Экономические риски стартап-проектов и их минимализация
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Финансовые риски в рамках фундаментального анализа компании 4
1.1 Риск-ориентированный менеджмент компании 4
1.1. Виды рисков 14
1.3 Оценка финансовых рисков организации стартапа 29
2 Организация стартапа на примере салона красоты 34
2.1 Резюме стартап-проекта 34
2.2 Описание услуги 36
2.3 Исследование и анализ рынка 38
3 Запуск стартап-проекта и анализ экономических рисков 44
3.1 Производственный план стартап-проекта 44
3.2 Финансовый план стартап-проекта 48
3.3. Анализ риска проекта 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
Потенциальная аудитория салона красоты определена количеством 14 688 человек (женщины в трудоспособном возрасте).Средняя частота посещения салонов красоты (согласно опросам) составляет 1 раз в 2 месяца. Следовательно, количество желающих посетить салон в месяц составляет 7344 человек. Все эти потенциальные клиентыраспределяются среди функционирующих салонов. На долю одного косметического заведения приходится около 300 человек (по 4% на одного оператора), что в 2,8 раза меньше, чем необходимо для обеспечения ожидаемого финансового вала проекта. На рисунке 6 представлен вероятный потенциал микрорайона. Рисунок 6 – Вероятный потенциал микрорайонаКак видно из данных, представленных на рисунке 37% потенциальных клиентов это женщины в возрасте от 18 до 60 лет. 35% - мужчины и 28% — это нетрудоспособное население, к которым относятся дети и пенсионеры.На рисунке 7 представлена загрузка конкурентов.Рисунок 7 – Загрузка конкурентовУчитывая такое плотное конкурентное поле необходимо реализовать политику выдавливанияконкурентов посредством предложения низкой цены, (жесткий демпинг и агрессивная политика), либо посредством внедрения на рынок уникальных предложений. Данная политика является возможной, поскольку результаты анализа среднего чека по данным «Сервиса подбора бизнеса для самозанятых» показали. Что в заданном районе существует нереализованный спрос по трем ценовым категориям (таблица 6)Таблица 6 - Неудовлетворенный спрос населения на парикмахерские услуги в заданном микрорайоне, тыс.руб. Совокупный спросСпрос, реализованный конкурентамиНереализованный спросМассовая 62 462,00 55 141,00 7 321,00 Эконом 38 022,00 32 330,00 5 692,00 Премиум 36 127,00 30 968,00 5 159,00 Анализируя данные, представленные в т таблице 10 видно, что у стартапа существует поле для развития бизнеса и возможность для завоевания конкурентных позиций посредством ценового преимущества.3 Запуск стартап-проекта и анализ экономических рисков3.1 Производственный план стартап-проектаОценка вновь создаваемого бизнеса по учреждению салона красоты будет производиться затратным методом и методом определения потенциального дохода, поскольку, как описывалось в первой главе, данный метод является наиболее подходящим для вновь образуемого предприятия.Суть затратного метода состоит в необходимости определения всех затрат, связанных с организацией производства.После того как были определены основные организационные методы, разработан пакет услуг для вновь образуемого предприятия необходимо рассчитать совокупный объем затрат, связанных с организацией бизнеса в целях определить объем необходимых инвестиций.Для реализации запланированного объема услуг понадобится следующее оборудование, указанное в таблице 7.Таблица 7- Необходимое оборудованиеНаименованиеКол-воЦена за ед-цувсего, руб.световой короб - лайтбокс117 00017000ресепшен111 00011000зал ожидания: вешалка для одежды11 1001100диван113 00013000журнальный стол14 0004000кресло18 0008000Телевизор114 00014000Парикмахерский зал: зеркало36 00018000климазон19 0009000детское кресло 14 0004000парикмахерская мойка116 00016000парикмахерское кресло35 50016500сушуар16 0006000тележка парикмахерская33 0009000Маникюрный зал: кресло для клиента23 5007000маникюрный стол215 00030000стерилизатор14 0004000Массажный кабинет: кресло для массажиста16 0006000Массажная кушетка112 00012000прочая мебель (тумба, полки, стул)18 0008000столик для инструментов и косметических средств16 0006000Косметологический кабинет: косметологический комбайн186 00086000кушетка косметологическая116 00016000стерилизатор12 4002400стул для косметолога16 0006000непредвиденные расходы 35000ИТОГО 365000Далее, необходимо определить размер капитальных затрат на организацию нового бизнеса, расчет предоставим в таблице 8.Таблица 8 – Размер капитальных затрат на организацию бизнесаНаименование статьиОбъем затрат, рублях.Дизайна интерьера115 000Печатные материалы (прайс)35 000Приобретение оборудования365 000Приобретение строительных материалов, предметов интерьера и декора500 000Инженерное проектирование45 000Приобретение компьютеров (2 шт.) для ведения учета и записи клиентов45 000Приобретение и монтаж систем кондиционирования, вентиляции, пожарной сигнализации, системы освещения и видеонаблюдения 200 000Прочие расходы140 000Регистрация в ИФНС, заказ печати10 000Реклама20 000Ремонт помещения350 000Создание товарного запаса150 000Технологическое проектирование25 000Финансирование деятельности до выхода проекта на самоокупаемость1 097 460ИТОГО3 097 460Таким образом, открытие салона красоты потребует инвестиции в размере 3 097 460 руб.Наибольшая часть из необходимого размера инвестиций потребуется на обеспечение финансирования до выхода проекта на самоокупаемость на это мероприятие в проекте заложено 1,1 млн.руб. Еще одной весомой статьей расходов, необходимых для открытия салона является ремонт и оснащение помещения -1,175 млн. руб.Стоимость предполагаемого оборудования составляет 365 000 рублей.Далее, для более точной оценки стоимости проекта необходимо составить график выполнения работ для того, чтобыопределить временныепромежутки и стоимость ожидания, данные предоставим в таблице 9.Таблица 9 – График выполненияработ по запуску проектаЭтапы работ январь.февраль.март.апрель.май.Регистрация в ИФНС+ заказ печати Дизайн проект интерьера Технологическое проектирование Инженерное проектирование Приобретение строительных материалов, декора и предметов интерьера Ремонт помещения Приобретение и монтаж систем кондиционирования, вентиляции, системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации Закуп оборудования Получение согласований пожарной службы и СЭС необходимых для открытия Подбор и обучения персонала Монтаж мебели и оборудования Заказ рекламной продукции (рекламная продукция - листовки, прайс-лист услуг,) Реклама Приобретение расходных материалов и косметических средств Открытие Таким образом, как видно из данных графика выполнения работ на запуск проект потребуется 5 месяцев. Весь этот период, в целях экономии средств, собственник бизнеса не планирует привлекать дополнительный персонал, а планирует самостоятельно осуществлять контроль за качеством и сроками исполнения работ.За месяц перед открытием необходимо начать процесс подбора персонала. Для этого важно понимать уровень затрат, который может быть потрачен на их услуги. В таблице 10 приведем расчет фонда оплаты труда персонала.Для обеспечения бесперебойной работы салона красоты потребуется укомплектовать штат сотрудников из 15 человек, поскольку прогнозируемый рабочий день салона красоты составит 11 часов. Таким образом возникает потребность в разработке скользящего графика работы персонала. К примеру, парикмахеры в количестве 5 человек будут работать 3 дня и 2 дня отдыхать, а 4 мастера по маникюру будут работать 4 дня, а 2 дня отдыхать. Таблица 10 – Расчет фонда оплаты труда персоналадолжностькол-воМаксимальный размер оплаты трудаитого ФОТадминистратор21750035000Косметолог23000060000массажист23000060000мастер маникюра33000090000Парикмахер-универсал528000140000уборщица11500015000В салоне красоты предполагается сдельная система оплаты труда, рассчитываемая в процентах от оказанной услуги – 30%. Данная система оплаты труда не затрагивает труд администратора и уборщицы3.2 Финансовый план стартап-проектаСалон красоты располагается в густонаселенном спальном районе города, для данного района характерна застройка новыми домами, соответственно в районе сосредоточено много детей и молодежи. Проект салона красоты ориентирован на клиента среднего достатка. В таблице 11 представлен прейскурант на услуги салона красоты.Таблица 11 - Предварительный прейскурант на услуги салона красотынаименование услугиМинимальная ценаМаксимальная ценастрижка женская4501200стрижка мужская250450стрижка детская250500укладка волос5001000прическа8003000мытье волос150250лечение волос3501100ламинирование волос8503500окрашивание волос10003000осветление волос10002000мелирование волос9003000тонирование волос10002000химическая завивка22005000make-up9002000косметологические услуги5007000маникюр3501200моделирование ногтей15003500укрепление ногтей12001500педикюр9002000моделирование ногтей на ногах25002500наращивание ресниц19002500депиляция5002000массаж по лицу5001200массаж по телу10002000Итого 2145053400Разница в цене обусловлена индивидуальными признаками клиента и сложностью выполнения работыИсходя из комплекса предполагаемых расходов и предполагаемой цены оказания услуг произведем расчет средней выручки салона красоты. Планируемая месячная выручка салона красоты определяется из средней стоимости набора услуг салона красоты и планируемого потока посетителей.Средняя стоимость набора услуг по минимальной цене составляет 933 рубля (21450/23);Средняя стоимость набора услуг по максимальной цене составляет 2322 рубля (53400/23);Совокупная средняя стоимость услуги салона красоты составит 1627 рублей (933+2322)/2Исходя из данных о составе населения микрорайона можно предположить, что в первый месяц слон посетит 123 человека, далее в случае реализации стратегии. В таблице 12 представим планируемый объем выручки.В зависимости от среднего размера стоимости услуг и данных статистического опроса жителей района.Таблица 12 – Объем планируемой выручкиМесяцСредняя стоимость услугиКоличество оказанных услугВыручка май1627123200000июнь1627246400000июль1627369600000август1627492800000сентябрь20005001000000октябрь20006751350000ноябрь20007251450000декабрь20007501500000Итого 7300000Как видно из таблицы 16 с момента открытия планируется увеличить сумму средней стоимости услуг за счет завоевания доверия населения и проведенной работы с клиентом по пропаганде набора услуг салона красоты.Кроме того, панируется, что количество оказываемых услуг также возрасте в результате завоевания доверия клиента. На рисунке 8 предоставлен график плановой выручки салона красоты. Рисунок 8 – график плана выручки салона красотыСкачки на графике демонстрируют специфику работы салона красоты, - сезонность. Основная популярность услуг салонов красоты приходится на весну, поскольку люди «снимают шапки», а спад наблюдается в летние месяца – месяца отпусков. После завершения сезона отпусков популярность и востребованность салонов красоты снова возрастает, а максимальный рост выручки наблюдается к декабрю, в связи с проведением новогодних корпоративов и новогодних праздников.В расчете стоимости компании определено, что на прогнозную выручка она сможет выйти только через 9 месяцев после своего открытия, это связано с тем, что открытие салона приходится как раз на период спада активности клиентов в сочетании сне раскрученностью заведения. Для достижения данного запланированного объема выручки необходимо не менее 16 клиентов в день (в случае, если клиент пользуется одной услугой) Ожидаемая структура выручки запланирована в следующем разрезе, представленном на рисунке 9.Рисунок 9 – Планируемая структура выручкиКак видно из данных, представленных на рисунке 3, основная доля выручки запланирована на парикмахерские услуги как на одни из самых рентабельных и востребованных в салонном бизнесе. Второе место по значимости маникюрному кабинету, затем косметологии, и услугам по массажу.Далее необходимо рассмотреть затратную часть организации бизнеса.Согласно данным расчета салон сможет выйти на окупаемость через 7 месяцев с даты запуска проекта, до этогомомента финансирование текущих расходов должно быть произведено за счет средств собственника.Объем расходов необходимых на содержание салона красоты можно классифицировать на 2 части: Первая -себестоимость услуг, состоящая из затрат на приобретение расходных материалов (шампуни, краски, воротнички, косметика, пеньюары и прочее). На данный вид материалов салоном планируется осуществление наценки:На парикмахерские услуги 100-1000%;На услуги косметологического кабинета 500-1500%;На услуги маникюрного зала 150-1000%;На услуги массажного кабинета 500-1000%Вторая - расходы на содержание салона красоты, наибольшая доля из которых в структуреприходится на фонд оплаты труда (зарплата + отчисления), а также на выплату аренды. Фонд заработной платы целиком зависит от размера выручки салона, тем самым стимулируя работников к эффективности, качеству и высокой работоспособности. На рисунке 10 представлена структура расходов вновьобразуемого салона. Рисунок 10 – Структура расходов салона красотыДанные диаграммы, представленные на рисунке 4, демонстрируют, что 43% расходов салона красоты приходится на выплату заработной платы, состоящей из фонда заработной платы и процентов. На втором месте по объемам финансирования стоит себестоимость продукции - 17% от общей доли затрат. Необходимо отметить, что как заработная плата, так и расходы на себестоимость являются переменными затратами и зависят от объема оказываемых услуг, в то время как расходы связанные с выплатой аренды и содержанием помещения относятся к постоянным расходам, не зависящим от объема оказания услуг. Аренда и коммунальные платежи в планируемом салоне красоты составляют 12 % от общего объема затрат. В таблице 13 представлена структура расходов в ценовом выражении.Таблица 13 – Финансовый результат деятельности салона красоты в прогнозе на 4 года 2024202520262027Выручка7 370 00012 550 00013 177 50013 836 375Прибыль1 454 8382 477 3702 601 2392 731 300Затраты5 915 16210 072 63010 576 26111 105 075Расходы на оплату труда19520033323967,93490166,133664674,75Социальные отчисления591516,210072631057626,11110507,5Себестоимость10055781712347,11797964,371887862,75Аренда591516,210072631057626,11110507,5Административные расходы177454,9302178,9317287,83333152,25Прочие расходы118303,2201452,6211525,22222101,5Реклама59151,62100726,3105762,61111050,75Бухгалтерские услуги59151,62100726,3105762,61111050,75Рентабельность продаж (прибыль от продаж / Выручка)20%20%20%20%Стоимость бизнеса1212365172039615053471317178Как видно из расчетных данных таблицы 13 и диаграммы, представленной на рисунке 4 рентабельность продаж салона красоты,составляет 20%. Т.е. одна пятая средств, полученных от клиента, является чистой прибылью собственника.Таким образом, учитывая, что старт проекта планируется на январь 2024 года, открытие запланировано на май 2024года, выход на безубыточное состояние ожидается в августе 2024 года, а выход на прогнозную выручку приходится на сентябрь 2024 года датой окупаемости проекта можно считать август 2025 года, а сроком окупаемости 1 год и 8 месяцев. Доходность инвестиций, при этом составит 60%. 3.3. Анализ риска проектаДалее необходимо произвести анализ рисков внешней и внутренней среды, поскольку их значение оказывает сильное влияние на принятие решения инвестора при выборе объекта инвестиций. Основные угрозы данного проекта представлены в Приложении 1.Далее необходимо более детально изучить вероятные негативные факторы, для этого необходимо провести экспертную оценку качественных показателей рисков и определить их потенциальные потери и количественные величины.Угрозы условно можно разделить на внешние и внутренние риски. Внешние риски – это риски на влияние которых невозможно повлиять силами организации, внутренние риски – это риски, носящие характер внутреннего управления и организации производства. В Приложении 2представлен анализосновных внешних рисков проекта.Главным риском проекта выступает недостаточныйобъем финансирования мероприятий маркетинга. Принимая во внимание конкурентную среду в районе организации салона красоты и непосредственно саму структуру услуги, необходимо детально отнестись к разработке рекламной стратегии. В Приложении 3 представлены основные внутренние риски проекта.Продолжая оценку рисков, необходимо отметить, что ключевые риски проекта имеют высокуюдолю вероятности:потеря части дохода в результате маркетинговой активизации конкурентов;изменение технологий и трендов самих косметологических и косметических услуг;низкая компетентность, текучка кадров и/или недостаток специалистов.Имея статистические данные по району нахождения салона красоты, можно произвести количественный анализ рисков:Средняя стоимость услуги предварительного прейскуранта салона красоты составила 1627 рублей; Ожидаемая выручка за 2024 год составляет 12 550 000;Спальный район локации салона красоты густонаселен и является одним из самых молодых спальных микрорайонов города с численностью населения в районе 40 000 человек;Конкурентная среда состоит из 25 салонов красоты и нескольких маленьких простых парикмахерских.;Клиент салона определяется из расчета 95% потенциальной аудитории – женщины и девушки; Основное возрастное ядро 25-40 лет.Далее на основе этих данных рассчитаем количественный показатель клиентского потока в месяц12 550 000 / 12 = 1 045 833 руб. - среднемесячная выручка / 1228 = 851 чел/мес. - количественный показатель клиентского потока.Именно такое количество клиентов должно быть привлечено и обслужено в 2024 году для того, чтобы обеспечить прогнозируемую финансовую доходность проекта. В пересчете на 1 день это составит 28-30 человек.В целях обеспечения необходимого клиентского потока (850 чел/месяц) надо:разработать сильные конкурентные преимущества;реализовать агрессивную рекламную кампанию;отвоевать около 7,5% рынка у конкурентов, т.е. по 0,3% у каждого из ныне функционирующих салонов в среднем (по 22 человека у каждого).Учитывая среднюю стоимость 1 положительного рекламного контакта состоящую в 180 рублях, месячная сумма, направленная на нивелирование рисков конкурентной среды в целях привлечения 850 чел/мес. обойдется собственнику в примерном размере в 153 тыс. рублей (рекламный и маркетинговый бюджет в месяц в среднегодовом показателе).Риск некомпетентности персонала является одним из более вероятных и в свою очередь провоцирует усиление влияния конкурентной среды, т.е. чем ниже качество обслуживания в салоне, тем выше уровень затрат потребуется на маркетинговый бюджет. Снижение качества удовлетворенности клиентов (нужно проводить регулярный мониторинг отзывов и лояльности) на 20%, спровоцирует рост рекламного бюджета на 28% с учетом погашения негативной среды (отрицательные отзывы).Подводя итог анализа рисков необходимо выделить в качестве наиболее вероятного риск снижение прибыльности при недостаточной и неграмотной маркетинговой организации. Средняя медиана, которую может обеспечить напряженная конкурентная среда – 368 400 руб./мес. (300 человек). А это свидетельствует о том, что вероятная годовая доходность составит 4 420 800 руб., против ожидаемых 12 млн.руб.. В целях обеспечения более высокой доходности в рамках ожидаемой прибыли необходимо наращивать маркетинговый и рекламный бюджет до 15% и обеспечивать постоянную работу над самопередвижением в условиях рынка жесткой конкуренции. На рисунке 11 представлена профиль модели Портера относительно планируемого салона красоты.Рисунок 11 - профиль модели Портера относительно планируемого салона красоты.Подводя итог можно сделать вывод о том, что общий фон угроз для проекта – неблагоприятный:жесткая конкуренция;невысокие количественные показатели потенциала района;высокая зависимость прибыльности бизнеса от человеческого фактора Все эти факторы обуславливают рискованную среду для реализации данного вида бизнеса в указанном районе и с перечисленными ожиданиями.Таким образом. Подводя итог проведенных мероприятий по оценке вновь открываемого бизнеса можно сделать вывод о том, что инвестиции в конкретный проект являются рискованными и нецелесообразными.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтартап-проект — это проект, который начинается с бизнес-идеи, с нуля. Он, как правило, инновационный, хорошо продуманный, популярный, быстро растущий и набирающий клиентов, например, пользователей, если он информационный, а также увеличивающий оборот в своем маркетинговом сегменте. Сам проект — это уже цепочка событий, после которых в распоряжении автора оказывается какой-то готовый уникальный продукт.Управление стартапом означает решение быстро меняющихся задач, которые требуют от команды достаточной гибкости для адаптации к меняющимся требованиям проекта. Оно включает в себя тщательный мониторинг критического пути выполнения проекта, а также одновременное обслуживание клиентов.Рост стоимости компании является одним из основных показателей увеличения доходов его собственников. Исходя из этого, проведение процедуры оценки стоимости компании может быть использовано в целях анализа эффективности управления компанией. Классические методы анализа финансового состояния базируются на финансовых коэффициентах, рассчитанных на основе данных публичной финансовой отчетности. Однако для проведения качественной оценки совместно с информацией конкретного предприятия и его финансовом положении важно произвести анализ данных, характеризующих внешнюю среду, в которой функционирует данное предприятие. Сегодня рынок ежедневно совершается множество сделок по открытию, ликвидации, продаже и поглощению бизнеса. Все эти сделки сопряжены с инвестиционными вложениями, рисковать которыми инвесторы не стремятся. Поэтому актуальность оценки бизнеса сегодня приобрела колоссальный масштаб. Инвестору, прежде чем принять решение об инвестировании необходимо удостовериться в надежности и прибыльности инвестируемого бизнеса, существующего или прогнозируемого в условиях внешней среды, учитывая все возможные риски.Риск-ориентированный менеджмент определяется как научно-методологическая концепция менеджмента, направленная на выявление и оценку совокупности рисков посредством специальных приемов и методов с целью создания условий для надежного и стабильного функционирования компании, максимизации собственного капитала, удовлетворение потребностей клиентов и партнеров банка, обеспечение прибыльности деятельности. Внедрение новых принципов построения системы управления рисками направлено на повышение уровня корпоративного управления, усиление и детализации требований к процессу управления рисками, усиление ответственности органов управления за принимаемые риски и финансовую устойчивость компании. Создание эффективной культуры риска требует от Совета директоров и высшего руководства сосредоточиться на письменных правилах, которые четко определяют цели и приоритеты управления рисками, а также внимательно и честно взглянуть на любые неформальные правила, протоколы, способы выполнения рабочих процессов, способы принятия решений, и ссылку на компенсационную практику компании. Система управления рисками в компании охватывает все ее структурные уровни — от высшего руководства до уровня, на котором непосредственно принимается или генерируется риск. Особенностью риск-ориентированного управления является создание трех линий защиты от рисков. Степень сложности системы управления рисками должна соответствовать степени рискованности среды, в которой действует компания.Методология предусматривает три самых распространенных и используемых метода. Однако их использование не всегда может быть корректно. В данной работе была произведена оценка вновь открываемого бизнеса салона красоты. Предварительный анализ ожиданий собственника показал высокую прибыльность в совокупности с достаточно низким сроком окупаемости, однако детальный анализ факторов внешней и внутренней среды, а также анализ рисков, показал, что данный проект не в состоянии удовлетворить ожиданиям собственника и соответственно инвестора. Реальный размер прибыли с учетом влияния всех факторов внешней и внутренней среды оказался в три раза, ниже прогнозируемого собственником. А уровень рисков оказался слишком высок. Поэтому в результате проведенной оценки бизнеса по открытию салона красоты в конкретном микрорайоне рекомендовано воздержаться от инвестиций.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 29.03.2023)
3. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – No 3 (38). – С. 10–14
4. Анненкова В. Г., Цифровые и предпринимательские риски экономической безопасности бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2019. — № 1. — С. 93-97
5. Власов А. А., Антимонопольный комплаенс и страхование предпринимательских рисков: мотивация и перспективы // Страховое право. — 2019. — № 3. — С. 11-15.
6. Гаевский Р. Г., Задачи создания и внедрения инноваций в сфере менеджмента // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2022. — № 4. — С. 29-35
7. Глотко А.В., Микроэкономика: Учебное пособие. — Новосибирск : Золотой колос, 2019.
8. Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
9. Гусаков Н. А., Разработка управленческих решений в предпринимательской деятельности // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2019. — № 4. — С. 77-81.
10. Драгунова Т. В., Страхование убытков от перерыва в производстве: становление и базовые принципы // Страховое дело. — 2019. — № 6. — С. 25-32
11. Земцов С. П., Занятость в малом и среднем бизнесе в России: в поисках факторов роста // Вопросы экономики. — 2021. — № 12. — С. 66-80
12. Иванова В.О. Статистический обзор и современные проблемы производственного предпринимательства//Российское предпринимательство, 2018. № 10. С. 3041-3055
13. Измалкова И.В., Иода Е.В. Предпринимательская деятельность: конкурентоспособность и риски // Экономика и предпринимательство, No 9 (ч.2), 2017 г. – 567 с.
14. Ильминская А. С., Дацовская А. Н. Малое предпринимательство в России//ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 125-128
15. Ипполитов С. С., Малый бизнес в творческой индустрии: оценка вклада в экономику // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2022. — № 2. — С. 143-153
16. Казакова Н.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учеб. пособие / Н.А. Казакова. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
17. Киселева И.А., Симонович Н.Е., Князева И.Ю. Предпринимательские риски: психологические особенности оценки рисков в бизнесе // Вестник ВГУИТ. 2019. N (79). С. 492-499
18. Клеандров М. И., О необходимости института охраны прав предпринимательских структур в системе предпринимательского права // Государство и право. — 2021. — № 8. — С. 7-20.
19. Кузьмин П. С., Влияние стратегических рисков на достижение социально-экономического эффекта от стимулирования ускорения технологического развития промышленности на основе цифровизации // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2022. — № 4. — С. 115-121 :
20. Лиликова О. С., Некоторые проблемы развития малого и среднего бизнеса в России: правовой и практический аспект // Юрист. — 2021. — № 6. — С. 44-50
21. Магомедов Г. Д., Организационно-правовые предпосылки деятельности современного торгового предприятия // Российское предпринимательство. — 2020. — Т. 16, № 11. — С. 1617-1620
22. Мазуренко А. П., К вопросу о соотношении правовой политики в сфере предпринимательства и предпринимательского права // Закон и право. — 2022. — № 10. — С. 116-119
23. Маковей Н. Д., Способы перераспределения сторонами договорного обязательства рисков имущественных потерь // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 12. — С. 78-80
24. Малютина И.Н., Кучина Е.М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса// СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 60-62
25. Межох З.П., Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски: Учебное пособие. — Москва : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2020. — 55 с
26. Михайлова А. С., "Комплаенс" и "комплаенс-контроль" как категории риск-менеджмента в туристской деятельности — объективная реальность, требующая всестороннего теоретического осмысления // Туризм: право и экономика. — 2019. — № 1. — С. 3-5
27. Мусаева Л.И., Алтынбаева Л.Е. Риски предпринимательской деятельности//ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 2020. № 7. С. 141-145
28. Нуреев Р.М., Курс микроэкономики: Учебник. — Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2021.
29. Предпринимательство и его особенности в России/Спижанкова Г. И. и др. – М.: МГГУ, 2020.
30. Розанова Н. М. Экономические основы конкурентной политики / Н. М. Розанова //TerraEconomicus. – 2018. -№4. – с. 141-145
31. Розанова Н. М., Конкуренция сегодня: процесс или результат? // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 5-10
32. Сапир Ж., "Рынок перестает адекватно оценивать предпринимательские риски" // Эксперт. — 2020. — № 30. — С. 40.
33. Серова О. А., Социальное предпринимательство: выбор организационно-правовой формы // Гражданское право. — 2019. — № 2 (март-апрель). — С. 11-15
34. Синявский Н.Г. Предпринимательские риски : монография / Н.Г. Синявский, В.А. Дадалко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 177 с.
35. Смирнов Е. Н., Конкурентоспособность в эпоху глобальной цифровизации // Международная экономика. — 2020. — № 6. — С. 30-35
36. Стамболцян С. М. Предпринимательские риски: виды, система управления//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 28. С. 484-489
37. Тренды года: Дальнейшая цифровизация бизнеса и разработка новых отечественных IT-продуктов // Управление персоналом. — 2022. — № 21 (665). — С. 60-66.
38. Устинова О. В., Государственная политика в сфере предпринимательства в России: ретроспектива и современность // Вопросы истории. — 2021. — № 12, ч. 5. — С. 87-97
39. Устинова О. Е., Особенности цифровой трансформации и технологизации российских компаний: история и современность // Вопросы истории. — 2022. — № 9, ч. 2. — С. 234-247
40. Фетисов В. А., Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. — 2022. — № 3. — С. 150-155
41. Харламов А. В., Использование цифровых возможностей для работы с информацией в современном риск-менеджменте // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2022. — Т. 28, № 9. — С. 871-877.
42. Цакаев А. Х., Централизация государственного регулирования как основа перевода российской экономики на мобилизационные рельсы // Проблемы прогнозирования. — 2022. — № 6. — С. 27-37 :
43. Чориев Рахмон Али, Пукач Г. В. Некоторые проблемы развития малого бизнеса в России//МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 256-259
44. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 9-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. — 544 с.
45. Шипулина С. М. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России, ее необходимость и важность//СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2022. С. 62-63
46. Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2020.
47. Юдин И. Б., Оценка влияния уголовного преследования предпринимателей на развитие малого и среднего бизнеса в России // Вопросы экономики. — 2022. — № 7. — С. 68-84.