Формирование моральных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 16.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Теоретические основы изучения проблемы формирования моральных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 8
1.1. Проблема формирования моральных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в научной литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями 12
1.3. Методы и приемы формирования моральных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 14
Вывод по 1 главе 19
2. Экспериментальное исследование формирования моральных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 21
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик 21
2.2. Программа формирования моральных качеств у младших школьников с ЗПР 22
2.3. Интерпретация результатов экспериментального исследования 24
Выводы по II главе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Таким образом, представленный перечень рекомендаций по формированию моральных качеств у младших школьников с ЗПР будет способствовать более эффективному ее применению.ЗаключениеВ заключение данного исследования можно сказать, что исследование формирования моральных качеств у младших школьников с ЗПР, является весьма актуальной темой.Воспитание моральных качеств и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Гуманность становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.Сегодня образование направлено на формирование морали и нравственности у детей в соответствии с основными целями образования. Предлагаемые результаты включают в себя: развитие гуманности и толерантности(основные моральные нормы, а также их применение с учетом социальной значимости).Таким образом, с позиции психологии моральвыступают как функции, регулирующие поведение человека. Полностью включив внутренний мир личности, они выходят за рамки когнитивного процесса и обладают не только ментальными образами чего-либо и события, но также смыслом и связью. Более того, гуманность и толерантность- это представления о нормах, праве, непорочности, себе, других людях и истинной перспективе мира, которые помогают индивиду ориентироваться в сфере человеческих отношений, а также решать нравственные проблемы. Следовательно, гуманность и толерантностьявляются предпосылкой становления нравственной личности.Список использованной литературыАртемова, Л.В. Нравственное воспитание школьников: кн. для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 2011. - 127 с.Антипова, И. Н. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития, применяемые на занятиях дополнительного обучения: сообщение / И. Н. Антипова. — Самарская область: Прометей, 2016. — 35 с.Божович Л. И. Общая характеристика детей. М., 2010. С. 24-54Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. : ВЛАДОС, 2000. 184 с. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. - 2008. – 1434с.Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. 75 Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, ПраймЕврознак, 2007.Виноградова Н.А. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.Волобуева,Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева. Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- с. 88-91.Воспитание нравственных чувств у детей: кн. для воспитателя дет. сада. Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 2009. – 191 с.Гайченко, С.В., Особенности работы с детьми с ОВЗ: учебно-методическое пособие / С.В. Гайченко, О.А. Иванова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 167 с. Губанова,Н. Педагогические возможности художественной литературы. Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.Детство: программа развития и воспитания детей. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное.-СПб.-244 с.Возрастная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№410 Педагогика и психология В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-270 с.Дробницкий, А.Г. Моральная философия [Текст]: Изб. Труды / А.Г. Дробницкий; сост. Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2002. – 523 с (11)Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз., 2000. – 1209 с. (813Жуковская, Р.И. Воспитание в ребенке нравственности / Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 2013.Карпинская, Н.С. Воспитание нравственности у дошкольников. Дошкольное воспитание. 2009. №12. С. 17-22.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2013. – 176 с.Козлова, С.А. Куликова, С.А. Педагогика. Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 201. – 416 с.Козлов, Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов: изд-во Ростовского ун-та, 1983. – с. 31 – 40.Козлова, С.А. Развитие нравственности у школьников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-160 с.Козлова,С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .Короткова, Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.Куцакова,Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка: Програм.- метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.Колесникова,З. Игрушечный театр. Художественная литература для дошкольников.-2013.-№6.-с.13 -15.Крысько, В.Г Психология и педагогика. Курс лекций. - М., Омега-Л, 2005.Краснокутская, В.Н. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей. СтатьяКраевский, В.В., Полонский, В.М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.Леонтьев, А.Н. Психология детства. - М.: Наука. - 2001. - 398с.Марьенко И.С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985.–368 с.Морозова, В. В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В. В. Морозова. - М. : Инфра-М, Форум, 2017. - 100 c.Нравственно эстетическое воспитание ребенка.Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.Нравственно-духовное воспитание. Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.Николаенко, В.М., Залесов Г.М. Психология и педагогика, учебное пособие.- Новосибирск, «Инфра», 2002.Нечаева, В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание: пособие для воспитателей. Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании школьника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.Петрова, В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 7 лет:. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.Позднякова, Н.А. Задержка психического развития, как результат неправильного воспитания ребенка (последствия депривации) / Н.А. Позднякова // Молодой ученый. − 2017. − №47.1. − С. 126-129. Русова С. Теория и практика школьного воспитания/ Под ред. Е. Коваленко. - М .: Просвещение, 2013. – 238 с. Скрипкина, Н.В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.В. Скрипка // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). − Казань: Бук, 2017. − С. 86-91.Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 сФедосеева, О.Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 619–622.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой.М.: АСТ, 2000-122с.Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с. (46)Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Пед. о-во России, 2010. 240 с.Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.Приложение 1Программа формирования моральных качеств у младших школьников с ЗПР№ п/пИгра Цели«Ястреб и ворона» призвана научить самостоятельности, дружбе, дисциплине, ответственности и коллективизму. Игра заключается в том, чтобы определить сероперую птицу на березе, которая своим громким карканьем пугает прохожих. Два ястреба выбираются с помощью рифмы, а остальные дети становятся воронами. Ястребы стоят в маленьких обручах, а две вороны — в больших обручах. По сигналу учителя вороны бегают, прыгают и идут, пока не услышат слово «Ястреб!» Затем вороны бегут обратно в свои гнезда, а пойманные вороны занимают место ястреба.1. Развитие дисциплинированности и ответственности2. Развитие сочувствия и сострадания к другим.3. Понимание концепции правильного и неправильного.4 Воспитание чувства справедливости и справедливости.5. Понимание важности честности и добросовестности6. Развитие позитивных отношений с другими.Игра «У ребят строгий порядок» предназначена для воспитания у учащихся внимательности, дружбы, коллективизма. В этой игре один или два ученика спокойно ходят по территории, распевая песню на тему марша. Затем учитель дает команду ученикам быстро выстроиться в линию в соответствии с ростом и смотреть в определенном направлении. Учащиеся продолжают петь песню, маршируя строем. Учитель проверяет их скорость и осанку, и те, кто едет последним или имеет плохую осанку, проигрывают. Важно следовать правилам, в том числе уступать место товарищу, а не подталкивать или оказывать давление на других, чтобы те заняли их место.. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.Игра под названием «Дерево дружбы» призвана научить людей важности дружбы, совместной работы и самоконтроля. В игре участвуют все участники, держащиеся за руки в кругу, при этом один человек действует как «дерево», которое остается неподвижным. Ведущий с противоположной стороны ведет группу круговыми движениями вокруг дерева, постепенно закручивая всех вокруг себя.1. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.Название игры: урок Инструкции: Игра проводится на игровой площадке с двумя обозначенными «классами», разделенными линиями по обе стороны игровой площадки. Каждая команда вытягивает квадраты (на 3-4 меньше, чем количество игроков в каждой команде), называемые «портами». В центре игровой площадки игроки образуют круг. По команде ведущего они ходят по кругу и читают речевку.Затем игроки бегут к своему «классу» и пытаются занять свои столы. Победителем становится игрок, который ни разу не опоздал на урок.. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.«Белки, орешки, шишки» — игра, направленная на обучение коллективизму, дружелюбию, умению работать вместе. В игре участвуют игроки, формирующие трио и образующие круг. Первое число в каждой тройке представляет собой белку, второе — орех, а третье — шишку. Ведущий игры стоит посередине и выкрикивает такие команды, как «Белки!» где все игроки, представляющие белок, должны поменяться местами, пока лидер пытается занять свободное место. В случае успеха лидер становится белкой, а человек без пятна становится лидером. Другие команды, такие как «Орехи!» или "Удары!" также может привести к тому, что игроки поменяются местами. Более сложная команда «Белки, орешки, шишки!» можно задать, когда все игроки должны поменяться местами одновременно.1. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.Игра «Цветы» предназначена для воспитания доброты, работы в команде и чувства сопричастности. Каждый игрок выбирает уникальное имя цветка, и игра начинается с того, что один игрок произносит название цветка и гонится за другим призванным игроком. Когда преследуемый игрок чувствует, что его могут поймать, он выкрикивает имя другого цветка или даже животного или рыбы, и игра продолжается таким же образом.. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.«Заяц и морковь».Игра начинается с новости о том, что кролик хочет съесть морковку. Затем морковь исчезает в земле, оставляя видимыми только свои листья. Игроки образуют круг и выбирают двух водящих — зайчика и морковку. Морковка стоит в середине круга, а зайчик стоит за кругом. Игра начинается под руководством ведущего, где кролик пытается поймать морковку, бегая по кругу и выходя из него. Игроки в кругу могут помочь морковке, позволив ей ползти под мышкой, но они должны помешать кролику сделать это. Если кролик ловит морковку или не может ее поймать спустя долгое время, для продолжения игры выбираются новый кролик и морковка.1. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.«Волшебный стул» — это фраза, используемая для введения в подготовительное занятие, в котором учитель подчеркивает уникальные сильные стороны каждого ребенка. Некоторые одарены красивыми певческими голосами, другие дружелюбны и добры, а некоторые надежны и надежны. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Волшебный стул», где дети объединяются в 4-5 человек и по очереди садятся на «Волшебный» стул. Затем другие дети в группе делятся только положительными отзывами о ребенке в кресле, сосредотачиваясь на его добрых делах. Игра переходит от малых групп к вовлечению всех детей группы.. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.Пожарные ученияИгра заключается в проведении линии на расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки и разделении детей на 3-4 группы по количеству пролетов на стене. На каждом пролете гимнастической стены на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. Первый ребенок в каждой группе выстраивается лицом к стене по начерченной линии. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – бегом!» дети подбегают к стене, взбираются на нее, звонят в колокольчик, а затем возвращаются на свое место в очереди. Воспитатель записывает время, когда первый ребенок позвонит в колокольчик. Затем следующий ребенок в каждой группе подходит и повторяет процесс. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не позвонят в колокольчик один раз. Побеждает та группа, в которой больше детей, позвонивших в колокольчик первыми.1. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.«Кто самый точный» направлено на развитие ответственности, вовлеченности, сочувствия и спокойствия. В этой игре воспитатель делит группу детей на 4-5 команд и выставляет линию и 4-5 мишеней на расстоянии 3-х метров от нее. Мишенями могут быть щиты с кругами или вращающимися предметами, либо обручи на шнуре между двумя стойками. Каждая команда отправляет одного участника бросить мешок с песком в цель, стараясь поразить ее и заработать очко. После того, как все бросили по одному разу, подсчитываются очки для каждой команды. Побеждает команда с наибольшим количеством очков. Для определения самого точного ребенка игра может быть продолжена новым раундом, в котором все дети, набравшие очко, снова бросают мяч, но с большего расстояния (3,5 м) и с меньшей мишенью. Промахнувшиеся дети выбывают до тех пор, пока не останется 1-2. Игра заканчивается тем, что самый точный ребенок или дети объявляются победителями.. Развитие сочувствия и сострадания к другим.2. Понимание концепции правильного и неправильного.3 Воспитание чувства справедливости и справедливости.4. Понимание важности честности и добросовестности5. Развитие позитивных отношений с другими.
2. Антипова, И. Н. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития, применяемые на занятиях дополнительного обучения: сообщение / И. Н. Антипова. — Самарская область: Прометей, 2016. — 35 с.
3. Божович Л. И. Общая характеристика детей. М., 2010. С. 24-54
4. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М. : ВЛАДОС, 2000. 184 с.
5. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. - 2008. – 1434с.
6. Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. 75 Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, ПраймЕврознак, 2007.
7. Виноградова Н.А. Педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.
8. Волобуева,Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева. Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- с. 88-91.
9. Воспитание нравственных чувств у детей: кн. для воспитателя дет. сада. Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 2009. – 191 с.
10. Гайченко, С.В., Особенности работы с детьми с ОВЗ: учебно-методическое пособие / С.В. Гайченко, О.А. Иванова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 167 с.
11. Губанова,Н. Педагогические возможности художественной литературы. Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.
12. Детство: программа развития и воспитания детей. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное.-СПб.-244 с.
13. Возрастная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№410 Педагогика и психология В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2008.-270 с.
14. Дробницкий, А.Г. Моральная философия [Текст]: Изб. Труды / А.Г. Дробницкий; сост. Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2002. – 523 с (11)
15. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз., 2000. – 1209 с. (813
16. Жуковская, Р.И. Воспитание в ребенке нравственности / Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 2013.
17. Карпинская, Н.С. Воспитание нравственности у дошкольников. Дошкольное воспитание. 2009. №12. С. 17-22.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2013. – 176 с.
19. Козлова, С.А. Куликова, С.А. Педагогика. Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 201. – 416 с.
20. Козлов, Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов: изд-во Ростовского ун-та, 1983. – с. 31 – 40.
21. Козлова, С.А. Развитие нравственности у школьников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-160 с.
22. Козлова,С.А., Куликова Т.А. Дошкольное воспитание: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 .
23. Короткова, Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.
24. Куцакова,Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка: Програм.- метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
25. Колесникова,З. Игрушечный театр. Художественная литература для дошкольников.-2013.-№6.-с.13 -15.
26. Крысько, В.Г Психология и педагогика. Курс лекций. - М., Омега-Л, 2005.
27. Краснокутская, В.Н. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей. Статья
28. Краевский, В.В., Полонский, В.М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.
29. Леонтьев, А.Н. Психология детства. - М.: Наука. - 2001. - 398с.
30. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985.–368 с.
31. Морозова, В. В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В. В. Морозова. - М. : Инфра-М, Форум, 2017. - 100 c.
32. Нравственно эстетическое воспитание ребенка. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
33. Нравственно-духовное воспитание. Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
34. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
35. Николаенко, В.М., Залесов Г.М. Психология и педагогика, учебное пособие.- Новосибирск, «Инфра», 2002.
36. Нечаева, В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание: пособие для воспитателей. Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
37. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании школьника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
38. Петрова, В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 7 лет:. Пособие для родителей и методистов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
39. Позднякова, Н.А. Задержка психического развития, как результат неправильного воспитания ребенка (последствия депривации) / Н.А. Позднякова // Молодой ученый. − 2017. − №47.1. − С. 126-129.
40. Русова С. Теория и практика школьного воспитания/ Под ред. Е. Коваленко. - М .: Просвещение, 2013. – 238 с.
41. Скрипкина, Н.В. Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.В. Скрипка // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). − Казань: Бук, 2017. − С. 86-91.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с
43. Федосеева, О.Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 619–622.
44. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой.М.: АСТ, 2000-122с.
45. Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с. (46)
46. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Пед. о-во России, 2010. 240 с.
47. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.