Клинико-психологические аспекты диагностики расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 35 35 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 12.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
1. Актуальность проблемы расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста. 3
2. Введение. 6
3. Теоретическая часть
3.1 Симптоматика расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста 9
3.2 Симптоматика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей младшего возраста 10
3.3 Современные методы диагностики расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста 11
3.4 Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста
16
3.5 Оценка эффективности различных методов диагностики расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста. 18
4. Эмпирическая часть.
4.1. Клинико-психологическая феноменология Расстройств аутистического спектра. 21
4.2 Клинико-психологическая феноменология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста. 23
4.3 Расстройства аутистического спектра и синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего возраста: Особенности поведения и взаимодействия 25
5. Выводы 34
Список литературы: 39

Фрагмент для ознакомления

Дети с РАС обычно демонстрируют ограниченные и повторяющиеся интересы, что отражается в их предпочтениях и действиях. Они также могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, проявляя недостаточную способность к установлению контакта с другими людьми.С другой стороны, дети с СДВГ часто испытывают дефицит внимания, что может проявляться через проблемы с концентрацией и удержанием внимания на определенных задачах. Они также могут проявлять гиперактивность, выражающуюся через повышенный уровень активности и непоседливость. Импульсивное поведение также может быть одним из проявлений СДВГ у детей.Взаимодействие детей с РАС и СДВГ с окружающей средой и другими детьми также имеет свои особенности. Дети с РАС могут испытывать трудности в установлении эмоциональной связи с другими и проявлять ограниченную способность к эмпатии. В то же время, дети с СДВГ могут иметь проблемы с контролем своих импульсов и регуляцией своего поведения в социальных ситуациях.Понимание и осознание особенностей поведения и взаимодействия детей с РАС и СДВГ позволяет разрабатывать эффективные стратегии поддержки и адаптации для обеспечения благоприятного развития и благополучия этих детей в их повседневной жизни. Дальнейшие исследования и практические мероприятия направлены на улучшение качества жизни детей с указанными расстройствами и на развитие индивидуальных подходов к поддержке и воспитанию каждого ребенка.Процесс изучения и понимания особенностей детей с РАС и СДВГ требует комплексного подхода, включающего в себя как профессиональное медицинское сопровождение и психологическую поддержку, так и педагогическую помощь и социальную адаптацию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и необходимо разрабатывать индивидуальные программы поддержки, учитывая его потребности и возможности.Психологическая работа с детьми с РАС и СДВГ часто включает в себя различные методики, направленные на развитие коммуникативных навыков, социальной компетенции и эмоциональной регуляции. Важно обеспечить комфортную и безопасную обстановку для развития детей, где они могут чувствовать себя защищенными и понятыми.Педагогическая поддержка также играет ключевую роль в адаптации детей с РАС и СДВГ в образовательной среде. Важно создавать индивидуальные образовательные планы с учетом особенностей каждого ребенка, обеспечивать доступ к специализированным методикам обучения и поддержке. Работа с такими детьми требует терпения, понимания и гибкости со стороны педагогов, способных адаптировать учебные материалы и методики под индивидуальные потребности ребенка.Современные исследования и практики также акцентируют внимание на важности раннего выявления и диагностики РАС и СДВГ, поскольку раннее вмешательство может значительно повлиять на прогноз и результаты лечения. Родители, учителя и психологи играют важную роль в обеспечении оптимального развития и благополучия детей с такими расстройствами.Усилия по обеспечению поддержки и адаптации детей с РАС и СДВГ требуют комплексного подхода со стороны всех участников процесса, с целью создания благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, независимо от его особенностей и потребностей. Раннее выявление признаков расстройств и оказание помощи могут значительно смягчить симптомы и улучшить прогноз для будущего. Другой важный аспект — этововлечение семьи в процесс поддержки и развития ребенка. Родители играют ключевую роль в жизни ребенка и могут существенно влиять на его успехи и благополучие. Поддержка со стороны родителей, их образование и понимание особенностей аутизма и СДВГ способствуют созданию поддерживающей и благоприятной среды для ребенка. Важно развивать партнерские отношения между специалистами, работающими с детьми с аутизмом и СДВГ. Команда педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, специалистов по реабилитации и др. может совместно создать комплексную программу поддержки и обучения, наиболее эффективно сочетающую в себе различные методики и подходы.Наконец, не стоит забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку, учитывая его уникальные потребности, интересы и способности. Гибкость, терпимость и поддержка со стороны всех участников процесса позволят создать благоприятные условия для развития и успешной адаптации детей с аутизмом и СДВГ в обществе.Инклюзивное образование является ключевым элементом успешной интеграции детей с особыми потребностями в общество. Оно предполагает обучение всех детей вместе, при этом учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. В инклюзивной среде дети с аутизмом и СДВГ могут общаться, играть и учиться вместе с остальными детьми, что способствует развитию их социальных навыков и самооценки.Для успешной реализации инклюзивного образования важно обеспечить соответствующую поддержку и обучение педагогическому персоналу. Учителя должны быть готовы к работе с разнообразными потребностями детей, уметь применять индивидуальные подходы и методики, создавать благоприятную образовательную среду и поддерживать включение всех детей в учебный процесс.Кроме того, важно содействовать формированию позитивного отношения у родителей, других детей и общества в целом к детям с аутизмом и СДВГ. Гармоничное взаимодействие всех участников обучающей среды способствует созданию поддерживающей атмосферы и способствует успешной социализации и взаимодействию всех детей.Важно обеспечить доступ членов семьи к информации и ресурсам, которые могут помочь им разобраться в особенностях и потребностях своих детей, а также предоставить поддержку в процессе поиска специализированных услуг и программ. Обмен опытом между родителями, возможность участвовать в семинарах, тренингах и групповых занятиях также способствуют повышению родительской компетентности и эффективности семейной поддержки.Сотрудничество с семьями детей с аутизмом и СДВГ важно не только на уровне решения педагогических вопросов, но и для создания благоприятной атмосферы в обществе, где различия принимаются и уважаются. Поддержка семей и работа над формированием позитивного общественного отношения к детям с особыми потребностями способствуют созданию включающей среды, где каждый ребенок имеет равные возможности для развития и самореализации. Оно также включает в себя понимание и поддержку эмоционального состояния родителей, которые могут испытывать стресс, усталость и чувство беспокойства за своих детей, поэтому важно предоставить им психологическую поддержку и ресурсы для справления с ситуацией.Важно помнить, что каждая семья уникальна, и у каждого ребенка свои особенности, потребности и специфика. Поэтому для успешного взаимодействия с родителями детей с аутизмом и СДВГ необходимо индивидуальный подход. Важно установить доверительные отношения, проявить понимание и эмпатию к семейным трудностям и вызовам, с которыми сталкиваются родители.Совместная работа с родителями не только улучшает результаты обучения детей, но и способствует более гармоничному развитию ребенка, его самооценке и уверенности. Родители являются неотъемлемой частью команды, занимающейся поддержкой и развитием детей с особыми потребностями, и их активное участие и партнерство играют важную роль в обеспечении полноценной жизни и будущего своих детей.Таким образом, инклюзивное образование является важным инструментом социальной интеграции детей с аутизмом и СДВГ, способствует развитию их потенциала, улучшению самочувствия и успешной адаптации в обществе5. ВыводыРасстройства аутистического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются серьезными неврологическими расстройствами, которые могут влиять на развитие и функционирование детей младшего возраста. Благодаря комплексному исследованию и внедрению новых методик и подходов станет возможным лучше понимать эти расстройства, улучшать диагностику, лечение и образование детей, а также повышать общественную осведомленность и поддержку в этой области6. Рекомендации для дальнейших исследований и практических мероприятийДля дальнейших исследований в области расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно предложить следующие направления:1. Исследование генетических и нейробиологических механизмов: Проведение больших масштабных генетических исследований для выявления генетических факторов, связанных с возникновением РАС и СДВГ, а также изучение нейробиологических основ этих расстройств.2. Исследование эффективности различных методов лечения и коррекции: Проведение клинических исследований с целью оценки эффективности различных терапевтических подходов к лечению РАС и СДВГ, включая медикаментозное лечение, психологическую поддержку и обучающие программы.3. Исследование влияния окружающей среды на развитие расстройств: Проведение исследований, направленных на изучение воздействия различных факторов окружающей среды (токсических веществ, питания, социоэкономических условий и т. д.) на возникновение РАС и СДВГ.4. Разработка индивидуализированных методик ранней диагностики: Разработка новых методик и критериев ранней диагностики РАС и СДВГ для более точного и быстрого выявления этих расстройств у детей.Практические рекомендации: 1. Обучение специалистов: Проведение тренингов и семинаров для специалистов здравоохранения, педагогов и родителей по методам диагностики, лечения и сопровождения детей с РАС и СДВГ.2. Создание интердисциплинарных центров помощи: Организация центров, где могут работать специалисты разных профилей (психологи, педиатры, неврологи и другие), для комплексной диагностики и поддержки детей с РАС и СДВГ.3. Проведение информационных кампаний: Освещение широкой общественности проблем и особенностей детей с РАС и СДВГ, с целью улучшения их интеграции в общество и создания понимания у родителей и педагогов.Реализация подобных мероприятий и дальнейшие исследования в указанных направлениях могут способствовать улучшению диагностики, лечения и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.Списоклитературы:KannerL. etal. Autistic disturbances of affective contact //Nervous child. – 1943. – Т. 2. – №. 3. – С. 217-250.Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Учебное пособие. – 2012.Dawson, G., Rogers, S., & Vismara, L. (2010). The Early Start Denver Model: A comprehensive early intervention approach for toddlers with autism.Baker B. H. et al. Association of prenatal acetaminophen exposure measured in meconium with risk of attention-deficit/hyperactivity disorder mediated by frontoparietal network brain connectivity //JAMA pediatrics. – 2020. – Т. 174. – №. 11. – С. 1073-1081.Yerys B. E. et al. Brief report: pilot study of a novel interactive digital treatment to improve cognitive control in children with autism spectrum disorder and co-occurring ADHD symptoms //Journal of autism and developmental disorders. – 2019. – Т. 49. – №. 4. – С. 1727-1737.Gadow, K. D., & Schwartz, J. (2014). Episodic mood disorder in children with Asperger syndrome.Philip, R., Rogers, S., & Swettenham, J. (2009). A comparison of facial and vocal affect recognition in children with autism spectrum disorders and specific language impairment.Sinzig, J., Walter, D., & Doepfner, M. (2009). Attention deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents with autism spectrum disorder.Shattuck, P. T., Durkin, M., Maenner, M., Newschaffer, C., Mandell, D. S., Wiggins, L., ... & Zubrick, S. (2009). Timing of identification among children with an autism spectrum disorder: findings from a population-based surveillance study.Simonoff, E., Jones, C. R. G., Baird, G., Pickles, A., Happe, F., & Charman, T. (2013). The persistence and stability of psychiatric problems in adolescents with autism spectrum disorders.Sukhodolsky, D. G., Scahill, L., Gadow, K. D., Arnold, L. E., Aman, M. G., McDougle, C. J., ... & Vitiello, B. (2008). Parent-rated anxiety symptoms in children with pervasive developmental disorders: frequency and association with core autism symptoms and cognitive functioning.World Health Organization. (2017). Autism spectrum disorders fact sheet.Zafeiriou, D. I., Ververi, A., & Vargiami, E. (2007). Childhood autism and associated comorbidities.Attwood, T. (2007). The Complete Guide to Asperger's Syndrome.Constantino, J. N., & Charman, T. (2016). Diagnosis of autism spectrum disorder: reconciling the syndrome, its diverse origins, and variation in expression.Granader, Y., Wallace, G. L., Hardy, K. K., Yerys, B. E., Lawson, R. A., Rosenthal, M., ... & Kenworthy, L. (2014). Characterizing the factor structure of parent reported executive function in autism spectrum disorders: the impact of cognitive inflexibility.Howlin, P., Moss, P., Savage, S., & Rutter, M. (2013). Social outcomes in mid-to later adulthood among individuals diagnosed with autism and average nonverbal IQ as children.Lai, M. C., Lombardo, M. V., & Baron-Cohen, S. (2014). Autism.Matson, J. L., & Hamilton, M. (2017). An examination of challenging behaviors in autistic disorder versus Pervasive Developmental Disorder-Not Otherwise Specified: significant differences and non-specific diagnosesSparrow, S., Cicchetti, D., & Balla, D. (2005). The Vineland Adaptive Behavior Scales—Second Edition.Szatmari, P., Bartolucci, G., Bremner, R., Bond, S., & Rich, S. (1989). A follow-up study of high-functioning autistic children.Taylor, J. L., & Seltzer, M. M. (2010). Changes in the mother‐child relationshipduring the transition to adulthood for youth with autism spectrum disorders.Lord, C., Rutter, M., DiLavore, P. C., Risi, S., Gotham, K., & Bishop, S. (2011). Autism Diagnostic Observation Schedule, Second Edition (ADOS-2) Manual (Part I): Modules 1-4.Lord, C., & McGee, J. P. (2001). Autism diagnostic observation schedule: a standard for the differential diagnosis of autism.Mandy, W. P., Charman, T., & Skuse, D. (2012). Testing the construct validity of proposed criteria for DSM-5 autism spectrum disorder.Ozonoff, S. (2012). Editorial: DSM‐5 and autism spectrum disorders—two decades of perspectives from the Journal of Child Psychology and Psychiatry.Gould, J., Ashton‐Smith, J., & Missiuna, C. (2017). Linking sensory processing, interpersonal relationships, and anxiety in autism spectrum disorders.Vismara, L. A., & Rogers, S. J. (2010). Behavioral treatments in autism spectrum disorder: what do we know?Wang, L. W., Tancredi, D. J., & Thomas, K. C. (2011). The prevalence of gastrointestinal problems in children across the United States with autism spectrum disorders from families with multiple affected members.White, M. A., Nolan, C., & Healy, O. (2014). Parental causal beliefs about ASD: what is the relationship between causal beliefs and psychological and emotional distress in parents of children with ASD?MacNeil, B. M., Lopes, V. A., & Minnes, P. M. (2009). Anxiety in children and adolescents with autism spectrum disorders.Simonoff, E., Pickles, A., Charman, T., Chandler, S., Loucas, T., & Baird, G. (2008). Psychiatric disorders in children with autism spectrum disorders: prevalence, comorbidity, and associated factors.

1. Kanner L. et al. Autistic disturbances of affective contact //Nervous child. – 1943. – Т. 2. – №. 3. – С. 217-250.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Учебное пособие. – 2012.
3. Dawson, G., Rogers, S., & Vismara, L. (2010). The Early Start Denver Model: A comprehensive early intervention approach for toddlers with autism.
4. Baker B. H. et al. Association of prenatal acetaminophen exposure measured in meconium with risk of attention-deficit/hyperactivity disorder mediated by frontoparietal network brain connectivity //JAMA pediatrics. – 2020. – Т. 174. – №. 11. – С. 1073-1081.
5. Yerys B. E. et al. Brief report: pilot study of a novel interactive digital treatment to improve cognitive control in children with autism spectrum disorder and co-occurring ADHD symptoms //Journal of autism and developmental disorders. – 2019. – Т. 49. – №. 4. – С. 1727-1737.
6. Gadow, K. D., & Schwartz, J. (2014). Episodic mood disorder in children with Asperger syndrome.
7. Philip, R., Rogers, S., & Swettenham, J. (2009). A comparison of facial and vocal affect recognition in children with autism spectrum disorders and specific language impairment.
8. Sinzig, J., Walter, D., & Doepfner, M. (2009). Attention deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents with autism spectrum disorder.
9. Shattuck, P. T., Durkin, M., Maenner, M., Newschaffer, C., Mandell, D. S., Wiggins, L., ... & Zubrick, S. (2009). Timing of identification among children with an autism spectrum disorder: findings from a population-based surveillance study.
10. Simonoff, E., Jones, C. R. G., Baird, G., Pickles, A., Happe, F., & Charman, T. (2013). The persistence and stability of psychiatric problems in adolescents with autism spectrum disorders.
11. Sukhodolsky, D. G., Scahill, L., Gadow, K. D., Arnold, L. E., Aman, M. G., McDougle, C. J., ... & Vitiello, B. (2008). Parent-rated anxiety symptoms in children with pervasive developmental disorders: frequency and association with core autism symptoms and cognitive functioning.
12. World Health Organization. (2017). Autism spectrum disorders fact sheet.
13. Zafeiriou, D. I., Ververi, A., & Vargiami, E. (2007). Childhood autism and associated comorbidities.
14. Attwood, T. (2007). The Complete Guide to Asperger's Syndrome.
15. Constantino, J. N., & Charman, T. (2016). Diagnosis of autism spectrum disorder: reconciling the syndrome, its diverse origins, and variation in expression.
16. Granader, Y., Wallace, G. L., Hardy, K. K., Yerys, B. E., Lawson, R. A., Rosenthal, M., ... & Kenworthy, L. (2014). Characterizing the factor structure of parent reported executive function in autism spectrum disorders: the impact of cognitive inflexibility.
17. Howlin, P., Moss, P., Savage, S., & Rutter, M. (2013). Social outcomes in mid-to later adulthood among individuals diagnosed with autism and average nonverbal IQ as children.
18. Lai, M. C., Lombardo, M. V., & Baron-Cohen, S. (2014). Autism.
19. Matson, J. L., & Hamilton, M. (2017). An examination of challenging behaviors in autistic disorder versus Pervasive Developmental Disorder-Not Otherwise Specified: significant differences and non-specific diagnoses
20. Sparrow, S., Cicchetti, D., & Balla, D. (2005). The Vineland Adaptive Behavior Scales—Second Edition.
21. Szatmari, P., Bartolucci, G., Bremner, R., Bond, S., & Rich, S. (1989). A follow-up study of high-functioning autistic children.
22. Taylor, J. L., & Seltzer, M. M. (2010). Changes in the mother‐child relationship during the transition to adulthood for youth with autism spectrum disorders.
23. Lord, C., Rutter, M., DiLavore, P. C., Risi, S., Gotham, K., & Bishop, S. (2011). Autism Diagnostic Observation Schedule, Second Edition (ADOS-2) Manual (Part I): Modules 1-4.
24. Lord, C., & McGee, J. P. (2001). Autism diagnostic observation schedule: a standard for the differential diagnosis of autism.
25. Mandy, W. P., Charman, T., & Skuse, D. (2012). Testing the construct validity of proposed criteria for DSM-5 autism spectrum disorder.
26. Ozonoff, S. (2012). Editorial: DSM‐5 and autism spectrum disorders—two decades of perspectives from the Journal of Child Psychology and Psychiatry.
27. Gould, J., Ashton‐Smith, J., & Missiuna, C. (2017). Linking sensory processing, interpersonal relationships, and anxiety in autism spectrum disorders.
28. Vismara, L. A., & Rogers, S. J. (2010). Behavioral treatments in autism spectrum disorder: what do we know?
29. Wang, L. W., Tancredi, D. J., & Thomas, K. C. (2011). The prevalence of gastrointestinal problems in children across the United States with autism spectrum disorders from families with multiple affected members.
30. White, M. A., Nolan, C., & Healy, O. (2014). Parental causal beliefs about ASD: what is the relationship between causal beliefs and psychological and emotional distress in parents of children with ASD?
31. MacNeil, B. M., Lopes, V. A., & Minnes, P. M. (2009). Anxiety in children and adolescents with autism spectrum disorders.
32. Simonoff, E., Pickles, A., Charman, T., Chandler, S., Loucas, T., & Baird, G. (2008). Psychiatric disorders in children with autism spectrum disorders: prevalence, comorbidity, and associated factors.