Роль музыки в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТЕКСТЕ 5
1. «Музыкальность» литературы как объект культурологического исследования 5
2. Приёмы, относящиеся к теоретико-литературным понятиям 9
3. Проблема «музыкальности» литературного произведения 9
ГЛАВА II. СВЯЗЬ АВТОРА И МУЗЫКИ В БИОГРАФИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 12
1. Единство музыки и литературы в историческом аспекте 12
2. Влияние на творчество на основе биографического метода 14
ГЛАВА III. АНАЛИЗ “МУЗЫКАЛЬНОСТИ” РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 16
1. Полифония как структурно-семантический принцип организации романа 16
2. Музыкальная символика 19
3. Музыкальные ассоциации в романе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Самым известным воплощением Фауста была одноименная опера Шарля Гуно. Она упоминается Мастером в разговоре с Бездомным в тринадцатой главе: - Ну, вот и все... Даже лицо, которое вы описали... другие глаза, брови! Простите, может быть, все-таки вы даже не слышали оперу «Фауст»? А самым известным номером творения Гуно являются куплеты Мефистофеля, ярко исполненные оперным басом. В восемнадцатой главе глаза буфетчика Андрея Фокича Сокова натыкаются на интересные аксессуары в «плохой» квартире: «траурный плащ, подбитый огненной тканью, был переброшен через спинку стула, длинный меч со сверкающей золотой рукоятью лежал на зеркальном столике. ...береты с орлиными перьями висели на оленьих рогах». Это костюм Мефистофеля из оперы Гуно.Следующая «музыкальная» фамилия Римский - отсылка к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, который много и плодотворно писал в оперном жанре. В сюжетах его произведений есть как мистика, борьба добра и зла, проделки злых духов, так и элементы резкого сатирического памфлета. Аллюзия на оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» звучит в финале тридцать первой главы:«Когда на мгновение чёрный покров отнеслов сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман» [1].А для оперы «Золотой петушок» - в эпизоде чудесного спасения Римского-Корсакова от Ада и вурдалака Варенухи: «Крик петуха повторился, девушка щелкнула зубами, и ее рыжие волосы встали дыбом. С третьим криком петуха она повернулась и выбежала вон. А вслед за ней, подпрыгнув и вытянувшись горизонтально в воздухе, напоминая летящего купидона, он медленно выплыл в окно через стол Варенухи.»[1]Фамилия блестящего профессора психиатрии – очевидная отсылкак русскому композитору. Игорь Федорович Стравинский написал свои первые пьесы под руководством Римского-Корсакова. В 1918 году он создал оперу «История солдата», в которой бедный солдат продает свою душу дьяволу.Языческие и сказочные фольклорные символы сыграли большую роль в творчестве Стравинского: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Язычество исторически предшествует христианству, и на границе эпох находится Иешуа Га-Ноцри, распятый на четырнадцатый день священного весеннего месяца Нисан [17]. Кандидат филологических наук Ольга АлександровнаАктисова также отмечает следующую символичность:«В самом конце романа в семантическом наполнении концепта «музыка» возникают определенные вагнеровские мотивы. Картины пожаров напоминают о заключении «Гибели богов», а последний полёт Воланда со свитой и умершими героями уже очень отдалён от сказочности Гоголя – Римского-Корсакова и связан, скорее, с «Полётом валькирий».»Таким образом, на протяжении всего романа «Мастер и Маргарита» различные музыкальные аспекты символизируют важные категории добра и зла, любви, веры.Музыкальные ассоциации в романеМузыкальные ассоциации - одна из важнейших организующих сил романа «Мастер и Маргарита». Сложное по своей конструкции, отражающее свет и тьму, добро и зло в образах Иешуа и Мастера, Понтия Пилата и Воланда, произведение пронизано музыкальными ассоциациями, аллюзиями и реминисценциями. «Страсти по Матфею» Дж. С. Главы романа «Бах» и «Ершалаим» сопоставимы по силе страсти, боли и горечи, а также по мудрой философской основе. Большая часть музыки, звучащей в романе, является не более чем частью окружающей Булгакова реальности: от многочисленных фрагментов из популярных опер до народных песен, исполняемых под «гипнозом» фагота Коровьева, или фокстрота «Аллилуйя». Символом исключительной важности является песня Шуберта «Приют», звучащая из телефонной трубки в исполнении Воланда. Многим песням Шуберта, как и скалистым лунным пейзажам в романе Булгакова, присущ мрачный характер, в них есть что-то адское. Но при расставании Воланд описывает последнее пристанище Мастера в мягких идиллических тонах: «О трижды романтичный мастер, разве вы не хотите днем прогуляться со своей девушкой под начинающими цвести вишнями, а вечером послушать музыку Шуберта?» Но почему Шуберт? Это композитор-романтик, его музыка иллюзорна, оторвана от реальности. Мастер и Маргарита «заслужили покой», но не на земле, а в другом мире, тоже иллюзорном.Единство и противостояние Света и Тьмы (добра и зла) отражены в романе, в том числе и в музыке. Волшебные, чарующие звуки музыки на балу сатаны, на первый взгляд, неуместны. В оркестре «дьявола» играют лучшие музыканты мира: Иоганн Штраус, бельгийский скрипач и композитор Анри Вьетанус. Их музыка наполнена радостью и светом, но они играют для сил тьмы. Таким образом, Булгаков проводит теорию о том, что в каждом музыкальном таланте есть что-то от дьявола. В конце концов, согласно популярной легенде, именно дьявол управлял смычком Паганини. Интересно, что произведения такого композитора-романтика, как П. И. Чайковский, в романе используются в пародийно-сниженном контексте. Есть информация, что в черновиках председателем правления МАССОЛИТА должен был быть назван не Берлиоз, а Чайковский [13]. В 20-30-е годы музыка Чайковского считалась декадентской и щемяще-сентиментальной, ее предлагалось «выбросить с парохода современности» как ненужный хлам. Такие голоса раздавались от некоторых комсомольских лидеров, но коммунисты старшего поколения охотно разрешали постановку опер и балетов на музыку Чайковского, а отрывки из произведений великого композитора постоянно передавались по радио. Ирония Булгакова, конечно, направлена не на Чайковского, а на чрезмерное увлечение именно этим композитором. Поэтому неслучайно во сне Никанора Босоногого, попавшего в сумасшедший дом, постоянно слышен нервный тенор, поющий: «Там лежат груды золота, и они принадлежат мне», как напоминание о том, что председатель жилищного товарищества получил взятку и что в то время радио было включено почти на весь день. И когда Иван Бездомный пробирался по Москве в поисках пропавшего иностранца Воланда, «все окна были открыты, и изо всех форточек, из всех дверных проемов, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рев полонеза из оперы «Евгений Онегин».Кошмар продолжался: «... по какой-то невыразимой причине на протяжении всего его трудного путешествия его мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжелый бас пел о его любви к Татьяне.»Ключевые слова здесь - «все», «вездесущий», они выражают протест против отсутствия свободы выбора, при которой весь советский народ должен любить те книги, фильмы, музыку, которые рекомендованы партией большевиков. Эта идея прослеживается в эпизоде, в котором все сотрудники городского развлекательного филиала против своей воли поют песню «Славное море священный Байкал», а перед этим Фагот добровольно и принудительно записал их в кружок хорового пения. Булгаков напоминает читателю: вот что случается с теми, кто отрекается от своих убеждений, является трусами, и связывает эту историю с главами «Ершалаима», в одной из которых все ученики Иешуа из страха отреклись от своего Учителя.Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» музыкальные ассоциации имеют существенное значение.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛитература и музыка тесно связаны. Оба вида искусства имеют внешней формой звук, в обоих – особую роль играет эмоциональная составляющая творчества, существуют многочисленные параллели между композицией музыкальных и словесных произведений, слово и музыка взаимодействуют в ряде жанров, как музыкальных (вокальная музыка), так и словесных (жанр «симфонии», рондо и другие). Синтез слова и музыки на материале литературы реализуется в ряде характерных форм: особенностях звуковой организации текста, композиционных приемах повторов и вариаций как на уровне поэтической речи, так и на уровне произведения, музыкальных аллюзиях, общем гармоничном интонационно-эмоциональном строе, позволяющем говорить о глубинно музыкальном в своей основе художественно выраженном мировоззрении писателя. Функции музыкальных образов в литературе состоят обогащении авторского художественного инструментария и, как следствие, в формировании новых содержательных планов произведения, в повышении уровня его эмоционально-экспрессивной составляющей, большей вовлеченности читателя в переживание изображаемых картин, в «воспитании» его чувств и стимуле к дальнейшей созидательной деятельности по сохранению природы и преображениюокружающего мира.В рамках данного исследования определена роль музыки в романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Установлено, что большое значение имеет музыкальный символизм для осмысления романа. Именно музыкальные темы символизируют здесь такие ключевые понятия, как добро и зло, вера, любовь.Также для раскрытия ключевых аспектов романа «Мастер и Маргарита» были широко использованы музыкальные ассоциации. Для этого М.А. Булгаков наделяет героев «музыкальными» фамилиями и прозвищами, даёт отсылку на известных музыкантов, приводит в сюжете темы известных музыкальных произведений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫХудожественные текстыБулгаков, М.А. Мастер и Маргарита / Михаил Афанасьевич Булгаков. – М.: ПОСЕВ, 1977. – 503 с.ЛитератураАдаева, Н.А. Музыка и нравственное развитие человека. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саранск, 2000Бергер, Н.А. Теория музыки в современной практике музицирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2009Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия. – Пермь, 2009. – С. 1-7.Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 2. С. 73-80Гервер, Л. Теория музыки и литературное произведение // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории методологии. Материалы научно-практической конференции. Редактор Л.С. Дьячкова. 1994. С. 192-199.Горбунова, Ю.С. Роль эпитетов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 25-27.Гудова М.Ю. Эстетика: основы художественной интонации: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. – 164 с.Демченко. А.И. Теория и история музыки. Концепционный метод анализа. Учебник / Москва, 2018. Сер. 74 Бакалавр. Специалист. Магистр (2-е изд., испр. и доп)Жагуло, Т.В. Философия музыки в пространстве теории образования // Эстетическое образование: традиции и современность. материалы V Международной студенческой научно-практической конференции; научное электронное издание локального распространения. Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. 2018. С. 120-123.Иваньшина, Е.А. Слово о «Мастере и Маргарите» // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор А.Д. Черенкова. 2017. С. 231-239.Каркина С.В. Взаимосвязь слова и музыки как педагогическая проблема в историческом аспекте // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. Педагогика и психология. – 2009. – Вып. 4. – С. 55- 63.Кораблёв, А.А. Две Маргариты (об интертекстуальных проекциях в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Античность - Современность (вопросы филологии). Сборник научных работ. Донецкий национальный университет. Донецк, 2017. С. 42-49.Красникова, Т.Н. Методика преподавания теории музыки. Учебно-методическое пособие / Москва, 2016.Ливанова, Т.Н. Очерки по истории и теории музыки // Советская музыка. 1941. № 1. С. 81-84.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 405-602.Медушевский, В.В. История и теория искусства // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 49-53Мочалова, А.С. и др. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 (83). С. 33Нефедов Н. Т. Возникновение биографического метода / Н. Т. Нефедов. История зарубежной критики и литературоведения. М., 1988. 278 с.Николаева, А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2004

Художественные тексты
1. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / Михаил Афанасьевич Булгаков. – М.: ПОСЕВ, 1977. – 503 с.

Литература

2. Адаева, Н.А. Музыка и нравственное развитие человека. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саранск, 2000
3. Бергер, Н.А. Теория музыки в современной практике музицирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2009
4. Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия. – Пермь, 2009. – С. 1-7.
5. Ваймугина, М. А. Понятие ценности произведения искусства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 2. С. 73-80
6. Гервер, Л. Теория музыки и литературное произведение // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории методологии. Материалы научно-практической конференции. Редактор Л.С. Дьячкова. 1994. С. 192-199.
7. Горбунова, Ю.С. Роль эпитетов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 25-27.
8. Гудова М.Ю. Эстетика: основы художественной интонации: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. – 164 с.
9. Демченко. А.И. Теория и история музыки. Концепционный метод анализа. Учебник / Москва, 2018. Сер. 74 Бакалавр. Специалист. Магистр (2-е изд., испр. и доп)
10. Жагуло, Т.В. Философия музыки в пространстве теории образования // Эстетическое образование: традиции и современность. материалы V Международной студенческой научно-практической конференции; научное электронное издание локального распространения. Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. 2018. С. 120-123.
11. Иваньшина, Е.А. Слово о «Мастере и Маргарите» // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор А.Д. Черенкова. 2017. С. 231-239.
12. Каркина С.В. Взаимосвязь слова и музыки как педагогическая проблема в историческом аспекте // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. Педагогика и психология. – 2009. – Вып. 4. – С. 55- 63.
13. Кораблёв, А.А. Две Маргариты (об интертекстуальных проекциях в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Античность - Современность (вопросы филологии). Сборник научных работ. Донецкий национальный университет. Донецк, 2017. С. 42-49.
14. Красникова, Т.Н. Методика преподавания теории музыки. Учебно-методическое пособие / Москва, 2016.
15. Ливанова, Т.Н. Очерки по истории и теории музыки // Советская музыка. 1941. № 1. С. 81-84.
16. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 405-602.
17. Медушевский, В.В. История и теория искусства // Художественное образование и наука. 2014. № 1. С. 49-53
18. Мочалова, А.С. и др. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 (83). С. 33
19. Нефедов Н. Т. Возникновение биографического метода / Н. Т. Нефедов. История зарубежной критики и литературоведения. М., 1988. 278 с.
20. Николаева, А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2004