Практика функционирования таможенных союзов в Мире.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ 4
1.1 Сущность понятия таможенный союз 4
1.2 Особенности создания и функционирования таможенного союза 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СОЮЗОВ В МИРЕ 14
2.1 Характеристика становления таможенных союзов в мире 14
2.2 Тенденции развития таможенных союзов в мире 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

Таможенный союз представляет собой организацию с правосубъектностью, утвержденную согласно соглашению о формировании экономического союза между государствами Евразии, подписанному 29 мая 2014 года. Создание такого союза нацелено на решение следующих задач:Содействие координации, согласования и разработки единой политики во всех сферах экономики.Обеспечение свободного перемещения как рабочей силы, так и финансов, услуг и товаров. На данный момент членами таможенного союза являются следующие страны: Россия, Кыргызстан, Казахстан, Армения и Беларусь. Также Тунис, Сирия и Турция выразили желание присоединиться к союзу. Однако эти страны пока не предприняли конкретных шагов в этом направлении. Данные страны считаются одними из наиболее дружественных России.Основной целью государств, подписавших соглашение об экономическом союзе Евразии, является укрепление экономических связей. В первую очередь это предполагается между участницами союза, а затем с государствами, входившими ранее в состав Советского Союза. Кроме того, задача заключается в возрождении прежних технологических и хозяйственных связей. Однако этот процесс должен происходить с учетом текущего экономического и политического положения каждого государства.Цель Таможенного Союза включала в себя увеличение доступных рынков для участников Союза для продажи своей продукции и услуг. Основное внимание уделялось стимулированию внутренних продаж. Для достижения этой цели предлагались следующие меры:Отмена внутренних таможенных пошлин для повышения привлекательности цен на продукцию, производимую странами-участницами Союза.Упрощение процедур таможенного контроля и документооборота для перемещения товаров внутри Союза с целью ускорения оборота товаров.Установление общих стандартов безопасности и санитарных норм для продукции на основе совместных испытаний.Для стандартизации подходов к безопасности и качеству продукции страны-участницы подписали соглашение о необходимости сертификации всей продукции, предназначенной для продажи. Формат сертификата был определен в документах Таможенного Союза, содержащих более 30 нормативных документов, касающихся качества и безопасности товаров и услуг. Сертификат, выданный одной из стран-участниц, признавался действительным и в других государствах-членах Союза.Другие цели Таможенного Союза включали:Создание условий для преимущественной продажи собственной продукции странами-участницами.Защита внутреннего рынка Таможенного Союза.На сегодняшний день между государствами не достигнуто согласие по перечисленным аспектам. Каждое государство имеет свои приоритеты в развитии производства и ориентировано на защиту своих интересов прежде всего, а не на поддержку производства в соседних странах. Что приводит к неблагоприятным последствиям как для предприятий-импортеров, так и для населения. На текущий момент не удается достичь заявленных при создании Таможенного Союза целей. Падение товарооборота между странами-участницами является одним из признаков этой ситуации.Сравнивая период до подписания договора о Евразийском экономическом союзе с последующим периодом, не наблюдается значительного роста экономики. Однако также нет и заметного снижения. Более того, без Таможенного Союза ситуация могла бы быть более сложной из-за кризисных явлений в странах Таможенного Союза. Участие на внутрисоюзном рынке предоставляет определенные преимущества. Особенно выгодно это для Казахстана и Беларуси, которые, за исключением России, имеют более выгодные условия в таможенных пошлинах. Например, благодаря действующим соглашениям возможна реализация автомобилей, выпущенных в Союзе, без уплаты пошлины. Данный фактор позволил организовать промышленную сборку автомобилей в Беларуси с использованием иностранных инвестиций и сборки комплектов из-за низкого спроса на автомобили данного класса в стране ранее.В состав Таможенного Союза вошли страны, которые недавно были частью единого государства с общей экономикой. Несмотря на это, на сегодняшний день их экономическое положение различно. В период Советского Союза каждая из этих стран имела свою специализацию в производстве определенных товаров и услуг. После распада СССР экономика всех стран претерпела значительные изменения, так как каждая страна стремилась найти свое место на мировом рынке. Несмотря на географическое удаление между некоторыми странами-участницами, их экономические структуры различаются, и взаимные интересы практически отсутствуют. Однако существуют общие вопросы, которые касаются всех стран. Например, другие страны-участницы нуждаются в доступе к российскому рынку сбыта, а России необходимы товары, предлагаемые этими странами.Для обеспечения эффективной работы объединения иногда необходимо идти на компромиссы, что не всегда принимается некоторыми странами. Несмотря на ликвидацию таможенных постов на границах между странами-участницами, все еще сохраняются пограничный и санитарный контроль. Практика показывает, что пока не существует единого подхода и взаимного доверия между странами. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией. Полная эффективность работы Таможенного Союза станет ясной только тогда, когда все страны-участницы строго будут соблюдать все подписанные договоренности.Что касается Европейского союза, разработка таможенного законодательства лежит в компетенции его органов. Однако данная разработка основывается на тесном взаимодействии наднациональных органов с государствами-членами и между собой. Европейская комиссия ведет работу по созданию и регулированию таможенного законодательства, а также контролирует его выполнение. Она также стимулирует модернизацию таможенных администраций государств-членов, обеспечивая их современными и эффективными технологиями.Основой для управления таможенными делами служит Таможенный кодекс Союза, который разрабатывается и согласовывается Европейским парламентом и Советом Европейского союза. По мере появления новых задач и проблем Европейская комиссия и национальные таможенные органы совместно пересматривают процедуры его реализации.Совет Европейского союза и Европейский парламент несут ответственность за внедрение таможенного сотрудничества между государствами-членами и с Европейской комиссией. Европейская комиссия помогает разрабатывать информационные системы и учебные материалы по таможенным вопросам.Совместные действия таможенных администраций государств-членов ЕС обеспечивают эффективный обмен информацией о таможенных рисках, предотвращая ввоз запрещенных товаров. Что также позволяет эффективно бороться с незаконной торговлей через координацию действий и проведение совместных операций по борьбе с контрабандой и мошенничеством.В последние годы Европейская комиссия активно взаимодействует с деловыми кругами, что способствует эффективному упрощению и согласованию процедур международной торговли. Особое внимание уделяется оптимизации таможенных процедур, включая сбор, представление и обработку данных, необходимых для таможенного контроля импорта и экспорта. Торговые организации регулярно приглашаются на семинары и участвуют в рабочих группах для разработки новых законодательных инициатив.Европейская комиссия активно продвигает автоматизацию и цифровизацию таможенных процедур, помогая таможенным администрациям перейти от бумажных форм предоставления информации к полностью интегрированным электронным системам.Помимо обеспечения безопасности внутреннего рынка, программа таможенной безопасности ЕС активно сотрудничает с международными торговыми партнерами для обеспечения безопасности международных цепочек поставок. Компании, обеспечивающие безопасность своих поставок и соответствующие строгим критериям, могут получить статус «уполномоченного экономического оператора», что облегчит для них таможенные процедуры и операции. Государства-члены могут предоставить этот статус компаниям, которые строго соблюдают таможенные правила, ведут надлежащий учет, обладают финансовой стабильностью и, при необходимости, соответствуют нормам безопасности.В рамках программы реализуются следующие мероприятия, направленные на укрепление таможенного сотрудничества между государствами-членами Европейского союза: совместные семинары и практикумы; работа в проектных группах, в основном состоящих из ограниченного числа стран, которые в течение определенного периода времени работают над решением конкретной проблемы, возникшей на территории Европейского союза и связанной с таможенным регулированием; обмен опытом для приобретения и повышения знаний должностных лиц таможенных органов; анализ таможенной практики, выявление проблем и внесение предложений; проведение совместных исследований; разработка, обслуживание, эксплуатация и контроль качества компонентов европейских информационных систем; формирование кадрового потенциала и набора компетенций должностных лиц таможенных органов.Таким образом, Южноафриканский таможенный союз, Таможенный союз Евразийского экономического союза и Таможенный союз Европейского союза представляют собой три различных модели таможенного сотрудничества, развивающихся в разных регионах мира. Каждый из них имеет свои особенности и цели, включая содействие экономическому развитию, упрощение таможенных процедур, содействие безопасности и защите внутреннего рынка.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из основных форм регионального сотрудничества остаются Таможенные Союзы - группировка стран, в которой барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении страны-участницы. Они носят, чаще всего, многосторонний характер – в отличие от ЗСТ, большая часть которых – двусторонние. Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идёт о форме межгосударственного сотрудничества, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой регионального сотрудничества.Особенности создания и функционирования таможенного союза определяются разнообразием статических и динамических эффектов, выявленных в экономической литературе. Процесс формирования таможенных союзов исследовался и рассматривался с разных точек зрения, начиная с классических работ Вайнера и Мида, продолжаясь трудами Ж. Рюэфа, М. Алле и других авторов. Важно отметить, что создание таможенного союза может сопровождаться как положительными аспектами, такими как расширение внутреннего рынка и усиление конкурентного давления, так и отрицательными последствиями, включая отклонение торговли и переток ресурсов, что подчеркивает сложность этого интеграционного процесса.Несмотря на разнообразие форм и степеней интеграции, таможенные союзы являются ключевым инструментом современной международной экономической архитектуры. Становление таких союзов отражает стремление государств к укреплению экономических связей, снижению торговых барьеров и повышению эффективности международной торговли. Исторический опыт формирования таможенных союзов, начиная от Европейского экономического сообщества до современных интеграционных структур в Африке и Латинской Америке, свидетельствует о постепенном развитии интеграционных процессов и адаптации к изменяющимся условиям мировой экономики. Такие союзы становятся основой для создания единого экономического пространства, способствуя развитию торговли, инвестиций и экономического роста в рамках международных сообществ.В ходе анализа Южноафриканского таможенного союза было установлено, что интеграционные усилия в рамках данного союза направлены на содействие устойчивому развитию торговли и экономики в регионе. Основные стратегии включают в себя упрощение таможенных процедур, координацию торговых политик и совместное развитие инфраструктуры. Исследование Таможенного союза Евразийского экономического союза показывает, что основные цели данного союза направлены на создание благоприятных условий для свободной торговли и развития экономики среди участников. Анализ показывает, что страны-члены проявляют заинтересованность в сотрудничестве и внедрении общих правил и стандартов для обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка. Анализ Таможенного союза Европейского союза показывает, что ключевые усилия направлены на установление единого таможенного режима и обеспечение безопасности внутреннего рынка. Программы сотрудничества и совместных действий способствуют эффективной борьбе с таможенными нарушениями и контрабандой. Однако вызовы, такие как сложная процедура принятия решений и национальные интересы отдельных стран, могут замедлить процесс интеграции и препятствовать достижению полной гармонизации таможенных процедур в рамках ЕС.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГенеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения: 13.03.2024)Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/(дата обращения: 13.03.2024)Антонович, К. А. Европейский союз как наднациональное и интеграционное объединение, выступающее субъектом международного таможенного регулирования посредством заключения международных таможенных конвенций и соглашений / К. А. Антонович // Сборник статей XXXI Международного научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 300-304.Баквенье, Т. А. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке / Т. А. Баквенье, О. В. Пономарева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 11. – С. 58-71. Бекбоев, А. А. Становление Евразийского экономического союза / А. А. Бекбоев // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2020. – № 10. – С. 148-153. Ботбаев, А. Н. Модели и типы региональных объединений в современных условиях региональной интеграции / А. Н. Ботбаев // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – № 7. – С. 160-164. Василевская, В. Э. Теория международной экономической интеграции: неолиберальная школа / В. Э. Василевская // Общество, образование, наука в современных парадигмах развития. – 2022. – С. 302-306. Гурова, И. П. Конкурирующие теории региональной экономической интеграции: сравнительный анализ / И. П. Гурова, М. В. Ефремова // Власть. – 2013. – № 8. – С. 035-038. Зыков, А. А. Таможенные союзы мира: интеграция или противостояние / А. А. Зыков, И. А. Ивочкина // Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. – С. 829-840. Икромов, Д. З. Международная экономическая интеграция : Учебное пособие для вузов / Д. З. Икромов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2022. – 99 с. Костюнина, Г. М. Направления и результаты формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли / Г. М. Костюнина // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 4. – С. 33-47. Куликова, Н. И. Таможенный союз как форма экономической интеграции: юридические аспекты практики ЕАЭС / Н. И. Куликова, А. Ю. Плотников // Страховое право. – 2019. – № 1(82). – С. 27-31.Курбанов, Р. А. Экономическая интеграция: понятие, теории и виды / Р. А. Курбанов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 2. – С. 107-111. Тынникова, Н. А. Зарубежный опыт таможенного сотрудничества на примере Европейского союза / Н. А. Тынникова // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 20-23. Фролова, Н. С. Интеграционные группы в современном мировой хозяйстве: структура, проблемы развития / Н. С. Фролова, Д. В. Иванова // Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в условиях цифровизации. – 2023. – С. 435-440. Шкиотов, С. В. Анализ эффектов создания Таможенных Союзов в экономической литературе / С. В. Шкиотов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – № 2(223). – С. 57-62.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения: 13.03.2024)
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 13.03.2024)
3. Антонович, К. А. Европейский союз как наднациональное и интеграционное объединение, выступающее субъектом международного таможенного регулирования посредством заключения международных таможенных конвенций и соглашений / К. А. Антонович // Сборник статей XXXI Международного научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 300-304.
4. Баквенье, Т. А. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке / Т. А. Баквенье, О. В. Пономарева // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 11. – С. 58-71.
5. Бекбоев, А. А. Становление Евразийского экономического союза / А. А. Бекбоев // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2020. – № 10. – С. 148-153.
6. Ботбаев, А. Н. Модели и типы региональных объединений в современных условиях региональной интеграции / А. Н. Ботбаев // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – № 7. – С. 160-164.
7. Василевская, В. Э. Теория международной экономической интеграции: неолиберальная школа / В. Э. Василевская // Общество, образование, наука в современных парадигмах развития. – 2022. – С. 302-306.
8. Гурова, И. П. Конкурирующие теории региональной экономической интеграции: сравнительный анализ / И. П. Гурова, М. В. Ефремова // Власть. – 2013. – № 8. – С. 035-038.
9. Зыков, А. А. Таможенные союзы мира: интеграция или противостояние / А. А. Зыков, И. А. Ивочкина // Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. – С. 829-840.
10. Икромов, Д. З. Международная экономическая интеграция : Учебное пособие для вузов / Д. З. Икромов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2022. – 99 с.
11. Костюнина, Г. М. Направления и результаты формирования Африканской континентальной зоны свободной торговли / Г. М. Костюнина // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 4. – С. 33-47.
12. Куликова, Н. И. Таможенный союз как форма экономической интеграции: юридические аспекты практики ЕАЭС / Н. И. Куликова, А. Ю. Плотников // Страховое право. – 2019. – № 1(82). – С. 27-31.
13. Курбанов, Р. А. Экономическая интеграция: понятие, теории и виды / Р. А. Курбанов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 2. – С. 107-111.
14. Тынникова, Н. А. Зарубежный опыт таможенного сотрудничества на примере Европейского союза / Н. А. Тынникова // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 20-23.
15. Фролова, Н. С. Интеграционные группы в современном мировой хозяйстве: структура, проблемы развития / Н. С. Фролова, Д. В. Иванова // Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в условиях цифровизации. – 2023. – С. 435-440.
16. Шкиотов, С. В. Анализ эффектов создания Таможенных Союзов в экономической литературе / С. В. Шкиотов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – № 2(223). – С. 57-62.