педагогические условия развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5-6

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 50 50 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 08.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей. 6
1.2 Особенности развития зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста 11
1.3 Педагогические условия развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. 15
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. 24
2.1 Методика диагностики уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. 24
2.2 Примерная программа и методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. 26
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования. 32
Выводы по главе 2. 33
Заключение 35
Список использованной литературы. 37
Приложение 1 42
Приложение 2 50

Фрагмент для ознакомления

На каждом этапе был получен и проанализирован результат.Первый этап заключался в проведении первичной диагностики. Результатом проведения тестирования стало выявление низкого уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет.Второй этап был направлен на составление и апробацию примерной программы по развития зрительно-моторной координации.На третьем этапе проведено контрольное тестирование, которое показало повышение уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. ЗаключениеЗрительно-моторная координация – это способность скоординировать свои действия с зрительно-пространственной деятельностью.Этот показатель является одним из ведущих для определения готовности ребенка к обучению в школе. Так как он влияет на мелкую моторику рук, развитие мыслительных операций, повышение уровня познавательной активности детей. Совершенствование системы «глаза – рука» способствует успешному прохождению начального этапа обучения в школе, а возраст 5 – 6 лет является сенситивным для реализации синхронизации зрительного восприятия и движения рук.Но у слабовидящих детей в связи с ограниченностью обзора окружающей действительности, а также быстрой утомляемости развитию зрительно-моторной координации должно быть уделено особое внимание.Для этого нами были проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература, из которых мы путем обобщения и синтеза выделили основные методы и приёмы, которые возможно использовать в коррекционной работе по развитию зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет.Составив теоретическую базу нашего исследования, мы перешли к планированию и реализации практической части.Проведено исследование, состоящее из трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.На каждом этапе был получен и проанализирован результат.Первый этап заключался в проведении первичной диагностики. Результатом проведения тестирования стало выявление низкого уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет.Второй этап был направлен на составление и апробацию примерной программы по развития зрительно-моторной координации.На третьем этапе проведено контрольное тестирование, которое показало повышение уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет. Таким образом, мы выявили, что создание определенных педагогических условий, отбор целесообразных методов и приёмов работы по развитию зрительно-моторной координации у слабовидящих детей 5 – 6 лет влияет на уровень развития данной способности.Цели и задачи исследования были выполнены в полном объеме.Список использованной литературы.Авсюкевич, Н. И. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР / Н. И. Авсюкевич, И. А. Башкатова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2478/ (дата обращения: 9.03.2024).Ажермачева, З. Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71692/ (дата обращения: 11.03.2024).Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб, пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – Тула: Арктоус, 1996.Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: Когито-Центр, 2008.Бернадская, М.Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие / М.Э. Бернадская, О.В. Парамей, Л.И. Фильчикова. – М.: Полиграф–сервис, 2003Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду. - 2012. - № 4. - С.17-20.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ Астель, 2008. 325 с.Бурачевская, О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1049/ (дата обращения: 9.03.2024).Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Просвещение, 1981. – 122 с.Гризик Т. И. Развитие мелкой моторики руки у детей 5–6 лет [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук // Развитие речи детей 5–6 лет. — М.: [Б. и.], 1997. — С. 168–184.Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук / И. Громова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76- 80Давыдович, О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования / О. В. Давыдович. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46596/ (дата обращения: 15.03.2024).Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 4–14.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.:Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.Ильина, Л. Н. Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями / Л. Н. Ильина. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13242/ (дата обращения: 17.03.2024).Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000.Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 176 с. — (Серия: Профессио начальное образование).Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. – М., 1973Ливадная, Е. А. Конструирование в развитии дошкольника / Е. А. Ливадная, Н. М. Максимова, Л. А. Салихова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106866/ (дата обращения: 18.03.2024). Мишин М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией / М.А. Мишин, И.А. Смирнова, З.Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. школе: ежегод. науч.-метод. журнал. – 2003. – № 4. – С. 12–24.Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., «Медицина», 1987. 127 с.Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.Мухина B. С. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд. М.: Академия, 2006. 608 с.Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Мясникова. – Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»: коррекционно–развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с.Павлов, И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. [Текст] / И.П. Павлов. – М.; Л., 1951.Петров, А.В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает [Текст]: Методическое пособие / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: ЗАО «Элти- Кудиц», 2003Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2012. – 616 с.Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.Смирнова, Н. Н. Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Н. Н. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 445-446. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97034/ (дата обращения: 17.03.2024).СтребелеваЕ. А.,Венгер А. Л., ЕсановаЕ. А. идр. Специальная дошкольная педагогика: учеб, пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.Ссылка на Федеральный Государственный стандарт Дошкольного образования: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lty0lsoffr394726360Теплова, И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова. — Текст:непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/ (дата обращения: 10.03.2024).Тищенко, Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 12. – С. 56–59.Топ-5 головоломок, которые развивают интеллект. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — URL: https://moluch.ru/archive/342/87871/ (дата обращения: 10.03.2024).Царёва, М. Н. Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе / М. Н. Царёва, Л. В. Гулина, И. А. Полухина, Т. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86281/ (дата обращения: 18.03.2024).Приложение 1Интерпретация результатов Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Л.Бендер.Интерпретация результатов выполнения теста воспитанниками представляет собой начисление баллов за каждую фигуру, рассмотрение общих тенденций, суммирование баллов и анализ полученных результатов.Далее приведен вариант начисления баллов за выполнения заданий, которые были нами использованы.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0четыре угла прямыефигуры расположены горизонтальнофигуры соприкасаются в точности в соответствии с образцом2углы не прямыеось вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромбафигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)3фигура значительно деформирована4форма фигуры не определенафигуры пересекаются5"ротация" - композиция фигур развернута на 45 градусов или большефигуры значительно расходятсяТаблица 1. Оценивание выполнения фигуры А.БаллыОриентацияВзаимное расположение элементов0точки расположены вдоль горизонтальной прямойточки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или организованы в пары2паттерн несколько отклоняется от горизонтали или прямой линииточек существенно больше или меньше, чем на образце;точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки3множество точек представляет собой "облако";точки расположены вдоль прямой, которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов4точки воспроизведены как крупные кружки или пунктирная линияТаблица 2. Оценивание выполнения фигуры 1.БаллыОриентацияВзаимное расположение элементовУсловия:а) горизонтальное расположение рядов кружочков;б) равное расстояние между элементами;в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой0все колонки сохраняют правильный наклонвсе условия выполнены1два условия выполнены2от одной до трех колонок не сохраняют правильной ориентациикружочки соприкасаются или пересекаются более, чем в одной колонке;+ 2 балла, если вместо кружочка нарисованы точки или черточки3более трех колонок имеют неправильную ориентациювыполнено одно из условий4рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть или менее колонок, или колонки состоят из двух элементов вместо трех;не сохранены уровни, одна или несколько колонок сильно выступают вверх или "провалены" вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)5"ротация" - вся композиция развернута на 45 градусов или больше;"персеверация" - общее число колонок больше тринадцатини одно из условий не выполненоТаблица 3. Оценивание выполнения фигуры 2.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0воспроизведены три углаось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальнасоблюдается увеличение числа точек от угла к углу2воспроизведены два углаось наклонна, но менее чем на 45 градусов;вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезковвместо точек воспроизведены кружочки или черточки3"выпрямление", то есть один или две ряда образуют вертикальную линию вместо угла4воспроизведен один уголвершины углов соединяются ломаной из трех отрезковнарисован дополнительный ряд;нарисована линия вместо ряда точек;рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек5отсутствие углов"ротация" - поворот всей композиции не менее чем на 45 градусов"инверсия" - изменение направления угловТаблица 4. Оценивание выполнения фигуры 3.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0углы правильные и две дуги одинаковыеось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадратафигуры правильно соприкасаются2один угол или одна дуга не получилисьпредыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация;асимметрия дугифигуры слегка расходятся3два угла или две дуги, или один угол и одна дуга не получились4только один угол и одна дуга удалисьплохая интеграция, если фигуры пересекаются или отдалены друг от друга5ротации дуги, если ось образует 90 градусов или меньше;ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места10основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/З от нужного местаТаблица 5. Оценивание выполнения фигуры 4.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0угол правильный, дуга симметричнаялиния касается дуги под правильным углом в месте, соответствующим образцулиния касается дуги, число точек соответствует образцу2предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация;нарушена симметрия дугилиния не прямаявоспроизведены кружочки или черточки вместо точек3угол значимо отличается от образца4воспроизведена линия вместо ряда точек;линия пересекает дугу5"ротация" - композиция повернута на 45 градусов или болееТаблица 6. Оценивание выполнения фигуры 5.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углысинусоиды пересекаются в правильном месте под углом, соответствующим образцуколичество волн обоих синусоид соответствует образцу2синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудугсинусоиды пересекаются под прямым угломколичество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце;количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце4синусоиды воспроизведены как прямые или ломаныелинии не пересекаются вовсена рисунке воспроизведено более двух отдельных линийТаблица 7. Оценивание выполнения фигуры 6.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильноориентация обеих фигур правильнаяпересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной2отсутствует один уголориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротацияпересечение не совсем правильное3отсутствует более одного углаодна фигура лишь соприкасается с другой4лишние углы, то есть более 6 в фигурепересечение неправильное5"деформация" - фигуры неопределенной формы"ротация" - угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)фигуры отдалены друг от другаТаблица 8. Оценивание выполнения фигуры 7.БаллыВыполнение угловОриентацияВзаимное расположение элементов0все углы выполнены правильноориентация обеих фигур правильнаяпересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур2отсутствует один уголориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротацияпересечение не совсем правильное (внутренняя фигура имеет один зазор с внешней)3отсутствует более одного угланарушены относительные пропорции фигур4лишние углы5"деформация" - фигуры неопределенной формы"ротация" - угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с неюТаблица 9. Оценивание выполнения фигуры 8.БаллПоказатель2Рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа;Рисунки располагаются не в правильной последовательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)3На рисунке присутствует более двух исправлений или стираний;Отчетливо проявляется тенденция к увеличению или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок4Каждая последующая картинка выполнена менее тщательно предыдущей;Картинки перекрывают друг друга6При выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукойТаблица 10. Общие тенденции.Приложение 2п/п №Имя фамилия ребенкаДиагнозРезультат первичной диагностикиРезультат контрольной диагностики1Никита А.астигматизм и близорукость 46452Варвара З.косоглазие40413Тимофей И.близорукость48444Елизавета К.близорукость47475Михаил К.астигматизм и близорукость 46466Олеся М.дальнозоркость39437Алена О.косоглазие48458Кира Р.близорукость42369Данил Ф.дальнозоркость504710Егор Я.астигматизм и дальнозоркость4242Таблица 1. Участники педагогического исследования.

1. Авсюкевич, Н. И. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР / Н. И. Авсюкевич, И. А. Башкатова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2478/ (дата обращения: 9.03.2024).
2. Ажермачева, З. Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71692/ (дата обращения: 11.03.2024).
3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб, пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – Тула: Арктоус, 1996.
5. Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: Когито-Центр, 2008.
6. Бернадская, М.Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие / М.Э. Бернадская, О.В. Парамей, Л.И. Фильчикова. – М.: Полиграф–сервис, 2003
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду. - 2012. - № 4. - С.17-20.
8. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ Астель, 2008. 325 с.
9. Бурачевская, О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1049/ (дата обращения: 9.03.2024).
10. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст]: сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Просвещение, 1981. – 122 с.
11. Гризик Т. И. Развитие мелкой моторики руки у детей 5–6 лет [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук // Развитие речи детей 5–6 лет. — М.: [Б. и.], 1997. — С. 168–184.
12. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук / И. Громова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76- 80
13. Давыдович, О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования / О. В. Давыдович. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46596/ (дата обращения: 15.03.2024).
14. Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 4–14.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
17. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
18. Ильина, Л. Н. Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ через проведение совместной деятельности с родителями / Л. Н. Ильина. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13242/ (дата обращения: 17.03.2024).
19. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000.
20. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 176 с. — (Серия: Профессио начальное образование).
21. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. – М., 1973
22. Ливадная, Е. А. Конструирование в развитии дошкольника / Е. А. Ливадная, Н. М. Максимова, Л. А. Салихова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106866/ (дата обращения: 18.03.2024).
23. Мишин М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительной гимнастике в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией / М.А. Мишин, И.А. Смирнова, З.Н. Тюбекина // Физ. воспитание детей с нарушением зрения в дет. саду и нач. школе: ежегод. науч.-метод. журнал. – 2003. – № 4. – С. 12–24.
24. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., «Медицина», 1987. 127 с.
25. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.
26. Мухина B. С. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд. М.: Академия, 2006. 608 с.
27. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Мясникова. – Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. – 19 с.
28. Осипова, Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»: коррекционно–развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с.
29. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. [Текст] / И.П. Павлов. – М.; Л., 1951.
30. Петров, А.В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает [Текст]: Методическое пособие / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
31. Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: ЗАО «Элти- Кудиц», 2003
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 2012. – 616 с.
33. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.
34. Смирнова, Н. Н. Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Н. Н. Смирнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 445-446. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97034/ (дата обращения: 17.03.2024).
35. Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Есанова Е. А. и др. Специальная дошкольная педагогика: учеб, пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
36. Ссылка на Федеральный Государственный стандарт Дошкольного образования: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lty0lsoffr394726360
37. Теплова, И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/ (дата обращения: 10.03.2024).
38. Тищенко, Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 12. – С. 56–59.
39. Топ-5 головоломок, которые развивают интеллект. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — URL: https://moluch.ru/archive/342/87871/ (дата обращения: 10.03.2024).
40. Царёва, М. Н. Развивающие игры и упражнения по подготовке детей 5–7 лет к школе / М. Н. Царёва, Л. В. Гулина, И. А. Полухина, Т. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86281/ (дата обращения: 18.03.2024).