Логопедическая работа по коррекции дизорфографии
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 11.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретическое обоснование изучения процесса диагностики и коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста 4
1.1 Проблема дизорфографии в психолого-педагогических исследованиях 4
1.2 Методологические основы диагностики и профилактика дизорфографии у детей младшего школьного возраста в условиях школьного логопункта 8
Глава II. Практическое изучение проблемы дизорфографии у детей младшего школьного возраста 14
2.1. Описание методов диагностики дизорфографии у детей младшего школьного возраста 14
2.1. Анализ результатов диагностики . 19
2.3 Использование дидактических игр в профилактики дизорфографии у детей младшего школьного возраста. 21
Вывод 25
Список Литературы: 27
Кто кому должен?» «Мама купила пирожное Славе. Кто кому доставил радость?» «Ире брат сломал игрушку. Кто кому доставил огорчение?» «Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?» «Я взял книгу у девочкиной мамы? У кого я взял книгу?» «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»Конструкции с пространственным значением Материалом исследования служат предметы и побудительные предложения: Ключ, ручка. Покажи ручкой ключ. Покажи ключом ручку. Тетрадь, карандаш, линейка. Покажи карандашом тетрадь, линейкой карандаш. Предложные конструкции Материалом исследования служат задания, выполненные по инструкции: Положи карандаш, в стакан, на книгу, между книгами, вынь из-под стола и т.дКритерии оценивания :Высокий уровень (3 балла) означает правильное и самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений. Участник успешно исполняет предложенную экспериментальную программу.Средний уровень (2 балла) предполагает, что ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов со стороны экспериментатора. Хотя требуется помощь, участник все же успешно выполняет задание.Низкий уровень (1 балл) характеризует неправильное выполнение задания в целом или его выполнение только частично (1-2 задания). В этом случае задание оказывается недоступным даже после развернутой помощи экспериментатора, а также возможен отказ от выполнения задания.2.1. Анализ результатов диагностики .Результаты диагностики уровня орфографической грамотности младших школьников представлены в таблице 1:Таблица 1 №Имя ребёнкаБаллУровень1Саша2средний2Элона2средний3Милана1низкий4Лев3высокий5Ефим2средний6Никита1низкий7Оля2средний8Игорь1низкий9Катя3высокий10Олеся2средний11Анна3высокий12Владислав1низкий13Максим1низкий14Даня1средний15Юля1низкийИз таблицы 1 видно, что высокий уровень орфографической грамотности при выполнении предложенного задания обнаруживают только 3 ребенка из 15. Низкий уровень выявлен у 7 из 15 младших школьников. Остальные дети 5 характеризуются средним уровнем орфографической грамотности. В процентном соотношении можно увидеть на диаграмме №1:Диаграмма 1На основании полученных результатов и с учетом важности развития письменных навыков в младшем школьном возрасте, было принято решение о необходимости разработки логопедической работы по устранению и предупреждению дизорфографии.2.3 Использование дидактических игр в профилактики дизорфографии у детей младшего школьного возраста.Система преодоления дизорфографии у младших школьников предполагает два основных направления работы. Первое направление связано с формированием функционального базиса орфографических навыков, включающих зрительный гнозис, мнезис и оптико-пространственные представления. Это также включает развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение и сопоставление, а также развитие свойств внимания и памяти. В рамках данного направления проводятся также мероприятия по коррекции почерка с использованием адаптированных для данного возраста упражнений, способствующих развитию мелкой ручной моторики у детей.Второе направление работы системы направлено на снятие страха перед письмом, неуверенности, тревожности и склонности к негативным реакциям. В рамках этого направления детям могут быть предложены различные задания и упражнения, направленные на развитие их самоуверенности и преодоление психологических преград, связанных с письмом.Содержание занятий в рамках системы преодоления дизорфографии у младших школьников направлено на несколько основных целей. Во-первых, осуществляется совершенствование пространственно-временных ориентировок и развитие способности запоминать и воспроизводить серии движений. В рамках этого целями могут быть освоение теста Озерецкого "кулак-ребро-ладонь", тренировка рядоговорения (например, времена года, дни недели) и развитие пространственных ориентировок на себе и на листе бумаги. Во-вторых, проводится развитие мелкой моторики рук через использование массажа и самомассажа пальцев, игры с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и другими подобными материалами. Это способствует развитию точности и моторных навыков рук у детей.Третьим направлением работы является развитие тактильных ощущений, включающее задания, где нужно узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, или научиться определять буквы на ощупь [2].Четвертым аспектом является расширение "поля зрения", что важно для обнаружения "ошибкоопасных" мест в слове или собственных ошибок. Это направление помогает развивать внимание и концентрацию у детей.Другие цели работы системы включают развитие памяти на основе ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, а также с помощью графической зашифровки объекта запоминания. Также проводится развитие мышления и конструктивного праксиса через моделирование букв из палочек или элементов букв, а также реконструкцию букв.Способности к последовательности действий и планированию, последовательности в пространстве, последовательности во времени и перекодированию временной последовательности в пространственную и обратно, а также последовательности в речи, также развиваются посредством данной системы. Наконец, система направлена на развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.Кроме того, данная система также предусматривает профилактику дизорфографических нарушений на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, устранение других нарушений устной и письменной речи [5].Для усвоения большинства орфограмм, особенно для применения их на практике, необходима сформированность представлений о звуковом и морфемном составе слова, а также синтаксических обобщениях. Восполнение пробелов в формировании этих представлений становится основным содержанием профилактической работы.На занятиях первого этапа формируется и совершенствуется навык звукового анализа. На втором этапе осуществляется переход к анализу морфемному. При этом звуковой и словообразовательный анализ отрабатываются параллельно, с тем чтобы сформировать у учащихся устойчивые звукобуквенные обобщенные образы морфем.Учащиеся с дизорфографией должны владеть умением видеть в слове основные «составляющие» - приставку, корень, суффикс, окончание. Почти все грамматические правила, изучаемые на протяжении всех лет школьного обучения, сводятся, по сути, к правилам на правописание приставок, суффиксов, окончаний и безударных гласных в корне слова.Для усвоения этих правил и их применения на практике необходимо уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Поэтому работа начинается с формирования понятия «родственные слова». Затем можно переходить к формированию навыков образования новых слов при помощи суффиксов и приставок.Приставочный способ словообразования действует в рамках всех частей речи, но более всего присущ глаголам. Начинать надо с изучения суффиксов имен существительных, затем — имен прилагательных, на следующем этапе работы переходить к изучению суффиксов, образующих прилагательные от существительных, а потом — существительные от прилагательных [9].Работа по обучению семантизации лексики с опорой на ее морфемный состав развивает способность правильного толкования слов детьми и способствует усвоению смысловых и эмоциональных оттенков значений слов. Важно использовать как часто употребляемые, так и малоупотребительные слова с отвлеченным значением, чтобы расширить словарный запас и улучшить его понятийное наполнение учащихся.В процессе обучения дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, а также совершенствуют навык выбора проверочных слов.Таким образом, на втором этапе коррекционного обучения дети улучшают свои навыки в области орфографии и словообразования, пополняют словарный запас и становятся более уверенными в применении правил на практике.ВыводВ результате проведенного анализа исследования с целью изучения дизорфографии у детей младшего школьного возраста, было установлено, что данное расстройство является серьезной проблемой и требует немедленного внимания и работы. Исследование показало, что дети, страдающие дизорфографией, имеют низкий уровень успеваемости в школе, что влияет на их эмоциональное и личностное развитие, а также на образовательную адаптацию. Таким образом, коррекция дизорфографии становится неотъемлемой частью логопедической работы в современной школьной практике.На основании полученных результатов и с учетом важности развития письменных навыков в младшем школьном возрасте, было принято решение о разработке программы дидактических игр, направленных на устранение и профилактику дизорфографии. Эта программа будет включать в себя методы и приемы, способствующие развитию орфографической грамотности, а также навыков выбора проверочных слов и совершенствования словообразования.Следующий этап коррекционного обучения предполагает улучшение навыков орфографии и словообразования, пополнение словарного запаса и повышение уверенности в применении правил на практике. Этот этап является важным шагом в сокращении количества детей, страдающих дизорфографией, и повышении их общего успеха в учебе.Таким образом, проведение всестороннего анализа дизорфографии у детей младшего школьного возраста, исследование ее влияния на уровень успеваемости и разработка эффективных методов коррекции и профилактики данного расстройства являются важными шагами в повышении образовательной эффективности и адаптации детей в школьной среде. Программа дидактических игр, направленных на устранение дизорфографии, имеет практическую значимость и может быть использована педагогами в своей работе для поддержки и развития языковой компетенции учащихся.Однако, дальнейшие исследования и разработки в этой области являются неотъемлемой частью дальнейшего развития логопедической работы по коррекции дизорфографии.