Научные основы применения информационно-коммуникационных технологий как средства логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 42 42 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 09.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ применения информационно-коммуникационных технологий как средства логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста 6
1.1.Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 6
1.2.Сущность информационно-коммуникативных технологий 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Исследование применения информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе 22
2.2.Рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях с детьми 25
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Фрагмент для ознакомления

Педагоги имеют возможность создавать собственные разработки с помощью программного обеспечения интерактивного стола.Одним из этих средств является интерактивный стол (СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ВВОДА-ВЫВОДА (INTERAKTIVE PROJEKT), который делает обучение наиболее интересным и познавательным. Данное оборудование соответствует принципам и задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивает реализацию содержания образовательной программы по всем образовательным областям. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игровую деятельность как ведущий вид дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым.СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ВВОДА-ВЫВОДА (INTERAKTIVE PROJEKT представляет собой учебный центр с сенсорной панелью. Прикасаясь к поверхности устройства, дошкольники могут создавать, выбирать, перемещать и изменять размер цифровых объектов. Несколько детей могут одновременно прикасаться к поверхности (до 5 человек или 10 прикосновений одновременно). Это поощряет совместную работу и содействует сотрудничеству дошкольников в процессе игры и обучения.Учитель-логопед в коррекционно-образовательной деятельности использует программно-методический комплекс «Развитие речи», который состоит из четырех разделов.Неречевые звуки.Звукоподражание.Речевые звуки.Развитие связной речи.Рассмотрим подробнее данные разделы.Разделы«Неречевыезвуки»и«Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые в игровой форме знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Педагог использует различные игры на формирование фонематических процессов:«Музыкальные инструменты» (дети учатся узнавать звуки музыкальных инструментов);«Лес»;«Скотный двор, птичий двор» (дети учатся различать голоса домашних животных и птиц);«Транспорт».Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие у дошкольников навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Выполнение данных игровых заданий формирует навык звукового анализа, способствует умению различать глухие и звонкие звуки, делить слова на слоги, определять место заданного звука в словах.Здесь представлены следующие задания:«Безголосые звуки»;«Голосистые звуки»;«Определи место звука»;«Посчитай слоги».Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей построению связной речи от словосочетания до текста. Для развития лексико-грамматического строя речи дошкольников учитель-логопед использует следующие игры для словообразования:«Подбери действие»;«Подбери признаки»;«Составляем описание».Все воспитанники вне зависимости от их успеваемости с появлением интерактивного стола проявляют большое желание участвовать в непосредственной образовательной деятельности, то есть образовательные решения информационно-коммуникационных технологий позволяют мотивировать к занятиям даже самых пассивных дошкольников.Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи данного электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме.Перечислим некоторые направления, в которых эффективность работы с компьютером очевидна:Таблица 1Преимущества работы с визуальным контролем и компьютером.Коррекционная задача.Преимущества работы с визуальным контролем и компьютером.Постановка речевого дыхания является пропедевтической задачей, которая предшествуюет многим постановочным процедурам в коррекции речи. Стандартными приемами такой работы являются катание воздушной струей легких элементов вроде ватных шариков, надувание воздушных шаров, также иногда эффективно пускать мыльные пузыри и т.п. Все приемы как правило лишены возможности выполнять упражнения по образцу, в рамках четко обозначенного результата. Постановка речевого дыхания с визуальным контролем в программах визуализаторах всегда более точна. Визуальная опора позволяет сформировать четкие представления о длине речевого выдоха. Можно четко увидеть и зафиксировать определенный временной промежуток, задать эталон продолжительности и интенсивности, отрабатывать выдох длинный \короткий, интенсивный\ экономный, голосовой\ неголосовой, ритмичный\парадоксальный и т.п.Работа над голосом и его постановка всегда была объективно трудной задачей. Это обусловлено отсутствием наглядной и понятной системы контроля за голосовыми характеристиками собственного голоса пациента. Постанова голосовых составляющих речи традиционно опирается на многие субъективные ощущения всего голосообразующего аппарата. К примеру, контроль напряжения голосовых связок обычно производится тактильно, рукой расположенной в области гортани. Информативность такого контроля обычно невысока. Контролировать частотные характериститки голосовой активности у лиц с ослабленным слухом практически очень затруднительно. Персональный компьютер является универсаной системой, позволяющей организовать на своей базе очень гибкую и объемную систему сложных измерений и сопровождающую ее понятную индикацию. Программы визуализаторы дают достаточно четкое представление о моменте напряжения голосовых связок и его интенсивности в речевом промежутке. Частотные характеристики голосовой активности можно не только увидеть в виде графиков и спектров, но и в виде забавной анимации. Работа с компьютером позволяет построить целые серии всевозможных упражнений с точным замыслом результата такой работы и объективным контролем.Постановка звукопроизношения. Эта традиционная задача базируется в основном на способности пациента воспроизвести нужный артикуляционный уклад того или иного звука по заданной моторно-временной схеме. Объективность контроля достигается с помощью зеркала, а система помощи опирается на механические способы указания пациенту, как должны быть расположены артикуляционные органы (например, с помощью шпателя). Такая система помощи иногда длительно не дает результатов у многих пациентов, особенно у тех, которые не терпят присутствия шпателя во время артикуляции. При этом контроль за качеством звука производится пациентом НА СЛУХ, а ведь у многих пациентов зачастую снижена сама способность фонематического различения и анализа. Преимущества постановки звукопроизношения с визуальным контролем очевидны. Ориентируясь на спектральные характеристики звука, которые пациент наблюдает на экране монитора, можно позволить ему просто "нащупать" то положение артикуляционных органов, которое дает верное звучание. При этом можно отрабатывать разнообразные моторные схемы чередования разных звуков и их стечений используя именно визуальный контроль. Если одновременно работать с зеркалом и монитором, то соотнесение правильного уклада и верного звучания не составит больших затруднений. У детей младшей возрастной группы применение игровых анимационных заставок позволяет преодолеть рутинность процедур звукопостановки и быстрое закрепление полученного результата.Задача обеспечения речевого эталона. Обычно сам специалист демонстрирует пациенту приемлимый для него образец речи. Иногда задача решается включением в практику магнитофонных записей. Методики основанные на так называемой "сопряженной" речи или "отраженной " всегда грешат снижением контроля со стороны логопеда за речью пациента. Согласитесь, что трудно одновременно говорить самому и контролировать, что произносит в это время пациент. Речевые эталоны могут быть всегда под рукой, если их предварительно записали в виде понятно именованных файлов на диске компьютера. Эти эталоны демонстрируются одним нажатием и логопеду остается лишь четко обозначить те недоработки, которые пациент допускает в своей речевой попытке. По спектральным характеристикам возможна четкая ориентация пациента во временных, частотных и амплитудных характеристках конкретного речевого сегмента, его интонационного и просодического рисунка.Задача объективного контроля за результатом целого цикла занятий обычно также затруднена. Пациенты и родители зачастую просто забывают какой была их речь в момент первого обращения к специалисту. Требуется определенная разъяснительная работа, чтобы каждое достижение зафиксировалось в сознании пациента. Работа с компьютером позволяет периодически сохранять образцы речи пациентов в более удобном чем магнитофонная запись виде, аргументированно и наглядно сравнивать результаты, накапливать и демонстрировать образцы речевых заданий, моделируя любую речевую ситуацию.Так, возможно использование интерактивного логопедического стола − оборудование для кабинета врача, занимающегося коррекцией речи детей разных возрастов. Мультимедийный комплекс используется для занятий в детских садах и других ДОУ, школах. Интерактивный комплекс с зеркалом разработан для развития речи с участием логопеда в образовательных учреждениях, учебных центрах. Его практическое применение также направлено на развитие мелкой моторики, улучшение зрительной и вербальной памяти, приобретение коммуникативных навыков. Оборудование дополняется дидактическими развивающими материалами и игровыми приложениями. Они позволяют диагностировать речевые нарушения, развить правильное произношение звуков, постановку ударения, артикуляцию.Наличие зеркала даёт возможность делать различные упражнения, в которых задействуется мимика. Данные отображаются на мониторах ученика и преподавателя (сенсорные панели с диагональю 24 и 22 дюйма соответственно). Есть встроенная радиосистема, позволяющая воспроизводить голос без подключения кабеля. Цифровой комплекс даёт возможность проводить занятия в игровой форме, что улучшает восприятие информации детьми, в том числе с ОВЗ [16].У педагога есть возможность использовать материалы, которые входят в комплект поставки, и загружать собственные разработки, созданные с учётом психофизических особенностей пациентов. Анализ результативности проводится логопедом и самой системой. Это позволяет усовершенствовать результат и сделать эффект стойким, долгосрочным.Эффективность использования интерактивного стола обусловлено:оптимизация работы, которая проводится с целью коррекции речи − цифровые технологии упрощают обучение и объяснение материала;повышение эффективности занятий − большинство людей относится к категории визуалов, наличие сенсорных панелей и продуманного ПО позволяют представить информацию наглядно, что сокращает количество посещений логопеда;возможность работы с детьми разного возраста − перенастройка оборудования выполняется просто, комплекс адаптируемый;отказ от покупки и установки шкафов для дидактических материалов − пособия хранятся в памяти компьютера, экономится пространство в кабинете;удобство и безопасность − конструкция стола продумана до мелочей, для выпуска закупаются прочные и экологически чистые материалы.Подводя итог вышесказанному, отметим, что применение использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми становится одним из эффективных способов коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста.ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕКомпьютерные технологии на занятиях по развитию речи приводят к повышению уровня мотивации дошкольников, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления получения знаний для успешной деятельности личности.Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в коррекционном процессе существенно повышает интерес воспитанников к логопедической работе, способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Однако главной целью логопедической работы является коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению педагогов и ребенка. А гармоничное сочетание традиционных средств с применением электронных ресурсов позволит существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.заключениеВ последние десятилетия современные компьютерные технологии активно привлекаются к решению практических задач в логопедическойсфере. На помощь специалистам приходят вспомогательные, адаптационные и реабилитационные приспособления для развития и компенсации нарушенных, ослабленных или утраченных функций и возможностей человека: «Экранный чтец», «Синтезатор речи», «Голос», читающее устройство «HedoScan», «Ручной компьютер» и др. В логопедии широкое применение находят такие программы как «Видимая речь-III», компьютерный тренажер «Дельфа-142», комплекс «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» и т.д.Отметим, что современная система дошкольного образования основывается на федеральных государственных стандартах. Это унифицирует содержание дошкольного образования, что гарантирует каждому ребенку достижения оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Содержание обучения и воспитания детей с определяется специальными программами и учебно-методическими комплексами, учебно-методическими изданиями, рекомендованными в качестве базовых.Как отмечено учеными и практиками, образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования по-прежнему отличается преимущественно учебной направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач коррекции речевых нарушений в ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания. Содержание программ должно быть направлено на реализацию следующих принципов обучения и воспитания: научности, доступности, последовательности, концентризма, комплексности, дифференциации, индивидуализации. При правильно организованной и тщательно проведённой работе с использованием информационно-коммуникативных технологий по коррекции речи можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2020. – 448 с.Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. - М.: Дрофа, 2017. - 213 с. Андрюнина, А.С. Новые форматы в патриотическом воспитании школьников / А.С. Андрюнина – Текст: непосредственный. // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.В. Коротаева, 2020. – С. 290-296.Бобров, Д.А. Подходы к организации дополнительного образования в информатики и ИКТ / Д.А. Бобров, М.Е. Деменков – Текст: непосредственный. // Наука и современность, 2015. № 35. – С. 64-67.Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 320 с.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006 – 224 с.Горелова, С.А. Значение педагогических технологий в подготовке будущих учителей // Стратегические вопросы мировой науки: матер. II Международной научно-практической конференции. – Днепропетровск: Наука и образование, 2007. – с. 567.Дмитриенко,Т.А. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам: учебное пособие. – М.: МГТА, 2016. – С. 99.Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 316 с.Ивашева, О.  А.  Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников / О. А. Ивашева // Интерактивное образование. – 2009. – № 5. – С. 34–36.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М., 1973. 136 с. Копичева, А. А., Крючков, В. П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В. П. Крючков; ред. сост. Т. А. Бочкарева и О. В. Кощеева. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. - 354 с. Левина, Р.Е. Логопедия. Основы теории и практики/ Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2017. – 364сЛеонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения/А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2019. – 432с.Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. - Пермь, 2013. - 60 с. Малышева, М. А. Информационные технологии в специальном образовании // Специальное образование. 2017. №6. С. 127-130Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие /Л. Г. Парамонова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М.: АСТ, 2015. - 304 с.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14). - с. 283-285. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании – М: Школа-Пресс, 2001. – 245 c.Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей/ В.В. Стерликова. – 3–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 203 с.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2022. – 161 с. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика/ Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 680с.Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Соболева, А.В. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. М.: В. Секачев, 2019. 198 с.Фомина, Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка./ М: МГПИИЯ, 1971. С.36-40. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.Чернякова, В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. Чистякова, М. И. Психогимнастика. / М.: ВЛАДОС, 1990. 160 с.Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 75-78.Шашкина, Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2003. 234 с.Ширяева, Г.Н. Исследовательская деятельность как форма инновации в доп. образовании детей / Г.Н. Ширяева – Текст: непосредственный. // Дополнительное образование и воспитание: Ежемес. науч.-метод. журн. – М., 2021. – № 2. – С. 38-41.Юсупова, З. Ф. Роль текстов в формировании языковой личности в процессе обучения русскому языку // Вестник Российского нового университета. 2015. № 2. С. 99-101.

1.Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2020. – 448 с.
2.Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. - М.: Дрофа, 2017. - 213 с.
3.Андрюнина, А.С. Новые форматы в патриотическом воспитании школьников / А.С. Андрюнина – Текст: непосредственный. // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.В. Коротаева, 2020. – С. 290-296.
4.Бобров, Д.А. Подходы к организации дополнительного образования в информатики и ИКТ / Д.А. Бобров, М.Е. Деменков – Текст: непосредственный. // Наука и современность, 2015. № 35. – С. 64-67.
5.Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
6.Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 320 с.
7.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006 – 224 с.
8.Горелова, С.А. Значение педагогических технологий в подготовке будущих учителей // Стратегические вопросы мировой науки: матер. II Международной научно-практической конференции. – Днепропетровск: Наука и образование, 2007. – с. 567.
9.Дмитриенко ,Т.А. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам: учебное пособие. – М.: МГТА, 2016. – С. 99.
10.Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 316 с.
11.Ивашева, О.  А.  Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников / О. А. Ивашева // Интерактивное образование. – 2009. – № 5. – С. 34–36.
12.Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. / М., 1973. 136 с.
13.Копичева, А. А., Крючков, В. П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В. П. Крючков; ред. сост. Т. А. Бочкарева и О. В. Кощеева. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. - 354 с.
14.Левина, Р.Е. Логопедия. Основы теории и практики/ Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2017. – 364с
15.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения/А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2019. – 432с.
16.Лизунова, Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. - Пермь, 2013. - 60 с.
17.Малышева, М. А. Информационные технологии в специальном образовании // Специальное образование. 2017. №6. С. 127-130
18.Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие /Л. Г. Парамонова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – пресс», 2011. – 176с.
19.Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М.: АСТ, 2015. - 304 с.
20.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14). - с. 283-285.
21.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании – М: Школа-Пресс, 2001. – 245 c.
22.Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей/ В.В. Стерликова. – 3–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 203 с.
23.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2022. – 161 с.
24.Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика/ Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2021. – 680с.
25.Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Соболева, А.В. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. М.: В. Секачев, 2019. 198 с.
26.Фомина, Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка./ М: МГПИИЯ, 1971. С.36-40.
27.Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.
28.Чернякова, В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
29.Чистякова, М. И. Психогимнастика. / М.: ВЛАДОС, 1990. 160 с.
30.Чупрова, Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 75-78.
31.Шашкина, Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2003. 234 с.
32.Ширяева, Г.Н. Исследовательская деятельность как форма инновации в доп. образовании детей / Г.Н. Ширяева – Текст: непосредственный. // Дополнительное образование и воспитание: Ежемес. науч.-метод. журн. – М., 2021. – № 2. – С. 38-41.
33.Юсупова, З. Ф. Роль текстов в формировании языковой личности в процессе обучения русскому языку // Вестник Российского нового университета. 2015. № 2. С. 99-101.