Дидактическая игра как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 33 33 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 19.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр как средства формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Понятие культуры речи 6
1.2. Особенности формирования культуры речи младших школьников 9
1.3. Современные подходы к использованию дидактических игр как средства формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения 12
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей дидактических игр как средства формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения 18
2.1. Методы, организация исследования 18
2.2. Оценка начального уровня развития культуры речи школьников 21
2.3. Организация применения дидактических игр для развития культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения 22
2.4. Оценка динамики уровня развития культуры речи школьников 25
Выводы по главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

Игра «Превращения». Детям предлагается исходное слово на карточке. Его по цепочке необходимо преобразовать. Условия могут быть разными. Например можно указать необходимость сохранения корня слова (например, лист → листок → листочек → листопад и т.д.) или необходимость получения слова с новым корнем (например, коза → поза → пора и т.д.).Игра «Концовка». Детям предлагаются карточки с концовкой слова. К ней необходимо подобрать как можно больше слов. Например для концовки –мка это могут быть слова лакомка, кромка, сумка, думка, рюмка, лямка, немка, каемка, схемка и т.д. Игра может усложняться посредством ограничений, например на число буквы в слове.Игра «Кто я и откуда?». Детям предлагаются карточки с изображениями предметов, сюжетные картинки, которые соответствуют изучаемому произведению. Необходимо отгадать произведение, кратко рассказать о нем, об изображенном предмете. Игра «Угадай-ка». Детям дается серия карточек и зачитывается отрывок из произведения. Они должны отобрать карточки, относятся к произведению и указать что это за произведение.Игра «Цветик-семицветик». Детям предлагается юла с цифрами-лепестками. На каждом лепестке предлагается задание, которое следует выполнить. Дети крутят юлу, выполняют задание.Игра «Инсценировка». Детям предлагаются карточки с отрывками произведения. Им необходимо угадать персонажей, отыграть отрывок.Игра «Картинная галерея». Детям предлагается серия изображений. Необходимо найти и прочесть отрывок из произведения, который соответствует изображению.Игра «Собери словечко». Детям предлагается серия карточек с частями слова, которые нужно собрать в одно. Пример – К Д НО КИ У ГА Й ТЕ (Гадкий утенок).Игра «Дополняй-ка». Детям предлагаются карточки со стихами. На карточках пропущены слова. Например, карточка может быть следующей:Средиу….. (уток) и гусейНе нашлось ему д….. (друзей).Со двора его все г….. (гнали),Насмехались и щ….. (щипали).Рос он г…..(гадким) и ужасным,Но в конце он стал п….. (перкрасным).Ответ даст любой ребенок – Сказка эта ….. (Гадкий утенок).Игра «Кто здесь пара?». Детям предлагаются карточки с пословицами, словосочетаниями, какими-либо выражениями из произведений. Следует сопоставить карточки и названия произведений.Игра «Аукцион». Игра работает по типу аукциона. Детям предлагается серия карточек в перевернутом виде. Карточки имеют свою «стоимость». В игре выигрывает тот участник или та команда, которая получит больше всего баллов.Игра «Рассказ по картинке». Детям предлагается серия изображений, на которых представлены те или иные произведения. Следует кратко рассказать об этом произведении, изображенном сюжете.Игра «Третий лишний». В серии картинок детям предлагается выбрать лишнюю, обосновать этот выбор фразами, фрагментами из произведения.Игра «Накорми зайку». В игре детям предлагаются морковки, на которых написаны сложные для чтения слова, интересные фразеологизмы, крылатые выражения. Их следует прочесть, интерпретировать и тем самым «скормить» морковку зайцу.Игра «Где ошибка?». Детям предлагается найти ошибку в тексте, который написан на карточке. Игра «Что такое хорошо, что такое плохо?». Детям предлагается сопоставить карточки с хорошими и плохими чертами того или иного персонажа. Игра «Фантазии». Детям предлагаются бессмысленные словосочетания. Из них следует придумать историю, которая бы соотносилась с изучаемым произведением. Пример – «Сбитые пшарики плывут на Луну».Игра «Города». Детям предлагается к выдуманным словам придумать истории, которые бы были связаны с изучаемым произведением. Пример – Укэнг, Аноа, Шагав, Шкое, Шана, Сунап.Эти игры применялись на уроках литературного чтения.2.4. Оценка динамики уровня развития культуры речи школьниковРезультаты оценки уровня речевой компетентности обучающихся по методике Т.В. Иванчиковой в конце исследования представлены в таблице 7 и на рисунке 5.Таблица – Результаты оценки уровня речевой компетентности обучающихсяпо методике Т.В. Иванчиковой в конце исследования №КритерийСуммаОценкаУровень владения материаломЛогичное, ясное раскрытие темыНаличие авторской позиции, аргументы, приведение разно образных точек зренияКонтакт с аудиторией, использование приемов привлечения вниманияТехника речи (дикция, темп, интонация, речевые ошибки)1221117Высокий2222129Высокий3121228Высокий4221106Средний5212229Высокий6212128Высокий72222210Высокий8222129Высокий92222210Высокий10120025Средний11201115Средний12221005Средний13122106Средний142222210ВысокийПродолжение таблицы 715221218Высокий16122128Высокий17122218Высокий18221117Высокий19212117Высокий20221218Высокий21021003Низкий22112004Средний23200114Средний24112228Высокий25122218Высокий262222210Высокий27122229ВысокийНизкий (0 баллов)12245Средний (1 балл)959119Высокий (2 балла)1720161213Рисунок – Уровень речевой компетентности обучающихся в конце исследованияИз представленных данных следует, что лишь 3,7% обучающихся на момент окончания исследования имели низкий уровень речевой компетентности, у 25,9% обучающихся этот уровень был средний, у 70,4% обучающихся уровень стал высоким (19 человек). Динамика показателей представлена в таблице 8 и на рисунке 6.Таблица – Динамика уровня речевой компетентности обучающихсяпо методике Т.В. ИванчиковойКритерийНизкийуровеньСреднийуровеньВысокийуровеньДоПослеДинамикаДоПослеДинамикаДоПослеДинамикаУровень владения материалом11–189-50,0817+112,5Логичное, ясное раскрытие темы22–195-73,7620+233,3Наличие авторской позиции, аргументы, приведение разно образных точек зрения42-50,0149-35,7916+77,8Контакт с аудиторией, использование приемов привлечения внимания94-55,61111–712+71,4Техника речи (дикция, темп, интонация, речевые ошибки)85-37,5119-18,2813+62,5Рисунок – Динамика уровня речевой компетентности обучающихсяпо методике Т.В. ИванчиковойИсходя из представленных данных, показатели у обучающихся после занятий стали выше. В частности, число детей с низкими показателями снизилось на 0-55,6% в зависимости от критериев. Доля детей со средними показателями также снизилась на 0-73,7% в зависимости от критериев. При этом доля детей с высокими показателями выросла на 71,4-233,3% в зависимости от критерия.Выводы по главе 2Таким образом, мы провели исследование влияния дидактических игр на уровень развития культуры речи у обучающихся 3 класса. В начале исследования 33,3% обучающихся имеют низкий уровень речевой компетентности, у 14,8% обучающихся этот уровень средний и требует коррекции. Только 51,9% детей имели высокий уровень.В конце исследования лишь 3,7% обучающихся на момент окончания исследования имели низкий уровень речевой компетентности, у 25,9% обучающихся этот уровень был средний, у 70,4% обучающихся уровень стал высоким (19 человек). Можно говорить о высокой эффективности дейктических игр в части развития культуры речи у младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении нами были сделаны следующие выводы:Культура речи представляет важный компонент языковой компетентности любого человека. Под культурой речи мы понимаем определенный уровень владения человеком нормами устной и письменной речи. Младший школьный возраст является сенситивным для формирования культуры речи. При этом большое число исследований говорит о том, что уровень культуры речи у младших школьников сегодня остается низким.Дидактическая игра представляет собой эффективное средство обучения. Дидактическая игра носит комплексный характер. Предлагается применять большое число дидактических игр, например игры с предметами, настольные игры, словесные игры. В том числе такие игры применяются и на уроках по литературному чтению.Мы провели практическое исследование. В начале исследования 33,3% обучающихся имеют низкий уровень речевой компетентности, у 14,8% обучающихся этот уровень средний и требует коррекции. Только 51,9% детей имели высокий уровень. Далее мы провели серию уроков по литературному чтению с использованием разработанных нами игры. В конце исследования лишь 3,7% обучающихся на момент окончания исследования имели низкий уровень речевой компетентности, у 25,9% обучающихся этот уровень был средний, у 70,4% обучающихся уровень стал высоким (19 человек). Можно говорить о высокой эффективности дейктических игр в части развития культуры речи у младших школьников.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгафонова В.А. Формирование культуры речи у младших школьников / В.А. Агафонова, Л.А. Сатарова // Московский педагогический журнал, 2019. – № 2. – С. 6-12.Бренчугина-Романова А.Н. Развитие коммуникативной культуры обучающихся на основе работы с профессионально ориентированным текстом / А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова, Р.К. Рамазанов, М.И. Крутова // Филология и культура, 2020. – № 3 (61). – С. 171-176.Брызгалова С.А. Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка / С.А. Брызгалова // Новая наука: опыт, традиции, инновации, 2016. – № 10-1. – С. 20-22.БумаженкоН.И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект / Н.И. Бумаженко // ВеснікВіцебскагадзяржаўнагауніверсітэта, 2001. – №2(20). – С. 65-68.ГераськинаА.В. Обучение младших школьников речевому этикету на основе работы с зарубежной детской периодикой / А.В. Гераськина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе, 2022. – № 36. – С. 456-460.Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465.ЗералиА.С. Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников / А.С. Зерали, А.М. Яява // Духовная ситуация времени. Россия XXI век, 2022. – № 3-4 (29). – С. 27-29.Зырянова Е.А. Генезис и становление проблемы формирования у младших школьников речевого этикета. / Е.А. Зырянова // Система ценностей современного общества, 2010. – № 14. – С. 426-431.Иванчикова Т.В. Диагностика речевой компетентности студентов неязыковых вузов / Т.В. Иванчикова // Казанский педагогический журнал, 2009. – №2. – С. 39-47.КирюшинаА.В. Аксиологический подход в обучении младших школьников речевому этикету / А.В. Кирюшина // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 2017. – С. 315-320.Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-пресс, 2016. – 252 с.Кузнецова Г.И. Психология развития и педагогики: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология развития / Г.И. Кузнецов. – СПб.: Свое издательство, 2020. – 347 с.Лукошкова Т.С. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении пунктуационных тем / Т.С. Лукошкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2010. – № 4. – С. 118-123.МанаенковаМ.П. Речевая компетентность личности: содержание и структура / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы, 2014. – Т. 9. – № 10. – С. 223-231.Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития и бытия личности : учебник для студентов высших учебных заведений. В. 2 т. Т. 1 / В.С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2022. – 674 с.Никитенко Г.В. Эмпирические аспекты формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции / Г.В. Никитенко // Аллея науки, 2017. – Т. 4. – № 16. – С. 912-918.ПазоваЛ.М. К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников / Л.М. Пазова, И.В. Щербашина // Новые технологии, 2010. – № 4. – С. 173-177.Панкова В.В. Психологические основы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета / В.В. Панкова, Н.М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания, 2018. – № 1-2 (14). – С. 21-22.ПечерогаА.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печерога. – М.: ВАКО, 2010. – 191 с.Попова Т.С. Формирование культуры речи младших школьников на уроках литературного чтения / Т.С. Попова // Наука, инновации, будущее – 2023. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 57-60.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.Ткаченко Л.В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте / Л.В. Ткаченко // Концепт, 2015. – № 7. – С. 31-35.Трубина Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе / Н.А. Трубина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2013. – № 2. – С. 39-42.Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций).Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С. 87-90.Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. – №36-4. – С. 47-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонова В.А. Формирование культуры речи у младших школьников / В.А. Агафонова, Л.А. Сатарова // Московский педагогический журнал, 2019. – № 2. – С. 6-12.
2. Бренчугина-Романова А.Н. Развитие коммуникативной культуры обучающихся на основе работы с профессионально ориентированным текстом / А.Н. Бренчугина-Романова, Л.О. Денисова, Р.К. Рамазанов, М.И. Крутова // Филология и культура, 2020. – № 3 (61). – С. 171-176.
3. Брызгалова С.А. Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка / С.А. Брызгалова // Новая наука: опыт, традиции, инновации, 2016. – № 10-1. – С. 20-22.
4. Бумаженко Н.И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект / Н.И. Бумаженко // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 2001. – №2(20). – С. 65-68.
5. Гераськина А.В. Обучение младших школьников речевому этикету на основе работы с зарубежной детской периодикой / А.В. Гераськина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе, 2022. – № 36. – С. 456-460.
6. Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465.
7. Зерали А.С. Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников / А.С. Зерали, А.М. Яява // Духовная ситуация времени. Россия XXI век, 2022. – № 3-4 (29). – С. 27-29.
8. Зырянова Е.А. Генезис и становление проблемы формирования у младших школьников речевого этикета. / Е.А. Зырянова // Система ценностей современного общества, 2010. – № 14. – С. 426-431.
9. Иванчикова Т.В. Диагностика речевой компетентности студентов неязыковых вузов / Т.В. Иванчикова // Казанский педагогический журнал, 2009. – №2. – С. 39-47.
10. Кирюшина А.В. Аксиологический подход в обучении младших школьников речевому этикету / А.В. Кирюшина // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 2017. – С. 315-320.
11. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-пресс, 2016. – 252 с.
12. Кузнецова Г.И. Психология развития и педагогики: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология развития / Г.И. Кузнецов. – СПб.: Свое издательство, 2020. – 347 с.
13. Лукошкова Т.С. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении пунктуационных тем / Т.С. Лукошкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2010. – № 4. – С. 118-123.
14. Манаенкова М.П. Речевая компетентность личности: содержание и структура / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы, 2014. – Т. 9. – № 10. – С. 223-231.
15. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития и бытия личности : учебник для студентов высших учебных заведений. В. 2 т. Т. 1 / В.С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 2022. – 674 с.
16. Никитенко Г.В. Эмпирические аспекты формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции / Г.В. Никитенко // Аллея науки, 2017. – Т. 4. – № 16. – С. 912-918.
17. Пазова Л.М. К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников / Л.М. Пазова, И.В. Щербашина // Новые технологии, 2010. – № 4. – С. 173-177.
18. Панкова В.В. Психологические основы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета / В.В. Панкова, Н.М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания, 2018. – № 1-2 (14). – С. 21-22.
19. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печерога. – М.: ВАКО, 2010. – 191 с.
20. Попова Т.С. Формирование культуры речи младших школьников на уроках литературного чтения / Т.С. Попова // Наука, инновации, будущее – 2023. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 57-60.
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
22. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
23. Ткаченко Л.В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте / Л.В. Ткаченко // Концепт, 2015. – № 7. – С. 31-35.
24. Трубина Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе / Н.А. Трубина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2013. – № 2. – С. 39-42.
25. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций).
26. Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С. 87-90.
27. Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. – №36-4. – С. 47-48.