Тестовые контрольно-обучающие задания по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с устойчивой неуспеваемостью
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 15.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические основы использования тестовых заданий на уроках математики в начальной школе для активации познавательной деятельности младших школьников 6
1.1.Понятие и сущность познавательной деятельности младших школьников 6
1.2. Понятие и виды тестовых заданий 8
1.3 Анализ методических рекомендаций по использованию тестовых 12
заданий на уроке математики 12
2.Анализ применения тестовых контрольно-обучающих заданий по математике с целью активации познавательной деятельности младших школьников 15
2.1. Особенности организации работы преподавателя с тестовыми заданиями по математике
2.2. Применение тестовых задание по математике и методика их использования на уроке 20
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исходный уровень знаний на контрольном этапе исследования значительно выше, чем на констатирующем этапе, там на 30% уменьшилось количество учеников с низким уровнем знаний, на 13% увеличилось количество учеников со средним уровнем знаний и на 17% с высоким уровнем знаний. Рассмотрим результаты среза знаний в опытно-экспериментальной группе учащихся.Таблица 6 – Результаты первого и второго среза знаний учеников опытно-экспериментального исследованияКлассыОбщеекол-воуч-сяУровниНизкий 2»,«3»Средний «4»Высокий «5»Абс%Абс%Абс%Первый срез1010100%00%00%Второй срез10330%550%220%Рисунок 7 – Сравнительные результаты первого и второго среза знаний обучающихся ЭГМожно сказать, что ученики, принимавшие участие в опытно-экспериментальном исследовании, существенно улучшили свои знаний, там слабоуспевающих из 100% осталось только 30% учеников, на 50% увеличилось количество учеников со средним уровнем знаний и на 20% с – высоким уровнем. Учащиеся имеют достаточно большой объём знаний, лучше решают арифметические задания, повысили знания в области математики.Далее для выявления уровня познавательной активности и самостоятельности была проведена повторная диагностика этих параметров по ранее выбранным методикам, представим результаты контрольного этапа исследования.Таблица 7 – Результаты исследования познавательной активности учеников опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе исследованияУровниКоличество человекПроцентыВысокий уровень770%Средний уровень330%Низкий уровень00%Рисунок 8 – Результаты исследования познавательной активности учеников опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе исследованияВысокий уровень познавательной активности диагностировался у 7 учащихся (70%), что свидетельствует о сильно выраженной познавательной активности. Средний уровень познавательной активности продемонстрировали 3 учащихся (30%), что свидетельствует об умеренной выраженности познавательной активности. Низкий уровень познавательной активности не выявился. Теперь рассмотрим полученные результаты по методике по методике «Познавательная самостоятельность школьника» А.А. Горчинской.Таблица 8 – Результаты исследования познавательной самостоятельности учеников опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе исследованияУровниКоличество человекПроцентыВысокий уровень660%Средний уровень440%Низкий уровень00%Рисунок 9 – Результаты исследования познавательной самостоятельности учеников опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе исследованияМожно сказать, что после проведения формирующего этапа исследования был выявлен прирост учащихся с очень высоким уровнем познавательной деятельности к изучению математики. Так познавательная активность учащихся увеличилась на 50%, познавательная самостоятельность также на 50 %. Показатели очень низкого уровня познавательной деятельности на контрольном этапе не были выявлены. Таблица 9 – Результаты исследования познавательной активности и самостоятельности учеников опытно-экспериментального исследования на констатирующем и контрольном этапах (%)УровниПознавательнаяактивностьПознавательная самостоятельностьКонстатирующий этапКонтрольный этапКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий уровень20%70%10%60%Средний уровень20%30%30%40%Низкий уровень60%0%60%0%Рисунок 10 – Уровни познавательной активности и самостоятельности обучающихся ЭГ на констатирующем и контрольном этапах Таким образом, динамика математических знаний и умений учеников значительная. Работа на основе тестовых контрольно-обучающих заданий по математике как средства активизации познавательной деятельности младших школьников с устойчивой неуспеваемостьюобнаружила, что в развитии детей произошли положительные изменения:благодаря использованию тестовых заданий успеваемость выросла;подбор заданий с учетом психофизического типа каждого ребенка ведет к улучшению успеваемости ученика, повышение умственного уровня, придает ученику уверенности в себе;тестовые задания развивают у ребенка такие качества личности, как умение оценивать свои возможности, ставить перед собой новые цели и новые задачи.ВыводНа констатирующем этапе исследования мы констатировали низкий уровень знаний по математике у учащихся, большой процент низкого и среднего уровня познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся, уровень познавательной деятельности к изучению математики находится на низком уровне, они не заинтересованы в предмете, некоторые дети боятся урока математики или ситуации проверки знаний, теряются при ответах.На основе результатов констатирующего эксперимента мы разработали тестовые задания для данной группы учащихся. Эти задачи предусматривают овладение всеми учащимися обязательным объемом математических знаний и умений, определенных программой, а также создают условия для продвижения на высший уровень. На контрольном этапе исследования проводился повторный срез знаний у учащихся. Можно отметить, что, действительно, существует динамика в уровне знаний учащихся выбранного класса. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исходный уровень знаний на контрольном этапе исследования значительно выше, чем на констатирующем этапе, на 30% уменьшилось количество учеников с низким уровнем знаний, на 13% увеличилось количество учеников со средним уровнем знаний и на 17% с высоким уровнем знаний. Также после проведения формирующего этапа исследования был выявлен прирост учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности к изучению математики. Так познавательная активность учащихся увеличилась на 50%, познавательная самостоятельность также на 50 %. Показатели низкого уровня познавательной деятельности на контрольном этапе не были выявлены.Если целенаправленно и дозированно применять тестовые задания в процессе проведения уроков математики в начальной школе, это станет одним из средств для развития предметных результатов учащихся. Такая практика также поможет повысить уровень математической подготовки, улучшить владение учебным материалом и развить навыки действий в данной области. Более того, использование тестовых заданий также способствует подготовке учащихся к централизованному тестированию.Следует отметить, что эффективное применение такого подхода возможно лишь при соблюдении следующих условий:1) учитель должен глубоко знать каждого ученика, индивидуальные особенности его мышления, внимания, памяти, уровень развития, самостоятельности;2) класс должен быть своеобразной творческой лабораторией учителя;3) приблизить обучение к окружающей жизни, личного опыта детей;4) активизировать учебную деятельность младших школьников;5) обеспечивать обратную связь;6) использовать приемы поощрения;7) следует четко определить, на каком этапе урока нужна дифференциация, предусмотреть варианты заданий, более сложные задачи для способных детей;8) задача предлагать несколькими вариантами, проверку заданий после каждого этапа урока;9) предусматривать объем задач, чтобы все ученики смогли одновременно их закончить;10) использовать передовой педагогический опыт.ЗаключениеВ настоящее время без математики не обходится практически ни одна сфера жизнедеятельности человека. Именно наука является одним из основных способов решения разнообразных жизненных вопросов людей. Активное использование математических знаний во многих сферах говорит о важности и необходимости знания математики. Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В наше время наблюдается рост интереса к проблемам математического образования. Выявлено, что тестовые задания по математике, которые предназначены для контроля и обучения, могут быть полезным инструментом для стимулирования познавательной активности младших школьников, которые имеют устойчивые проблемы с успеваемостью.Отражено, что при создании тестовых заданий следует учесть особенности и уровень знаний каждого ребенка с проблемами в успеваемости. Задания должны быть доступными и понятными для этой группы учащихся, учитывая их индивидуальные образовательные потребности.Выявлено, что для активации познавательной активности младших школьников, надо включать в тесты разные типы заданий. Например, задания могут включать решение примеров, построение графиков, выявление закономерностей, анализ и интерпретацию данных и т.д. Разнообразие типов заданий поможет развить разные аспекты математического мышления и способствовать активному участию детей.В процессе выполнения тестовых заданий можно использовать интерактивные методы и игровые элементы. Например, можно организовать групповые игры, где дети с проблемами в успеваемости могут работать в парах или малых группах, чтобы решать задания. Это поможет им взаимодействовать, обмениваться идеями и поддерживать интерес к математике.Отражено, что, что необходимо учитывать специфические потребности каждого ребенка с проблемами в успеваемости. Если необходимо, нужно предоставить им дополнительное время или помощь в выполнении заданий. Также можно предложить более простые или более сложные задания в зависимости от их уровня подготовки.На констатирующем этапе исследования мы констатировали низкий уровень знаний по математике у учащихся, большой процент низкого и среднего уровня познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся, уровень познавательной деятельности к изучению математики находится на низком уровне, они не заинтересованы в предмете, некоторые дети боятся урока математики или ситуации проверки знаний, теряются при ответах.На основе результатов констатирующего эксперимента мы разработали тестовые задания для данной группы учащихся. Эти задачи предусматривают овладение всеми учащимися обязательным объемом математических знаний и умений, определенных программой, а также создают условия для продвижения на высший уровень. На контрольном этапе исследования проводился повторный срез знаний у учащихся. Можно отметить, что, действительно, существует динамика в уровне знаний учащихся выбранного класса. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исходный уровень знаний на контрольном этапе исследования значительно выше, чем на констатирующем этапе, на 30% уменьшилось количество учеников с низким уровнем знаний, на 13% увеличилось количество учеников со средним уровнем знаний и на 17% с высоким уровнем знаний. Также после проведения формирующего этапа исследования был выявлен прирост учащихся с высоким уровнем познавательной деятельности к изучению математики. Так познавательная активность учащихся увеличилась на 50%, познавательная самостоятельность также на 50 %. Показатели низкого уровня познавательной деятельности на контрольном этапе не были выявлены.Если целенаправленно и дозированно применять тестовые задания в процессе проведения уроков математики в начальной школе, это станет одним из средств для развития предметных результатов учащихся. Такая практика также поможет повысить уровень математической подготовки, улучшить владение учебным материалом и развить навыки действий в данной области. Более того, использование тестовых заданий также способствует подготовке учащихся к централизованному тестированию.Список использованной литературыБабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2015. – 208 с.Баринова, О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач / О.В. Баринова // Начальная школа. – 2017. – №2. – С.41-44.Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2020. - 128 c.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум . - СПб.: Питер, 2021. - 624 c.Горнобатова, Н.А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики / Н.А. Горнобатова // Эксперимент и инновации в школе. –2015. – № 5. – С. 51- 55.Заварина, М.С Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема / М.С. Заварина // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №1. – С. 15-17.Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2019. - 160 c.Загвязинский, В.И. Общая педагогика. / В.И. Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2020. - 391 c.Использование банка тестовых заданий на уроках математики в компетентностной модели начальной школы - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-banka-testovyh-zadaniy-na-urokah-matematiki-v-kompetentnostnoy-modeli-nachalnoy-shkoly?ysclid=lofxmdkh9e545751233 (дата обращения: 01.11.2023)Клепиков, В.Н. Создание развивающей среды по формированию математической культуры школьников / В.Н. Клепинков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №4. – С.49-55.Ковалев, А.Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / А.Г. Ковалев, О.Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2014. – 120 с.Контрольно-измерительные материалы по математике 1-4 класс - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/San-Les/DocLib8/КИМы%20математика%201-4%20класс.pdf (дата обращения: 01.11.2023)Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.Куликова, В.А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) / В.А. Куликова // Образование и наука. – 2010. – №6. – С. 132-142.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. –786 c.Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности / В.И. Лозовая. – М.: Просвещение, 2017. – 38 с.Маклаева, Э.В., Дмитриева, Е.К. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э.В. Маклаева, Е.К. Дмитриева // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С.629-633.Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным / Г.И. Малышева // Воспитание школьников. – 2016. – №6. – С.21-26.Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С.16-20.Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2016. –246 с.Нагибин, Ф.Ф. Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе / Ф.Ф. Нагибин // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2015. –№ 1. – С. 53-58.Рудко, Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Рудко // NAUKARASTU-DENT.RU. – 2014. – №5. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №3. – С.185-189.Смолякова, Д.В. Теория и методика обучения математике: использование элементов истории математики в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Д. В. Смолякова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012.– 36 с.Тесты по математике для учителя начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/testi-po-matematike-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-2047659.html?ysclid=lofxmnwk7q69870815 (дата обращения: 01.11.2023)Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/ Хаматгалеев, Э.Р. Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся) / Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Петров, 2019. – 66 сХарламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 2014. – 512 с.Цветков, И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И.М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 400- 411.
2. Баринова, О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач / О.В. Баринова // Начальная школа. – 2017. – №2. – С.41-44.
3. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, И.М. Яковлева. - М.: Инфра-М, 2020. - 128 c.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум . - СПб.: Питер, 2021. - 624 c.
5. Горнобатова, Н.А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики / Н.А. Горнобатова // Эксперимент и инновации в школе. –2015. – № 5. – С. 51- 55.
6. Заварина, М.С Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема / М.С. Заварина // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №1. – С. 15-17.
7. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2019. - 160 c.
8. Загвязинский, В.И. Общая педагогика. / В.И. Загвязинский. - М.: Высшая школа, 2020. - 391 c.
9. Использование банка тестовых заданий на уроках математики в компетентностной модели начальной школы - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-banka-testovyh-zadaniy-na-urokah-matematiki-v-kompetentnostnoy-modeli-nachalnoy-shkoly?ysclid=lofxmdkh9e545751233 (дата обращения: 01.11.2023)
10. Клепиков, В.Н. Создание развивающей среды по формированию математической культуры школьников / В.Н. Клепинков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №4. – С.49-55.
11. Ковалев, А.Г., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / А.Г. Ковалев, О.Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2014. – 120 с.
12. Контрольно-измерительные материалы по математике 1-4 класс - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/San-Les/DocLib8/КИМы%20математика%201-4%20класс.pdf (дата обращения: 01.11.2023)
13. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2018. - 290 c.
14. Куликова, В.А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) / В.А. Куликова // Образование и наука. – 2010. – №6. – С. 132-142.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2021. –786 c.
16. Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности / В.И. Лозовая. – М.: Просвещение, 2017. – 38 с.
17. Маклаева, Э.В., Дмитриева, Е.К. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э.В. Маклаева, Е.К. Дмитриева // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С.629-633.
18. Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным / Г.И. Малышева // Воспитание школьников. – 2016. – №6. – С.21-26.
19. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. – 2008. – №3. – С.16-20.
20. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 57 с.
21. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 2016. –246 с.
22. Нагибин, Ф.Ф. Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе / Ф.Ф. Нагибин // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2015. –№ 1. – С. 53-58.
23. Рудко, Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Рудко // NAUKARASTU-DENT.RU. – 2014. – №5.
24. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №3. – С.185-189.
25. Смолякова, Д.В. Теория и методика обучения математике: использование элементов истории математики в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Д. В. Смолякова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2012.– 36 с.
26. Тесты по математике для учителя начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/testi-po-matematike-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-2047659.html?ysclid=lofxmnwk7q69870815 (дата обращения: 01.11.2023)
27. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/135639400/
28. Хаматгалеев, Э.Р. Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся) / Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Петров, 2019. – 66 с
29. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 2014. – 512 с.
30. Цветков, И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И.М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 400- 411.