Совершенствование контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 68 68 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 12.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Юридическая сущность государственного (муниципального) контракта и его правовое регулирование 6
1.1 Понятие и признаки государственного контракта для государственных и муниципальных нужд 6
1.2 Способы определения поставщиков для заключения государственного (муниципального) контракта 11
1.3 Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ и услуг 22
2 Особенности Заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ и услуг 28
2.1 Анализ практики формирования контрактной системы для осуществления государственных нужд 28
2.2 Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки для государственных и муниципальных нужд 35
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в Российской Федерации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников и ЛИТЕРАТУРЫ 61
Фрагмент для ознакомления

Основная угроза исходит от коррупционеров, организовывающих преступные группы для манипулирования процессами закупок. Действия таких групп часто сопряжены с превышением полномочий со стороны государственных или муниципальных служащих, которые, несмотря на организацию конкурентных торгов, нередко влияют на результаты, предопределяя победителей государственных контрактов. Недостаток прозрачности в процессах проведения торгов, подведения их итогов и определения цен также способствует коррупционным схемам среди тех, кто управляет процессами закупок или возглавляет тендерные комитеты.2. Проблемы недоработки нормативно-правовой базы, регламентирующей государственные закупки. Противоречия правовых норм в сфере государственных и муниципальных закупок, не позволяют в полной мере проводить реализацию преимуществ системы конкурсного размещения закупок для государственных нужд.3. Проблема несовершенства договорных отношений в контексте государственных и муниципальных закупок часто связана с тем, что при подготовке документации для контрактных процедур используются стандартные схемы составления документов, не предусматривающие включение положений о материальной ответственности. В результате этого возникает сложность в запросе и проверке подтверждающих документов, что открывает возможности для поставщиков подавать недостоверные данные, включая недействующие лицензии или сведения о налоговых задолженностях. Отсутствие точных и проверяемых данных значительно увеличивает риск заключения контрактов с ненадежными поставщиками и может привести к серьезным нарушениям в процессе выполнения контрактных обязательств.4. В России основным принципом осуществления процедур конкурсных закупок товаров, работ и услуг является открытость и прозрачность. Тем не менее, для потенциальных участников тендеров существуют определенные ограничения. На данный момент отсутствует классифицированная организация и имеется разобщенная, неурегулированная информация о проводимых торгах, все это затрудняет процесс участия в тендерах и усложняет возможность для организаций принять участие в государственных закупках.На практике это означает, что потенциальные поставщики и исполнители работ и услуг сталкиваются с трудностями в получении полной и достоверной информации о проводимых торгах по государственным закупкам. Часто они вынуждены самостоятельно заниматься поиском информации, что занимает много времени и энергии. Наравне с этим, отсутствие единой классификации и стандартной системы информирования приводит к тому, что участники торгов зависят от случайности при выборе тендеров, в которых они могли бы принять непосредственное участие.Перечисленные проблемы создают негативные последствия не только для бизнеса, но и для самой системы государственных закупок. Снижение конкуренции и ограничение доступа к информации о торгах снижают эффективность проводимых процедур. Также, это может привести к ущемлению интересов государства, поскольку ограничение доступа к участию в торгах может привести к повышенным ценам и снижению качества предлагаемых товаров и услуг.Для того, чтобы решить эти проблемы необходимо разработать и внедрить единую систему классификации и информирования о проводимых торгах. Такая система должна быть унифицированной, прозрачной и обеспечивать равные возможности для всех участников государственных закупок. Это не только сделает проще процесс поиска информации о тендерах, но и способствует увеличению конкуренции, что в свою очередь повысит эффективность государственных закупок и обеспечит максимальную выгоду для всех сторон контрактной системы.5. Среди поставщиков и подрядчиков часто возникают случаи неисполнения условий контрактов, что приводит к серьезному ущербу заказчику как в финансовом, так и в моральном отношении. Часто бывают случаи, когда недобросовестные поставщики целенаправленно снижают цену предложения, чтобы выиграть контракт, а затем нарушают сроки поставки, предоставляют товар низкого качества, не выполняют работы или не предоставляют услуги в полной мере. Заказчик тем временем остается ограниченным в возможности принять меры предосторожности против недобросовестного поставщика(подрядчика). К тому же, часто государственный контракт не предусматривает обеспечение исполнения. В ответ на это, от законодателей требуется разработать нормы административной ответственности, которые будут адекватны каждой из вышеупомянутых проблем. Становится особенно важным обеспечить защиту интересов заказчика и уравновесить ответственность между заказчиком и поставщиком.На рисунке 5 представим актуальные проблемы в сфере закупок для осуществления государственных нужд.Рисунок 5 - Проблемы в сфере закупок для осуществления государственных нуждДля повышение эффективности проведения государственных закупок, нами сформулированы следующие мероприятия. Так, в каждом учреждении, должен быть сформирован отдел, который бы занимался подготовкой документации и работой с государственными (муниципальными) закупками. Формирование такого отдела, позволит снизить ошибки при оформлении документации, тем самым сделает контрактную систему более прозрачной.Таким образом, мероприятие № 1 заключается во внедрении в организационную структуру учреждений Отдела государственных закупок (далее по тексту Отдел).На рисунке 6 представим примерную организационную структуру Отдела государственных закупок, который должен включать в себя экономиста и юрисконсульта.Рисунок 6 – Организационная структура Отдела государственных закупокОсновными задачами отдела государственных закупок будут:формирование и подготовка необходимой документации для проведения конкурсов и аукционов на закупку товаров, услуг и работ для государственных нужд;производство процедур отбора поставщиков и исполнителей с учетом требований законодательства о государственных закупках;обеспечение конкурентности и прозрачности в процессе осуществления государственных закупок;проведение контрольных мероприятий за исполнением договоров по государственным закупкам.В таблице 5 представим затраты на организацию Отдела, а именно трех штатных единиц.Таблица 5 - Затраты на организацию Отдела государственных закупок, рублей№ п/пСтатья затратСтоимость за ед.Количество ед.Сумма всего, руб.123451Заработная плата начальника, год30 0001360 0002Заработная плата экономиста, год20 0001240 0003Заработная плата экономиста, год20 0001240 0003Организация рабочего места: в т.ч. компьютер70 0003210 0004Стол5 000315 0005Орг. техника10 000330 000ВСЕГО ЗАТРАТ--1 095 000Затраты на организацию Отдела государственных закупок составят 1 095 000 рублей.Таким образом, организация Отдела государственных закупок может стать эффективным средством по решению актуальных задач в области повышения эффективности контрактной системы.Мероприятие № 2. Внедрение электронного документооборота.На сегодняшний день обрабатывает большое количество документации, которая необходима для подготовки и оформление документации государственных закупок. Для этого, необходимо снизить риски, связанные с некорректным оформлением документации путем внедрение электронного документооборота.Сервис Directum является одним из популярных среди систем электронного документооборота. Он предназначен для повышения эффективности и усовершенствования делопроизводства. К тому же сервис обеспечивает качественное и оперативное взаимодействие всех работников организаций с помощью современных цифровых коммуникаций.В данной электронной системе документооборота у пользователей появляется сразу несколько возможностей для повышения эффективности работы и усовершенствования документооборота:работа и управление документами в электронном формате;организация и управление деловыми процессами;создание и подписание договоров;назначение и уведомление о проведении совещаний; увеличения качества запросов в другие отделы учреждения.Оперативное взаимодействие с сотрудниками, заказчиками и поставщиками - все эти возможности предоставлены сервисом Directum. Он максимально понятен и удобен для использования. Устанавливается данная система электронного документооборота на устройства всех сотрудников учреждения, чтобы эффективность работы и выполнения задач значительно повысилась.В системе можно регистрировать и создавать договора, а также сопутствующие им документы. Весь организационный процесс будет доступен внутри сервиса для всех сотрудников и руководителей. Также здесь возможно работать с готовыми договорами, искать в них необходимые данные, редактировать и создавать рассылку для массового оповещения о принятых решениях. Таким образом, посредством использования Программы, сотрудники могут отслеживать сроки по подготовке документов к государственным закупкам. Выбор Программы «Directum» обоснован тем, что она обладает преимуществами среди других аналогичных Программ. Сравнительная характеристика Программ, представлена в таблице 6.Таблица 6 - Сравнительная характеристика Программы «Directum» с другими аналогичными ПрограммамиКритерийПрограммыDocsvisionКонтур.ДиадокМотивXPagesDynamicDirectum123456Цена, руб.770019904509900031 400СовместимостьMicrosoft Windows 8/8.1/10/11 Pro/Enterprise 32- или 64-разряднаяверсияMicrosoft Windows 8/8.1/10/11 Pro/Enterprise 32- или 64-разряднаяверсияMicrosoft Windows 8/8.1/10/11 Pro/Enterprise 32- или 64-разряднаяверсияMicrosoft Windows 8/8.1/10/11 Pro/Enterprise 32- или 64-разряднаяверсияMicrosoft Windows 8/8.1/10/11 Pro/Enterprise 32- или 64-разряднаяверсияНаличие бесплатной пробной версииДаДаДаНетНетВозможность обученияВебинарыДокументацияПерсональноОнлайнВебинарыДокументацияПерсональноОнлайнВебинарыОнлайнВебинарыДокументацияПерсональноОнлайнВебинарыДокументацияПерсональноМобильное приложение ЕстьЕстьНетНетЕстьКоличество одновременной поддержки пользователей, чел.100 00050 000100Зависит от количества купленных лицензий.Любое количество, каждый пользователь оплачивается отдельно.Электронная подписьВозможноВозможноВозможноВозможноВозможноСистема поддерживает технологии проставления всех видов электронных подписей (УНЭП, УКЭП, ПЭП, «Госключ»),Безопасность и конфиденциальностьПерсональные данные собираютсяДоступ по протоколу HTTPSМногофакторная авторизацияДоступ по протоколу HTTPSМногофакторная авторизацияПерсональные данные собираютсяДоступ по протоколу HTTPSМногофакторная авторизацияМногофакторная авторизацияМногофакторная авторизацияПерсональные данные собираютсяДоступ по протоколу HTTPSКак видно из анализа представленных конкурентов Программы «Directum», несмотря на то, что данная Программа имеет высокую цену, она подходит для организации работы с документацией.Стоимость Программы варьируется от количества пользователей. Программа имеет все факторы защиты.Затраты, понесенные на мероприятие № 2 представлены в таблице 7.Таблица 7 - Затраты на мероприятия по внедрению электронного документооборота в учреждении, рублей.№ п/пСтатья затратСтоимость за ед.Количество ед.Сумма всего, руб.123451СтоимостьПрограммы DocsVizion, год60 000160 0002Услуги мастера по настройке Программ10 000110 000ВСЕГО ЗАТРАТ--70 000Как видно из таблицы 7, сумма затрат на мероприятие № 2 составит 70 000 рублей.Таким образом, рекомендация по внедрение системы электронного документооборота «Directum», позволит повысить эффективность работы Отдела государственных закупок.Мероприятие № 3. Проведение обучения ответственных лиц основам работы в области государственных закупок.Совершенствование системы государственных закупок имеет тесную взаимосвязь с улучшением профессиональных навыков и знаний сотрудников учреждений. Без глубокого понимания основ законодательства в области государственных закупок невозможно проводить объективный анализ, эффективно подготавливать необходимую для проведения государственных закупок документацию, участвовать в проведении электронных аукционов и осуществлять котирование.Для обеспечения адекватного управления системой государственных закупок, необходимо, чтобы сотрудники обладали углубленными знаниями о процессах проведения закупок и были внимательны к деталям и требованиям законодательства. Актуальные навыки и компетенции в области закупок становятся все более важными для обеспечения эффективной деятельности учреждений здравоохранения.В таблице 8 представим затраты на обучение сотрудников Отдела государственных закупок.Таблица 8 - Затраты на обучение сотрудников, рублей.№ п/пСтатья затратСтоимость за ед.Количество ед.Сумма всего, руб.123451Курс обучения для сотрудников Отдела50 000150 000Затраты на обучение сотрудников составят 50 000 рублей.Таким образом, обучение сотрудников учреждений в области государственных закупок представляет собой приоритетную задачу, поскольку это не только повысит квалификацию персонала, но и позволит более компетентно и результативно участвовать в процессе проведения государственных закупок. Такие знания и умения помогут организации более успешно взаимодействовать с поставщиками, значительно сокращать издержки и обеспечивать качественные услуги для граждан.В таблице 9 представлены общие затраты на разработанные нами мероприятия.Таблица 9 – Общие затраты на повышение эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд, рублей№ п/пСтатья затратСумма всего, руб.1231Затраты на внедрение в организационную структуру Отдела государственных закупок1 095 0002Внедрение системы электронного документооборота посредством ПрограммыDocsVizion70 0003Затраты на курс обучения для сотрудников Отдела50 000ВСЕГО ЗАТРАТ1 215 000Общие затраты на повышение эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд составят 1 215 000 рублей. Финансирование может производиться за счет федерального или регионального бюджетов. Для этого, каждому учреждению необходимо внести в бюджет данные затраты.Таким образом, для повышения эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд, нами предложены следующие рекомендации (рисунок 7).Рисунок 7 - Рекомендации по повышению эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нуждТаким образом, внедрение разработанных нами рекомендаций позволит снизить актуальные проблемы в сфере контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд.Вывод по главе.Результаты анализ государственных контрактов в России, позволил сделать вывод о том, что в 2022 году отмечается небольшое снижение (в размере 5,5%) количества закупок, которые проводятся в форме электронного аукциона. Одновременно с этим отмечается небольшой рост их стоимости (на 1,7%). Наравне с этим, отметим, что электронный аукцион по-прежнему остается наиболее популярным методом конкурентного выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).Наибольшее количество контрактов в 2022 году заключено на реализацию национальных проектов. Так, в 2021 году сумма таких контрактов составляла 10352 млрд. руб., а в 2022 году увеличилась на 484,4 млрд. руб. Объем закупок на оказание услуг по охране в 2021 году составляли 84,9 млрд. руб., а в 2022 году 108,4 млрд руб. Общий объем закупок в 2022 году составил 17 255,3 млрд. руб., что на 1244,1 млрд руб. или 7,7 % больше, чем в 2021 году.Таким образом, объем закупок снизился только на поставку медицинских изделий.Нами были выявлены актуальные проблемы в сфере закупок для осуществления государственных нужд, среди которых отмечены следующие:коррупция;недоработка и пробелы нормативно-правовой базы;недостатки и несовершенство договорных отношений, связанных с подготовкой документов тендерных процедур;низкий уровень открытости и прозрачности процедуры государственных закупок;нарушения условий исполнения контрактов.Для решения выявленных проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации по повышению эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд:внедрение в организационную структуру учреждений Отдела государственных закупок;внедрение электронного документооборота;проведение обучения ответственных лиц основам работы в области государственных закупок.Таким образом, внедрение разработанных нами рекомендаций позволит снизить актуальные проблемы в сфере контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ приведенных позиции ученых, позволяют выделить три часто проявляющихся сущностных особенности приквалификации государственного контракта: 1) особую цель – удовлетворениегосударственных и муниципальных нужд; 2) специальный субъектный состав– стороной государственного и муниципального контракта являетсяРоссийская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальноеобразование; 3) особый источник финансирования.Под государственным (муниципальным) контрактом следует понимать легальный договор между государством или муниципальным органом и частным предприятием или организацией на поставку товаров, выполнение услуг или работ. Государственный (муниципальный) контракт выступает важной частью государственного управления поскольку он направлен на обеспечение публичного интереса удовлетворения потребности государственных или муниципальных органов.Механизмы определения поставщиков в контексте закона о контрактной системе описаны в ст. 24 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Данные механизмы включают в себя конкурентные методы, такие как открытый или закрытый конкурс, а также аукционы, проводимые в открытой или закрытой форме, и запрос котировок в электронной форме. В дополнение к конкурентным методам закупки, также предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя. Каждый из этих механизмов имеет свои собственные процедуры и требования, регулируемые законодательством, чтобы обеспечить честное и эффективное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.Изучая судебную практику, кажется важным достижение баланса в ответственности заказчика и поставщика относительно проводимых проверок и числа лиц, привлеченных к ответственности. Реестр недобросовестных поставщиков является эффективным инструментом защиты публичных интересов. Однако вопрос включения в Реестр не должен ограничиваться простым установлением фактов нарушения или уклонения; следовательно, «автоматическое» наказание поставщика без выявления вины, демонстрирующей недобросовестное поведение, не допустимо. В связи с этим может потребоваться увеличение сроков, в течение которых антимонопольная служба оценивает предоставленные сведения для внесения их в Реестр недобросовестных поставщиков или для принятия решения об отказе. Вместе с тем, следует учитывать обходные маневры, влияющие на дальнейшую эффективность этого механизма в практическом применении.В 2022 году отмечается небольшое снижение (в размере 5,5%) количества закупок, которые проводятся в форме электронного аукциона. Одновременно с этим отмечается небольшой рост их стоимости (на 1,7%). Наравне с этим, отметим, что электронный аукцион по-прежнему остается наиболее популярным методом конкурентного выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).Наибольшее количество контрактов в 2022 году заключено на реализацию национальных проектов. Так, в 2021 году сумма таких контрактов составляла 10352 млрд. руб., а в 2022 году увеличилась на 484,4 млрд. руб. Объем закупок на оказание услуг по охране в 2021 году составляли 84,9 млрд. руб., а в 2022 году 108,4 млрд руб. Общий объем закупок в 2022 году составил 17 255,3 млрд. руб., что на 1244,1 млрд руб. или 7,7 % больше, чем в 2021 году.Таким образом, объем закупок снизился только на поставку медицинских изделий.С каждым годом в России увеличиваются расходы федерального бюджета. Эпидемия Covid19, кризис и санкции, направленные против Российской Федерации, привели к экономическому спаду страны. В подобных условиях для активизации и поддержания экономики государство стремится увеличить объем заказов для отечественных предприятий.Нами были выявлены актуальные проблемы в сфере закупок для осуществления государственных нужд, среди которых отмечены следующие:коррупция;недоработка и пробелы нормативно-правовой базы;недостатки и несовершенство договорных отношений, связанных с подготовкой документов тендерных процедур;низкий уровень открытости и прозрачности процедуры государственных закупок;нарушения условий исполнения контрактов.Для решения выявленных проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации по повышению эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд:внедрение в организационную структуру учреждений Отдела государственных закупок;внедрение электронного документооборота;проведение обучения ответственных лиц основам работы в области государственных закупок.Общие затраты на повышение эффективности контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд составят 1 215 000 рублей. Финансирование может производиться за счет федерального или регионального бюджетов. Для этого, каждому учреждению необходимо внести в бюджет данные затраты.Таким образом, внедрение разработанных нами рекомендаций позволит снизить актуальные проблемы в сфере контрактной системы в сфере закупок для осуществления государственных нужд.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников и ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 669-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 339-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024 № 36-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3823.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024 № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1652.Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 360-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 30 (часть I). Ст. 4571.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 624-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 27 (часть II) ст. 5188.Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (ред. от 02.08.2019) «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. № 36 ст. 5458.Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3480.Научная и учебная литератураАббясова А. Ф. Осуществление закупок у единственного поставщика / А. Ф. Аббясова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 7(92). – С. 117-122. АкуличЕ.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. 2020. № 4 (274). – С. 623-634. Андреева Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 191 с.Антонов, В. И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике / В. И. Антонов, О. В. Киселева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 288. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Всерос. гос. налог. акад. МНС России. - Москва, 2004. – 23 с.Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. – 1055 с.БуранокА.О., Мякишева А.О. Правовой аспект в организации работы с кадрами государственных служащих // Вестник Международного института рынка. 2018. № 2. – С. 89-93.Ванин В. В. Правовые признаки государственного и муниципального контракта в законодательстве Российской Федерации / В. В. Ванин // Юристъ-Правоведъ. – 2007. – № 5(24). – С. 54-58. Вилкова Н.Г., Гриневич А.С. Особенности правового регулирования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник современных исследований. 2019. № 28. - С. 13-17.Винокурцева Е. А. Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). Краснодар : Новация, 2019. – С. 9-18.ГасаналиеваА.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2021. - №2. – С. 671-673.Жабровский Р. А. Негативные аспекты деления закупки на части / Р. А. Жабровский // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2018. – № 2(247). – С. 33-38. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Волгогр. акад. МВД России. - Волгоград, 2006. – 29 с.Карлина А. А. Актуальные проблемы осуществления Государственных закупок / А. А. Карлина, А. Н. Булавцева // Вестник Международного института рынка. – 2023. – № 1. – С. 63-68. КичикК.В. Государственный (муниципальный) заказ России : правовые проблемы формирования, размещения и исполнения : монография / К. В. Кичик ; Каф. предпринимательского права юридического фак. МГУ. - Москва :Юстицинформ, 2012. – 258 с.Косян Н. Г., Милькина И. В. Блокчейн в системе государственных закупок // E-Management. 2019. №1. - С. 33-41.Кулик Т. Ю. Упрощенные процедуры в арбитражном процессе / Т. Ю. Кулик // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2015. – № 5. – С. 95-99. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Социальное и правовое значение регулирования заключения государственных контрактов в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2018. – С. 114–129Чваненко Д. А. Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2021. – 253 с.Шевченко Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики : специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Шевченко Любовь Ивановна. – Томск, 2001. – 40 с. Шихова С. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2011. - 233 с.Шмелева М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Саратов, 2013. - 280 с.ШоминаН.Г. Принципы и элементы системы государственных закупок // NOVAUM.RU. 2020. № 23. - С. 30-33.Интернет - источникиСводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г.[Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/05/main/Monitoring_2022_itog.pdf (дата обращения: 25.02.2024)ФАС: за 6 месяцев 2023 года Служба выявила 15 815 нарушений при проведении госзакупок[Электронный ресурс]. – URL: https://fas.gov.ru/news/32695 (дата обращения: 25.02.2024)Материалы судебной практикиПостановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 декабря 2017 г. по делу № А19-5909/2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/0hrtdPlvv9mE (дата обращения: 23.02.2024)Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Компания Ладога» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/ (дата обращения: 25.02.2024)Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2015 г. по делу № А40-170117/2014. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/4PLVazrN7adc (дата обращения: 23.02.2024)Решение по делу об административном правонарушении Центрального районного суда города Читы от 1 февраля 2022 г. № 12-32/2022 (УИД75MS0005-01-2021-005151-23) по жалобе ООО «Евро Инвест» на постановление мирового судьи судебного участка № 14 Центрального судебного района г. Читы о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://lawnotes.ru/sudpraktika/sou/reshenie-_-12-1510_2021-ot-01.02.2022-tsentralnogo-rayonnogosuda-g.-chity-(zabaykalskiy-kray)?ysclid=livsuqwqqg989919699 (дата обращения: 25.02.2024)

Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 669-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 339-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.
4.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024 № 36-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3823.
5.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024 № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1652.
6.Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 360-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 30 (часть I). Ст. 4571.
7.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 624-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. N 27 (часть II) ст. 5188.
8.Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (ред. от 02.08.2019) «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. № 36 ст. 5458.
9.Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3480.

Научная и учебная литература
10.Аббясова А. Ф. Осуществление закупок у единственного поставщика / А. Ф. Аббясова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 7(92). – С. 117-122.
11.Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. 2020. № 4 (274). – С. 623-634.
12.Андреева Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. – 191 с.
13.Антонов, В. И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике / В. И. Антонов, О. В. Киселева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 288.
14.Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Всерос. гос. налог. акад. МНС России. - Москва, 2004. – 23 с.
15.Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. – 1055 с.
16.Буранок А.О., Мякишева А.О. Правовой аспект в организации работы с кадрами государственных служащих // Вестник Международного института рынка. 2018. № 2. – С. 89-93.
17.Ванин В. В. Правовые признаки государственного и муниципального контракта в законодательстве Российской Федерации / В. В. Ванин // Юристъ-Правоведъ. – 2007. – № 5(24). – С. 54-58.
18.Вилкова Н.Г., Гриневич А.С. Особенности правового регулирования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник современных исследований. 2019. № 28. - С. 13-17.
19.Винокурцева Е. А. Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2019 г.). Краснодар : Новация, 2019. – С. 9-18.
20.Гасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. - 2021. - №2. – С. 671-673.
21.Жабровский Р. А. Негативные аспекты деления закупки на части / Р. А. Жабровский // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. – 2018. – № 2(247). – С. 33-38.
22.Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Волгогр. акад. МВД России. - Волгоград, 2006. – 29 с.
23.Карлина А. А. Актуальные проблемы осуществления Государственных закупок / А. А. Карлина, А. Н. Булавцева // Вестник Международного института рынка. – 2023. – № 1. – С. 63-68.
24.Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России : правовые проблемы формирования, размещения и исполнения : монография / К. В. Кичик ; Каф. предпринимательского права юридического фак. МГУ. - Москва : Юстицинформ, 2012. – 258 с.
25.Косян Н. Г., Милькина И. В. Блокчейн в системе государственных закупок // E-Management. 2019. №1. - С. 33-41.
26.Кулик Т. Ю. Упрощенные процедуры в арбитражном процессе / Т. Ю. Кулик // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2015. – № 5. – С. 95-99.
27.Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Социальное и правовое значение регулирования заключения государственных контрактов в Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2018. – С. 114–129
28.Чваненко Д. А. Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2021. – 253 с.
29.Шевченко Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики : специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Шевченко Любовь Ивановна. – Томск, 2001. – 40 с.
30.Шихова С. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2011. - 233 с.
31.Шмелева М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Саратов, 2013. - 280 с.
32.Шомина Н.Г. Принципы и элементы системы государственных закупок // NOVAUM.RU. 2020. № 23. - С. 30-33.

Интернет - источники
33.Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/05/main/Monitoring_2022_itog.pdf (дата обращения: 25.02.2024)
34.ФАС: за 6 месяцев 2023 года Служба выявила 15 815 нарушений при проведении госзакупок [Электронный ресурс]. – URL: https://fas.gov.ru/news/32695 (дата обращения: 25.02.2024)

Материалы судебной практики
35.Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 декабря 2017 г. по делу № А19-5909/2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/0hrtdPlvv9mE (дата обращения: 23.02.2024)
36.Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2021 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Компания Ладога» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380196/ (дата обращения: 25.02.2024)
37.Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2015 г. по делу № А40-170117/2014. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/4PLVazrN7adc (дата обращения: 23.02.2024)
38.Решение по делу об административном правонарушении Центрального районного суда города Читы от 1 февраля 2022 г. № 12-32/2022 (УИД 75MS0005-01-2021-005151-23) по жалобе ООО «Евро Инвест» на постановление мирового судьи судебного участка № 14 Центрального судебного района г. Читы о привлечении к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://lawnotes.ru/sudpraktika/sou/reshenie-_-12-1510_2021-ot-01.02.2022-tsentralnogo-rayonnogosuda-g.-chity-(zabaykalskiy-kray)?ysclid=livsuqwqqg989919699 (дата обращения: 25.02.2024)