Количественная оценка эффективности системы обращения с ТКО в регионах России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 62 62 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 07.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Литературный обзор 3
1. Введение 5
2. Теоретическая глава 7
2.1. Характеристика системы обращения с твердыми коммунальными отходами 7
2.2. Принципы и методы обращения с ТКО 10
2.3. Опыт управления ТКО в регионах России и за рубежом 14
3. Аналитическая глава 19
3.1. Анализ существующих систем обращения с ТКО в регионах России 19
3.2. Идентификация основных проблем и недостатков в системах управления ТКО 24
4. Практическая часть 30
4.1. Определение критериев оценки эффективности системы обращения с ТКО 30
4.2 Методы количественной оценки эффективности 33
4.3. Эмпирическое исследование: оценка эффективности системы обращения с ТКО в выбранных регионах России 38
5. Заключение и рекомендации 50
5.1. Выявление успешных практик управления ТКО в регионах России 50
5.2. Результаты исследования, выводы и рекомендации по совершенствованию систем управления ТКО 54
Список используемой литературы 57
Приложения 61
Фрагмент для ознакомления

Соответственно полученным результатам, примерно 40% опрашиваемых отмечают, что у них нет возможности в районе проживания сдать раздельно накопленные отходы. Около 56% респондентов отмечают, что недалеко от места их проживания есть объекты и станции приёма мусора, заранее отсортированных. Не более 6% говорят о том, что в районе их проживания функционируют два и более объекта, предназначенных для применения раздельной системы сбора отходов. Представители администрации регионов и областей утвердили необходимость установки таких конструкций, как сетки, но не везде эта тенденция активно распространена. Следующий вопрос 4 предполагает уточнить мнение опрашиваемых о том, организована ли транспортировка самими жителями того или иного района до специальных зон принятия и переработки отходов (рисунок 9).Рисунок 9. Мнения респондентов по вопросу 4: «Осуществляете ли Вы на постоянной основе выброс мусора в специальные сетки или в пункты приема вторсырья?»Мнения опрашиваемых разделились таким образом: около 48,1% граждан сдают отходы в специальные пункты и конструкции, а оставшаяся часть(51,9%) не использует такую систему сбора мусора. Можно сделать вывод о том, что около половины населения занимает активную позицию в отношении раздельного сбора мусора, это хорошее достижение, которое возможно путём активного проведения мероприятий со стороны частных организаций, занимающихся вопросами внедрения специальных зон для сбора отходов (в качестве примера можно назвать «Чистый дом» и др). Подведём итоги. Граждане активно вовлечены в сферу обращения с отходами, активно следят за нововведениями в этой области и следят за изменением экологической обстановки, понимают, что нужно придерживаться принципа бережного отношения к природе. Государство на данный момент не принимает активного участия в этом направлении по причине того, что наблюдается значительный дефицит числа объектов, реализующих раздельный сбор отходов.Перейдем к вопросу 5. Он предполагает учесть мнения граждан об их личном отношении к возможности раздельно сдавать мусор (предполагается выброс мусора в отдельно установленные контейнеры - бумага, пластик, стекло, прочие отходы) (рисунок 10).Рисунок 10. Мнения респондентов по вопросу 5: «Сортируете ли Вы отходы по компонентам для раздельного сбора мусора в специализированных пунктах (стекло/еда/пластик/бумага)?» Соответственно полученным ответам, отражённым на рисунке 10, обратим внимание, как распределились мнения: граждан, которые предварительно сортируют отходы для приёма по двум компонентам, около 22%, по одному компоненту - около 5,1%, а тех граждан, которые предварительно разделяют отходы по всему возможным компонентам - 14,8%.Следующий вопрос - шестой. Он помогает обозначить следующее: большинство граждан, которые не участвуют в системе раздельного сбора мусора, аргументируют это тем, что в дальнейшем процесс его переработки вызывает сомнения. Такой точки зрения придерживается около 64,2% респондентов (рисунок11).Рисунок 11. Мнения респондентов по вопросу 6: «Если Вы в процессе выброса мусора не используете такие специальные конструкции как сетки или не пользуетесь пунктами приёма отходов, укажите, пожалуйста, причину?»Следующий седьмой вопрос позволяет учесть мнения респондентов в отношении ознакомленности граждан с правилами предварительной сортировки отходов (рисунок 12). Только 78% информированы о том, что такие отходы, как продукты питания, запрещено в сдавать конструкции типа сеток. Все граждане должны быть проинформированы о том, что для принятия мусора на мусороперерабатывающие организации, он должен быть чистым: если на данный объект поступит грязная бутылка или упаковка от шоколада, их отвезут на полигон. Рисунок 12. Мнения респондентов по вопросу 7: «Ознакомлены ли Вы с основными правиламипредварительной сортировки отходов?»Правила предварительной сортировки и подготовки отходов разработаны в соответствии с условиями пунктов их приёма и мусороперерабатывающими объектами: объекты, на которых осуществляется переработка мусора, не снабжены помещением и не имеют условий для мытья принимаемых отходов, потому что это предполагает дополнительные материальные затраты; принятые на станциях и пунктах приёма отходы могут находиться в них около нескольких месяцев, а, соответственно, грязный мусор типа пластиковых бутылок, обёрток от шоколада и пр. может привести к нашествию крыс или насекомых, к появлению неприятных запахов. Также стоит учитывать тот факт, что на таких пунктах труд не автоматизирован, а, значит, на этапе сортировки мусора применяется ручной труд, поэтому нужно уважительно относиться к сотрудникам. Помимо этого, отметим, что обязательным остаётся уровень компетентности в понимании особых обозначений на упаковках и осведомлённость с тем, что многие объекты и станции приёма отходов не принимают отходы, имеющие маркировку «7» и выше маркировки «72». Допустим, самая частотная маркировка «90» свидетельствует о материале, в составе которого соединены пластик и алюминий, что означает невозможность его разложения на отдельные компоненты с целью переработки в будущем (приложение). Проанализировав полученные мнения респондентов на восьмой вопрос, отметим, что большая часть граждан принимает активное участие в различных мероприятиях и информационных встречах, направленных на уменьшение объёма накапливаемых отходов (рисунок 13).Рисунок 13. Мнения респондентов по вопросу 8 «Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, направленных на уменьшение обьема отходов, и сами применяете какие-либо меры для этого?»Обратимся к девятому вопросу. Он позволяет определить, каким образом упаковка продукции может воздействовать на объём товаров.Согласно полученным мнениям, отметим, что в ситуации, когда люди приобретают различные товары без упаковки, то объём отходов значительно сокращается (рисунок 14).Рисунок 14. Мнения респондентов по вопросу 9 «Согласны ли Вы с мнением о том, что если население будет приобретать различные товары, продукты без упаковок и пакетом, то объём отходов значительно уменьшится?»Согласно полученным ответам на вопрос 9, подтвердим, что в настоящее время большая часть населения постоянно, для достижения чётких целей, старается как можно реже прибегать к использованию пластика, заменяя его многоразовыми и наиболее безопасными материалами.Предлагаемый опрашиваемым десятый вопрос позволяет подумать о том, как понимают и оценивают граждане предлагаемые меры для улучшения экологической обстановки в мире (в частности, система раздельного сбора мусора; рисунок 15).Рисунок 15. Мнения респондентов по вопросу 10 «Как Вы считаете, может ли предлагаемая мера - раздельныйсбормусора иего переработка - помочь улучшению экологической обстановки в стране, снижению негативного влияния от выброса и хранения отходов на природу и людей вРоссии?»Согласно полученным ответам, сделаем вывод. Большая часть респондентов утверждает, что такая мера, как раздельный сбор мусора, способна улучшить эколоническую обстановку в стране и мире. Около 24% опрошенных обращают внимание на то, что результата в решении экологических трудностей можно только при применении системы мер. С этим стоит согласиться, потому что, во-первых, нужно упорядочить законодательные документы, а потом внедрить действия для сортировки и дальнейшей переработки мусора. Также не менее важным является этап предоставления сведений людям в отношении обращения с отходами. Вовлечение граждан в процесс улучшения экологии является основой вопроса 11 (рисунок 16).Рисунок 16. Мнения респондентов по вопросу 11 «Что для Вас лично предстает в виде мотивации для предварительной сортировки отходов перед их выбросом/сдачей?»В ходе анализа полученных ответов скажем, что 79% респондентов из предлагаемого им перечня выбрали заботливое отношение у природе. Около 56% опрошенных назвали важнейшее условие для сортировки мусора - обеспеченность граждан близлежащими пунктами приема отходов (рядом с домом). Следующий вопрос 12 (рисунок 17) предлагается для того, чтобы разобраться в том, кто более ответственен и положительно относится к возможности раздельно сдавать мусор - мужчины или женщины. Около 76% мужчин не участвуют в этом и даже не проявляют интереса, а, женщины, наоборот (67%) проявляют себя активно и действительно вовлечены в этот процесс. Рисунок17. Мнения респондентов по вопросу 12 «Вашпол»Представительницы женского пола говорят о том, что ониежедневно наблюдают за запущенностью выброса мусора, за числом выброса различных упаковок, поэтому они решили участвовать в сортировке мусора. Следующий вопрос 13 даёт понимание о возрасте и виде деятельности респондентов (рисунок18).Рисунок 18. Мнение респондентов по вопросу 12 «Ваш возраст» и «Род вашей деятельности»Вывод. На сегодняшний день на территории Омской области сложилась непростая ситуация в сфере обращения с отходами. Население в процессе выброса мусора лишено возможности сдавать его раздельно рядом с домом. Примерно 50% населения не занимается сортировкой мусора, а вторые 50% предварительно его сортируют. Стоит подчеркнуть тенденцию к повышению экологической осведомлённости и осознанности граждан в отношении общей экологической обстановки, они стараются находить возможности для раздельного сбора мусора. В ходе анализа полученных ответов отметим, что наблюдаются явно положительные изменения в процессе соритировки и переработки ТКО. Значительная часть опрошенных пытается занимать активные позиции для улучшения экологических условий и снижения негативного воздействия на окружающую действительность и людей. Из вовлечённость выражается в попытках участвовать в системе раздельного сбора мусора, в отказе от разового пластика и замене его многоразовыми безопасными материалами (бахилами многоразового употребления, шоперами и под). Всё это является подтверждением трансформации экологического сознания и получения полезных навыков для снижения негативного влияния на всё живое вокруг. 5. Заключение и рекомендации5.1. Выявление успешных практик управления ТКО в регионах РоссииВ этой части работы будут предложены наиболее результативные меры разных территорий государства в течение 2023 года. Их внедрение в сферу обращения с отходами позволит прийти к системе раздельного сбора мусора. Данные меры, например, включают установку как стационарных контейнеров, так и передвижных экологических станций, применение которых постепенно приводит к трансформации мышления людей.Разработка важнейших мероприятий была осуществлена на следующих территориях - в Калининградской, Кировской, Курской, Брянской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тюменской, Челябинской областях; в Республиках Коми и Башкирии, в Удмуртии и в Ямало-Ненецком автономном округе (рисунок 19).Рисунок 19. Операторы на территории регионов страны, занимающиеся вывозом твёрдых коммунальных отходов [24].Многие технологии, которые смогли принести максимальные результаты, имеют много общего между собой, например, по определённым этапам и получаемым итогам. Получение полезных сведений для населения активно организуется со стороны частных организаций, а также запускаются пункты раздельного сбора мусора (экодома, экопункты). Перечислим некоторые меры. На улицах Санкт-Петербурга появились контейнеры для мусора собственного производства. В 2020 году на территории России в работу был запущен двухкамерный мусоровоз, состоящий из двух изолированных отсеков, что повышает объём мусора, выводимые за раз, тем самым совершенствуется логистика и снижается текущие расходы. В Кировской области функционируют контейнеры, экопункты и экомобиль для сбора мусора (рисунок 20).Рисунок 20. Методы сбора отходов в Кировской областиВ Курской области запущен проект «ЭкоДом», он нацелен на выделение точек, где будет проводиться приём отходов с целью их последующей переработки. В этом регионе уже успешно функционирует девять подобных пунктов: семь – в Курске, один – в Фатеже и один – в Железногорске. По предварительно сделанным прогнозам, количество их должно возрасти до тридцати. В Брянской области установлены такие конструкции для раздельного сбора мусора, как сетки для отходов из пластика (контейнеры, бахилы, трубочки, пакеты и под). Успешно функционируют десять экопунктов и четырнадцать экодомов, которые в качестве оплаты своих услуг принимают вторсырье. В Липецкой области с 2023 года проводится акция «Эко.шкаф», заключающаяся в сборе одежды и текстиля с целью последующей переработки. Также в общедоступных местах, где большая проходимость людей (торговые центры, городские парки и др.), установлены комплексы для раздельного сбора мусора (металлические контейнеры для пластиковых бутылок (800), для макулатуры (30), для текстиля (около двенадцати экошкафов)).С 2021 года в Пензенской области ежегодно организуется акция «Пенза, спаси ёлку». После всех новогодних праздников ёлки, выброшенные на стандартные мусорные площадки, собираются и транспортируются в отдельное место сбора, где осуществляется их переработка (полученные после измельчения опилки применяются в местах содержания животных в качестве подстилки).В Башкирии организуется специальное пространство для раздельного сбора мусора: сетки для отходов из пластика, евро контейнеры, объёмные блоки для крупногабаритного (диван,кресло и др.) и строительного мусора.В городе Конаково Тверской области запущено «Экотакси». Расчёт в нём производится за счёт пластика, старой техники, машинных шин. С 2023 года Тверь снабжена особыми сетками, которые созданы для сбора автомобильных шин.В Тюменской области организованы «Экодома», где население этого региона может принести для приёма отходы для дальнейшей их переработки (рисунок 21).Кроме приёма мусора, «Экодом» выступает в роли организатора разных встреч и мастер-классов, благодаря которым люди становятся более осознанными в отношении экологической обстановки и в том, как действия человека влияют на неё. В Челябинской области дизайнеры разработали серию рекламных щитов с информацией о том, какие правила существуют для безопасного выброса мусора (сортировка перед сдачей). Их размещение организовано там, где находятся места скопления мусора, где большая проходимость людей, в местах размещения объявлений для жителей комплексов. Общественный транспорт также оснащён видеоматериалами про возможность раздельного сбора мусора, на некоторые большегрузы нанесена реклама в виде слоганов «Супергерои разделяют. Я с ними!».Подводя итог, выделим главные способы, благодаря которым внедряется система раздельного сбора мусора: это металлические и пластиковые блоки (например, для пластиковых бутылок или особые, для машинных шин), сетки, шкафы, объёмные конструкции для сбора строительного и крупногабаритного мусора, модули (рисунок 22).Рисунок 22. Металлические и пластиковые контейнерыНа территории Зеленограда (Московская область) со стороны управляющих компаний внесено предложение об установке блоков для сбора твёрдых отходов, оно принято и утверждено, в результате чего на улицах проходит тест-драйв «умных» урн. Эти устройства включают в себя пресс, оснащены сигналом передачи в обслуживающую организацию в момент наполнения. В ходе проведения Всероссийского конкурса самых результативных методик «Лидер перемен» первое место заняла управляющая компания «Зелёный бульвар» из Владивостока. Она предложила, разработала и на постоянной основе внедрила в многоквартирные и многоэтажные комплексы подземные конструкции для выброса отходов, которые работают на основе гидравлического механизма. Для получения положительных результатов и внесения предложений об эффективных и безопасных для окружающей среды механизма и приспособлениях в любой сфере деятельности и обслуживания граждан всегда необходимо обмениваться идеями и практикой. Для этого на территории РФ часто проводятся различные федеральные и региональные конкурсы, которые предоставляют возможность предприятиям показать свои достижения или разработки. 5.2. Результаты исследования, выводы и рекомендации по совершенствованию систем управления ТКОВ настоящее время Омская область находится на самом низу экологического рейтинга. В городе и области функционирует только один мусороперерабатывающий завод, режим его работы - без выходных 23 часа в сутки. Поэтому требуется совершенствование инфраструктуры и открытие подобных заводов с целью обработки отходов большой мощности, что находится только на ступени прогнозирования.Согласно успешным практикам на уровне других регионов, если существует потребность вывоза твёрдых коммунальных отходов на расстояние более 30 километров, то достичь значимых экологических и экономических результатов можно только при условии использования двухшаговой системы вывода мусора с применением мусороперегрузки отходов и большегрузных мусоровозов.Главной задачей в процессе обращения с отходами, принимаемыми мусороперерабатывающим заводом, является наибольшее извлечение тех материалов, в ходе переработки которых можно создать другие предметы пользования относительно неплохого качества. Отсюда вытекает важнейшая задача: нужно подтвердить возведение мусороперерабатывающего завода с поиском лиц, готовых вложить средства в качестве инвестиций для его строительства. На этапе выбора места под строительство нужно обязательно учитывать транспортные затраты в процессе транспортировки мусора. Далее нужно обязательно произвести расчет количества контейнеров для раздельного сбора отходов и мусоровозов для их транспортировки.С целью совершенствования данной отрасли обязательно нужно постоянно обновлять технические возможности путём использования новейших технологий, применять твердые коммунальные отходы как вторичные материальные и энергетические ресурсы (так называемый рециклинг). Все, о чем было сказано выше, представляется возможным при участии частных лиц и государства. Также обязательно стоит уделять внимание доведению до населения сведений о плюсах предварительной сортировки и последующей переработки и о минусах скопления мусора как на площадках, так и на свалках, и естественного перетлевания отходов. Сложность также заключается в дефиците объектов, функционирующих для сбора ртутносодержащих отходов, источников энергии (батарейки), энергосберегающих устройств и их бесконтрольное размещение. После выхода из строя они выбрасываются в стандартные мусорные баки, а далее вывозятся на свалку. Изменить ситуацию в этом случае поможет система раздельного сбора опасных отходов с помощью особых экобоксов. Данная конструкция представлена как металлический ящик не позволяющий опасным веществам проникать в окружающую среду. После сбора организуется их утилизация согласно всем нормам обезвреживания отходов. В качестве дополнительных вариантов совершенствования области обращения с отходами можно обозначить создание линий по биокомпостированию, что позволяет выбрасывать палки, листья деревня и отходы пищи. В настоящее время большая часть листьев транспортируется в пластиковых пакетах, увеличивающих период их разложения, на особые территории. Такие же отходы при соблюдении правил во время сбора в ходе гниения могут стать источником грунта, приспособленного для выращивания растений. Его эффективность возрастает в соответствии с географически-климатическими отличительными признаками. Для того, чтобы на постоянной основе все придерживались внедренной концепции, обязательно нужно рассматривать и анализировать основные затруднения в данном цикле. Возникновение сложных ситуаций и проблем происходит по некоторым причинам: отсутствие морально-этического понимания в отношении экологии и окружающей среды; невысокая доходность специализированных организаций, занимающихся переработкой; острый дефицит научно-исследовательских возможностей для подбора и внедрения современных технологий переработки и др. В настоящее время зафиксировано большое количество факторов, которые не являются основными, однако могут оказывать воздействие на плавность перехода к экологической идеальной позиции. К ним относятся политические взгляды граждан, позитивная оценка уровня жизни, применение служебного положения в личных целях со стороны руководящей верхушки и др. Только благодаря одинаковому контролю всех факторов, названных нами выше, появляется возможность развивать сознание граждан об этой обстановке в мире, об уровне окружающей действительности. Для того, чтобы получить максимально высокий результат от такого комплекса мер, обязательно нужно проектировать заранее предлагаемые технологии, отвечающие за перераспределение отходов. Согласно всему вышесказанному, отметим, что через несколько лет образование дополнительных и несанкционированных свалок не будет расширяться, а для государства появится выгода в получении энергии, материалов и сырья. СписокиспользованныхисточниковАлмастян, Н.А., Ратнер, С.В. Анализ системы и поведенческих практик обращения с отходами в Краснодарском крае // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. — 2019. — Т. 18. — №4. — С. 483-504.Ахметова, Г.З. Проблемы совершенствования региональной системы утилизации твердых бытовых отходов / Г. 3. Ахметова // Транспортное дело России. — 2018. — № 12. — С. 99-101. Беликов, В.И. Формирование системы управления отходами в Российской Федерации // В. И. Беликов // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Материалы XVI международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 91-95.Бурмистров, В.А. Россия и циркулярная экономика / В.А. Бурмистров, И.А. Максимов // Стандарты и качество. — 2018. — № 11. — С. 12-15.В первый этап создания системы обращения с TKO на Кубани вложат 28 млрд.рублей[Электронныйpecypc]. https://kuban.rbc.ru/krasnodar/07/04/2022/624ee0e39a7947c67l09fd7e(дата обращения: 22.02.2024)Вторичная переработка: как российская корпорация собирается решать мусорную проблему Кубани[Электронныйpecypc].URL: https://ki- news.ru/2021/11/28/vtorichnaya-pererabotka-kak-rossiyskaya-korporatsiya- sobiraetsya-reshat-musoшuyu-problemu-kubani (дата обращения: 22.02.2024)Гармаш, Д.П. Проблемы хранения и утилизации хозяйственно-бытовых отходов в Краснодарском крае / Д.П. Гармаш, Н.В. Харченко, Ю.С. Таценко, В.П. Завгородняя В. П. // Географические исследования Краснодарского края. — 2019. — С. 170— 175.Закон Томской области от 13 марта 2000 г. № 245-K3 «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29 апреля 2022 г.) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Томской области. — 2000. — № 13 (43). Стр. 62.О состоянии природопользования и об охране окружающей cpeды Томской области в 2020 году: Доклад. — Томск, 2021. — 447 с.От сбора к переработке: как в Краснодаре решают «мусорную» проблему [Электронный pecypc]. https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/5e428 f8 99a7947244fc33d28 (дата обращения: 22.02.2024)Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами [Электронный pecypc]. https://ach.gov.ru/upload/iblock/41b/41b02dc50697e6fc57ec2f389a8b68fD.pdf (дата обращения: 22.02.2024)Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (ред. от 18 марта 2021 г.) // СЗ РФ. — 2016. — № 47. — Ст. 6640Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ» [Электронный pecypc]. https://docs.cntd.ru/document/499041934 (дата обращения: 22.02.2024)Приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.01.2020 № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Краснодарского края» [Электронный pecypc]. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/show/518463/ (дата обращения: 22.02.2024)Разработка единой динамической схемы транспортировки, переработки иуправления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края. Государственный контракт № 13 от 28.05.2012 года. Краснодар, 2013. — Т. 1. — Кн. 1. — 217 с.Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-p «О плане действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» (ред. от 10 августа 2016 г.) // СЗ РФ. — 2012. — № 52. — Ст. 7561.РаспоряжениеПравительстваРФот25.07.2017№1589-p «Об утвержденииперечня видов отходов производстваи потребления,в состав которыхвходятполезныекомпоненты,захоронениекоторых запрещается» [Электронныйpecypc]. http://static.govemment.ru/media/files/HOiI8ZalPXAlXOLqA3dvwa3bBTxod emi.pdf(дата обращения: 22.02.2024)Решение мусорной проблемы на Кубани [Электронный pecypc]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4965880 (дата обращения: 22.02.2024)Схема потоковотходовот источникових образованиядо объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр [Электронный pecypc]. https://mintekgkh.krasnodar.ru/activity/sfera-obrashcheniya-s-tvyerdymi-kommunalnymi-otkhodami/territorialnaya-skhema-obrashcheniya- s-tko-na-territorii-krasnodarskogo-kraya/89461 (дата обращения: 22.02.2024) 20.Территориальная схема обращения с TKO на территории Краснодарского края [Электронныйpecypc]. https://newgkh.krasnodar.ru/activity/sfera-obrashcheniya-s-tvyerdymi- kommunalnymi-otkhodami/territorialnaya-skhema-obrashcheniya-s-tko-na- territorii-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 22.02.2024)Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный pecypc]. krsdstat.gks.ru (дата обращения:22.02.2024)Федеральная служба по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзор). Официальный сайт. [Электронный pecypc]. URL: https://rpn.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024)Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей cpeдьI» (ред. от 26 марта 2022 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №2. — Ст. 133.Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 30 декабря 2021 г.) // СЗ РФ. — 1998.— №26. — Ст. 3009.Федеральный классификационный каталог [Электронный pecypc]. https://rpn.gov.ru/fkko/ (дата обращения: 22.02.2024)Харламова, М.Д. Твердые отходы: технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: учеб. пособие для вузов / М.Д. Харламова, А.И. Курбатова; под ред. М. Д. Харламовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с.Приложение Маркировки на упаковках

1. Алмастян, Н.А., Ратнер, С.В. Анализ системы и поведенческих практик обращения с отходами в Краснодарском крае // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. — 2019. — Т. 18. — №4. — С. 483-504.
2. Ахметова, Г.З. Проблемы совершенствования региональной системы утилизации твердых бытовых отходов / Г. 3. Ахметова // Транспортное дело России. — 2018. — № 12. — С. 99-101.
3. Беликов, В.И. Формирование системы управления отходами в Российской Федерации // В. И. Беликов // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Материалы XVI международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 91-95.
4. Бурмистров, В.А. Россия и циркулярная экономика / В.А. Бурмистров, И.А. Максимов // Стандарты и качество. — 2018. — № 11. — С. 12-15.
5. В первый этап создания системы обращения с TKO на Кубани вложат 28 млрд.рублей [Электронный pecypc]. https://kuban.rbc.ru/krasnodar/07/04/2022/624ee0e39a7947c67l09fd7e (дата обращения: 22.02.2024)
6. Вторичная переработка: как российская корпорация собирается решать мусорную проблему Кубани [Электронный pecypc]. URL: https://ki- news.ru/2021/11/28/vtorichnaya-pererabotka-kak-rossiyskaya-korporatsiya- sobiraetsya-reshat-musoшuyu-problemu-kubani (дата обращения: 22.02.2024)
7. Гармаш, Д.П. Проблемы хранения и утилизации хозяйственно-бытовых отходов в Краснодарском крае / Д.П. Гармаш, Н.В. Харченко, Ю.С. Таценко, В.П. Завгородняя В. П. // Географические исследования Краснодарского края. — 2019. — С. 170— 175.
8. Закон Томской области от 13 марта 2000 г. № 245-K3 «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29 апреля 2022 г.) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Томской области. — 2000. — № 13 (43). Стр. 62.
9. О состоянии природопользования и об охране окружающей cpeды Томской области в 2020 году: Доклад. — Томск, 2021. — 447 с.
10. От сбора к переработке: как в Краснодаре решают «мусорную» проблему [Электронный pecypc]. https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/5e428 f8 99a7947244fc33d28 (дата обращения: 22.02.2024)
11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами [Электронный pecypc]. https://ach.gov.ru/upload/iblock/41b/41b02dc50697e6fc57ec2f389a8b68fD.pdf (дата обращения: 22.02.2024)
12. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (ред. от 18 марта 2021 г.) // СЗ РФ. — 2016. — № 47. — Ст. 6640
13. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ» [Электронный pecypc]. https://docs.cntd.ru/document/499041934 (дата обращения: 22.02.2024)
14. Приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.01.2020 № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Краснодарского края» [Электронный pecypc]. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/show/518463/ (дата обращения: 22.02.2024)
15. Разработка единой динамической схемы транспортировки, переработки и

управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края. Государственный контракт № 13 от 28.05.2012 года. Краснодар, 2013. — Т. 1. — Кн. 1. — 217 с.
16. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-p «О плане действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» (ред. от 10 августа 2016 г.) // СЗ РФ. — 2012. — № 52. — Ст. 7561.
17. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-p «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» [Электронный pecypc]. http://static.govemment.ru/media/files/HOiI8ZalPXAlXOLqA3dvwa3bBTxod emi.pdf(дата обращения: 22.02.2024)
18. Решение мусорной проблемы на Кубани [Электронный pecypc]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4965880 (дата обращения: 22.02.2024)
19. Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр [Электронный pecypc]. https://mintekgkh.krasnodar.ru/activity/sfera-obrashcheniya-s-
tvyerdymi-kommunalnymi-otkhodami/territorialnaya-skhema-obrashcheniya- s-tko-na-territorii-krasnodarskogo-kraya/89461 (дата обращения: 22.02.2024) 20.Территориальная схема обращения с TKO на территории Краснодарского края [Электронный pecypc]. https://newgkh.krasnodar.ru/activity/sfera-obrashcheniya-s-tvyerdymi- kommunalnymi-otkhodami/territorialnaya-skhema-obrashcheniya-s-tko-na- territorii-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 22.02.2024)
21. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный pecypc]. krsdstat.gks.ru (дата обращения:22.02.2024)
22. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзор). Официальный сайт. [Электронный pecypc]. URL: https://rpn.gov.ru/ (дата обращения: 22.02.2024)
23. Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей cpeдьI» (ред. от 26 марта 2022 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №2. — Ст. 133.
24. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 30 декабря 2021 г.) // СЗ РФ. — 1998.
— №26. — Ст. 3009.
25. Федеральный классификационный каталог [Электронный pecypc]. https://rpn.gov.ru/fkko/ (дата обращения: 22.02.2024)
26. Харламова, М.Д. Твердые отходы: технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: учеб. пособие для вузов / М.Д. Харламова, А.И. Курбатова; под ред. М. Д. Харламовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с.