Особенности развития игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 61 61 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 13.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2. Понятие, особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте 10
1.3. Гендерные аспекты игры в дошкольном возрасте 17
1.4. Современные подходы к развитию игровой деятельности в дошкольном возрасте 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 29
2.2. Результаты и анализ результатов экспериментального исследования 38
2.2.1. Оценка уровня развития игровой деятельности у дошкольников 38
2.2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий по развитию игровой деятельности у дошкольников 44
2.2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса занятий по развитию игровой деятельности у дошкольников 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Фрагмент для ознакомления

По критерию «Игровые действия» показатели были 1,8±0,3 балла у мальчиков, 2,0±0,2 балла у девочек, 1,9±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Использование атрибутики и предметов-заместителей» показатели были 2,1±0,2 балла у мальчиков, 2,3±0,3 балла у девочек, 2,2±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Использование ролевой речи» показатели были 2,1±0,3 балла у мальчиков, 2,3±0,3 балла у девочек, 2,2±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Выполнение правил » показатели были 2,1±0,2 балла у мальчиков, 2,1±0,3 балла у девочек, 2,1±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Выполнение правил » показатели были 2,0±0,2 балла у мальчиков, 2,1±0,2 балла у девочек, 2,1±0,1 балла в группе в целом.На первом уровне развития игровой деятельности были 34,8% детей (8 человек). Это уровень 2,0-3,5 лет. На втором развития игровой деятельности уровне были 42,5% детей (10 человек). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 17,4% детей (4 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 4,3% детей (1 человек). Это 5,6 и более лет (рисунок 4).Рис. . Уровень развития игровой деятельности по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой до проведения занятийТаким образом, мы заключили, что дети, как мальчики, так и девочки, нуждаются в комплексном формирующем воздействии с точки зрения развития у них игровой деятельности.2.2.2. Разработка и внедрение комплекса занятий по развитию игровой деятельности у дошкольниковЦелью применения предлагаемого комплекса занятий является развитие игровой деятельности у дошкольников с учетом гендерного воспитания.Задачами предлагаемого комплекса занятий является:Создание и реализация детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения.Формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам.Освоение детьми позиции субъекта игровой деятельности.Поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников.Развитие у детей представлений о гендерной идентичности.Формирование у детей гендерно-ориентированного поведения.Игры проводились в условиях группы и игровой площадки детского сада.Занятия реализовывались в течение 6 месяцев.Игры проводились:утром в течение 30-40 минут;утром после завтрака в течение 15-20 минут;на прогулке в течение 30 минут;после полдника в течение 20 минут.В исследовании принимали участие дети 5-6 лет. Из них возраст 5 лет имело 43,5% детей (10 человек), 6 лет – 56,5% детей (13 человек). В группе было 47,8% мальчиков (11 человек) и 52,2% девочек (12 человек).К традиционным особенностям детской игры относится то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях.Исходя из этого для девочек при организации сюжетно-ролевых игр выбирались социально-бытовые, а мальчиков – технические и общественные роди. Девочки и мальчики выбирали роли, которые характерны для представителей своего пола.Формируя женский образ у девочки, мы ориентировались на такие качества нежность, мягкость, хозяйственность. При формировании мужского образа у мальчиков обращали внимание на такие качества как настойчивость, решительность, смелость.Для коррекции выявленных нарушений мы провели ряд занятий, в рамках которых были использованы игры.В частотности, были использованы дидактические игры как на занятиях, так и в игровом уголке, посвященном гендерному воспитанию. Сюда можно отнести следующие игры:«Кто это носит?». Детям предлагается фигуры мальчика и девочки, вырезанные из картона. Далее воспитатель прикладывает к куклам разную одежду, периодическим то ошибаясь, то выбирая одежду соответственно гендеру. Детям предлагается выявить ошибку. «Кто здесь мастер?». Детям предлагается ряд фигур с различными профессиями и атрибуты к ним. Профессии должны быть достаточно полярны, привычны. Например, женскими профессиями могут воспитатель, доктор, повар, парикмахер, мужскими – сталевар, машинист поезда, горняк.Детям предлагается назвать профессию, выбрать к ним атрибут (доктор – стетоскоп, повар – поварешка, горняк – молот и т.д.), подобрать причины, почему эта профессия больше подходит мальчику, а другая – девочке.«Сундук с сокровищами». Детям предлагается два сундучка, в которых перепутаны женские и мужские атрибуты. Например, в сундучках вместе с гаечным ключом, удочкой и перочинным ножом могут лежать бусы, губная помада и пяльцы с незаконченной вышивкой. Детям предлагается разобрать сундучки и решить какой из них принадлежит девочке, а какой мальчику. «Опиши картинку». Детям предлагается посмотреть на картинку и описать ее. Дети должны описать картинки, а также рассказать в чем роли мальчиков и девочек (общее и различное).Рис. – Изображение к игре «Опиши картинку»Мы также провели ряд подвижных игр. Среди них:«Кот и кошка». Детям предлагается принять роли кота, кошки и котят. Воспитатель – злая собака нападает на маму-кошку с котятами. Мама-кошка защищает котят, закрывая их собой, а папа бросается наперерез собаке и прогоняет ее.«Эстафета». В эстафете предлагается три корзинки. Красная и синяя корзинка находятся в конце отрезков по 10 м. В начале стоит белая корзина с массой атрибутов, которые свойственны мальчикам и девочкам. Следует разделиться на две команды и как можно быстрее и корректно заполнить свою корзинку (синяя – мальчики, красная – девочки), перемещая предметы по одному.«Соберем чемоданы». Детям предлагается роль ангелов, которые понесут в мире нового малышка. Малышу следует собрать чемодан с теми качествами, которыми он должен прежде всего обладать как мальчик или как девочка. Следует выбрать только 5 качеств и 50 карточек, которые есть на стенде. Кто «перенесет» в мир больше малышей с правильными чертами, тот и победил. «Кто пара?». Детям предлагается эстафета, в которой следует брать из корзины пары животных мальчик – девочка и размещать их на доске на в 10 метрах от места старта. Изображения животных должны быть гендерно различными, мультяшными, яркими. Например, у девочки-зайца должно быть юбочка и бантик, а у мальчика-зайца, штаны и удочка. Следует предусмотреть несколько вариантов животных, например, по 5 зайцев-мальчиков и 5 зайцев-девочек, чтобы у детей был выбор.Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. Применялись такие игры как:«Дочки-матери». Это классическая игра, в которой девочкам отводится роль мам, мальчикам – пап. Сюжет может быть разным, в зависимости от того, как дети представляют себе семейные роли. Если при этом выявляются проблемы, то воспитатель предлагает корректировки, беря на себя часть ролей, меняя игру так, чтобы в ней не было логическим, смысловых нарушений в гендерных ролях. «Домашние хлопоты». Воспитатель предлагает детям приготовить обед с использованием игрушечной посуды, кухни. Предлагается распределить роли, при которых девочки готовят, организуют процесс приготовления пищи, а мальчики помогают девочкам. Следует провести беседу о том, почему мальчики помогают девочкам, предложить детям придумать как они могут помочь маме.«Сказки наоборот». Игра требует подготовки. Воспитатель и его помощник разыгрывают сцену, в которой роли принца и принцессы поменяны. Это должны быть максимально гипертрофированные, гротескные сцены, где, например, принцесса строит дом, добывает камень киркой, отгоняет волков, а принц в фартучке с рюшами готовит обед и ухаживает за геранью в горшочке на окне. Детям рассказывается, что злая колдунья все перепутала в мире принца и принцессы и нужно им помочь. Для того, чтобы расколдовать мир необходимо проиграть все так, как это должно быть. «Что здесь не так?». Игра схожа с ранее представленной. В ней воспитатель и его помощник разыгрывают сцены, в которых те или иные роли перепутаны. Детям предлагается угадать, что в них не так, указать как герои должны вести себя в норме.Таким образом, мы использовали игры, которые были направлены на развитие гендерной составляющей игровой деятельности дошкольников.2.2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса занятий по развитию игровой деятельности у дошкольниковРезультаты оценки уровня развития игровой деятельности по методике «Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры» О.В. Солнцевой после проведения занятий представлены в таблице 4.Таблица Результаты оценки уровня развития игровой деятельности по методике «Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры» О.В. Солнцевой после проведения занятийМальчикиДевочкиВсе дети группыСпособность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание2,6±0,22,1±0,22,3±0,1Наличие и особенности ролевого поведения2,1±0,22,5±0,22,3±0,1Способность к использованию действий игрового замещения2,4±0,22,2±0,22,3±0,1Способность к построению игрового сюжета2,4±0,21,8±0,22,1±0,2Способность создавать обстановку для игры2,6±0,22,3±0,22,4±0,1Способность к игровой коммуникации2,5±0,22,3±0,22,4±0,1Средний показатель2,4±0,12,2±0,12,3±0,1Как следует из приведенных данных, уровень развития игровой деятельности как у мальчиков, так и у девочек, стал преимущественно высоким. В частности, по критерию «Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание» показатели были 2,6±0,2 балла у мальчиков, 2,1±0,2 балла у девочек, 2,3±0,1 балла в группе в целом. По критерию «Наличие и особенности ролевого поведения» показатели были 2,1±0,2 балла у мальчиков, 2,5±0,2 балла у девочек, 2,3±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Способность к использованию действий игрового замещения» показатели были 2,4±0,2 балла у мальчиков 2,2±0,2 балла у девочек, 2,3±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Способность к построению игрового сюжета» показатели были 2,4±0,2 балла у мальчиков, 1,8±0,2 балла у девочек, 2,1±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Способность создавать обстановку для игры» показатели были 2,6±0,2 балла у мальчиков, 2,3±0,2 балла у девочек, 2,4±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Способность к игровой коммуникации» показатели были 2,5±0,2 балла у мальчиков, 2,3±0,2 балла у девочек, 2,4±0,1 балла в группе в целом.Средний показатель был 2,4±0,1 балла у мальчиков, 2,2±0,1 балла у девочек, 2,3±0,1 балла в группе в целом.Уровень развития игровой деятельности был низким у 30,4% детей (7 человек), средним – у 26,1% детей (6 человек), высоким – у 43,5% детей (10 человек) (рисунок 6).Рис. . Уровень развития игровой деятельности по методике «Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры» О.В. Солнцевой после проведения занятийРезультаты оценки по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининойпосле проведения занятий можно видеть в таблице 5.Таблица Результаты оценки уровня развития игровой деятельности по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой после проведения занятийМальчикиДевочкиВсе дети группыРаспределение ролей3,2±0,13,0±0,23,3±0,1Основное содержание игры3,2±0,12,9±0,23,5±0,2Ролевое поведение3,1±0,22,9±0,33,3±0,1Игровые действия3,2±0,12,8±0,23,6±0,1Использование атрибутики и предметов-заместителей3,3±0,12,9±0,23,8±0,1Использование ролевой речи3,3±0,23,1±0,33,6±0,1Выполнение правил3,2±0,22,8±0,23,6±0,1Средний показатель3,2±0,12,9±0,23,5±0,1Итак, показатели после окончаниязанятий как у девочек, так и у мальчиков приблизились к возрастной норме. В частности, по критерию «Распределение ролей» показатели были 3,2±0,1 балла у мальчиков, 3,0±0,2 балла у девочек, 3,3±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Основное содержание игры» показатели были 3,2±0,1 балла у мальчиков, 2,9±0,2 балла у девочек, 3,5±0,2 балла в группе в целом.По критерию «Ролевое поведение» показатели были 3,1±0,2 балла у мальчиков, 2,9±0,3 балла у девочек, 3,3±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Игровые действия» показатели были 3,2±0,1 балла у мальчиков, 2,8±0,2 балла у девочек, 3,6±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Использование атрибутики и предметов-заместителей» показатели были 3,3±0,1 балла у мальчиков, 2,9±0,2 балла у девочек, 3,8±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Использование ролевой речи» показатели были 3,3±0,2 балла у мальчиков, 3,1±0,3 балла у девочек, 3,6±0,1  балла в группе в целом.По критерию «Выполнение правил » показатели были 3,2±0,2 балла у мальчиков, 2,8±0,2 балла у девочек, 3,6±0,1 балла в группе в целом.По критерию «Выполнение правил » показатели были 3,2±0,1 балла у мальчиков, 2,9±0,2 балла у девочек, 3,5±0,1 балла в группе в целом.На первом уровне развития игровой деятельности не было детей. На втором развития игровой деятельности уровне были 13,0% детей (3 человека). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 47,8% детей (11 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 39,1% детей (9 человек). Это 5,6 и более лет (рисунок 7).Рис. . Уровень развития игровой деятельности по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой после проведения занятийПроанализируем динамику показателей. В таблице 6 можно видеть динамику развития игровой деятельности по методике «Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры» О.В. Солнцевой.Таблица Динамика уровня развития игровой деятельности по методике «Педагогическая диагностика сюжетной и сюжетно-ролевой игры» О.В. Солнцевой МальчикиДевочкиВсе дети группыДоПослеДоПослеДоПослеСпособность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание2,1±0,32,6±0,21,7±0,22,1±0,21,9±0,22,3±0,1Наличие и особенности ролевого поведения1,8±0,22,1±0,21,9±0,22,5±0,21,9±0,12,3±0,1Способность к использованию действий игрового замещения2,0±0,22,4±0,22,1±0,22,2±0,22,0±0,22,3±0,1Способность к построению игрового сюжета2,1±0,22,4±0,21,7±0,31,8±0,21,9±0,22,1±0,2Способность создавать обстановку для игры2,3±0,12,6±0,22,0±0,22,3±0,22,1±0,12,4±0,1Способность к игровой коммуникации2,3±0,22,5±0,21,9±0,22,3±0,22,1±0,12,4±0,1Средний показатель2,1±0,12,4±0,11,9±0,12,2±0,12,1±0,22,3±0,1Как видно из таблицы, все показатели выросли.Динамика уровня развития игровой деятельности по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой представлена в таблице 7.Таблица Динамика уровня развития игровой деятельности по методике «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. КалининойМальчикиДевочкиВсе дети группыДоПослеДоПослеДоПослеРаспределение ролей2,3±0,33,2±0,12,3±0,23,0±0,22,3±0,23,3±0,1Основное содержание игры2,0±0,23,2±0,12,1±0,32,9±0,22,0±0,23,5±0,2Ролевое поведение1,9±0,33,1±0,21,9±0,32,9±0,31,9±0,23,3±0,1Игровые действия1,8±0,33,2±0,12,0±0,22,8±0,21,9±0,23,6±0,1Использование атрибутики и предметов-заместителей2,1±0,23,3±0,12,3±0,32,9±0,22,2±0,23,8±0,1Использование ролевой речи2,1±0,33,3±0,22,3±0,33,1±0,32,2±0,23,6±0,1Выполнение правил2,1±0,23,2±0,22,1±0,32,8±0,22,1±0,23,6±0,1Средний показатель2,0±0,23,2±0,12,1±0,22,9±0,22,1±0,13,5±0,1Как и в предыдущем случае, показатели выросли.Выводы по второй главеКак было выявлено, по методике О.В. Солнцевой до начала занятий уровень развития игровой деятельности были низким у 60,9% детей (14 человек), средним – у 13,0% детей (3 человека), высоким – у 26,1% детей (6 человек). По методике Р.Р. Калининой до начала занятий на первом уровне развития игровой деятельности были 34,8% детей (8 человек). Это уровень 2,0-3,5 лет. На втором развития игровой деятельности уровне были 42,5% детей (10 человек). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 17,4% детей (4 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 4,3% детей (1 человек). Это 5,6 и более лет.По результатам тестирования мы разработали и провели серию занятий с детьми по развитию у них игровой деятельности.После окончания занятий по методике О.В. Солнцевой уровень развития игровой деятельности был низким у 30,4% детей (7 человек), средним – у 26,1% детей (6 человек), высоким – у 43,5% детей (10 человек). По методике Р.Р. Калининой на первом уровне развития игровой деятельности не было детей. На втором развития игровой деятельности уровне были 13,0% детей (3 человека). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 47,8% детей (11 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 39,1% детей (9 человек). Это 5,6 и более лет.Анализ динамики показателей позволил заключить, что все они выросли.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Игровая деятельность дошкольников представляет собой моделирование реальных ситуаций с включением фантастических элементов. В процессе игры дети усваивают социальный опыт, формируют навыки поведения и учатся взаимодействовать со сверстниками.Задача разработки теории гендерного обучения, развития и воспитания состоит в выявлении и представлении обществу педагогических аспектов гендерной социализации девочек и мальчиков, а также в изучении влияния сложных и направленных взаимодействий с родителями, сверстниками и педагогами на формирование гендерной принадлежности. Игровая деятельность является одним из средств, позволяющих решить данную задачу.До начала занятий по методике О.В. Солнцевой уровень развития игровой деятельности были низким у 60,9% детей (14 человек), средним – у 13,0% детей (3 человека), высоким – у 26,1% детей (6 человек). По методике Р.Р. Калининой на первом уровне развития игровой деятельности были 34,8% детей (8 человек). Это уровень 2,0-3,5 лет. На втором развития игровой деятельности уровне были 42,5% детей (10 человек). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 17,4% детей (4 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 4,3% детей (1 человек). Это 5,6 и более лет.По результатам тестирования мы разработали и провели серию занятий с детьми по развитию у них игровой деятельности. В нее вошли дидактические, подвижные игры, сюжетные игры.После окончания занятий по методике О.В. Солнцевой уровень развития игровой деятельности был низким у 30,4% детей (7 человек), средним – у 26,1% детей (6 человек), высоким – у 43,5% детей (10 человек). По методике Р.Р. Калининой на первом уровне развития игровой деятельности не было детей. На втором развития игровой деятельности уровне были 13,0% детей (3 человека). Это уровень 3,5-4,5 лет. На третьем развития игровой деятельности уровне были 47,8% детей (11 человек). Это уровень 4,5-5,5 лет. Четвертый уровень развития игровой деятельности диагностировался у 39,1% детей (9 человек). Это 5,6 и более лет.Анализ динамики показателей позволил заключить, что все они выросли.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАндрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 с.БережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2004. – 512 с.ЕремееваВ.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2000. – 180 с. Еременко А.А. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр / А.А. Еременко // Форум молодых ученых, 2017. – № 5 (9). – С. 739-742. Ермакова О.С. Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова // Интерактивная наука, 2016. – № 2. – С. 45-46.Ерофеева Н.Ю. Основные категории гендерной педагогики / Н.Ю. Ерофеева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2009. – № 2. – С. 85-102.ЗдравомысловаЕ.А. Социальное конструирование гендера / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологический журнал, 1998. – № 3-4. – С. 186-197.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2011. – 143 с. КалинченкоА.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.Карапетян В.С. Развитие игровой деятельности дошкольников экспериментальным методом Parla / В.С. Карапетян, А.М. Даллакян, Э.В. Хачатрян // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология, 2020. – Т. 34. – С. 30-39.МореваГ.И. Гендерная психология: учебное пособие / Г.И. Морева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 184 с.Назарова А.М. Психологические особенности игровой деятельности дошкольников / А.М. Назарова // Инновационная наука, 2016. – № 2-4 (14). – С. 191-192.ОраничеваЛ.И. Средовой компонента современного ДОУ как фактор определяющий развитие эмоциональной сферы дошкольников, способствующих осуществлению их игровой деятельности / Л.И. Ораничева // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе, 2012. – № 1. – С. 135-138.От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника / О.В. Пушкарская // Педагогика: история, перспективы, 2022. – Т. 5. – № 4. – С. 71-92.СахарчукЕ.С. «Социальный пол» – гендер: о научном и общественном опыте исследований / Е.С. Сахарчук // Сервис в России и за рубеж, 2009. – № 15. – С. 212-222.Седых Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития качеств женственности у девочек шестого года жизни / Л.В. Седых // Интерактивная наука, 2018. – № 12 (34). – С. 49-52.Смирнова Е.О. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Выпуск XIX, 2006. – С. 49-64.Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.ХайдуковаО.Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации / О.Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2016. – № 3 (10). – С. 90-93. ЧеревкоА.Н. Игра: сущность, функции и дисфункции / А.Н. Черевко // Вологдинские чтения, 2006. – № 59. – С. 43-45.ЧиковаИ.В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / И.В. Чикова, М.С. Мантрова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2021. – Т. 10. – № 4 (37). – С. 248-251. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.Шинкарева Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни / Н.А. Шинкарева, А.В. Андреева // Балтийский гуманитарный журнал, 2021. – Т. 10. – № 2 (35). – С. 17-21.ЭльконинД.Б. (1904-1984). Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; под ред. Б.Д. Эльконина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 383 с.ЭльконинД.Б. Психология игры / Д.Б. Элконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358 с.

1.Андрющенко Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 с.
2.Бережковская Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с.
3.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с.
4.Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2004. – 512 с.
5.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2000. – 180 с.
6.Еременко А.А. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр / А.А. Еременко // Форум молодых ученых, 2017. – № 5 (9). – С. 739-742.
7.Ермакова О.С. Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова // Интерактивная наука, 2016. – № 2. – С. 45-46.
8.Ерофеева Н.Ю. Основные категории гендерной педагогики / Н.Ю. Ерофеева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2009. – № 2. – С. 85-102.
9.Здравомыслова Е.А. Социальное конструирование гендера / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина // Социологический журнал, 1998. – № 3-4. – С. 186-197.
10.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2011. – 143 с.
11.Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
12.Карапетян В.С. Развитие игровой деятельности дошкольников экспериментальным методом Parla / В.С. Карапетян, А.М. Даллакян, Э.В. Хачатрян // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология, 2020. – Т. 34. – С. 30-39.
13.Морева Г.И. Гендерная психология: учебное пособие / Г.И. Морева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 184 с.
14.Назарова А.М. Психологические особенности игровой деятельности дошкольников / А.М. Назарова // Инновационная наука, 2016. – № 2-4 (14). – С. 191-192.
15.Ораничева Л.И. Средовой компонента современного ДОУ как фактор определяющий развитие эмоциональной сферы дошкольников, способствующих осуществлению их игровой деятельности / Л.И. Ораничева // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе, 2012. – № 1. – С. 135-138.
16.От рождения дол школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
17.Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника / О.В. Пушкарская // Педагогика: история, перспективы, 2022. – Т. 5. – № 4. – С. 71-92.
18.Сахарчук Е.С. «Социальный пол» – гендер: о научном и общественном опыте исследований / Е.С. Сахарчук // Сервис в России и за рубеж, 2009. – № 15. – С. 212-222.
19.Седых Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития качеств женственности у девочек шестого года жизни / Л.В. Седых // Интерактивная наука, 2018. – № 12 (34). – С. 49-52.
20.Смирнова Е.О. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI. Выпуск XIX, 2006. – С. 49-64.
21.Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
22.Хайдукова О.Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации / О.Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2016. – № 3 (10). – С. 90-93.
23.Черевко А.Н. Игра: сущность, функции и дисфункции / А.Н. Черевко // Вологдинские чтения, 2006. – № 59. – С. 43-45.
24.Чикова И.В. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / И.В. Чикова, М.С. Мантрова // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2021. – Т. 10. – № 4 (37). – С. 248-251.
25.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 457 с.
26.Шинкарева Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни / Н.А. Шинкарева, А.В. Андреева // Балтийский гуманитарный журнал, 2021. – Т. 10. – № 2 (35). – С. 17-21.
27.Эльконин Д.Б. (1904-1984). Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; под ред. Б.Д. Эльконина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 383 с.
28.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358 с.