблица . Динамика показателей устной и письменной математической речиУровеньПисьменная математическая речьУстная математическая речьДоПослеДоПослеАбс.%Абс.%Абс.%Абс.%Низкий1140,74001037,0400Средний1244,44311,111762,9627,41Высокий414,812488,89002592,59Сказанное позволяет делать вывод о высокой эффективности разработанных упражнений для развития математической речи.2.2.Методические рекомендации по использованию сборника заданий на развитие математической речи у младших школьников при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати в начальной школеПредставленный комплекс упражнений может быть использован как на уроке, так и в рамках внеурочной деятельности, в качестве домашней работы. Приведем пример использования упражнений на уроках математики в первом классе.Технологическая карта урокаТема урока: Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.Тип урока: Урок усвоение новых знаний.Целью урока является ознакомление детей с приемами сложения с переходом через разряд.Планируемый результат обучения:Личностные результаты: у детей продолжится формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;у детей продолжится формирование основ мотивации учебной деятельности.Метапредметные результаты:Познавательные УУД: дети научатся представлять информацию в знаково-символьной, графической форме;дети научатся читать тексты математического содержания. Коммуникативные УУД:дети научатся принимать активное участие в работе в паре, в группе, вести диалог в рамках группового взаимодействия;дети научатся принимать участие в обсуждении математических фактов, высказывать свою позицию.Регулятивные УУД:дети научатся планировать свои действия так, чтобы достигать поставленных целей, решать учебные задачи;дети научатся выполнять самооценку, самоконтроль результатов своей деятельности на уроках математики.Предметные результаты:дети научатся моделировать приемы выполнения сложения с переходом через разряд, применяя графические схемы;дети научатся выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 20;дети научатся применять математическую терминологию при составлении, чтении математических равенств;дети научатся выполнять задания творческого, поискового свойства.Оборудование:Учебник Моро М.И. Математика: 1 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 111 с.Доска.Карточки-сорбонки с терминами «число», «цифра», «равенство», «неравенство», «сложение», «слагаемое», «сумма», «разряд», «десятки», «единицы».Карточки с изображениями яблок красного (9 штук) и желтого (4 штуки) цвета.Карточки с заданиями.Ход урока:Этапы урокаСодержание учебного материалаДеятельность учителяДеятельностьобучающихся1. Организационный этап.Приветствие, подготовка обучающихся к работе.Приветствие.Организация рабочего места.Эмоциональный настрой на урок.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.1. Устный счет. Задание на полях учебника на с. 64. Детям предлагается посчитать цепочку примеров (19 – 9 → 10 + 8 → 18 – 10 → 8 – 7 → 1).2. На доске пишутся примеры. 8 + 2; 6 + 3; 1 + 9; 9 + 4. Детям предлагается их решить. После того как дети сталкиваются с трудностями при решении примера 9 + 4, спрашивается почему такая трудность. 3. Формулируется цель, задачи, тема урока.Считаю цепочку примеров.Решают примеры на доске, выделяют пример с затруднениями, отвечают на вопрос.Формулируют цель, задачи, тему урока.3. Актуализация знаний.1. Работа с карточками. Детям предлагаются сорбонки с такими терминами как «число», «цифра», «равенство», «неравенство», «сложение», «слагаемое», «сумма», «разряд», «десятки», «единицы». Работа в парах.2. Задание. На доске пишутся примеры 8 + 2 = …; 12 – 2 = …; 15 + 1 = …; 20 – 8 = …. Детям предлагается посчитать и прочесть их двумя разными способами.3. Детям предлагается вернуться к примеру 9 + 4. На доске закрепляется 9 карточек с изображением красных яблок и 4 карточки с изображением желтых яблок. Предлагается прибавить к 9 единицу, чтобы получить 10, затем прибавить оставшиеся 3 единицы, чтобы получить 13.Выполняют задание.4. Первичное усвоение новых знаний.1. Задание на карточке. Вставь пропуски «………. – это математическое действие, при котором числа складываются. Числа, которые складываются, называются ………. Результат сложения называется ………..». «Вычитание – это математическое действие, обратное ………. Число, из которого происходит вычитание, называется ………., число, которое вычитается называется ……….. Результат вычитания называется ……….».2. Упражнение №4 на с. 65.3. Задание на карточке. Детям предлагается поочередно решать примеры, читая их вслух правильным математическим языком. Если ответ равен 10, поле закрашивается красным, 15 – синим, 17 – зеленым, 6 – коричневым цветом. Выполняют задание5. Первичная проверка понимания1. Работа с карточкой. Детям предлагается найти значения выражений и разгадать написанное на слово.2. Детям предлагается заполнить пропуски в выражении. «При сложении двух чисел с переходом через десяток сначала дополняется первое …….. (слагаемое) до 10, а потом прибавляются оставшиеся …… (единицы)».Выполняют задание6. Первичное закреплениеРабота с рабочим листом. Детям предлагается решать примеры, проговаривая их правильным математическим языком. Выполняют задание7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюРешение филворда на карточке (рисунок 8).Упражнение №6, с. 65 учебника.Записывают домашнее задание4. Рефлексия (подведение итогов занятия). Подведение результатов занятия.Опрос.1. Что было затруднительно на уроке?2. Что понравилось на уроке?Ответ на вопросы.Таким образом, по ходу урока при изучении сложения в пределах 20 можно органично применять задания, в которых дети учатся и закрепляют умения говорить правильным математическим языком.Эти задания могут применяться как на уроке, так и дома. Как пример – задание в виде филворда с терминами. Кроме того, задания могут применяться и во внеурочной деятельности, например, на занятии – математической викторине.ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос математического образования младших школьниковзатрагивается сегодня во многих исследованиях. Одной из ключевых проблем, которые затрагиваются сегодня, выступает формирование и развития у детей математической речи. Математическая речь определяется как способность человека формулировать задачи, которые связанны с обучением, используя при этом математический язык. Математическая речь рассматривается специалистами как ключеваясоставляющая начального математического образования, ее формирование и развитие предлагается обеспечивать за счет использования специальных упражнений, которые могут выполняться как индивидуально, так и в рамках групповой работы. Одними из основных составляющих математической речи выступает владение математическим языком, развитое математическое мышление, а также навыкисоставления математических моделей, которые применяются для решения учебных задач.Несмотря на то, что развитию математической речи уделяется большое внимание, задача ее развития остается актуальной. Нами было проведено тестирование уровня развития математической речи у младших школьников, обучающихся в 1 классе. Полученные результаты позволили выявить, что низкий уровень письменной математической речи был у 40,74% детей (11 человек), средний у 44,44% детей (12 человек), высокий – у 14,81% детей (4 человека). Низкий уровень устной математической речи был у 37,04% детей (10 человек), средний у 62,96% детей (17 человек), высокий уровень устной математической речи не был зарегистрирован ни у одного испытуемого.Мы разработали и применили комплекс упражнений по развитию математической речи у младших школьников. После этого низкий уровень письменной математической речи не был зарегистрирован. Средний уровень письменной речи был у 11,11% детей (3 человека), высокий – у 88,89% детей (24 человека). Низкий уровень устной математической речи не был зарегистрирован. Средний уровень был у 7,41% детей (2 человека), высокий уровень устной математической речи был у 92,59% детей (25 человек). Анализ динамики показателей математической речи позволил сделать вывод об эффективности разработанных упражнений.ГЛОССАРИЙВнешняя речь – система применяемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков, символов, которые используются для передачи информации, для озвучивания мыслей человека.Внутренняя речь – форма мыслительной деятельности человека, которая разворачивается в его внутреннем психическом пространстве, невербализируется для других людей.Математическая речь – это вид коммуникации, который выражается в форме символьных, графических обозначений, математических моделей и естественного языка.Письменная речь – это отображенные на носителе специальные графические знаки, буквы.Устная речь – это форма речевой активности, которая включает в себя понимание звучащей речи, речевое высказывание в звуковой форме, т.е. говорение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБайрамуковаП.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 299 с.Бакланова Г.А. Формирование математической речи у младших школьников / Г.А. Бакланова // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования, 2023. – № 170-173.БелошистаяА.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.Богданова К.Я. Условия развития математической речи младших школьников / К.Я. Богданова, В.В. Артемьева // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 213-218.Е.М. Кулешек Интерактивные дидактические материалы как средство формирования у младших школьников математической речи / Е.М. Кулешек // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей, 2022. – С. 71-73.Иванова Т.А. Дидактические условия развития математический речи школьников / Т.А. Иванова, А.С. Горчаков // Ярославский педагогический вестник, 2010. – Т. 2. – № 4. – С. 55-59.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов сред.ивысш. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – 4-е изд., стеореотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 288 с.Калинина Г.П. Развитие математической речи в начальных классах / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование, 2016. – № 1. – С. 62-74.КалинченкоА.В. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клинченко, Р.И. Шикова, Е.Н. Леонович. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 208 с.Кириллова О.А. Развитие математической речи школьников как фактор повышения качества обучения / О.А. Кирилллова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 74-2. – С. 131-134.Методика начального обучения математике: учебное пособие / В.Л. Дрозд; под общ.ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – Минск: Вышейшая школа, 1988. – 253 с.Никулина А.Д. Системный подход к развитию математической речи младших школьников как образовательной ценности / А.Д. Никулина // Образование Луганщины: теория и практика, 2022. – № 6 (31). – С. 23-26.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.02.2024).Учебник Моро М.И. Математика: 1 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 111 с.Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник: для студентов учреждений высшего образования / С.Е. Царева. – М.: Академия, 2014. – 494 с.
2. Бакланова Г.А. Формирование математической речи у младших школьников / Г.А. Бакланова // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования, 2023. – № 170-173.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
4. Богданова К.Я. Условия развития математической речи младших школьников / К.Я. Богданова, В.В. Артемьева // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 213-218.
5. Е.М. Кулешек Интерактивные дидактические материалы как средство формирования у младших школьников математической речи / Е.М. Кулешек // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей, 2022. – С. 71-73.
6. Иванова Т.А. Дидактические условия развития математический речи школьников / Т.А. Иванова, А.С. Горчаков // Ярославский педагогический вестник, 2010. – Т. 2. – № 4. – С. 55-59.
7. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – 4-е изд., стеореотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 288 с.
8. Калинина Г.П. Развитие математической речи в начальных классах / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование, 2016. – № 1. – С. 62-74.
9. Калинченко А.В. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клинченко, Р.И. Шикова, Е.Н. Леонович. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 208 с.
10. Кириллова О.А. Развитие математической речи школьников как фактор повышения качества обучения / О.А. Кирилллова // Проблемы современного педагогического образования, 2022. – № 74-2. – С. 131-134.
11. Методика начального обучения математике: учебное пособие / В.Л. Дрозд; под общ. ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – Минск: Вышейшая школа, 1988. – 253 с.
12. Никулина А.Д. Системный подход к развитию математической речи младших школьников как образовательной ценности / А.Д. Никулина // Образование Луганщины: теория и практика, 2022. – № 6 (31). – С. 23-26.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 25.02.2024).
14. Учебник Моро М.И. Математика: 1 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 111 с.
15. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник: для студентов учреждений высшего образования / С.Е. Царева. – М.: Академия, 2014. – 494 с.