Контрольно - надзорные функции органов исполнительной власти
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 70 + 70 источников
- Добавлена 15.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические положения о государственном контроле и надзоре 6
1.1 Сущность контроля и надзора в системе государственного управления 6
1.2 Классификация видов контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти 14
Глава 2. Контроль и надзор как полномочие федерального органа исполнительной власти 25
2.1 Правовые основы контроля (надзора) 25
2.2 Организационные основы контроля (надзора) 37
Заключение 54
Библиографический список 57
4. В настоящее время в законодательстве о КНД отсутствуют единые критерии разграничения понятий «форма» и «метод». Представляется, что для единого и четкого толкования данных понятий следует закрепит соответствующие понятия в ст. 1 ФЗ № 248-ФЗ. Предлагается в указанную норму включить следующие понятия: «Форма государственного контроля (надзора) – это внешнее выражение определенных действий должностных лиц, направленные на решение задач контрольной (надзорной) деятельности. Метод государственного контроля (надзора) – это совокупность приемов, способов и средств, применяемых с целью реализации определенный формы контроля (надзора)».5. В результате анализа действующего законодательства и практики его применения сформулирован вывод о необходимости наделения контрольных и надзорных органов полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга в той сфере, в которой органом реализуются соответствующие полномочия. В связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 29 ФЗ № 248-ФЗ пункта 7.1 следующего содержания: «обращаться в суд с иском, направленным на защиту прав неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений прав данных лиц».6. В настоящее время законодательство не запрещает передачу надзорных полномочий органами государственной власти органам местного самоуправления. Делегирование государственных полномочий на муниципальный уровень представляет собой на сегодняшний день достаточно сложный механизм взаимодействия органов власти, который зачастую приводит к нарушению равенства прав граждан и организаций на территории государства. При этом отсутствие равенства далеко не всегда обусловлено особенностями развития определенного региона или муниципального образования. В ряде случае такая разница определяется распределения полномочий, которое происходит в процессе их делегирования с федерального уровня на уровень субъектов, а последними - на муниципальный уровень, либо посредством принятия федерального закона и закона субъекта РФ, которыми определенными полномочиями наделяются муниципальные образования. Решение данной проблемы видится в закреплении в нормах федерального законодательства положений, определяющих критерии пределов делегируемых полномочий.
1. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
2. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
3. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
4. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.
5. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
7. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
8. Серков П. П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21.
9. Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95.
10. Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.
11. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 26.
12. Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
13. Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.
14. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.
15. Богославский Е.А. К вопросу о критериях классификации государственного контроля и надзора // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 127-130.
16. Фарикова Е.А. Формы правового регулирования отношений в сфере государственного управления // Право и практика. 2020. № 2. С. 59-63.
17. Административное право. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1970. С. 167.
18. Методы и формы государственного управления. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1977. С. 5.
19. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 178.
20. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998. С. 232.
21. Бахрах Д.Н. Административное право Росси: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2011. С. 175.
22. Административное право. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1970. С. 168.
23. Методы и формы государственного управления. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1977. С. 6.
24. Общее административное право. Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. С. 382.
25. Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 261-267.
26. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2022 № Ф05-16423/2022 по делу № А40-290880/2021-146-2185 // СПС Консультант Плюс.
27. Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 202-210.
28. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.
29. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
30. Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности // Власть. 2021. № 2. С. 170-179.
31. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 22.09.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3345.
32. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 (ред. от 22.09.2021) «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. 12.04.2004. № 15. Ст. 1477.
33. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
34. Михайлов Ф.Н., Балыкина К.А. Понятие Федеральной службы по надзору в сфере транспорта как правоохранительного органа // E-Scio. 2021. № 6 (57). С. 338-343.
35. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
36. Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.
37. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утратил силу) // Российская газета. - № 206. - 07.09.2012.
38. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 24.11.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Российская газета. № 144. 08.07.2004.
39. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. - № 211-212.
40. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 30.06.2022) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 25. Ст. 3052.
41. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 09.03.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» // Российская газета. 2004. № 170.
42. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 20.07.2022) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Российская газета. 2004. № 150.
43. Барашков Е.О. Разделение властей или разделение функций: анализ проблемы // Огарёв-Online. 2022. № 1 (170). С. 6.
44. Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 89
45. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
46. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004, 30.06.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - № 11.
47. Эрделевский А.М. О неопределенном круге лиц в гражданском процессе // СПС КонсультантПлюс. - 2013.
48. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. - № 8. - 16.01.1996. - (ред. от 03.07.2016).
49. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.10.2019 по делу № 33а-16944/2019 // СПС Консультант Плюс.
50. Барашков Е.О. Разделение властей или разделение функций: анализ проблемы // Огарёв-Online. 2022. № 1 (170). С. 6.
51. Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 89
52. Мусина З.Ф., Наумова Е.В. Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации // E-Scio. 2021. № 12 (63). С. 425.
53. Пригон М.Н. практическая реализация теории разделения властей: содержательная модель // Ленинградский юридический журнал. 2022. № 3 (69). С. 28.
54. Мальчугина О.С. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ в социальной сфере // Вестник магистратуры. 2019. № 7-2 (94). С. 146-149.
55. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.
56. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
57. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
58. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88.
59. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..
60. Воронин О.В. О типе и месте российской прокуратуры в современной системе органов государственной власти // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 6, 2010, С. 117-123.
61. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2022 год // https://docviewer.yandex.ru/?tm=1683880696&tld=ru&lang=ru&name=28_polugodie_otchet-o-rabote-git-na-01-01-2022-dlya-sayta-ispr.xlsx&text=10n (дата обращения: 05.03.2024).
62. Шатохин А.Ю. К вопросу об оспаривании в суде распоряжения административного органа о проведении проверки, акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 3. С. 356-361.
63. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 23.12.2019 по делу № 33а-13927/2019, 2а-4223/2019 // СПС Консультант Плюс.
64. Дехтярь И.Н. Проблемные вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3 (116). С. 120-124.
65. Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 88а-7863/2020 по делу № 2а-5450/2019 // СПС Консультант Плюс.
66. Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88А-2163/2019 по делу № 2а-12/2019 // СПС Консультант Плюс.
67. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 по делу № 88а-5156/2021, 2а-99/2018 // СПС Консультант Плюс.
68. Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 № 88А-25543/2020 по делу № 2а-448/2020 // СПС Консультант Плюс.
69. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
70. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849 (ред. от 29.06.2023) «О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга» // Невское время. 2004. № 227.