Информационные технологии в обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 17.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения информационных технологий у детей младшего школьного возраста с нарушением речи 5
1.1 Понятие информационных технологий в образовательной среде 5
1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста 12
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Практические основы применения информационных технологий у детей младшего школьного возраста с нарушением речи 18
2.1 Применение информационных технологий для коррекции нарушения речи 18
2.2 Подбор диагностических методик 20
2.3 Результаты применения информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением речи 22
Вывод по главе 2 24
Заключение 25
Список литературы 27
Перед ними на дороге оказалась большая лужа. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу. Мальчик помог девочке перейти через лужу.Оценка: самостоятельно выполнил задание – 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью – 1 балл, не справился с заданием – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 2[21].2.3 Результаты применения информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением речиИсследование было проведено на базе СОШ №55 города Москвы, в котором приняли участие 20 детей – младших школьников с нарушениями речи.Ученики были поделены на две группы:– 10 детей (экспериментальная группа 1 – ЭГ – 1), с которыми проводилась коррекционная работа с использованием информационных технологий на логопедических занятиях;– 10 детей, с которыми проводилась коррекционная работа без применения информационных технологий (экспериментальная группа 2 – ЭГ-2).Результаты контрольных срезов уровня сформированности звукопроизношения, грамматического строя речи, лексики у учащихся ЭГ-1 после проведения занятий с использованием информационных технологий изменился в сторону увеличения. Восемь детей показали высокий уровень в ходе усвоения программы. Два ребенка показали средний уровень. Низкий уровень не показал ни один ребенок. Уровень сформированности всех компонентов речи претерпел значительные качественные изменения.Сравнительный уровень сформированности речи у младших школьников ЭГ-1 по результатам проведения всех методик представлен в таблице 1.Таблица 1 – Количественные показатели уровня сформированности речи у детей ЭГ-1УровниВысокийСреднийНизкийКонстатирующий эксперимент20%73%6,7%Контрольный эксперимент56,7%43,3%0%Результат исследования сформированности речи у младших школьников ЭГ – 2 остался без изменений, так как с детьми не проводилась работа согласно программе логопедических занятий с использованием информационных технологий.Таким образом, в результате проведенной работы уровень сформированности речи возрос. Учащиеся ЭГ – 1, показавшие низкий и средний уровень перешли на высокий уровень. Это говорит об эффективности применения информационных технологий в коррекционной работе.Таким образом, если в системе коррекционной работы, направленной на качественное становление речи, активно использовать разнообразные формы занятий с применением информационных технологий, то это повысит эмоциональный настрой обучающихся к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на результате коррекционной работы.Вывод по главе 2Применение информационных технологий для коррекции нарушения речи в младших классах может быть эффективным и интересным способом помощи детям с различными речевыми проблемами.Также исследование в данной главе позволило выделить диагностические методики, направленные на выявление нарушений связной речи, лексической и грамматической стороны речи.Практическое применение информационных технологий в процессе коррекционной программы позволило сделать об эффективности такого метода, так как результаты, которые были получены после применения коррекционных программ построенных на информационных технологиях были качественно выше диагностических.ЗаключениеВ ходе выполнения курсовой работы удалось сформировать следующие выводы:– изучили понятие информационных технологий в образовательной среде и выяснили, что они играют значительную роль в современном образовании и оказывают положительное влияние на процесс обучения и развития учащихся. Информационные технологии позволяют перенести обучение из традиционного класса в цифровое пространство, что способствует более эффективному использованию ресурсов, повышению доступности образования и индивидуализации учебного процесса. С использованием информационных технологий учащиеся получают возможность обучаться интерактивно, использовать разнообразные образовательные ресурсы, общаться и сотрудничать с учителями и другими учениками через онлайн платформы. Технологии также позволяют создавать увлекательные уроки, разнообразные задания и проверочные работы, что способствует повышению мотивации учеников и улучшению результатов обучения;– рассмотрели особенности развития детей младшего школьного возраста, ввиду чего можно сказать, что это период жизни, когда происходят значительные изменения и развитие в различных областях. В младшем школьном возрасте дети проходят ключевые стадии развития в когнитивной, эмоционально-личностной, социальной и физической сферах. Когнитивное развитие в этом возрасте характеризуется более сложными формами мышления, развитием способности к анализу, синтезу и абстрактному мышлению. Дети начинают лучше понимать причинно-следственные связи, улучшается их способность к саморегуляции и планированию действий. В эмоционально-личностной сфере дети младшего школьного возраста проходят через процесс формирования своей самооценки, самопонимания и начинают строить свою идентичность. Возникают и развиваются эмоциональные навыки, умение контролировать свои чувства и эмоции;– проанализировали применение информационных технологий для коррекции нарушения речи, на основании чего можно сказать, что возможность доступа к специализированным программам и приложениям, разработанным для тренировки и коррекции речи. Эти программы могут быть адаптированы под конкретные потребности пациента, предлагая индивидуальный подход к работе над речевыми навыками;– подобрали диагностические методики, которые направленны на выявление нарушений связной речи, лексической и грамматической стороны речи, состоящие из заданий и оценок в виде баллов, которые по итогу подсчитываются и позволяют сделать выводы об уровне нарушения речи младших школьников;– представили результаты применения информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, что позволило сделать об эффективности такого метода, так как результаты, которые были получены после применения коррекционных программ построенных на информационных технологиях были качественно выше диагностических.Таким образом, цель достигнута, а задачи решены.Список литературы1. ФГОС НОО от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ Дата обращения 05.03.2024.2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ Дата обращения 05.03.2024.3. Андрианова И.Д., Рябинина Е.В. Психологическая подготовка личности к инновациям. М. Профессиональное образование. Столица. 2015. № 1. 35 с.4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.,1984.5. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.6. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. – 2008. – № 4. – 103 с.7. Бекузарова Н.В., Ткачева А.В., Миронов А.Г. Традиционные и инновационные формы и методы текущего контроля в российских вузах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3 (59). С. 85-93.8. Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной системе / Л.Л. Босова // Преподаватель XXI век. – 2016. – №4. часть 1. 116 с.9. Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2015. – 90 с.10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.,1973. – 400 с. 11. Голицына, О. Л. Информационные технологии / О. Л. Голицына, И. И. Попов, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка. – М.: Просвещение, 2018. – 544 с.12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 240 с.13. Коржова О.В., Филимонов А.А. Цифровая экономика в бухгалтерском учете // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 44. – С. 53-55; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2142 Дата обращения 05.03.2024.14. Каунов, А. М. Эффективный инновационный инструментарий современных методик креативного обучения в технологическом образовании / А. М. Каунов // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – С. 30–37.15. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании в России. Интегративные тенденции современного специального образования. Москва: Полиграф-сервис, 2013. С. 270.16. Кущетеров Р.Б. Использование информационных технологий в современной системе экономического образования. В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Карачаевск, 2020. С. 106-112.17. Кожевников Д.В., Кожевникова П.В. Домашний логопед. - СПб.: Наука и Техника, 2019. – 160 с.18. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 168 с.19. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. – 2008. – № 1. – с.47-55.20. Лоншакова Н.Н. Информационно-коммуникационное сопровождение профессионального развития педагогов// Новые информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. С. 150 – 153. 21. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука - Питер, 2016. – 103 с. 22. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие – Пермь, 2005. – 400 с. 23. Михайлова А.С. Организация научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе // nsportal.ru. 2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/17/statya-na-temurazvitie-nauchno-poznavatelnogo-interesa.Дата обращения 05.03.2024.24. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для вузов / В.С. Мухина. – Москва: Академия 2015. – 518 с.25. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.26. Рябинина Е.В. Использование дистанционного обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования //Сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий», г. Белгород, 2016 г. С. 110-112.27. Романкова, А. А. Информационные технологии в образовании / А. А. Романкова, Е. И. Титова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 677-679. – URL: https://moluch.ru/archive/86/16204/ Дата обращения 05.03.2024.28. Сухомлинский В.А. /Духовный мир школьника. М.1961. – 450 с. 29. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. – 2018. –№ 5. – С. 3-9.30. Трифонова Э.П. Использование ИКТ в обучении учащихся младших классов школы I вида // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Славянск-на-Кубани, 2018. – С. 301-305.31. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2016. – 45 с.32. Хотунцев, Ю. Л. Дискуссии о технологическом образовании школьников в РФ и проблемы создания Всероссийской ассоциации технологического образования // Современное технологическое образование: Материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф.; Под ред. Ю. Л. Хотунцева. – М.: МПГУ, 2018. – С. 8–15.33. Шимкент А.Е. Информатизация образования и подготовка педагогических кадров // Международная научно-практическая конференции «Приоритетные направления развития системы образования и воспитание в XXI веке», 2019. – 241 с.
1. ФГОС НОО от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ Дата обращения 05.03.2024.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ Дата обращения 05.03.2024.
3. Андрианова И.Д., Рябинина Е.В. Психологическая подготовка личности к инновациям. М. Профессиональное образование. Столица. 2015. № 1. 35 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.,1984.
5. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
6. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. – 2008. – № 4. – 103 с.
7. Бекузарова Н.В., Ткачева А.В., Миронов А.Г. Традиционные и инновационные формы и методы текущего контроля в российских вузах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 3 (59). С. 85-93.
8. Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной системе / Л.Л. Босова // Преподаватель XXI век. – 2016. – №4. часть 1. 116 с.
9. Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2015. – 90 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.,1973. – 400 с.
11. Голицына, О. Л. Информационные технологии / О. Л. Голицына, И. И. Попов, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка. – М.: Просвещение, 2018. – 544 с.
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 240 с.
13. Коржова О.В., Филимонов А.А. Цифровая экономика в бухгалтерском учете // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 44. – С. 53-55; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2142 Дата обращения 05.03.2024.
14. Каунов, А. М. Эффективный инновационный инструментарий современных методик креативного обучения в технологическом образовании / А. М. Каунов // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – С. 30–37.
15. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании в России. Интегративные тенденции современного специального образования. Москва: Полиграф-сервис, 2013. С. 270.
16. Кущетеров Р.Б. Использование информационных технологий в современной системе экономического образования. В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Карачаевск, 2020. С. 106-112.
17. Кожевников Д.В., Кожевникова П.В. Домашний логопед. - СПб.: Наука и Техника, 2019. – 160 с.
18. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 168 с.
19. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. – 2008. – № 1. – с.47-55.
20. Лоншакова Н.Н. Информационно-коммуникационное сопровождение профессионального развития педагогов// Новые информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. С. 150 – 153.
21. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука - Питер, 2016. – 103 с.
22. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие – Пермь, 2005. – 400 с.
23. Михайлова А.С. Организация научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе // nsportal.ru. 2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/17/statya-na-temurazvitie-nauchno-poznavatelnogo-interesa. Дата обращения 05.03.2024.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для вузов / В.С. Мухина. – Москва: Академия 2015. – 518 с.
25. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
26. Рябинина Е.В. Использование дистанционного обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования //Сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий», г. Белгород, 2016 г. С. 110-112.
27. Романкова, А. А. Информационные технологии в образовании / А. А. Романкова, Е. И. Титова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 677-679. – URL: https://moluch.ru/archive/86/16204/ Дата обращения 05.03.2024.
28. Сухомлинский В.А. /Духовный мир школьника. М.1961. – 450 с.
29. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. – 2018. –№ 5. – С. 3-9.
30. Трифонова Э.П. Использование ИКТ в обучении учащихся младших классов школы I вида // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Славянск-на-Кубани, 2018. – С. 301-305.
31. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2016. – 45 с.
32. Хотунцев, Ю. Л. Дискуссии о технологическом образовании школьников в РФ и проблемы создания Всероссийской ассоциации технологического образования // Современное технологическое образование: Материалы XXIV Междунар. науч.-практ. конф.; Под ред. Ю. Л. Хотунцева. – М.: МПГУ, 2018. – С. 8–15.
33. Шимкент А.Е. Информатизация образования и подготовка педагогических кадров // Международная научно-практическая конференции «Приоритетные направления развития системы образования и воспитание в XXI веке», 2019. – 241 с.